tatar.uz |
folk historyanvarkamal@mail.ru |
![]() |
Дальний Восток 1929..40 |
Дальний Восток 1941..52 |
2025-07-19 |
УстьКудеча 1941..43Гулирам Бакусева и Рустам Камалов[13]из "Женский маджлис-2015" |
Альфия (дочь Рустама Залалдиновича Камальдинова): |
Анвар: .. а мне она рассказывала что Бабай сидел впереди и оборачивался чтобы макнуть перо в чернильницу. Их дом был на другой стороне улицы, чуть наискосок, у них были коровы, куры. И то что их отцов забрали в 37 она считает что был донос из-за зависти к их хозяйствам (как рассказывала тетя Зумара — охранник сказал «вас сколько не раскулачивай вы снова становитесь кулаками»). |
Я спросил насчет бочки с красной икрой около дверей магазина, она сказала во время войны икры уже не было, были большие куски красной рыбы «кета». Отец Гулирам — Борий был другом Залалдина (он есть на фото где они на конях в УстьКудече). Ей также как и мне понравились описание природы в воспоминаниях Фоата Рафикова. После УстьКудечи они жили некоторое время в Челябинске у его родственников. |
В РС-1858-Нов-Тинчали есть Мавлия Бакусева - 25 лет, жена АбдулВели сына Якупа АпСалямова..
В 1930 Борий Бакусев с женой Сарией и дочкой Гулирам (2 года) были отправлены из села Чупрале (Дрожанное) в ссылку.. |
Далее в 1947: |
УстьКудеча 1944..48из "Страницы воспоминаний" Ф. Рафикова |
1944 школа
В наше время в школу принимали с 8 лет. В 1944 году я впервые переступил порог школы в Усть-Кудече. В то время это еще была семилетка и располагалась в двух деревянных одноэтажных зданиях. Первой моей учительницей была Татьяна Ивановна Тараканова, которой было всего 19 лет и мы, конечно, ее любили. Помню, как вернулся с фронта ее папа и мы все радовались этому событию. Первые буквы, первые слова, предложения и удивительные для себя открытия из рассказов учительницы, в том числе о подвиге Зои Космодемьянской- все это незабываемо. К сожалению, через какое-то время она вместе со своим отцом из поселка уехала, а у нас на душе осталась горечь какой-то несправедливости. |
1945 Учился я хорошо и на детском утреннике у Новогодней елки 1-го января 1945 г. меня первый раз отметили премией в виде тетради в косую линейку и металлической ручки для пера с одной стороны и карандаша — с другой. Если представить себе, что у нас был один букварь на весь класс, а писали мы на старых газетах ручками, с привязанными к ним металлическими перьями с помощью ниток, самодельными чернилами желтого цвета из ольхи или красного — из ягод, то, естественно, такому подарку я был безмерно рад. Помню, как прибежал, запыхавшись, домой, чтобы порадовать мать с отцом, то у самовара увидел своего деда, разговаривающего с отцом. Он подозвал меня к себе, погладил по голове и сказал что-то одобряющее, глядя на мои сокровища. Не помню, какие это были слова, но помню, что он улыбался. |
Надо сказать, что дед Зартдин жил на другой стороне улицы в своем доме с семьей младшего сына Исмаила и постоянно что-то мастерил, начиная от изготовления деревянных бочек, туесов, корзин, тележной и санной утвари, сбруи и даже лыж для внуков. Благодаря его стараниям на некоторых заброшенных отвалах отработанных пород появились посевы ржи, овса, ячменя, картошки, а каменистую землю он вспахивал с помощью лошади и сохи, причем я периодически участвовал при этом, водя под уздцы вдоль борозды лошадку со странной кличкой «Мадам», в то время как он сам держал, что называется, глубину и направление вспашки. Вообще, дед был довольно заметным человеком в поселке, но положение ссыльного не позволяло ему слишком доверяться кому-либо кроме своих близких, где у него был, конечно, непререкаемый авторитет. Я был свидетелем разговора моего отца с дедом, где они обсуждали, видимо, свое будущее на вечной мерзлоте, из чего я понял, что отец очень хотел изменить судьбу своих детей через возможность получения нами образования. Темные люди никогда не смогут выбиться в люди — услышал я слова деда. Это говорили мудрые трудяги, за плечами у которых было, что говорится два класса учебы в сельском медресе. Во всяком случае, у отца, но духовной внутренней культуры и желания выбраться из невежества, как я сейчас понимаю, у него было достаточно. |
В большей степени на наше духовное формирование было влияние матери, которая в присущей ей мягкой манере ненавязчиво учила нас уважать отца, старших, придерживаться норм адата. Одним словом, всему тому, что ей успели передать с генами ее родители. Иногда любила пошутить на тему наших школьных занятий и домашних заданий. Например, повторение — мать учения, это дескать я сама, потому что с каждым из нас ей ежегодно приходится снова и снова повторять одни и те же параграфы. На безмерную к нам доброту и любовь, постоянное внимание и заботу мы, конечно, отвечали ей взаимностью, но, как выясняется с возрастом, так и остались перед ней в вечном неоплатном долгу, так же как и перед нашим отцом. Сколько себя помню, наша мать и обе ее сестры были очень дружны и старались своих детей сдружить с двоюродными. Например, у старшей сестры матери Амины апа росла дочь одного со мной возраста Гальшат Галекбарова, т.е. моя двоюродная сестра. Получилось так, что я учился с ней вместе в школе, начиная с первого класса, затем в техникуме, институте и которая, действительно, была долгие годы для меня палочкой-выручалочкой и надежным другом. Я ей за это во многом благодарен. |
Во втором и третьем классах учила нас Евдокия Михайловна Струнникова, в четвертом -Анна Васильевна Березина. Это были очень добросовестные педагоги, которые не жалели своих сил для того, чтобы из нас что-то получилось. Контингент был интернациональным. Кроме детей традиционных российских национальностей с нами учились дети от смешенных браков китайской и русской национальностей, как правило, с китайскими фамилиями. Например Лю-Цай Зина — умница и отличница, Ляо-Лин Лиза и т.д. Я мог бы перечислить десятки наших друзей и товарищей детства с китайскими фамилиями, о которых у меня остались самые лучшие воспоминания. |
Четко помню сообщения о Дне Победы, о смерти Президента США Рузвельта, митингы во дворе между клубом и школой, где говорили об этом, а через несколько месяцев о начале новой войны, теперь уже с Японией. Пролетающие над нашими головами армады самолетов в сторону Маньжурии производили грозное впечатление. В сентябре месяце опять митинг о разгроме квантунской армии и победе над японским империализмом. Затем в наших краях появились японские военнопленные и наши сердобольные женщины и бабушки во время их работы по разборке кудечинских бараков угощали их своими «изысками» типа кыстыбый, а мы вертелись среди них и пытались всевозможными жестами говорить с ними. Впервые мы увидели японские книжки и авторучки, японские деньги с портретом ихнего микадо, а главное, мой отец при разгрузке осенью эшелонов с военнопленными на станции Кислый Ключ сумел уговорить начальника конвоя отдать для нужд школы несколько больших рулонов бумаги., в т.ч. ватманские листы, которые пленные жгли на костре и грелись. Радость была неописуема. Из бумаги были сделаны самодельные тетради и переданы в школьные классы. |
Изредка в Усть-Кудечу приезжала кинопередвижка с киномехаником по фамилии Додонов, вешался белый экран, заводился бензиновый движок, загоралась электролампочка и в нашем клубике начиналось киношное чудо. Все в то время ждали каких-то перемен, но жизнь шла по своим законам, в нашей семье уже в 1946 году появился пятый по счету мальчик, которого назвали Султаном. Примерно в эти годы каждый из моих сверстников получал свое прозвище, в частности, я получил прозвище «капитан», а взрослые китайцы называли меня «капитана». Повод нашелся на школьной линейке, когда завуч Соболева Лидия Апполоновна после вручения мне за успешную учебу комплекта книг для 4-го класса спросила: « Кем хочешь быть?» Я ответил, что капитаном корабля дальнего плавания. К слову, не все желания сбываются, но звание капитана запаса вооруженных сил я все-таки под старость получил. |
Уже в 1948 году в 5-й класс нам пришлось ходить в соседнюю Среднюю Кудечу, которая находилась на расстоянии пяти километров от Усть-Кудечи через поселочек Солнечный. Причина была в том, что семилетку прикрыли, т.к. после окончания войны люди начали переезжать в основном в Давенду и поселок Ключевский. Одним словом, ежедневно осенью, зимой и весной ватага ребят из Усть-Кудечи совершала свои походы за знаниями в Среднюю Кудечу. Наряду со знаниями, которые мы получали в школе, у нас были и свои «университеты» жизни, если можно так сказать применительно к нашему возрасту. Мы учились курить, делали набеги на чужие огороды, дрались и дружили. За наши художества директор школы Жулябин Алексей Алексеевич — фронтовик, офицер «выдавал» нам как надо и, видимо, мы делали для себя какие-то выводы. Удивительно, но я продолжал учиться более или менее успешно. Мне нравилась история, география, литература, обожал физику. К математике относился не очень серьезно, о чем впоследствии сожалел. |
АК:Когда папа мне рассказывал, что они ходили в школу за 5 км, я представлял детей пробирающихся между елками и оглядывающихся — нет ли рядом волков.. Оказалось там была дорога.. (эти волки и медведи даже у нас на Чимгане гуляют — когда я увидел свежий след медведя пойдя утром к роднику за водой — он стал мерещится мне в каждой арче.. пришлось греметь ведром, чтобы на повороте не наткнуться на него :) |
Могочинский район, УстьКудечаСмотрите карты в УстьКудеча-2023из "Страницы воспоминаний" Ф. Рафикова |
Забайкалье значительно удалено от западной части страны, в то же время оно близко расположено к Российскому Дальнему Востоку и занимает ключевое положение на пути к Тихому океану и странам юго-восточной Азии. Расстояние по железной дороге от Татарстана до Читы – более пяти тысяч километров. Климат Читинской области резко-континентальный, обусловлен расположением ее в глубине материка Азии и удаленностью от океанов и морей, а также значительной приподнятостью над уровнем моря. Зима в области длительная и суровая, малоснежная, для нее характерны затишье, сильные морозы, резкие перепады температур. Лето короткое и теплое, в отдельные годы жаркое. Весна короткая, ясная и сухая. Для весны и осени характерны поздние и ранние заморозки. Большая часть территории области относится к зоне недостаточного увлажнения. Распределение осадков крайне неравномерно, как по сезонам года, так и по территории. Главную роль в рельефе области играют средневысокие горы (от 1700 до 1900 м.). Характерной чертой рельефа области является чередование горных хребтов и межгорных долин ( хребты Борщевочный, Шилкинский, Яблоновый и др.) Через Читинскую область проходит водораздел Тихого и Ледовитого океанов.В области находятся истоки Амура – реки Шилка и Аргунь. Шилка образуется слиянием рек Ингода и Онон. Область располагает большим потенциалом минеральной базы и лесных ресурсов. В области насчитывается 1800 видов растений, более 500 видов позвоночных животных, более 350 видов птиц, свыше 60 видов рыб. |
Средняя плотность населения составляет 3,0 человека на один квадратный километр. В 1922 году Забайкальская область, находившаяся с 1851г.в составе Иркутской губернии была преобразована в самостоятельную губернию, а в 1926г. была разделена на Читинский и Сретенский округа, которые входили в состав Дальневосточного края.В марте 1934 г. было принято решение о создании Читинской области, вошедшей в состав Восточно-Сибирского края.В 1937 г. было принято Постановление ЦИК СССР «О разделении Восточно-Сибирского края на Иркутскую и Читинскую области». Теперь о Могочинском районе. Его главная природная достопримечательность — реки, да еще какие! Аргунь и Шилка сливаются и дают жизнь величайшей реке мира — Амуру. Усть-стрелка- место на карте, где начинается Амур. В 1650 году отряд казаков под предводительством Ерофея Хабарова, двигаясь против течений Олекмы и Тунгира, достиг мест немногим выше слияния рек Аргуни и Шилки. Найдя эти места безлюдными, незанятыми и видя в них новые ясачные земли Хабаров поставил здесь Усть-Стрелочный острог, ставший первым русским поселением Восточного Забайкалья и, в скором времени, заметным меновым пунктом на русско-китайской границе. |
Центр Могочинского района — пос. Могоча, получивший статус города только в 1951 г «Бог создал Сочи, а черт Могочу», шутят забайкальцы, сталкиваясь со всевозможными трудностями бытия. Действительно, условия жизни здесь не самые райские на земле. Это сейчас в начале ХХI века, а что ожидало здесь спец переселенцев в 30-х годах прошлого века — можно только представить. Дата образования Могочинского района- 4 января 1926 г., площадь территории-25,5 тысяч кв. километров, численность населения в 2003 г. составляла 35,0 тыс. чел., в том числе в самой Могоче — 15,735 тыс. чел., населенных пунктов-36. Автодорог общего пользования — 154 километра, расстояние от Читы до Могочи — 709 километров. «Места живописны, иногда горы громоздятся и ближе жмутся к реке, иногда расходятся и, покрытые сизой дымкой, далеко декорацией стоят на горизонте. Но все пустынно: нет людей, и не тянет к себе своей пустыней эта далекая сторона; увидеть и забыть…»- так записал Н. Г. Гарин — Михайловский, посетив верховья Амура. |
Могочинский район называют «малахитовой шкатулкой» Забайкалья. Его земля богата серебром, ураном, молибденом, полиметаллами, поделочными камнями и строительными материалами. В 1941 году на базе одноименного месторождения молибдена было введено в эксплуатацию Давендинское рудоуправление. На Давендинской обогатительной фабрике наряду с молибденом из руд извлекалось золото. Забегая вперед, скажу, что по мере истощения запасов месторождения и нерентабельности производства в начале 1990-х годов добыча здесь молибдена была прекращена. Главное богатство могочинской земли — лес и рудное золото, добычу которого вел многие годы рудник «Ключи», находящийся в пос. Ключевский. Это примерно 18 км. от Кудечи. По последним данным дальнейшая добыча золота требует огромных инвестиций, чего пока нет и работы на руднике заморожены. [АК: см. фото Усть-Кудеча-2012] Пробуждение природы в Забайкалье начинается в конце марта — в начале апреля. До мая земля еще мерзлая, местами лежит снег, резко колеблются дневные и ночные температуры. |
Мне представляется, что вновь прибывшие спецпереселенцы были высажены из товарных вагонов на станции Кислый Ключ где-то в мае месяце. К сожалению, мне не известны подробности образования прииска Кудеча в богом забытом в то время Могочинском районе Читинской области. Сопки и тайга вокруг, наледи, холодные речушки вдоль лесной дороги — это все что могли увидеть спецпереселенцы, прибывшие в эту естественную зону по пути в Кудечу. «Перековка» неизвестно за какие провинности малолетних детей и их родителей началась еще в вагонах эшелона, а теперь вот где пешком, а где возможно на подводах, «опасные для общества», люди двинулись в 40-километровый путь через труднопроходимые таежные участки дороги к месту своего поселения. Кстати, эта зона входила в один из анклавов мест заключения и отбытия наказаний Забайкалья и империи под названием ГУЛАГ. Знаменитая Байкало-Амурская Магистраль (БАМ), строительство которой начинали вести в те годы силами заключенных, находилась по меркам сибирских расстояний почти рядом. |
Поселение Кудеча – это разбросанные в пойме двух речушек с одноименным названием в радиусе пяти-семи километров нескольких поселков: Малая Кудеча, Усть-Кудеча, Большая Кудеча, Средняя Кудеча, а между последней и Усть-Кудечей раскинулся у подножия большой сопки поселок Солнечный. Все эти поселки насчитывали по несколько домиков и бараков, построенных на сибирский манер с завалинками. И вот в таком солнечном крае, где под ногами вновь прибывших в зону ограничения всяческих свобод была вечная мерзлота, предстояло отверженным людям под бдительным оком коменданта НКВД обустраиваиваться во временных бараках, откапывать землянки и как-то, поддерживая друг друга и не теряя человеческого достоинства, начинать с нуля свою новую жизнь.[foto maps 2024] |
