опубл.2024-03, доб.2024-10-28..
Бухара и Февральская революция, культурная деятельность, Колесовское наступление, младобухарцы-коммунисты..
1917
февраль .. Бухара и Февральская революция
Избранные труды в трех томах. (Ред. колл. А.А. Агзамходжаев и др.) Т. I. — Ташкент: «Фан», 1970. (АН УзССР, Ин-т философии и права АН УзССР, Ин-т истории партии при ЦК КПУз, Ин-т истории АН УзССР). Т. I. 1970. 500 с.; 1 л. портр. Тираж 5000.
|
.. Манифестация, многочисленные речи о свободе, равенстве и братстве заполняли первые дни Февральской революции. Бухарское население не могло остаться безучастным, — население г. Старой Бухары с огромным интересом наблюдало за развертыванием событий и принимало живейшее участие в обсуждении проблем и перспектив революции. Запрет эмирского правительства подданным эмира принимать участие в действиях русского населения в поселках не помогал; людям не разрешали ехать в Новую Бухару посмотреть, что делается у русских, свергших своего царя. Но люди шли, смотрели и сами принимали участие. Джадиды, конечно, целиком были на стороне русской революции и активными ее союзниками в Бухаре. .. |
1917 март 17 .. манифест Эмира.. манифестация джадидов и присоединившихся нац-меньшинств.. аресты джадидов.
Файзуллу Ходжаева предупреждают о готовящемся нападении на его дом и он бежит в Каган..
Файзулла Ходжаев — К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии (1926) 8 — ТОРЖЕСТВО РЕАКЦИИ |
Единственным подходящим для этого местом был клуб российских мусульман. Многие из членов этого клуба рабочие состояли в русских революционных партиях социал-революционеров и социал-демократов, и мы всегда могли рассчитывать на их сочувствие и поддержку. Мы не ошиблись в своих расчетах: благодаря активной помощи русского пролетариата, в лице левой социалистической части Каганского Совета рабочих и солдатских депутатов, нам удалось собрать наши разбитые реакцией силы и начать новую борьбу за освобождение бухарского народа. .. | Из Самарканда прибыла комиссия по распоряжению Ташкентского краевого Совета рабочих и солдатских депутатов с эсером Черновым и еще одним солдатом, прекрасным оратором, кажется с.-д., фамилию которого, к сожалению, не помню. | В Новой Бухаре, при большом стечении рабочих и солдат, открылось заседание Совета рабочих и солдатских депутатов совместно с представителями младобухарцев и джадидов. На этом собрании из младобухарцев выступил я, а из сочувствующих нашему делу не членов младобухарской партии — Беки Бердиев и Ариф Каримов[38]
* Ариф Каримов — брат известного Фатыха Каримова — редактора газеты «Баки», долгое время издававшейся в Оренбурге. Беки Бердиев — туркмен, тогда студент-медик из Закаспия. [110] |
Инициаторами этой реорганизации были: Бурханов, Фазмитдин Максум и Мухитдин Рафаат. Воспользовавшись печальными событиями, последовавшими за манифестацией, они — наши «старые джадиды» — повели решительное наступление против левого крыла организации, обвиняя нас во всех случившихся бедах. На собрание пригласили семейство Мухитдиновых. Сыновья пришли, но сам Мухитдин Мансуров и его сын Абдукадыр прийти отказались. | .. В новый Центральный Комитет вошли: Мухитдин Мансуров — председатель, Абду Кадыр Мухитдинов45, Мухитдин Рафаат, Абду Вахид Бурханов, Усман Ходжаев, Ариф Каримов*, Мирза Исам Мухитдинов, Муса Саиджанов, Мухтар Саиджанов46, я и еще два-три человека, фамилии которых не помню, и которые после первых заседаний не работали и были исключены. |
Позднее в Центральный Комитет вошли еще двое: Фитрат и Ата Ходжаев, члены старого Центрального Комитета. Но суть реорганизации заключалась, конечно, в выборе Мухитдина Мансурова председателем и во включении его сыновей в состав Центрального Комитета. |
1917 апрель .. Эмир Бухарский подарил татарам школу ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.179 |
Общество «Иттифак», основанное 3 апреля 1917 года, наряду с защитой интересов и прав татар, проживающих в Ташкенте, принимало активное участие в политической жизни региона. | После Февральской революции 1917 года татары, живущие в Новой Бухаре (Кагане), также создали свои общины и собрали деньги на строительство школы, у эмира Бухары Саида Алимхана попросили землю под школу. Эмир не только подарил им хорошее здание, но и выделил 20 тысяч рублей на ремонт здания. Это событие вызвало большую радость у татар, проживающих в Бухаре. С тех пор были предприняты усилия по открытию отделения татарской общины в Старой Бухаре1.
