tatar.uz |
folk historyanvarkamal@mail.ru |
![]() |
Россия Северная 1989..2000 |
Россия Северная 2001..12 |
2025-06-15 |
Москва, Ленинград 2001..2007Мухамедшины .. работают в России .. «Биография Рауфа Агдамовича Мухамедшина» |
.. в 2001 г. женился вторично. |
2007 «Курантам 60 лет»2017 комм мухамедшина мадина адгамовна: |
Потрясающе, что в Ташкенте помнят моего отца, ведь он очень любил Ташкент. После ташкенского землятресения, в должности зам.главн.архитектора принимал активное участие в восстановлении разрушенного города. |
Далее:
|
Москва 2001..2012Фарид Сейфуль-Мулюков .. работа на телевидении .. 2013 Легенда тележурналистики СССР |
Помимо этой сугубо профессиональной деятельности, Ф. Сейфуль-Мулюков находит время для участия в работе Общественного совета при Полпредстве Татарстана в РФ, является членом правления некоммерческого партнерства «Ватаным» («Мое Отечество»), возглавляемого знаменитым кардиохирургом Ренатом Акчуриным, входит в состав редакционного совета газеты «Татарский мир» — «Татар донъясы», издаваемой этой организацией. |
Ну, разве скажешь, что ему 80? А может, именно деятельная жизнь и сообщает ему энергию, высокий жизненный тонус, помогает не пасть духом в сложных ситуациях? Вопросы эти, конечно, риторические. Ответить на них, наверное, может только сам Фарид Мустафьевич. И все же, общаясь с ним, знакомясь с его родословной, читая публикации о нем в прессе и Интернете, мне кажется, два ответа у меня все-таки есть. Это доставшиеся в наследство от предков гены благородства, трудолюбия, стойкости. И второе – прочная надежная семья. |
Хотя, признаюсь, что вначале мне показалось диссонансом то, что он родился и вырос в окружении мусульман, от корней волос до пяток, чуть ли не в десятом поколении — татарин, долгие годы проработал в исламском мире, а жену выбрал русскую. «Чем покорила Людмила Петровна истинного татарина?» — задал я ему «провокационный» вопрос. Он отреагировал на него очень спокойно. |
«Среди мусульман, тем более среди татар, нет запрета на смешанные браки, — разъяснял он. – Даже могу сослаться на авторитетное мнение. Когда я совершал умру (малый хадж) в Саудовскую Аравию в составе делегации Исламского культурного центра России, мы посетили также столицу этой страны Эр-Рияд. Здесь встретились с одним из главных толкователей Корана, у которого бывал, кстати, и покойный король Саудовской Аравии Фахд ибн Абдел Азиз. Мы беседовали о Коране, об исламских постулатах, запретах и прочее. Так вот я спросил у знаменитого шейха: «Может ли мусульманин жениться на представительнице иной конфессии?» «Таких запретов ни в Коране, ни в суннах Пророка нет», — ответил знаток ислама. |
Бог наградил Сейфуль-Мулюковых двумя дочерьми, нарекли их Марьям и Наталья, «пропорционально национальному составу главарей семьи» острит Фарид Мустафьевич. Они окончили вузы: старшая Марьям – МГИМО и стала экономистом, а младшая – МГУ. Она выбрала профессию отца – журналистику. «Значит, династии журналистов Сейфуль-Мулюковых — быть?» |
2014 Сергей Минаев — «Меч королей» полвека спустя» |
— Как по-вашему, сейчас подобного рода вещи происходят? |
Далее:Москва 2013..24 |
Москва 2001..12Чиктай Сейфуллин .. живут в Москве .. из рассказа «Мои тетушки», о Нуранье дочери АбуБакира Хусаинова см.также 1950-е Алмазар..См.также: 1960-е Алмазар и Укчи |
.. А вот в Москве татарские дети, уже во втором поколении не только не знают родного языка, но став взрослыми теряют свою веру. Иногда в Сандуновских Банях встречаю одного деда — татарина, он приходит с внуком, который носит на шее крест. А ведь всё началось с самого деда, женившегося на представительнице другого вероисповедания и не воспитавшего детей мусульманами. В Коране, в сурах «Аль Бакара», «Женщина» и «Аль Анам» есть Аяты, в которых говорится о том, какие лишения ниспошлёт Аллах на того, кто отверг истинную веру, ведь этот смертный грех распространяется и на родню перешедшего в другую веру и не удержавших его от этого шага. |
