tatar.uz

folk history

anvarkamal@mail.ru
Flag Counter

Ближний Восток 19c

Ближний Восток 1905..16

2025-06-01


1906 Константинополь

НурГали и Гаяс Хасановы

Ташкентский Росыскной пункт л.97 .. 30.08.12
Г.Х. .. учился в Константинополе.. Отец - мулла Нуръ-Гали Хасанъ шесть лет назад был принят Султаном, жил во дворце около месяца.

примерно 1910 Стамбул

Мустафа Сейфуль-Мулюков[91] 

из «Фарид Сейфуль-Мулюков — внук Гали Ахмедовича Яушева«

.. и устроились юнгами на торговое судно, курсировавшее между Одессой и Стамбулом.

Из Турции уехали в Германию ..

Далее:
Europe 1905..16

Галимзян Идриси
.. в Оренбурге преподавал в Хусаинии ..

Искандер Гилязов - «Великий авантюрист»

И, наконец, в 1911 году отправился в Стамбул. В то время Идриси выступал сторонником идеи тюркизма, то есть единства тюркских народов. Там же, в Турции, он сотрудничает с одним из идеологов этого течения Юсуфом Акчурой в издании журнала «Тюрк юрду». В это время Галимзян Идриси очень много пишет, печатается в большом количестве журналов и газет и проявляет себя как великий графоман. Хватается за самые разнообразные темы. Например, заголовки некоторых статей звучали так: «Почему мы правши?» или «Был ли Наполеон мусульманином?». Десятки его статей выходили в журнале «Шура».


1912 Бестужевские курсы — Красный полумесяц — Энвер-паша..

опубл:2020, перенес в доп.мат.2024-01-19

Балканские войны 1911-13 годов по дележке территорий Османской империи между будущей Турцией, Италией, Грецией, Болгарией и Сербией привели к интересному эффекту в России. Понятно что Россия поддерживала христианские страны, но эпоха плюрализма началась и княжна Елизавета Оболенская организовала Красный полумесяц для Турции..

Это и следующие фото из архива Марьям Якубовой..


(тюрк) Марьям-хонима, своего облика хоть одну частицу .. предлагаю Вам. Али Назим.
(рус) Елизавета (Николаевна Оболенская), Назим-бей.
(фотостудия в Стамбуле)

Рядом с княгиней похоже Назим-бей (в 1918 был министром образования, а в следущем году был приговорен к ВМН за причастность к геноциду армян, но казнен только в 1926 когда пытался свергнуть Ататюрка, еще четверо обвиняемых были ликвидированы Дашнакцутюном)
«.. Окончил военно-медицинскую академию, получив диплом врача, со временем стал директором больницы.
Когда греки заняли Салоники в октябре 1912 года во время Балканских войн, Назим-бей был заключён в тюрьму, и в течение одиннадцати месяцев находился в тюрьме в Афинах в качестве турецкого националиста. В заключении охранники над ним сильно издевались, что, усилило его ненависть. ..» (cyclowiki.org/wiki/Назим-бей)

Справа фото княгини Оболенской из «1903 последний бал Империи»

В общем от Ташкента в Турцию поехала Марьям Якубова..

1912 Турция — Участницы Красн-полумесяца н59

(франц) Четыре мусульманки приехали из России служить в Красном Кресте
1912 Турция — Энвер-паша с татар-девушками н244
1913 из книги Фатиха Карими «Стамбульская школа» стр.140: справа:
1 — Рукия Юнусова (из Петербурга)
2 — УммГульсум Камалова (из Чистая)
3 — Тауфик Нахид
4 — Анвар Бек
5 — Марьям Якубова
6 — Шариф Ахмаджанов

Об Энвер-паше в Википедии: «.. В июле 1912 года в стране произошёл переворот.. а в августе был распущен меджлис (парламент), в котором доминировали младотурки.. В январе 1913 года Энвер осуществил государственный переворот, приведший к свержению правительства Камиля-паши.. Занявший пост военного министра Энвер продвигал идеологию пантюркизма и панисламизма…»


1912 Турция — Каримовы, Юнусова, Акчурин, Камалова, Якубова с46(49)..

Сверху-слева — Марьям Якубова, Гульсум (36) Камалова-49, Юсуф (Акчура) Акчурин-39, Рукия (60) Юнусова-51.
Сидят — Гариф Каримов и Фатих Карими, Марьям Паташева
————-
«Данная поездка сделала Поташеву и ее подруг известными среди татар и тюркских народов. ..»
[https://cyberleninka.ru/article/n/foto-tatarskih-studentov-moskvy-s-pisatelem-g-ishaki-poiski-i-otkrytiya]

Больше подробностей в статье Гайнетдина Масгута в журнале Сюибимка..

и Мадина Рахимкулова — Мактаныплык татар кызлары

Еще совсем маленькой (в 4 года) научившись читать я беспрерывно читала газеты, журналы и книги в богатой домашней библиотеке моих родителей.
Тогда еще (лет 60 тому назад) я обратила внимание на один снимок в журнале «Ан» с подписью «Мактанырлек татар кызлари». Эти девушки казались мне тогда верхом совершенства, и белый наряд на них недосягаемой вершиной. На мой вопрос , кто эти девушки, мама ответила, что они сестры милосердия. Имен этих девушек я тогда не знала, да и стать сестрой милосердия, по моему детскому понятию, и мечтать, мне деревенской девочке, было невозможно. Но на вопросы взрослых «Кем ты будешь?», я отвечала, что буду доктором и буду лечить людей. А где-то в губину памяти врезались мне образы этих девушек и даже цифры на их халатах и надпись.
Прошли годы. Я не стала врачом, как мечтала в детстве, а пошла по линии точных наук.
И вот уже на пенсии, занимаясь историей просвещения, я вспомнила и разыскала этот номер журнала в библиотеке им.М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Но в этом номере не нашла ни имен, ни фамилий. Помог мне оренбуржец Тауфик ага Сабитов. Он любезно предложил из своей библиотеки книгу Ф.Г.Каримова «Стамбул мактуплэре», где об этих девушках и других членах отряда «Красного Креста и Красного Полумесяца» из России сказано подробно.
Во время балканской войны в Турции приехали отряды «Красного Креста» из многих стран. В составе отряда мз России, кроме этих девушек, были Юсуф Акчурин, оренбуржцы Кабир Бакар, Гариф Гильманович Каримов (брат Ф.Г.Каримова) и другие.
Кто же были эти девушки? Перечисляем их справа налево по номерам на халатах:
1. Гульсум Камалова-Акчурина из Чистополя,
2. Марьям Паташева из Ростова,
3. Марьям Якубова из Ташкента,
4. Рукия Юнусова из Петербурга.
Помимо работы в госпиталях, эти девушки проводили большую общественную работу. Так, например, на многолюдном женском митинге в Стамбуле Гульсум Камалова-Акчурина вступила с вдохновенной речью и призывала турецких девушек и женщин активно помогать братьям и мужьям, находящимся на фронте… Немного известно о дальнейшей судьбе Гульсум Акчуриной .. [Далее в Петербург 1905..16]
О Марьям ханым Паташевой известно, что она была делегаткой на Всемусульманском съезде 1-2/V-1917 г. в Москве.
Сегодня многие советские женщины, в том числе и татарки, работают в различных должностях за пределами нашей родины.
Но об этих первых наших ласточках надеемся увидеть на страницах журнала более подробные воспоминания.

1912 Constantinopole - Le bouveau Pont n195
=Коллекция-Рафаэля=;
Надпись:
(тюрк) Друг мой госпожа Хадича-туташ, большой привет и поздравления с великим гаид от друга Амина-туташ.
1900-е Constsntinopole n253
=Коллекция-Рафаэля=;
Надпись:
Konstantinopel, Fotostudio des Hofphotografen Basile Kargapoulo, Pera, Place du Tunnel, Nr.4


Следующая часть: Ближний Восток 1917..28