tatar.uz

folk history

anvarkamal@mail.ru
Flag Counter
1920..22

1923..25

2025-05-19

1923 Ташкент

опубл.2024, доб.2025-01, разд.»1923..25 Ташкент» 2025-02, доб.2025-04-03..
НЭП, Печать, Театр, Абубакер Диваев, Научная комиссия, Музей, САКУ, Самигулла Касимов, ЦК и Правительство, ИнПрос, Возвращение Яушевых, Театр..

Предыдущая часть: 1922 Союз нерушимый..


Хуснут Мухсумадьен
«Узбекистан. Рождение республики«
В 1923 г. большевики отказались от немедленного осуществления социалистических преобразований в обществе. В стране началась проводиться новая экономическая политика — НЭП. Быстрее всего к нему приспособились узбеки. Они, по определению заместителя председателя Туркбюро ЦК РКП(б) Г. И. Сафарова: «… из трех коренных народов Туркестана (включая сюда киргиз и туркмен)… обнаруживают наибольшую культурную устойчивость и способность развиться в «капиталистическую нацию» еще до русского завоевания… ассимилируют все другие племенные элементы земледельческого населения /и подчиняют своему влиянию, кочевников». Во многих советских и партийных органах Туркестана на ключевые должности стали выдвигаться представители узбекского населения.

1923 январь..

Печать..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.188
Поставка мусульманского шрифта из Казани продолжалась и в последующие годы. Например, в январе 1923 года Туркестанский центральный исполнительный комитет принял решение о закупке в Казани 319 фунтов мусульманских шрифтов¹.

¹ НА РУз. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 324. Л. 5.
Были изданы учебники для Туркестана на узбекском, казахском и киргизском языках. Некоторые учебники были на татарском языке, так как чтение на татарском языке не составляло трудности для тюркских народов края².

² РГАСПИ. Ф. 583. Оп. 1. Д. 55. Л. 216; РГВА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 86. Л. 37.

Театр..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.143
Ф. Ильская возглавляла труппу татарского театра во время путешествия по Туркестану и исполнила на сцене несколько ролей.В частности, в 1923 году в здании «Колизей» был поставлен спектакль по пьесе турецкого поэта Абдулхака Халида «Индианка», отражающую прекрасную природу Индии, религиозную и культурную жизнь населения. В спектакле были показаны жертвы британских колонизаторов. Своим успехом в Туркестане спектакль во многом был обязан Ф. Ильской, которая сыграла главную роль – индианку¹.

¹ Башир З. .инд .изи // Туркистон. 1923. 25 февраль.

Абубакер Диваев.. 40-летие научно-общественной деятельности..

Биография Абубакера Диваева
стр.159
Широкая научная и советская общественность 2 марта торжественно отметила сорокалетний научный юбилей Диваева. Он получил приветствия ЦИК Бухарской НСР, Башкирского ЦИК Советов, ЦИК Советов автономной Татарской ССР, Хорезмского съезда работников просвещения (избравшего Диваева своим почетным председателем), Коллегии востоковедов Азиатского музея, Казанского Общества археологии, истории и этнографии, различных отделов Географического Общества, Ташкентского государственного ученого совета, Туркестанского государственного универститета, Туркестанского восточного института, Туркестанской государственной библиотеки, Туркомстариса, Туркестанского государственного издательства, Киргизского института просвещения и др. Юбиляра приветствовали видные ученые. Студенты Туркестанского государственного университета приветствовали в лице Диваева одного из своих «руководителей в борьбе за обладание наукой», «неутомимого труженика науки», который в «черные дни минувшего режима» сумел оказаться не с теми, кто «стеснялся называться представителем того народа из которого он вышел, и употреблять его язык даже в обыденной среде домашней жизни». Студенты-питомцы Диваева — благодарили своего учителя за его труды, радовались, что Диваеву довелось дожить «до наступления светлых дней в жизни народа» и желали юбиляру «еще долгой-долгой работы на благо благодарного народа». Туркестанский восточный институт приветствовал в лице Диваева выдающегося этнографа и бытописателя, подчеркивая, что на трудах его учились «уже три поколения русских ученых тюркологов».
Мухамет Мурзабулатов
«Выдающийся ученый Абубакир Диваев»
стр.4-5
Следующий юбилей — 40-летие научно-общественной деятельности Абу-бакира Диваева востоковедческое научное сообщество отмечало в 1923 году.
Юбиляра тепло поздравили практически все видные ученые-востоковеды.
«Уже три поколения русских ученых-тюркологов, — писал ему уже упомянутый профессор А. Э. Шмидт, — на собранных Вашими трудами памятниках киргизского народного творчества учились проникать не только в особенности языка, но и тайники души киргизской. И теперь новое молодое поколение будущих тюркологов учится на этих же памятниках под Вашим руководством».
* А. Э. Шмидт участвовал в передаче Корана Османа из Петербурга в Уфу в 1918, потом из Уфы в Ташкент в 1923 (из статьи об этнографе А. Э. Шмидте).

