tatar.uz

folk history

anvarkamal@mail.ru
Flag Counter

К истории татар 10..17 века

18 век

2025-07-22


18 век - это формирование европейского форпоста на самом восточном конце Балтийского моря - Петербурга.
С 1701 по 1808 - 108-летний период бурного развития как транспортного пути с Урала в Европу, так и расширение сети опорных пунктов в южном от Уральских гор направлении - Орская крепость, потом - Оренбург (1740-е). Подробнее об этом в Идель-Урал..
Также были попытки захватить Хиву по волжско-каспийскому пути..

Аллахияр Суфи

Родился в 1616 или 1630 в области Минкаль (рядом с г. Каттакурган - это между Самаркандом и Бухарой)..
из Татарской энциклопедии т.1:
В преклонном возрасте отправился в хадж через Поволжье ..
Далее о нем в
Булгар

18 век основание мечети Хайрабад на Катартале в Ташкенте

опубл.2020-12-17

из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ
Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае

..
Другое поселение татар также называлось «Ногай-Курган» и находилось близ местности Катартал. Археологи и архитекторы Л.Ю. Маньковская и В.А. Булатова датируют сохранившийся здесь мусульманский комплекс XVIII в. По сведениям старожилов, мечеть построена на средства Хайрабад-ишана под руководством мастера Кара Ходжи-авлия. По преданиям татарину Хайрабаду (родом из Оренбуржья) во сне послышался голос, возвестивший: «Завтра к порогу твоего дома придет белый верблюд. Садись на него и дай ему волю. И когда он остановится и ляжет — освой эту землю и живи там, это и будет место твоего счастья». Утром Хайрабад сел на верблюда и долго ехал. Наконец, верблюд остановился и лег на кургане, где сейчас стоит мечеть и мавзолей. Эта местность с тех пор называется «Ногай-Курган» (иногда, «Ногай-Кишлак»), так как ее заселили татары.

Мусульманский комплекс представлял собой мечеть с айваном, мактаб, хауз (бассейн), расположенный перед мечетью, мавзолей Хайрабад-ишана и кладбище. Это характерный пример организации малого архитектурного комплекса старого Ташкента.

Мечеть в первооснове представляла тип портально-купольной мечети, бытовавшего в Средней Азии с древнейших времен. На территории Ташкента подобный тип редок. Пристройка айвана превратила ее в квартальную монументальную мечеть.

Плафон айвана расписан оригинальной живописью растительных мотивов, масляной краской по дереву. Фасады мечети отштукатурены. Размеры: вплане — 12,5×16,5 м, высота 10,6 м, основной объем 9Х9, помещение 6,6х6,7 м. Комплекс был обследован и обмерен под руководством профессора В.А. Нильсена в 1968 г.
..

Кстати, легенда о «белом верблюде» выбирающем место жительства связана с кишлаками носящими названия Лянгар. В этих отдаленных кишлаках обязательно имеется старинная мечеть связанная с суфийским орденом Накшбандия.


Фото мечети на Письмах о Ташкенте «Мазар на Катартале» 

А вот что пишет Морской Святослав Георгиевич в статье «Улица моя. Чиланзарские были» (+ 54 интересных комментария) на Письмах о Ташкенте:

«.. Продолжая наше путешествие, мы с Вами продвигаемся к магазину «Шухрат», на ту самую улицу Катартал, что ведет в сторону ювелирной фабрики. Буквально рядом, на «кругу», находится еще один интересный памятник седой старины. Это то, что осталось от существовавшего некогда обширного поселения Ногай — кишлак. Согласно легенде, лет триста назад одному татарину (ногаю) во сне было сказано: «У порога твоей юрты скоро будет белый нар (верблюд). Сядешь на него и поедешь, куда глаза глядят. А когда нар остановится, то и будет место твоего счастья». Якобы это предсказание сбылось, нар привез Хайрабада на чиланзарский курган, где сейчас стоят мавзолей и мечеть. До недавнего времени там был и хауз.

Данные археологов подтверждают время постройки памятника – он датируется XVIII-м веком. Причем невысокое (в отличие от других сооружений) качество кладки, неточности в разбивке плана, приземистость зданий говорят об упадке строительного искусства и тяжелой жизни местного населения. Скорее всего, строительство велось во время ташкентского чорхакимства – весьма мрачной страницы истории нашего города.
Я еще помню времена, когда этот памятник являл собой жалкое зрелище. Но заботливыми руками реставраторов он приведен в хорошее состояние, и хотелось бы попросить наших экскурсоводов уделять как можно больше внимания именно таким маленьким памятникам – ведь большие и так известны. Неподалеку от этого памятника древности пролегает трасса 41-го автобуса, на котором можно добраться до еще одного известного в археологических кругах места города. ..»

