Ташкент 1923..25

anvarkamal@mail.ru

Flag Counter

Ташкент 1920..22
2025-05..10-17

1923

Г. И. Сафаров
об узбеках..
Хуснут Мухсумадьен
«Узбекистан. Рождение республики«
В 1923 г. большевики отказались от немедленного осуществления социалистических преобразований в обществе. В стране началась проводиться новая экономическая политика — НЭП. Быстрее всего к нему приспособились узбеки. Они, по определению заместителя председателя Туркбюро ЦК РКП(б) Г. И. Сафарова: «… из трех коренных народов Туркестана (включая сюда киргиз и туркмен)… обнаруживают наибольшую культурную устойчивость и способность развиться в «капиталистическую нацию» еще до русского завоевания… ассимилируют все другие племенные элементы земледельческого населения /и подчиняют своему влиянию, кочевников». Во многих советских и партийных органах Туркестана на ключевые должности стали выдвигаться представители узбекского населения.

1923 январь
Учебники..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.188
Поставка мусульманского шрифта из Казани продолжалась и в последующие годы. Например, в январе 1923 года Туркестанский центральный исполнительный комитет принял решение о закупке в Казани 319 фунтов мусульманских шрифтов¹.
¹ НА РУз. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 324. Л. 5.
Были изданы учебники для Туркестана на узбекском, казахском и киргизском языках. Некоторые учебники были на татарском языке, так как чтение на татарском языке не составляло трудности для тюркских народов края².
² РГАСПИ. Ф. 583. Оп. 1. Д. 55. Л. 216; РГВА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 86. Л. 37.
Смотрите "1925 Татарская литература в жизни татарского народа-2" ниже в разделе 1925 года..

1923 февраль
Театр..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.143
Ф. Ильская возглавляла труппу татарского театра во время путешествия по Туркестану и исполнила на сцене несколько ролей.В частности, в 1923 году в здании «Колизей» был поставлен спектакль по пьесе турецкого поэта Абдулхака Халида «Индианка», отражающую прекрасную природу Индии, религиозную и культурную жизнь населения. В спектакле были показаны жертвы британских колонизаторов. Своим успехом в Туркестане спектакль во многом был обязан Ф. Ильской, которая сыграла главную роль – индианку¹.
¹ Башир З. .инд .изи // Туркистон. 1923. 25 февраль.

1923 март
Абубакер Диваев
40-летие научно-общественной деятельности..
Биография Абубакера Диваева стр.159
Широкая научная и советская общественность 2 марта торжественно отметила сорокалетний научный юбилей Диваева.
Он получил приветствия ЦИК Бухарской НСР, Башкирского ЦИК Советов, ЦИК Советов автономной Татарской ССР, Хорезмского съезда работников просвещения (избравшего Диваева своим почетным председателем), Коллегии востоковедов Азиатского музея, Казанского Общества археологии, истории и этнографии, различных отделов Географического Общества, Ташкентского государственного ученого совета, Туркестанского государственного универститета, Туркестанского восточного института, Туркестанской государственной библиотеки, Туркомстариса, Туркестанского государственного издательства, Киргизского института просвещения и др.
Юбиляра приветствовали видные ученые.
Студенты Туркестанского государственного университета приветствовали в лице Диваева одного из своих «руководителей в борьбе за обладание наукой», «неутомимого труженика науки», который в «черные дни минувшего режима» сумел оказаться не с теми, кто «стеснялся называться представителем того народа из которого он вышел, и употреблять его язык даже в обыденной среде домашней жизни». Студенты-питомцы Диваева — благодарили своего учителя за его труды, радовались, что Диваеву довелось дожить «до наступления светлых дней в жизни народа» и желали юбиляру «еще долгой-долгой работы на благо благодарного народа».
Туркестанский восточный институт приветствовал в лице Диваева выдающегося этнографа и бытописателя, подчеркивая, что на трудах его учились «уже три поколения русских ученых тюркологов».
Мухамет Мурзабулатов «Выдающийся ученый Абубакир Диваев» стр.4-5
Следующий юбилей — 40-летие научно-общественной деятельности Абу-бакира Диваева востоковедческое научное сообщество отмечало в 1923 году.
Юбиляра тепло поздравили практически все видные ученые-востоковеды.
«Уже три поколения русских ученых-тюркологов, — писал ему уже упомянутый профессор А. Э. Шмидт, — на собранных Вашими трудами памятниках киргизского народного творчества учились проникать не только в особенности языка, но и тайники души киргизской. И теперь новое молодое поколение будущих тюркологов учится на этих же памятниках под Вашим руководством».
* А. Э. Шмидт участвовал в передаче Корана Османа из Петербурга в Уфу в 1918, потом из Уфы в Ташкент в 1923 (из статьи об этнографе А. Э. Шмидте).
Научная комиссия..
Письма о Ташкенте
«Мухтар Омарханович Ауэзов»
Весной двадцать третьего года Мухтар Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста Абубакира Диваева, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, принимает участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера, Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая – философских заметок и стихов.
Спутниками Ауэзова были Халел Досмухамедов и Магжан Жумабаев.
Музей..
Биография Абубакера Диваева стр.159
Советская власть по достоинству оценила заслуги неутомимого и скромного труженика науки. 21 марта 1923 Совнарком ТАССР вынес решение об открытии в Главном среднеазиатском музее этнографического отдела имени Диваева, обязал Наркомпрос республики собрать и издать труды Диваева и назначить ему пенсию с пожизненным закреплением за ним дома, в котором Диваев прожил в течении 36 лет.
Мухамет Мурзабулатов «Выдающийся ученый Абубакир Диваев» стр.4-5
В 1923 г. из-за заметного ухудшения здоровья он оставил должность заведующего отделом археологии и этнографии Туркестанского краевого музея ..

Ташкент 1923 май
Мəрьям Дәуләтова
1923-05-18_Tashkent_Mar'iam_Dauletova
Фото от Рашида Юнисова

"Кыйммəтлелəрем Ягъкуб, Хәдичә!
Сезгə үземнең 18 нче майда 23 нче елда төшкəн рəсемемне тəкъдим
итəм. Тормыш мине сездəн аергач исегезгə төшереп карарсыз!
Мəрьям Дәуләтова"

Дорогие мои Якуб, Хадидча! Представляю вам мою фотокарточку, снятую 18-го мая 23-го года. Если жизнь разлучит меня с вами, то вспоминайте меня!

САКУ..
Средне-Азиатский Коммунистичесий Университет
1923прим Ташкент — САКУ +комм
=Коллекция-Рафаэля=; арх-РахматиСахи;
Снизу-слева:
1-ряд: 2 — Бадалов, 4 — адам Ибрагимов.
2-ряд: 4 — Абдулла Уразаев, 7 — Бойбулатов (Cabul), Рауф Хабибов.
3-ряд: 8 — Сахи Рахмати, 10 — Ахмад Баешев. 4-ряд: Файзулла Иргазиев
1923 Хайрулла Габитов — преподаватель САКУ с151(168)
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Габитовы;
1923? Хайрулла Габитов — преподаватель в САКУ (Средне-Азиатский Коммунистический Университет)
из «Славный сын своего народа»
Сахи Рахмати- активный сотрудник политотдела 1-ой революционной Туркестанской армии .После упрочения советской власти в Средней Азии Сахи Рахмати остался в Ташкенте и посвятил всю свою жизнь журналистской деятельности. Работал в судебных органах, участвовал при редактировании газеты «Шарык хакикате»( «Справедливость Востока») далее о нем в 1926..28 Ташкент
brambeus
Татары и Средняя Азия. May. 13th, 2012
Касимов Самигулла после борьбы с басмачами с 1923 по 1925 – в руководящих органах ЦК компартии и правительстве Узбекистана.[17]
[17] Сайдашева М. Касимов Самигулла Сынгатуллович. // Борцы за счастье народное. Книга 2-я. Казань, 1983. – с.180.

