tatar.uz |
folk historyanvarkamal@mail.ru |
![]() |
Бухара 1845..56 |
Бухара 1857..68 |
2025-07-28 |
Бухара 1863Арминий Вамбери.. приехал из Хорезма .. из "Путешествие по Средней Азии" |
.. Х *Отъезд из Хивы в Бухару. - Три дороги. - Ходжа. - Ханка. - Оксус и переправа через него. - Великая жара. - Шурахан. - Базар. - Япкенари. - Аккамыш. - Тёйебоюн. - Удивительный разговор с киргизской женщиной о жизни кочевников. - Тюнюклю. - Аламан текинцев. - Каравану угрожает опасность, и он возвращается в Тюнюклю. - Караван вынужден бежать в пустыню. - Жажда. - Гибель верблюдов. - Шоркутук. - Медемин Булаг. - Смерть хаджи. - Буря. - Автор в опасности. - Радуш прием у персидских рабов. - Первое впечатление от "благородной Бухары".* | .. На следующее утро я вышел в сопровождении Хаджи Салиха и еще четырех спутников осмотреть город и базары. Хотя нищета улиц и домов намного превосходит бедность, скрывающуюся за самыми жалкими жилищами персидских городов, а пыль по колено в "благородной" Бухаре произвела на меня совсем небла впечатление, я был все-таки потрясен, когда попал *[138] *в первый раз на базар, в гущу колышущейся толпы. Далеко не столь красивые и роскошные, как базары в Тегеране, Тебризе и Исфахане, базары в Бухаре представляют для чужеземца вследствие разнообразия рас, одежд и нравов поразительное, ни с чем не сравнимое зрелище. | Большинство людей в толпе относится к иранскому типу, они носят белые или синие тюрба: белые - люди благородные и муллы, вторые, очень идущие к лицу, - купцы, ремесленники и слуги. Далее, можно заметить татарские физиономии всех оттенков, от узбека до киргиза; впрочем, можно, не видя лица, всегда отличить туранца от иранца по неуклюжей, твердой походке. | В этой толпе, состоящей из двух главных рас Азии, представьте себе вкрапленных тут и там нескольких индусов (мултани, как их здесь называют) и евреев, которые носят как отличительный признак (Эламети тефрики^81 , который, согласно Корану, должен носить каждый немусульманин, чтобы не тратить на него приветствие "Салям алейкум! " ("Мир да будет с тобой!")) что-то вроде польской шапки и шнурок вокруг бедер. Индус с его красным знаком на лбу и желтым лицом мог бы сойти за пугало на большом рисовом поле, еврей со своими благородными, прекрасными чертами лица и великолепными глазами мог бы позировать нашим художникам, являя образец мужской красоты. Мы должны также упомянуть туркмена, чьи смелые огненные глаза сверкают ярче всех прочих; вероятно, он думает про себя, какую богатую добычу принес бы здесь аламан. Афганцев встречается очень мало; у них длинные грязные рубахи и еще более грязные свисающие вниз волосы, на плечи наброшен по римскому образцу полотняный платок, однако они мне кажутся людьми, которые, ища спасения, выбежали в полночь на улицу из горящего дома. .. |
Бухара 1863Арминий Вамбери.. приехал из Хорезма .. из "Путешествие по Средней Азии" |
*XI* *Бухара. - Прием в текке, центре ислама. - Рахмет-Бий. - Базар. - Бахаад-Дин, великий святой Туркестана. - Против автора вы шпионы. - Судьба путешественников, недавно побывав в Бухаре. - Книжный базар. - Червь (ришта). - Снабжение города водой. - Бывшие и нынешние эмиры. - Гарем, правитель, семья правящего эмира. - Торговля рабами. - Отъезд из Бухары и посещение гроба Баха ад-Дина.