tatar.uz folk history

1918-06-24

1917..19 Бухара

опубл.2024-03, доб.2024-10-28..
Бухара и Февральская революция, культурная деятельность, Колесовское наступление, младобухарцы-коммунисты..

1917
февраль .. Бухара и Февральская революция

Избранные труды в трех томах. (Ред. колл. А.А. Агзамходжаев и др.) Т. I. — Ташкент: «Фан», 1970. (АН УзССР, Ин-т философии и права АН УзССР, Ин-т истории партии при ЦК КПУз, Ин-т истории АН УзССР). Т. I. 1970. 500 с.; 1 л. портр. Тираж 5000.
Файзулла Ходжаев — К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии (1926) 6 — ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЙ КРИЗИС ДЖАДИДИЗМА
.. Манифестация, многочисленные речи о свободе, равенстве и братстве заполняли первые дни Февральской революции. Бухарское население не могло остаться безучастным, — население г. Старой Бухары с огромным интересом наблюдало за развертыванием событий и принимало живейшее участие в обсуждении проблем и перспектив революции. Запрет эмирского правительства подданным эмира принимать участие в действиях русского населения в поселках не помогал; людям не разрешали ехать в Новую Бухару посмотреть, что делается у русских, свергших своего царя. Но люди шли, смотрели и сами принимали участие.
Джадиды, конечно, целиком были на стороне русской революции и активными ее союзниками в Бухаре. ..

1917 март 17 .. манифест Эмира.. манифестация джадидов и присоединившихся нац-меньшинств.. аресты джадидов.
Файзуллу Ходжаева предупреждают о готовящемся нападении на его дом и он бежит в Каган..

Файзулла Ходжаев — К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии (1926) 8 — ТОРЖЕСТВО РЕАКЦИИ
Единственным подходящим для этого местом был клуб российских мусульман. Многие из членов этого клуба рабочие состояли в русских революционных партиях социал-революционеров и социал-демократов, и мы всегда могли рассчитывать на их сочувствие и поддержку. Мы не ошиблись в своих расчетах: благодаря активной помощи русского пролетариата, в лице левой социалистической части Каганского Совета рабочих и солдатских депутатов, нам удалось собрать наши разбитые реакцией силы и начать новую борьбу за освобождение бухарского народа. .. Из Самарканда прибыла комиссия по распоряжению Ташкентского краевого Совета рабочих и солдатских депутатов с эсером Черновым и еще одним солдатом, прекрасным оратором, кажется с.-д., фамилию которого, к сожалению, не помню. В Новой Бухаре, при большом стечении рабочих и солдат, открылось заседание Совета рабочих и солдатских депутатов совместно с представителями младобухарцев и джадидов. На этом собрании из младобухарцев выступил я, а из сочувствующих нашему делу не членов младобухарской партии — Беки Бердиев и Ариф Каримов[38]

* Ариф Каримов — брат известного Фатыха Каримова — редактора газеты «Баки», долгое время издававшейся в Оренбурге. Беки Бердиев — туркмен, тогда студент-медик из Закаспия. [110]
Инициаторами этой реорганизации были: Бурханов, Фазмитдин Максум и Мухитдин Рафаат. Воспользовавшись печальными событиями, последовавшими за манифестацией, они — наши «старые джадиды» — повели решительное наступление против левого крыла организации, обвиняя нас во всех случившихся бедах. На собрание пригласили семейство Мухитдиновых. Сыновья пришли, но сам Мухитдин Мансуров и его сын Абдукадыр прийти отказались. ..
В новый Центральный Комитет вошли: Мухитдин Мансуров — председатель, Абду Кадыр Мухитдинов45, Мухитдин Рафаат, Абду Вахид Бурханов, Усман Ходжаев, Ариф Каримов*, Мирза Исам Мухитдинов, Муса Саиджанов, Мухтар Саиджанов46, я и еще два-три человека, фамилии которых не помню, и которые после первых заседаний не работали и были исключены.
Позднее в Центральный Комитет вошли еще двое: Фитрат и Ата Ходжаев, члены старого Центрального Комитета. Но суть реорганизации заключалась, конечно, в выборе Мухитдина Мансурова председателем и во включении его сыновей в состав Центрального Комитета.

1917 апрель .. Эмир Бухарский подарил татарам школу ..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.179
Общество «Иттифак», основанное 3 апреля 1917 года, наряду с защитой интересов и прав татар, проживающих в Ташкенте, принимало активное участие в политической жизни региона. После Февральской революции 1917 года татары, живущие в Новой Бухаре (Кагане), также создали свои общины и собрали деньги на строительство школы, у эмира Бухары Саида Алимхана попросили землю под школу. Эмир не только подарил им хорошее здание, но и выделил 20 тысяч рублей на ремонт здания. Это событие вызвало большую радость у татар, проживающих в Бухаре. С тех пор были предприняты усилия по открытию отделения татарской общины в Старой Бухаре1.

1 Бухорода тотор жамияти // Улуг Туркистон. 1917. 31 май.

1917 апрель ..

Бухарская революция (Журнал «Родина», 1989, № 11)
В апреле 1917 года эмир обнародовал манифест, в котором удовлетворил практически все требования оппозиции. Младобухарцы верили в доброту монарха и устроили благодарственную демонстрацию со знамёнами «Да здравствует реформа!», «Да здравствует эмир-освободитель!». Но на пути к резиденции Сайда Алимхана их встретила контрманифестация мулл, подкреплённая пешим и конным отрядами солдат. Младобухарцам пришлось разойтись. Но это было только начало поворота в политике эмира. Вскоре многие демонстранты были схвачены и избиты его палачами. Тех, кто сумел спрятаться или спастись бегством, духовенство занесло в чёрный список уничтожения.

1917 май 5 .. Спектакль в Новой Бухаре ..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.133-134
5 мая 1917 года в Новой Бухаре (Кагане) усилиями Абдурауфа Фитрата и Камалитдина Ногая была поставлена трехактная драма под названием «Кохна туркба» («Античный турк»). Эта сценическая работа изначально планировалась к премьере в Старой Бухаре, но в связи с трагическими событиями (8 апреля 1917 года младобухарцы подверглись обстрелу. – Авторы) было принято решение поставить его в Новой Бухаре. Спектакль вызвал большой интерес у местного населения, был тепло принят. В результате 786 рублей прибыли, полученной от постановки, были переданы в казну общества «Шуро-и исламия»3.

3 Туркистон хабарлари // Улуг Туркистон. 1917. 13 май.

1917 май 19 .. Вечер культуры с С.Максуди ..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.133-134
19 мая 1917 года в Бухаре состоялся вечер культуры, организованный самодеятельными артистами – представителями татарского и кавказского народов. В нем были поставлены комедия под названием «Адашу» («Сбиться с пути») и трехактная историческая пьеса Шакира Анбулата «Чингизхан каберенд.» («На могиле Чингисхана»). Были исполнены татарские национальные песни и кавказские танцы. На вечере также принимал участие член «Временного комитета по управлению Туркестанским краем» С. Максуди, который призывал народ к единству и союзу1.

1 Бухорода тотор жамияти // Улуг Туркистон. 1917. 31 май.
В этот день по инициативе Общества мусульманских учителей и Союза молодежи Астрахани по случаю 10-летия создания Национальных театров татар был организован юбилейный вечер2.

2 Тоторларнинг миллий са.наларина ўн йил тўлуви // Улуг Туркистон. 1917. 31 май.

1917 Такташ — род.1901 в дер.Сыркыды Спасского уезда Тамбовской губ., сельское медресе, 1915 Бухара ..

Онлайн — энциклопедия Tatarica
В 1917 г. стал членом джадидистской организации младобухарцев, работал в благотворительном фонде.
«В пустынях Туркестана»
Хади Такташ — Избранное
© Татарское книжное издательство, 2017
© Шаехов Л. М., сост., предисл., 2017
Что за свет там, заря? Что за огни?
К какому идёт мир порогу?
Почему не видны светлые дни?
Почему туманна дорога?
Над страной мусульман мрак распростёр
Крыла, поглотить её хочет.
Куда ни пойди – всюду тьмы костёр,
Пречёрны до жути здесь ночи…
Солнце, ты где? Где сияешь, луна?
Лучистые, где вы, рассветы?
Где ты, красивая чудо-страна?
Вопросы одни… нет ответов.
Где революции людям несут
Зарю долгожданной свободы?
Мир вверх тормашками перевёрнут,
Чтоб жили духовно народы?!
Где ты, духовная, сытая жизнь
В стране неразменного счастья?
Иль ты мираж, что в пустыне дрожит?
Хотел бы об этом узнать я!
Или на нас, чистых сердцем, табу
Наложено властною руцей?..
Здесь ночь, здесь не люди – рабов табун,
Пустыня вокруг – не укрыться!..

Акчурин Алимджан Калимуллович — род.1895, д.Усть-Рахманка Пензенской губ., медресе «Кшкар», «Касимия», 1914..15 Туркестан (хлопкозавод), 1915 армия ..

из Татарской энциклопедии:
В 1917-18 член революционного трибунала в Бухаре,

1918

Онлайн — энциклопедия Tatarica
В 1918 г. в газете «Олуг Туркестан» («Великий Туркестан») были напечатаны первое стихотворение Х.Такташа «Төркестан сахраларында» («В пустынях Туркестана») и его статьи о деятельности младобухарцев. После разгрома их организации в 1918 г. Х.Такташ вернулся в родную деревню, работал учителем.

1918 март .. «Колесовское» наступление ..

Бухарская революция (Журнал «Родина», 1989, № 11)
После октябрьских событий 1917 года младобухарцы создали Военный комитет и направили в Ташкент делегацию, которая заверила Совнарком Туркестана, что в Бухаре готовится массовое восстание и в нём могут принять участие «тридцать тысяч человек». Предсовнаркома Туркестана Фёдор Иванович Колесов (1891-1940) принял решение помочь патриотическим силам Бухары и 28 февраля 1918 года с небольшим красногвардейским отрядом прибыл на железнодорожную станцию Новая Бухара. «Вместо широкой работы в народе, вместо того тернистого пути, который должен быть пройден любым народом на пути к освобождению от старых устоев, вместо подготовительной работы в самом народе и только через народ, группа младобухарцев… решила устроить революцию при помощи наших штыков. Революцию, не из народа идущую, революцию ещё с народом не связанную, революцию, народу чуждую» (Гальперин А.Я. События в Бухаре, Новый Туркестан, 1918, 9 апреля). Решение о немедленном вооружённом выступлении обернулось ошибкой — трагической и непростительной. Военный поход красноармейских частей потерпел поражение.
«Так убивали народ, что не только я, чьё сердце смягчено просвещением и тоской, но и человек куда более жестоко-сердечный, не выдержал бы.
Я приношу свои извинения, если выйду из себя и прибегну к словам жестоким и грубым, но не потому, что заступаюсь за своих. Я счёл бы естественным, если бы эмир убивал младобухарцев, захваченных с оружием в руках. Но в бессильной ярости своей он истреблял и тысячи ни в чём не повинных людей» (из воспоминаний Садриддина Айни «Материалы по истории Бухарской революции», 1926 год). Колесов вынужден был признать: «Стоя на праве самоопределения народов, мы рассчитывали, что убеждения младобухарцев разделяются большинством народа бухарского. Создавшееся положение войны показывает, что с младобухарцами совершенно нет широких масс, нет народа… Мы заявляем о прекращении военных действий».

1918 апрель .. Провал «Колесовского» наступления ..

Файзулла Ходжаев — К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии (1926) 18 — НАШЕ ОТСТУПЛЕНИЕ И РЕЗНЯ В БУХАРЕ
Опьяненное победой и кровью правительство эмира в течение каких-нибудь двух-трех недель расправилось не только с джадидами и младобухарцами, но также и со всеми, кто получил европейское образование, читал газеты и поэтому казался подозрительным обнаглевшей реакции. Всего во время этой резни было уничтожено около тысячи пятисот человек младобухарцев и сочувствующих. Вот список наиболее видных из погибших товарищей. ..Организованная в Старой Бухаре резня скоро распространилась по всему ханству. Дальше, в серии убитых, идут сочувствующие делу реформ, среди которых было немало чиновников эмира. Вот наиболее видные из них: ..Затем шли просто образованные прогрессивные люди, никакого отношения к джадидской или младобухарской партии не имевшие. Все время разжигаемая муллами, фанатично настроенная толпа не удовлетворялась избиением младобухарцев и сочувствующих. Гнев толпы, руководимой эмирскими чиновниками, обрушился на железнодорожных рабочих и просто иноверцев. Толпа начала громить поселки мелких станций и убивать всех иноверцев, даже десятки лет живших в Бухаре. Число этих жертв, точно не установленное, было очень велико, во всяком случае не меньше 1500-1600 человек. Особенно пострадали татары и лезгины, на которых, ввиду их непосредственного участия в событиях, точило зубы эмирское правительство.
Миллиард Татар
По мнению Мирсаида Султан-Галиева: «Они еще не прошли тех стадий развития, которые прошли татары. Только благодаря татарам и тюркам внедряются школы (джадидские. – Авторы) … Положение женщин остаётся неизменным… Борьбу против религиозного фанатизма и культурной отсталости в Туркестане и Бухаре возглавляют татары… Недавно, в 1918 году духовенство во главе с эмиром Бухары «уничтожили» более 5 тысяч татар, как джадидов». Мирсаид Султан-Галиев не приводит ссылок на документы. Наоборот, историческим фактом является то, что в Бухарском эмирате татары пользовались особыми льготами в сфере торговли, недвижимости и др.
Глава IV. Мусульманские лидеры Российской империи в конце XIX — начале XX вв.
5. Лидеры джадидизма как общероссийского движения мусульманской элиты
Эмир лавировал, но, воспользовавшись Гражданской войной в России и неудачной попыткой свержения его власти, он перешел к прямому террору против джадидов и всей татарской общины Бухары. Айни был избит в тюрьме и освобожден революционными солдатами, но его брат не выжил. Кровавая межа между Айни и бухарским режимом была проложена. В литературоведении стандартно, но справедливо пишут, что элегия Айни «На смерть брата» (1918) прозвучала призывом к свержению эмира.

1918 Такташ — Изгнанники неба ..

Избранное
Хади Такташ
© Татарское книжное издательство, 2017
© Шаехов Л. М., сост., предисл., 2017
—*—Каменных гор вековые громады, наверно, расплавил бы этот луч —
Луч милосердья, в глазах её чистых сиявший, как солнце сквозь полог туч.
Дочь неба, несчастных потомков Адама всего лишь на миг пожалела она —
И вот в четырёх стенах подземелья лежит повержена, обречена.

Раскинулись волосы чёрной тучей, ручьями текут по сырой земле,
Шёлком одели ей грудь и плечи, тенью лежат на скорбном челе.
В пыли потускнело прекрасное тело, и только – лучистым звёздам сродни —
По-прежнему ярко глаза блистают, — куда ж неподвижно взирают они?..

А сверху, сквозь щели чёрной решётки, течёт в подземелье сиянье луны,
Как будто все взоры безмолвной ночи на дивную узницу устремлены.
И кажется, в этой тиши бездонной смолкли все звуки, все голоса, —
Весь мир взирает самозабвенно в её таинственные глаза.

Она ведь сияющей дочерью неба — звездой милосердной цвела в небесах,
С безгрешных высот на грешную землю веками взирала в скорбных слезах:
Видела кровь, неправду, мученья, страдала, томилась за род людской
И вот, наконец, к властелину вселенной явилась, палимая горькой тоской,
Пред падишахом небесным склонилась и так повелителя стала молить:
«Пусть люди забудут вражду и рабство, не хватит ли слёзы и кровь им лить?..»

—*—А что ей ответил Аллах небесный? «Изменница ты! Отступница ты!
И место твоё – на земле, в оковах, средь голода, холода и темноты!..»
Сказал – и свершилось его повеленье: падучей звездой просверкав во тьме,
Низверглась на землю изгнанница неба — очнулась в холодной тесной тюрьме.

С тех пор небеса от неё отвернулись… А боль всё сильней, тоска всё острей…
Годы идут… И давно эти муки, давно эта жизнь опостылела ей!..
Чу! Газраила – ангела смерти — громадные крылья шумят вдали,
От их могучих, широких взмахов рассыпались тучи по краю земли.

Стало пустынным огромное небо, и воздух застыл, зловещ и тяжёл.
Спустился с небес беспощадный вестник, к подножью виселицы подошёл.
С острых концов распростёртых крыльев густая кровь стекает ручьём,
Зрачки немигающих глаз громадных жарко пылают адским огнём.

«С неба изменницу сверг Всевышний, сегодня же час её смертный настал!» —
Победоносно, чтоб всем было слышно, приказ Аллаха он прочитал.
Дверь распахнул угрюмой темницы… Вошёл… И вдруг… Что случилось с ним?..
Всегда беспощадный, высокомерный, застыл он, растерян и недвижим.
Два дивных алмаза – глаза он увидел жертвы невинной… И в тот же миг
Взор её чистый лучом правдивым в жестокое чёрное сердце проник!

—*—И сразу смягчились, преобразились вестника смерти злые черты, —
Застыл он в смятенье, впервые почуяв прилив состраданья и доброты.
Бессильно поникли зловещие крылья — будто к земле исполин прирос,
А на щеках, холодных и жёстких, вдруг заблестели полоски слёз.

Впервые забыл он, что должен исполнить Аллаха безжалостный приговор, —
В нём искру зажёг доброты справедливой этот невинный лучистый взор,
И перед прекрасной дочерью неба, хоть и лежавшей в грязи сырой,
Упал на колени посланец грозный, служить готовый лишь ей одной!

Да, на колени упал!.. Но в страхе, вскрикнув, как под ударом ножа,
С трудом волоча гремящие цепи, отпрянула дева, молясь и дрожа,
Зажмурилась, мук ожидая жестоких, но вскоре, собравши остаток сил,
Пугливо, прерывисто заговорила, и горестный зов услыхал Газраил:

«Не трогай меня!.. Умоляю… Не трогай!.. Ответь сначала: кто ты такой?
Зловещ твой приход, ужасен твой облик, хоть вижу, что вестник ты неземной,
Ты – житель небес, но не светлого рая, уж слишком злобны твои черты,
Ладони от крови густой багровы, пламенем жгучим глаза налиты.

Скажи, из каких ты краёв явился, нежданно прорезав ночную тишь?
Какую мне страшную тайну откроешь, какую зловещую весть сообщишь?
Ответь!.. чья свежая кровь стекает с острых концов твоих чёрных крыл?..
О-о!.. Неужели тебя я узнала?.. Не вестник ли смерти ты – Газраил?..»

—*—И отвечал ей посланец могучий — негромко, взволнованно отвечал,
И голос под гулким сводом темницы, как мягкий морской прибой, зазвучал.
Века и века беспощадно и грозно вещал он людям их смертный час,
Но – чудо! – участливо и милосердно звучал его голос на этот раз:«Не бойся меня!..

Да, ты догадалась: я – вестник смерти, скорби и слёз,
И велено мне, чтоб забрал твою душу и в адский подземный пламень унёс.
Пришёл за тобой я, изгнанница неба, но взгляд твой увидел, – и в тот же миг
Впервые отрадный луч состраданья в мою беспощадную грудь проник.

Из чёрного льда у меня было сердце — его своим взором согрела ты…
Я многих безвинных казнил, но не видел такой чистоты, красоты, правоты!
Не бойся меня!.. Клянусь, что решил я доброе дело хоть раз совершить —
Тебя я спасу, дам свет и свободу, мрак этих стен смогу сокрушить!
Дай цепи сначала сниму!..» И с улыбкой могучие руки простёр Газраил —
Железные грубые тяжкие звенья сразу, как жалкую гниль, раздробил.

Но что это, что?.. Чуть багровые пальцы коснулись девичьих нежных рук,
Как обожжённая, вскрикнула дева, а белые руки обуглились вдруг,
Покорно смежились густые ресницы — лучистым глазам не сиять никогда…
Прекрасная дева, безгласная дева лежала пред ним холоднее льда.

—*—И сразу: «Будь проклят, клятвопреступник! Позор и проклятье на все времена!» —
На свитке небес зажглись и погасли грозящие, огненные письмена.
Чу!.. Зазвенел клинок!.. Это в гневе зловещий вестник в небо взглянул
И длинный булат – слепящую саблю — на чёрную землю злобно швырнул.
Швырнул – и рукою, багровой от крови, грозя побледневшим немым небесам,
Крылами шумя и ввысь обращаясь, так возгласил, могуч и упрям:

«Будь проклят и ты, небесный владыка! Отныне мне твой ненавистен рай!
Будь проклят и ты, повелитель надменный, в твои небеса не вернусь, так и знай!
Твоим я слугою был самым верным, а ныне узнал, узнал твой обман, —
Из века в век убийцей наёмным тебе я служил, коварный тиран.

Да, каюсь я, горько каюсь пред всеми: бесчестно обманут я был тобой,
О сколько по воле твоей беспощадной я крови невинной пролил людской!
Не счесть приказов твоих преступных, какие безропотно я исполнял:
Казнить благородных, рубить правдивых меня каждодневно ты заставлял.

Зато не жалел ты щедрых подарков, отлично знал, чем купить меня,
Ко мне подсылал самых дивных гурий, чтоб совратить, обольстить меня,
Потоком даров, драгоценных, несметных, как цепью алмазной, был связан я, —
Не брезговал – брал я твои подачки, и горько за это наказан я!..

—*—Впервые отрадный луч состраданья во тьме ощутил я – в тоскливой груди,
Как в чёрный лёд, вошёл в моё сердце жертвы безвинный взор: – Пощади!..
Решил ей помочь я, сломать её цепи, несчастную вывести из темноты…
Но ты всё предвидел: ты ядом смерти, как видно, мои пропитал персты.

Едва я доверчивых рук коснулся, в них влился мой смертоносный хлад,
Не смог я добро сотворить… Но в этом лишь ты, вероломный палач, виноват.
Ты знал, что ослушаться буду готов я, почувствую жалость к её судьбе,
И мне помешал!.. Но коварства такого, Всевышний, вовек не прощу тебе!

Довольно! Теперь пред тобой не унижусь, тебе я вызов бесстрашный шлю:
В твой пышный, лживый дворец небесный, клянусь, никогда уже не вступлю.
И не подсылай обольстительных гурий, в сады меня райские не завлекай:
Мой взор не прельстят теперь, не обманут ни горы богатств, ни волшебный рай!

—*—Отныне я вижу, отныне я знаю: украшен престол горделивый твой
Не блеском созвездий – слезами невинных, не зорями алыми – кровью людской.
Отныне я понял: обмана и злобы полны все дела и веленья твои,
Возвёл ты чертог своего величья на человечьих костях и крови.

Обманут, отравлен, подкуплен тобою, наёмным убийцей я долго служил,
Но хватит! За все свои униженья, за все твои козни отмстить я решил.
Как ты не простил моего состраданья, так подлой лжи не прощу тебе, —
Отныне с тобою помериться силой хочу в небывалой, гневной борьбе.

Прощай!.. На земле я решил остаться, в поля справедливых битв ухожу
И всем угнетённым сынам Адама о всех злодеяньях твоих расскажу.
Горящее, словно могучее пламя, багряное знамя я людям вручу,
Отныне войну я тебе объявляю — за счастье людей сражаться хочу!»

© Шаехов Л. М. — Голос Такташа. Избранное Хади Такташ, сост., предисл., 2017
.. Известно также, что «Трагедию сынов земли» поэт продолжил в 1918 году в Бухаре и в 1920 году в Оренбурге. ..

1918..19 Младобухарцы-коммунисты
* В январе 1919 в Ташкенте произошел «Осиповский мятеж» во время которого были расстреляны 14 туркестанских комиссаров.

Файзулла Ходжаев — К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии (1926) 21 — СОЗДАНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ МЛАДОБУХАРЦЕВ
[63] Бухарская коммунистическая партия (БКП) возникла летом 1918 г. из революционных и прогрессивных элементов, эмигрировавших в Ташкент. Организаторами БКП были Азимджан Якубов, Мухтарджан Саиджанов, Наджиб Хусаинов, Ахмаджан Абдусаидов и др. 25 сентября 1918 г. был избран ЦК БКП во главе с Азимджаном Якубовым.
Обстановка Советского Туркестана, активная работа значительной части эмигрантов в армии, краткосрочные курсы, которые прошли многие из младобухарцев, а главное новая масса членов организации из кустарей и бежавших эмирских солдат, создали благоприятную почву для появления коммунистической группы среди младобухарцев. И поиски нового направления, несомненно диктуемые изменившейся обстановкой, среди младобухарцев не прекратились. Вместо прекратившей существование левоэсеровской группы скоро выделилась новая, примкнувшая к большевикам. Организаторами ее были Мухтар Саиджанов, Якуб Заде, Азимджанов 68[72] и позже к ним присоединившиеся Хусаинов 69[73], Аминов и Акчурин 70[74] с целым рядом других менее видных младобухарцев.

69) Наджиб Хусаинов — один из организаторов Бухарской коммунистической партии, на III съезде БКП в декабре 1919 г. был избран председателем ЦК Бухарской коммунистической партии. На этом посту он работал до 6 октября 1920 г. ..

Об Алимджане Акчурине и Наджибе Хусаинове смотрите также в 1919 Ташкент — культурный фронт..


Далее: 1920 Бухара — свержение Эмира

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress