tatar.uz

folk history

anvarkamal@mail.ru
Flag Counter

Ташкент 1950..52

Ташкент 1953..55

2025-05-21

1953..55 Ташкент

опубл.2020, изм.2025-03,-04-12..
Смерть Сталина, ТашГУ — Халидов, Уразаев, Институт Шредера, Дулатов, Ильясов, Консерватория, Дворец пионеров — Башкирцева..

Предыдущая часть: «1950..52 Ташкент».. еще об этом периоде в 1953..55 ПаркКирова и 1953..55 Ташкент (Старый город)

1953 март Смерть Сталина ..

1953-03 Ташкент — Сквер (Владимир_Карасик)

1953-03 Ташкент — Сквер — прощание со Сталиным

 06/11/2020 olga:Эта фотография уникальна не «Пятаком» а тем что сделана не 9 марта ..и не 10 или 11 . а в какое то другое время попозже….Солнце на фотографии вовсю ..ветки деревьев зеленеют , да и лица людей уже другие ….Первые дни с 5 по 8..я толком не помню …помню только шушуканье персонала детского садика…и дома гнетущая тишина. 5-8 температура воздуха уже как то прогрелась ..и родители вынесли бельё сушить на улицу..и вот по тарелке объявляют что Сталин умер .(.а до этого всё вещали о состоянии здоровья )..и входит в комнату мама с охапкой белья ..и услышав -роняет бельё на пол . ..После 8 погода испортилась -было холодно , дождливо ..и страшно ….. Возможно 9 марта нас старшую группу садика повели в Сквер ..там тётки из озеленения всунули в руки кулёчки с маргаритками ..и мы стали руками сажать ..кто то даже прямо в кулёчках эти самые маргаритки ..Если накануне было вполне прилично с погодой ..то на момент проведения акции пошёл моросящий холодный дождь ..и мне помнится даже со снегом ( обстановка как на фотографии , а цветы мы сажали где то слева )..И вот стоим мы под этим дождём ..в демисезонных пальто( помню у меня было серого цвета ) ..лёгких ботинках и мёрзнем ..а взрослые толкают речи ..Потом всё как то скомкано заканчивается мы бегом бежим назад в детский сад .. долго не можем согреться …Потом нас кормят и кто рядом живёт -тех отпускают домой самостоятельно без родителей.. Больше я в садик не ходила ….Вечером , когда пришла мама с работы .. ..мы как все отправились в Сквер.. Бабушка и мама в чёрном ..когда подошли к Скверу.. там уже некуда было встать .. народ мялся около этого самого Пятака .. и вот от этого Пятака до памятника яблоку негде было упасть ( какие там цветы, которые мы сажали , все было завалено чем то и вытоптано )..Если кто падал в обморок ..как это случилось с какой то женщиной ..то тело несли на руках поверх голов ..Горе было искреннее и глубокое .. .
.

1953-03 Ташкент — Сквер — прощание со Сталиным2

1953 Ташкент — Сквер с цветами Сталину

1954 Ташкент — Сквер — Сталин (Виктор Самойлов)

 

1953 ТашГУ

Баки Халидов

.. преподает в ТашГУ

2025 Баки Закирович Халидов, участник Великой Отечественной войны

.. заведующий кафедрой ирано-афганской филологии (1953–58) ..

2015 Баки Закирович Халидов (из воспоминаний его младшего сына, профессора биологического факультета КГУ Ахмета Бакиевича)

Б.З.Халидов на Восточном факультете Ленинградского госуниверситета защитил кандидатскую диссертацию «Арабские заимствования в современном литературном языке пушту».

В 1953 г. ему было присвоено звание доцента. С 1953 г. по 1956 г. Б.З. Халидов заведует кафедрой ирано-афганской филологии, ..

.. Двухкомнатную же квартиру в современном доме семье отца от ТашГУ предоставили лишь в 1953 г.

Далее:
1956..58 Ташкент

1955 Шавкат Закариевич Уразаев после работы в Юридическом институте перешел в Ташкентский Университет.. Далее о нем в 1965..67 Ташкент

 

1955app Tashkent — Institut-Shredera n107-

Институт Шредера ..

=Коллекция-Рафаэля=; арх-Исламовы-Макаевы;

Не знаю как Институт Шредера связан с архивом Исламовых-Макаевых. Вполне возможно, что эта фотография из архива Амины Алиевой (жены Владимира Шредера)..

 

 

Аюп Дулатов

учится в техникуме при Текстильном комбинате..

Автобиографическая повесть сына Аюпа мурзы Дулатова.
Полную версию (с первой и последней главой) можно найти по адресу: http://grafomanam.net/works/384886
В выходные дни нас приобщали к культурной жизни столицы, организовывали походы в театры, ТЮЗ, имени Хамзы, имени Мукими, оперы и балета им. Навои, а также в музеи столицы.В предпраздничные дни для участия в параде нас муштровали.
Организовывали Праздник песни, изучали гимн Республики и национальные песни, несколько тысяч учащихся на футбольном стадионе «Спартак» под звуки оркестра, руководимого композитором Мухтаром Ашрафи, хором исполняли песни на узбекском языке, в общем постоянно чем-то были заняты.
..За забором, ограждающим территорию училища, располагался сквер, который огибала кольцевая линия трамвая, там мы вечерами отдыхали.Я часто встречался со своим старшим братом, студентом, в институтском общежитии. Общежитие Ташкентского института ирригации и мелиорации сельского хозяйства до 1954 года располагалось на Урде, на улице Абдуллы Тукаева, мне было удобно добираться до Урды (в настоящее время на месте старого общежития высится современное здание Бизнес-центра).

В 1954 году Аман Дулатов, окончил учебу в институте и, получив диплом инженера-механика, был направлен на работу в город Карши, где его назначили главным инженером Кашкадарьинской Машино-экскаваторной станции (МЭС).

 

Литература ..

Явдат Ильясов с 1952 года работает в различных изданиях. В 1954 вышла его повесть «Стрела и Солнце». Далее о его литературной деятельности в «1956..58 Ташкент».

 

1954 Консерватория ..

1954 Ташкент Консерватория виньетка (Бела Фельдман)

Ташкентская государственная КонсерваторияВыпуск 15Сверху-слева-1-ряд: ..ксакова Н.И., Флорентоева А.Р., Берлин А.А., Депта А.Н., декан Литвинов А.Н., директор профессор Мухтар Ашрафи, Зам.директора по научной и учебной работе О.С. Поликарпова, Губайдуллин Р.Г., Лир Р.Б., Азимов Х.Ф., ..

2-ряд: Коммер С.А., Корнеев А.А., Ерофеева Н.А., Ильясов А., Бреслер И.Э., Петросьянц А.И., Иванова М.К., Турсунов Х., Мерсесова Л.П., Вальберг Б.В., Арш..

3-ряд: Миронов Г.А., Зародина Е.В., Некрасов Г.М., Рыбушкина В.М., Алимов М.Г., Рахимов Х., Ибрагимов М.А., Пятигорская Э.И., Беньяминов С.Г., Абрамова С.П., Аса..

4-ряд: Шамшидова М.Б., Космодемьянская О.А., Жданов Е.М., Ильясова В.Г., Штерн Д.Н., Кучкаров Г., Султанов А., Знаменская Г.Н., Адигамов Н.Х., Кускова Е.А., Ибраги..

1949 — 1954

 

1954..55 Дворец Пионеров ..