* | .. Это пестрое смешение бухарцев, хивинцев, кокандцев, кирги, кипчаков, туркмен, индусов, евреев и афганцев представлено на всех главных базарах, но, несмотря на то что все в толпе беспрестанно двигались в разные стороны, я не заметил и намека на шумную базарную жизнь, которая так характерна для Персии. Я держался рядом со своими спутниками и бросал беглые взгляды на лавки, в которых было больше русских галантерей и мануфактурных товаров и совсем немного западноевро, прибывших через Оренбург. Для путешественника они интересны в этом далеком городе только потому, что при виде куска ситца или наклеенной на него фабричной марки он испыты чувство, словно увидел земляка. Как забилось мое сердце, когда я прочитал слова "Манчестер", "Бирмингем", и как я боял одним только чтением этих слов выдать себя! Крупных лавок и крупных купцов очень мало, и, хотя кроме Рестейи чит фуруши (торговый ряд, где продается чит, т. е. ситец), насчитывающего 284 лавки, еще во многих других местах в городе торгуют ситцем, коленкором и перкалем, все же я берусь смело *[139] *утверждать, что мои друзья Ханхарт и К° в Тебризе одних лишь этих товаров сбывают столько, сколько весь город Бухара, несмотря на то что его по праву именуют столицей Средней Азии. | Интересное для чужеземца на базаре в Бухаре та его часть, где выставлены товары, производимые местной промышленностью; двухцветные полосатые узкие хлопчатобумажные ткани, называе "аладжа", шелк - от тонких платков, напоминающих паути, до тяжелого атреса - и особенно изделия из кожи играют здесь главную роль. Следует отметить искусство изготовителей поясов, но больше впечатляет мастерство сапожников. Мужские и женские сапоги совсем неплохи: мужские - на высоких заострен каблуках, суживающихся на концах до размеров шляпки гвоздя, женские немного неуклюжи, но часто украшены тончай шелковой вышивкой. Нельзя также не упомянуть базар и лавки, где разложены одежды светлых тонов, блестящие, со множеством складок. Житель Востока, который только здесь раскрывается во всей своей оригинальности, любит "чахчух", т.е. шуршание одежды, и мне доставляло большое удовольствие наблюдать, как покупатель в новом чапане (костюме) прохажи взад и вперед, чтобы проверить силу звука. Все это - изделия местной промышленности, и все они очень дешевы; именно поэтому бухарский рынок одежды снабжает всех правоверных вплоть до Китайской Татарии фешенебельными костюмами. Киргизы, кипчаки и калмыки обычно тоже заглядывают сюда из пустыни, и дикий татарин с косыми глазами и выдающимся вперед подбородком смеется от радости, обменяв свой костюм, сделанный из грубой лошадиной шкуры, на легкий ектай (вид летней одежды). Здесь для него - высочайший уровень цивилиза; Бухара - это и Париж и Лондон. | .. Я всегда избегал этих ужасных сцен и охотнее бывал в чайной лавке китайца из Комула, (Комул отстоит на 40 станций от Кашгара и на 70-от Бухары.) который в совершенстве владел турецко-татарским языком и считался здесь мусульманином. Он был очень добр ко мне, а ведь как далеко находились друг от друга страны, где мы родились! Он много рассказывал мне о прекрасных местах, нравах и замечательных блюдах своей родины. Особенно сведущ он был в чайном деле и очень оживлялся, когда говорил о чайном кусте, у которого на одном стебле растут листья, имеющие такой разнообразный вкус. У него в лавке было до 16 сортов, которые он умел различать на ощупь. Чай был следующих сортов: 1) кыркма, 2) ахбар, 3) ак куйрук, которые редки в Средней Азии и Китае, но в большом употреблении в России, Персии и Европе; 4) кара чай, 5) сепет чай, которые, как китайский кнастер^86 , продаются в форме плиток; их пьют только утром со сливками и солью, они *[145] *действуют очень возбуждающе; 6) шибаглу, 7) горэ шибаглу, 8) шивин, 9) ит келлеси, 10) бёнге, 11) пошун, 12) пу-чай, 13) тунтей, 14) гюльбуй, 15) мишкгёз, 16) лонка. Все это - сорта зеленого чая, так как только его любят в Северном Китае и Средней Азии. Лонка-чай считается наиболее благородным, и для одной чашки, равной нашим двум, достаточно одного - единственного листочка. (Обычный покупатель судит о чае по листу, т.