tatar.uz

folk history

anvarkamal@mail.ru
Flag Counter

Казань 1905..16

Казань 1917..28

2025-06-25..27


Казань 1917..18
С. Терегулов
.. приехал из Нижнего Новгорода как делегат на Всероссийский съезд воинов мусульман ..

автобиография Терегулова С А (1941)

.. В июле 1917 гарнизон города выбрал меня делегатом на Всероссийский съезд воинов мусульман в г. Казань, где я и остался работать в Мусульманском военном совете в Культурно-просветительном секторе. В 1918 г. при общей демобилизации старой армии я был демобилизован.
Болел воспалением слепой кишки и перенес операцию. ..
Далее:
Терегулова с августа 1918 работает в в Уфимском городском самоуправлении.

 

Казань 1919
Татарская бригада
Рафиков
Первая коммунистическая ячейка была организована при политотделе бригады 27 мая 1919 года в г. Казани. В то время в ячейке состояло всего 9 членов РКП(б) и 2 кандидата в члены партии².
² См.: ЦГАСА, ф.17, оп.1, д.91, л.7
Далее:
в декабре Тат-бригада в Ташкенте

 

Казань 1919-09..1920-03

Агит-поезд «Красный Восток»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.192..195
Исходя из опыта работы агитационно-инструкторского поезда «Красный Туркестан», а также социально-политической, военной обстановки в Туркестане Центр принял решение о создании агитационно-инструкторского поезда «Красный Восток», инициатором и организатором которого стало Центральное бюро коммунистических организаций народов Востока (ЦБ КОНВ)².
² РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 65. Д. 249. Л. 142–142об.
Высказав предложение по поводу создания агитационно-инструкторского поезда 24 сентября 1919 года, ЦБ КОНВ обратило внимание на необходимость использования всякой возможности вести пропаганду для укрепления советской власти в Туркестане, а также для дальнейшего идейного продвижения. Перед сотрудниками агитационно-инструкторского поезда «Красный Восток» стояли такие задачи, как определение образа жизни населения Туркестана, уровня знаний земледельческого народа, сферы влияния верующих. И в этом активно участвовали татары³.
³ ААП РУз. Ф. 583. Оп. 1. Д. 44. Л. 59.
Татары, являвшиеся также сотрудниками агитационно-инструкторского поезда, привлекали политработников Туркестанского фронта на специальные курсы по изучению узбекского языка. Но этого было недостаточно. Для командования Туркестанским фронтом считалось лучше использовать татар, которые хорошо знали язык, религию, психологию коренного населения. Надо призывать «из тех, кто хочет поехать в Туркестан… с осторожностью необходимо было выбирать в соответствии с его деловыми и политическими [взглядами]»¹.
¹ Коммуна (Самара). 1919. 5 декабря.
Исходя из вышеизложенных требований, для организации агитационно-инструкторского поезда «Красный Восток» были привлечены татары из Москвы, Петрограда и Поволжья, Приуралья. Особое место в этом отношении занимала Казанская губерния и располагавшаяся здесь ЦМВК по мобилизации агитаторов, политработников, инструкторов, редакторов для работы в поезде. ЦМВК также принимал активное участие в обеспечении агитационного поезда типографией, наборщиками, техническим персоналом и литературой тюркских народов. Например, в связи с подготовкой к отправке в Туркестан агитационно-инструкторского поезда «Красный Восток» в 1919 году с октября в соответствии с заданием центра в типографиях Казани приступили к переводу книг и брошюр «в духе революции» на узбекский и киргизский (казахский) языки. К 15 ноября 1919 года были изданы книги и брошюры на тюркских языках для агитационно-инструкторского поезда «Красный Восток»².
² РГАСПИ. Ф. 583. Оп. 1. Д. 44. Л. 157.
Анализ документов из архивов Москвы, Казани, Самары и других городов показал, что центр  эффективно использовал татарский язык при проведении своей политики по укреплению советской власти на местах, в частности в туркестанских республиках. В свою очередь, татары, считавшие себя «проводниками революции на Востоке», верили в справедливость и правду политики большевиков и служили активными агитаторами этой политики¹.
¹ Лишь немногие понимали, что социалистическая революция не принесет пользы тюркским народам, особенно народам Туркестана, но нанесет им вред. См.: Заки Валиди Тоган. Воспоминания (борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Уфа: Китап, 1994, 1998. Книга I, II.; Ахметзаки Валиди Тоган. Не сочтите за пророчество… Уфа: Китап, 1998; Юлдашбаев А.М. Известный и неизвестный Заки Валиди. Уфа: Китап, 2000.
М.Х. Султан-Галиев² 15 и 17 декабря 1919 года в своем обращении к Казанскому губкому в качестве заместителя председателя ЦБ КОНВ просит срочно мобилизовать пять человек в агитационный поезд «Красный Восток» и передать в распоряжение типографии «Восточная литература» 300 тыс. рублей на закупку литературы на тюркских языках и арабского шрифта³.

