tatar.uz |
folk historyanvarkamal@mail.ru |
![]() |
Обь-Енисей 1929..40 |
Обь-Енисей 1941..52 |
2025-07-17 |
Киргизия, Фрунзе 1941..49Румиль Вильданов2..10 лет Мастура Исхакова — «Реквием» для МаэстроАвтор использовала фотографии из семейного архива Вильдановых, фрагменты монографий Н.С. Янов-Яновской и А.Х.Джаббарова, посвященных творчеству Р. Вильданова. |
Румиль Вильданов родился 24 ноября 1939 года в городе Фрунзе. Его отец Джахонгир Вильданов — офицер Советской армии с первых дней войны ушел на фронт. С частями Красной армии он дошел до Берлина. | В дни, когда народ праздновал Победу над фашисткой Германией, в дом Вильдановых пришло горе. Жена Галина получила похоронку, откуда стало известно, что офицер Джахонгир Вильданов погиб 9 мая 1945 года в Берлине. | Рухнула последняя надежда… Каждый год 9 мая когда в окне, то и дело вспыхивало зарево праздничного салюта, слышались радостные возгласы людей, мама сидела в уголке и тихо плакала. На всю жизнь Румиль запомнил этот скорбный день — Великий праздник, омраченный горечью потери отца. | В 1949 году Галина собрала вещи, последний раз взглянула на осиротевшую комнату, в которой она была так недолго счастлива с Джахонгиром, и с сыном уехала к родственникам в Наманган. |
* статью М. Исхаковой комментируют родственники — внучка Жанна помнит сестру Джахонгира — Вазиру, Галихан Вильданов из Ахтубинска — двоюродный племянник Румиля Вильданова, Рустам Рамазанов представил фотографию Румиля с дедом Шарифом и бабушкой Нурией Рамазановыми.. |
Далее о Румиле Вильданове вФерганская долина 1950..52 |
Киргизия 1946Каюм Мифтаховbrambeus (2012) |
30 лет, с 1916 по 1946 год, собирает киргизский эпос «Манас» татарский учитель-востоковед Каюм Мифтахов, так и не увидев плодов своего труда. Эта работа никому не нужна – ни киргизам, ни казахам, ни татарам, ни русским. |
Вот несколько строк из письма Бартольда Мифтахову: «Само собой разумеется, что собранный Вами материал по этнографии казах-киргизов представлял бы большой интерес для тюркологов… но условия печатания у нас таковы, что на печатание работы в 48 печатных листов в сколько-нибудь скором времени нет никакой надежды. Все-таки казалось бы естественнее всего печатать такую работу если не в Ташкенте, то в Оренбурге, где есть киргизское государственное издательство… или в Казани. (…) |
Неужели в самом деле существует такое милли дошманлык (национальная вражда) между татарами и казахами-киргизами и неужели только из-за Вашего татарского происхождения нет надежды напечатать в стране, где играют «роль» казах-киргизы, такую работу…»25
25 Амирханова Л. Каюм Мифтахов. - Гасылрар-авазы - Эхо веков. Казань, 2001, №№1-2, сс.158-160. |
Челябинская обл. г. Миасс 1950..52семья Рафиковых [21].. приехали из Усть-Кудечи .. из «Страницы воспоминаний» Фоата Рафикова
|
Миасс Итак, 11 мая 1950 года. Со станции Миасс на попутном грузовике до старого города мы добрались быстро. Помнится, цвела черемуха и было довольно холодно, но нас встретили очень тепло. И прежде всего знаменитая Сара апа Алеева - наша родственница со стороны матери и ее сыновья Талгат и Рашад. В то время ей было где-то за шестьдесят. Она вдова муллы( стабика), образование получила в Оренбурге, прекрасно читала религиозные суры из Корана и ежедневно пять раз совершала обряд намаза. Пользовалась большим уважением не только в татарской диаспоре города Миасса, но и в дальних башкирских селах.Возможно я не последователен, но был свидетелем ее организационных способностей, когда она мобилизовала многих местных мусульман на общественные работы по благоустройству мусульманского кладбища со строительством рва по периметру и ограждением колючей проволокой на деревянных опорах. |
Сын Талгат в то время работал на Уральском автозаводе механиком в прессовом производстве, а Рашад защищал диплом в политехническом институте. К сожалению, нет сегодня в живых ни Сара апа, ни Талгата абы. Похоронены они на том же кладбище, где в свое время Сара апа заботилась обо всех. Кстати, это кладбище знаменито тем, что там находится могила поэта-просветителя Ак-муллы. Похоронены там же сестры моей матери Амина и Сария апа, покоятся здесь и мои братья Мнир и Риза. Нашли здесь вечный покой наши земляки и родственники по кудечинской ссылке, приехавшие вслед за нами на Урал. Пусть уральская земля всем им будет пухом. Так вот, если мы без особых проблем осваивали дворовые постройки у Сара апы и привыкали к городским соблазнам, то нашим родителям было не так просто. |
Отец буквально на второй день после приезда на последние деньги купил корову и привел ее во двор, а нашей обязанностью было поочередно выводить ее пастись за гору. Отца, деятельного по натуре человека, видимо, постоянно мучила мысль- где будет жить его семья. Прикинув все варианты за и против, он в короткий срок устроился на работу в трест «Уралавтострой» плотником- бетонщиком, который в это время строил на Уральском автозаводе ТЭЦ с градирней, трубой и пр. С помощью администрации треста добился выделения участка в районе станции Миасс под строительство своего жилья, т.к. даже в бараках не было возможности получить крышу, а говорить о квартире — это было бы по тем временам верхом неприличия, вернувшегося из ссылки человека с известным клеймом, у которого вместо паспорта было временное удостоверение, где помню, было написано, что оно выдано на основании справки об освобождении от спецпоселения. Буквально, в течение одной недели из отходов опалубки, которые он выписал на своей работе в счет будущей зарплаты, построил сарайчик на участке, вбил кол, привязал корову и сказал, что мы здесь будем жить и строиться. Это было удивительное зрелище. Рядом по железной дороге ходил рабочий поезд, так называемый мотовоз на паровозной тяге, который из старого Миасса с пересадкой на станции на другой мотовоз, возил рабочих на Уралаз и, как мне сейчас думается, что они были свидетелями этой « великой стройки» 1950 года. |
Дело в том, что отец купил сруб конюшни, вернее обменял на два отреза ткани, что заработал еще до войны в Кудече, и работа закипела. Сосед помог сделать рамы, двери и к осени 1950 года у нас появилось свое жилье размером примерно пять на шесть метров с печкой и электричеством недалеко от Ильменского озера и заповедника. Дальше-больше. Из облитых цементным раствором тех же опалубочных досок была построена каркасная пристройка с утеплителем из шлака с ж.д. путей, затем по этой же технологии появились банька и курятник. |
Риза и Мнир также приступили к занятиям. Незаметно прошел год и к весне к нам начали съезжаться из Сибири родственники и земляки по несчастью. Приехали большие семьи Вафиных Мингази абы и Идрис абы, с детьми которых мы с малых лет были дружны и прошли вместе забайкальские университеты. Затем приехала семья Мирзажана абы Рафикова-брата отца, родственники Вафиных Абдрашитовы, приехала семья Акрама абы Галекбарова. В разное время, кроме этих семей, жили у нас с семьей Рафиков Рустам ( сын сестры отца Асьма апы от первого брака), Зэфер Махмутов (сын Асьма апы от второго брака) и другие. В общем, это трудно представить, когда на полу маленького домишки, как селедка в бочке, укладывались на ночь наши «сибиряки», приехавшие осваивать теперь уже уральскую землю. Большинство из них начали строиться, помогали друг другу и в короткий срок рядом с нашим домиком возник целый татарский поселок. Так его называют и сейчас, хотя многие уже там не живут, т.к. переехали в капитальные дома или ушли в мир иной. В свое время жизнь кипела здесь, как говорится, вовсю и мы подростки, знающие друг друга, что называется с пеленок, вместе тусовались, играли, купались в Ильменском озере, ходили в кино, а с возрастом и на танцы. |
Трудно приходилось нашим отцам. Все они работали на Уральском автозаводе, а после работы обустраивали свои жилища и огороды. Наш отец из треста «Уралавтострой» перешел также на автозавод и работал в моторном цехе на участке производства коленчатых валов шлифовщиком, сверловщиком. Мирза абы — в волочильном цехе. Все наше воспитание, как мне думается, строилось на примере трудолюбивых простых мужиков-отцов и заботах наших матерей. |
К слову сказать, что все ребята с татарского поселка старались быть достойными своих родителей и большинство из них нашли свое место в жизни. После окончания 7-го класса пришло время решать, куда идти учиться. Был выбор — геологоразведочный или автомеханический техникумы. Отец хотел, чтобы я пошел учиться на геолога, но школьная экскурсия на автозавод сделала свой выбор. Я сказал отцу, что пойду в автотехникум, т.к. мне понравился запах металлической стружки и горелого машинного масла с эмульсией. Отец не возражал. Так я стал в 1951 году учащимся техникума, где после четырех лет учебы мне была присвоена квалификация техника-технолога по автомобилестроению. В это же время учился в г. Златоусте в техникуме советской торговли мой брат Риза. |
Далее:Миасс 1953..64 |