tatar.uz |
folk historyanvarkamal@mail.ru |
![]() |
.. |
Обь-Енисей |
2025-07-14 |
Регион Зауралья, Сибири, Алтая, Семиречья, Киргизии, Китайского Туркестана..
Исторически — торговый путь между Китаем и Европой..
1572 Аму - Иртыш - Ока .. начало в Бухара 16 век из статьи "Сибирские сеиды и купцы Айтикины" |
![]() |
.. В составе каравана, отправившегося в Сибирь, было около тысячи человек: проповедники, воины, охранявшие караван, слуги, торговцы. Выражая свое почтение, Кучум переплыл бурный Иртыш и лично встречал высоких гостей на левом берегу реки. Это было в 1572 году. Сеид Ярым занял должность сибирского шейх-уль-ислама и жил в Искере. | Однако через два года Ярым сеид скончался, а шейх Шерпети на время вернулся в Ургенч. Кучум обратился к бухарскому хану вторично. На этот раз в Искер вместе с Шерпети приехал сеид Дин Али Ходжа - племянник Ярым-сеида, сын его брата Мир-Али-сеида. Кучум женил молодого сеида на своей дочери Лейле-Каныш, рожденной от брака с Лайлу-бек, которая приходилась дочерью казахскому хану Шигаю. Второй ребенок от этой жены, сын Кучума Арслан, впоследствии занимал трон Касимовского ханства... | ...В Таре, как и в Тобольске, татаро-бухарская слобода разместилась в нижнем посаде города. Сюда и переселился с падением Сибирского ханства из Искера сеид Дин Али Ходжа с женой и сыновьями (их имена Султан-Мухамед, Сеид-Мухамед и Ак-сеид)... |
~1520 МирАли-сеит > ~1550 ДинАли-хожа (1574 - Искер) 3с > ~1580 СеидМухаммет > ~1610 МирАлиСеит (Мырали) > ~1640 Хайдар-хожа > ~1670 Ярым-сеид > ~1700 (Хайдар) .. |
Далее:Зауралье 19 век |
Сибирь 18 векШиховы - шежереkirgap.livejournal.com |
~1700 Авазбакы Шихов"прибыл в Сибирь из Бухары примерно в 1572 г. с сыновьями" |
~1730 - Фэйзе-шык- Ашкы-шык - Баба-шык - Алем-шык [возможно это имена потомков и тогда даты сдвигаются на 90 лет - начинаются с 1610, а это ближе к 1572.. еще имена могут теряться, поэтому дата прибытия 1572 волне возможна] |
~1760 Потомки Фэйзе-шыка:- Мирза |
~1790 - МохамматРахим |
Далее:Сибирь 19 век |
Tartaria 17 векГлобус Коронелли в Москве |
![]() |
Семиречье 17-18 векаВойна между Яркендом и Кашгаром и власть КитаяЧокан Валиханов "Избранные произведения" (М. 1986) |
...Пользуясь раздорами в семействе Аппака, другой брат Измаил-хана, Акбаш, утвердился ханом в Яркенде и вызвал черногорского ходжу Даниеля, который находился в Ходженте. Кашгарцы, которые были всегда ревностными белогорцами, призвали Ахмет-ходжу и провозгласили его ханом. Между Кашгаром и Яркендом завязалась кровопролитная война. Кашгарцы, вспомоществуемые дикокаменными киргизами, осадили Яркенд, чтобы схватить Даниель-ходжу; яркендский хан Ашем из киргизских султанов, призванный в этот город после того, как Акбаш-хан, неизвестно почему, вместе с сыном Аппака Мехди уехал в Индустан, разбил с своими кайсаками наголову кашгарцев, но вскоре, по проискам ходжей, должен был уйти в свои степи, и светская власть над городом Яркендом и Хотаном сосредоточилась в руках Даниель-ходжи. | В это самое время калмыки пришли с большим войском в Яркенд. Даниель-ходжа воспользовался этим случаем, чтобы заслужить внимание джунгаров: с своими яркендцами он присоединился к калмыцкому войску, которое направилось в Кашгар. Кашгарцы после нескольких сражений должны были отворить ворота. Калмыки по выбору народа назначили хакимбека, а кашгарского ходжу Ахмеда увезли вместе с союзником и семействами их на Или... | ...В 1764 г. Китай захватил Джунгарию. Джунгария, оставшаяся пустой после избиения полумиллиона олотов, была населена китайцами из провинции Гань-су, и для дальнейшей колонизации сделано постановление, по которому эта страна сделана местом постоянной ссылки преступников. Для охранения страны переселены манчжуры, солдаты зеленого знамени и образованы военные поселения в Илийском округе из сибо, солонов, дауров и чахаров. Для обрабатывания земли семь тысяч семейств мусульман записаны в казенные землепашцы (таран), остатки истребленных джунгаров получили определенные места для кочевок. Для управления завоеванным краем назначен был цзян-цзюнь с тремя товарищами, из которых один должен был жить в Тарбагатае, а другой в Малой Бухарии. Затем китайские войска вошли в Восточный Туркестан (Малая Бухария) и захватили ее. | .. Падение сильной Джунгарии, бывшей грозой для Средней Азии, и, наконец, завоевание единоверной Малой Бухарии навели на всю Азию панический страх, тем более что по господствовавшему преданию суеверные мусульмане верили, что перед окончанием света китайцы покорят весь мир. Владетели киргизких орд (Средней -Аблай, Малой - Нурали) и бурутские старшины спешили войти в сношения с Поднебесной империей. Аблай в 1766 году признал себя вассалом богдыхана и получил княжеский титул. Нурали послал посольство в Пекин. Кокандский владелец Эрдене-бий (у китайцев Одона) в 1758 году, а впоследствии преемник его Норбута-бий (у китайцев Налопота) также признали покровительство Сына неба. | Несмотря на эту видимую покорность, азиатцы были сильно встревожены, особенно когда в 1762 году явились к хану Средней орды Абульмамету и султану Аблаю китайские послы со 130 человек и объявили, что по воле Цянь-Луна они намерены с наступлением весны послать войско в Туркестан и Самарканд и для препровождения войска просили людей, лошадей, быков и баранов. Эрдене-батыр, овладевший в то время Ташкентом, владетель Ходжента и Урятюпа Фазыл-би и киргизские султаны послали письмо к авганскому владетелю Ахметшаху, сильнейшему из азиатских владетелей в это время, и просили его спасти мусульманский мир от нашествия неверных... | ...На западе распространение владычества Китая ограничилось естественными рубежами Восточного Туркестана и союзом, готовым к сопротивлению. На северо-западе граница Китая примыкала к кочевьям киргизов и бурутов и представляла мало естественных препятствий. Менее фанатичные жители северо-западных границ сами искали покровительства богдыхана. В 1463 году по просьбе киргизского посольства богдыхан дал грамоту, дозволявшую кочевать киргизам на местах, оставшихся пустыми после джунгаров, т.е. в степях между Балхашом и Джунгарским Алатау... |