Еще фантастический рассказ об этом месте «Увидеть призрак«

1732_Guillaume_Danet
На севере Tartarie Moscovite, очевидно — под управлением Москвы.
Обратите внимание, что сама Москва входит в l’Europe, то есть под европейской юрисдикцией. По этой причине полуостров Европа простирается до Урала, т.е. Европа не географическое, а юридическое понятие (сейчас, по факту, до Тихого океана :)
Новороссия с Крымом обозначена Petite Tartarie (малая). Это те же остатки степняков, но в Крыму с примесью средиземноморских народов, наверно, поэтому они не превратились в казаков, хотя на Днепре образовались Запорожские казаки, а на Дону — донские.

Казахстан, Средняя Азия, Восточный Туркестан и Тибет, а также Манжурия — GRAND TARTARIE, где Средняя Азия с Восточным Туркестаном и Тибетом — Tartarie Independante (независимая), а Манжурия — Tartarie Chinuase.

В Tartarie Moscovite мы видим на юге Circassie (это не циркачи.. это черкесы Северного Кавказа). Севернее Petit Nogaia и Grand Nogaia(малые и большие ногаи) — это все что осталось от Ногайской орды (а ведь татар называли ногаями, по крайней мере тех кто скакал на коне и хлестал всех плеткой-«нагайкой» :).

Казаки от Сибири до Европы разделились на обрусевших — присягнувших Петербургу (в 19 веке перешли на русский язык, благодаря Пушкину, между прочим :) и попавших под влияние Османской Империи с тюркским языками и Исламом. Поволжские народы также разделились - кто-то попал под церковь, а кому повезло с мечетью (вот откуда столько набожных татар :)

До вольных жителей казахских степей муллы стали добираться только к концу 19 века и многие так и остались с древней верой в Тенгри со времен Чингизхана.. Мирное сосуществование двух религий стало возможным в результате договора с Аби-падшой (Екатерина, царица Петербурга) в 1781 (кто представлял исламскую сторону пока выясняется, но дело было после войны с Османской империей).

В районе Оренбурга — Roy d’Astracan (Астраханское королевство), выше — Bulgaria (на историческом месте). На горной стороне Волги, в Мещере — Mordvins (народ мордва, под властью Беханидов). И Roy de Casan с Казанью.

Antique Maps of the World
Double Hemisphere World Map
Samuel Dunn
c 1780

К началу Великой Французской революции определились с RUSSIAN EMPIR, в которую входили Moscovitian Europe и Moscovite Tartary

В Казахстане и Средней Азии — Indepandent Tartary, а на Алтае, в Монголии и Манжурии — Chinese Tartary

18c_Tartary_map

Эти старые карты ясно показывают цивилизационный разлом между Западом и Востоком. Татары изначально были боевым авангардом Востока или Китая (Чингизхан: «хан» — военный предводитель, «гыз» — гуси, наемники, «Чин» — чиновничья система Китая), но впитав в себя разные народы и религии распались обратно на племена. Это привело к распаду северной ветви Великого шелкового пути и формированию того же торгового маршрута, но под контролем Европы, в виде Российской Империи.

В 16 веке Европа пробивала южные морские пути в Китай, а также западный — через Америку. Северный путь через Ледовитый океан был нереален и к 18 веку сформировали водный путь от Финского залива на Урал для поставок металла и леса (из которого создали голландский флот и благодаря ему основали в Америке колонию Нью-Амстердам).. А потом продлили через Сибирь и Семиречье в Китай. Самые богатые татары разбогатели именно на этом торговом маршруте.

Ургенч
Ишнияз б. Ширнияз ал-Хорезми .. ум. 1791
Айдар Хабутдинов (профессор Казанского филиала Российской академии правосудия, доктор исторических наук, Россия)
Влияние бухарской образовательной традиции на татарскую элиту в XVIII – первой половине XIX века
.. получил образование в Ургенче..
Далее о нем:
Оренбург, Каргала

Бухара 1780..81
Мендияр Бекчурин
https://mytashkent.uz/2019/09/25/uzbekskie-tatary/
.. Позднее татарские купцы и дипломаты (.. российский дипломат, возглавлявший посольство в Бухаре в 1780-е годы Мендияр Бекчурин и многие другие) сыграли важную роль в налаживании политических и торговых отношений России с Кокандским и Хивинским ханствами и с Бухарским эмиратом. ..
Джуразода Д. Х. (г. Худжанд, Республика Таджикистан) ОПИСАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ БУХАРСКОГО ХАНСТВА РУССКИМИ ОРИЕНТАЛИСТАМИ, ПУТЕШЕСТВЕННИКАМИ, ВОЕННЫМИ МИССИОНЕРАМИ И КРАЕВЕДАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ. стр.40-41..