Местных жителей или аборигенов кудечинской долины представляли небольшим числом потомки забайкальских казаков, которых называли еще почему-то гуранами, хотя гуранами являются самцы диких косуль, а также семьи китайцев, как правило, женатых на гуранках – русских по национальности, которые жили в своих неприхотливых деревянных домиках весьма замкнуто от происходящего в мире и, большинство которых занималось огородничеством. Появление людей китайской национальности в этом регионе было обусловлено вовсе не желанием выращивать чеснок или лук в Сибири. Скорее всего это были люди с китайской стороны, оставшиеся на Российской территории после закрытия советско-китайской границы еще со времен эксплуатации больших запасов рассыпного «бешеного золота» на речке М.Кудечи, ее притоков Костромиха и Золотой Лог. Могочинское золото начиналось с россыпного полторы сотни лет назад. Найдено оно было в 1851 году А.Аргуновым в верховьях Желтуги. Чуть позже инженером А.Таскиным были открыты россыпи по речкам Большая и Малая Кудечи, Мареваста и Ключи. И первым горным предприятием на территории Могочинского района были именно Желтугинские золотые промыслы (с 1864 года), а из них был выделен самостоятельный Ключевский промысел. |
Поскольку моим предкам комендант определил постоянным местом жительства прииск Усть — Кудечу и чтобы не возвращаться к описанию окрестностей поселения, окружавших долгие двадцать ссыльных лет моих родителей и их родных, попробую описать по воспоминаниям детских лет все то, что мне особенно запомнилось и осталось в памяти. Усть — Кудеча – это, прежде всего селение в окружении сопок, между которыми протекают речки М. Кудеча и Б. Кудеча, совершенно безобидные в период, когда нет дождей и страшные в своей силе и мощи, когда начинается их сезон. Сопки, заросшие мелколесьем и кустарником, местами лысые с выступающими древними скальными породами. Вся падь изуродована выработанными разрезами и отвалами, оставшимися в результате деятельности нескольких поколений старателей при добыче россыпного золота. Населения, как мне представляется, было не более 150-200-х человек вместе с детьми. Среди них кроме русских были поселенцы других национальностей: из татар, чувашей, мордвы, украинцев и других. |
Начальная школа, небольшой, срубленный из сибирской лиственницы, деревянный клуб, так называемые золотоскупочный и смешанный магазинчики, фельдшерский пункт, совмещенный с жильем фельдшера – вот пожалуй и все достопримечательные объекты Усть-Кудечи. Отопление повсеместно дровяное, освещение- коптилки или- керосиновые лампы, электричества нет и в помине. Зимы, как правило, суровые, бесснежные, безветренные. Морозы -40 и -50 градусов были не редкостью. Все издержки быта во время долгих и зимних холодных восточносибирских месяцев компенсировались жарким коротким летом, буйные краски которого остались у меня в памяти на всю жизнь. |
УстьКудеча - природа[АК: Именно природу больше всего вспоминал мой отец ..] из "Страницы воспоминаний" Ф. Рафикова |
Весеннее солнышко только начнет излучать тепло, как на веточках тальника появляются первые почки, а через несколько дней каждая ивка развесит на веточках свои разноцветные сережистые украшения с пушком нежных волосков, которые мы — мальчишки с удовольствием дегустировали и пытались извлечь из них сладковатый сок. Случится два или три теплых дня, как на прогретых склонах в конце апреля начинают появляться забайкальские подснежники, они же ургуйки или вергульки. Это первый весенний цветок. Сон-травой его иногда называют. Их нежные, пушистые фиолетовые бутоны хорошо видны в не сошедшем еще снегу. У первых стебелек невысок — холодно еще. К концу мая они вытягиваются чуть не по колено ростом. В начале мая березки еще боятся выпустить листочки, но на веточках уже брачный наряд — длинные сережки, которые постепенно опадая, заменяются яркозелеными листочками. Следом просыпаются душистая лиственница, ольха. В конце месяца дружно зеленеет оголенная земля, и на этом фоне появляются удивительные соцветия: зонтики, кисти, головки, завитки крупных и мелких синих, желтых, белых, малиновых, красных цветочков. |
![]() Багульник |
Но самое удивительное украшение забайкальской природы — багул — рододендрон даурский. До распускания листьев этот необыкновенный кустарник сплошь покрывается крупными малиновыми с фиолетовым оттенком прелестными цветами. Багул, как подлесок господствует в любом хвойном лесу, покрывает склоны сопок и ярким тоном дружно распустившихся цветов багульник раскрашивает майский лес, а густой запах кружит голову. Кстати, многие цветы и растения имели свои местные названия и некоторые из них остались до сих пор в памяти как желтые и белые маки, красные саранки, лилии и барашки, и вместе с белой цветущей черемухой и боярышником на сопках, цветущим багульником дарили нам на короткое время минуты детской радости и познания мира. |
Летом же опять жимолость с продолговатыми ягодами темно-голубого цвета, пахучая крупная земляника в траве, а ближе к осени ягода-голубика и наконец королева всех ягод Забайкалья – брусника. В любое время года украсит стол брусника. В Забайкалье ее подают и к сладкому чаю, и к мясу, особенно к дикому. Она зимостойка и неприхотлива. Приземист и невелик кустик брусники с вечнозелеными листьями, а занимает огромные поляны. Дух захватит от восторга, когда набредешь на такую поляну со спелыми ягодами и не заметишь, как наполнится набирушка. И еще вкуснее брусника из ведра. Ягодки упругие с освежающим терпко-сладким соком и с горьковатым привкусом. Ягоды брусники настоящее хранилище полезных веществ. Наполненный брусникой ведерный или двух ведерный горбовик — гордость сборщика, возвращающегося из похода за этой ягодой. |
Из того же семейства брусничных – голубика встречается большими массивами довольно часто, а на отдельных участках брусника и голубика растут рядом. Голубика – ягода темно-синего цвета с сизоватым налетом, с приятным запахом, сладкая с чуточку кисловатым привкусом. В Кудечинской пади по ключам и болотам, каменистым склонам распространен кустарник до полутора метров высотой и ягодой очень похожей на голубику, но несколько удлиненной формы и с горчинкой — жимолость. Кисло-сладкая, слегка горьковатая. Ягоды созревают в конце июня. По берегам речек и на болотах — дикая смородина и моховка, на кочках костяника, в изобилии грибы, но в тайге, примыкающей к сопкам с северной стороны. Тайга — это, прежде всего, лиственница, затем сосна, из которых мужики рубят срубы для своего жилья и заготавливают дрова. Вся эта долина заканчивается где-то в пойме реки Шилка, куда бегут кудечинские речки и речушки. |
Основное занятие обитателей Усть – Кудечи — это добыча рудного или россыпного золота старательскими бригадами и артелью « 21 годовщина Октября», подчинявшейся тогда тресту «Верхамурзолото» . |
УстьКудеча 1947Конец ссылки..из "Страницы воспоминаний" Ф. Рафикова |
В 1947 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об освобождении спецпереселенцев от ссылки с разрешением им выезда в глубь страны, после чего многие семьи начали выезжать в другие регионы, в основном в Среднюю Азию.Были и такие, которые хотели изменить свою судьбу через вербовку на новые места, но были и такие, кто не смог подняться и остался навсегда в Забайкалье. Осталась и семья старшего брата отца Рахимжана, дети которого уже со своими семьями и поныне живут на просторах Сибири и Дальнего Востока. Рашад и сестры его Гальшат с Рамзией живут в Находке, Ревкат-в поселке Ключевский. Уехала в Джизак семья моего дяди Гадижана Аббязова. С тех пор, к сожалению, связей у меня с его детьми Аминой, Аруном и Гальшат не было. По последним сведениям, Аминя со своими домочадцами в 2003 г. переехала жить в Мамадышский район Татарстана. Надеюсь встретиться. | В связи с тем, что Усть-Кудеча была объявлена бесперспективной по запасам золота, то процесс миграции активизировался, хотя на поселение приезжали новые семьи с Западной Украины, как якобы прислужники немецких оккупантов, из Татарстана приехала большая семья бывшего военнопленного или власовца — не помню. Это была татарская семья Шакировых, не знающих русского языка и обутых в лапти, в зипунах из перешитой шинели. Мы познакомились и отец вроде в чем-то помогал этой семье. |