1 Бухорода тотор жамияти // Улуг Туркистон. 1917. 31 май. |
1917 апрель ..
Бухарская революция (Журнал «Родина», 1989, № 11) |
В апреле 1917 года эмир обнародовал манифест, в котором удовлетворил практически все требования оппозиции. Младобухарцы верили в доброту монарха и устроили благодарственную демонстрацию со знамёнами «Да здравствует реформа!», «Да здравствует эмир-освободитель!». | Но на пути к резиденции Сайда Алимхана их встретила контрманифестация мулл, подкреплённая пешим и конным отрядами солдат. Младобухарцам пришлось разойтись. Но это было только начало поворота в политике эмира. Вскоре многие демонстранты были схвачены и избиты его палачами. Тех, кто сумел спрятаться или спастись бегством, духовенство занесло в чёрный список уничтожения. |
1917 май 5 .. Спектакль в Новой Бухаре ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.133-134 |
5 мая 1917 года в Новой Бухаре (Кагане) усилиями Абдурауфа Фитрата и Камалитдина Ногая была поставлена трехактная драма под названием «Кохна туркба» («Античный турк»). | Эта сценическая работа изначально планировалась к премьере в Старой Бухаре, но в связи с трагическими событиями (8 апреля 1917 года младобухарцы подверглись обстрелу. – Авторы) было принято решение поставить его в Новой Бухаре. | Спектакль вызвал большой интерес у местного населения, был тепло принят. В результате 786 рублей прибыли, полученной от постановки, были переданы в казну общества «Шуро-и исламия»3.
3 Туркистон хабарлари // Улуг Туркистон. 1917. 13 май. |
1917 май 19 .. Вечер культуры с С.Максуди ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.133-134 |
19 мая 1917 года в Бухаре состоялся вечер культуры, организованный самодеятельными артистами – представителями татарского и кавказского народов. В нем были поставлены комедия под названием «Адашу» («Сбиться с пути») и трехактная историческая пьеса Шакира Анбулата «Чингизхан каберенд.» («На могиле Чингисхана»). | Были исполнены татарские национальные песни и кавказские танцы. На вечере также принимал участие член «Временного комитета по управлению Туркестанским краем» С. Максуди, который призывал народ к единству и союзу1.
1 Бухорода тотор жамияти // Улуг Туркистон. 1917. 31 май. |
В этот день по инициативе Общества мусульманских учителей и Союза молодежи Астрахани по случаю 10-летия создания Национальных театров татар был организован юбилейный вечер2.
2 Тоторларнинг миллий са.наларина ўн йил тўлуви // Улуг Туркистон. 1917. 31 май. |
1917 Такташ — род.1901 в дер.Сыркыды Спасского уезда Тамбовской губ., сельское медресе, 1915 Бухара ..
Онлайн — энциклопедия Tatarica |
В 1917 г. стал членом джадидистской организации младобухарцев, работал в благотворительном фонде. |
«В пустынях Туркестана»
|
Что за свет там, заря? Что за огни? К какому идёт мир порогу? Почему не видны светлые дни? Почему туманна дорога? |
Над страной мусульман мрак распростёр Крыла, поглотить её хочет. Куда ни пойди – всюду тьмы костёр, Пречёрны до жути здесь ночи… |
Солнце, ты где? Где сияешь, луна? Лучистые, где вы, рассветы? Где ты, красивая чудо-страна? Вопросы одни… нет ответов. |
Где революции людям несут Зарю долгожданной свободы? Мир вверх тормашками перевёрнут, Чтоб жили духовно народы?! |
Где ты, духовная, сытая жизнь В стране неразменного счастья? Иль ты мираж, что в пустыне дрожит? Хотел бы об этом узнать я! |
Или на нас, чистых сердцем, табу Наложено властною руцей?.. Здесь ночь, здесь не люди – рабов табун, Пустыня вокруг – не укрыться!.. |
Акчурин Алимджан Калимуллович — род.1895, д.Усть-Рахманка Пензенской губ., медресе «Кшкар», «Касимия», 1914..15 Туркестан (хлопкозавод), 1915 армия ..
из Татарской энциклопедии: |
В 1917-18 член революционного трибунала в Бухаре, |
1918
Онлайн — энциклопедия Tatarica |
В 1918 г. в газете «Олуг Туркестан» («Великий Туркестан») были напечатаны первое стихотворение Х.Такташа «Төркестан сахраларында» («В пустынях Туркестана») и его статьи о деятельности младобухарцев. После разгрома их организации в 1918 г. Х.Такташ вернулся в родную деревню, работал учителем. |
1918 март .. «Колесовское» наступление ..
Бухарская революция (Журнал «Родина», 1989, № 11) |
После октябрьских событий 1917 года младобухарцы создали Военный комитет и направили в Ташкент делегацию, которая заверила Совнарком Туркестана, что в Бухаре готовится массовое восстание и в нём могут принять участие «тридцать тысяч человек». | Предсовнаркома Туркестана Фёдор Иванович Колесов (1891-1940) принял решение помочь патриотическим силам Бухары и 28 февраля 1918 года с небольшим красногвардейским отрядом прибыл на железнодорожную станцию Новая Бухара. | «Вместо широкой работы в народе, вместо того тернистого пути, который должен быть пройден любым народом на пути к освобождению от старых устоев, вместо подготовительной работы в самом народе и только через народ, группа младобухарцев… решила устроить революцию при помощи наших штыков. Революцию, не из народа идущую, революцию ещё с народом не связанную, революцию, народу чуждую» (Гальперин А.Я. События в Бухаре, Новый Туркестан, 1918, 9 апреля). | Решение о немедленном вооружённом выступлении обернулось ошибкой — трагической и непростительной. Военный поход красноармейских частей потерпел поражение. «Так убивали народ, что не только я, чьё сердце смягчено просвещением и тоской, но и человек куда более жестоко-сердечный, не выдержал бы. |
Я приношу свои извинения, если выйду из себя и прибегну к словам жестоким и грубым, но не потому, что заступаюсь за своих. Я счёл бы естественным, если бы эмир убивал младобухарцев, захваченных с оружием в руках. Но в бессильной ярости своей он истреблял и тысячи ни в чём не повинных людей» (из воспоминаний Садриддина Айни «Материалы по истории Бухарской революции», 1926 год). | Колесов вынужден был признать: «Стоя на праве самоопределения народов, мы рассчитывали, что убеждения младобухарцев разделяются большинством народа бухарского. Создавшееся положение войны показывает, что с младобухарцами совершенно нет широких масс, нет народа… Мы заявляем о прекращении военных действий». |
1918 апрель .. Провал «Колесовского» наступления ..
Файзулла Ходжаев — К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии (1926) 18 — НАШЕ ОТСТУПЛЕНИЕ И РЕЗНЯ В БУХАРЕ |
Опьяненное победой и кровью правительство эмира в течение каких-нибудь двух-трех недель расправилось не только с джадидами и младобухарцами, но также и со всеми, кто получил европейское образование, читал газеты и поэтому казался подозрительным обнаглевшей реакции. | Всего во время этой резни было уничтожено около тысячи пятисот человек младобухарцев и сочувствующих. Вот список наиболее видных из погибших товарищей. ..Организованная в Старой Бухаре резня скоро распространилась по всему ханству. | Дальше, в серии убитых, идут сочувствующие делу реформ, среди которых было немало чиновников эмира. Вот наиболее видные из них: ..Затем шли просто образованные прогрессивные люди, никакого отношения к джадидской или младобухарской партии не имевшие. | Все время разжигаемая муллами, фанатично настроенная толпа не удовлетворялась избиением младобухарцев и сочувствующих. Гнев толпы, руководимой эмирскими чиновниками, обрушился на железнодорожных рабочих и просто иноверцев. Толпа начала громить поселки мелких станций и убивать всех иноверцев, даже десятки лет живших в Бухаре. | Число этих жертв, точно не установленное, было очень велико, во всяком случае не меньше 1500-1600 человек. Особенно пострадали татары и лезгины, на которых, ввиду их непосредственного участия в событиях, точило зубы эмирское правительство. |
Миллиард Татар |
По мнению Мирсаида Султан-Галиева: «Они еще не прошли тех стадий развития, которые прошли татары. Только благодаря татарам и тюркам внедряются школы (джадидские. – Авторы) … Положение женщин остаётся неизменным… Борьбу против религиозного фанатизма и культурной отсталости в Туркестане и Бухаре возглавляют татары… | Недавно, в 1918 году духовенство во главе с эмиром Бухары «уничтожили» более 5 тысяч татар, как джадидов». Мирсаид Султан-Галиев не приводит ссылок на документы. Наоборот, историческим фактом является то, что в Бухарском эмирате татары пользовались особыми льготами в сфере торговли, недвижимости и др. |
Глава IV. Мусульманские лидеры Российской империи в конце XIX — начале XX вв.
|
Эмир лавировал, но, воспользовавшись Гражданской войной в России и неудачной попыткой свержения его власти, он перешел к прямому террору против джадидов и всей татарской общины Бухары. | Айни был избит в тюрьме и освобожден революционными солдатами, но его брат не выжил. Кровавая межа между Айни и бухарским режимом была проложена. В литературоведении стандартно, но справедливо пишут, что элегия Айни «На смерть брата» (1918) прозвучала призывом к свержению эмира. |
1918 Такташ — Изгнанники неба ..
Избранное
|
—*—Каменных гор вековые громады, наверно, расплавил бы этот луч — Луч милосердья, в глазах её чистых сиявший, как солнце сквозь полог туч. Дочь неба, несчастных потомков Адама всего лишь на миг пожалела она — И вот в четырёх стенах подземелья лежит повержена, обречена. Раскинулись волосы чёрной тучей, ручьями текут по сырой земле, А сверху, сквозь щели чёрной решётки, течёт в подземелье сиянье луны, Она ведь сияющей дочерью неба — звездой милосердной цвела в небесах, |
—*—А что ей ответил Аллах небесный? «Изменница ты! Отступница ты! И место твоё – на земле, в оковах, средь голода, холода и темноты!..» Сказал – и свершилось его повеленье: падучей звездой просверкав во тьме, Низверглась на землю изгнанница неба — очнулась в холодной тесной тюрьме. С тех пор небеса от неё отвернулись… А боль всё сильней, тоска всё острей… Стало пустынным огромное небо, и воздух застыл, зловещ и тяжёл. «С неба изменницу сверг Всевышний, сегодня же час её смертный настал!» — |
—*—И сразу смягчились, преобразились вестника смерти злые черты, — Застыл он в смятенье, впервые почуяв прилив состраданья и доброты. Бессильно поникли зловещие крылья — будто к земле исполин прирос, А на щеках, холодных и жёстких, вдруг заблестели полоски слёз. Впервые забыл он, что должен исполнить Аллаха безжалостный приговор, — Да, на колени упал!.. Но в страхе, вскрикнув, как под ударом ножа, «Не трогай меня!.. Умоляю… Не трогай!.. Ответь сначала: кто ты такой? Скажи, из каких ты краёв явился, нежданно прорезав ночную тишь? |
—*—И отвечал ей посланец могучий — негромко, взволнованно отвечал, И голос под гулким сводом темницы, как мягкий морской прибой, зазвучал. Века и века беспощадно и грозно вещал он людям их смертный час, Но – чудо! – участливо и милосердно звучал его голос на этот раз:«Не бойся меня!.. Да, ты догадалась: я – вестник смерти, скорби и слёз, Из чёрного льда у меня было сердце — его своим взором согрела ты… Но что это, что?.. Чуть багровые пальцы коснулись девичьих нежных рук, |
—*—И сразу: «Будь проклят, клятвопреступник! Позор и проклятье на все времена!» — На свитке небес зажглись и погасли грозящие, огненные письмена. Чу!.. Зазвенел клинок!.. Это в гневе зловещий вестник в небо взглянул И длинный булат – слепящую саблю — на чёрную землю злобно швырнул. Швырнул – и рукою, багровой от крови, грозя побледневшим немым небесам, Крылами шумя и ввысь обращаясь, так возгласил, могуч и упрям: «Будь проклят и ты, небесный владыка! Отныне мне твой ненавистен рай! Да, каюсь я, горько каюсь пред всеми: бесчестно обманут я был тобой, Зато не жалел ты щедрых подарков, отлично знал, чем купить меня, |
—*—Впервые отрадный луч состраданья во тьме ощутил я – в тоскливой груди, Как в чёрный лёд, вошёл в моё сердце жертвы безвинный взор: – Пощади!.. Решил ей помочь я, сломать её цепи, несчастную вывести из темноты… Но ты всё предвидел: ты ядом смерти, как видно, мои пропитал персты. Едва я доверчивых рук коснулся, в них влился мой смертоносный хлад, Довольно! Теперь пред тобой не унижусь, тебе я вызов бесстрашный шлю: |
—*—Отныне я вижу, отныне я знаю: украшен престол горделивый твой Не блеском созвездий – слезами невинных, не зорями алыми – кровью людской. Отныне я понял: обмана и злобы полны все дела и веленья твои, Возвёл ты чертог своего величья на человечьих костях и крови. Обманут, отравлен, подкуплен тобою, наёмным убийцей я долго служил, Прощай!.. На земле я решил остаться, в поля справедливых битв ухожу |
© Шаехов Л. М. — Голос Такташа. Избранное Хади Такташ, сост., предисл., 2017 |
.. Известно также, что «Трагедию сынов земли» поэт продолжил в 1918 году в Бухаре и в 1920 году в Оренбурге. .. |
1918..19 Младобухарцы-коммунисты
* В январе 1919 в Ташкенте произошел «Осиповский мятеж» во время которого были расстреляны 14 туркестанских комиссаров.
Файзулла Ходжаев — К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии (1926) 21 — СОЗДАНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ МЛАДОБУХАРЦЕВ |
[63] Бухарская коммунистическая партия (БКП) возникла летом 1918 г. из революционных и прогрессивных элементов, эмигрировавших в Ташкент. Организаторами БКП были Азимджан Якубов, Мухтарджан Саиджанов, Наджиб Хусаинов, Ахмаджан Абдусаидов и др. 25 сентября 1918 г. был избран ЦК БКП во главе с Азимджаном Якубовым. |
Обстановка Советского Туркестана, активная работа значительной части эмигрантов в армии, краткосрочные курсы, которые прошли многие из младобухарцев, а главное новая масса членов организации из кустарей и бежавших эмирских солдат, создали благоприятную почву для появления коммунистической группы среди младобухарцев. | И поиски нового направления, несомненно диктуемые изменившейся обстановкой, среди младобухарцев не прекратились. Вместо прекратившей существование левоэсеровской группы скоро выделилась новая, примкнувшая к большевикам. Организаторами ее были Мухтар Саиджанов, Якуб Заде, Азимджанов 68[72] и позже к ним присоединившиеся Хусаинов 69[73], Аминов и Акчурин 70[74] с целым рядом других менее видных младобухарцев.
69) Наджиб Хусаинов — один из организаторов Бухарской коммунистической партии, на III съезде БКП в декабре 1919 г. был избран председателем ЦК Бухарской коммунистической партии. На этом посту он работал до 6 октября 1920 г. .. |
Об Алимджане Акчурине и Наджибе Хусаинове смотрите также в 1919 Ташкент — культурный фронт..