Остроумов Николай Петрович — видный деятель русского Туркестана опубликовал в 1903 очень интересное исследование по истории возникновения Ислама и анализ содержимого Корана. Современному читателю некоторые части книги могут показаться чуть-ли не «расисткими» (на самом деле — просто «бремя белого человека» :). Но, в отличии от военно-экономических колонизаторов ищущих только наживу, в среде интеллигенции витал дух «мессианства» воспаривший от головокружительных успехов западной науки и технологий (как всегда — прежде всего в военной сфере :). В действительности, русская администрация запретила только самые варварские обычаи, сохранив традиционный уклад жизни, местную администрацию, судопроизводство по шариату, обеспечила защиту интересов местного населения. Как это контрастирует с последующими «модернизаторами Бухары» (из «Золотого теленка» :), да и нынешними «архитекторами»!
скачать книгу в формате pdf (1.8Мб):
https://mytashkent.uz/wp-content/uploads/2018/04/Ostroumov-N.P.-Koran-i-Progress.pdf
1901..03 Остроумов_Н_П — Коран и пргресс — стр 181..185
Мораль Корана.
Культурное вліяніе религіи на жизнь народа проявляется въ возвышеніи религіозно-нравственныхъ понятій и въ смягченіи народныхъ нравовъ; поэтому и въ Коране, — имевшемъ целью очистить религію арабовъ отъ языческихъ заблужденій и преобразовать семейный и общественный строй ихъ жизни, — строго монотеистическое ученіе о Боге тесно соединено съ религіозно-обрядовыми и нравственными предписаніями. Богъ Всевышній (Алла Тааля) является въ Коране не только верховнымъ Существомъ, Творцомъ и Правителемъ міра, но и Судіей-воздаятелемъ за добрыя и злыя дела людей. Соответственно этому, мусульманамъ указано въ Коране, что они должны делать во время своей земной жизни и чего избегать.
Религіозно-нравственныя предписанія Корана просты, несложны и приспособлены къ понятіямъ и бытовымъ условіямъ арабовъ, что придаетъ устойчивость морали Корана. Коранъ не признаетъ благодати искупленія, но не отрицаетъ греховности человеческой природы (1) и потому не указываетъ своимъ исповедникамъ на небесный идеалъ совершенства (2), а требуетъ отъ нихъ посильныхъ (3) земныхъ добродетелей, и требуетъ настойчиво, обещая заманчивое для араба райское блаженство и угрожая жестокими наказаніями въ аду… Поэтому мусульмане и въ наши дни строго исполнительны въ отношеніи религіозно-нравственныхъ обязанностей, а уклоненія зависятъ отъ невсегда здоровыхъ вліяній европейской жизни (4).
1 Самъ Мухаммедъ признается грешникомъ (Кор. 40, 57; 47, 21; 48, 2; 110, 3) не смотря на особое Божіе благоволеніе къ нему (гл. 94 и др.).
2 Мо. 5, 48; 6, 33; «Будьте совершенны, какъ Отецъ вашъ Небесный».
3 Богъ обязываетъ душу только къ тому, что удобоисполнимо и посильно для нея (Кор. 2, 286; 23, 64 и др.).
4 Примеромъ могутъ служить так-называемые «проводники» изъ Крымскихъ татаръ, пьяницы и конокрады. Кавказкіе разбойники не подходятъ подъ это исключеніе.
~ 181 ~
Мораль Корана, кажущаяся некоторымъ изследователямъ ислама формальною и безжизненною, основывается на искренней преданности воле Божіей, почему и религія, проповеданная Мухаммедомъ, называется исламомъ (1): благочестіе мусульманъ сводится къ вере въ Единаго Бога и въ посланника Его и къ строгому исполненію заповедей Божіихъ (2). Въ разныхъ главахъ Корана заповедуются: вера и служеніе Богу, выражающееся въ молитвословіяхъ, благоговейномъ настроеніи и богобоязненности, благодареніи и славословіи; вступленіе въ законный бракъ съ 2-4 женами и заботливость о нихъ, терпеливое перенесеніе бедствій и бедности, доброта, дружба съ еднноверующими, исполненіе завещаній, умеренность въ издержкахъ и бережливость, правдивость, соблюденіе клятвъ и любовь къ верующимъ, милостыня и приветствіе ихъ миромъ, правильность меръ и весовъ, выделеніе наследства, доброжелательность къ невольникамъ и отпускъ ихъ на свободу, исполненіе обетовъ и обязательствъ, заботливая опека надъ сиротами, пожертвованія на добрыя дела, покаяниіе, покорность воле Божіей, пророку и правителямъ его, постъ, приветливость, почитаніе родителей, ум?ренность во всемъ. Вместе съ темъ исповедникамъ Корана запрещаются: неверіе, въ Бога единаго, идолослуженіе и отступничество отъ веры, употребленіе вина, воровство, вражда, гневъ, гордость, грабежъ, дружба съ неверными, детоубійство, нарушеніе завещаній, игры азартныя, лицемеріе, лихоимство, любостяжательность, обмериваніе, насмешки, неблагодарность, прелюбодеяніе, укоризненныя прозвища, разбойничество, расточительность и растрата сиротскаго имущества, суровость къ рабамъ и сиротамъ, страсти и прихоти, убійство и самоубійство, чародейство (3).
1 Коранъ 3, 17 и 79; 5, 39; 23.
2 Гл. 2, ст. 172.
3 См. Указатель къ русскому переводу Корана Г. Саблукова.
~ 182 ~
Словомъ, для азіатской и африканской жизни едва-ли есть положеніе, въ которомъ бы изреченія Корана не могли доставить приличнаго поученія, увещанія, утешенія и поощренія. Для азіата и африканца такіе назидательные отрывки гораздо поучительнее систематической теоріи, какъ заметилъ еще Дрэйеръ (1).
Европейскіе ученые вообще делаютъ справедливую оценку морали Корана; но новейшіе мусульманскіе авторы ставятъ нравственное ученіе этого кодекса даже выше евангельскаго ученія. Цитированный выше авторъ (Миръ-Али) въ своей книге говоритъ такъ; „Практичный характеръ религіи, ея остающееся (?) вліяніе на отношенія людей въ ежедневной жизни, ея могущество надъ умомъ народа должны служить истиннымъ критеріумомъ для сужденія о ея всеобщей пользе. Мы ищемъ объясненія ея истиннаго характера въ уме народномъ. Имеетъ она глубокое вліяніе на него? Возвышаетъ ли она его? Уравновешиваетъ ли она его понятія о правахъ и обязанностяхъ? Можетъ ли она улучшить или унизить островитянъ южныхъ морей или кафра? Въ исламе высокій идеализмъ (2) соединяется съ самой разумной практичностью. Хотя онъ и не игнорировалъ человеческой природы, но никогда не запутывался въ извилистыхъ путяхъ, лежащихъ вне области действительности и реальности. Его целью было поднять человечество къ абсолютному идеалу и совершенству (3), но онъ старается достичь этого, придерживаясь той истины, что природа человеческая въ этой жизни не совершенна. Если исламъ не сказалъ „когда братъ твой ударитъ тебя въ одну щеку, обрати къ нему и другую”, если онъ допускалъ наказаніе злодея соразмерно нанесенной имъ обиды (4), за то онъ поучаетъ одновременно прощенію и благоволенію и отплате добромъ за зло.
1 Исторія умственнаго развитія Европы. Томъ 1, гл. XI. Вейль (Введ. въ Коранъ) считаетъ нравственныя предписанія Корана лучшею частью его содержанія.
2 Въ этомъ случа? авторъ гр?шитъ противъ текста Корана, которому высшаго идеала-то и не достаетъ, какъ зам?тилъ Вл. Соловьевъ. Н. О.
3 Идеалы Корана не прим?нимы къ жизни высокой культуры Н. О.
4 Коранъ, гл. 22, ст. 40 и 41.
~ 183 ~
Въ Коране сказано, говоря о рае: „онъ заготовленъ богобоязненнымъ, творящимъ милостыню, какъ въ благополучіи, такъ и въ бедствіи, сдерживающимъ свой гневъ и прощающимъ ближнимъ, потому что Богъ любитъ благотворителей (1). Эти благородныя наставленія не затуманены облаками ложнаго сантиментализма, но действительно входятъ въ жизненные принципы истиннаго последователя пророка. Въ исторіи сохранилось на удивленіе и восхищеніе потомства много примеровъ терпенія въ страданіяхъ, выказаннаго последователями и другихъ религій, но исполненіе добродетелей терпенія и прощенія значительно облегчается въ несчастіи, когда мы не имеемъ власти наказать злодея. Разсказываютъ о Хусаине, этомъ благородномъ мученике въ Кербеле, что однажды рабъ, подавшій ему обедать, уронилъ на него горячее кушанье и обжогъ его. Испугавшійся рабъ палъ на колени и произнесъ следующій стихъ изъ Корана: „Рай для техъ, кто побеждаетъ гневъ свой”. — Я не гневаюсь, отвечалъ Хусаинъ. Рабъ продолжалъ: „и для техъ, кто прощаетъ другихъ”. — Я прощаю тебя, сказалъ Хусаинъ. Рабъ темъ не менее, окончилъ словами: „потому что Богъ любитъ благотворителей“. „Я отпускаю тебя на свободу и даю тебе 400 серебряныхъ монетъ”, ответилъ Хусаинъ. Авторъ „Кяшшафа“ излагаетъ следующимъ образомъ сущность поученій ислама: „отыщи снова того, кто гонитъ тебя; давай тому, кто отнимаетъ у тебя; прощай тому, кто оскорбляетъ тебя, потому что Богъ любитъ, чтобы вы насаждали въ глубине вашихъ душъ корни его совершенства (2). Коранъ даетъ руководство къ правильнымъ действіямъ, къ правильнымъ мыслямъ и правильнымъ словамъ, основанное на Божественной любви, всеобщемъ милосердіи и равенстве людей въ глазахъ Божіихъ.
1 Цитированнаго авторомъ изреченія (гл. 5, ст. 127-128) въ Коран? нетъ. Н. О.
2 Замахшари Кзикиафъ,. Египетское изд. ч. 1, ст. 280.
—-
на Письмах о Ташкенте мой комментарий об этой книге:
https://mytashkent.uz/2018/04/22/kniga-n-p-ostroumova-o-korane/