Я уже говорил, что 1947 год был очень голодным и усилия нашего отца по содержанию семьи не всегда были успешными, в результате он принимает решение вывезти нас за пределы Забайкалья. Куда конкретно он собирался переехать я не знаю, но уже была продана корова за четыре тысячи рублей, лошадь за семь тысяч рублей и что-то еще из инвентаря. В это время была объявлена денежная реформа и все семейные деньги «сгорели». Разговоры о переезде сами собой прекратились. Отец делал все, чтобы как-то остаться наплаву. Худо-бедно спасала положение старательская бригада, приобрели ему известными путями телочку, во дворе бегали куры, на отвалах сажали картошку, выращивали огурцы и капусту. |
Когда разрешили разъезжаться никто не захотел возвращаться на Волгу, в деревни где их дома, имущество, положение стали источником их бед. Многие перебрались в Ташкент, Джизак, Самарканд, Бухару.. и старались забыть что было, но ни тех кто был там.. |
УстьКудеча 1947..48Аброр Камалов[13]из архива Шамсенур-давани |
|
1947-12,1948-02_Ust'Kudecha-dok-AbroraПродолжение вТашкент 1948 |
УстьКудеча 1948Зартдин Аббязов [21]61 год из "Страницы воспоминаний" Ф. Рафикова |
Тяжелой личной трагедией для меня была смерть деда в 1948 году, которого я очень любил и долго не мог успокоиться. Похоронили его на кладбище в Усть-Кудече. |
УстьКудеча 1948Как добывали золото..из "Страницы воспоминаний" Ф. Рафикова |
Без лошади в сибирских условиях жизни очень сложно вести хозяйство, а добывать золото вообще немыслимо, поэтому появление в нашем дворе лошади монгольской породы было большим событием.Надо сказать, что эти низкорослые и выносливые лошади были неоценимыми помощниками не только при перевозке золотоносной породы из карьеров к месту промывки, но без них невозможно было заготовить и вывезти из тайги дрова на долгую сибирскую зиму, заготовить и вывезти сено, перевезти грузы. Запряженные зимой в розвальни, летом — в двухколесные таратайки или телеги- это были настоящие трудяги и помощники, без которых невозможно было более или менее сносное существование людей, живущих в то время на прииске Усть-Кудеча. Для непосвященных, таратайки — это двухколесные повозки с опрокидывающейся, обитой железом, платформой-кузовом для перевозки из старательских разрезов породы к бутарам, где эта порода промывалась проточной водой, подведенной к ним специальными желобами. |
Если бутары можно было отнести условно к стационарным установкам, то в практике работы старателя широко применялись, так называемые, проходнушки, которые можно было переносить ближе к месту промывки породы, где она промывалась с помощью этих примитивных устройств и представляли из себя сколоченные из четырех трехметровых досок « гробики» шириной около сорока сантиметров с устланными на дно и связанные между собой поперечно палочками, а сверху для исключения сползания этой связки во время промывки, прибивалась временно гвоздями продольная рейка. Гениальность этого устройства заключалась еще в том, что под связку палочек перед подготовкой к работе укладывалось полотно из грубой ткани. Все это делалось для того, чтобы тяжелый шлиф вместе с золотыми песчинками оседал между палочками-реечками. | После промывки конструкция связки разбиралась и осевшие на ткань более тяжелые фракции промывались в старательском лотке. Обычно эту процедуру своими искусными руками делал бригадир старательской бригады.И после того, когда на дне лотка сгруппировывались золотые песчинки в одном месте, дальше шла ртуть для того, чтобы собрать все песчинки в одну массу, которая через тряпочку дальше отжималась, а оставшаяся масса спекалась на подогретом на костре металлическом листе.