TATAR.uz

folk history

anvarkamal@mail.ru
Flag Counter

Предыдущая часть: 17 век

18 век


Аллахияр Суфи

Родился в 1616 или 1630 в области Минкаль (рядом с г. Каттакурган - это между Самаркандом и Бухарой)..
из Татарской энциклопедии т.1:
В преклонном возрасте отправился в хадж через Поволжье, где посетил родственников.
Был в Казани, Булгаре.
Не доехав до Мекки, скончался в г. Александрия (1713 или около 1723) ..
Далее о нем в ..

18 век основание мечети Хайрабад на Катартале в Ташкенте

опубл.2020-12-17

из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ
Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае

..
Другое поселение татар также называлось «Ногай-Курган» и находилось близ местности Катартал. Археологи и архитекторы Л.Ю. Маньковская и В.А. Булатова датируют сохранившийся здесь мусульманский комплекс XVIII в. По сведениям старожилов, мечеть построена на средства Хайрабад-ишана под руководством мастера Кара Ходжи-авлия. По преданиям татарину Хайрабаду (родом из Оренбуржья) во сне послышался голос, возвестивший: «Завтра к порогу твоего дома придет белый верблюд. Садись на него и дай ему волю. И когда он остановится и ляжет — освой эту землю и живи там, это и будет место твоего счастья». Утром Хайрабад сел на верблюда и долго ехал. Наконец, верблюд остановился и лег на кургане, где сейчас стоит мечеть и мавзолей. Эта местность с тех пор называется «Ногай-Курган» (иногда, «Ногай-Кишлак»), так как ее заселили татары.

Мусульманский комплекс представлял собой мечеть с айваном, мактаб, хауз (бассейн), расположенный перед мечетью, мавзолей Хайрабад-ишана и кладбище. Это характерный пример организации малого архитектурного комплекса старого Ташкента.

Мечеть в первооснове представляла тип портально-купольной мечети, бытовавшего в Средней Азии с древнейших времен. На территории Ташкента подобный тип редок. Пристройка айвана превратила ее в квартальную монументальную мечеть.

Плафон айвана расписан оригинальной живописью растительных мотивов, масляной краской по дереву. Фасады мечети отштукатурены. Размеры: вплане — 12,5×16,5 м, высота 10,6 м, основной объем 9Х9, помещение 6,6х6,7 м. Комплекс был обследован и обмерен под руководством профессора В.А. Нильсена в 1968 г.
..

Кстати, легенда о «белом верблюде» выбирающем место жительства связана с кишлаками носящими названия Лянгар. В этих отдаленных кишлаках обязательно имеется старинная мечеть связанная с суфийским орденом Накшбандия.


Фото мечети на Письмах о Ташкенте «Мазар на Катартале» 

А вот что пишет Морской Святослав Георгиевич в статье «Улица моя. Чиланзарские были» (+ 54 интересных комментария) на Письмах о Ташкенте:

«.. Продолжая наше путешествие, мы с Вами продвигаемся к магазину «Шухрат», на ту самую улицу Катартал, что ведет в сторону ювелирной фабрики. Буквально рядом, на «кругу», находится еще один интересный памятник седой старины. Это то, что осталось от существовавшего некогда обширного поселения Ногай — кишлак. Согласно легенде, лет триста назад одному татарину (ногаю) во сне было сказано: «У порога твоей юрты скоро будет белый нар (верблюд). Сядешь на него и поедешь, куда глаза глядят. А когда нар остановится, то и будет место твоего счастья». Якобы это предсказание сбылось, нар привез Хайрабада на чиланзарский курган, где сейчас стоят мавзолей и мечеть. До недавнего времени там был и хауз.

Данные археологов подтверждают время постройки памятника – он датируется XVIII-м веком. Причем невысокое (в отличие от других сооружений) качество кладки, неточности в разбивке плана, приземистость зданий говорят об упадке строительного искусства и тяжелой жизни местного населения. Скорее всего, строительство велось во время ташкентского чорхакимства – весьма мрачной страницы истории нашего города.
Я еще помню времена, когда этот памятник являл собой жалкое зрелище. Но заботливыми руками реставраторов он приведен в хорошее состояние, и хотелось бы попросить наших экскурсоводов уделять как можно больше внимания именно таким маленьким памятникам – ведь большие и так известны. Неподалеку от этого памятника древности пролегает трасса 41-го автобуса, на котором можно добраться до еще одного известного в археологических кругах места города. ..»