² См.: Мирсаид Султан-Галиев. Статьи. Выступления Документы. С. 193–198; Султан-Галиев М. Избранные труды. С. 215–222.
³ РГАСПИ. Ф. 583. Оп. 1. Д. 45. Л. 3; ЦГА ИПД РТ. Ф. 868. Оп. 1. Д. 218. Л. 337; Акрамов А. Братская помощь русского народа в строительстве социализма в Узбекистане. Ташкент: Узбекистан, 1982. С. 84–85.
Татарские просветители, проживавшие в Казани, с радостью приняли известие о том, что поезд «Красный Восток» отправляется в Туркестан для пропаганды революционных идей¹.
¹ ЦГА ИПД РТ. Ф. 868. Оп. 1. Д. 88А. Л. 133.
Согласно требованию Центра, первыми мобилизованными были М. Будаилов, Шагит Ахмадиев, Мухитдинов и др. По данным, предоставленным сотрудником агитпоезда Ялимовым, на заседании, состоявшемся 6 декабря 1919 года перед отъездом в Туркестан, было только «…в политотделе 13 сотрудников-мусульман, большинство из которых составляли татары. В мусульманских языках (имеются в виду тюркские языки. – Авторы) большая часть литературы опубликована в Казани»².
² Там же. Д. 229. Л. 62; Д. 547. Л. 2; СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 74А. Л. 10; ГАРФ. Ф. Р-1252. Оп. 1. Д. 136. Л. 13.
Далее:
Ташкент
Ш.Г. Ахмадиев
В.С. Шафигуллин
Ф.Ф. Султанбеков
А.Расулов, А. Исокбоев, Д. Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.196..200
В числе тех, кто прибыл в Туркестан из Казани в 1920 году на агитационном поезде «Красный Восток», был также Ш.Г. Ахмадиев¹.
¹ Ш.Г. Ахмадиев впервые приехал в Туркестан в начале 1920-х годов. Однако не ясно, основал ли он татарскую школу в Ташкенте в 1918 году. См.: Aйди Т. Тылсымлы к.ч. Казан: Татарстан китап н.шрияты, 1987. Б. 133.
Для Ш.Г. Ахмадиева должность редактора газеты не была чем-то новым: до мобилизации в поезд «Красный Восток», в 1918 году, он возглавлял в Казани первую советскую газету на татарском языке «Эш» («Труд»), также работал в газете «Красная Армия»³.
³ Мухарямов М.К. Труженик революций. Казань: Таткнигоиздат: 1988. С. 53; ЦГА ИПД РТ. Ф. 868. Оп. 1. Д. 242. Л. 252.Б.
.. Он внес большой вклад в развитие народного образования Туркестана с 1920 года, привлекая учителей, работников культурно-просветительских направлений из Казани, Уфы, Оренбурга, Самары и других регионов, а также поставляя в областные типографии мусульманский шрифт и оборудования.
Далее о Ахмадиеве в
Бухара — свержение Эмира 1920-08..-09
В.С. Шафигуллин также принимал активное участие в подборе кадров для работы .. Будучи известным журналистом, редактором издаваемых в Казанской губернии газет «Эш» («Труд») и «Кызыл Шарык» («Красный Восток»), он также принимал активное участие в подготовке агитационного поезда, поскольку хорошо знал издательскую работу, наборщиков и своих коллег, а также работал в Туркестане в качестве железнодорожного гида².