.. Определенный интерес представляет работа неизвестного автора второй половины XVIII в. «Известия о Бухарии» (15).В начале 80-х годов XVIII в. Бухару посетил русский чиновник М. Бекчурин, которому косвенным путем удалось получить некоторые отрывочные сведения о Бухарском ханстве (11). Он был послан в Бухару из Оренбурга с целью открыть торговое представительство в 1781 г. Ему также поручалось описать путь из Оренбурга в Бухару. Это было единственной миссией, отправленной русским правительством в Бухару через Оренбург в конце XVIII в. (2, с.410-411; 19, с.56).

За короткое время, с декабря 1780 г. по январь 1781 г., ему удалось успешно выполнить все данные ему Коллегией иностранных дел дипломатические поручения. В Бухаре посланнику удалось получить аудиенцию у бухарского хана и вручить ему письма от Н. Панина, члена Коллегии иностранных дел Царской России и И. Рейнсдорфа, Оренбургского губернатора. Несмотря на то, что М. Бекчурин был под постоянным присмотром, он по поручению Коллегии иностранных дел смог собрать важные сведения о городе, о родовом строе узбеков, подробно описать свой маршрут с остановками. Бекчурину не удалось получить согласия эмира на открытие представительства (11, с.276; 19, с.67; 14)…

Бухара 1794
Г. С. Бурнашев
.. вышли из Омска
Путешествие Бурнашева и Поспелова в "страну Ташкентию"
История этого путешествия началась несколько раньше. В 1792 году правитель Ташкента Юнус-Ходжа обратился к начальнику Сибирской линии с предложением о расширении взаимной торговли, "чтобы всегда российские купцы для умножения торговли ездили в Ташкентию, а мы - в Россию". Россия также была заинтересована в торговле с "ташкентцами, куканцами (кокандцами), бухарцами, кашгарцами" и другими народами Центральной Азии. В апреле 1795 года генерал-майор Я.Боувер представил Екатерине П записку с предло­жением даже организовать через Бухарию и Ташкентию торговлю с Индией и "сим новым путем от .крепости Святого Петра до Индии можно дойти во 120 дней - 6000 верст". Правительство России решило направить посольство в Ташкент для узнания сего края во всех отношениях и пути туда через малоизвестную еще Киргизскую степь" В 1794 году русское посольство в лице горного инженера Т.С. Бурнашева и сержанта А.С. Безносикова через Омск, Троицк, реку Тургай, Приаралье направилось в Ташкент. Но из Бухары послы вернулись назад, так как Бухарский правитель отказался их пропустить через свои земли в Ташкент.
из «ЭТНИЧЕСКИЙ АТЛАС УЗБЕКИСТАНА» © Институт “Открытое Общество” — Фонд содействия — Узбекистан, 2002. 452 страницы с иллюстрациями. Совместное издание «ООФС — Узбекистан» и ЛИА <Р. Элинина>, 2002.
стр.203 авторы Р. Н. Шигабдинов, Л. И. Жукова
«.. В 1794 г. восемь купцов из казанских татар с караваном в 80 верблюдов направились из Омска в Ташкент через Бухару вместе экспедицией горных инженеров (среди них был горный инженер Г.С. Бурнашев — татарин по происхождению).
Однако из Бухары хан их не выпустил, ссылаясь на опасности в дороге.
Несмотря на все трудности, российское правительство стремилось наладить регулярную торговлю со среднеазиатскими ханствами, привлекая для этих целей “торговых татар”. Из источников известны такие крупные купцы XVIII — начала XIX вв., как Муртаза Смайлов, Сулейман Назиров, Мухамат Юсупов, Асаф Иношев, Муса Максютов и др. ..»
Джуразода Д. Х. (г. Худжанд, Республика Таджикистан) ОПИСАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ БУХАРСКОГО ХАНСТВА РУССКИМИ ОРИЕНТАЛИСТАМИ, ПУТЕШЕСТВЕННИКАМИ, ВОЕННЫМИ МИССИОНЕРАМИ И КРАЕВЕДАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ. стр.48..
.. Ценные сведения о Бухарском ханстве передал русский путешественник Бурнашев Т.С., побывавший в Бухаре в 1794 г.Он особо обращает внимание на состояние сельского хозяйства, финансового положения. Ценны сведения Т. Бурнашева о чеканке монет, изготовлении пушек, состоянии торговли.

В частности, он сообщал о том, что во время своего приезда в Бухару он увидел много представителей торгового круга Афганистана, Индии, Ирана. Он дал подробные сведения и базарах и караван сараях Бухары. По его сведениям, в конце XVIII в. в городе функционировало 9 кирпичных караван-сараев (5, с.283). Тогда как при нахождении в Бухаре Ф. Ефремова было 4 таких караван-сарая. Увеличение количества караван-сараев свидетельствует о развитии внешней торговли Бухарского ханства.

Т. Бурнашев приводит данные относительно ввозимых и вывозимых товаров из Бухары в Иран и Индию. Он констатирует тот факт, что объем пошлины на иностранный товар в Бухаре составлял 40/1. Для русских товаров были установлены льготы, т.е. пошлина взималась с русских товаров в объеме 20/1 (5, с.120).

По его сведениям несмотря на наличие горных промыслов золота и серебра, их добыча в свете незнания новых технологий горного промысла должным образом не налажена.

Бурнашева также интересует политическая жизнь Бухарского ханства (5, с.120).

5. Бурнашев Т.С. Путешествие от Сибирской линии до города Бухарыв 1794 и обратно в 1795 году // Сибирский вестник. – СПб., 1818. Ч.II. – С. 247-284.

Ташкент 1800
Г. С. Бурнашев
.. вышли из Омска
Путешествие Бурнашева и Поспелова в "страну Ташкентию"
Преодолев последнее препятствие горы Каратау, 28 июня путешественники достигли Ташкента. Его владетель был уже оповещен, что прибудут русские чиновники. Как подобает ильчи (послам) экспедиция остановилась в двух верстах от въезда в город, вблизи одного из каналов. Тотчас же послали султана и вожатого известить правителя и местное начальство о прибытии довольства. Через два часа султан и вожатый возвратились с двумя придворными чиновниками, которые от имени правителя поздравили послов с прибытием, выразили удовольствие этим фактом, и доставили из города продукты питания.
Два дня прошло в ожидании въезда в город, В эти дни владетель готовился к торжественному приему посланцев "великой державы". На третий день Бурнашов и Поспелов в парадных мундирах с сыном султана, толмачом и 4 казаками в сопровождении ташкентского чиновника отправились на приём к Владетелю. 0т городских ворот города до самого Дворца на расстоянии почти 3 верст торжественно стояли с оружием в руках воины. Множество людей пестрело на крышах домов. У Дворца их ждали чиновники. Слуги сняли посланцев с лошадей, обтерли пыль с сапог, послов под руки повели к трону Владетеля. По сторонам сидели многие знатные особы двора, Бурнашев в торжественной обстановке передал послание русского правительства. Более часа продолжалась аудиенция. После чего послы были направлены в приготовленный для них дом.
3 месяца прожили Бурнашов и Поспелов в Ташкенте. 3а это время они сумели хорошо познакомиться с городом, жизнью народа. Владетель предоставил им полную свободу ходить всюду по городу. Неоднократно вечерами они были приглашены во дворец к Владетелю на ужин. «Владетель принимал нас очень благосклонно, без всяких церемоний», - вспоминал Т. Бурнашов.
Читатель заинтригован! Какой же был облик Ташкента более двух веков назад? Путешественники впервые дали подробное описание этого города, который стал крупном современном культурном, научном и промышленном центром Средней Азии, столицей независимого государства Узбекистан. Надо сказать, что до Бурнашева и Поспелова в Ташкенте из европейских путешественников были лишь Карл Миллер н Кушелев в 1739 году, а также Д.Телятников, А.С. Безносиков и Я.Быков в 1796 году. Из этих путешествий лишь краткие сведения, сообщенные К. Миллером, были опубликованы в примечаниях к "Оренбургской истории" II.Н.Рычкова. Поэтому описание Ташкента и его окрестностей, образа жизни и быта жителей города, его торговле, хозяйстве, вооружении, правителе Ташкента и многом другом, сделанные Тимофеем Бурнашевым и Михайло Поспеловым, являются первыми полными сведениями.
Вид города Ташкента издали представляется глазам обширнейшим садом, кой, скрывая низкие здания, сам делается виден, несмотря на окружающую стену. Ровное местоположение при подоле гор, называемых Алатау, увеличивает приятность сего вида, которая еще более бы была, если бы самые здания имели что-нибудь величественное". Путешественники сообщают, что в городе, обнесенном глиняной стеной высотой около
8 метров и толщиной до двух метров с деревянными воротами, около 10 тысяч домов и 40 тысяч жителей. Внутри города - глиняные дома с плоскими крышами, расположенные без всякого разбору и едва видные в сплошном зеленом ковре садов. Улицы чрезвычайно неровные и до того узки, что ездят по ним лишь верхом на лошадях, телеги и повозки не проходят. В центре города на большой площади - базар, разделённый перегородками для различных товаров. Поблизости харчевни и бойни для скота. "Чистоты там, как и во всем городе мало". В городе много развалин - результат междоусобиц борьбы за трон Владетеля. "Вообще оный город и через 20 лет не выправлен будет от того разорения, каковые случились в смутные времена ". Даже две мечети были в развалинах. Бурнашев и Поспелов объясняют причину разрушения города. "При начале вступления в свое звание нынешнего Ташкентского Владельца Юнус Ходжи, были еще двое спорив­ших за преимущество занять место, каковое он себе присвоил.
Все они подкрепляемы были народными партиями. Сие породило междуусобие в жителях. Они противопоставляли силу другой силе в мнениях несогласной. Владельцы стремились к тому только, чтобы быть повелителями, и в одном городе Ташкенте имели свои управления, свое вооружение и своих подданных, действующих неприятельски со своими согражданами. От сего земледелие и скотоводство приходит в упадок; полезное заведение садов подвержено было разорению; вместо трудолюбивого в ремесле управления каждый выходил с ору­жием в руках и всегда видел жизнь свою в опасности".
Вода в город проведена из реки Чирчик большими каналами, из которых распределяется арыками и проходит почти мимо каждого дома или участка. Посланцев России поразили богатые ташкентские сады, в которых растут "виноградные, черносливные, персиковые, абрикосовые, вишневые, шелковичные, ветловые, осиновые и другие деревья, под тенью коих в жаркое летнее время можно находить спокойствие. Проведённая через весь город вода способствует очищению воздуха и следственно народному здравию" . Из злаков на полях сеют пшеницу, просо, ячмень . "Лучшее время для посевов считается весною в марте, и осенью - в сентябре. В Ташкенте "Между всеми произведениями земли хлебопашество предпочитается как плод наиполезнейший".
"... Оная страна наиспособнейшая к плодородию. Сверх хлебопашества посев хлопчатой бумаги и содержание садов с различными плодами, суть первые произведения таможенного края, к которым земля довольно способна и обитателя нарочитую ( значительную - В .Н . ) пользу доставляет. 3атем разведение шелку хотя так же производится, но не видно еще в нем большого избытка, со временем может быть и оное размножено будет" .
Из записки Бурнашева и Поспелова видно, что они совершили поездку по стране Ташкентии, которая находилась в состоянии разрушения и разорения. Это и древний Туркестан - "обширность прежнего селения видна уже в одних только развалинах". Послы отмечают, что Туркестан "долгое время был под властью киргиз-кайсаков, потом от них взят под свое покровительство бухарцами, а в 1799 году отобран ташкентским Владетелем" . "Чеменген ( Чимкент - ­В.Н.) после Ташкента первый город, расположен подле гор Алатау и реки Чирчик, насчитывает до 700 дворов". Вокруг него до 10 селений, обнесенных глиняными стенами. В некоторых из них сделано разорение укреплению и домам, не пощажены и самые сады, которые ныне вновь приводятся в порядок. Впрочем, в разных местах видны разоренные крепости, откуда жители принуждены удалиться в другие места".
Бурнашов и Поспелов посетили горные хребты Тянь-Шаня, "Ледяные верхи высших из них, откуда бьют чистые ключи, или по крутым утесам бьют водопады суть лучшие виды тамошнего края. Между иными горами находятся обширные равнины столь тучные, сколь и приятные, имеющие обильное произрастание". Цель посещения гор - осмотр и оценка приисков полезных ископаемых. Горы не раскрыли своих богатств, " преимущественно сложены гранитом, известковым камнем, изредка пресная железистая яшма. Впрочем, не видно в них благонадежности к редким ископаемым, особливо металлическим".
"В одной только горе найдены рудные признаки с малым содержанием меди, где есть и небольшие выработки прежних народов, однако нет в оных надежды к лучшим открытиям. В сих же горах ташкентцы выплавляют довольно хороший чугун и из него делают различную посуду и другие изделия".
Характеризуя торговлю, русские послы отмечают: "Из Ташкента по временам небольшие караваны ходят в степь к киргиз­-кайсаками и иногда в Россию, получая чрез то из степи скот, а из России разные нужные для себя и для киргизцев вещи, главные из них: медь, железо, жемчуг, маржам, выдры, котики, сукна разных цветов, кожи и другие мелкие вещи, яко то зеркала, бритвы, гребни и прочее.
Касательно тех товаров, кои входят в Россию, то шелковые по причине недостатку их в тамошнем краю, не столь выгодны, а более бумажные, или вывозимая сама по себе непряденая бумага (хлопок - В.Н.). Можно получать индийские и персидские изделия, кои туда в довольном числе привозятся и кои более могут распространить торговлю при содействии со стороны Российской".
Высокую оценку получили в главах русских послов простые труженики Ташкента. "Вообще должно сказать о весьма отличном трудолюбии сего народа и что из оного мало таких, коим бы праздность была известна, и они как нужное для себя пропитание, так и подать часто временно собираемую, приобретают единственно неусыпными своими трудами" .
Для наших современников интересно узнать и о системе правления Ташкенте, которую Бурнашов и Поспелов описывают так: "Ташкентский Владелец употребляет неограниченную власть над жизнью и имением его подданных, но он власть сию часто приводит в исполнение по совету с лучшими своими чиновниками, которые смотрят на наклонность его мнения и согласуются. В таких же участвуют первостепенные Ходжи, в усердии и преданности коих Владелец уверен. Суд происходит пред лицом его на словах и нет никаких при том письменных свидетельств. Изобличенной в важных преступлениях наказывается лишением имения и высылкою за границу, а иногда и лишением жизни виселицею или отсечением головы. За маловажные же вины садят в яму на определенное время, наказывают на теле или налагают пеню. Но нет, ни на какие преступления законо­положения, все зависит от произволения Владельца".
Характеризуя семейное положение ташкентцев, Бурнашов и Поспелов пишут, что Владелец Ташкента имеет 12 жен, а "прочие обита­тели имеют жен по мере своего состояния, платя при взятии такое число скота, денег или вещей, о каком договориться смогут. Жены со своими мужьями разводятся по различным причинам неудовольствия, то есть, когда им не доставляется надлежащее содержание, или по несоответственными с каким-либо поступкам. Они ходят по большей части имея лицо сеткою закрытое, что и в домах при посторонних людях соблюдают. Примеры невоздержанности их бывают редки и которые строго наказываются".
Три месяца пробыли российские послы на ташкентской земле. Владелец Ташкента предоставил им полную свободу в ознакомлении с городом и его окрестностями. В конце сентября Бурнашову и Поспелову вручили грамоту к русскому двору, в которой Владелец выражал дружеские чувства к России. Всем участникам экспедиции были сделаны подарки. Первого октября с небольшим караваном ташкентских купцов послы двинулись в обратный путь, который пролег через урочище Уванас мимо Туркестана до гор Каратау, с узкими каменистыми ущельями, "где с великом трудом пробирались" . "Меж оных гор текут частые ключи и растет тонкий берёзовый, осиновый и тальковый лес вместе с другими мелкими кустарниками". В горах Каратау Бурнашов и Поспелов обнаружили свинцовую руду, "где находится она в известковом камне небольшими прожил­ками и гнёздами в виде свинцового блеска". "Их точное указание было первым достоверным сообщением об -ископаемых богатствах гор Средней Азии", - писал о Бурнашове и Поспелове советский историк Ф. Бублейников в книге "История открытии ископаемых богатств нашей страны".
Ташкент 1800
«Двести лет тому назад» Алексей ГОНЧАРОВ, Шымкент
Перевалили невысокий хребет Каратау. Южнее начинались владения Ташкента, которому в ту пору принадлежали города Туркестан и Шымкент.
Всюду были следы недавних войн, которые привели городскую жизнь края в упадок. О Туркестане они записали: «Обширность прежнего селения видна уже в одних только развалинах». А в сообщении о Шымкенте есть некая путаница: «Чеменген после Ташкента – первый город, расположен подле гор Алатау и реки Чирчик, насчитывает до 700 дворов; все они обнесены нетолстыми глиняными стенами. Вокруг его до 10 селений, обнесенных глиняными стенами. В некоторых из них сделано разорение укреплению и домам, не пощажены и самые сады, которые ныне вновь приводятся в порядок. Впрочем, в разных местах видны разоренные крепости, откуда жители принуждены удалиться в другие места…»
Дело в том, что река Чирчик протекает по южной окраине Ташкента, а это от Шымкента в 130 километрах. А среди горных хребтов, которые лежат в 55 км от города, название Алатау не носит ни один…

В Ташкентском владении

Через 23 дня после выхода из ставки султана Букея путешественники достигли Ташкента. В двух верстах от города, на берегу канала, маленький отряд остановился в ожидании торжественной встречи.
Въезда в город ждали два дня. Наконец, геологи в парадных мундирах с сыном султана и переводчиком отправились к правителю, которому было передано официальное послание. «Владетель принимал нас очень благосклонно, без всяких церемоний…» – сообщали они впоследствии. В Ташкенте Бурнашев и Поспелов провели три месяца.
За это время они узнали многое. Прежде всего, путешественники отметили сложную политическую обстановку, при которой пришел к власти Юнус-ходжа. «…Владельцы [Ташкента] стремились к тому только, чтобы быть повелителями, и в одном городе Ташкенте имели свои укрепления, свое вооружение и своих подданных, действующих неприятельски с своими согражданами. От сего земледелие и скотоводство приходило в упадок, полезное заведение садов подвержено было разорению, вместо трудолюбивого в ремесле упражнения, каждой выходил с оружием в руках и всегда видел жизнь свою в опасности. Соседние владения, особливо Куканское, яко против сего и могущественное, пользуясь таковыми раздорами, присвоило себе ближайшие селения… Тогда утомленные междоусобием, граждане вышли из заблуждения, и с помощью Ходжанского Владельца, благоприятствовавшего Юнус ходже, свергнули иго прочих Владетелей…» До них в Ташкенте почти не бывали европейские ученые и, по сути, именно Бурнашев и Поспелов дали первое полное описание города.
«Вид города Ташкента издали представляется глазам обширнейшим садом, кой, скрывая низкие здания, сам делается виден, несмотря на окружающую стену. Ровное местоположение при подоле гор, называемых Алатау, увеличивает приятность сего вида, которая еще более бы была, если бы самые здания имели что-нибудь величественное». И вновь странная ошибка: никаких гор «Алатау» возле Ташкента нет.
Но важнее другое: из их описания известно, что тогда в Ташкенте было около 10 тысяч домов и 40 тысяч жителей. «…В городе много развалин – результат междоусобиц борьбы за трон Владетеля. Вообще оный город и через 20 лет не выправлен будет от того разорения, каковые случились в смутные времена… Даже две мечети были в развалинах…».
Геологов поразили богатые ташкентские сады, в которых растут «виноградные, черносливные, персиковые, абрикосовые, вишневые, шелковичные, ветловые, осиновые и другие деревья, под тенью коих в жаркое летнее время можно находить спокойствие. Проведённая через весь город вода способствует очищению воздуха и следственно народному здравию. Из злаков на полях сеют пшеницу, просо, ячмень…».

Недра и торговля

Главной целью поездки горных мастеров было, конечно, изучение недр. Они описали горы, расположенные неподалеку от Ташкента: «Ледяные верхи высших из них, откуда бьют чистые ключи, или по крутым утесам бьют водопады суть лучшие виды тамошнего края. Между иными горами находятся обширные равнины столь тучные, сколь и приятные, имеющие обильное произрастание… Преимущественно сложены гранитом, известковым камнем, изредка пресная железистая яшма. Впрочем, не видно в них благонадежности к редким ископаемым, особливо металлическим. В одной только горе найдены рудные признаки с малым содержанием меди, где есть и небольшие выработки прежних народов, однако нет в оных надежды к лучшим открытиям. В сих же горах ташкентцы выплавляют довольно хороший чугун и из него делают различную посуду и другие изделия…». Словом, чисто в профессиональном плане поездка себя не оправдала.
Но в плане торговли открылись хорошие перспективы: «Из Ташкента по временам небольшие караваны ходят в степь к киргиз¬-кайсакам и иногда в Россию, получая чрез то из степи скот, а из России разные нужные для себя и для киргизцев вещи, главные из них: медь, железо, жемчуг, маржам, выдры, котики, сукна разных цветов, кожи и другие мелкие вещи, яко то зеркала, бритвы, гребни и прочее. Касательно тех товаров, кои входят в Россию, то шелковые по причине недостатку их в тамошнем краю, не столь выгодны, а более бумажные, или вывозимая сама по себе непряденая бумага. Можно получать индийские и персидские изделия, кои туда в довольном числе привозятся и кои более могут распространить торговлю при содействии со стороны Российской…».

Обратный путь

После трех месяцев пребывания в «Ташкентии» горные мастера получили грамоту для своего правительства и отправились обратно. Пут проходил мимо Туркестана до гор Каратау, с узкими каменистыми ущельями, «где с великом трудом пробирались». «Меж оных гор текут частые ключи и растет тонкий берёзовый, осиновый и тальковый лес вместе с другими мелкими кустарниками». Здесь они обнаружили свинцовую руду, «где находится она в известковом камне небольшими прожил¬ками и гнёздами в виде свинцового блеска». Это было первое достоверное сообщение о ставших впоследствии знаменитых месторождениях Кентау, а ныне уже совершенно выработанных.
Ташкент 1800
«Путеводитель по городу Ташкенту» 1937, Таш.Краснознамен.Совет Р.Д. и К.д. стр.10-11..
.. Описание Ташкента начала XIX века дали посланцы Павла I — Поспелов и Бурнашев. Как известно, Павел 1 предполагал совместно с Наполеоном Бонопартом совершить поход на Индию. Посланные для изучения дороги для будущего похода Поспелов и Бурнашев доложили царю: «Ташкент обнесен стеной имеющей в высоту 25, в толщину сверху — 3, а внизу — 5 футов. В окружности 18 верст. На случай выхода из города сделаны шесть деревянных ворот, к коим в ночное время ставится караул. Но нет ни рва, ни другого извне укрепления. Во всем городе полагать можно, домов около 10 тысяч, жителей мужского пола — 40 тысяч.»
(Другие путешественники того же времени указывают, что в городе было 12 ворот и до 20 тыс. домов)..

Бухара
Валиаддин б. Хасан ал-Багдади
в 1800 примерно 45 лет.. прибыл из Хорасана ..
Айдар Хабутдинов Влияние бухарской образовательной традиции на татарскую элиту в XVIII – первой половине XIX века
.. получил образование в Багдаде, был в Индии, Хорасане и Бухаре, во время поездки в Поволжье посетил Казань и такие аульные медресе, как Ташкичу, Мамся и Мачкара.
Далее о нем:
Заказанье

Бухара
Шарафетдин б. Зайнетдин б. Ибрагим аль-Эстерлетамаки
в 1800 - 32 года..
Айдар Хабутдинов Влияние бухарской образовательной традиции на татарскую элиту в XVIII – первой половине XIX века
.. учился в Бухаре у Абу Салиха Ниязкул ат-Туркмани. ..
Далее:
Бухара 1814

Бухара
Абдуннасыра Курсави
в 1800 - 24 года.. приехал из Заказанья
Айдар Хабутдинов Влияние бухарской образовательной традиции на татарскую элиту в XVIII – первой половине XIX века
Деятельность великого улема и создателя концепции «иджтихада» у татар .. хорошо изучена. Отметим, что после медресе Мачкары в Бухаре он обучался у улема – суфия тариката (ордена) Накшбандийа-муджаддидийа шейха Ниязкул ат-Туркмани (ум. 1820/1821) в медресе Чор-Минор.
Далее:
Заказанье

Бухара 1801..
Нигматулла б. Биктимер б. Тукай б. ас-Слаучи
29 лет .. приехал из Казани
Айдар Хабутдинов Влияние бухарской образовательной традиции на татарскую элиту в XVIII – первой половине XIX века
.. Нигматулла в 1801 г. отправился в Бухару, где проучился свыше 10 лет. Там же, у шейха Абу Салиха Ниязкул ат-Туркмани, который был учителем и его казанского мударриса Фазыла аль-Кизляви, Нигматулла углубил свои познания в учении и практике Накшбандийа, а также стал сторонником взглядов и другом А. Курсави. ..
Далее:
Бухара 1814

Бухара 1802..
Багаутдин ибн Субхан Маржани [67]
15 лет .. приехал из Заказанья
«Историк, богослов и археолог — Шигабутдин Маржани»а
В юности он уехал в Бухару, где устроился в медресе «Турсуния».
Далее:
Бухара 1814


Следующая часть часть: 1809..20