TATAR.uz

folk history

anvarkamal@mail.ru
Flag Counter

Предыдущая часть: 16 век

17 век


16-17 в Юнус Иванай — улем учившийся в Средней Азии

опубл.2021-02-01
Влияние бухарской образовательной традиции на татарскую элиту в XVIII – первой половине XIX века
Айдар Хабутдинов (профессор Казанского филиала Российской академии правосудия, доктор исторических наук, Россия)

«.. Для Поволжского региона, основываясь на данных «Мустафад аль-ахбар» Ш. Марджани, можно получить достаточно адекватную картину роли образования в мусульманских государствах, и особенно в Бухаре, для татар. В Средней Азии получил образование первый мусульманский улем эпохи после падения Казанского ханства в 1552 г. Юнус Иванай. По данным Ш. Марджани, почти каждый из обучавшихся в зарубежных исламских центрах был мударрисом и имел целый ряд учеников, что подтверждает высокий статус такого рода образования. Именно выпускники Бухары создали практически все знаменитые медресе Волго-Уральского региона. Среднеазиатская система образования была основным примером и образцом для подражания6 ..»

6 Марджани Ш. Аль-кыйсме ас-сани мин китаби мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. – Казань, 1900. – С. 254–255.

Далее: Казань

Юнус Иванай — имя похожее на одного из Беханидов. Надо проверить.
Беханиды есть в моей Главной схеме под номером 39 (Акчурины, Терегуловы и многие другие знаменитые фамилии), самые старые ..
С них можно начинать историю превращения тюркоязычных казаков в благонамеренных мусульман (осторожно, процесс еще не закончен :)

Аллахияр Суфи

Родился в 1616 или 1630 в области Минкаль (рядом с г. Каттакурган - это между Самаркандом и Бухарой)..
из Татарской энциклопедии т.1:

По полулегендарным биографическим сведениям, которые были изложены Т Ялчыгулом в книге "Рисаляи Газизя" ("Послание Газизе", 1795) и пересказаны в раннем сочинении К. Насыри "Маджмуг аль-ахбар" ("Собрание сведений", 1859), Аллахияр Суфи жил и творил в Бухаре.

Потомок выходцев из Поволжья, не потерявших связь с родным краем..

Главные произведения: "Субат аль-гаджизин" ("Неукротимость немощных", изд.1802), "Морад аль-гарифин" ("Цели просветленных", изд.1858), "Маслак аль-муттакыйн" ("Путь богобоязненных", изд.1899), "Махзан аль-мутыйгыйин" ("Сокровища благоверных")
Далее о нем в "18 век"

Следующая часть часть: 18 век