tatar.uz folk history

1750-12-17

18 век (1725..75) Оренбург — Сеитова слобода

опубл.2020-12, доб.2021-01, изм.2022-10, доб.2023-05-12

  1. из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ
    «Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае»..
. .. Алексей Иванович Тевкелев — посланник императрицы всея Руси Анны Иоановны, переводчик и советник Коллегии иностранных дел, по отцу Кутлумухаммед Искандер Мырза, или Мамет-Мырза, как его называли башкиры, калмыки и иные мусульманские народы, у которых приходилось бывать ему, выполняя дипломатические миссии. Вахит Имамов в своей книге «Запрятанная история татар. Набережные Челны, 1994» пишет о нем нелицеприятно:128

«… за составление угодного правительства проекта принялись крещеный татарский мурза Алексей Тевкелев (Кутлумухамет Мамашев) и обер-секретарь Сената Иван Кирилов…

Предатель своего народа Тевкелев уже долго карабкался по лестнице власти. Службу он начал переводчиком иностранной коллегии, был замечен Петром и в 1716 г. в составе русского посольства направлен в Персию.

В 1731 г. царица Анна Иоановна направила его как русского посла в Среднюю Азию, и Тевкелев добился там получения клятвы на верность России у казахского хана Абулхаира. В 1734 г. Тевкелев и Кирилов в основном перечислили предложения, представленные Татищевым и Волынским, но добавили “сугубо свои” — что на реке Орь, фактически являющейся границей между казахскими и башкирскими кочевьями, основать новую мощную крепость; все побережье Яика покрыть сетью военных крепостей с мощными гарнизонами; переманить мусульманских старшин посредством мелких подарков на сторону правительства и таким образом пробудить между ними взаимную вражду; ускорить строительство заводов, переселить туда русские деревни и т.п.

Выбравшему своей очередной жертвой в захватнической политике Среднюю Азию, царскому правительству особенно импонировало предложение о строительстве нового военного форпоста — будущего Оренбурга — на границе с Азией. Поэтому 1 мая 1734 г. данный проект утвердили и Сенат, и царица.

Однако составившим проект чиновникам награды и почести были розданы соответственно происхождению и национальности. Кирилов был возведен в чин генерал-майора и получил в подарок — три тысячи рублей. Тевкелеву же пришлось довольствоваться званием полковника и одной тысячью рублей. Одновременно было отдано распоряжение: отрядить специальную команду в Закамье для проведения в жизнь проекта Тевкелева — Кирилова. Начальником данного колонизаторского похода, вошедшего в историю под “оригинальным”, даже “цивилизованным” названием “Оренбургской экспедиции”, назначили, конечно, Кирилова, а его помощником определили Тевкелева»...


2. из статьи Х.Мами «Связующая роль татар.купцов Волго-Урал.региона в Центр.Азии..» (кн. «Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв.» М.2011)..

стр.42
..
Уже в 1735 г. купцы из Ташкента, узнав о плане строительства Оренбурга, приехали в Уфу, предлагая, чтобы ежегодно из Ташкента в Оренбург приезжали местные торговцы, а русские купцы, в свою очередь, приезжали в Ташкент [Витевский 1891: 673].
..

3. Хивинский поход 1839—1840 годов (Wiki)..

..
Поход 1839–1840 годов был предпринят в ответ на непрерывные набеги хивинцев на российские владения. Для похода на Хиву был сформирован экспедиционный корпус под командованием оренбургского генерал-губернатора генерал-лейтенанты В. А. Перовского, в составе которого числилось 6600 человек и 22 орудия. Отряд выступил из Оренбурга в ноябре 1839 года, но из-за плохой подготовки (отсутствие тёплой одежды, недостаток топлива и др.) в условиях необычно суровой зимы не смог пройти и половины пути и в начале февраля 1840 года повернул обратно. Летом 1840 года он вернулся в Оренбург, потеряв значительную часть своего состава (более 1 тысячи человек погибли в пути от холода и болезней, более 1 тысячи человек вернулись больными) и всю артиллерию.
..

из «О Махмуте Исхаковиче Такумбетове»:

..
Интересно и происхождение отчима М.И.Такумбетова-Карамата. Он – потомок есаула, который привел русское войско под командованием Перовского в Хиву, где был вместе со всеми убит. Его потомки среди башкир первыми получили потомственное дворянство. В Уфимской губернии Карамат Такумбетов занимал должность, которую в Симбирской губернии занимал отец В.И.Ленина.
..

4. из «ЭТНИЧЕСКИЙ АТЛАС УЗБЕКИСТАНА»
© Институт “Открытое Общество” — Фонд содействия — Узбекистан, 2002. 452 страницы с иллюстрациями. Совместное издание «ООФС — Узбекистан» и ЛИА <Р. Элинина>, 2002.
стр.203 авторы Р. Н. Шигабдинов, Л. И.  Жукова

. .. Имеются письменные свидетельства XVIII в. о том, что татар можно было увидеть на базарах Бухары, Самарканда, Карши и др. городов в качестве невольников, наряду с лицами других национальностей. Малочисленные группы татар в этот период встречались почти во всех уголках Туркестана.В XVIII в. товарообмен между Россией и среднеазиатскими ханствами активизируется. В 1740 г. российский торговый караван из Оренбурга в Ташкент возглавил татарин Шубай Арсланов. К ним присоединился казанский татарин М. Юсупов.

5. из статьи Х.Мами «Связующая роль татар.купцов Волго-Урал.региона в Центр.Азии..» (кн. «Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв.» М.2011)..

 


6. из сборника Р.Ш.Искандаров «Оренбургские татары» стр.203-205..

..
Одной из сложнейших проблем в регионе до проникновения на азиатские рынки было установление добрососедских отношений с казахскими ханствами. Хотя хан Младшего джуза Абулхаир в 1731 г. заключил договор с российским государством, набеги кочевников на пограничные деревни не прекращались.

В решение этой проблемы много труда вложил губернатор И.И.Неплюев, его окружение, в том числе дипломат, в последствии генерал Алексей Иванович Тевкелев. Его настоящее имя Кутлумухаммет Мимешович. Он некоторое время жил в слободе-посаде, жена Тевкелева Хадичи бика была уроженкой Сеитова посада. Большую роль в этом мероприятии сыграл также Мухаметжан Хусаинов, когда-то получивший образование в Каргале, вошедший в ханский совет Младшего джуза. В оздоровлении отношений между Россией и Казахстаном большую услугу оказали жители Сеитова посада, принявшие казахских юношей на обучение в духовные училища. Благодаря усилиям губернатора И. И. Неплюева и под руководством дипломата А. И. Тевкелева, а также жителей посада воцарился мир в регионе.

В каргалинских медресе-школах получили духовное и светское образование более 700 казахских юношей. Тевкелеву же удалось вызволить из плена около 800 православных и вернуть их в Россию.

Меновым торгом русские купцы ограничивались лишь в Оренбурге, в Меновом дворе.
Для реализации проекта Петра 1 «путь во всю полуденную Азию отворить» этого было недостаточно. Нужно было прокладывать дороги для торговых караванов в страны Центральной Азии. Одной из таких попыток является снаряжение Ташкентского каравана, который возглавили Арсланов и Юсупов — казанцы, будущие торговцы Сеитовой слободы.
У губернатора И. И. Неплюева созрел новый план осуществления замыслов Петра: он проектировал ежегодно отправлять небольшие торговые караваны в Среднюю Азию и до самой Индии. Была организована особая компания из зажиточных купцов, куда вошли крупные купцы из ряда городов России, сеитовский купец Абдулла Хаялин, брат старшины С. Хаялина. Реализован ли проект проезда в Индию, в документах архивов не встречается.

Однако каргалинские и оренбургские купцы опередили события. П. Е. Матвиевским на основании архивных документов установлено, что еще в 1749 г. они отправили два небольших каравана с товарами в Хиву и Бухару. На проданные товары в Хиве было выручено и доставлено в Оренбург свыше 7 пудов серебра.

В целях реализации проекта Неплюева в 1750 г. купец А. Хаялин возглавил и совершил караванный поход указанной компании. В состав торговцев каравана вошли сакмарский казачий старшина Кубек Байназаров, каргалинцы Надыр Сафаров и Агафер Абдюков. Сопровождал купцов хивинский посол Шербек. Товары на сумму 3 тыс. рублей доставлены до Ургенча, и караван прибыл домой благополучно. Вслед за этим Абдулле Хаялину было поручено снарядить второй караван с товарами на 5 тыс. рублей и приказано «следовать до Бухары, Балха, Бадахшана, а если возможно, то и до самого Кабула — первого индийского города. Абдулла Хаялин совершил и эту поездку. Составленный проект торговой компании добраться до Индии в 1751 г. остался, однако, без исполнения».