Научная комиссия..

Письма о Ташкенте
«Мухтар Омарханович Ауэзов»
Весной двадцать третьего года Мухтар Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста Абубакира Диваева, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, принимает участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера, Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая – философских заметок и стихов.
Спутниками Ауэзова были Халел Досмухамедов и Магжан Жумабаев.

Музей..

Биография Абубакера Диваева
стр.159
Советская власть по достоинству оценила заслуги неутомимого и скромного труженика науки. 21 марта 1923 Совнарком ТАССР вынес решение об открытии в Главном среднеазиатском музее этнографического отдела имени Диваева, обязал Наркомпрос республики собрать и издать труды Диваева и назначить ему пенсию с пожизненным закреплением за ним дома, в котором Диваев прожил в течении 36 лет.
Мухамет Мурзабулатов
«Выдающийся ученый Абубакир Диваев»
стр.4-5
В 1923 г. из-за заметного ухудшения здоровья он оставил должность заведующего отделом археологии и этнографии Туркестанского краевого музея ..
* «Летом 1923 года советские власти приняли решение о передаче Корана мусульманам Туркестана. .. До 1989 г. Коран Османа хранился в музее истории народов Узбекистана в Ташкенте.» (из статьи об этнографе А. Э. Шмидте)

САКУ ..

1923app Tashkent — SAKU +comm

1923прим Ташкент — САКУ +комм
=Коллекция-Рафаэля=; арх-РахматиСахи;
Снизу-слева:
1-ряд: 2 — Бадалов, 4 — адам Ибрагимов.
2-ряд: 4 — Абдулла Уразаев, 7 — Бойбулатов (Cabul), Рауф Хабибов.
3-ряд: 8 — Сахи Рахмати, 10 — Ахмад Баешев. 4-ряд: Файзулла Иргазиев

1923 Hayrulla Gabitov c151(168)

1923 Хайрулла Габитов — преподаватель САКУ с151(168)
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Габитовы;
1923? Хайрулла Габитов — преподаватель в САКУ (Сред.Азиатский Коммунистический Университет)
Сахи Рахмати
участник революционных событий в Оренбурге</a
из «Славный сын своего народа»
Сахи Рахмати- активный сотрудник политотдела 1-ой революционной Туркестанской армии .После упрочения советской власти в Средней Азии Сахи Рахмати остался в Ташкенте и посвятил всю свою жизнь журналистской деятельности. Работал в судебных органах, участвовал при редактировании газеты «Шарык хакикате»( «Справедливость Востока») далее о нем в 1926..28 Ташкент

ЦК компартии и правительство Узбекистана..

brambeus
Татары и Средняя Азия.
May. 13th, 2012 10:53 pm
Касимов Самигулла после борьбы с басмачами с 1923 по 1925 – в руководящих органах ЦК компартии и правительстве Узбекистана.[17]

[17] Сайдашева М. Касимов Самигулла Сынгатуллович. // Борцы за счастье народное. Книга 2-я. Казань, 1983. – с.180.