² Там же. Д. 10. Л. 51–52; Д. 44. Л. 156; ЦГА ИПД РТ. Ф. 868. Оп. 1. Д. 242. Л. 153, 170, 206.

В агитационном поезде «Красный Восток» в должности заведующего бюро отдела жалоб и предложений работал Ф.Ф. Султанбеков. Он был мобилизован из Мамадышского уезда Казанской губернии.

Георгий Сафаров и Ленин
из статьи «Татары и Средняя Азия» (May. 13th, 2012)
1920 год. В январе в Среднюю Азию направлен поезд «Красный Восток», комиссаром которого назначен Георгий Сафаров, работавший в свое время и на Урале.
Из татарских большевиков с поездом отправлены А. Гумеров, Ш. Ахмадеев, Ф. Султанбек, М. Будайли (заместитель Г.Сафарова, редактор поездной газеты «Кызыл Шарк», выходившей на четырех языках), беспартийные работники.
Перед отправкой поезда с руководителями бригады имел полуторачасовую беседу Ленин, разъясняя, насколько важна их миссия.
Далее:
Агитация и мобилизация 1920

 

Учителя в Туркестан
milliard.tatar
В обеспечении Туркестана необходимыми педагогическими кадрами ЦБ КОНВ, ЦМВК руководство ТАССР провело большую работу. Например, 13 апреля 1920 года в документе, выданном Стакову, И. Алимбекову, У. Габикову отмечается, что они мобилизуются в Туркестан в качестве учителей. Некоторые татарские учителя подали заявления в губернский отдел народного просвещения (ОНП) по месту жительства с просьбой мобилизовать их в Туркестан по их специальности. Например, в заявлении, поданном Г. Шарафутдиновым из Вятской губернии в ЦМВК в марте 1920 года, он просил мобилизовать себя в Туркестан для ликвидации неграмотности. В документе, выданном ему ЦМВК в связи с мобилизацией в Туркестан, также отмечается, что Г. Шарафутдинов в 1918–1920 годах работал по линии народного образования. В марте 1920 г. в ЦМВК с заявлением такого содержания обратились Н. Халиуллин, Н. Абдурахманов, Н. Бахтияров. Среди причин, по которым многие татарские учителя оказались в Туркестане, был также голод 1921 года. Для прибывших учителей не хватало учебных пособий. По этой причине некоторые учителя сами заказывали и привозили учебники, учебные пособия (в основном на татарском языке) из Казани, Уфы, Самары, Оренбурга. Например, в августе 1920 года Назиров из Туркестана едет в Казань за необходимыми учебными пособиями и успевает привезти 75 книг на татарском языке.
Далее:
Ташкент 1929..31

 

Москва 1920, Казань 1921,1922
Типографии для Туркестана
в ноябре 1920 Турккомиссия учредила группу по развитию типографий..
А. Расулов, А. Исокбоев, Д. Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.186-187
В составе группе был Г.A. Сагидов, в свое время работавший в казанских типографиях. Г.А. Сагидова попросили помочь Туркестану закупить и отправить необходимое полиграфическое оборудование и разрешили «нанять специалистов и персонал для работы в типографиях…»¹.
¹ РГАСПИ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 57. Л. 65, 139; Д. 292. Л. 5, 7–8; РГВА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 132. Л. 194.
В результате усилий комиссии в Туркестан из Москвы, Петрограда и Казани было доставлено 32 типографии, литотипографии и другое оборудование, 400 фунтов чернил для различных типографий, 5000 фунтов бумаги, 500 фунтов русских шрифтов и 1300 фунтов мусульманских шрифтов².

² Там же. Д. 69. Л. 22–24; Пролетарий (Самарканд). 1921. 24 апрел
Весной 1921 года из Казани было привезено 300 фунтов мусульманских шрифтов, вскоре были привезены еще пять литографических станков и 200 фунтов мусульманских шрифтов. В мае 1921 года в Казани была изготовлен еще один 300 фунтовый мусульманский шрифт для Туркестана и подготовлен к отправке в Ташкент¹.

¹ Правда. 1921. 5 мая.

В результате участия регионов Поволжья и Приуралья в создании периодических изданий и издательств в Туркестане ситуация несколько улучшилась.

