Амударья 1953..55

anvarkamal@mail.ru

Flag Counter

Амударья 1950..52
2026-01-03


Душанбе 1953..55
Балкис Халиловна Кармышева 37..39 лет

.. Научный сотрудник Института истории АН ТаджССР, с 1950 училась в аспирантуре в Ленинграде..

ru.wikipedia.org
Вернувшись после окончания аспирантуры в Душанбе, проработала в указанном институте до 1956, сначала учёным секретарём, а затем старшим научным сотрудником.
Издала около 60 работ. Основная тема: взаимоотношения оседлого населения Среднеазиатского междуречья с кочевым (первая монография — «Узбеки-локайцы Южного Таджикистана»).
доклад Котюкова Т. В. (г. Москва, Российская Федерация) ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ИНСТИТУТА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РАН (из Сборник материалов Международной научной конференции, посвящённой 200-летию российского востоковедения, Оренбург – Худжанд, 2019) стр.14-15
Вначале она приступила к обследованию компактно проживавших в Таджикистане локайцев, а в 1954 г. – карлуков, одновременно продолжая исследование и других тюркских субэтносов. Прекрасное знание тюркских языков позволило ей в скором времени стать одним из выдающихся экспертов в области этнографии ряда народов Центральной Азии2.
2 Писарчик А.К. Этнографическая наука в Таджикистане (1920–1990 гг.). С. 26–27.
Одиннадцать лет, с 1945 по 1956 г., Б.Х. Кармышева вела комплексные этнографические изыскания в Таджикистане. Первым серьёзным большим исследованием Б.Х. Кармышевой была работа «Узбеки-локайцы Южного Таджикистана», изданная в 1954 г.3
3 Кармышева Б.Х. Узбеки-локайцы Южного Таджикистана. Вып. 1. Историко-этнографический очерк животноводства в дореволюционный период. Сталинабад, 1954.
Как писала сама исследовательница в предисловии к своей книге, задача изучения локайцев, особой группы узбеков, живущих на территории Южного Таджикистана, была ей поставлена в 1945 г. По мнению С.Н. Абашина, этот выбор, сделанный в такое тяжёлое послевоенное время был продиктован сугубо практической логикой. Именно локайцы составляли основную силу антисоветского движения в Восточной Бухаре (на территории будущего Таджикистана) в начале 1920-х гг., и их лидер Ибрагимбек, который со своими отрядами бежал в Афганистан и оттуда продолжал сопротивление, был арестован и расстрелян только в 1931 г. Советские чиновники имели очень поверхностную, скорее всего полную предубеждений, картину об этой группе местных жителей, беспокоились о сохранении её лояльности и думали о том, как полнее интегрировать локайцев в таджикистанское общество1.
1 Абашин С. «В лабиринтах этногенеза и этнической истории»: труды Б.Х. Кармышевой как наследие советской этнографии // Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии: К 100-летию доктора исторических наук Балкис Халиловны Кармышевой. М., 2018. С. 36.
Этот социальный заказ, особенно заметен в заключительной части книги: «…в атмосфере дружбы народов, воспитанной в трудяшихся массах великой Коммунистической партией, узбеки-локайцы чувствуют себя равноправным членом дружной семьи различных национальностей, населяющих Таджикистан, и с большим энтузиазмом и трудолюбием участвуют в общем деле построения коммунизма в СССР»2.
2 Кармышева Б.Х. Узбеки-локайцы Южного Таджикистана. Вып. 1. С. 149.
При этом содержание самого исследования существовало отдельно от этих выводов, не противоречило им, но и не было их доказательством. Текст словно находился в двух разных измерениях – в идеологическом и собственно академическом. Далее: Москва, Институт этнографии АН СССР


Карши 1954
Аман Дулатов
24 года
.. окончил Ирригационный институт..

Автобиографическая повесть сына Аюпа мурзы Дулатова
В 1954 году Аман Дулатов, окончил учебу в институте и, получив диплом инженера-механика, был направлен на работу в город Карши, где его назначили главным инженером Кашкадарьинской Машино-экскаваторной станции (МЭС).



Следующая часть: Амударья 1956..58