ИнПрос .. Институт Просвещения ..

1923 Tashkent KirInPros 1-vyp

1923 Ташкент — КирИнПрос 1-выпО КирИнПросе много подробностей в книге «Базаркул Данияров — первый педагог. Портрет на фоне эпохи».

1923-06-07 ТуркРеспублика — СовНарКом — Шеф-бюро1

из книги «Базаркул Данияров — первый педагог. Портрет на фоне эпохи».
ЦГА РУз, ф.372, оп.1, д.43, л.10№36
ПРОТОКОЛ №2
Заседания Шефского бюро при Совнаркоме Туркреспублики.
Заседание состоялось в четверг 7 июня 1923 года.
Присутствовали: Архангельский Туркпрофобр председатель
Вершинин Совнарком
Шаламаев Туземско-еврейский Инпрос
Худоярханов А. Узбекский мужской Инпрос
Марк Узбекский женский Инпрос
Караханов Туркменский Инпрос
Секретарь: Айзунов Киргизский Инпрос
Теканаев Татарский Инпрос
Заседание открыто в 1 ч. 40 м., закрыто в 3 ч. 10 м. дня
Слушали Постановили

1923-06-07 ТуркРеспублика — СовНарКом — Шеф-бюро

.. 6. Распределение 80000 на июнь.
..
4. Отпускную сумму разделить между подшефными учреждениями по числу учащихся, т.е. следующим образом:
Киргизский инпрос 220 чел. 14425 р.
Узбекский муж.Инпрос 200 чел. 13769 р.
Муспрофтехникум 200 чел. 13114 р.
Узбекский жен.Инпрос 150 чел. 9834 р.
Туркменский Инпрос 110 чел. 7212 р.
Тузем. Еврейский Инпрос 100 чел. 6557 р.
Краев. Фельдшерская школа 30 чел. 1975 р.

Тема Женского ИнПроса будет освещена в 1923..25 жен-отдел


Возвращение Яушевых ..

Еникеевы, родственники Муллагали Яушева
5 января, 2024 Alex Čaičics
После Октябрьской революции семья последнего главы Торгового дома «Братья Яушевы», Муллагали Ахметжановича Яушева, уехала из России, но уже в 1923 году была вынуждена вернуться обратно. Советская власть разрешила Муллагали Яушеву поселиться в Ташкенте. По семейным воспоминаниям, большую помощь обедневшей семье Яушевых оказали бывшие работники их предприятий. Возвращение семьи из эмиграции сопровождалось большими почестями со стороны жителей Ташкента. На вокзале для встречи их поезда собралось множество бывших рабочих яушевского хлопкоочистительного завода. Власти решили не допустить массовой и праздничной встречи Яушевых на вокзале, поэтому семью высадили в нескольких километрах от станции, откуда им пришлось добираться до города на телегах.

Вместе с МуллаГали Яушевым вернулась дочь Сагадат Еникеевой — Марьям, с мужем Хасаном Яушевым и сыном..


1923 октябрь..

Театр.. Фатхи Бурнаш поставил на сцене свою пьесу в 1922 году..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.143
После провала первого показа спектакля «Тахир и Зухра» это произведение было вновь поставлено 2 октября 1923 года в здании театра «Колизей» труппой Татарстанского театра (название труппы в источнике не указано. – Авторы). В статье, опубликованной в газете «Туркестан» об этом спектакле, говорится, что в повторном показе пьесы были учтены замечания, прозвучавшие после премьеры, а Зухра в исполнении Ф. Ильской просто великолепна. После спектакля Ф. Ильскую приветствовали с цветами и узбекские, и татарские студенты.