1923 май-июнь
ИнПрос..
- Институт Просвещения
Тема ИнПроса уникальна и требует серьезного изучения. Дело в том что советское народное образование делали грамотные люди которые формально в советской пропаганде относились к "паразитическим классам" (в экономическом смысле это было разделение на производство и услуги) и были поражены в правах по социальному признаку.

В Средней Азии и Казахстане советское всеобщее образование разрабатывали и внедряли муллы (в основном из Оренбургского медресе "Хусаиния" на базе которого образовали четыре пед-института), а в Ташкенте даже такие представители аристократии как жена генерала Еникеева. И этому были причины - татарское и вообще тюркоязычное образование начали разрабатывать еще джадиды в конце 19 века и их материально поддерживали татарские богачи.

Туркестан был заповедником старого строя до 1920 года, когда с армией Фрунзе к Ташкенту пробились эмиссары Ленина во главе с Сафаровым. Проехав на агит-поезде "Красный Восток" по городам Туркестана они начали гос-реформы основным принципом которых стало на многие годы "коренизация кадров", а это значит нужно было срочно подготовить большое количество местной молодежи для управления на местах, для свершения, по выражению Сафарова "колониальной революции" (наверно, все-таки "антиколониальной" :)

Большинство населения Туркестана говорила на тюркских наречиях, поэтому главной силой в образовательном процессе стали татары - получавшие поголовно начальное образование в школах при мечетях, а многие и русское образование в гимназиях, училищах, университетах.
Д. Насриддинова (исследователь Наманганского госуниверситета, Узбекистан)
В НАЗИДАНИЕ ПОТОМКАМ
23 мая 1923 года в учебном женском заведении состоялся педагогический совет, в нем приняли участие А. Авляни, Марк, Котельникова, Бахтиярова, Шафигуллина, Зиямухамедева, Янгулатова, Сабир Кариев. На повестке дня педагогического совета стоял также вопрос о назначении воспитателями учебного заведения С. Еникеевой и Кучуковой. Большинством голосов С. Еникеева была назначена воспитателем8.
8 ЦГА РУз, Р -34, оп. 1, д. 1333, л. 199 об.
За короткое время, т. е. за год, в 1923 году Сагадат Еникеева стала директором учебного заведения, потому что С. Еникеева любила свое дело, отличалось профессионализмом, а также имела способности руководителя. Благодаря своей преданности и любви к профессии она достигла больших успехов.
В качестве подтверждения этого мы приведем статью «Краткая история узбекского женского учебного заведения» в газете «Туркистон» от 14 сентября 1923 года. В этой статье дается высокая оценка деятельности С. Еникеевой.
1923_Tashkent_InPros-internat_Halima_Nasyrova
В центре сидят Захида Бурнашева и Сагадат Еникеева..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбое, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр238
В 1923 году С. Еникеева возглавила Узбекский женский институт и внесла большой вклад в воспитание первого поколения узбекских женщин-художниц.
1923-06-07_ zased_ShefBuro_SovNarKoma
из книги«Базаркул Данияров — первый педагог. Портрет на фоне эпохи».
ЦГА РУз, ф.372, оп.1, д.43, л.10№36
ПРОТОКОЛ №2
Заседания Шефского бюро при Совнаркоме Туркреспублики.
Заседание состоялось в четверг 7 июня 1923 года.
Присутствовали: Архангельский Туркпрофобр председатель
Вершинин Совнарком
Шаламаев Туземско-еврейский Инпрос
Худоярханов А. Узбекский мужской Инпрос
Марк Узбекский женский Инпрос
Караханов Туркменский Инпрос
Секретарь: Айзунов Киргизский Инпрос
Теканаев Татарский Инпрос
Заседание открыто в 1 ч. 40 м., закрыто в 3 ч. 10 м. дня
Слушали Постановили
1923-06-07_ zased_ShefBuro_SovNarKoma2

4. Отпускную сумму разделить между подшефными учреждениями по числу учащихся, т.е. следующим образом:
Киргизский инпрос 220 чел. 14425 р.
Узбекский муж.Инпрос 200 чел. 13769 р.
Муспрофтехникум 200 чел. 13114 р.
Узбекский жен.Инпрос 150 чел. 9834 р.
Туркменский Инпрос 110 чел. 7212 р.
Тузем. Еврейский Инпрос 100 чел. 6557 р.
Краев. Фельдшерская школа 30 чел. 1975 р.

* ТатИнПроса в списке нет..
1923 Ташкент — КирИнПрос 1-вып
О КирИнПросе много подробностей в книге «Базаркул Данияров — первый педагог. Портрет на фоне эпохи».

Жен-отделы..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.224-226, 222
С 1922 года женские секции были созданы практически во всех районах Туркестана.
С 1923 года их работа по привлечению женщин коренных национальностей в учебные заведения заметно улучшилась.
Например, только в 1923 году через женские отделы в институты образования, рабочие факультеты, фельдшерско-акушерские курсы в Ташкенте было направлено на обучение 400 женщин местных национальностей. По всему Туркестану были открыты 12 школ для ликвидации неграмотности женщин коренных национальностей².
² 8 марта и наши задачи // Туркестанская правда. 1924. 23 февраля.
.. При управлении деятельностью женских организаций советская власть выделяла женским клубам очень мало средств, в большинстве случаев сотрудники клубов вынуждены были работать на общественных началах.
Например, в 1923 году на эти цели было выделено всего 1500 рублей.
Значительные изменения произошли в результате рассмотрения этого вопроса на состоявшемся в 1923 году V Совете всетуркестанских женских отделов. Совет уделил основное внимание на улучшение работы культурно-просветительных учреждений среди женщин, сосредоточился на увеличении числа женских клубов и на их материальном обеспечении. .. С 1923 года большое внимание уделялось открытию школ для женщин. Однако недостаточное финансирование препятствовало полномасштабной реализации этого замысла. В конце этого года в женских школах получили образование только 275 женщин местных национальностей².
² Туркистон хотин-.излари орасида нима ишланди //
Тахтапуль
Акушерский техникум
и 3-роддом..
опубл.2019-04-05, изм.2020-11-30
.. первые акушерские пункты появились в 1920

В Коллекции Рафаэля есть интересная фотография на которой вместе с ученицами Акушерского техникума снялись четыре неординарные женщины. Самой выдающейся я считаю Марьям Якубову (на фото: справа -5) — организатор Акушерского техникума в Ташкенте, выпускница Бестужевских курсов, участница Красного Полумесяца (хотя эта часть двусмысленна с учетом турецкой стороны деятельности во время 1-Мировой).

Вообще советская медицина была верхом гуманизма 20 века, а врачи были просто святыми (не сравнить с нынешней коммерческой которая уже переплюнула по греховности первую древнейшую профессию). Об отношении людей к этой сфере можно судить хотя бы по популярности моей статьи «Роддома Ташкента» (к сожалению уже 404, поэтому опубликовал копию на tatar.uz) на сайте Письма о Ташкенте — с 2013 года ее комментируют и добавляют новые имена тех кто трудился в ташкентских роддомах (теперь Роддома Ташкента)..

1923 Ташкент — Акушерский техникум с20
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Якубовой Марьям;

Рядом с Марьям Якубовой (6-справа) сидит знаменитая татарская поэтесса Гыйффат-туташ — Захида Бурнашева (не путать с Санией Гыйффат — женой Закира Кадыйри).

