tatar.uz folk history

1908-12-02

1907..09 Ваисовцы в Туркестане

опубл.2022-12-02

Занимаясь в группе ушу познакомился с замечательной женщиной Гульнарой Ваисовой. Из поездки в Казань она привезла книги которые дала мне почитать. Из сборника статей «Волго-Уральский регион в имперском пространстве: XVII-XX вв.» я выбрал информацию по Средней Азии для использования на сайте, а по второй книге — Диляра Усманова «Мусульманское сектанство в Российской Империи: Ваисовский божий полк 1862-1916гг.» Фан, АН РТ, Казань-2009 подготовил данный обзор о ваисовцах в Туркестане..

Диляра Усманова «Мусульманское сектанство в Российской Империи: Ваисовский божий полк 1862-1916гг.» Фан», АН РТ, Казань-2009

В книге представлено много материалов жандармского расследования деятельности этого братства. Не в первый раз убеждаюсь что органы сыска работают на историков. И в этой книге, вроде бы сухие, написанные официальным языком отчеты, оказываются наполнены реальной жизнью и читая доклады, письма мы можем слышать их чувства, понимать в чем они такие же как мы — люди 21 века, а в чем выглядят наивными, заблуждаются.. ведь они еще не знают последующих событий истории..

В мусульманской общине (махалле) традиционно отсутствовала иерархия священослужителей, была демократия. Прочитать молитву мог любой по старшинству или просто знающий молитвы. Этот принципиальный фактор был нарушен с появлением Духовного Управления Мусульман и постепенным вводом правил обязательного официального статуса муллы. Т.е. внутриобщинный выбор был отменен появлением «указного» муллы.
Мусульмане подпали под контроль Петербурга. Хотя это проявлялось мягко, но этот процесс шел неровно и периодически «нервно» — по разным поводам случались выступления против правительственных указов и ДУМ лаврировал между требованиями правительства и народа. Хотя, к концу 19 века наметился раскол между кадимистами и джадидами, это было внутреннее противоречие в официальном мусульманстве во многом связанное с противоречием русских властей между политикой сдерживания образования и политикой привлечения мусульман к русскому языку и культуре через образовательные программы.
В отличии от христианских многочисленных сект (самая большая — староверы) у мусульман было естественным наличие множества «школ», это были, скорее, «братства» или последователи ишанов и против них также стали использоваться административные меры ограничения или ликвидации.
Но принципиально отгородились от ДУМ именно «ваисовцы» используя оригинальный метод — подчиняемся только Царю, что препятствовало обвинению их в фанатизме и сектанстве. Вообще, их накшбандийские, суфийские корни (см. о Джагфаре — основателе братства «18-19в (1775..1825) Муллы учившиеся в Бухаре и Ургенче» tatar.uz/?p=2013) проявились в организационной сфере — печать документов, учет и бухгалтерия. В итоге их «раскулачили» не как религиозную организацию, а как коммерческую..
—————-

Диляра Усманова «Мусульманское сектанство в Российской Империи: Ваисовский божий полк 1862-1916гг.» Фан», АН РТ, Казань-2009. стр.110-11

Далее — материалы следствия 1909 года, приведенные в книге Д.Усмановой «Мусульманское сектанство в Российской Империи» связанные с Туркестаном..

1907-07
стр.336 Письмо Маруси Брусничкиной Ходже Мух. Ваисову 1907 (из Док.№57 1909-03 НАРТф41о13д3лл15-22об)..

II. Письма. 1. Два письма на имя Канцелярии Ваисова Ходже Мухаметову Ваисову с оттисками почт штемпелей «Коканд» и «Казань» и с датами на одном за Июль месяц 1907 г., а на другом за Декабрь месяц того же года, от имени «Маруся». Оба письма написаны крайне безграмотно. В письме за Июль месяц, подписанном «Твоя Маруся», последняя называет Ваисова «дорогой Ходжа», сообщает, что по отъезде его ей без него стало скучно и она просит написать ей, хорошо ли он доехал и написать ей, если вздумает опять приехать в Коканд, чтобы она могла его встретить; в заключение она целует его. ..

