tatar.uz |
folk historyanvarkamal@mail.ru |
![]() |
Казань |
Казань 19 век |
2025-06-24 |
Казань 19 векАллахияр Суфи.. умер в 1713/23 в Александрии.. из Татарской энциклопедии т.1: |
Изданные произведения.. 1802 - "Субат аль-гаджизин" ("Неукротимость немощных") 1858 - "Морад аль-гарифин" ("Цели просветленных") 1899 - "Маслак аль-муттакыйн" ("Путь богобоязненных") "Махзан аль-мутыйгыйин" ("Сокровища благоверных") |
В них, наряду с устремлённостью к высокому идеалу, звучат идеи социальной и духовной свободы личности. Поэма "Субат аль-гаджизин", благодаря яркой эмоциональной окрашенности и афористичности, стала примером и образцом для татарской поэзии 19 века и выдержала более 40 изданий. | Произведения Аллахияра Суфи оказали значительное влияние на творчество ряда татарских писателей. Так, татарский ученый и писатель Т. Ялчыгун написал к книге Аллахияра Суфи "Субат аль-гаджизин" комментарий под названием "Рисаляи Газизя", который получил широкую известность как самостоятельное произведение. | На рубеже 19-20 веков оба этих сочинения использовались в качестве учебного пособия по тюрки в татарских школах. |
Ишаны
idmedina.ru |
Новый пик влияния И. начинается после назначения муфтиями светских лиц с 1865 г. Часть И. стали сторонниками идей джадидов. | Основную роль здесь сыграли З. Расули (накшбандийа-халидийа), а затем его мюрид Г. Баруди. |
Казань 1887Исмаил Шарафетдин-улы Абидов, Габитов, Абиди7 лет .. приехал из Кульджи.. А. Расулов, А. Исокбоев, Д. Насретдинова |
После смерти отца, матери Гафифаханум и членов семьи вернулся в Казань в 1887 году. И. Абидов учился в Казани в Реальном училище. |
Далее о немКазань 1905..16 |
Богатые Сабы поселение Илябар 19 векИляловышежере в Казань из книги Аделя Беляева «Татарские родословные», стр.355-358 |
Наши предки жили в Сабинском районе нынешнего Татарстана.По отцовской линии мой дед в IV поколении и бабушка были уроженцами поселения Илябар, расположенного в 12 км от станции Шемардан Сабинского района. Звали моего прапрадеда Маматкай, полное имя Мухаммад. У него было двое сыновей — Нигматулла и Хилал. | Хилал в переводе с арабского означает новолуние, только что зародившийся месяц. От его имени и происходит наша фамилия. Так как в кириллице нет мягкой буквы «хэ», она опущена, паспортистами разных времен добавлен мягкий знак после «л», и в итоге мы Ильяловы, Иляловы. Вряд ли нашему предку нравиться такое изменение его имени, но человеческими качествами своих потомков он мог бы гордиться. У Хилала было трое сыновей — Ахматжан, Габидулла и Нигматжан. Мы потомки Ахматжана по линии дедушки и Габидуллы по линии бабушки. |
О Нигматулле в Семипалатинск 19 век
далее:Казань 1905..16 |