В августе 1921 года из Республики Татарстан в БНСР было отправлено 58 фунтов мусульманских шрифтов и наборщиков³.

³ НА РТ. Ф. 828. Оп. 1. Д. 158. Л. 218.
В конце 1921 года Председатель Совета (ХНСР) Назиров обратился к 1-му Государственному предприятию по изготовлению шрифтов в Казани с просьбой о помощи, поскольку отсутствие мусульманского шрифта усугубляло ситуацию².

² НА РТ. Ф. 828. Оп. 1. Д. 158. Л. 260.
По данным на июль 1922 года, «13 наборщиков-мусульман приехали в Бухару из Казани. Почти все наборщики… опытные, мастера своего дела… В ближайшие дни прибудет 400 фунтов мусульманских шрифтов, и тогда можно будет расширить издательское дело в Бухаре»4.

4 Туркестанская правда (Ташкент). 1922. 21 июля.
В начале октября 1922 года БНСР получил из Казани еще 770 фунтов мусульманских шрифтов5.

5 Известия (Бухара). 1922. 7 октября.
Казань 1923,1924
А. Расулов, А. Исокбоев, Д. Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.188
Поставка мусульманского шрифта из Казани продолжалась и в последующие годы.Например, в январе 1923 года Туркестанский центральный исполнительный комитет принял решение о закупке в Казани 319 фунтов мусульманских шрифтов¹.
¹ НА РУз. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 324. Л. 5.
Были изданы учебники для Туркестана на узбекском, казахском и киргизском языках. Некоторые учебники были на татарском языке, так как чтение на татарском языке не составляло трудности для тюркских народов края².
² РГАСПИ. Ф. 583. Оп. 1. Д. 55. Л. 216; РГВА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 86. Л. 37.
Государственное издательство Татарстана выпустило в Казани в феврале 1924 года 110 книг для БНСР на узбекском и таджикском языках³.
³ Эрназаров Т. Расцвет народной печати в Узбекистане. Ташкент: Узбекистан, 1968. С. 62.
Продолжение в
Казань 1929..40

 

Казань 1923
Хади Такташ
.. много работал в Туркестане..

Избранное. Хади Такташ
© Шаехов Л. М., сост., предисл., 2017 Голос Такташа
Известно также, что «Трагедию сынов земли» поэт продолжил в 1918 году в Бухаре и в 1920 году в Оренбурге. Произведение было завершено в 1921 году в Ташкенте, в 1923 году оно было издано отдельной книгой[2] и в том же году 12 апреля поставлено на сцене Татарского государственного театра. Постановку осуществил знаменитый режиссер, артист, драматург Карим Тинчурин. В премьере роль Идеи исполнил сам Такташ.
Продолжение в
Ташкент 1929..31

 

Казань 1923
семья Мухамета Вали-улы Яушева [81]..
(81-c)

В 1923 родилась Розия Мухамет-кызы Яушева.

Далее — семья его сына в Казань 1953..64

 

Казань 1917..28
Розия Марджани [67]

.. училась в гимназии ..
2008 из интервью Данияла Амирханова «Нужен ли 21 веку «татарский Геродот» – Марджани?»

После революции дом был конфискован, но затем, «учитывая заслуги Марджани», был возвращён бабушке Махисарвар, жене Бурханутдина, урождённой Ишмуратовой.

Вышла замуж за двоюродного брата писателя Фатиха Амирхана — Гумара Назиповича Амирханова [37].

Родила четверых сыновей, один из которых умер в младенчестве.
Жила Разия в доме на улице Захарьевской, ныне это улица Каюма Насыри. Дом принадлежал нашему дедушке Бурханутдину, сыну Марджани.

В этом же доме родились Мурат, Искандер и Даниял, который умер в возрасте четырёх лет от скарлатины. Не удивляйтесь – я второй с именем Даниял в нашем семействе.

Далее:

Казань 1929..40

 

Казань 1921
Иляловы
о семье в Казань 1905..16
из книги Аделя Беляева «Татарские родословные», стр.355-358
Казань 2007. Галия Газизовна Илялова — Воспоминания об Иляловых..
Наш дедушка Мухаммаджан Илялов был женат на внучке своего дяди Габидуллы — Галиме абыстай. Она была на 11 лет моложе нашего деда, но ушла из жизни на 16 лет раньше него. У них было 11 детей — 6 сыновей и 5 дочерей. Первый их сын Фазылжан абый был женат на Сарвар апа. Они прожили недолго, умерли в возрасте 27 лет от неизвестной тогда лихорадки. У них остался 4-летний сын Абдулла. Его вырастили и воспитали бабушка с дедушкой наравне со своими детьми. Вторым ребенком была Фатима апа, бабушка Зульфии. Ее муж Ахмат абый прожил всего 25 лет и Фатыма апа осталась одна с Гульнур апа, а маме Зульфии — Зайтуне апа тогда было всего 2 года. Вполне понятно, что и их взяли под свою опеку бабушка с дедушкой. Итак, с 1921 г. в семье было 10 детей, Фазылжан абый и трое внуков к тому времени уже умерли. Когда моя мама выходила замуж, в семье Иляловых было 15 человек, и она 16-я. По воспоминаниям Исмагил абый Илялова, жизнь в семье Мухаммаджана Абзыя била ключом, но без всякой суеты, брани, без разногласий и размолвок, чем восхищались его мама и бабушка.
далее:
Казань 1929..40
~ 1923

ГазизЖан Мхммджан-улы Илялов + УмуГульсум Сафиулла-кызы Мазитова

УмуГульсум Мазитова сх-365 — IMG_1403
В 1924 родилась Сания

 

Казань 1917..28

Зариф Ибрагимович Махмудов [15]

и СултанГалиев [117]
из Москвы едут в Казань..

Фатыма Таджиева "Побег из Казани"

.. После революции Зариф поехал в Казань с Султангалиевым. Там он занимался хозяйственными вопросами — продукты, лесозаготовка, строительство мясокомбината.

У Зарифа был большой, хорошо мебелированный дом на улице Насыри, напротив мечети. На улице Проломной (Баумана) у него был ресторан, там проводились съезды татар.

Султангалиев был очень умным человеком, сыном муллы. Когда поступил приказ уничтожать мечети он отказался, сказал от мечетей и мулл никакого вреда народу нет. За это его уничтожили.

о СултанГалиеве в Москва 1917..19
1917app_Ibrahim_TemirGali-uly
арх-Таджиевой Дании;

Ибрахим ТемирГали-улы Махмудов [15] - отец Зарифа Ибрагимова

Время и место фото неизвестны.

Казань 1920

Зариф Ибрагимов [15] едет в Бухару..

Фатыма Таджиева "Побег из Казани"

.. В последствии, во время голода на Поволжье 20-х годов, Зариф ездил в Бухару с делегацией и получили помощь несколько эшелонов хлеба

1917app_Zarif_i_UmuGulsum_(1016)

арх-Таджиевой Дании;

Зариф Ибрагимович и его жена УмГульсум  — 1901г.р. дочь БибиАйши (12) Сирай-к Бахтеевой-1 и АбуБакира АбдуРашидова-17 хазрата Шаймурзы

далее:
Казань 1929..40
опубл.2019, перенес в Доп.мат.2024-10-08..

статья 2013 года перенесена на МойМир с Дойры.уз (в те годы эта соц-сеть закрылась, а так было удобно — ребята арендовали комнаты в Астроном-институте, там же и Скляревский, основатель Писем о Ташкенте, мелькал)

Зариф Ибрагимов (из воспоминаний его дочери Фатымы Таджиевой)
обсуждение Эмира Бухарского в комментариях на Письмах о Ташкенте — Ликбез по Бухарскому эмирату
Казань ~1918
Исмаил ТемирГали-улы Махмудов [15]

Чудесное спасение Исмаил-бабая от расстрела

Из рассказов Талгата-Зариф-улы (2010 Ташкент — поминки Фатыма-апа) — конспект:
я не сразу включил камеру и пропустил самое интересное:
— после революции всех богачей вывели на площадь и стали расстреливать. Вдруг деда заметил один коммисар и велел вывести из очереди. Оказывается это был бывший студент, снимайвший комнату у деда. Он занимался марксизмом и не всегда платил, но дед его не прогонял. Так он спасся от расстрела.