1907-11 о Марусе и Ваисове (из НАРТф41о13д3лл130-140 Постановление суда) стр.391-392..

.. Всего характернее в этом отношении письмо Шихабуддина Сайфутдинова, который, как видно из тех же писем, был последователем еще Багаутдина Ваисова, затем сослан на Сахалин и в сравнительно недавнее время возвратился в Казань, и в настоящее время живет в Средней Азии и является главным агентом Ваисова по распространению [л.137об.] его секты среди сартов и туркменов и уполномоченным его по сбору в их среде денег для Ваисова. В письме от Ноября 1907 года Шихабуддин делает Ваисову целый ряд упреков в том, что слова его не согласны с делом, именно, что проповедуя, чтобы последователи его не брали паспортов и не выправляли торговых свидетельств, сам он выправил паспорт и получил торговое свидетельство, что Ваисов не соблюдает законов шаригата, неподрезывая себе усы и брея бороду, так что по внешнему виду похож на француза, что Ваисов, проповедующий, что из двух одежд одну последователи его должны давать на нужды секты, сам любит людей только богатых и вообще очень корыстолюбив,что он деньги, добываемые неразрешенными путями, тратит на свои нужды и на жен и что он злоупотребляеткнутом, который он должен брать «не своей рукой, а рукой Шаригата», а в конце высказывает угрозу, что если Ваисов не исправится и не займется делом сардара, то его самого будут судить и накажут розгой и даже отрежут голову. Затем по показаниям свидетелей, Ваисов, разъезжая на деньги, [л.138] собранные с последователей, якобы по делам секты, нередко проводит время в кутежа. В подтверждении справедливости эти слов можно привести тот факт, что из писем проживающей в Коканде в номерах «Франция» Маруси Брусничкиной видно, что Ваисов находился с ней в близких отношениях и занимался с ней совсем не святыми делами (л.л. 16, 73об, 74, 76, 81, 86, 120об, 134об, 137, 139, и пр.т.III)

1907-12
стр.336 Письмо Маруси Брусничкиной Ходже Мух. Ваисову 1907 (из Док.№57 1909-03 НАРТф41о13д3лл15-22об)..

II. Письма. 1. .. В письме за Декабрь месяц, подписанном «Твоя любящая и глубокоуважающая Маруся», последняя, называя Ваисова «Дорогой Ходжа», сообщает, что она была у мамы в Москве и только по возвращении оттуда получила его письмо, чему была от души рада; затем, высказывая предположение, что он уже может быть забыл «свою Марусю», пишет, что она не забыла его и из Москвы послала ему два письма, на которые, однако, почему-то не получила ответа, [л.16об] и что получив его открыточку, она «была довольна своей судьбой», так как он ее не забыл. Затем она просит ответить на это письмо, обещая прислать ему свою карточку, просит написать, может ли она надеяться когда-нибудь еще увидеть его и в заключении крепко целует его и сообщает свой адрес «г.Коканд, гостиница Франция, Марии Васильевне Брусничкиной».

1908-01
стр.354 (п-8 НАРТф41о13д3л44-55 Протокол осмотра 1909-03) заявление Воен-губ-нач-края в г.Ташкенте о муллах Зуннун УстаМхмд Нияз-оглы ГабдульКаюм Мхммд Ибрагим Суфа-оглый сослан на каторгу за Андижан-восст-1897 (текст 10стр)

8. Два экземпляра «святого заявления» №33.073 с датой на одном в конце «1908-го 17-го Января» на имя «Военного губернатора Начальника края в городе Ташкенте» от имени Ваисова и 12 поверенных. Один экземпляр подписан по-татарски и соттиском печати сардара. В заявлении говорится, что сосланные на каторгу за андижанское восстание мулла Зуннун Уста Мухаммед Нияз Оглый и мулла Габдуль-Каюм Мухаммед Ибрагим Суфа Оглый [607 Среди учеников и последователей Дукчи-ишана действительно был Абдулкарим (Абд-ал-Карим) Мухаммад-Ибрагим оглы, который принял активное участие в событиях 18 мая 1897 г. (Андижанский мятеж); за что был арестован, приговорен к каторжным работам и выслан в Сибирь. Информация любезно предоставлена Бахтияром Бабаджановым], состоящие членами Ваисовского Божьего Полка, никакого участия в восстании не принимали и согласно особого ходатайства скоро должны возвратиться, почему просят не притеснять их и излагается при этом сущность религиозных воззрений ваисовцев.

1908-07..-10
стр.117-118..

С целью «вербовки» в секту новых адептов и сбора средств для функционирования общины ее руководители (Гайнан и Газизян Ваисовы, Ш.Сайфутдинов) предпринимали поездки по поволжскому и среднеазиатскому регионам страны. Например, Ш.Сайфутдинов июль-октябрь 1908 года провел в Средней Азии, разъезжая по различным городам Туркестана (Андижан, Коканд, Наманган, Ташкент и Фергана) и Закаспийской области (Мерв), вербуя новых адептов, собирая пожертвования и плату за членство в секте. Об этом свидетельствует содержание писем, посланных им в канцелярию и оказавшихся в распоряжении следствия в 1909 году (НАРТ ф41о13д3л80 и др. Док.№63). Послания Ш.Сайфутдинова к Гайнану полны откровенных и довольно циничных высказываний в адрес «сартов» и туркмен. И в то же время они свидетельствуют, что многие из среднеазиатских мусульман, на словах поддерживая ваисовцев, не спешили расставаться со своими деньгами. Гайнан Ваисов отсутствовал в Казани в ноябре 1905 (Иолотань) и почти всю осень 1907 года (с августа находился на Нижегородской ярмарке, затем в Бухаре, Мерве и др.). В марте 1908 года руководитель общины предпринял поездку в столицу, а в феврале 1909 года — в Москву и Ясную Поляну. [АК: 3 дня обсуждал религиозные вопросы с Львом Толстым!]

1908-09 письмо на имя Сардара Ваисова..
стр.338 п.4 из Протокола 1909-03 от Суд.След.Казан.Окруж.Суда по особо-важн-делам Шулинского — осмотр вещей найд-при-обыске в кварт.Ваисова

а) из Андижана за Сентябрь м-ц 1908 г. от Владимира Петрунова, который пишет, что он русский, православный, твердо узнал мусульманскую веру, забыл о своем православии и «путается» с бритой головой «между мусульманским вероисповеданием», «со страхом» желает поступить в божий полк и ожидает спасения, сообщает, что миссионеры уже объяснили ему о любви Божьей;

1908-09 письма Ваисову от Ш.Сайфутдинова
стр.378..379 п.33 из Протокола экспертизы 1909-04 Шулинского — экспертиза бумаг найденных при обыске (Док.№64 НАРТф41о13д3л79-87об)..

Диляра Усманова «Мусульманское сектанство в Российской Империи: Ваисовский божий полк 1862-1916гг.» Фан», АН РТ, Казань-2009. стр.378-379

стр.382 из НАРТф41о13д3лл79-87об

45) Список последователей Ваисова в Андижане и Ферганском крае за 1908 г. в количестве 23 человек. (из Док.№64 НАРТф41о13д3лл79-87об)

1909-03-09
стр.344 НАРТф41о13д3л23-26о Протокол (Казань — изъят.мат.в кв.Гинан-дина Ваисова)

.. 5. Шесть визитных карточек — военного муллы г.Ташкента Ахтямова, ..

1909-07
стр.400 из Протокола допроса обвиняемого Ш.Сайфутдинова (НАРТф41о4д1983лл77-78об)

.. Семейные отношения: Женат и имею сына 15 лет, к[ото]рый живет в Коканде

В 1918 ваисовцы предложили создать «красный мусульманский полк», но большевики отказались от этой идеи, вернее ее реализовали другие, социально-надежные товарищи (см.1919 Ваисовцы в Кр-Армии). Один из братьев Ваисовых остался жить в Средней Азии, его репрессировали в 1940 (см. «1937..40 Предвоенные репрессии» с фото Газизяна Ваисова из арх-Ваисовых)

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress