tatar.uz folk history

1922-09-21

1922 Союз нерушимый..

опубл.2024-09-21, изм.2024-11-06 ..
Кооперация, САКУ, Хади Такташ, Булат Салиев, Театр, НарПрос, Киргизская Научная Комиссия, Восточный институт, Абубакир Диваев, отправка студентов в Германию, переезд Зариф-бабая..

1922 MapSSSR 1917..24

В 1922 был оформлен Союз Советских Социалистических Республик. Вместо РСФСР и автономных образований стали формироваться Советские Социалистические Республики с правом выхода из Союза. Этим поставили точку в спорах имперцев и националистов. Белое движение имперцев было разгромлено, как и «великорусский шовинизм» внутри Коммунистической партии. Этот процесс размежевания шел несколько лет и даже через десятилетия вносились некоторые изменения в территориальных и властных функциях. Но, основу СССР заложил Ленин, он боролся за национальную независимость народов Северной Азии, его политика «коренизации кадров», подъема экономик нац.окраин продолжилась и после того как Ленин уже не мог активно работать — с 1922 он был болен и лидерство подхватил Сталин — народный комиссар по делам национальностей.. При Сталине был короткий период независимости Северной Азии.. через 30 лет, в 1953 она снова станет колонией Запада..
Глядя из сегодняшнего дня мы видим, что большевики не победили, они смогли только загнать в подполье мелко-собственническую часть населения, но они показали миру как прекрасна страна, основанная на честных принципах (а для воров это просто рай, но хищников надо ограничивать, для их же блага :).. особенно это видно из нашей эпохи — времени тотальной лжи! Воспитанные в честной работе и простоте советские люди пали жертвой международных преступных сообществ. Миллионы сгинули в нищете и позоре в 1990-х и хуже всего, что для их детей примером успеха стали олигархи и их шлюхи.. Теперь большинство считают прекрасным только европейский ширпотреб.. но тут уж не помочь.. разве, что «философский пароход» для остатков «советских людей»? Во время голода и разрухи надо было восстанавливать хозяйственную жизнь и великие преобразования отложили до 1928 года. В 1921 отменили «военный коммунизм» и ввели НЭП — фактически, дореволюционные порядки.. «частный рынок оказался сильнее нас» — сказал Ленин. В мае 1922 года В. И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.. (Википедия — Философский пароход)

Кооперация..

* Терегулов С. в 1921 работал в ИнПросе..

из Автобиографии Терегулова С. (1941)
«.. Начиная с ноября 1921 по сентябрь 1927 работал в качестве инструктора и старшего инструктора в «ТуркСоюзе», ТуркПромСоюзе», «ТуркСельСоюзе», Ташкентском областном союзе с/х кооперации, Ташкентском обл.союзе хлопковой кооперации..

САКУ — Средне-Азиатский Коммунистический Университет

1922-01-01 Tashkent SAKU n109

1922-01-01 Ташкент — САКУ н109
=Коллекция-Рафаэля=; арх-РахматиСахи;Оборот:
Память совместной работы в Коммунистическом университете трудящихся востока. 1921-22-ой учебный год. (1января 1922 года.)
слева:
1) Бабаев Джафар (Азербейджан),
2) Сейфи Бедри (Уфа),
3) Бабаев Сагир (Тюмень),
4) Мамедов Мирза (Азейберджан).

—-
* Бабаев Сагир — муж Роузы ГабдуРахман-к Ахмаров — сестра Чингиза Ахмарова

Хади Такташ.. преподавал в «Туркестанском рабоче-дехканском коммунистическом университете» ..

tatarica.org
Такташев Мухамметхади Хайруллович
Лето 1922 г. провел в Москве, посещал литературные вечера, слушал В.Маяковского, С.Есенина и других русских поэтов.

Булат (Бикбулат) Мажидович Салиев (1882–1937) .. со второй половины 1919 года организовал первые турецко-татарские образовательные курсы в Ташкенте..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.161
С 1922 года он был заместителем редактора журнала «Инкилоб» и редактором журнала «Тонг».

Театр..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.142
В начале 1922 года молодой татарский драматург Фатхи Бурнаш завершил работу над пьесой «Тахир и Зухра», основанной на любимым сюжете из устного народного творчества тюркских народов. Спектакль по пьесе был поставлен 2 марта того же года в здании «Колизей». Вскоре в газете «Кызыл байрак» была опубликована статья об этом спектакле2.

2 То.ир ва Зу.ра // .изил байро.. 1922. 14 март.
Отмечается, что роль Тахира сыграл К. Тинчурин, а роль Зухры – Альмасова, однако они так и не смогли освоить роли своих героев. В частности, критике подверглось то, что Зухра — изящная и целомудренная восточная девушка, и ее голос также изящен. А голос актрисы низкий. Автор статьи отметил, что работа актеров на сцене должна строится таким образом, чтобы передать нюансы, характерные для традиций и образа жизни той или иной нации3.

