опубл.2022-09-23, доб.-10-11(л.52..л.83)
В 1912 началась война за территории между Турцией, Грецией, Болгарией и Сербией. Это событие показало как разделено российское общество по религии и языку. Жандармы по всей России плотно занялось слежкой за мусульманскими деятелями которые подозревались в панисламизме. Само-собой мусульмане должны быть панисламистами, но под этим термином скорее подразумевался пантюркизм, т.е. идея объединения тюркоязычных народов.. естественно под руководством турецкого султана.
Ниже приведены конспекты с описанием материалов из УзГосАрхива ф.461 д.1175 включающие Дело№40 Туркестанского Розыскного Охранного Отделения.
л.1 Алфавит Д.№40 Магомед Мешди Акпер оглы 10 Маджитов АбдулКарим 9 Максумов ШаМухамед 2 Матыгулинъ Тохвалинъ Мухаметъ Камаль 4 Машрафъ Ханъ Ишановъ Насреддинъ Ишанъ 5 ХальМухамедовъ МуллаАбдулла 2 Хасановъ Гiясъ 8 Хасанъ Усманъ 10 Ходжатлаше Магометъ-бекъ 3 Ходжи Ислакуль Таксаба 6 Яушев Лазифъ Шариповичъ 7 л.2 .. Ша-Мухамад Максумов.. л.9 Мулла Абдулла ХальМухамедов Д40/912 л.25 Ходжатлаше Магомед-бек ..С-Петерб., Париж.. л.35 Матыгулинъ Тахвалинъ — Мухит — Камалъ д.40 л.44 Насреддин — Ишанъ — Машрафъ — Ханъ — Ишановъ д.40 л.52 11мая912 |
л.77 Копия статьи из №176 «Сират Мустагим» стр.322 «АбдуРашид Ибрагим-эфенди» Некоторые наши читатели выражают беспокойство вследствии отсутствия сведений об известном путешественнике АбдуРашид Ибрагим-эфенди отправившегося в Африку для принятия некоторых мер относительно настоящей войны и для свидания с Шейхом-Сануси Ахмед-Эшшарифом, так нам после его письма относительно свидания с Камилъ-Пашою, от него ничего не получено. Действительно, и мы начало было беспокоиться как неделю назад получили от него письмо, в котором он пишет, что жив и здоров, что дела идут очень хорошо, и известно что, будучи уведомлен прислал письмо, обещая в скором будущем прислать более подробное письмо. Надо полагать, что в объявление священной войны, о которой упоминается в приведенной выше телеграмме Турейкого агенства, известную долю участия принимал и Абд.Рашид Эфенди, который повидался с Санусинским шейхом, имел намерения взяться за серьезные дела и прощаясь говорил: «дней через десять после того как я дойду до намеченного пункта, вы получите из Африки интересные известия». Можно ожидать важных и полезных результатов от свидания с Шейхом-Санусы такого человека, который играл важную роль в деле пробуждения русских мусульман, — в один вечер своей речью успел заинтересовать население Бухары, основал исламизм в Японии и пользуется большим почетом и известностью в Индии, Китае и вообще по всему востоку. Бог да поможет вам труженник в пользу ислама. По получению от него подробного письма мы напечатаем его содержание. л.79 зелен-вкладка 40/12 Бухарец Ходж-Исанкум-Таксаба |
л.86 Д.№40 Латифъ Шарипович Яушевъ л.87 (штамп — Пом.нач.Оренб.губ.жан.упр. 1912-06-29 г.Троицк) Секретно (штамп — ТРОО 7.07.1912) Сообщаю, что состоящий под негласн.наблюд., как заподозр. в панислам. Таш.1гил.куп. Л.Ш.Яушев 15июл из Троицка по торг.дел. выбыл в Ташкент. л.88 Справка 12.07.1912 .. Л.Ш.Яушев выбыл в Москву, где прожив. на Боярск.Подворье. л.89 Секр. ..Я. 16авг выех.из Таш. в Моск. .. л.90 -«- л.91 .. 30авг прибыл в Ташкент и остан. в номерах «Бельвью» Тур.подданный мусул. Хафиз Саадеддин Эфенди Мустафа не имеющий разреш. на посещен. края. По его словам он прибыл для покуп. шелк.тканей, а по частн.свидетельств. цель прибытия — навербовать подписчиков из туземц. на газ. «Теръ-Джималъ», изд. в г.Бахчисарай. 1сент Э.М. выбыл из Таш. неизв. куда оставив здесь докум. о своей личности. л.92 .. 29.11.12 Яушев выбыл из Троицка в Ташкент .. л.93 Д.№40 10.08.12 .. сын муллы г.Буинска Гаяс Хасанов.. для пропаг.панисламизма.. л.98 Мус.брошюра «Наставление киргиз. учащ.молод.» Абдул Карима Маджитова л.123 Д.№40 Магомед-Мешды-Акпер-оглы Хусайн-Хамид и Хасан-Усман |
——————