е. по вываренным чайным листочкам, которые у хорошего чая должны быть нежными и мягкими.) | Я извлек так много для себя из рассказов моих спутников по пути из Тегерана сюда, что через восемь дней, проведенных в Бухаре, я был здесь уже как дома. Вначале меня всюду водил Хаджи Салих, позже я продолжал осмотр города, посещение базаров и медресе один и сопровождал своих друзей только тогда, когда нас всех вместе приглашал живший здесь китайский татарин. Там нас обычно угощали национальными блюдами, которых мои друзья, а именно Хаджи Билал и его близкие, уже давно были лишены. Из этих блюд я хочу описать одно и реко его европейскому читателю как очень вкусное ку. Речь идет о мантах, своего рода пирожках, которые начиняются рубленым мясом, смешанным с жиром и пряностя, и варятся очень своеобразно. На огонь ставят котел с водой, сверху его закрывают, оставляя только одно отверстие, с кулак величиной. Над ним устанавливают три-четыре решета, которые плотно закрыты, причем нижнее приклеено к котлу тестом. Когда вода закипит и решета в достаточной мере наполнятся паром, манты кладут сначала в верхнее решето, затем в нижнее, где их оставляют надолго, пока не поспеют. Не странно ли, что китайцы применяют пар даже для своих кушаний? Сваренные манты часто обжаривают в жире, и они получают тогда название "занбуси" ("дамский поцелуй"). У моих друзей из Кашгара и Яркенда еще много своеобразных блюд, но передадим рецепты тому, кто захочет написать татарскую поваренную книгу. | .. Мы пробыли в Бухаре 18 дней, и я не мог больше задерживать своих друзей; пора было отправляться в Самарканд. Жизнь в Бухаре, где нам все только пожимали руки, но не давали ни *[152] *гроша в качестве подаяния, сильно расстроила наши финансы. Сбережения, сделанные в Хиве, пришли к концу, и, подобно многим другим, я продал своего осла; отсюда следовало дви в нанятой повозке. Некоторые члены нашего каравана, те, что были из Ходжента и Коканда, уже отделились от нас и отправились одни в более короткое путешествие; только андижанцы и китайские татары остались с нами, но из Бухары в Самарканд мы отправились разными путями.* *Я, Хаджи Салих, Хаджи Билал и его свита решили пойти по прямой дороге, тогда как остальные, шедшие пешком, пожелали идти через Гидждуван, чтобы совершить паломничество к гробу святого Абдул Халика. (Ходжа Абдул Халик (именуемый Гиждувани, умер в 1601 г) был современ знаменитого Пайанде Замини и, как великий аскет и ученый пользуется славой святого.^93 ) Так как многие бухарцы хотели сопровождать меня на моем обратном пути в Мекку, мне пришлось пойти на хитрость, чтобы отделаться от их общества, потому что для обеих сторон было бы несколько неловко, если бы мы вместо Каабы прибыли на берега Темзы. .. | *XII* .. Что касается внутреннего убранства мавзолея, то чрезвычай искусно выполненные арабески с богатой позолотой и вели синевой лазури в самом деле поразительно красивы. Гробница Месуме Фатьмы (Сестра имама Ризы умолила халифа Мамуна дать ей разрешение навестить брата, жившего в ссылке в Тусе. По дороге туда она умерла в Куме, и ее гробница, внутри которой до меня не бывал ни один европеец, - высокочтимый объект паломничества) в Куме (Персия) не может идти в сравнение с мавзолеем, несмотря на то что отделка ее роскош, тогда как красота мавзолея скромна. В головах могил стоят два рале (столы с откидными крыльями), куда на Востоке кладут священные книги и перед которыми муллы день и ночь по очереди читают Коран. За это они получают из вакфа (благо учреждения) этого тюрбе^100 хорошее жалованье. Их, так же как мутавалли (инспекторов), издавна берут из ногайских татар, поэтому и теперь там было несколько светловолосых старших смотрителей. |