Старший внук Нурании —Ханум Рашид, сын Альфиры и Наиля успешно заведует отделом в крупной автомобильной компании. А внучка Гулия, закончила сложный «ФИЗТЕХ» и работает в одной из госструктур. Подрастают правнуки, их у Нурании — Ханум уже четверо. .. |
Москва 2001..12Переезд в Москву.. Искандера — внука Хариса Хайрутдинова.. из рассказа Фахима Ильясова «Мои тетушки».. |
.. Здесь, в столице, так же проживают другие представители рода Хусаиновых, например Искандер Хайрутдинов, внук Музания — Ханум, старшей дочери Абубакира — Эффенди. Вот Искандер, как раз попал под бюрократические жернова организаций, связанных с предоставлением российского гражданства. Он приехал в Москву будучи студентом престижного ВУЗа в Ташкенте, но оставил учёбу и уехал зарабатывать деньги чтобы поддерживать маму. | У молодого парня не получилось решить вопросы с гражданством в Москве, но ему помогла тетя Альфия, сестра его отца, чья мама София в девичестве жила в татарской деревне в Мордовии. Альфия всегда поддерживала связь с родственниками из татарской деревни и те помогли молодому парню в оформлении гражданства.Дедушка Искандера по отцовской линии Харис Хайрутдинов был легендарной личностью Ташкента. Он доктор биологических наук и до самой кончины работал заместителем директора Института Зоологии и Паразитологии АН УзССР. Очень интересна судьба этого узбекского учёного татарского происхождения, в чьей жизни было много тяжких моментов. | Его внук Искандер, после долгих мучений связанных с поездками в Мордовию, где надо было стоять в очереди чтобы поставить штамп об отметке и так каждые три месяца, а через год оформлять вид на жительство, а ещё через год или два начинать всё по новой, но уже с документами на гражданство, а вечером садиться в ночной московский поезд чтобы утром быть на работе, наконец получил долгожданный российский паспорт. | В Москве Искандер поступил в ВУЗ, получил высшее образование, встретил красивую, с добрым характером и самое главное, умную девушку Динару и женился на ней. У Искандера и Динары, Альхамдулиллах, все хорошо, у них двое детей, сын Рафаэль и дочь Алина. Искандер, естественно, помогает своей любимой маме, живущей в Ташкенте и не желающей никуда переезжать. Оба супруга работают, а заботливые родители Динары смотрят за детьми. Парню определённо повезло с женой и её родителями, Искандер это ценит и всегда подчёркивает своё уважение к ним. А самое главное, что они с Динарой любят друг друга. |
Москва 2004Подвиг Кармышевыхопубл.2019 |
Старые ценности преобретают большую ценность на фоне борьбы с ними — борьбы модернизаторов с консерваторами, феминизма с патриархальностью. Усиленно рекламируемый в последние годы опус Яхиной о несчастной Зулейхе призван создать новую историю татарского народа, так называемый «обезьяний вариант», он же должен быть единственным в сознании нового поколения, и не только татар — это универсальный метод в отношении всех народов пытающихся конкурировать в «большой игре». | Татарская литература невелика по сравнению с «базами знаний» на европейских языках включая русский. Тем более огромное значение имеют для нас свидетельства очевидцев, дневники, мемуары. Они становятся защитой от современных манипуляторов, производителей мусорного вала фейковых новостей и гламурных событий, не оставляющих места в голове для «доброго и вечного». | Я далек от идеализации прошлого, там было больше места для «свободы», на восточных пространствах — свободы грабить, на западных (ближе к Европе) свободой наслаждалась аристократия — издевались над крепостными. Но религиозные люди ограничивали свою свободу моралью, религиозными законами. Татарами называли в России мусульман, настоящих мусульман, сделавших свой выбор не по традиции или записи в паспорте. И кстати, российское мусульманство отличалось от ближневосточного большей свободой женщин, притом что шариат охранял интересы женщин достаточно строго. Тем не менее этим вопросом спекулировали в период русских революций, и сейчас это любимый «конек» на котором увлекают татарских девушек в «потребительский