опубл.2024-10, доб.2025-01, разд.»1923..25 Ташкент» 2025-02-11..
НарПрос, ИнПрос, Жен-отделы, СредАзБюро..
Предыдущая часть: 1923 Ташкент
НарПрос ..
1925 Ташкент — Справочник — Учебн-заведстр.159 справочника Ташкент-1925 «Учебные заведения» Показаны — САГУ, РабФак, САКУ, Мед.Техникум, Узб.ИнПрос, Тадж.ИнПрос, ИнПрос Тюрк.Нацмен, Тузем.-Евр.ИнПрос, Школы ФабЗавУча.. |
Институт Просвещения Тюркских Национальных меньшинств (т.е. неузбеков — киргиз, татар..) был расположен в интересном здании по адресу ул. Пушкинская, 11.. Вокруг этого места часто возникают споры на Письмах о Ташкенте. От себя добавлю, что это здание возвели еще до революции для Ремесленного Училища, а потом, до 1966 там была 44-школа. Потом я учился в 44-школе, но на Чиланзаре, ей просто присвоили номер вместо снесенной в центре Ташкента, а на ее месте построили шикарный «Детский мир», причем — по обеим сторонам Пушкинской. Но, в 90-х «детский мир», просуществовав почти 100 лет, превратился в пошлые бутики и рестораны.. полный деградасьон.. |
ИнПрос..
2002 1/2 Время в судьбах и документах
|
Нам посчастливилось обнаружить в Центральном Госархиве Республики Узбекистан письмо, которое Валиди отправил в марте 1925 года из Берлина на имя председателя Института просвещения Узбекистана для последующей передачи историку Пулату14 Салиеву, с которым он был знаком еще со времени своей первой поездки в Туркестан в 1913 году. | В письме Валиди жалуется старому знакомому на то, что итог его исторических изысканий в библиотеках Парижа и Берлина — ряд написанных исследований — остается невостребованным по причине значительных трудностей с их изданием. Поэтому он просил сообщить о возможности издания и распространения в Узбекистане своей «Истории Туркестана»15. |
Жен-отдел..
Борьба с неграмотностью..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
С 1925 года усилилась борьба с неграмотностью, и к этому процессу были привлечены местные женские отделы.
Они также занимались трудоустройством учителей, присланных из Ташкента, осуществляли контроль за обучением. ³ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 2581. Л. 36. |
жен-клубы..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
По данным 1925 года, первый женский клуб в старой городской части Ташкента насчитывал 578 членов, из которых 405 составляли узбечки, 96 – татарки, 49 – бухарские еврейки, 13 – русские, 6 – уйгурок.
В конце 1925 года выпускницы школы ликвидации неграмотности при клубе успешно сдали экзамены перед представителями Ташкентского политического управления образования¹. ¹ НА РУз. Ф. Р. 94. Оп. 1. Д. 226. Л. 41–43. |
Лола-Хан Арсланова-Сайфуллина..
Публикация фельетона Г. Гайдовского 1925 года вызвала возмущение современных читателей «Писем о Ташкенте» и это понятно — набор анекдотических штампов заезжего репортера. Но вот как он пишет о татарской активистке-бытописательнице (неясно — это та же Лидия Сейфуллина которую критикует Г.Якубовский в том же сборнике?) — «Ей нельзя было показаться в старом городе»!..
Туземная писательница Лола-Хан Арсланова-Сайфуллина (автор книги «Ичкары») водила нас по старому городу. У ее родных нас кормили пловом. Нам подали деревянные ложки, но обычно едят руками. Если узбек захочет вам выказать особое расположение, он своей рукой сует вам в рот горсть рису. Это высший знак уважения. Жуткие фигуры узбечек, быстро перебегающих дорогу, караваны верблюдов, арб — все это особенное, свое, самобытное, и как-то грустно становится, что культура сметет этот особенный быт, но должна смести. За глиняными стенами в ичкары (женская половина), куда не может проникнуть европеец, до сих пор царят ужас и произвол. Во время нашего пребывания в Ташкенте один узбек в присутствии всех родных избил свою дочь до полусмерти только за то, что она хотела поступить в школу. За глиняными стенами царит до сих пор средневековая темнота, и надо много такта и умения делегаткам женотдела, чтобы пробить окно в это темное царство. Лола-Хан Арсланова очень ярко и образно (в ее творчестве есть что-то родственное Рабиндранату Тагору) описала жизнь ичкары. |
1925 октябрь.. заседание председателей жен-отделов..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
29 октября 1925 года под председательством С. Любимовой состоялось заседание председателей женских отделов республик Средней Азии. Вместе с руководителями женского отдела при Центральном Исполнительном Комитете Узбекистана присутствовали инструктор женского отдела Кировского обкома РКП(б) татарка Каримова, руководитель женского отдела Ташкентского уезда Тухта Биби, инструктор данного уезда Аксентович, заведующая женским отделом Старого города Ташкента Джалилова и другие. На совещании были обсуждены методы и формы агитационной работы среди женщин в Средней Азии рассматривались такие вопросы, как подготовка, вовлечение местных женщин в производство². ² НА РУз. Ф. Р-86. Оп. 1. Д. 3620. Л. 9–10. |
Красные чайханы..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
В 1925 году в женских клубах работало 1395 человек. Но организация рабочего процесса и деятельность женских клубов, организованных в отдельных городах и районах, шли медленно. Например, в женских клубах Намангана, в течение 2–3 месяцев не было проведено ни одного мероприятия¹. ¹ Ишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 83. |
Особое место в агитаторской работе среди женщин занимали «Красные чайханы». В них проводились не только собрания, но и велась агитационная работа.
Например, руководитель женского отдела БХСР татарка Зухра Баимбетова рассказывала, что в «Красных чайханах» женщины собирались раз в 10 дней и читали книги, политические материалы, слушали радио. Для женщин также были открыты отдельные чайханы, при которых созданы политические кружки и школы по ликвидации неграмотности². ² Биктемирова Т., Хамитбаева Н. Татарки просветительницы. С. 12. |
СредАзБюро.. Калим Рахматуллин..
Орузбаева К.Б., Даниярова А.С. «Базаркул Данияров — первый педагог. Портрет на фоне эпохи«, 2021, 472с., стр.444.. |
ЗАЯВЛЕНИЕ ЭШЕНААЛЫ АРАБАЕВА в ответ на исключение его из партии в связи с «письмом тридцатки» РГАСПИ. Ф. 121. Оп. 2, Д. 14. Л. 146-150 |
Проситель Арабаев Ишаналы 2/IX-25г. Перевел Калим560 560 Калим — по-видимому, Калим Рахматуллин (1903-1946), литературовед, окончил САГУ, в это время работал в СредАзбюро |
Далее: «1926..28 Ташкент»