tatar.uz

folk history

anvarkamal@mail.ru
Flag Counter

Старый город 1938..40

Старый город 1941..43

2025-05-20

1941..43 Ташкент (Старый город)

опубл.2025-03,-04-30..
Яушевы-81, Сейфуль-Мулюковы-91, Исмаиловы-15, САДУМ, Галия Измайлова..

Предыдущая часть: 1938..40 Ташкент (Старый город)


 

1941..43 Старый город

Яушевы

Чайчиц «Яушевы» :

В 1941 году в Ташкенте умирает Мафтуха Яушева. Она была похоронена рядом с могилой Муллагали Яушева. Место захоронения Муллагали Яушева и его жены Мафтухи не известно. Считается, что это кладбище было снесено в советское время и могилы не сохранились. По-видимому, на месте этого кладбища теперь находится жилой массив Ак-тепе.

Во время войны основная часть семьи Муллагали Яушева проводит в эвакуации в Ташкенте. Семье вновь активно помогают бывшие работники предприятий Яушевых. Одна из внучек Муллагали Яушева вспоминает:

«В голодные годы войны 1941-45 гг. женская часть семьи (дочери и внуки Яушева) жила в г. Ташкенте. Одна узбекская женщина, жившая в районе старого города Ташкента, привозила молоко для продажи горожанам. Однажды во время разговора с моей мамой она узнала, что у нее покупают молоко дочери Яушева. Она была рада увидеть маму и ее сестер и с этого дня перестала брать с нас деньги. Однажды она пригласила всю семью (четыре дочери Яушева и восемь их детей) в гости в район старого города Ташкента и устроила роскошный пир, на котором было много бывших рабочих дедушки, а потом еще долго носила молоко и фрукты в нашу семью бесплатно».

1941..43 Старый город

Сейфуль-Мулюковы

.. в 1938 забрали отца..

2010 Олег Николаевич — «Фарид Сейфуль-Мулюков – внук Гали Ахмедовича Яушева» (интервью Ларисе Ровнянской):

Во время войны особенно бедствовали. Она тогда освоила рукоделие, а мы, мальчишки, как могли, помогали. У брата даже неплохо получалось…

Легенда тележурналистики СССР:

Сыновья, как могли, поддерживали мать, в годы войны они вместе с матерью работали в артели, где шили солдатское белье.

АК: Марьям — мать моей мамы тоже строчила на машинке солдатское белье из артельских выкроек и ее сын Талгат 1928г.р. ей помогал. Скорее всего Марьям и Розия Яушева работали в одной артели. Подробности добавлю позже..

Далее: 1944..46 Ташкент (Старый город)

1941..43 Старый город

Исмаиловы

Зариф 52г., Марьям 45л., Фатыма 19л., Анвар 17л., Талгат 14л., Сания 7л., Шавкат 4г.

.. 1938..40 Ташкент (Старый город) ..

из воспоминаний Сании Зарифовны:

Дом находился в 3-м тупике дом №3 в проезде Мархамат с улицы Навои, (по другую сторону Навои напротив была улица Алмазар, где жило много татар), идущая до БешАгача Махалля называлась Бала-мачит. Напротив нашего тупика была мечеть — на возвышении двор с хаузом, а во время войны (Отечественной 1941-45г) там разместилась шорно-седельная фабрика (директор Шнайдер), где некоторое время работали моя сестра Фатыма.

Мама работала швеей: сказала в «Шарк Гули», потом надомницей артель на Хадре у начала улицы Кагановича, где меня научили держать иголку и вышивать, пока мама там сдавала свою работу, ..

[АК: Анвар поступил в САГУ на физ-мат, но с началом войны стал нервничать и перешел на завод.. откуда его и забрали в армию, в сержантскую школу]

Когда брата моего Анвара в 1942г. забрали на фронт, мама лежала на этом айване целый день. Плакала.

.. потом работала в артели «Ударник» на улице Сагбан — шила солдатское белые маск-халаты и белье. Мама на голове (оттуда и туда) несла тяжелые узлы. Я туда сама (одна) ходила за справками о месте работы мамы для военкомата (Анвар присылал свой офицерский паек и деньги — назывался «атестат»). Шить маме часто помогал мой брат Талгат. У мамы было 5 детей.

Папа, будучи сыном купца, тянулся к торговле. Одно время ездил в Москву за товаром, которого в Ташкенте не было, в годы войны были «абторги» — на земле в толкучках-базарах продавал разные хоз.мелочи (на «Хастимам», «Старый город»). За спекуляцию по советским законам 3 раза сидел в тюрьме, предпоследний раз сидел 5 лет, вернулся, когда уже Анвар был на фронте ..

Фатыма опа после техникума поступила учится в Педагогический институт, институт тогда располагался на Беш-Агаче возле Комсомольского озера (сейчас — институт повышения квалификации учителей). Я ходила получать за нее (сестру) стипендию, Фатыма на каком-курсе долго болела.

Фатыма опа была похожа на узбечку — черные длинные косы (как у мамы Марьям), носила часто узбекские платья. У нее подруга была Мубархан. Они вдвоем сначала подали документы в медицинский институт, их приняли, но они передумали (из-за морга) и подали документы в педагогический, вместе закончили. У них была подруга однокурсница, они звали ее «матур (красивая) Мубар». У нее тоже имя Мубархан. С этой Мубар случилось несчастье: она утопилась, т.к. ее любимый не захотел на ней жениться.
Я помню как мы с Фатыма опа были на свадьбе ее подруги Мубархан на Чорсу, в их дворе, мы ночевали там.

В школу я пошла в 7 лет, хотя тогда принимали в школу с 8 лет. Мне устроили небольшой экзамен. Школа №42 им. Чапаева на Хадре (теперь за Цирком, новым, старый цирк раньше располагался на «Воскресенской» — остановка трамвая называлась по имени базара который в старину располагался на месте театра оперы и балета им Навои).
Школа большая, 4х этажная. На переменах или после занятий, помню, играли в круговую лапту.
В годы войны (1943) школу передали военному госпиталю, а нас перевели в школу на Шейхантауре (со стороны Навои это место — справа школа, слева — базарчик, а дальше мавзолей шейха Аль-Тохура — бывшее медресе (одноэтажное).

Далее —

1944..46 Старый город

 

1943 создание САДУМ
опубл.2020, изм.2023-10, доб.2023-11-04

Предыдущий материал: 1934..42 Муллы в ссылке

Рашид Юнисов из Москвы, ведущий группу «Старинные татарские фотографии | Иске сурәтләр» на ВК опубликовал перевод статьи «1-й Курултай САДУМа, Ташкент, 1943 год«..

Руководителями делегаций от республик выступили:
Председатель: Эшон Бабахан (Узбекистан), Абдулгаффар Шамсуддинов (Казахстан), Солих Бобокаланов (Таджикистан), Алимхон-тора Шокиров (Кыргызстан) и Шейх Анна-Ишан (Туркменистан).Приглашенные делегаты: Абдурахман Расулий, председатель Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири; Халил Рахман, имам-хатиб Московской мечети; и Киамуддин аль-Кадири, имам-хатиб Соборной мечети Казани.

Эшон Бобохон был единогласно избран «муфтием пяти республик региона» (т.е. Центральной Азии). Его заместителем был избран Солих Мирод-Хваджа Солихи (Салихов), а главным секретарем – Зиауддин Бобохонов.САДУМ состояла из Администрации в составе 11 человек и Комиссии по пересмотру в составе 5 членов. В республиках были созданы кадияты, председатели которых назначали вышеупомянутых глав делегаций.В то же время был определен персонал, обслуживающий отделы в составе Администрации (Департамент фетв [с 1958 г.], Отдел деятельности мечетей и др.).

1943 Ташкент 1-курултай САДУМА. Муфтий Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана Эшон Бабаханов (пятый слева) и муфтий ДУМЕС Шакир Шайхислам улы Хиялетдинов (четвертый справа)

— слева сидит АбдульВадуд Фатахетдинов

Первая фетва Эшона Бабахана (1943) называлась «О пособии на пищу людей Книги [евреев и христиан] во время путешествий и военных действий» и была переведена на несколько языков, используемых советскими мусульманами. Причиной этого стало то, что солдаты-мусульмане, служившие на фронте во время Второй мировой войны, отказывались есть свинину из своих пайков (в частности, жестяные банки, которые прибывали из США в рамках программы ленд-лиза), что приводило к случаям дистрофии и недоедания. Фетва позволяла мусульманским солдатам есть «пищу людей Писания», тем самым устраняя проблему.

Другая фетва Эшона Бабахана (1944 г.) провозгласила законность джихада против фашистов. Хотя эти фетвы не были официально опубликованы, копии их постановлений распространялись на нескольких языках среди солдат на фронте. Впоследствии при Администрации было основано медресе Мир-и-Араб (1946 г.), за которым последовали медресе Баракхана (1956-1962 гг., Ташкент) и Высший исламский институт (с 1971 г.). Чтобы фетвы не противоречили существующим государственным законам и Конституции СССР, был образован совещательный орган по судебным делам.

Далее: 3-курултай САДУМ

 

1941..43 Узбекский театр оперы и балета

Галия Измайлова

ей 18..20 лет .. окончила Хореографическое училище ..