Потом, Исмаил-бабай сдал дом КоммунХозу от греха подальше (чтобы не числиться эксплуататором).. этот дом фотографировал Шавкат Зарифович в 1968 и 1990 годы, я в 1998 опоздал — его снесли за 2 месяца до моего приезда..

Дом был на перекрестке улиц Нариманова и Галиаскара Камала.

В Первую Мировую войну Зариф-Исмаил-улы был в плену в Германии.

из воспоминаний Сании Зарифовны (2023), стр.1..
.. У нас в семье была фотография: вокзал в Казани — встреча возвратившихся из Германии.
Казань ~1918
Зариф Исмаил-улы Махмудов [15]

Загадочное фото

Из архива Шавката Музафарова [15]
ф-1918возм Гариф Сабитов(возм), ХабибРахман Файзи, Зариф Махмудов
арх-Музафарова-Шавката;

Загадочное фото с ХабибРахманом Файзи — муллой из Ташкента и Зарифом-Исмаил-улы. По лицу похоже на период германского плена.
Надо уточнить был ли ХабибРахман в плену или, может быть, участвовал в освобождении татарских пленных, по крайней мере, он имеет отношение к самодеятельному театру татарских военнопленных..

на обороте (тюрк-араб):
Уфим и ск губир на др лил
Иски и у йа з д а кузка и а ск
У у лст дир ибна пакур на й
Ткрам Гарф Сабитф

На Телеграмме помог перевести Искандер Гильманов:
Уфимский губерна
Минзелинский уяздэ
Кузкэйсий вулысты
дирибнэ Паткурнай
Тэкермен.
Гариф Сабитоф

Казань, деревня Чувашили ~1922
Зариф-Исмаил-улы женится..
ему 34 года..
Воспоминания Сании Зарифовны (2023), стр.2-3

Зарифа женили второй раз, т.к. за 3 года плена его жена Сарвар якобы не сохраняла верность.

В 16 лет [или в 26?], маму посватали за Зарифа, (рассказывала: он спрятался за печкой в доме СахибЖамал [в деревне ЧувашИли], чтоб взглянуть на Марьям).

После женитьбы некоторое время жили в Казани. У папы (Зарифа) были 3 сестры: Газиза, Мохира и Сабира, брат Сабир. Газиза была старшая. Зариф — второй ребенок.
По воспоминаниям мамы, Мохира и Сабира хоть были еще дети, свысока смотрели на маму: обзывали деревенщиной и писали на печке о ней.

1920-е Сабира,Марьям,Зариф,Хадия арх-Исмаиловой Сании;

Слева-направо:
Мохира, Сабира (сестренки Зарифа), Марьям (жена Зарифа), Зариф-Исмаил-улы, Хадия (родственница Зарифа), ?
Время и место фото неизвестны.

1922app_Zarif_Ismailov-15_s_Mariam_Kazan-2014
Еще фото из Казани..

То же самое, только перевернутое (по застежкам на одежде видно)

Старшая, должна быть Мафтуха - мать Зарифа

1922app_Mohira,Mariam

(тат-араб) мариам .. махира

(печать) = ФОТОГРАФИЯ Артели «АГФОТ» = КАЗАНЬ: Б.ПРОЛОМНАЯ УЛИЦА № 21.

Есть фото того времени с Зарифом, Марьям, Собирой и Мохирой, но на паспорту указано ателье Юзовки, это Донецк.
Может, ездили в свадебное путешествие?

В 1922-23 годах Зариф-Исмаил-улы с Марьям переехали в Ташкент.

Газизу (сестру Зарифа) выдали замуж за Садыка в Ташкент
рассказы Сании Зарифовны (2017)
Газиза после смерти Садыка, когда все запасы кончились, все распродала и с 5 детьми уехала в Казань.
Там бедствовали и поехали в Душанбе.

Примерно в 1928 Мафтуха (мать Зарифа) ездила в Ташкент и привезла царские червонцы. Для безопасности запекла их в пироги.