Ильская и Фатхи Бурнаш


Жен-отделы..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.224
С 1922 года женские секции были созданы практически во всех районах Туркестана.
С 1923 года их работа по привлечению женщин коренных национальностей в учебные заведения заметно улучшилась.
Например, только в 1923 году через женские отделы в институты образования, рабочие факультеты, фельдшерско-акушерские курсы в Ташкенте было направлено на обучение 400 женщин местных национальностей.
По всему Туркестану были открыты 12 школ для ликвидации неграмотности женщин коренных национальностей².

² 8 марта и наши задачи // Туркестанская правда. 1924. 23 февраля.
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021, стр.225-226
При управлении деятельностью женских организаций советская власть выделяла женским клубам очень мало средств, в большинстве случаев сотрудники клубов вынуждены были работать на общественных началах.
Например, в 1923 году на эти цели было выделено всего 1500 рублей.
Значительные изменения произошли в результате рассмотрения этого вопроса на состоявшемся в 1923 году V Совете всетуркестанских женских отделов. Совет уделил основное внимание на улучшение работы культурно-просветительных учреждений среди женщин, сосредоточился на увеличении числа женских клубов и на их материальном обеспечении.
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.222
С 1923 года большое внимание уделялось открытию школ для женщин. Однако недостаточное финансирование препятствовало полномасштабной реализации этого замысла. В конце этого года в женских школах получили образование только 275 женщин местных национальностей².

² Туркистон хотин-.излари орасида нима ишланди //

1923 Аральский флот — шхуна «Татарин»
 СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК 1917—1923 г.г .
составлен под редакцией Д. П. Красновского.
Т о м I. ИЗДАНИЕ ТЭС-а. Ташкент. — 19 2 4 —
 

1923 TurkResp-stst-Aral-flot


1924 Ташкент

опубл.2024-10, доб.2025-01, разд.1923..25 Ташкент 2025-02-11..
Жен-отдел, НарПрос, САГУ, Театр ..

Предыдущая часть: 1923 Ташкент


 

1924 январь.. умер Владимир Ильич Ленин..

Жен-отдел..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.226-227
Две женщины-узбечки из Хорезма приняли участие на 4-м съезде рабочих и крестьянских депутатов
Туркестана в качестве делегатов. Одна из них, Н. Абдусаламова, была избрана членом
Центрального Исполнительного комитета ХНСР. Хорезмийки Г. Сафарова и Н. Атаджанова были одними
из первых прогрессивных узбекских женщин.
В январе 1924 года они прибыли в Ташкент и выступили на совете руководителей областных женских отделов с докладом о проделанной работе среди женщин в Хорезме¹.

¹ Любимова С.Т. Женщины в Хорезме // Туркестанская правда. 1924. 7 марта.

 


1924 февраль..

НарПрос ..

В автобиографии Кельдыбекова 1948 года говорится:

.. В 1919 году приехал в Узбекистан в г. Мирзачульск где я поступил учителем в школу где работал по 1923 год. По климатическим условиям мне пришлось выехать из Мирзачуля в Ташкент, где до настоящего времени работал и работаю по линии Народного образования.

1924 Ср-Азия сид-сл-4 Кильдыбеков н110

1924 Ср-Азия сид-сл-4 Кильдыбеков н110
1924-02-15 Ташкент (пос.Луначарский) — учителя и ученики н81
арх-Кильдыбекова; =Коллекция-Рафаэля=;(тюрк) Фото учеников 3-старш-группы с учителями школы отдела просвящения Ташкент. уезда.
15 февраля 1924 года. кишлак Луначарский (пригород Ташкента)

Сидят-слева:
4. Кельдыбеков.

Далее о нем в 1926..28 Старый город


* 28 марта 1924 г. Средазбюро ЦК РКП(б) приняло постановление «признать размежевание по национально территориальному признаку в масштабе Средне-Азиатских республик своевременным и целесообразным» (2022 Хуснут Мухсумадьен — ОПАСАЛИСЬ РЕЗНИ: РОЖДЕНИЕ УЗБЕКСКОЙ ССР).

Гульчера Хамзина — «.. нарком юстиции Узбекистана ..» (https://prtuz.tatarstan.ru/culture.htm)

Фатых АбуБакиров .. уезжал из Ташкента в «1923 он с Фатымой Ильской возвращается в Казань и работает в театре» ..

