tatar.uz

folk history

anvarkamal@mail.ru
Flag Counter

Бухара, Кашкадарья 1929..31

Кашкадарья, Сурхандарья 1932..34

2025-05-19

1932..34 Кашкадарья, Сурхандарья

опубл.2025-03, изм.-04-04,11..
Часть из приключений Аюпа мурзы Дулатова, Акчурины..

Предыдущая часть: 1929..31 Бухара, Кашкадарья


 

1932 Яккабаг

Предыдущая часть в  1929..31 Бухара, Кашкадарья

Автобиографическая повесть сына Аюпа мурзы Дулатова
2 января 1932 года, в семье Дулатовых родился второй сын, которого назвали Лявман.
Продолжение ниже..

 

1934 Денау

В Денау жили Акчурины..

Мой дед АКЧУРИН ГУСМАН  со своей семьей в 1934г. уехал в Узбекистан. Обучал вождению автомашинами в военкомате новобранцев.  Воевал на фронте  1941-1945г.г. Последнее его место жительства г.Денау Сурхандарьинской обл. Узбекская ССР. Где он умер и похоронен. Там же похоронены его жена и его сын ГАББАС.
Единственная сестра дед ГУСМАНА была АМИНА, которая вышла замуж за ТЕНЕШЕВА МАХМУДА в дер. Пенделки. Дети АМИНЫ: дочь АЙША 1924г.р. ЗЕЙНАБ 1926г.р. Дети АЙШЫ и ЗЕЙНАБ в основном проживают в Пензенской обл.

Акчурины в Денау

Я Акчурина Фания, мой папа Акчурин ГАББАС ГУСМАНОВИЧ 1933г.р.
Дед ГУСМАН ( отчество не знаю. )Деда жена, моя бабушка, её звали АФИСА или ГАФИФА.
Их дети: дочь ХОЛИДА 1920г.р.дочь ХАНИФА 1924г.р. сын ГАББАС 1933г.р.

Дети ХОЛИДЫ: дочь АСИЯ,  сын САИД, сын АНВАР, сын АМИР, дочь СОНИЯ.
Дети ХАНИФЫ дочь ГАЛИЯ, сын БАРЫЙ, сын ДАМИР, дочь ЗЕБИНИСО.
Дети ГАББАСА:  дочь ФАНИЯ, дочь ФЛЮРА, сын АНАС. Дети ФАНИИ: сын РИНАТ, дочь РАСИМА. Дети РИНАТА: сын АБДУЛЛА, сын АХМАТ, дочь АЗИЗА, сын АЛИ. Дети РАСИМЫ: дочь САФИЯ, сын ЮСУФ, дочь МАДИНА.
Все дети ГАББАСА в настоящее время проживают в Татарстане в Альметьевском районе.

 

1934 Яккабаг
Автобиографическая повесть сына Аюпа мурзы Дулатова
© Шадман, 04.07.2015

В 1934 году Аюпа Юсуповича назначили заведующим универмагом, и летом того же года на станции случилась трагедия – вспыхнула эпидемия малярии. От комариного укуса умирали целые семьи. Соседи Дулатовых, жившие через низкий глиняный забор, умерли целой семьей. Когда вошли в дом, и обнаружили тела хозяйки и пятерых детей. Малярия в тот год унесла около половины жителей станции. Очагом вспышки малярии определили болото, расположенное на окраине поселка. Когда-то оно было искусственным водохранилищем, заполнявшим водой давно пересохшее русло арыка.
На ликвидацию очага малярии, прибыл из Ташкента сам председатель ЦИК Узбекской ССР Юлдаш Ахунбабаев, он организовал народный хошар (массовый сбор для оказания помощи), призвав со всех окрестных кишлаков людей с лопатами, кетменями, тачками, носилками, чтобы засыпать заросший камышом котлован. В течение нескольких дней тысячи дехкан день и ночь засыпали котлован бывшего водохранилища.

До 1920 года, тогда еще густонаселенные районы Яккабога и Чиракчи, пользовались водой водохранилища и орошали десятки тысяч гектар обрабатываемых земель, вода доходила до возвышенной окраины райцентра Чиракчи, который находился в 12 км от водохранилища, о чем свидетельствовали сохранившиеся многочисленные высохшие русла рукотворных арыков. Потом остались лишь заросли верблюжьей колючки, и только весной степь покрывалась алым ковром цветущих маков.
Так было до начала 60 годов, когда вновь на руслах рек Кизилдарья и Лангар построили водохранилища, и вновь ожила великая степь, но это было 30 лет спустя после описываемых событий.

Итак, год 1934, Дулатов работал заведующим универмагом, в семье у него росло четверо детей, жила семья в чистом добротном доме с двориком, где, кстати, в период ликвидации очага малярии (по воспоминаниям набожной Рукии Дулатовой) три дня ночевал Юлдаш Ахунбабаев (он с Аюпом Юсуповичем был одного возраста), при каких обстоятельствах он у них гостил – осталось тайной, скрытой временем, возможно , не оказалось более приличного места, гостиниц еще не было, чайхана была забита, вообще говорили, что Ахунбабаев был скромным простым человеком и недаром его называли старостой Узбекского народа. Аюп Юсупович за три года жизни на станции обзавелся новыми друзьями, а с Айса Фахрутдиновым (в семье которого тоже рос сын Ахнафом, одногодка Амана) дружба только крепла. Приезжали гости из кишлака Кайрагач, особенно часто Уткир, который остался работать завмагом вместо Аюпа Юсуповича (с Уткиром мы случайно встретились в 1964 году, когда меня направили с экскаватором «Ковровец» из города Карши в Яккабогский район рыть канал для колхоза «Правда», где Уткир был председателем. От него я многое узнал об отце…).

Продолжение в

1935..37 Кашкадарья

 


Следующая часть: Бухара, Карши, Ашхабад 1935..37