3 Башир З. То.ир-Зу.ра // Туркистон. 1923. 10 октябрь.

Киргизская Научная Комиссия..

АК
из конспектов в УзАрхиве
Р-34-1-1188 выборка 57-107 (2021-04-22)
91 рук об 92 об 93 об =6стр
Краткий отчет о деятельности Киргизской Н.К. и план ближайших работ
.. председатель Тохтабаев обремен многочисленными работами в других учреждениях и органах, возможность нормальной работы был не в силах..
.. Других работ, кроме Диваева, не было..
.. приобретен от т. Диваева огромный этнографический материал, собранный последним в течении 35 лет среди киргиз..
.. В наст. время комиссия состоит из Председателя Х. Досмухамедова, членов Диваева, Таничева, Омарова и Кулхашева. Последний совсем не приступал к работе и неизвестно приедет ли вообще в Ташкент..
(нет учебников, план по литературу на 3 странице, бытовые условия, канцелярские принадлежности)
-107-рук
В Научный совет при Наркомпросе от члена Киргизской Н.К. А.А. Диваева
В настоящее время я занят срочной работой по разработке классификации и обработки огромного исторического этнографического материала имеющего чрезвычайную научную ценность, но занятiя крайне задерживаются тем что я не имею особой комнаты, где бы мог спокойно углубиться в это дело, т.к. комната которую я занимаю с семьей совершенно загромождена кроватями, и в той же комнате приходиться готовить обед.
Поэтому убедительно прошу предоставить мне на основе 6 пункта дополнительно соседнюю с моим помещением небольшую комнатку, которая мне ранее служила кабинетом и из которой я был выдворен.
11 марта 1922 Ташкент А.Диваев
(резолюция в углу) Научный Совет поддерживает ходотайство т. Диваева

Туркестанский Восточный институт..

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ НАРОДОВ АЗИИ ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ Сборник V
Б. В. Л У Н И Н
ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОГО ВЫСШЕГО ВОСТОКОВЕДНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ
стр.33-334
По данным конца 1922 г., среди профессоров и преподавателей, читавших лекции в институте по востоковедным дисциплинам, были:1. Профессор Александр Эдуардович Шмидт, ректор института (исламоведение, мусульманское право, мусульманская экзегетика и догматика, история арабской литературы, арабский язык).
2. (Профессор Александр Александрович Семенов (введение в иранскую филологию, персидская филология, персидская литература, персидский язык на старших «курсах).
3. Преподаватель Александр Александрович Гаррицкий, проректор института (историко-географический обзор Восточного Туркестана, географический обзор Персии, чтение персидских газет).
4. Преподаватель Абубекр Ахмеджанович Диваев (этнография киргизов, киргизский язык).
5. Преподаватель Михаил Степанович Андреев (персидский язык, этнография таджиков, историко-географический обзор Афганистана, таджикские наречия).
6. Преподаватель Петр Евдокимович Кузнецов (узбекский язык).
7. Преподаватель Николай Гурьевич Маллицкий (география Западного Туркестана, экономическая география Туркестана, этнография сартов).
8. Преподаватель Петр Эдуардович Вундцеттель (история Древнего Востока).
9. Преподаватель Б. А. Пестовский (китайский язык).
10. Преподаватель Александр Васильевич Панков, заведующий библиотекой института (история киргизского народа).
11. Преподаватель Абдурахман Саади (татарский язык).
12. Практикант Мирза Тагиев (персидский язык).
13. Практикант Мирза Ибрагим (персидский язык).
14. Практикант Бадаль Кариев (узбекский язык).
15. Практикант Ван Цзи-мин (китайский язык)
и др.
С 1 февраля 1921 г. в преподавательскую работу по Восточному институту включился воспитанник факультета восточных языков Петербургского университета Иван Иванович Умняков, впоследствии профессор, заслуженный деятель науки Узбекской ССР, известный советский востоковед691. 69
69 Об И. И. Умнякове см.: Б. В. Лунин, Иван Иванович Умняков, как ученый востоковед и общественный деятель, — «История материальной культуры Узбекистана», вып. 3, Ташкент, 1962, стр. 1158—168.— Курс истории мусульманского востока читался И. И. Умняковым ,в Восточном институте до лета 1921 г., и затем (по возвращении из Петрограда, где он совершенствовал свои знания, занимаясь у академиков В. В. Бартольда, С. Ф. Ольденбурга п др.) И. И. Умняков возобновил чтение лекций в Институте (потом на востфаке САГУ). Автор благодарит И. И. Умнякова за ценные советы при написании данной статьи.

АбуБакир Диваев..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.122
В 1922 году опубликовал книгу «Ботирлар» о героях-друзьях – представителей узбекского, казахского и киргизского народов.

Еще публикации Диваева:

* Опись этнографических материалов, собранных в Семиреченской области в 1920 году особо командированной комиссией. — «Наука и просвещение», Ташкент, 1922, № 1, стр. 25-27;
* Указатель этнографических материалам на киргизском языке, собранным А. А. Диваевым. — «Наука и просвещение», Ташкент, 1922, № 1, стр. 27-29;

Зайнаб Максудова — студентка Туркестанского университета..

из А_Бустанов «Библиотека Зайнап Максудовой»
стр.20
Из-за болезни Максудова провела всего лишь два года в Ташкенте (1920–1922), но за это время успела многое узнать о палеографии восточных рукописей и приобрела необходимые исследовательские навыки для работы с ними. В то время здесь преподавали такие известные специалисты, как А.А. Семенов (1873–1958)28 и А.Э. Шмидт (1871–1939)29. Эти связи со Средней Азией, столь распространенные в судьбах татарских семей XIX–XX веков30, оказались очень важны для научных интересов Максудовой: ее образование в медресе было обогащено академическими подходами к работе с исламским наследием. Более того, знание русского языка открыло ей путь к классическому востоковедению, основанному на филологических принципах. Учитывая ее прямое знакомство с академическим востоковедением, я предполагаю, что именно тогда, в Ташкенте, Максудова осознала значимость рукописных источников для истории татарской литературы.
БИБЛИОТЕКА ЗАЙНАП МАКСУДОВОЙ МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ ЗАЙНАП МАКСУДОВОЙ
стр.356,360
Вынуждена была оставить учебу с 3-го курса в связи с переездом в Казань из-за заболевания легких. 2.10.1920 по 1.09.1922 – учительница Ташкентского женского института просвещения. Удостоверение № 238 от 14.10.1920; № 320 от 25.07.1922. Университетның өченче курсын бетергәндә, нибары бер генә ел укыйсы калганда, үзе һәм бер яшьлек улы Равил бик каты малярия белән авырыйлар. Шул сәбәпле, 1922 елның көзендә гаиләсе белән Казанга кайтырга мәҗбүр булалар..
Далее о Зайнаб Максудовой в «Казань»

Марьям Султанмуратова с 1921 года работала учителем и воспитателем в Узбекском женском институте (располагался на Сквере в бывшей Учительской семинарии)..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021
стр.240
В 1922 году М. Султанмуратова была направлена в Германию на учебу.

Она училась в Берлине до 1928 года ..


Отправка узбекских студентов за границу..

Еще в 1921 г. на заседании Узбекской научной комиссии в Ташкенте обсуждался этот вопрос и один даже был командирован в Германию — А. Муроди.

Пользуясь моментом политики «философского парохода» в 1922, обеспеченные люди Туркестана организовали вывоз молодежи за границу на учебу.

Основной импульс был в Бухаре. Там, после варварского разгрома 1920 года большевики вынуждены были дать власть джадидам, фактически, наследникам Кокандской автономии разгромленной в 1918 году. Никакой другой базы среди населения Эмирата у них не было, а джадидов Эмир, вроде бы преследовал (говорят о 5 тыс. казненных татар, но вряд ли столько было вообще в Бухаре). Из порядка 100 студентов, 70 были из Бухары. Из Ташкента тоже были — дети ШерАхмат-бая к примеру. Были 2 девушки, одна из них татарка Марьям Султанмуратова (предположительно, дочка лидера Хивинских коммунистов).
Общество «Кумак», которое организовывало вывоз, было основано еще в 1907 году, но скорее всего, это была новая структура.

Гораздо более важную роль играла принимающая сторона — Германия. Посредником был Галимджан Идриси — имам мечети в лагере для военнопленных, он стал представителем БНСР в Германии.

Алиханов М.М.
ИЗ ИСТОРИИ ОТПРАВКИ СТУДЕНТОВ ЗА РУБЕЖ ИЗ ТУРКЕСТАНА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
(2023)
В 1922 году В.В.Куйбышев потребовал от руководства Туркестана вернуть направленных в Германию студентов и продолжить обучение в Москве. Однако против этого выступил Ф. Ходжаев.

Подробнее об этих событиях в 1921..22 Бухара, Кашкадарья, Сурхандарья и «1922..30 Германия — студенты из Бухары»..


переезд Зариф-бабая .. О переезде семьи Зариф Исмаиловича Махмудова[15] из Казани в Ташкент в 1922 Старый город и окрестности


Далее: 1923..25 Ташкент

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress