опубл.2024-08-23
1965
фильм «Белые, белые аисты»..
* о Р. Вильданове в 1959..64 ARTs
Мастура Исхакова «Румиль Вильданов: «Реквием» для Маэстро» |
Как-то Эльер Ишмухамедов в маленьком монтажном зале «Узбекфильма» показал Али Хамраеву свой первый фильм «Свидание» и познакомил с автором музыки. — А вот композитор, познакомься… — указал Ишмухамедов на скромно стоящего в стороне, худенького парнишку в темном берете на голове, и с огромными ушами-локаторами. Это и был Румиль Вильданов. |
Следующим был фильм с режиссером А. Хамраевым «Белые, белые аисты», который совершенно отличался по жанру. Это – поэма о трудной и прекрасной любви. Романтически-трепетная музыка Вильданова органично вписалась сюда. На Всемирном кинофестивале в Москве Вильданов был удостоен диплома «За лучшую музыку». С этого времени Вильданов «заболел» кино. Предложения композитору написать киномузыку сыпались одно за другим. |
Однажды во время работы с Али Хамраевым, отчаявшись, Румиль, написал заявление директору «Узбекфильма» об отказе писать музыку к фильму «Женщина из Мевазара» («Триптих»). Режиссер вырвал этот листок из рук композитора: — Румиль, я уверен, ты найдешь тему и напишешь гениальную музыку! А это твое заявление я сохраню на память… |
* еще о Вильданове в 1965..70 Ташкент (Чиланзар)
1966
фильм «В 26-го не стрелять!»..
Мастура Исхакова «Румиль Вильданов: «Реквием» для Маэстро» |
В 1966 году большой общественный резонанс вызвал фильм режиссера Р. Батырова «В 26-го не стрелять!» Вильданов умело, и разнообразно используя музыку, в значительной степени обогатил фильм. |
* о Вильданове продолжение ниже..
1967
фильм «В 26-го не стрелять!»..
* о Батырове в «1959..64 ARTs»
uzbekkino-ussr.asia |
Роальд (Равиль) Исмаилович Батыров .. За постановку фильма «В 26-го не стрелять» ему присуждена премия Ленинского комсомола Узбекистана (1967). Народный артист Узбекской ССР. |
* далее о Батырове в «1970..76 ARTs»
фильм «Нежность» ..
vsedaokolo.uz
|
31 июля 1967 года в прокат вышел фильм Эльёра ИШМУХАМЕДОВА «Нежность», в котором главных героев сыграли Мария СТЕРНИКОВА и Родион НАХАПЕТОВ. | Съемки ленты, вошедшей впоследствии в сотню самых известных мировых кинокартин по версии Академии киноискусства Франции, начались сразу после Ташкентского землетрясения 1966 года. В результате часть планов, задуманных для съемок еще до этого события, пришлось менять — многие улицы Старого города были разрушены.В фильме снялись молодые звезды советского и узбекского кино — Родион Нахапетов, Мария Стерникова, Мадина Махмудова, Рустам Сагдуллаев, Шухрат Иргашев и другие. Сценарий к фильму написал Одельша Агишев, ныне профессор Высшего государственного института кинематографии и Высших курсов сценаристов и режиссеров России. Фильм, разделенный на три новеллы, посвящен ташкентской молодежи 1960-х годов прошлого века. Кадры, снятые на улицах Ташкента того времени, отражают блестящую работу оператора Дильшата Фатхулина. |
Примеры работы молодых исполнителей и режиссерских приемов по сей день используются в учебном процессе Высшего государственного института кинематографии России, а песня «У моря, у синего моря» стала своеобразным гимном молодежи на несколько десятилетий.«Кинокартина „Нежность“ — это такой выстрел в узбекском кино 60-х годов, — поделился Рустам Сагдуллаев, сыгравший в кинофильме небольшую, но яркую роль ташкентского мальчишки. — С приходом целой плеяды молодых талантливых артистов, режиссеров, сценаристов в этот период в узбекское кино оно заиграло новыми, яркими красками. Многие киноленты этого периода и сегодня смотрятся с большим интересом». |
Вильданов в Консерватории..
Мастура Исхакова «Румиль Вильданов: «Реквием» для Маэстро» |
Со дня окончания Консерватории по 68-ой год Вильданов преподавал здесь по классу композиции. Желание поделиться своими знаниями с начинающими музыкантами сыграло огромную роль в его педагогической деятельности. Педагог уважительно относился к мнению своих учеников. Помочь, подсказать советом студенту или коллеге в творчестве для него ничего не стоило, потому что он был открытым, щедрым человеком. На занятиях всегда царила творческая атмосфера. По-отцовски складывались отношения с девушками курса. Как человек, он понимал, что семейная жизнь, особенно для женщины играла немаловажную роль. | Но в творческом плане Вильданов на первое место выдвигал работу. В консерваторской программе не входили часы по музыки кино. Вильданов по своей инициативе водил студентов на киностудию. Знакомил их с кинорежиссерами, мультипликаторами и документалистами, чтобы они ближе соприкасались в творческом процессе при создании фильмов. Пробивал в ректорате поездку студентов в Москву на запись музыки. На практике показывал работу дирижера с симфоническим оркестром. В работе он не жалел никого. Он требовал от других такой же отдачи, как сам сердцем и головой полностью отдавался творчеству. |
1968
Узбекфильм
Мастура Исхакова «Румиль Вильданов: «Реквием» для Маэстро» |
В 1968 году композитор решил полностью заняться творчеством. Вильданов работал в разных жанрах. Кроме произведений крупных форм симфоний, концертов для скрипки с оркестром он одинаково с большим интересом писал музыку к спектаклям для кукольного театра «Дюймовочка», «Говорящий кувшин», «38 попугаев», мультипликационных фильмов «Белый верблюжонок», «Во дворе», «Помощники», «Велосипедик убежал», «Звездная сказка», музыкальной комедии по пьесе В.Шекспира «Двенадцатая ночь» в театре им. Мукимий. | В эти годы композитор плодотворно сотрудничал со многими режиссерами. Один за другим на экраны выходили фильмы, в которых звучала музыка Вильданова. «Генерал Сабир Рахимов» режиссера З. Сабитова, «Подвиг Фархада» — А. Хачатурова, «Седьмая пуля» — А. Хамраева, «Одна среди людей» — К. Ярматова, «Ждем тебя парень!» В этом фильме лирико-романтическая музыка Вильданова прозвучала так пронзительно-проникновенно, что теперь, по прошествии стольких лет, можно сказать, что в узбекском кинематографе Румиль Вильданов достиг высшей степени психологического звучания музыки в кино как Микаэл Таривердиев — в фильме «Семнадцать мгновений весны». | И всегда Вильданов скрупулезно искал нужный, единственный только конкретно для этого фильма музыкальный образ. Историко-патриотическая музыка в многосерийном фильме «Огненные дороги» — Ш. Аббасова стала апофеозом высокого профессионализма в киномузыке зрелого Вильданова. На записи музыки Румиля Вильданова ему аплодировали музыканты лучших оркестров страны. |
* далее о Вильданове в «1970..76 ARTs»
* о Загите Сабирове в «1959..64 ARTs»
uzbekkino-ussr.asia |
Юрий Загидович Сабитов родился в 1943 году в Ташкенте. Окончил режиссерский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А. Островского (1969), учился на Высших сценарных курсах в Москве. | С 1968 года работал на киностудии «Узбекфильм» ассистентом режиссера, затем режиссером. Был вторым режиссером в фильмах «Войди в мой дом», «Парень и девушка», «Облака», «Яблоки 41-го года», «Встречи и расставания», «Я знаю имя твое», «Великолепный мечтатель», «Подарю тебе город». | В 1974 году на Киностудии документальных и научно-популярных фильмов Узбекистана снял полнометражный фильм «Ленин и Узбекистан» (1938-1950). |
1968 апрель Джаз
«Малые джазовые ансамбли Ташкента» |
Первый фестиваль джазовой музыки прошёл в Ташкенте в апреле 1968 года. Значение его трудно переоценить. Это был поистине смотр джазовой музыки республик Средней Азии и Казахстана. | Первое место было отдано квинтету «Туркестанская звёздочка»: Сардар Мухтаров — ф-но, Константин Добровольский — тенор-саксофон, Юрий Парфёнов труба, Сергей Гилёв — контрабас и Алексей Трацевский — ударные. Второе место: квартет Вячеслава Полянского — ф-но,Эдуард Мхчиян — гитара, Р.Клеблеев — контрабас, Леонид Шмуйлович — ударные. |
Третье место квартет Игоря Алешина — ф-но, Геннадий Сакевич — флейта, тенор-саксофон, Алик Шахмуров — контрабас, Додик Штернфельд. Специальный приз получил ученик муз.школы им.Успенского — Игорь Дмитриев — ф-но (самый молодой участник). Диплом получил биг-бэнд Эдуарда Каландарова и замечательная джазовая певица — Тоня Ибрагимова. |
1969 Ялла
Александр Фитц — Легенды старого Ташкента и другии истории |
.. Так из слов припева песни Энмарка Салихова на стихи Пулата Мумина «Киз бола» – «Озорная девчонка» по предложению Кабулова возникло название ансамбля «Ялла» .. |
Далее: 1971..76 ARTs