Бухара 1911..13

anvarkamal@mail.ru

Flag Counter

Бухара 1908..10
2025-09-20

Закаспийская область 1911
Новометодные школы..
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА
В 1911 г. главный инспектор училищ Туркестанского края сообщает руководству о наличии в генерал-губернаторстве «новометодных» школ. Всего в Туркестане 63 «новометодных» мактаба с 4 106 учащимися.
Из них:
«.. В Закаспийской области «новометодных» мактабов нет»⁶⁴.

Закаспийская область, Бухара 1911
Туркестанское Розыскное Охранноео Отделение..
1912 Дело№40 — панисламизм (2022)
л.7 Нач.Казан.губ.жанд.упр. 31янв1912
.. со ст.под надзором бывший практикант русско-татарского училища крестьянин Тетюшинского уезда Большой Шемякинской волости деревни Большая Турма Зиганша Галеев (Галiуллинъ) 26 января выбыл в Красноводск Закаспийской области остров Челекен, контора Черкина, Анна-Кули Бирдееву
л.39 .. Асхабад ..
л.52 11 мая 1912
л.53 .. Аскерханов.. Асхабаде не задерживался
л.73 1/2 1 июня пристав г. Туркестан — начальник Чимкентского уезда .. по агентским связям около 2 лет назад в г.Туркестан прибыл татарин, называвший себя Абдуль Решид Эфенди. Проживал у туркестанского купца сарта ТашМухамеда Юсупбаева и Туркестанского купца Пасыръ Мир-Талимович. С МирТалиловым ходил по городу к Туркестанскому купцу и был жителем города. Гостил у Туркестанского купца Апарбая Суфибаева. Через несколько дней выехал из города и посетил Ташкент, Андижан, Коканд и Бухару. Рассказыл что имеет сына, который проживает в Японии. О себе говорил что был указным муллой в Петербурге.
Карточка Ибрагимова никакого сход с сартом Хомра Ходжи не имеет а об арабе Абубакире никаких сведений не имеем. Штабс-капитан Краинский.
л.79 зелен-вкладка 40/12 Бухарец Ходж-Исанкум-Таксаба
л.80-об-81 1/2печ Из Константинополя в Бухару приехал..
л.82 печ .. Лет 10 назад он похитив несколько тысяч рублей.. пожертвований Турецкого правительства…
л.83 1/2печ .. был золотых дел мастер при покойном эмире.. бежал за границу.. Эмир пожаловал 1000 тенге, 3 халата и восстановил в звании Токсабы
л.93 Д.№40 10.08.12 .. сын муллы г.Буинска Гаяс Хасанов.. для пропаганды панисламизма..
л.94 .. Г.Х. .. из Буинска в Бухару вместе с отцом..
л.95 .. 16.08.12 .. Г.Х. ..выехал в Бухару.. отец вернулся..
л.96 .. Начальник Саратовского Губернского Жандармского Управления…
л.97 .. 30.08.12 .. Г.Х. .. учился в Константинополе.. В Старую Бухару прибыл участвовать в издании местых газет «Бухара и Шариф» на персидском языке и «Туран» на сартском наречии.
Имеет дружеские отношения с сыном известного панисламисткого деятеля Абдулъ-Маджидъ-АбдуРахманъ приехавшего в Бухару.
Отец — мулла Нуръ-Гали Хасанъ шесть лет назад был принят Султаном, жил во дворце около месяца.
Проездом через Ташкент мулла Хасанов останавливался у муллы Ахтямова.

Чарджуй 1913 апрель
А. Г. Кудашева
«Интересные воспоминания о А. Кудашевой и ее коне» (Письма о Ташкенте-2017-05-01), перепечатка из ЖЖ ljwanderer
А вот еще воспоминания А. М. Полякова из его книги «Записки жандармского офицера» / Жандармы России. — М.; СПб., 2002., которые приводит у себя в дневнике rus_turk. Помню, 23 апреля 1913 года через Чарджоуй проезжала, делая кавалерийский пробег, небезызвестная в спортсменском мире Кудашева, которая делала испытание на выносливость английской лошади при дальних расстояниях. Эта Кудашева, подобно своему предшественнику Пешкову, на коне монгольской породы Монголик проехала верхом из Харбина в Петербург и, когда она по этому случаю представлялась бывшему царю, то Николай II дал ей для испытания своего английского жеребца Крит, который оценивался, по словам Кудашевой, в 36 тысяч рублей, с тем, чтобы она объехала на нем всю Сибирь, Алтай, Туркестан и вернулась бы в Петербург. [Кудашева А. Г., вдова войскового старшины Оренбургского казачьего войска. Совершила пробег длиной 12060 верст (около 12865 км) верхом по маршруту Харбин—Петербург с мая 1910 года по август 1911 года. Подарила коня цесаревичу Алексею. Второй поход провела в 1913 году по маршруту Владивосток—Петербург на жеребце Крит. — прим. ред.]. Я думал увидеть лихую наездницу, чудесного коня, услышать от нее много интересного, почему даже квартиру предложил ей у себя, но представьте наше с женой разочарование, когда мы увидели старую, корявую бабу, подрумяненную, с подведенными глазами, но с грязными ногтями, которая делала перехода в сутки от 8 до 15 верст со всеми удобствами, то есть попросту каталась в свое удовольствие, а ее Крит был похож на раскормленного кабана, даже с раздвоенным крупом. Все ее ухаживание за ним состояло в том, что она его целовала в морду и около него спала, а кормили его, поили, смотрели, седлали и расседлывали посторонние люди. При мне она сделала пробеги: от станции Фараб до Чарджоу — 8 верст (я ей тогда разрешил переехать через Амударьинский мост) — это в один день, 22–го апреля; 23–го она сделала у меня дневку, а 24–го она проехала из русского Чарджоу в туземный — 9 верст, итого в три дня всего 17 верст! Ее вещи и фураж везли по железной дороге. Боже мой, какой разврат допускался при Николае Романове! Что же стоил ее пробег правительству и обществам (городским, сельским и другим), если ее переход через бухарские владения в несколько дней, по словам бека, стоил бухарскому правительству более 800 рублей? Когда Кудашева ночевала у меня, то для коня сделали специальную палатку, а ей, Кудашевой, особую в ней загородку из местных ковров, и в таких удобствах конь, по брюхо в сене, а она в шикарной постели отдыхала от переходов. Вот так кавалерийский пробег!
Далее о ней:
Чарджуй 1914

Бухара 1913 май
С. Гиззатуллина-Волжская
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века, Казань 2021, стр.123
В письме, направленном 4 мая 1913 года министром Департамента полиции Казанской губернии начальнику Туркестанского районного охранного отделение (ТРОО), отмечалось, что театральная труппа «Сайяр» намеревалась поставить свои спектакли в Чарджуе, Бухаре, Самарканде, Андижане, Намангане, Коканде и Ташкенте³. В составе труппы была известная татарская актриса С. Гиззатуллина-Волжская⁴. О гастролях труппы «Нур» в Бухарском эмирате С. Гиззатуллина-Волжская писала: «Мы ставили спектакли один раз в Коканде, два раза в Бухаре. Узбеки до того не знали, что такое театр, они не знали, что такое билеты. В целом, наша работа в Бухаре была непростой»¹.


Следующая часть: Бухара 1914..16