На фото (сидит-2-слева) мы видим Нурию Байбекову — подругу Марьям Якубовой. Ее сын женился на дочери сестры Мидхата Булатова — главного архитектора Ташкента. У чемпионки СССР по гимнастике Эльвиры Саади бабушка тоже из ташкентских татар — ее мы видим на фотографии стоит в верхнем ряду 2 слева в темной блузе (но в комментарии Рафаэля — Исламова, жена Абдуллы Уразаева, редактора газеты 30-е годы, его внук живет в Москве, Рустам Уразаев — артист, режиссер, снимался в ТаджикФильме). А сидит 2-справа, похоже ее прабабушка (но в комментарии Рафаэля она названа бабушкой Эльвиры Саади).

Следующее фото — сотрудники 3-роддома. Он располагался на Тахтапуле, там же где Акушерский техникум и был самым большим в Ташкенте (в 1960-х — на 500 коек).

1923-06-30 Ташкент — Роддом № 3 с112(119) арх-Якубовой Марьям; =Коллекция-Рафаэля=;
Подпись на фото:
Преподаватели РодДома №3, 30.06.1923, Ташкент.
Сидят-слева:
1. Баязитов (преподаватель математики),
2. Марьям Якубова (врач, преподаватель анатомии),
3. Амина(?) Терегулова (врач, преподаватель гинекологии и акушерства),
4. Асфандиярова,
5. Сергеева.
Стоит-в-середине: Комкова (акушерка).
В архиве моей мамы — Исмаиловой Сании, нашлось фото 3-роддома сделанное в сентябре 1961.. можно посмотреть в 1961 Тахтапуль — Роддом №3

Ниже о роддоме и Акушерском техникуме в разделе 1924 года..

Возвращение Яушевых..
Еникеевы, родственники Муллагали Яушева, 2024 Alex Čaičics
После Октябрьской революции семья последнего главы Торгового дома «Братья Яушевы», Муллагали Ахметжановича Яушева, уехала из России, но уже в 1923 году была вынуждена вернуться обратно. Советская власть разрешила Муллагали Яушеву поселиться в Ташкенте. По семейным воспоминаниям, большую помощь обедневшей семье Яушевых оказали бывшие работники их предприятий. Возвращение семьи из эмиграции сопровождалось большими почестями со стороны жителей Ташкента. На вокзале для встречи их поезда собралось множество бывших рабочих яушевского хлопкоочистительного завода. Власти решили не допустить массовой и праздничной встречи Яушевых на вокзале, поэтому семью высадили в нескольких километрах от станции, откуда им пришлось добираться до города на телегах. Вместе с МуллаГали Яушевым вернулась дочь Сагадат Еникеевой — Марьям, с мужем Хасаном Яушевым и сыном
Зариф Исмаилов в Ташкенте.. .. переехали в Ташкент в 1922..
Воспоминания Сании Зарифовны стр.3..
Вначале жили у узбеков по квартирам. Говорили о квартире на 2 этаже в доме на ул. Навои — вспоминала мама, что рядом жила родственница Яушевых.
Жили на Караташе и еще где-то.
1923_Mahmudov-rec_DSCF7515
На странице одной из книг из Библиотеки Зариф-бабая надпись :

«.. Махмудовъ 1923 года июня 24 дня. 1-й день праздника Курбанъ-Байрамъ. Старый Ташкентъ»

Исмаиловым Зариф стал когда оформлял паспорт. Тогда была традиция брать фамилию по отчеству. Заодно, скрыться от преследования новыми властями старых богачей и аристократов.. да мало ли что могли накопать..

Комиссия Корана Османа..

«Летом 1923 года советские власти приняли решение о передаче Корана мусульманам Туркестана. .. До 1989 г. Коран Османа хранился в музее истории народов Узбекистана в Ташкенте.» (из статьи об этнографе А. Э. Шмидте). Сейчас Коран Османа и другие раритеты можно увидеть в музейной экспозиции на территории комплекса Хаст-Имам.

1923 октябрь
Театр..
Фатхи Бурнаш поставил на сцене свою пьесу в 1922 году..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.143
После провала первого показа спектакля «Тахир и Зухра» это произведение было вновь поставлено 2 октября 1923 года в здании театра «Колизей» труппой Татарстанского театра (название труппы в источнике не указано. – Авторы). В статье, опубликованной в газете «Туркестан» об этом спектакле, говорится, что в повторном показе пьесы были учтены замечания, прозвучавшие после премьеры, а Зухра в исполнении Ф. Ильской просто великолепна. После спектакля Ф. Ильскую приветствовали с цветами и узбекские и татарские студенты. Фатых АбуБакиров
Тауфик Айди (1987) Тылсымлы куч стр.19..22
2. «Джигитство таким бывает»
.. 1923 он с Фатымой Ильской возвращается в Казань и работает в театре ..

1923 октябрь-декабрь
1 выпуск Узбекского Женского ИнПроса..
Д. Насриддинова (исследователь Наманганского госуниверситета, Узбекистан)
В НАЗИДАНИЕ ПОТОМКАМ
В 1923 году 12 октября было организовано торжественное мероприятие, посвященное вручению свидетельств первым выпускникам этого учебного заведения. Было приглашено множество гостей, в частности, среди приглашенных был татарский просветитель Шакирджан Рахимий, который вел плодотворную деятельность в сфере просвещения Туркестана. В своем поздравительном слове, обращенном к выпускникам, он рассказал о том, как было организовано учебное заведение, что первым руководителем была Фатима-ханум Сутюшева, затем Загида Бурнашева, Анвар Яушева, Гариф Музаффаров, Маннон Рамз, Усман Тохтаходжаев, Салимхан Тиляханов, А. Авляни. Он отметил, что их вклад в развитие и укрепление дела просвещения неоценим. Деятельность Сагадат Еникеевой в качестве руководителя учебного заведения была высоко оценена Шакирджаном Рахимий. Он особо подчеркнул, что благодаря усилиям С. Еникеевой учебное заведение достигло больших успехов. После окончания речи Ш. Рахимий заведующая научным отделом учебного заведения Загида Бурнашева вручила первым выпускникам свидетельства. Вот их имена: Манзура Собир, Назми Махзум, Тожи Рустамбек, Самида Тожи, Робия Насриддин, Хосият Зиемухаммад, Манзура Янгулатова. Из вышеперечисленных одна татарка, шесть узбечек. Как видно из приведенных материалов, в результате ведения пропагандистской деятельности и привлечения девушек местной национальности в это учебное заведение, плодотворной деятельности женщин-татарок большинство выпускников учебного заведения – узбечки. На торжественном собрании администрация женского учебного заведения вручила выпускникам книгу «Фан ва тарбия сабо?лари», а также золотые значки с надписью «Тахой-то, несущей свет знания во тьму». Затем были вручены подарки от имени исполкома и отдела просвещения Старогородского района – папки с надписью «От ЦК партии», также платья и шелковые платки. От имени молодежи выступил Алимджанов, который поздравил выпускников и пообещал открыть специальные читальни для выпускников, вручил им пионерские галстуки9. По окончании собрания все присутствующие сфотографировались на память, затем все сели за праздничный дастархан, и С. Еникеева сказала о том, что платья и шелковые платки, врученные выпускникам, – это подарок преподавателей учебного заведения10.
10 Эрмат. Ўзбек хотин-?изларбилим юрти ?ис?а тарихидан // Туркистон, 1923, 14 октябр.
Следующее фото я аттрибутировал "12 октября 1923 года" по тексту Д. Насреддиновой. Мы видим значки на 4 девушках, платок на шее у одной и на коленях у другой.. Пять девушек в тюбетейках и одна в платке. И слева, со значком, по виду татарка, то есть это Манзура Янгулатова. Конечно, могут быть ошибки в таком деле.. Место съемки тоже что и в Акушерском техникуме, то есть на Тахтапуле.