Тауфик Айди — Волшебная сила (о Галие Измайловой) перевод с татарского — Дания Таджиева, 2019 :

В 1941 году окончившая школу балета Галия принята в Узбекский театр оперы и балета им. А.Навои. Когда во время войны из завоеванных врагом республик в Ташкент приезжают известные коллективы мастеров искусств, она встречается со многими известными артистами. Евгения Обухова, Валентина Вильтзак и другие опытные педагоги учат молодых классическому балетному танцу, а Галим Камилов — узбекским народным танцам. Но то что в Узбекском Государственном театре оперы и балета главным балетмейстером начинает работать Павел Йоркин для Галии было самым большим счастьем. Потому что Йоркин засучив рукава приступает к воспитанию молодых артистов, составляет многолетнюю программу, поднимает физическую подготовку учеников и ежедневно проводит занятия по освоению упражнений классического балета, заставляет молодежь трудиться до семи потов. Не жалеющей себя Галии вскоре Йоркин говорит — Вы будете хорошим исполнителем классики, Вы обладаете свойствами истиной балерины.

Постепенно Галия начинала учиться чувствовать свою фигуру как будто без костей, с легкостью двигаться, ходить на кончиках пальцев, вращаясь останавливаться, «вышивать узоры ногами». Но на своем первом спектакле «Бахчисарайский фонтан» уделив особое внимание технике движений, чистоте исполнения, не смогла полностью раскрыть мир своего героя, ее душевное состояние. Несмотря на аплодисменты зрителей, Галия как только покинула сцену горько заплакала из-за того что не смогла должным образом сыграть роль.

Йоркин на первых спектаклях особо постановкой классики не увлекается, чтобы «закалить» труппу ставит перед исполнителями только посильные задачи. Измайловой в этом плане полагалось чтобы пальца ног были прочны как металл, осанку держала устойчиво как статуя, а самое главное — оторвавшись от земли уметь летать. В тоже время он ставит цель чтобы на кончиках пальцев двигалась мелкими шагами, заигрывая бежала делая полуобороты, кружилась размахивая руками, при этом должна была научиться передавать душевное состояние, настроение своей героини.

— Меня с детства вдохновляла узбекская хореография, — говорит актриса, — Узбекские танцы чувствами, движением тела и рук с изобилием нюансов и нежности, их исполнители вызывали большой интерес. Потом старалась ездить в страны Востока потому что эти танцы в сравнении с западными богаче, интереснее.
Хотя первые уроки она получила у Иосифа Кызык, Мукаррамы Тургунбаевой, ей пришлось узбекские и вообще восточные классические танцы в основном постигать свим старанием, своим творческим поискои, что привело к достижению результатов. Во время войны в холодном классе она готовит свои первые концертные номера. Анвар Бараев, играющий на дойре помогает ей исполняя различные ритмы и демонстрирует отдельные движения таджикских, бухарских танцев. В узбекских традиционных танцах не бывает конкретного характера, сюжета — в абстрактной форме раскрываются жизнь и смерть, радость и горе и другие темы. Галия в ферганских, таджикских, бухарских танцах старается телодвижениями изобразить конкретный характер, поэтому ее первые же выступления успешны. Поочередно играючи руками она что-то доит, сеет, потом танцует в такт музыке, части тела то вращаются, то сгибаются будто без костей, ноги не только бегут, летают!

Узбекский танец — игра всех элементов, движение рук — продолжение движения тела исходят из повелений ритмики танца.
При исполнении старинных танцев актриса руководствуется не этнографической правдивостью, а интересуется глубоким смыслом танцевальных композиций, законами наслоений пластических образов, потому что именно в этом проявляется индивидуальность образного мышления народа. Галия выбирает фрагменты танца — ходьбу, фразу, ритм, намерене и пытается раскрыть их секреты.

Ферганский танец. Измайлова не спеша ступает словно скользит, движения руки словно шелком вышивают, нежные, гибкие; тело колышется только волнами, а потом вихрем начинает кружиться. Красота узоров движений старинного танца видна, но символическое внутреннее содержание не совсем понятны. Галия старается использовать только те узоры, которые открыты пониманию. Например «ястребиная шея» — не опрокидывая головы ритмичные повороты по сторонам выражают ищущий взгляд дикой птицы. Но эта деталь в сочетании с известными движениями рук и тела может выражать колыхания тюльпанов, гроздьев винограда от порывов ветра. Современный зритель воспринимает это как плутовство, кокетство, шаловливость. В ферганском танце есть и такое движение. Если нарисовать этот танец условные узоры говорили бы о цветах, деревьях, листьях, животных, птицах, плодах. В общем танец изображает щедрость и красоту природы. Вот этой возвышенной демонстрации и достигает Галия.
Содержание старинных танцев, передающихся из поколения в поколение окончательно не раскрытое, условными движениями в течении тысячелетий выражают мнение народа, его понятие реальности.

Лейсан Халилова, Булат Хамидуллин «Татары Узбекистана — Разия Каримова и Галия Измайлова» :

В 1943 году в постановке «Ак Биляк» Василенко на тему народной узбекской сказки, в которой большое место занимает узбекский народный танец, блестяще исполнила классическую партию Семург.

Далее —

1944..46 Ташкент (Старый город)

 


Следующая часть: Старый город 1944..46