Еще фантастический рассказ об этом месте «Увидеть призрак«


18-19 век (1775..1825) купцы и чиновники в Средней Азии

Filed under: Исторический клуб — Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , — anvarkamal @ 16:38 Редактировать

опубл.2020, изм.2021, изм.2022 (объед.неск.стат.), 2022 отделил «18-19в муллы..», доб.2024-01-21
О Бекчурине, Бурнашеве, Марзян..


1780..81

https://mytashkent.uz/2019/09/25/uzbekskie-tatary/
.. Позднее татарские купцы и дипломаты (.. российский дипломат, возглавлявший посольство в Бухаре в 1780-е годы Мендияр Бекчурин и многие другие) сыграли важную роль в налаживании политических и торговых отношений России с Кокандским и Хивинским ханствами и с Бухарским эмиратом. ..
Джуразода Д. Х. (г. Худжанд, Республика Таджикистан) ОПИСАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ БУХАРСКОГО ХАНСТВА РУССКИМИ ОРИЕНТАЛИСТАМИ, ПУТЕШЕСТВЕННИКАМИ, ВОЕННЫМИ МИССИОНЕРАМИ И КРАЕВЕДАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ. стр.40-41..
..

Определенный интерес представляет работа неизвестного автора второй половины XVIII в. «Известия о Бухарии» (15).В начале 80-х годов XVIII в. Бухару посетил русский чиновник М. Бекчурин, которому косвенным путем удалось получить некоторые отрывочные сведения о Бухарском ханстве (11). Он был послан в Бухару из Оренбурга с целью открыть торговое представительство в 1781 г. Ему также поручалось описать путь из Оренбурга в Бухару. Это было единственной миссией, отправленной русским правительством в Бухару через Оренбург в конце XVIII в. (2, с.410-411; 19, с.56).

За короткое время, с декабря 1780 г. по январь 1781 г., ему удалось успешно выполнить все данные ему Коллегией иностранных дел дипломатические поручения. В Бухаре посланнику удалось получить аудиенцию у бухарского хана и вручить ему письма от Н. Панина, члена Коллегии иностранных дел Царской России и И. Рейнсдорфа, Оренбургского губернатора. Несмотря на то, что М. Бекчурин был под постоянным присмотром, он по поручению Коллегии иностранных дел смог собрать важные сведения о городе, о родовом строе узбеков, подробно описать свой маршрут с остановками. Бекчурину не удалось получить согласия эмира на открытие представительства (11, с.276; 19, с.67; 14)…


1787

из статьи И.К.Загидуллин «Некоторые аспекты институализации мечетей..» (кн. «Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв.» М.2011)..
стр.143
.. В ходе русско-турецкой войны (1787-1791) Османская империя попыталась вовлечь в борьбу с Россией среднеазиатские ханства и казахские жузы. В частности, приграничная администрация перехватила письмо из Турции в Бухарию, в котором сообщалось о скором отправлении туда паши с большими подарками.

Помимо оригинала этого письма, высланного бароном О. Игельстрёмом, Екатерина II получила аналогичную информацию из Ирана [Записки 1867: 43-45]. Эти сообщения вызвали серьезное беспокойство у имперского правительства. Еще свежи были в памяти воспоминания о тревоге в правительственных кругах в связи с Пугачевским восстанием, в котором активное участие приняли представители мусульманских народов Волго-Уральского региона. В ответ на свое донесение барон Игельстрём получил секретное предписание от 11 сентября 1787 г. о «самоприлежном надзирании» над обитающими во вверенных ему губерниях «иноверными народами» для удержания их от вредных, антиправительственных воздействий, клонящих к волнениям.
..
В результате именной указ от 22 сентября 1788 г. об учреждении специального правительственного органа по управлению духовными делами мусульман стал контрмерой, направленной на изоляцию мусульман — российских подданных от воздействия эмиссаров соседних исламских государств посредством официального назначения в махалли законопослушных приходских духовных лиц. ..


1794

из «ЭТНИЧЕСКИЙ АТЛАС УЗБЕКИСТАНА» © Институт “Открытое Общество” — Фонд содействия — Узбекистан, 2002. 452 страницы с иллюстрациями. Совместное издание «ООФС — Узбекистан» и ЛИА <Р. Элинина>, 2002.
стр.203 авторы Р. Н. Шигабдинов, Л. И. Жукова
«.. В 1794 г. восемь купцов из казанских татар с караваном в 80 верблюдов направились из Омска в Ташкент через Бухару вместе экспедицией горных инженеров (среди них был горный инженер Г.С. Бурнашев — татарин по происхождению).
Однако из Бухары хан их не выпустил, ссылаясь на опасности в дороге. Несмотря на все трудности, российское правительство стремилось наладить регулярную торговлю со среднеазиатскими ханствами, привлекая для этих целей “торговых татар”.Из источников известны такие крупные купцы XVIII — начала XIX вв., как Муртаза Смайлов, Сулейман Назиров, Мухамат Юсупов, Асаф Иношев, Муса Максютов и др. ..»
Джуразода Д. Х. (г. Худжанд, Республика Таджикистан) ОПИСАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ БУХАРСКОГО ХАНСТВА РУССКИМИ ОРИЕНТАЛИСТАМИ, ПУТЕШЕСТВЕННИКАМИ, ВОЕННЫМИ МИССИОНЕРАМИ И КРАЕВЕДАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ. стр.48..
..
Ценные сведения о Бухарском ханстве передал русский путешественник Бурнашев Т.С., побывавший в Бухаре в 1794 г.Он особо обращает внимание на состояние сельского хозяйства, финансового положения. Ценны сведения Т. Бурнашева о чеканке монет, изготовлении пушек, состоянии торговли.

В частности, он сообщал о том, что во время своего приезда в Бухару он увидел много представителей торгового круга Афганистана, Индии, Ирана. Он дал подробные сведения и базарах и караван сараях Бухары. По его сведениям, в конце XVIII в. в городе функционировало 9 кирпичных караван-сараев (5, с.283). Тогда как при нахождении в Бухаре Ф. Ефремова было 4 таких караван-сарая. Увеличение количества караван-сараев свидетельствует о развитии внешней торговли Бухарского ханства.

Т. Бурнашев приводит данные относительно ввозимых и вывозимых товаров из Бухары в Иран и Индию. Он констатирует тот факт, что объем пошлины на иностранный товар в Бухаре составлял 40/1. Для русских товаров были установлены льготы, т.е. пошлина взималась с русских товаров в объеме 20/1 (5, с.120).

По его сведениям несмотря на наличие горных промыслов золота и серебра, их добыча в свете незнания новых технологий
горного промысла должным образом не налажена.

Бурнашева также интересует политическая жизнь Бухарского ханства (5, с.120).
..

5. Бурнашев Т.С. Путешествие от Сибирской линии до города Бухарыв 1794 и обратно в 1795 году // Сибирский вестник. – СПб., 1818. Ч.II. – С. 247-284.

1800 прим.

«Путеводитель по городу Ташкенту» 1937, Таш.Краснознамен.Совет Р.Д. и К.д. стр.10-11..
..
Описание Ташкента начала XIX века дали посланцы Павла I — Поспелов и Бурнашев. Как известно, Павел 1 предполагал совместно с Наполеоном Бонопартом совершить поход на Индию. Посланные для изучения дороги для будущего похода Поспелов и Бурнашев доложили царю:
«Ташкент обнесен стеной имеющей в высоту 25, в толщину сверху — 3, а внизу — 5 футов. В окружности 18 верст. На случай выхода из города сделаны шесть деревянных ворот, к коим в ночное время ставится караул. Но нет ни рва, ни другого извне укрепления.
Во всем городе полагать можно, домов около 10 тысяч, жителей мужского пола — 40 тысяч.» (Другие путешественники того же времени указывают, что в городе было 12 ворот и до 20 тыс. домов)
..

Следующая часть часть: 19 век