1952 Ташкент — Дворец Пионеров+

1960app Tashkent — Stalin v Dv-Pionerov

из Автобиографической повести Инессы Башкирцевой
https://mytashkent.uz/2020/05/06/tashkent-moyo-detstvo-tashkent-moya-yunost-tashkent-vsya-moya-zhizn/
 ..Конечно, я была настоящей непоседой, я не могла находиться где-нибудь долго, однообразие меня угнетало. Я всё любила, я с детьми возилась с одиннадцати лет, нянчила, игралась с ними, организовывала их во время наших многочисленных татарских гостеприимств, когда наши родственники всегда приходят с детьми. Мне часами сидеть в гостях за столом скучно, не хватает терпения, и я готовила небольшие выступления к столу, где пировали. Дети по моей указке пели, танцевали, взрослые были в восторге и говорили: «Как Инночка любит детей! Наверное, у неё будет много детей». Не угадали. Однажды я повела своих племянниц в Дворец Пионеров записать в балетный кружок. Равилю приняли в кружок русского балета к Михаил Яковлевичу Левину — талантливому учителю танца, любителю своего дела, аккомпаниатором была Розалия Яковлевна, очень пожилая пианистка, старая уже была тогда.У тёти, конечно, времени не было, и я взялась отвозить Равилю. Из-за этого я иногда пропускала лекции. На первом курсе это было без проблем, так как я была резервистка, а на втором — староста группы Пучкова записывала, и ни за какие коврижки не соглашалась моё отсутствие не отмечать, стойкая была староста. Но я лекции потом у кого-нибудь переписывала. Один раз пришлось поехать за лекцией на окраину Ташкента к Вазингер, на Северо-Восток. У Равили были очень хорошие балетные данные: лёгкая, гибкая, длинные ровные ножки, высокий подъём, высокий балетный шаг, длинная шея. У Равильке была воображалистая, но способная по танцам напарница Ирка, которую водила её бабушка, которая не совсем старая была, и хорошо одета. Эта девочка тоже была лёгкая, ладная, фигурой похожа на Равилю. Они участвовали во всех танцах, первые стояли на разминке и у станка. Михаил Яковлевич их ценил, а Равилькин балетный шаг он демонстрировал комиссии. Мы, родители, ожидающие детей, посмотрели это через стеклянную дверь класса. Поэтому я с удовольствием водила Равилю, и ей самой очень понравилось танцевать. Так я, учась в Университете, два года подряд водила Равилю на эти занятия за редким исключением, когда практические занятия мои нельзя было пропускать.Сначала я ездила за Равилькой в их новый дом на Чапан-оте, привозила ее в Дворец Пионеров в центр города, час ждала её, потом отвозила её обратно сначала на трамвае до Беш-Агача, потом на маленьком автобусе до Чапан-ота. Сама приезжала тем же путём в Университет в центр города, а уже после своих занятий ехала к себе домой на ул. Навои.И всё-то успевает неугомонная и вольная девица; человеку, которому всё любопытно и всё в охотку!
Я, Альфия и Неля Ганиевы. г. Ташкент.
из Автобиографической повести Инессы Башкирцевой
https://mytashkent.uz/2020/05/06/tashkent-moyo-detstvo-tashkent-moya-yunost-tashkent-vsya-moya-zhizn/
А ещё я в это же время во время Новогодних каникул, тоже два года подряд участвовала в проведении Городской Новогодней ёлки силами Дворца Пионеров в театре им. Свердлова. За это я получила благодарность — Похвальную Грамоту — от горисполкома — за то, что я помогала Михаил Яковлевичу в проведении выступления его русского балета с 10 до 4 часов дня все десять дней с 1 по 10 января. В день было два представления, то есть две ёлки для детей с пригласительными билетами, с подарками и с театром — выступление детей, которые занимались искусством во Дворце Пионеров: драм-кружок, русский балет, узбекские танцы. В первый год наши девочки танцевали танец «Ветер»: из двух углов сцены на середину выбегали первая пара девочек, потом вторая пара, и все четверо кружились на носочках, размахивая голубыми газовыми косынками. Ира и Равиля, как ведущие, каждый раз выходили в первой паре. Во второй год девочки танцевали парный танец «Полька», в первой паре Равиля с Ирой. Здесь уже было потруднее, детей было в два раза больше. Я на этих выступлениях помогала переодеваться, следила за детьми, за их вещами. Я с большим желанием была с маленькими артистами перед их выходом за кулисами театра, дети слушались меня с полуслова. После их номера я с ними сидела в костюмерной, чтобы они не выходили в зал и не шумели, пока остальные участники исполняли свои номера. И артистами, и зрителями были дети. И ни один день мы с Равилькой не пропустили, ни один, да и никто не пропускал, мотались с детьми и взрослые, потому что так по-детски захватывающе было это шумное детское веселье на этих елках в театре, что не хотелось никого подводить, во-первых, и атмосфера праздника нас притягивала, во-вторых. Я-то была радостна так, смеялась и веселилась со всеми вместе, будто Бог подарил мне второе детство, просто ошеломлена выпавшим мне счастьем! I was lucky enough.Лично мне самой, а не только Равильке так нравился весь этот шум и гам: весёлые детские голоса, песни, пляски, подарки в пакетах, апельсины, конфеты — каникулы, как будто я тоже — они; впала в детство. И, конечно, искусство. В городской ёлке спектакль вёл драм-кружок, с очень талантливой руководительницей и участвовал узбекский балет под управлением тоже очень талантливой Беллой Артёмовной. Их выступления были более красочные из-за ярких блестящих узбекских национальных костюмов, и их ритмы с первых громких и резких ударов дойры и бубна настораживали всех на самый красивый узбекский женский танец. В особенности когда танцуют маленькие девочки, глаз не оторвёшь, ни с чем не сравнимые по пластике, по ритму движения рук и головы. Посмотреть на короткий номер маленькой солистки, с её редким природным дарованием подходили даже видавшие виды работники зала и сцены. Вообще, смотреть на сцене лучше всего артистов танца. Танец украшает человека еще с библейских времён: это и красивые движения, красочные костюмы и ритмичная музыка — всё вдохновляет. «И что тебя так тянет танцевать?
Мне не понять, мне не понять и не понять.
И что в тебе вселился этот бес?
И до-ре-ми, фа-соля-си и фа-диес!»
Слова из песни
В обед нас кормили в столовой Горисполкома, это рядом, и очень вкусные обеды из трёх блюд. Дети были артистами, а как же бесплатных-то артистов не покормить? «Чтобы канарейка за копейку пела и не ела?» Мне самой это всё нравилось, это был театр, истинный храм искусства. И не жалко потратить своё время. Это здорово! И мне, конечно, очень повезло быть в гуще этих талантливых театральных работников, всех кто причастен к этому великому искусству — ТЕАТР. Я помню слова из фильма «Дом, в котором я живу» — «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей». Это слова великого русского критика В.Г. Белинского. Я испытывала волнение за кулисами вместе с Михаилом Яковлевичем, и он был очень мне благодарен, сказал, чтобы я пришла танцевать в кружок Народного танца, который он ведёт для взрослых. После удачных выступлений Михаил Яковлевич хвалил нашу Равильку и Ирку — наших ведущих, и девочки были довольны. Но он и сам очень им помогал прямо перед каждым их выходом, давал им необходимые указки и меня не забывал хвалить, наверное, за моё рвение.

В кружке занималась также будущий тренер Винер, это выяснилось в 2015 году (будет в «2013..15 Ташкент»). Еще о жизни Инессы в 1953..55 Ташкент (Старый город)

 


Следующая часть: Ташкент 1956..58