Есть еще виньетка 1(2)-выпуска УзЖенИнПроса в 1924..

1923-10_Uzb-Zhen-InPros-1-vyp_n55
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Еникеевой Сагадат;
Комм=КР=:
[рус] 1923 1-выпуск узбекского женского института просвящения.
Марьям Якубова, Фатима Бахтиева, .. Насрия, С. Яушева (фотостудия в Ташкенте)
Сидят-справа-2 Захида Бурнашева, 3 Сагдат Еникеева,
Стоит-справа-4 Марьям Еникеева (родители - Сагдат и СахибГирей Еникеевы)
По виду Сагадат Еникеевой и ее дочери на этой фотографии можно предположить некий конфликт..
yaushevfamily.wordpress.com
.. Вскоре после возвращения она бросает мужа и сына Яушевых, занимается научной деятельностью, повторно выходит замуж за советского генерала. Контактов с сыном, по воспоминаниям, Марьям избегает, даже когда он пытается связаться с ней сам..
А. Расулов, А. Исокбое, Д. Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр238
Согласно отчету С. Еникеевой от 3 декабря 1923 года, структура института состояла из 3 подготовительных, 1 основного, младшего класса, предназначенного для обучения девочек в возрасте от 8 до 12 лет. В институте были созданы политический и литературный клубы. Молодежь издавала газету «Кызил кунгирок» («Красный колокол»). С. Еникееву хорошо знали и уважали Ю. Ахунбабаев и Файзулла Ходжаев.
Д. Насриддинова (исследователь Наманганского госуниверситета, Узбекистан)
В НАЗИДАНИЕ ПОТОМКАМ
В 1923 году заново был сформирован преподавательский коллектив женского учебного заведения. Были приглашены лучшие педагоги и воспитатели, опытные преподаватели Ташкента: Насретдинова, Бахтиярова М., Капкаева Хадича, Яушева Марям, Бахтиозина Ойша, Яушева Сарви, Юсупова М., Бойбурова Шагида, Бурнашева Загида, Рамгулова и воспитательница Алиева13.
13 ЦГА Р Уз, ф. Р-34, оп-1, д. 1333, л. 224.

1924

1924 январь.. умер Владимир Ильич Ленин..

Жен-отдел..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.226-227
Две женщины-узбечки из Хорезма приняли участие на 4-м съезде рабочих и крестьянских депутатов
Туркестана в качестве делегатов. Одна из них, Н. Абдусаламова, была избрана членом
Центрального Исполнительного комитета ХНСР. Хорезмийки Г. Сафарова и Н. Атаджанова были одними
из первых прогрессивных узбекских женщин.
В январе 1924 года они прибыли в Ташкент и выступили на совете руководителей областных женских отделов с докладом о проделанной работе среди женщин в Хорезме¹.
¹ Любимова С.Т. Женщины в Хорезме // Туркестанская правда. 1924. 7 марта.

ТатИнПрос..
yaushevfamily.wordpress.com
1923 Ташкент - ТатИнПрос (шк10имПушкина) +комм с16(18)
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Еникеевой Сагадат;
Ср-ряд-справа - Абдурахман Саади (Сагди), Сахдат Еникеева (зав.УзЖенИнПрос), Захида Бурнашева (поэтесса), Вали Еникеев
Верх-ряд-3-слева - Марьям Еникеева (муж - Искандер Файзуллин)
Нижн-ряд-справа - Марьям Якубова (в очках) - врач, организатор АкушерМедТехникума
Ташкент 1923? - скорее 1924..
Место съемки - похоже ОДО..
Сидят:
- ГабдРахман Сагди (справа в очках),
- Марьям Якубова (ниже левее Сагди),
- Сагадат Еникеева (левее Сагди),
- Захида Бурнашева (в середине в очках),
- Вали Еникеев (рядом с Бурнашевой).
"шк10имПушкина" - скорее всего ошибка, ИнПрос Тюркских НацМен был по адресу ул.Пушкинская,11, а Школа №10 была имени "Ману" (согласно справочнику 1925 года и там ул.Арцоноянская.. что-то из Ману или даже Рамаяны :)
А вот 10-школу им. Пушкина на Полиграфической построили только в 1937.
Татарскими были тогда школа №12 им. Вахидова (Вахидия) на Ленинской,10 и № 15 им.Марджани на Ирджарской (это мечеть на Воскресенской)
"Марьям Еникеева (муж - Искандер Файзуллин)" - насчет мужа, возможно, он был после генерала (или он и есть генерал?).. Рядом с Марьям Еникеевой девушка которая рядом с ней и на фото 1923-10_Uzb-Zhen-InPros-1-vyp_n55 (см.ниже - 1924 октябрь) Из стоящих на фотографии 1-слева, похоже, Валя Паничкина из Коканда (см. "Историю семей", её сестра в 1925 выйдет замуж за Сатурнова и их дочь станет женой Рашида Кисеева, а у его дочери от второго брака родится моя дочь :)
НарОбраз.. Кельдыбеков работал учителем в Мирзачюле
В автобиографии 1948 года говорится:
.. работал по 1923 год. По климатическим условиям мне пришлось выехать из Мирзачуля в Ташкент, где до настоящего времени работал и работаю по линии Народного образования.
1924 Ср-Азия сид-сл-4 Кильдыбеков н110
1924-02-15 Ташкент (пос.Луначарский) — учителя и ученики н81
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Кильдыбекова;
[тюрк] Фото учеников 3-старш-группы с учителями школы отдела просвящения Ташкент. уезда.
15 февраля 1924 года. кишлак Луначарский (пригород Ташкента)

Сидит-слева: 4. Кельдыбеков.
Далее о нем в Старый город 1926..28
1924app arh-uchit-Maksumjanova n26
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Максумджанова(учитель);
АбдиХан АбдРахман-улы МахсумЖанов

Книжка в руках девочки похожа по рисунку на Астрономию или, скорее, это География. Но попытки прочитать заглавие ни к чему не привели (Г. ШАЯЛЕНА :) Если текст на латинице, тогда фото 1927-30 годов (GEOGRAFIIA). Еще можно попытаться определить время по галстукам, по истории пионерии СССР.

Место указывает пальцем на карте мальчик и это Сиэтл - побратим Ташкента (неужели тогда тоже ездили в гости :)

Хуснут Мухсумадьен (2022) ОПАСАЛИСЬ РЕЗНИ: РОЖДЕНИЕ УЗБЕКСКОЙ ССР
28 марта 1924 г. Средазбюро ЦК РКП(б) приняло постановление «признать размежевание по национально территориальному признаку в масштабе Средне-Азиатских республик своевременным и целесообразным..

Гульчера Хамзина
prtuz.tatarstan.ru
«.. нарком юстиции Узбекистана ..»

Фатых АбуБакиров
1987 Тауфик Айди — Тылсымлы куч стр.19..22
2. «Джигитство таким бывает»
В 1924 возвращается в Средюю Азию ..
переводчик лектора на курсах работников судов ..
студент Юридического техникума ..
Сахи Рахмати
* женат на дочери бывшего указного муллы Ташкента Мавдута Ахтямова — Марьям, дочь — Рашида.
учитель тат.языка и лит. Хабибуллина А.Р.
«Славный сын своего народа»
- активный сотрудник политотдела 1-ой революционной Туркестанской армии. После упрочения советской власти в Средней Азии Сахи Рахмати остался в Ташкенте и посвятил всю свою жизнь журналистской деятельности. Работал в судебных органах, участвовал при редактировании газеты «Шарык хакикате» (Справедливость Востока)

Выпуск почтово-телеграфных работников..
Б. Эргашев "11 июня в истории Ташкента и всего Узбекистана"
Состоялся выпуск почтово-телеграфных работников, прошедших специальные курсы Среднеазиатского округа связи. Курсы окончили 48 человек (узбеки, киргизы, татары, уйгуры; среди них 7 женщин – три узбечки и четыре татарки).

Сахиб Еникеев 68 лет

МуллаГали Яушев[81] 66 лет

Зариф Исмаил-улы Махмудов[15] 36 лет
Эхо веков 2000 3-4 «Народный генерал» Рафаэль Зарипов-Кильметов (по мат. Хаят Еникеевой — плем.С.Г.Еникеева)

С. Еникеев хорошо знал несколько языков: русский, татарский, персидский и арабский, служил много лет переводчиком. Военное дело не любил, мечтал выйти в отставку и стать писателем.

После революции С. Еникеев преподавал на восточном факультете, работал в нотариальной конторе.
* AK: В сентябре 1924 года Восточный институт объединился с университетом
1924app Tashkent Yaushev i gen-Enikeev
Возможно 1924 год.
Фото из Еникеевы, родственники Муллагали Яушева

Во главе стола — генерал Еникеев (1856-1929).
В центре — МуллаГали Яушев (1858-1927).

.. Жена Муллагали Яушева, Мафтуха, с 1925 по 1930 г. преподает рукоделие и искусство в училище ..
Зариф Исмаилов в Ташкенте
.. предыдущая часть в разделе "1923"..

В 1924 родился Анвар.
И еще мама вспомнила, что Зариф-бабай во время НЭПа имел обувную лавку.
Так же был случай когда Зариф спрятал деньги на дереве во дворе и потом его арестовали. Он подозревал, что хозяйка дома видела как он прятал деньги. Поэтому они переехали на другую квартиру.

Далее о семье в Старый город 1929..31

Жен-отдел

Клубы, школы, газета…
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.225-226, 228-229
С 1924 года началось государственное финансирование строительства новых клубов¹. К 1924 году количество школ для девочек значительно увеличилось благодаря активности женских отделов на местах. В 1924 году в Хиве открылась школа для девочек на 40 мест. В это же время была организована женская вечерняя школа для взрослых. Комсомольская ячейка в Хонке, Гурлане и Новом Ургенче состояла из 20 девушек.
¹ Нишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-кизлар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 78.
.. В результате эффективной работы школ по ликвидации неграмотности среди узбекских женщин также сформировались молодые учителя, которые начали вести свою деятельность в местных школах. Например, по данным 1924 года в более чем 2000 школах для девочек в Туркестане работали 342 молодых узбекских учителей³.
³ Насырова Х. Женщины Узбекистана в борьбе за мир. Ташкент: Госиздат, 1954. С. 30.
.. Большое значение в успешной деятельности отдела женщин при ЦИК Туркестана среди местных женщин сыграла газета «Янги йул» («Новый путь»), являющаяся изданием данного отдела.
Газета «Янги йул», освещавшая женское движение, в 1919–1934 годах считалась одним из авторитетных печатных изданий в Узбекистане. В основном там публиковались статьи о культурно-просветительской работе среди женщин².
Учитывая растущий спрос на эту газету, с 1924 года руководитель женского отдела при ЦИК Туркестана С. Любимова в своем обращении в типографию 3 раза просила разрешения на дополнительную печать тиражей газеты «Янги йул»³.

² Алимова Д.А. Женский вопрос в советской историографии Средней Азии (20–80-годы): дис. … докт. ист. наук. Ташкент: 1991. С. 40.
³ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 2639. Л. 77.
С 1924 года активно велась агитаторская работа среди женщин. Женские клубы повсеместно открывали «красные уголки». Целью было быстрее «раскрыть» местных женщин и привлечь их к производству, основываясь на требования партии. 5 июля 1924 года руководитель женского отдела при ЦК С. Любимова в письме политуправлению просвещения Туркестана предложила создать в провинциях дополнительно 5 клубов и 50 «красных уголков» для культурно-просветительной работы среди местных женщин¹.
..
¹ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 2575. Л. 361.

Женские школы в Узбекистане в 1924–1925 учебном году

Ташкент - 27 школ - 7599 учащихся

Акушерский техникум..
опубл: 2020
Два фото из архива Марьям Якубовой студенток и преподавателей Акушерского техникума за 1924 год, причем в той же комнате что и фото 1923 года обозначенного как роддом №3.
1924 Акуш-техникум н170=с126(136)
комм: [рус]
Памяти Фельд. Акуш. Курсов, Ташкент 1924-25
Зайнаб Исмагилова-Уразаева 3-справа, левее девочки в тюбетейке

Судя по сирени это май.. В руках у студентки книжка ЗООЛОГИЯ.. Экзамены..

— на виньетке 1925 Ташкент — Мед-техникум Акуш-отд 4-вып с30 похожа на 11 — (у)а с(в)а ба ха у дтнва, а девушка которая сидит-слева-2 соответствует 32 — зух(р)а (б)а(х)а д ир и(т,ж)а нва.

Девушка сверху-слева-1 похожа на фото 1923 Ташкент — Акушерский техникум с20 сидящую-3-справа..

1924 Ташкент — Акушерский техникум — 1-вып с111(118)
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Якубовой Марьям;
По фото 1923 и 1925 узнаваемы:
Сидят-слева:
1-?, 2 — Амина Яхина (муж Терегулов), 3 — Захида Бурнашева, 4 — Гульсум Асфандиярова, 5 — Нурия Байбекова, 6 — Марьям Якубова, 7-?, 8-?, 9 — Комкова, 10 — Сергеева.
Далее о Мед-техникуме ниже в разделе 1925 год ..

Шамсутдиновы..
1925app_arh-K-Shamsutdinova_SAM_3786 =Коллекция Рафаэля=; арх-Каримдата-Шамсутдинова;
Мужчины есть на фото примерно 1910 года (еще не опубликовано)

* Интерьер тот же, что и фото Акушерского техникума на Тахтапуле

1924-10-27 Ташкент — парад в честь обр-УзССР +комм
Парад Ташкентского гарнизона в день образования Уз.С.С.Р 27 октября 1924 года
Ташкент I vsedaokolo.uz.

УзЖенИнПрос 1(2)-выпуск..
.. был еще 1-выпуск в октябре 1923..
Как подчеркивала заведующая [УзЖенИнПрос] С. Еникеева, в учебном заведении были организованы читальня и библиотека, театральный и музыкальный кружки. Театральный и литературный кружки ставили спектакли и давали концерты для женщин местной национальности в краевом женском клубе. Для интересующихся музыкой были организованы кружки игры на рояле и балалайке, членами кружков были свыше 30 женщин». [в центре - серп и молот] УзССР
[* то есть фото после октября 1924]
[arab]..
[рус] 1(2)-ый выпуск женского узбекского инпроса
Слева.. Верхний ряд 9 чел..
с. мухаммади
дириктр сагадат хакимва [Сагадат Еникеева, Хакимова - это фамилия по отцу]
и. нииази.
.. мудири . наср сайидф
[фото в центре] б. баязин [Бурхан Баязитов]
.. камисар и . рахим инагамф [Рахим Иногамов]
м . иаушува [Марьям Еникеева, Яушева по мужу]
.. з . ф . кутуф [Кутуев?]
байднуф
Второй ряд 4-слева и 4-справа:
г . шамидуллфа
а . ф . кутуй
вмаи . инкиин
м . рашидф [Рашидов]
г . сагди [Абдурахман Сагди]
с . нзирф [Назиров]
и . усманф [Усманов]
х . бахтиарф [Бахтияров]
Третий ряд 11 чел..
з . иксунва
рашиаискандрва
х . рахматуллина
шахиддмадрумва
хасианрахимва
саираназирва
мамимарданва
дудибрамива
кимдииарохива
з . хабхан
кашвниава
Четвертый ряд 9 чел..
..
иаркава
мариам иаккубва [Марьям Якубова]
ш . ...
...
зумара ша.ива [на фото 1924_Akusherskii_tehnikum_n170=c126(136) стоит с книгой]
б . тариф
х . касси
...
и внизу две..
х . капкаива [Капкаева?]
фатима бахтива [Бахтеева?]

1924 ноябрь
Театр..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.143
10 ноября 1924 года труппа татарского театра поставила в здании «Колизей» спектакль по пьесе татарского писателя З. Башира «Зульхабира». Была показана политика царского правительства по насильственному крещению татар.
Роль Зульхабиры мастерски исполнила Гульсум Болгарская.
В местной прессе этого периода большей частью представлены статьи с положительным отзывом о деятельности татарских театральных трупп. На наш взгляд, причина этого в том, что труппы татарского театра ставили спектакли, соответствующие вкусам местного населения и настроению времени. 18 ноября 1924 года труппа татарского театра, находившаяся в поездке по Туркестану, в здании «Народной думы» в Ташкенте поставила спектакль «Юсуф и Зулайха».
Роль Зулайхи исполнила Гульсум Болгарская, а роль Тахира – Галиасгар Камал.
За успешное исполнение ролей Татаро-башкирский комитет помощи¹ наградил Г. Болгарскую золотой медалью, а Г. Камала – серебряным портсигаром².

¹ Комитет оказывал социальную и культурную помощь проживающим в Туркестане татарам и башкирам.
² Эрмат. Юсуф ва Зулай.о // Туркистон. 1924. 24 ноябрь.

1924app_22-chel_c29
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Еникеевой Сагадат;
Странное фото из архива Сагадат Еникеевой.. Знакомых лиц нет.. Только девушку слева Рафаэль определил как Марьям Еникееву.. Может это 1926-30 Баку и Марьям так изменилась? Но интерьер ОДО! Есть вариант ИнПроса НацМен.. (или просто - "золотая молодежь" :)

* 5 декабря 1924 г. временный революционный комитет Узбекской ССР в воззвании ко всем трудящимся Узбекистана возвестил образование Узбекской Советской Социалистической Республики. (1954 Х. Т. ТУРСУНОВ — НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ОБРАЗОВАНИЕ УЗБЕКСКОЙ ССР)


1925

ИнПрос..
1925 Ташкент — Справочник — Учебн-завед
1925 Ташкент — Справочник — Учебн-заведстр.159 справочника Ташкент-1925 «Учебные заведения»
Показаны — САГУ, РабФак, САКУ, Мед.Техникум, Узб.ИнПрос, Тадж.ИнПрос, ИнПрос Тюрк.Нацмен, Тузем.-Евр.ИнПрос, Школы ФабЗавУча..
Институт Просвещения Тюркских Национальных меньшинств (т.е. неузбеков — киргиз, татар..) был расположен в интересном здании по адресу ул. Пушкинская, 11..
Вокруг этого места часто возникают споры на Письмах о Ташкенте.
От себя добавлю, что это здание возвели еще до революции для Ремесленного Училища, а потом, до 1966 там была 44-школа. Потом я учился в 44-школе, но на Чиланзаре, ей просто присвоили номер вместо снесенной в центре Ташкента, а на ее месте построили шикарный «Детский мир», причем — по обеим сторонам Пушкинской. Но, в 90-х «детский мир», просуществовав почти 100 лет, превратился в пошлые бутики и рестораны.. полный деградасьон..
Ханнан Идрисович Уразай «Уранский»
.. учился в Казани ..
Вот что рассказывает сам Рафаэль Зарипов-Кильметьев о своем двоюродном деде:
По ленинской путевке в 1925 поехал в Ташкент для ликвидации безграмотности.
Далее: главный редактор по латинизации ..
2002 1/2 Время в судьбах и документах
Узбекский период научной деятельности профессора Газиза Губайдуллина
н. с. Инст-истории АН РУз Ренат Шигабдинов
Нам посчастливилось обнаружить в Центральном Госархиве Республики Узбекистан письмо, которое Валиди отправил в марте 1925 года из Берлина на имя председателя Института просвещения Узбекистана для последующей передачи историку Пулату14 Салиеву, с которым он был знаком еще со времени своей первой поездки в Туркестан в 1913 году. В письме Валиди жалуется старому знакомому на то, что итог его исторических изысканий в библиотеках Парижа и Берлина — ряд написанных исследований — остается невостребованным по причине значительных трудностей с их изданием. Поэтому он просил сообщить о возможности издания и распространения в Узбекистане своей «Истории Туркестана»15.
1925 Татарская литература в жизни татарского народа-2
опубл.2021
Пред.статья: 1923 =Татарская литература в жизни татарского народа=

Сотрудничество исследователей из разных стран дает удивительные результаты. От наших друзей и партнеров по исследованиям в Бишкеке получены уникальные документы о деятельности Методико-Издательской Комиссии Тат.Баш.Центр.Бюро СовНацМена НарКомПроса РСФСР. Вот что пишет Асель Даниярова:

«Я продолжаю работать над книгой о Базаркуле Даниярове. Кроме прочего, он еще был активным членом Кара-киргизского Академического центра Наркомпроса Туркестана, затем после размежевания — Акцентра/Научной комиссии ОблОНО Киргизской АО.

«В бишкекском архиве фотографировала папку с документами Акцентра, в ней оказалось несколько страниц протоколов Акцентра татарско-башкирского в Ташкенте, касающихся подготовки книг, издаваемых для цели просвещения.
Может быть, вам будет интересно, отправляю вам.»

«.. Из национальных Научных Комиссий после размежевания республик были образованы АкадемЦентры, из которых потом выросли национальные Академии Наук. В Узбекистане создавали узбекскую Академию Наук. Кара-киргизская научная комиссия тесно сотрудничала с киргизскими студентами КирИнпроса в Ташкенте, и из них вышли ученые, заложившие основы для создания научных институтов и Киргизской Академии Наук…»

О Базаркуле Даниярове, выпускнике Киринпроса в Ташкенте, прекрасные статьи на сайте daniyarov.kg › люди › личности кыргызстана. базаркул данияров..

Первые годы советской власти были сложными для всех. В документах по Киринпросу дается описание неблагоприятных условий проживания и учебы первых студентов, необходимые мероприятия и средства для нормализации ситуации.

Примерно такое же трудное положение было и у Таджикского Инпроса. Интересные комментарии и фотоматериалы по этой теме в обсуждении заметки «Что? Где? Когда?» на «Письмах о Ташкенте».


В документах присланных Асель Данияровой рассматриваются и утверждаются планы выпуска татарской литературы — учебной и для библиотек. В них мы видим знаменитые фамилии авторов в рабочей обстановке, в процессе благородного дела народного просвещения. Знаменитая Вахидия (школа№12) и 15-школа Ташкента учились по этим учебникам.

1. ПРОТОКОЛ №14
Заседания Методико-Издательской ПодКомиссии Тат.Баш.Ц.Бюро СовНацМена НКП РСФСР от 22/IV — 1925 года.
Присутствуют т.т. Нигмати, Мансуров, Насыров, Полянский, Юсупов.
Председатель т.г. Нигмати. Секретарь Полянский.

Повестка дня.
1. Просмотр рукописи т.Богданова и Джедяль "Изменения земной коры".
2.Просмотр рукописи т.Урманчеева "Эстетическое воспитание".
3.просмотр рукописи Ураз Мухамедова "Как вести беседу в пионер отрядах
4.Система народного образования в нац.разрезе "Рукопись Мухитдинова.
5.Просмотр плана книг Ахмедова "Происхождение земли и жизни на ней.
6.Заслушание отношения Тат.Акцентра от 2/IV с.г.
7.Заслушание заявления т.Балидова "Переиздание его работы -Грамматика
тат.языка".
8.Порядок составления рецензий.

2. ПРОТОКОЛ № ..
Заседания МетодикоИздательской П/Комиссии ЦеБюро Т/Б СНМ НКП от 25/IV-25 г.
Присутствуют: Нигмати, Муштари, Насыров, Бикчентаев, Полянский.
Присутствуют: Нигмати,Муштари,Насыров, Бикчентаев,Полянский.
Председатель Нигмати
Секретарь Полянский.

ПОВЕСКА ДНЯ.
1. Рецензия т.Насырова на рукопись Бикчентаева "Педология"
2. Просмотр примерного плана курсов по переподготовке.
3. Выделение Комиссии за просмотру программы родного языка в пед-техникумах
4. Избрание коллектива для проработки программы русского языка в педтехникумах.
5. Прсмотр плана второй и третьей книги по родному языку.
6. Составление плана "Настольной книги учителя" на тат.языке
7. Выделение коллектива для проработки программ русского языка в нац.школах
8. Просмотр рецензии Мансурова на рукопись коллектива и обществоведении.
9. переиздание рабочего и крестьянского букварей.
[лист плохо читается, еще штамп и надпись..]

3. ПРОТОКОЛ
Заседания Методо-издательской Подкомиссии ЦБ Т/Б СНМ РСФСР от 7/V-25 г.
Присутствуют: Нигмати, Муштара, Мансуров, Насыров, Полянский.
Присутствуют..

--------
СЛУШАЛИ
--------
1. Просмотр и утверждение схематической программы райкурсов по переподготовке.Доклад т.Муштари
2. Просмотр рецензии т. Терегулова .. на рукопись т. Богданова и Джадяль "Изменение описания поверхности".
3. Об издании узбекской литературы для совпартшкол. Информация т. Муштари
4. просмотр рецензии т. Нигмати на перевод т. Насырова "Резолюции III с"езда по дошкольному воспитанию".
5. Проект рецензии т. Мухамадова на рукопись т. Урманчеева "Эстетическое воспитание".
6. Выделение библиографа для тат. и русск. пр.. о по.. просв.. литературе на тат.языке.
--------
ПОСТАНОВИЛИ
--------
1. Схематическая программа с .. ракурсов утверждается.
3/ Книга для детской библиотеки не подходит.
3/ Сообщение т. Муштари принять к сведению. В 25/26 уч. году необходимо предусмотеть издание, обно.. литературы для совпартшкол.
4/ Рукопись принять к изданию со от..сти .. редактированием.
5/ Вернуть автору для поправления согласно рецензии. Последн.. включить в педсборник.
6/ Поручить ведение библиографии Салахову.
4. ПРОТОКОЛ
Заседания Мет.-Изд. Подкомиссии Т/Б Цебюро СНМ НКП РСФСР от 22/V-25 г.
Присутствуют: Салехов, Насыров, Нигмати, Мансуров, Полянский, Мухамедов..

Обсуждаемая литература:
1. рукопись Богданова и Джеляль «Изменения земной коры» — передать на рецензию Мух.Терегулову.
2. рукопись Урманчеева «Эстетическое воспитание» — передать на рецензию Мухамедову — включить в педсборник.
3. рукопись Ураз Мухамедова «Как вести беседу в пионер отрядах» — передать на рецензию Нигмати.
4. рукопись Мухитдинова «Система нар.образ. в нац.разрезе» — передать для редактирования Мансурову.
5. план книги Ахмедова «Происхождение земли и жизнь на ней» — передать для просмотра Нигмати.
6. рецензия Хасанова на рукопись Юсупова «Математика II» по Ланкову —
7. план переводных работ по народн.просвещению — принять к сведению.
8. переиздание работы Балидова «Грамматика тат.языка» — отклонить.
9. рукопись Бикчентаева «Педология» — внести изменения.
10. план второй и третьей книги по родному языку — утвердить.
11. план «Настольной книги учителя» на тат.языке — поручить составл. Юсупову.
12. коллектив для проработки программы русского языка в нац.школе —
Терегулов, Муштяри.
13. рецензия Мансурова на рукопись «Обществоведение» — утвердить.
14. переиздание рабочего и крестьянского букварей по Т/Б — подготовить.
15. издание литературы для совпартшкол — обновить список
16. рецензия Нигмати на перевод Насырова «Резолюции III с»езда по дошкольному воспитанию» — принять к изданию.

Жен-отдел
Борьба с неграмотностью..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.224-229
С 1925 года усилилась борьба с неграмотностью, и к этому процессу были привлечены местные женские отделы.Они также занимались трудоустройством учителей, присланных из Ташкента, осуществляли контроль за обучением. Отдел женщин при Среднеазиатском бюро (Средазбюро) 22 мая 1925 года дал указание Обществу по ликвидации неграмотности обеспечить школы и курсы подготовки учителей суммами от 567 до 2936 рублей³.
³ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 2581. Л. 36.
жен-клубы.. По данным 1925 года, первый женский клуб в старой городской части Ташкента насчитывал 578 членов, из которых 405 составляли узбечки, 96 – татарки, 49 – бухарские еврейки, 13 – русские, 6 – уйгурок.В конце 1925 года выпускницы школы ликвидации неграмотности при клубе успешно сдали экзамены перед представителями Ташкентского политического управления образования¹.
¹ НА РУз. Ф. Р. 94. Оп. 1. Д. 226. Л. 41–43.
1925 октябрь
заседание председателей жен-отделов..
29 октября 1925 года под председательством С. Любимовой состоялось заседание председателей женских отделов республик Средней Азии.
Вместе с руководителями женского отдела при Центральном Исполнительном Комитете Узбекистана присутствовали инструктор женского отдела Кировского обкома РКП(б) татарка Каримова, руководитель женского отдела Ташкентского уезда Тухта Биби, инструктор данного уезда Аксентович, заведующая женским отделом Старого города Ташкента Джалилова и другие.
На совещании были обсуждены методы и формы агитационной работы среди женщин в Средней Азии рассматривались такие вопросы, как подготовка, вовлечение местных женщин в производство².
² НА РУз. Ф. Р-86. Оп. 1. Д. 3620. Л. 9–10.
Красные чайханы.. В 1925 году в женских клубах работало 1395 человек. Но организация рабочего процесса и деятельность женских клубов, организованных в отдельных городах и районах, шли медленно.
Например, в женских клубах Намангана, в течение 2–3 месяцев не было проведено ни одного мероприятия¹.
¹ Ишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 83.
Особое место в агитаторской работе среди женщин занимали «Красные чайханы». В них проводились не только собрания, но и велась агитационная работа.Например, руководитель женского отдела БХСР татарка Зухра Баимбетова рассказывала, что в «Красных чайханах» женщины собирались раз в 10 дней и читали книги, политические материалы, слушали радио.Для женщин также были открыты отдельные чайханы, при которых созданы политические кружки и школы по ликвидации неграмотности².
² Биктемирова Т., Хамитбаева Н. Татарки просветительницы. С. 12.

Мед-техникум
Акушерское отделение
опубл.2020
1925 Ташкент — Мед-техникум Акуш-отд 4-вып с30
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Якубовой Марьям;

Комментарий с немецкой описи:
4-вып мед-техникума, Ташкент 1925
— Марьям Якубова (3. von links, oberste Reihe),
— Амина Терегулова (unterstes in der Mine),
Шамседдинова (oberste Reihe, 2. von rechts),
— Г. СайфельМулюков (oberste Reihe, 1. von rechts),
— Г. Алпаров (2. Reihe von oben, ganz rechys),
— Бурхан Баязитов (2./3. Reihe von oben, ganz links),
— Асма Галиева (oberste Reihe, ganz links)

Для расшифровки имен пронумеруем отдельные фото на виньетке:
- — — — 1 — 2 — — 3 — — 4 — — — 5 — — — 6 — — 7 — — 8 — 9 — — — —
10 — 11 — 12 — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 13 — 14 — 15
— — — — — — — — 16 — 17-18-19 — 20 — 21-22-23 — 24 — — — — —
— — — 25 — — — — — — — — 26 — — — — — 27 — — — — — — — — 28 — —
— — — 29 — — — — — — — — 30 — — 31 — — 32 — — — — — — — — 33 — —
— — — — — 34 — 35-36-37 — — — — — — — 38-39-40 — 41 — 42
Надпись на левом фото: Радйлнй булмаси
Надпись на правом фото: Апйратсйа булмаси
1 — Асма Алиива
2 — Н.И. Чаиптавск?
3 — Марьям Якупва — есть на фото 1923-06-30 Ташкент — Роддом № 3 с112(119)
4 — Шва ? сман
5 (в центре) — Ахзам Исайаф
6 — Гулсум Асфандйиарва — есть на фото 1923-06-30 Ташкент — Роддом № 3 с112(119)
7 — С и а у т ф
8 — Х. Шамстдинва
9 — Х. Сайфулмулукф
10 — Бурган Байазитф — есть на фото 1923-06-30 Ташкент — Роддом № 3 с112(119)
11 — уа сва ба ха у дтнва[Васва Бахаутдинова?] — похожа на фото 1924 Акуш-техникум н170=с126(136) по комм.Рафаэля — Зайнаб Исмагилова-Уразаева 3-справа, левее дев.в тюбет.
12 — А ? ? х к ? л ? ? ?к??
13 — М. н?а ?на б нисма ?афа
14 — хгз ?? а йу лтиф
15 — Х. А л?а р ф
16 — ? ??ла ?м д й?йа ?ва
17 — Мафтуха игтйса мва
18 — Фатйма а й? ? ва
19 — Малика Азйзва
20 (в центре) — Лйубймава
21 — ?. П??а ???л з йа рва
22 — Сабира Ша а му ма мйр ва
23 — Хабиба Инайатва [Иноятова]
24 — Марйам ма у л? дава [Мавлюдова]
25 — наина иг
26 — на . фйса ма??р ва
27 — Сахадат р у з йа фййва
28 — М. Паташва (похожа на Марьям Паташеву на ретушированном фото 1912 года, но на других фото это Марьям Еникеева — дочь Сагадат и генерала Еникеева)
29 — ф? ?н?к?ва
30 — ??у?? су ??нку ?ва
31 (в центре) — Амина Тригулва — есть на фото 1923-06-30 Ташкент — Роддом № 3 с112(119)
32 — зух(р)а (б)а(х)а д ир и(т,ж)а нва — есть на фото 1924 Акуш-техникум н170=с126(136)
33 — С? . Сиргййва — есть на фото 1923-06-30 Ташкент — Роддом № 3 с112(119)
34 — шпш ф
35 — в у ?ку ф ?
36 — Ибрагимва
37 — Афанасйф
38 — Калинин
39 — Х . гурм??ф
40 — А . Анр р ййва (? на фото мужчина)
41 — Диванава
42 — ? . Комкова — есть на фото 1923-06-30 Ташкент — Роддом № 3 с112(119)

Фамилия Диванова возможно связана с Худайберген Диванов. Первый узбекский фотограф

Еще фото Мед-техникума в 1926..28 Старый город

Курсы воспитателей детсадов..
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Еникеевой Сагадат;
Комм=КР=:
сидит на стуле 3 справа - преподаватель Марьям Еникеева
стоит в бел платке - Зульфия Умидова (.. Янбаев)
* Похоже фотостудия ОДО..

* Девушки в зимней одежде.. возможно зима 1925-26..

* В 1926 Марьям Еникеева уехала в Баку

Театр..
Миллиард Татар
Преподаватель тюрко-татарского училища А. Алпаров отмечал, что все больше татарских женщин участвуют в культурно-просветительской работе среди местных. За прошедший период по их инициативе было проведено несколько встреч с местными женщинами, а также ряд концертов в Старом городе Ташкента. Татарки активно участвовали в организации клубов, театральных и художественных вечеров. Управлением просветительства (Главполитпросвет) был основан первый узбекский драматический театр. В труппе выступали две женщины-узбечки – Зарифа Амирова и Гавхар Гаффорова. В результате их участия в работе театра была заложена основа для дальнейшей деятельности уже узбекских актрис.

Фельетон
о Старом городе

Публикация фельетона Г. Гайдовского 1925 года вызвала возмущение современных читателей «Писем о Ташкенте» и это понятно — набор анекдотических штампов заезжего репортера. Но вот как он пишет о татарской активистке-бытописательнице (неясно — это та же Лидия Сейфуллина которую критикует Г.Якубовский в том же сборнике?) — «Ей нельзя было показаться в старом городе»!..

Туземная писательница Лола-Хан Арсланова-Сайфуллина (автор книги «Ичкары») водила нас по старому городу.

У ее родных нас кормили пловом.
Нам подали деревянные ложки, но обычно едят руками.
Если узбек захочет вам выказать особое расположение, он своей рукой сует вам в рот горсть рису. Это высший знак уважения.

Жуткие фигуры узбечек, быстро перебегающих дорогу, караваны верблюдов, арб — все это особенное, свое, самобытное, и как-то грустно становится, что культура сметет этот особенный быт, но должна смести.

За глиняными стенами в ичкары (женская половина), куда не может проникнуть европеец, до сих пор царят ужас и произвол. Во время нашего пребывания в Ташкенте один узбек в присутствии всех родных избил свою дочь до полусмерти только за то, что она хотела поступить в школу. За глиняными стенами царит до сих пор средневековая темнота, и надо много такта и умения делегаткам женотдела, чтобы пробить окно в это темное царство.

Лола-Хан Арсланова очень ярко и образно (в ее творчестве есть что-то родственное Рабиндранату Тагору) описала жизнь ичкары.
Ей нельзя было показаться в старом городе. По мнению узбеков, она выносила «сор из избы».
Сейчас тов. Арсланова пишет роман из жизни узбечек.

СредАзБюро.. Калим Рахматуллин..

Орузбаева К.Б., Даниярова А.С. «Базаркул Данияров — первый педагог. Портрет на фоне эпохи«, 2021, 472с., стр.444..
ЗАЯВЛЕНИЕ ЭШЕНААЛЫ АРАБАЕВА
в ответ на исключение его из партии в связи с «письмом тридцатки»..
РГАСПИ. Ф. 121. Оп. 2, Д. 14. Л. 146-150
.. Проситель Арабаев Ишаналы
2/IX-25г.
Перевел Калим 560
560 Калим — по-видимому, Калим Рахматуллин (1903-1946), литературовед, окончил САГУ, в это время работал в СредАзбюро


Следующая часть: Ташкент 1926..28