![]() |
Самарканд 1929..31 |
|
Самарканд 1926..28 |
2025-11-14 |
|
Рустам Утямышев 3 года .. о том как он спасся читайте в Урал 1929.. |
Части из интервью Данияла Амирханова«Нужен ли 21 веку «татарский Геродот» – Марджани?» (2008)о жизни в Средней Азии. |
.. Затем, скрываясь от преследований за непонятные, а точнее за несовершённые преступления, они жили в глухих районах Узбекистана и Таджикистана, где и прошло детство Рустама… |
![]() |
Ut'iamyshev_iz_67-Marzhani_2015-07-05Далее в Самарканд 1935..37 |
* В 1930 столицу УзССР перенесли из Самарканда в Ташкент.
|
Гани Кайдани .. в 1927-30 годах учился в Ленинграде на Высших кооперативных курсах.. |
Биография, рукописный текст .. |
.. В 1930 году после окончания учебы был направлен в гор. Самарканд (тогда столица Узбекистана) на работу доцентом в Узбекский госуниверситет. | Далее: Самарканд 1932..34 |
Самарканд 1930Розия Каримова 14 лет.. с подготовительного отделения Ферганского Мед-техниума была направлена в Самарканд.. |
2022-02-10В архиве концертмейстера Фаузии Файзи есть фотография с надписью арабским шрифтом. Мне удалось расшифровать только «Кримфа». Я предположил что это артистка Каримова. Да, такая была, но фотографий соответствующего возраста в интернете нет. А более поздние — что-то не то. Тем не менее из биографии Разии Каримовой я предположил что фото из архива Фаузии Файзи сделано в Самарканде.. |
![]() |
1910-е прим Каримова (Крымова) (6993)[араб] савгава ркдашм саима ха нма тд гва анва р мир кримфа |
![]() |
из ru.wikipedia.org/wiki/Каримова,_Разия_Зариф-кызы .. |
.. В 1930 году, как отличившуюся на концертах самодеятельности, по приказу СНК УзССР, направили в театральную студию Самаркандского театра, где училась и одновременно работала. Впоследствии, театр из Самарканда был переведён в Ташкент, и стал Узбекским академическим театром оперы и балета имени Алишера Навои. На протяжении всей творческой деятельности являлась артисткой этого театра. .. |
из prtuz.tatarstan.ru/roza-karimova .. |
«.. В 1930 году Розия поступает учиться во вновь созданную театральную студию под руководством Мухитдина Кари-Якубова при Узбекском государственном музыкально-драматическом театре (Самарканд) и скоро становится солисткой этого театра. Начиная с этого времени исполняла лирические и героические танцы и играла драматические роли на сцене: Анархон («Товарищ» Яшена, 1930), Азадхон («Ичкарида» Яшена и Мухамедова, 1932) ….Здесь она занимается классическим танцем у Александра Бена, Уста Алима Камилова. В студии преподавали такие прославленные мастера : Юсуфжон Кизик Шанаржонов, Гавхар Рахимова, Муставвакил Бурхонов, Камил Яшен, Тамара Ханум. Таким образом, Розия получила очень основательное по меркам того времени музыкальное и хореографическое образование и была зачислена в танцевальную труппу Узбекского музыкального театра.. | Еще в годы ученичества у нее выявились разносторонние дарования. В равной степени у неё оказались способности и к характерному, и к классическому танцу, кроме того, у нее обнаружился незаурядный певческий талант. В результате освоения и детального изучения многообразия танцевального фольклора Узбекистана, основываясь на собственный богатый исполнительский опыт Розия начинает всерьез задумываться о необходимости создания специальной теории сценической интерпретации народного танца, с целью его сохранения, как предмета культурного наследия, с одной стороны, а с другой с целью возможности использования его элементов в более крупных театральных постановках. | Одновременно возникает необходимость пересмотра программ подготовки танцовщиков в хореографических училищах и других учебных заведениях с тем, чтобы приблизить преподавание характерных танцев к подлинным источникам народной узбекской хореографии. С этой целью она с 1932 года начинает преподавать народные узбекские танцы в Ташкентском хореографическом училище.. | Далее о Розие Каримовой в Ташкент 1932 |
Самарканд 1931Чингиз Ахмаров 19 лет.. закончил Пермское художественное училище.. из prtuz.tatarstan.ru/chingiz-ahmarov.. |
.. молодого художника начали приглашать на работу в разные заманчивые места. Но он, девятнадцатилетний домашний юноша, ещё крепко привязанный пуповиной к своей большой и дружной семье, рвётся домой. Семья к тому времени жила в Самарканде, и он уже дважды успел побывать там на каникулах. Сказать, что он с первого взгляда влюбился в Самарканд, значит ничего не сказать. Самарканд вошёл в его душу, в его сердце, словно Чингиз там родился, он стал его родным городом. Самарканд даже снился ему в холодной Перми. | И летом 1931 года, получив диплом, он возвращается в семью, в любимый Самарканд, к манившему его всегда мавзолею Тимура, к Гур Эмиру. В 30-х годах прошлого столетия появился нашумевший роман Александра Неверова «Ташкент – город хлебный». Книга выдержала больше 50 изданий и долгие годы была настоящим бестселлером. Из этого романа миллионы людей узнали о благодатном Узбекистане, его прекрасных городах – Бухаре, Самарканде, Хиве, Коканде, о щедрости и толерантности узбеков. | Русских художников со времён генерала Скобелева привлекал Восток, Средняя Азия. Большую лепту в популяризацию края внёс и великий русский художник В. Верещагин, чьи картины не найдёшь даже на «Сотби» или «Кристи», они – достояние России. Живописцы – народ лёгкий на подъём, и в Самарканде тех лет проживала большая колония художников со всей России. Разные это были люди, и по-разному они оказались в этих краях, их привлекала возможность круглый год писать на природе и, конечно, баснословная дешевизна жизни. Жили они, а точнее, ютились где попало, большинство из них занимали крошечные кельи послушников в закрытых медресе, коих в Самарканде имелось множество – город до революции был одним из духовных центров мусульманского мира. Удивительное время, романтичное и жестокое одновременно, но странно одно – власть с пиететом относилась к людям искусства: поэтам, писателям, артистам, музыкантам, художникам. Оборванные, полуголодные, почти нищие люди ни перед кем не заискивали, они знали своё место в жизни, а иные, большинство, замахивались и на место в истории. | В Самарканде с древних времён проживало много армян, были среди них и художники: Варшан Еремян, Оганес Татевосян, Рубен Акбольян, Микаэл Калантаров. Все они прекрасно говорили и на фарси, и на узбекском. Кстати, Чингиз быстро одолел эти языки. Накануне возвращения Ахмарова в Самарканде открылся художественный техникум, который возглавили Павел Беньков и Зинаида Ковалевская, а преподавали в нём художники, имевшие академическое образование, в основном петербуржцы и москвичи. | Быстро найдёт работу и молодой Чингиз, он станет вести в школе черчение и рисование. Но скоро художники Самарканда объединятся в большую артель и назовут её «Изофабрика», возглавит её Оганес Татевосян. Советская власть придавала исключительное значение наглядной агитации и пропаганде, и художникам работы хватало. Чингиза тянуло в «Изофабрику», и, собрав свои работы, он идёт к О. Татевосяну и в тот же день получает заказ. Забегая вперёд, скажем, что у него с О. Татевосяном завяжется дружба на всю жизнь. | Ахмаров быстро вписался в мир самаркандских художников и оказался самым молодым из них. Чингиз тянулся и к коллегам по «Изофабрике», и к вольным художникам, особенно к тем, кто преподавал в художественном техникуме. Он любил посещать там лекции по истории искусства. Видя, как стремится к знаниям молодой человек, бывалые коллеги открывали перед Чингизом таинственный мир больших художников. Были в Самарканде и художники, раньше бывавшие в Париже, путешествовавшие по Италии, видевшие знаменитые музеи мира: Лувр, Прадо, Уффици. Чем больше Чингиз узнавал, тем больше чувствовал недостаток своего образования, знаний, воздуха культуры, больших музеев. Ему становится тесно в Самарканде, он рвётся в большой мир, в большое искусство.. | Далее о Чингизе Ахмарове в Самарканд 1932 |
| Махмуд Фаттахович Баширов |
Начав выявлять свою родню, со всем своим народом породнишься |
..закончил педагогический институт .. |
Его дяди: Хайдар – в Ташкенте, Зайнетдин – в Намангане. Далее: Самарканд 1932..34 |
| Искандер Файзуллин |
![]() |
1930-е Самарканд — Искандер Хасанович Файзулин с87(94)=Коллекция-Рафаэля=; арх-Еникеевой Сагадат; - работал в Самарканде- супруг Марьям Якубовой |
|
Илиас Алкин .. был проездом из Ташкента в Таджикистан.. |
журнал «Эхо веков» Время в судьбах и документах, стр.102-116 «Личность с нереализованным потенциалом», стр.110-112 |
.. В Самарканде были всего 1 день, осматривали памятники старины. | Далее об Илиасе Алкине в Таджикистан, Туркмения, Бухара, снова Самарканд.. |
| .. Саид Махмуд уехал, оказывается в Самарканд. Мне дали его самаркандский адрес, он остановился у Фитрада. В Самарканде я пробыл около недели и больше. Знакомился с материалами по Узбекистану в Госплане, в колхозцентре, в ЦСУ, в Наркомземе. Был у Фитрада с Саид Махмудовым два раза. Я видел их впервые. Ознакомил с целью своего посещения. Фитрад указал, что он в этих вопросах знает меньше Саид Махмуда, и поэтому будет лучше, если он будет переводчиком, а сведения даст Саид Махмуд. Было решено, что я составлю вопросник и принесу для Саид Махмуда бумаги. Он письменно ответит на них и вышлет ответ в Москву (ответа до сих пор нет). Айни я не видел, т.к. он уехал в Сталинобад. С ним я не знаком. |
По учреждениям я видел только завед. отделами и др. сотрудников, за исключением Наркомзема, где я говорил с наркомом (он быв. мой ученик Балтаев).
В Наркомземе видел Зелькину и Давыдова. Беседовал при Балтаеве о работе Ком.Академии (двумя-тремя фразами). Зелькина просила зайти к ней для более подробной беседы, но я не имел времени. С Балтаевым беседовали об учебе, так как он был мобилизован на работу с 1-го курса и безумно хотел еще учиться. Он мне оказал содействие в получении ж.д.билета. Заходил раньше в Наркомпрос к Расулову (быв.студент КУТВ), чтобы он помог мне получить ж.д.билет, но ни наркома, ни его зама не оказалось, и поэтому ничего не вышло. |
Далее: Илиас Алкин в Ташкенте |