1928-Мохира с Флюрой и Салахутдин Габдеев
1928. На фото из Казани указано
«Магира Салахутдин с маленькой Флюрой»,
а в схеме «1938..41 трое детей умерли от болезней — Флюра, Лия, Ринат» — это, скорее всего, ошибка (надо 1928..31)
1928_Fliura,Mohira,Salahutdin_Kazan-2014

Такое же фото из Казани

Семья Габдеевых на фото в Казань 1905..16
Нагима Тазеева
1920app_Nagima Tazeeva_sprava

Нагима Тазеева (справа) — будущая (1953) 3 жена Зарифа-Исмаил-улы.

Дата и место фото неизвестно. Из архива Зарифа-Исмаил-улы.

 

Харис Хайрутдинов из семьи Имама Хайрутдина..

из рассказа Фахима Ильясова «Мои тетушки»
Время было тяжёлое и голодное, поэтому мать отдала мальчика в детдом. Когда Харис немного подрос, он сбежал оттуда и уехал в Ташкент.
Продолжение в
Ташкент 1929..31

 

семья Мустафы Садыкова 1923
из рассказа Дарьи Пензовой
Гавхар Мамуровой 67 лет. Ее предки по материнской линии – казанские татары. Жили они в небольшом селе Старый Баран, который сейчас приравнивается к городу Иске-Рязап (Татарстан). Бабушка ее родилась в богатой семье и была единственной дочерью. Покойный дедушка, Мустафа Садыков, был высоким, красивым, богатым мужчиной. Сам он был муллой и отстроил в поселке мечеть. Его жена умерла, он позже женился повторно, но детей больше не заводил. В 1923 году, когда моей бабушке было девять лет, началось раскулачивание, – говорит Гавхар. – Отца вечером забрали в Казань, там и расстреляли. Бабушка с мачехой наспех собрали какие-то вещи и уехали в Ферганскую долину.
Продолжение в
Ферганская долина 1923..25

 

Казань 1926
Малик Галеев
арх-Флюры-Меликовны
1926-08-27_arh-Fliury_Melikovny_Malik_Galiev
1926-08-27 Казань, ул.БольшаяПроломная
справа — Малик Галиев, врач-гинеколог
Лицо второго вроде знакомо, но определить не смог. Может писатель, а может просто друг.После учебы Малик Галеев работал по распределению, а потом стал профессором в Казани (скорее всего в 1930-х годах).
Его дочь от второго брака стала биологом, профессором Нью-Йоркского ГосУниверситета. Также как более ста лет назад обеспеченные татары помогли Сабиру Тазиеву поехать учиться в Швейцарский университет, Сурайя Гайнуллина помогла моему сыну поступить на хим.фак Университета СтоунБрук. Сейчас он участвует в исследованиях стволовых клеток — перспективное направление по регенерации человеческих органов.
еще на эту тему:
«1915 фото из архива Флюры Меликовны и арх-Рахимовых(=Коллекция Рафаэля»)»

 

Казань
Алимджан Калимуллович Акчурин
.. после работы в Хорезме и Бухаре..

из Татарской энциклопедии:
.. В 1926-28 зам.наркома финансов ТАССР. ..

Далее в Ташкент 1929..31

 

Ханнан Идрисович Уразай «Уранский»
.. учился в Хусаин-медресе ..
Вот что рассказывает сам Рафаэль Зарипов-Кильметьев о своем двоюродном деде:
Поехал с другом в Казань. Поступил в Университет на БиоФак.
Участвовал в борьбе с белочехами, был ранен.
Далее:
поехал в Ташкент

 

Халима Ибрагим-кызы Терегулова
.. о сестрах Терегуловых в Казань 1905..16
из статьи в журнале «Сюмбика» Рафаэля Хасановича Зарипова-Кальметова «Портрет татарки… Истории семьи Булатовых- Терегуловых»
.. В 1926 году принимал участие в качестве художника в постановке татарской мелодрамы «Голубая шаль» Карима Тинчурина на великолепную музыку Салиха Сайдашева.
И тут я узнал, что П. Беньков, оказывается, писал свою «Невесту» с неё, моей собеседницы. ..
.. Рабига(1895) работала в библиотеке им Н.И.Лобачевского в Казани. ..
Далее:
Казань 1940

 


Следующая часть: Казань 1929..40