Далее:Самарканд |
Керки 1863Арминий Вамбери.. возвращается из Самарканда .. из "Путешествие по Средней Азии" (выборка со словом "татар") |
*XIII* .. Оксус, текущий между двумя упомянутыми возвышенностя, почти в два раза шире, чем Дунай между Пештом и Офеном. Течение очень сильное, но, несмотря на это, есть песчаные отмели. Наша переправа длилась целых три часа, потому что, на наше несчастье, нас относило вниз по течению. Даже если переправа совершается при наиболее благоприятных условиях, а именно летом, когда вода в реке самая высокая, на нее тратят добрых полчаса, так как никому ни разу не удавалось провести *[173] *лодку, не посадив ее на мель; лодочнику приходится слезать в воду и с помощью каната перетаскивать лодку через мелкие места. К счастью, жара была не такая сильная, как при нашем переезде у Ханки, и нам не пришлось много страдать. | Перевозчи оказались достаточно гуманными и не взяли с нас денег. Но едва мы ступили на другой берег, как нас задержал дерьябеги^106 губернатора Керки. Он обвинил нас в том, что мы - беглые рабы и пробираемся на родину, в свою еретическую Персию. Он приказал нам следовать со всеми пожитками за ним в крепость, где нас допросит сам губернатор. Можете себе представить, как меня удивило это подозрение. Трое моих коллег, физиономия и язык которых явно выдавали их происхождение, вовсе не тревожились, и действительно их скоро отпустили. |
Далее:Афганистан, Балх |
Бухара 1866Мухаммед Галия Исхаков.. из Троицка .. Волков И.В. - "Железнодорожные коммуникации как фактор развития Русского Туркестана" |
.. в 1866 г. троицкий купец Мухаммед Галия Исхаков отправил из Бухары 345 верблюдов с товаром, и 214 из них были потеряны в пути2.
2 Центральный государственный архив Республики Узбекистан (ЦГА РУз). Ф. 33. Оп. 1. Д. 40. Л. 5 |
Далее:Троицк |
Бухара 1866..68Война с Бухарой..1717..1873_Turkestan_rus_army_map |
![]() Следующий этап закрепления на территориях Туркестана. На востоке - от крепости Верный продвинулись к Кастэк (1859) и в 1860 закрепились в Пишпеке и Токмаке. |
В 1864 движение началось и с севера - от Ак-Мечети к Туркестану и Сузаку, а с востока - Мерке и Аулие-Ата. Далее Черняев в том же году взял кокандскую крепость Чимкент и на успехе двинулся к Ташкенту (100 км к югу) История взятия Ташкента подробно описана многими авторами. Тут важно подчеркнуть принципиальный момент - настоящего сопротивления не было. Торговцы были заинтересованы в порядках которые наводил Петербург. Эта колониальная система обладала силой и разумом для взаимовыгодного сотрудничества. Религиозное сопротивление нейтрализовалось северными татарами доказывающими отсутствие проблем с Петербургской властью. |
Однако продвижение к Бухарскому эмирату было уже другим. Джизак в 1866 был разбомблен артиллерией, что указывает на ожесточенное сопротивление. А битва за Самарканд и Бухару в 1868 привела к договору с Эмиратом типа - дружим и зла не помним (хотя Самарканд у него оттяпали:) |
Яркие картинки этой "дружбы" можно видеть у Верещагина.. в результате он сам из крутого военного художника (при каждом удобном случае хватающегося за Кольт :) превратился в унылого пацифиста.. Хотя история США и России шла параллельно, но у нас в 19 веке (с 1781) победил европейский гуманизм и сотрудничество с "индейцами" (татарами :)А вот события 20 века и особенно нынешние показывают полную зависимость Москвы от Вашингтона (и Тель-Авива как оператора) и гуманизм теперь в РФ юридически приравнивается к экстремизму.. Татары уже не те :(только не путайте книжников, мусульман, иудеев с воеваками, казаками и сионистами.. последние что-то раздухарились не на шутку) |
Далее:Хорезм 1873 |