1987 Тауфик Айди — Тылсымлы куч
стр.19..22
2. «Джигитство таким бывает»
В 1924 возвращается в Средюю Азию ..
переводчик лектора на курсах работников судов ..
студент Юридического техникума ..

Сахи Рахмати .. Сахи Рахмати- активный сотрудник политотдела 1-ой революционной Туркестанской армии .После упрочения советской власти в Средней Азии Сахи Рахмати остался в Ташкенте и посвятил всю свою жизнь журналистской деятельности.»» ..

* женат на дочери бывшего указного муллы Ташкента Мавдута Ахтямова — Марьям, дочь — Рашида.
учитель тат.языка и лит.
Хабибуллина А.Р.
«Славный сын своего народа»
Работал в судебных органах, участвовал при редактировании газеты «Шарык хакикате»( «Справедливость Востока»)

САГУ ..

Эхо веков 2000 3-4
«Народный генерал»
Рафаэль Зарипов-Кильметов
(по мат. Хаят Еникеевой — плем.С.Г.Еникеева)
С. Еникеев хорошо знал несколько языков: русский, татарский, персидский и арабский, служил много лет переводчиком. Военное дело не любил, мечтал выйти в отставку и стать писателем.
После революции С. Еникеев преподавал на восточном факультете, работал в нотариальной конторе.

1924app Tashkent Yaushev i gen-Enikeev

Возможно 1924 год. Фото из Еникеевы, родственники Муллагали ЯушеваВо главе стола — генерал Еникеев (1856-1929).
В центре — МуллаГали Яушев (1858-1927).
* В сентябре 1924 года Восточный институт объединился с университетом

Жен-отдел..

Клубы, школы….

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.226
С 1924 года началось государственное финансирование строительства новых клубов¹.К 1924 году количество школ для девочек значительно увеличилось благодаря активности женских отделов на местах.В 1924 году в Хиве открылась школа для девочек на 40 мест. В это же время была организована женская вечерняя школа для взрослых. Комсомольская ячейка в Хонке, Гурлане и Новом Ургенче состояла из 20 девушек.

¹ Нишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-кизлар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 78.
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.225
В результате эффективной работы школ по ликвидации неграмотности среди узбекских женщин также сформировались молодые учителя, которые начали вести свою деятельность в местных школах.
Например, по данным 1924 года в более чем 2000 школах для девочек в Туркестане работали 342 молодых узбекских учителей³.

³ Насырова Х. Женщины Узбекистана в борьбе за мир. Ташкент: Госиздат, 1954. С. 30.

газета Янги йул..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.228-229
Большое значение в успешной деятельности отдела женщин при ЦИК Туркестана среди местных женщин сыграла газета «Янги йул» («Новый путь»), являющаяся изданием данного отдела.
Газета «Янги йул», освещавшая женское движение, в 1919–1934 годах считалась одним из авторитетных печатных изданий в Узбекистане. В основном там публиковались статьи о культурно-просветительской работе среди женщин².
Учитывая растущий спрос на эту газету, с 1924 года руководитель женского отдела при ЦИК Туркестана С. Любимова в своем обращении в типографию 3 раза просила разрешения на дополнительную печать тиражей газеты «Янги йул»³.

² Алимова Д.А. Женский вопрос в советской историографии Средней Азии (20–80-годы): дис. … докт. ист. наук. Ташкент: 1991. С. 40.
³ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 2639. Л. 77.
С 1924 года активно велась агитаторская работа среди женщин. Женские клубы повсеместно открывали «красные уголки». Целью было быстрее «раскрыть» местных женщин и привлечь их к производству, основываясь на требования партии.
5 июля 1924 года руководитель женского отдела при ЦК С. Любимова в письме политуправлению просвещения Туркестана предложила создать в провинциях дополнительно 5 клубов и 50 «красных уголков» для культурно-просветительной работы среди местных женщин¹.
..

¹ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 2575. Л. 361.

1924 октябрь..

1924-10-27 Ташкент — парад в честь обр-УзССР +комм

Парад Ташкентского гарнизона в день образования Уз.С.С.Р 27 октября 1924 года
Ташкент I vsedaokolo.uz.

1924 ноябрь..

Театр..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.143
10 ноября 1924 года труппа татарского театра поставила в здании «Колизей» спектакль по пьесе татарского писателя З. Башира «Зульхабира». Была показана политика царского правительства по насильственному крещению татар.
Роль Зульхабиры мастерски исполнила Гульсум Болгарская.
В местной прессе этого периода большей частью представлены статьи с положительным отзывом о деятельности татарских театральных трупп. На наш взгляд, причина этого в том, что труппы татарского театра ставили спектакли, соответствующие вкусам местного населения и настроению времени.
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.144
18 ноября 1924 года труппа татарского театра, находившаяся в поездке по Туркестану, в здании «Народной думы» в Ташкенте поставила спектакль «Юсуф и Зулайха».
Роль Зулайхи исполнила Гульсум Болгарская, а роль Тахира – Галиасгар Камал.
За успешное исполнение ролей Татаро-башкирский комитет помощи¹ наградил Г. Болгарскую золотой медалью, а Г. Камала – серебряным портсигаром².

¹ Комитет оказывал социальную и культурную помощь проживающим в Туркестане татарам и башкирам.
² Эрмат. Юсуф ва Зулай.о // Туркистон. 1924. 24 ноябрь.

* 5 декабря 1924 г. временный революционный комитет Узбекской ССР в воззвании ко всем трудящимся Узбекистана возвестил образование Узбекской Советской Социалистической Республики. (1954 Х. Т. ТУРСУНОВ — НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ОБРАЗОВАНИЕ УЗБЕКСКОЙ ССР)

1925 Ташкент

опубл.2024, доб.и изм.2025-01,-02,-03-15,31..
НарПрос, ИнПрос, Жен-отделы, СредАзБюро, Уразай-Уранский..

Предыдущая часть: 1923 Ташкент


НарПрос ..

1925 Ташкент — Справочник — Учебн-завед

1925 Ташкент — Справочник — Учебн-заведстр.159 справочника Ташкент-1925 «Учебные заведения»
Показаны — САГУ, РабФак, САКУ, Мед.Техникум, Узб.ИнПрос, Тадж.ИнПрос, ИнПрос Тюрк.Нацмен, Тузем.-Евр.ИнПрос, Школы ФабЗавУча..
Институт Просвещения Тюркских Национальных меньшинств (т.е. неузбеков — киргиз, татар..) был расположен в интересном здании по адресу ул. Пушкинская, 11..
Вокруг этого места часто возникают споры на Письмах о Ташкенте.
От себя добавлю, что это здание возвели еще до революции для Ремесленного Училища, а потом, до 1966 там была 44-школа. Потом я учился в 44-школе, но на Чиланзаре, ей просто присвоили номер вместо снесенной в центре Ташкента, а на ее месте построили шикарный «Детский мир», причем — по обеим сторонам Пушкинской. Но, в 90-х «детский мир», просуществовав почти 100 лет, превратился в пошлые бутики и рестораны.. полный деградасьон..

ИнПрос..

2002 1/2 Время в судьбах и документах
Узбекский период научной деятельности профессора Газиза Губайдуллина
н. с. Инст-истории АН РУз Ренат Шигабдинов
Нам посчастливилось обнаружить в Центральном Госархиве Республики Узбекистан письмо, которое Валиди отправил в марте 1925 года из Берлина на имя председателя Института просвещения Узбекистана для последующей передачи историку Пулату14 Салиевус которым он был знаком еще со времени своей первой поездки в Туркестан в 1913 году. В письме Валиди жалуется старому знакомому на то, что итог его исторических изысканий в библиотеках Парижа и Берлина — ряд написанных исследований — остается невостребованным по причине значительных трудностей с их изданием. Поэтому он просил сообщить о возможности издания и распространения в Узбекистане своей «Истории Туркестана»15.

 


Жен-отдел..

Борьба с неграмотностью..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.229
С 1925 года усилилась борьба с неграмотностью, и к этому процессу были привлечены местные женские отделы.Они также занимались трудоустройством учителей, присланных из Ташкента, осуществляли контроль за обучением.
Отдел женщин при Среднеазиатском бюро (Средазбюро) 22 мая 1925 года дал указание Обществу по ликвидации неграмотности обеспечить школы и курсы подготовки учителей суммами от 567 до 2936 рублей³.

³ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 2581. Л. 36.

жен-клубы..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.227-228
По данным 1925 года, первый женский клуб в старой городской части Ташкента насчитывал 578 членов, из которых 405 составляли узбечки, 96 – татарки, 49 – бухарские еврейки, 13 – русские, 6 – уйгурок.В конце 1925 года выпускницы школы ликвидации неграмотности при клубе успешно сдали экзамены перед представителями Ташкентского политического управления образования¹.

¹ НА РУз. Ф. Р. 94. Оп. 1. Д. 226. Л. 41–43.

1925 октябрь.. заседание председателей жен-отделов..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.229
29 октября 1925 года под председательством С. Любимовой состоялось заседание председателей женских отделов республик Средней Азии.
Вместе с руководителями женского отдела при Центральном Исполнительном Комитете Узбекистана присутствовали инструктор женского отдела Кировского обкома РКП(б) татарка Каримова, руководитель женского отдела Ташкентского уезда Тухта Биби, инструктор данного уезда Аксентович, заведующая женским отделом Старого города Ташкента Джалилова и другие.
На совещании были обсуждены методы и формы агитационной работы среди женщин в Средней Азии рассматривались такие вопросы, как подготовка, вовлечение местных женщин в производство².

² НА РУз. Ф. Р-86. Оп. 1. Д. 3620. Л. 9–10.

Красные чайханы..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.224-225
В 1925 году в женских клубах работало 1395 человек. Но организация рабочего процесса и деятельность женских клубов, организованных в отдельных городах и районах, шли медленно.
Например, в женских клубах Намангана, в течение 2–3 месяцев не было проведено ни одного мероприятия¹.

¹ Ишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 83.
Особое место в агитаторской работе среди женщин занимали «Красные чайханы». В них проводились не только собрания, но и велась агитационная работа.Например, руководитель женского отдела БХСР татарка Зухра Баимбетова рассказывала, что в «Красных чайханах» женщины собирались раз в 10 дней и читали книги, политические материалы, слушали радио.Для женщин также были открыты отдельные чайханы, при которых созданы политические кружки и школы по ликвидации неграмотности².

² Биктемирова Т., Хамитбаева Н. Татарки просветительницы. С. 12.

 


СредАзБюро.. Калим Рахматуллин..

Орузбаева К.Б., Даниярова А.С. «Базаркул Данияров — первый педагог. Портрет на фоне эпохи«, 2021, 472с., стр.444..
ЗАЯВЛЕНИЕ ЭШЕНААЛЫ АРАБАЕВА
в ответ на исключение его из партии в связи с «письмом тридцатки»

РГАСПИ. Ф. 121. Оп. 2, Д. 14. Л. 146-150
Проситель Арабаев Ишаналы
2/IX-25г.
Перевел Калим560

560 Калим — по-видимому, Калим Рахматуллин (1903-1946), литературовед, окончил САГУ, в это время работал в СредАзбюро

 

Ханнан Идрисович Уразай «Уранский» .. учился в Казани ..
Вот что рассказывает сам Рафаэль Зарипов-Кильметьев о своем двоюродном деде:
По ленинской путевке в 1925 поехал в Ташкент для ликвидации безграмотности. Далее: главный редактор по латинизации ..

 


Далее: «1926..28 Ташкент»