Это и был конечный результат изнурительной работы бригады старателей из четырех- пяти человек за целый день. Продукт назывался амальгамой, который в свою очередь публично взвешивался и готовился для сдачи в приисковую золотоскупочную кассу. Как правило намывала бригада таким образом от одного до десяти граммов золота, но не всегда. Был случай, когда мы – трое ребятишек в двенадцатилетнем возрасте намыли в течение дня на такой проходнушке полтора грамма золота. | Дальше старатели обязаны были сдать золото государству и получить взамен в золотоскупочной кассе боны, которые можно было отоварить опять же в золотоскупочном магазине по установленным нормам, а нормы были примерно такие: если за один грамм золота давали один рубль 17 копеек бонами, то на эту сумму к примеру, можно было получить одну банку американской свиной тушенки за 81 коп. и одну буханку хлеба. Полагалось так же, как и по карточной системе на талоны к бонам жиры, соль, спички, сахар. Нужно сказать, что старателям и их иждивенцам продовольственные карточки не выдавались и они должны были надеяться на свое еще не добытое золото. Карточки выдавались только тем, кто не являлся старателем, т.е. бюджетникам. Не зря, видимо, у нас говорили, что старательский фарт непостоянный. День мой, а год- вой… |
Действительно так. Особенно зимой. Все сковано вечной мерзлотой, а для того, чтобы добыть золото, надо бить шурфы, а это ой как не просто. Представьте яму глубиной около десяти метров и полтора метра в диаметре, которую пробивают в надежде, что в забое будет найдена золотоносная жила или порода, которую можно будет затем поднять с помощью колодезного воротка наверх и промыть в той же проходнушке, но уже при 30-40 градусном морозе и холодной воде. Но главное даже не в этом, главное- как пробить эту яму в толще вечной мерзлоты? Для этого была разработана своя технология и называлась она на сибирский манер «пожог». Выбирались из отработанной породы камни, желательно гладкие, складывались вперемежку с дровами по принципу «сэндвича» и, раскалив их на огне докрасна, использовались для прогрева породы, облегчая работу по пробивке шурфа. Кроме этого раскаленные камни спускались в яму в ведре и оставлялись на ночь в забое, чтобы с утра остывшие камни и отогретую золотоносную породу уже можно было поднять наверх. |
Не менее экзотична технология промывки породы из так называемых карьеров в летнее время, когда дюжие мужики- старатели, практически стоя в холодной воде в полуболотных сапогах долбили мощными ломами- карандашами чуть прогретую солнцем породу, грузили ее совковыми лопатами в таратайки, а коногоны отвозили ее на бутару, где, сняв крючок с предохранителя, таратайка опрокидывалась, а порода вываливалась на грохоты бутары. Под потоком воды, подаваемым по желобам из запруды или ручья начинался процесс промывки. Цикл многократно повторялся. В качестве коногонов использовался труд детей и подростков. Само собой, что этим делом приходилось заниматься и нам. |
УстьКудеча 1950отъезд семьи Амиржана Рафикова [21]из "Страницы воспоминаний" Ф. Рафикова |
Так продолжалось до весны 1950 года, отец все чаще стал говорить об отъезде. Он говорил, что дети растут, а учиться дальше и получить им специальность в Сибири будет трудно, очень трудно. | Помню, он пригласил к нам домой директора школы Жулябина А.А.и долго с ним советовался по поводу отъезда и школьной программы которую приходится прерывать. Вопрос был снят, поскольку мы учились сносно и нам можно было вывести итоговые оценки. | В результате, в 1950 году, собрав все пожитки и скудный скарб, мы поездом в переполненном общем вагоне со станции Кислый Ключ выехали на Урал в г. Миасс, где жили родственники по линии матери с фамилией Алеевы. | Путешествие через всю Сибирь для нас было необычайным приключением. Грязные, усталые, но счастливые мы 11 мая 1950 года оказались в Миассе. Мать еще в поезде заставила нас всех умыться и одела на нас чистые рубашки. Двадцатилетняя ссылка для наших родителей и их детей закончилась. Начиналась новая жизнь. |
Далее:Миасс 1950 |