Путь в Индию был слишком неустойчивым и рискованным для всех. Однако караван с татарскими купцами благополучно прибыл в Индию.

Как передают источники, в том же 1751 г. житель Каргалинской слободы Исмагиль Бикмухамедов со своими тремя сельчанами: Надыром, Якубом и Абдрахманом предприняли новый поход в Бухару. В пути на Бухару они получают приказ И.И.Неплюева отправиться в качестве торговых послов в Индию. Это путешествие, полное драматизма, длилось долго. Исмагиль возвратился домой через 25 лет. (См.: Фахретдинов Р. Исмагыйль саяхате. Казан, 1903)

Поездки каргалинских и оренбургских купцов в страны Азии этим не прекращались. Здесь следует упомянуть поездку на азиатские рынки оренбургского купца Губайдуллы Амирова и других. Организовав караванную торговлю, сеитовские купцы проникли не только на рынки Востока, но также организовали и наладили встречную торговлю. Центром обмена товарами между европейскими купцами и азиатскими торговцами являлся Меновой двор. Встречная внутренняя торговля способствовала развитию целых регионов как Средней Азии и Казахстана, так и России. Европейские товары стали реализовываться на ташкентских, бухарских, хивинских рынках. А азиатские товары через сеитовских посредников-купцов распространялись на Ирбитской, Макарьевской, Самарской и других ярмарках. Это способствовало не только росту товаров, но и улучшению взаимопонимания между народами двух цивилизаций.
..

1751 путешествие Исм_БекМхметова (Искандаров-Тат-Оренб)


7. из статьи Х.Мами «Связующая роль татар.купцов Волго-Урал.региона в Центр.Азии..» (кн. «Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв.» М.2011)..

стр.48
.. Татарские купцы из Сеитовой слободы состовляли большинство среди торговцев Оренбурга в середине XVIII в. Так в 1752 г. почти все купцы, жившие в Оренбурге или его окресностях, были жителями Сеитовой слободы [«Понеже там (Оренбург — Х.М.) записных пожиточных, торги производить могущих купцов, кроме записавшихся Казанских татар (т.е. татар в Сеитовой слободе — Х.М.), еще нет» ПСЗ. Т.13: 655 №9995]
..
стр.42
.. Есть сведения, что в июле 1756 г. в Оренбурге побывало 60 купцов из Бухары, 14 — из Ташкента, 13 — из Хивы [Аполлова 1960: 238]. Как видно из этих цифр, бухарские купцы играли особенно важную роль в торговле между Россией и Средней Азией по сравнению с торговцами из других стран. В значительной мере успех в привлечении торговцев из Средней Азии в Оренбург являлся заслугой И.И. Неплюева, который ревностно следил за приглашением купцов из разных стран, рассылая за границу грамоты, «приглашая как киргизов, так и хивинцев, ташкентцев, кашкарцев, трухменцев и бухарцев к торговле» [Неплюев 1893: 138].
..
стр.48
.. В 1761 г. среди всех 109 купцов, торговавших в Оренбурге, купцов из Сеитовой слободы было 38 человек, им несколько уступали казанские купцы (20 человек) [Аполлова 1960: 241]
..

8. из статьи Г.С.Султангалиевой «Торговые рынки Юж.Урала и Казастана XVIII-XX вв.» (кн. «Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв.» М.2011)..

стр.28
.. Укрепление позиций татар в развитии российско-казахской и российско-среднеазиатской торговли способствовал и указ Сената от 30 апреля 1763 г. о запрещении впускать внутрь России для торговли «азиатцев» (хивинцев, сартов, бухарцев), «дабы они не могли узнавать цены здешним товарам и наносить чрез то подрыв торгующему купечеству». В результате приказчиками среднеазиатских купцов для провоза их товаров в глубь Российской империи нанимались в основном татары [ГАОрО, ф.6, оп.10, д.288, л.1]. В свою очередь, татарские торговцы, заручившись покровительством правительства, осознали выгодность своего положения торговых посредников и стремились к завоеванию внутреннего рынка Казахской степи и извлечению немалых коммерческих выгод [ГАОрО, ф.6, оп.10, д.1316, л.20об.; д.160, л.2-22].
..

—————
А потом началось восстание Пугачева 1773..75 годов. Хотя, историки считают что это была операция турецких спецслужб.. Пугачев служил в Польше, был знаком с донскими казаками.. и все они говорили на тюркском (правда, потом стали учить детей русскому, соориентировавшись в обстановке :)
см.также:
18-19в татары в Средней Азии

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress