1914..30 Анвар Ахмедов (И_Ахмедов)

из воспоминаний Ильгизара Ахмедова о своем отце..

Анвар Миргасимович Ахмедов родился 17 (3 по старому стилю) июля 1914 года в деревне Дымтамак Бугульминского уезда Самарской губернии, в настоящее время деревня Дым-Тамак Ютазинского района республики Татарстан.

Его отец указной мулла Миргасим Ахметнабиевич Тимергазин, а мать Карима Исмагиловна.

В метрической книге д. Дымтамак за 1915 год значится имам-хатып 1-ой мечети Миргасим Ахметнабиевич Тимергазин, родился 2 июня 1881 года (по старому стилю), назначен на должность имама-хатыпа указом № 435 от 27октября 1909 года (по старому стилю). Обучался в деревне Кзыл-Яр Бугульминского уезда Самарской губернии у муллы Афзалетдина хазрата, сына Галляметдина.

В метрической книге деревни Урусса Бугульминского уезда Самарской губернии значится Карима, 18 лет, дочь ясачного Исмагила Мухаметшевича и житель деревни Кзыл-Яр Бугульминского уезда Миргасим Ахметович, 28 лет, сын муллы, бракосочета-лись 13 января 1910 года (по старому стилю).

Представители со стороны невесты: сын муллы Мухаметназип Ахметзянович; со стороны жениха: сын муллы Мавляви Ахметнабиевич.

Свидетели со стороны невесты: сын муллы Мухсин Ахметзянович, сын муллы Хикматулла Габдуллович; со стороны жениха Миргасим, сын муллы Миргазиян Ахметович.


Анвар не был первым ребёнком в семье. Первенцем был мальчик по имени Камиль, он родился в 1911 году, но умер от оспы. Вторая была девочка по имени Магира, которая родилась в 1912 году и умерла в младенческом возрасте - её ошпарили кипятком в бане. Маленький Анвар родился третьим по счёту в 1914 году.

Дом муллы Миргасима в Дым-Тамаке располагался в верхней части селения, на горной улице и задами выходил на овражек, что начинается от каменного магазина существующего и поныне.

Миргасим работал приказчиком у Исмагила Уруссинского (надо понимать, что был из селения Уруссы). После смерти Исмагила женился на его дочери Кариме. Выучился на священника (муллу) и был направлен в Дым-Тамак, где семья прожила до 1930 года. Построили просторный дом, завели хозяйство- скотина корова, лошади, пчелы, сад, яблоки, орехи.

В их доме жили семьями братья и сестры Каримы. Хлеб Карима пекла на всех. Миргасим успевал помогать жене нести тяжелую ношу быта. Двери дома были всегда открыты для гостей и односельчан. К примеру инструмент припасен и для себя, и для сельчан.

В Гражданскую войну командиры и белых, и красных останавливались в этом доме, не раз хозяина выводили в поле на расстрел и те, и другие, но всякий раз односельчане всем аулом отстаивали жизнь сельского муллы Миргасима.

Семья росла, в 1917 году родилась дочь Нажия, в 1920 - Сиражия, в 1924 сын Зайтун, в 1930 Асгар.

Анвар вспоминал ещё о двоих детях: мальчиках по имени Адиб. Неизвестны годы их рождения, скорее всего это было между 1925 и 1929 годами, но оба умерли младенцами. Первый умер от коклюша, а второго мать придавила во сне. Миргасим в этом деле показал свой суровый характер, не побоялся приметы о несчастном имени. После смерти первого Адиба и следующего назвал таким же именем, а после смерти второго следующая дочь тоже получила это же имя. Последняя Адиба закрепилась на этом свете и прожила 77 лет.

Процитирую из статьи о школе деревни Дым-Тамак:

По традиции центром села являлась мечеть и площадь перед ней. Постепенно село разрослось и в ней стало две мечети, т.е. две махаллы. При мечети обычно было начальное учебное заведение, в которой учили в основном чтению и письму, т.е. школа появилась в селе с самого начала её возникновения. Преподавание велось на арабском и татарском языках. Учителя называли хальфа. Не было деления на классы, какой-то стройной педагогической системы, обучение сводилось к овладению грамоты и основам религии.

К мулле – Абызу ходили мальчики, а к образованным женам мул – Абыстаям - девочки. Такая размеренная жизнь продолжалась до начала ХХ века.

В 1912 году в Дым-Тамаке появляется школа, где пытаются внедрить новые предметы – естествознание, историю, основы математики и т.д., но население с недоверием встретило это нововведение.

Первое светское образовательное учреждение было открыто в деревни в 1920 году в доме Сахап бая. Первым учителем стал Гайнаншин Габдулла. Это были очень тяжелые времена после военной разрухи и голода. По краю прокатилось кровавое выступление «вилочников». Крестьяне недовольные мероприятиями советской власти, продразверстки повсеместно восставали. Новая школа ассоциировалась с новой властью, поэтому многие учителя пострадали. На собственных воротах был повешен председатель сельского совета Ахметов Сагадат гарай, его самолично снял с петли Гайнаншин Габдулла, сам он смог уцелеть.

Но вернёмся к маленькому Анвару. В 1921 году он достиг такого возраста, что надо было начинать учёбу в школе. Где он учился неизвестно? Был ли Миргасим его учителем? "Маленький чёрный мальчик" называли его тогда за небольшой рост и смуглость кожи. Очень нравилось мальцу крутиться на турнике, купаться до синевы в речке Дымке, ловить рыбью мелочь. Так прошли четыре года начальной ступени - мектеб.

В 1925 году Анвар уже учится в Давлекановском медресе более чем за 100 километров от родного дома и заканчивает его в 1929 году. Любимым предметом его была география. Русский язык тоже преподавали на хорошем уровне и, скорее всего, тот красивый почерк Анвар вырабатывал именно в Давлекановском медресе. Из друзей с которым маленький Анвар делил в это время свои радости и невзгоды был его однокашник-односельчанин Фоат Батталов. Дружбу эту друзья пронесли через всю жизнь. И уже в 70-х годах они переписывались и встречались в Казани, где поселился Фоат.

Жизнь семьи Миргасима Тимергазина в этот период НЭПа, Новой Экономической Политике, которая позволила возродиться народному хозяйству, именно "народному", предпринимательству, ремесленничеству, крестьянскому труду была относительно благополучной. Большое домашнее хозяйство, торговля в собственном магазине, выпечка хлеба и булочек для продажи на базарах и ярмарках. Даже то, что у Каримы имелся единственный в селении сепаратор для выделения сливок из молока, всё это помогало обеспечить большую семью.

Адиба апа вспоминает:

Построили просторный дом, завели хозяйство - скотина корова, лошади, пчелы, сад, яблоки, орехи. В их доме жили семьями братья и сестры Каримы. Хлеб Карима пекла на всех. Миргасим успевал помогать жене нести тяжелую ношу быта. Двери дома были всегда открыты для гостей и односельчан. К примеру инструмент припасен и для себя, и для сельчан.

Но всё внезапно закончилось. НЭП свернули. Взялись за ликвидацию кулаков и духовенства. И с началом нового 1930 года муллу Миргасима арестовали. Это случилось 1 января 1930 года. А уже 12 апреля того же года ему вынесли приговор - 5 лет лагерей. У семьи всё отобрали и несчастную Кариму с пятью детьми выгнали в голое поле. Старшему Анвару тогда было всего 15 лет, Нажие - 12, Сиражие - 9, Зайтуну - 5, а младшему Асгару всего несколько месяцев. Скитаясь от деревни к деревне, прося милостыню, ночую в старых скирдах соломы Карима с детьми была на грани гибели от голода и холода. Но всё же нашелся в родной деревне человек, который не побоялся приютить изгнанников в своей баньке.

Адиба апа вспоминает:

Миргасим работал у Исмагил-бабая приказчиком, так и познакомился с его дочерью Каримой. Это их дедушка поженил, нашёл для своей дочери достойного мужа. Миргасим наверное с 1878, а мама была с 1892, была значительно моложе него. В паспорте Миргасима наверняка указан был другой год, как в приговоре стоит 1881 г.

Миргасим учился в медресе, был указным муллой - направлен в деревню Дым-Тамак. О родственниках в той деревне я не знаю. Тот дедушка, который помогал, из стога сена приводил ночевать в своей баньке - может был и родственник. Детей было 13, я была тринадцатая, но выжили не все. Всех я сейчас не смогу перечислить: было два Адиба, они умерли, Камиль, Камиля, Асгар, Махира - других не вспомню. Поженились наверное в 1910 году, она была совсем молодая - 18 лет, маленькая, хрупкая. Миргасим всегда помогал ей, в домашних делах, хлеб замесить и другие заботы - приходилось кормить большую семью.

До 1930 года жили в Дым-Тамаке, потом папу забрали, семью выгнали из деревни. Папа сначала был в Соловках, потом строил Беломорканал. Вернулся наверное в 1933 или 1934, я родилась в 1935.

Но пришел 1930 год. Хозяйство Миргасима раскулачили, хозяина отправили на Соловки, семью выгнали из аула. Карима с детьми, Анвар (16 лет), Нажия (15), Сиражия (10), Зайтун (6) и грудным Асгаром скитались по деревням в поисках пропитания, спали в стогах, в родной аул пути не было. Однажды поехали в Бугульму, на вокзале встретился ярый коммунист, бывший батрак Самигулла, который и до этого прохода не давал. Кариму и Анвара арестовали. Позже, когда выпустили, они добрались до «Чибер-абыстай», где прожили какое-то время.

Про этого Самигуллу мне удалось найти упоминание в одной статье посвящённой истории Дым-Тамака:

В годы коллективизации сельского хозяйства в 1933 году из реквизированных домов так называемых «кулаков» была построена новая школа в три комнаты. В этой школе, председателем колхоза Гибадуллиным Самигуллой были учреждены вечерние курсы 5-7 классов, где грамоте на основе латинской графики обучались крестьяне. Учителями были Гайнаншина Закия, Бакиев Габдулла. Гайнаншин Габдулла был переведен в село Уруссу.

А упомянутая выше "Чибэр абыстай" - это Якутельжинан Фасхетдин кызы (1883-1967) родилась в деревне Бавлы, жена Магсума Исмагилова, старшего брата Каримы. После смерти Магсума Якутельжинан вышла замуж за Ахметшина Нигматуллу (1880-1936) и в описываемое время жили в городе Бугульма. Кстати Фасхетдиновы в родстве с известным родом Хамзы Вахитова из деревни Бавлы.

..

Продолжение в 1930..34 Побег в Каракалпакию (И_Ахмедов)