рай». | Времена меняются, но вечные вопросы добра и зла остаются. Зло мимикрирует и отличить его можно лишь сохранив связь времен, наблюдая изменчивое и постоянное — изменчивый материальный мир и вечный духовный. И никакие юридические законы его не заменят (они от материального мира), что доказали немцы своим Гитлером (да практически все европейцы им восхищались, французы даже подарили ему свою армию). | Галия Кармышева была образованной женщиной в духовном смысле. Ее повествования, с виду бытовые, пропитаны духом великих просвятителей — Курсави, Маржани, КулГали, АкМуллы. Об этом хорошо сказано в предисловии к мемуарам (фотокопия в конце статьи). Я бы хотел добавить что эта книга — подвиг и автора тетрадей написанных арабским шрифтом и переводчицы Ф.Х.Мухамадиевой и дочери Галии — Балкыз, сумевшей подготовить к изданию эти мемуары, и многих других помогавших им. | Ко мне попала ксерокопия этой книги от Рафаэля Зарипова — известного собирателя татарских архивов в Ташкенте. Он в 90-х годах по просьбе Фатанат Мухамадиевой отвез старинные фотографии для этой книги в Москву. Когда вышла книга сделал ксерокопию для Мидхата Булатова (главный архитектор Ташкента в течении 40 лет), после его смерти ксерокопия вернулась к Рафаэлю, а потом попала ко мне. Я в свою очередь заказал несколько экземпляров этой книги в Москве, моя сестренка оплатила, сын переслал, а я раздал их тем кому небезразлична история татар. Наверно это тот счастливый случай когда говорят — рукописи не горят … |
На сайте уже опубликованы части о ее жизни в Ташкенте,, Андижане, Москве. Объем мемуаров большой, но я постараюсь опубликовать как можно больше в соответсвующих разделах.
"К истории татарской интеллигенции 1890-1930-е годы. Мемуары" |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
О Балкис Кармышевой в Институте Всеобщей истории РАН
доклад Котюкова Т. В. (г. Москва, Российская Федерация) |
Балкис – это кораническая Билкис, царица Савская. Балкис Кармышева, без преувеличения, стала царицей этнографии Центральной Азии. Работа Б.Х. Кармышевой «Каратегинские киргизы» вышла в свет в 2009 г., уже после ухода ее из жизни. А ведь еще опубликованы капитальные исследования «Узбеки-локайцы Южного Таджикистана» (1954 г.), «Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана» (1976 г.) и десятки статей. Научное наследие Балкис Халиловны давно и прочно признано классикой отечественной этнографии. .. |
.. В следующей книге «Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана», которая была опубликована в 1976 г., Б.Х. Кармышева перешла на более высокую ступеньку обобщения своих
представлений об этногенезе и этнической истории народов Центральной Азии. В фокусе внимания были теперь не только Таджикистан и не одна группа, а большая историко-этнографическая область, известная как Восточная Бухара, и всё её население. Задачей был заявлен анализ «формирования этнического состава» районов, которые долгое время считались малоизученной среднеазиатской периферией3
3 Абашин С. «В лабиринтах этногенеза и этнической истории»: труды Б.Х. Кармышевой как наследие советской этнографии. С. 37–38. |
Коллег и учеников поражало честнейшее отношение Балкис Халиловны к своей работе. Она была способна часами рыться в словарях, справочниках, специальной литературе, чтобы уточнить какую-нибудь небольшую деталь; не ленилась, если была необходимость, запрашивать или уточнять какие-либо сведения у коллег, у информаторов и терпеливо ждала ответа. Она без устали переделывала написанное, стремясь к совершенству, причем даже тогда, когда рукопись была уже у редактора. При этом не стеснялась просить прочитать очередной вариант работы коллег, друзей, родственников – всех тех, кто мог своими замечаниями улучшить работу. Эта кропотливость и тщательность, бесконечная шлифовка поглощали значительную часть ее времени, и она писала несколько медленнее, чем могла бы. Но зато все ее работы были филигранны. Они были выверены до предела, небрежных, наспех сделанных работ среди них не было1.
1 Губаева С. Слово об учителе // Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии: К 100-летию доктора исторических наук Балкис Халиловны Кармышевой. М., 2018. С. 25. |
В сборнике представлены 66 статей 72 российских и зарубежных авторов. Он состоит из двух частей. Первая, мемориальная, посвящена самой Балкис Халиловне, ее научной биографии и наследию. В ней собраны воспоминания о ней ее близких, учеников и коллег, с которыми долгие годы она работала в экспедициях и академических кабинетах. Здесь же представлено документальное наследие Кармышевой, хранящееся в архивах Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Республики Таджикистан и Институте этнологии и антропологии РАН. Сотрудником этих учреждений Балкис Халиловна была с 1945 по 1956 и с 1956 по 2000 год. | Вторая часть сборника поделена на семь самостоятельных разделов и наглядно демонстрирует, насколько велик интерес к современной проблематике в области этнографии, истории и источниковедения Центральной Азии. Первый раздел посвящен вопросам этнического состава населения нескольких субрегионов Центральной Азии – Восточному Туркестану, Ферганской долине, долине Зеравшана, Арало-Кунградскому владению. |
С древнейших времен через территорию Центральной Азии проходили торговые пути, связывавшие Восток и Запад. Интенсивное взаимодействие приводило к переселению и миграциям. Так, в здешних оазисах появились
общины евреев, армян, татар, а во второй половине XIX в., после включения Туркестана в состав Российской империи, – русских, немцев и др. В ХХ в., когда целые народы в СССР подверглись репрессиям, в Центральной Азии появились крупные диаспоры, например, корейская. Диаспорам посвящен следующий раздел сборника. Издревле народы Центрально-Азиатского региона были известны как искусные зодчие и ремесленники. Вышивальщицы, гончары, мастера занимавшиеся обработкой металлов и т.д. были известны далеко за пределами своих городов и кишлаков. Наследию материальной и нематериальной культуры народов Центральной Азии посвящен третий раздел сборника. Неповторимость музыкальной культуры региона, ее своеобразие, уникальность и самобытность музыкальных инструментов – обо всем этом можно узнать, знакомясь с четвертым разделом второй части сборника «Оазисы Шелкового пути». |
Пятый раздел посвящен источниковедению в широком понимании этого слова. В нем речь идет о восприятии Центральной Азии и населявших ее народов русскими художниками и писателями, иностранными и «туземными» путешественниками. Начиная со второй половины XIX в. здесь побывали сотни ученых и десятки научных экспедиций. Отчеты, записки, составленные по итогам этих поездок, ныне хранятся в музеях и архивах стран Европы и Азии, а так же в частных собраниях и коллекциях. Неоценим и персональный вклад порой незаслуженно забытых или, в силу различных обстоятельств, не получивших достойного признания при жизни исследователей. Они были «рядовыми науки». Но ведь «армия науки» и состоит из таких «рядовых». Усилия каждого такого рядового открыли миру и высокие горы, бескрайние степи и плодородные равнины Центральной Азии. |
Традиции русской и советской научных школ по изучению Центрально-Азиатского региона, воспитанницей которых была Балкис Халиловна Кармышева, продолжаются и сегодня как в Российской Федерации, так в государствах Центральной Азии. Это наглядно демонстрируют статьи шестого раздела второй части сборника, посвященные этнографии узбеков, киргизов, уйгуров, казахов и дунган. Ислам – это фундамент, на котором уже более тысячи лет зиждется культурная, духовная, повседневная и общественно-политическая жизнь народов Центральной Азии. Времена процветания сменялись годами упадка и иноземных завоеваний, а ХХ век стал для ислама в Центральной Азии и вообще в СССР эпохой гонений со стороны светского атеистического государства. Но ислам как в условиях господства традиционных социальных институтов и отношений, так и в эпоху IT-технологий, продолжает оказывать основополагающее влияние прежде всего на духовную и нравственную жизнь коренного населения. Народы Центральной Азии почитают и бережно хранят свою религиозную идентичность. Не случайно, что исследования, посвященные сохранению народами Центральной Азии религиозных традиций и практик, объединены в самостоятельный, завершающий, раздел сборника. |
Сборник «Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии: К 100-летию доктора исторических наук Балкис Халиловны Кармышевой» стал своеобразной площадкой для настоящих научных дискуссий. Ряд авторов практически в режиме «реального времени» полемизируют друг с другом. На фоне очевидной нехватки публикаций о Центральной Азии сборники, посвященные В.П. Наливкину и Б.Х. Кармышевой, надеемся, займут особое место в современной историографии изучения региона. |
Москва 2009Дания (Дана) Агишева top-antropos.com |
12-е место: Дания (Дана) Агишева (род. 30 декабря 1980, Ташкент) - киноактриса. Сыграла молодую Анну Ахматову в фильме "Татарская княжна" (2009). agisheva.com |
Далее:об Одельше Агишеве |
Москва 2010Фитц о МирХайдарове .. оба впитали в себя восточное красноречие ташкентских посиделок в чайханах и ресторанах. Но если МирХайдаров скорее бытописатель (как мрачных сторон жизни, так и весьма изысканных), то Фитц — явный наследник Шехерезады (что, впрочем, не отменяет правдивость историй ;) |
Подборка из книги Александра Фитца «Легенды старого Ташкента», 2015. |
из книги Александра Фитца «Легенды старого Ташкента», 2015.В рассказе «Рейгану – телеграмма, Путину – письмо» телефонный разговор с МирХайдаровым о футболе примерно в 2010: |
.. И тут снова телефон звонит. Поднимаю трубку, а это мой старинный друг Рауль Мир-Хайдаров из Москвы. Он теперь известный меценат, галерист, популярный писатель – общий тираж книг которого — под миллион. А родились оба мы в Актюбинской области Казахстана. Конечно, это не мыс Челюскина, но, доложу вам, ещё те пампасы, то есть места компактного проживания. Особенно в середине прошлого века, когда зимой из посёлка в посёлок только на тракторе можно было прорваться. Ну а про весну-осень и говорить не буду. |
– Привет, дорогой, – с угадываемой даже в тембре голоса улыбкой говорит Рауль. – Здравствуй, дружище, – искренне радуюсь я. – Прочёл твоё письмо нашим вождям, – продолжает Рауль, — и решил помочь российским немцам. Ты же помнишь, что к футболу я тоже отношение имею? – Ещё бы! – восклицаю, а про себя думаю: как же я забыл о Рауле, человеке, который в футболе разбирается ничуть не хуже, чем в живописи?! А уж как он разбирается в живописи… Впрочем, разговор это долгий, особый, а если о футболе, то именно Рауль, к футболу прямого отношения никогда не имевший, пользовался привилегий свободного посещения раздевалки ташкентского „Пахтакора“, как перед началом, так и после окончания матчей. И это в самый пик расцвета и популярности команды. Если кто не проникся и не понял, что это такое, поясняю: меня, главного редактора республиканской молодёжной газеты, к этой самой раздевалке даже не подпускали. |
Ещё, вспоминаю, Рауль водил дружбу с Михаилом Месхи, Славой Метревели, Геннадием Красницким, Берадором Абдураимовым, Гурамом Цховребовым, другими «звёздами» советского футбола. Он даже с похмелья мог без запинки назвать состав любой команды, выступавшей в первой и второй лигах первенства СССР, и… мюнхенской «Баварии». Да, да! Мы оба тогда болели за «Пахтакор» и за звёздную команду Франца Беккенбауэра, Герда Мюллера, Пауля Брайтнера, Ульриха Хёнесса, Зеппа Майера… Впрочем, почему «тогда»? Мы и сейчас не в запасе. |
– Так вот, – продолжает Рауль, – есть у меня голкипер. Прыгучий, цепкий. Зовут Людвига Вуккерт. – Где, – спрашиваю, – ты его нашёл? – В Казахстане, в Мартуке, – говорит Рауль. – Он племянник моего школьного друга Сигизмунда Вуккерта, который уже 20 лет живёт в Германии. Но когда жил в Казахстане, то в первенстве Актюбинской области защищал ворота сборной Мартукского района. |
– А Людвиг? – Он тоже теперь в Германии. В Мартук погостить приехал, а там неприятность приключилась. Основной вратарь районной команды руку повредил, вот Людвиг и встал на ворота. Как леопард прыгал и даже рычал. На своих защитников. Представляешь?! – Конечно. Но что ты там делал? – Тоже в гости приехал. Я же почётный гражданин Мартука. Там ведь улица есть, которой моё имя присвоили, а в краеведческом музее Актюбинска целый зал моему творчеству посвящён. Ну и само собой картинная галерея… |
– Ах, да, вспомнил. Прости. – Александр, обязательно разыщи в Германии Людвига. Если бы твоё „Письмо в Кремль“ раньше прочёл, то конечно адрес у него взял. – Не волнуйся. Разыщу. Спасибо, что позвонил. – Не за что. Я скоро в Ташкент лечу, а потом в Казань. Там тоже буду искать. Ну а потом в Германию, в Мюнхен. Снова хочу в ресторанчике посидеть, где с Францем Беккенбауером познакомился. Может с ним потолковать? Вам же тренер нужен… .. |
Следующая часть: Россия Северная 2013..24