tatar.uz сайт на стадии разработки

1800-07-15

18-19 век муллы учившиеся в Бухаре и Ургенче

опубл.2020-07-15, изм.2021-02-01

из Татарской энциклопедии:

АбдуСаттар ибн Сагид аш-Ширдани (Габделсаттар бине Сягыйт яш-Шырдани) (?-1831, г. Нижний Новгород), религиозный деятель. Брат АбдулГаффара ибн Сагид аш-Шырдани.
Первоначальное образование получил у татарских богословов МухаммадРахима ибн Юсуф аль-Мачкарави и Салиха ибн Сагид аль-Кали, позднее обучался в г.Бухара, где сблизился с будущим эмиром МирХайдаром. До 1814 был мухтасибом, судебным исполнителем и нотариусом в г.Гиждуван, недалеко от Бухары.

 

В 1811 вернулся в Казань и вместе с отцом служил имамом мечети №5, одновременно с 1821 предпринял безуспешную попытку занять пост муфтия Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.

Лит.: Маржани Ш. Мостафадель-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. К., 1989.



Влияние бухарской образовательной традиции на татарскую элиту в XVIII – первой половине XIX века
Айдар Хабутдинов (профессор Казанского филиала Российской академии правосудия, доктор исторических наук, Россия)

«.. Благоприятные возможности для влияния бухарской образовательной традиции на татарскую элиту возникают в середине XVIII в. Татары Сеитова посада (Каргалы близ Оренбурга) в 1745 г. первыми из мусульман России получают права корпорации, включая свободу вероисповедания и освобождение от рекрутской повинности при условии участия всех членов корпорации в торговле с мусульманским Востоком. Каргала получает права посада, и там создается Ратуша. Риза Фахретдин отмечал, что впервые после падения Казанского ханства «возрождалась официально признанная национально-религиозная жизнь татар»7. Поэтому во второй половине XVIII – первой трети XIX века крупнейшим комплексом профессионального религиозного образования у татар были Каргалинские медресе8. Они были исламскими учебными заведениями среднеазиатского типа. Поскольку именно они были высшим уровнем мусульманского образования у татар, остановимся подробнее на личностях их мударрисов и шакирдов.
Наиболее широко известны три ученика Каргалы, ставшие муфтиями (М. Хусаин, Г. Габдрахимов и, вероятно, Г. Сулейманов), и четверо мударрисов. Для понимания влияния Каргалы и ее связей с Бухарой остановимся на биографиях этих мударрисов.

1. Габдессалям б. Уразмухаммад (Ураи). Имам и мударрис в ауле Ташкичу (Заказанье), примерно с 1750 г. имам и мударрис в Каргале. Он еще не получил образование в Туркестане9.

2. Ишнияз б. Ширнияз ал-Хорезми (ум. 1791) получил образование в Ургенче, в Каргале написал книгу «Гакаиде Болгария» – первый труд для шакирдов у татар по догматике – акиде после падения Казанского ханства. Среди его учеников упоминается имам-хатиб и мударрис 5-й мечети («Галеевская») Казани Сагит б. Ахмед аль-Шырдани.

3. Валиаддин б. Хасан ал-Багдади (1755–1831) получил образование в Багдаде, был в Индии, Хорасане и Бухаре, во время поездки в Поволжье посетил Казань и такие аульные медресе, как Ташкичу, Мамся и Мачкара.

4. Габдуррахман б. Мухаммадшариф аль-Кирмани (1743–1826), который вместе с будущим муфтием М. Хусаиновым был учеником Мухаммада б. Гали ад-Дагестани. Он был в свою очередь мударрисом у муфтиев Г. Габдрахимова и Г. Сулейманова, мударриса медресе при «Голубой» (4-й) мечети Казани Габденнасыра б. Рахманкола ал-Джабали, мударриса медресе Кышкар Фаяза б. Габдельгазиза аль-Кенери, мударриса медресе «Губайдия» Губайдуллы б. Ишкуата, мударриса медресе Тайсуганово Габденнасыра б. Габдеррахима аль-Улькаши, основателя и мударриса медресе в Стерлибаше шейха Нигматуллу б. Биктимера (Тукаева) и ишана Хабибуллы б. Хусаина ал-Ури (Оруви) из Заказанья.

Татарские мударрисы Габдессалам б. Уразмухаммад и Габдуррахман б. Мухаммадшариф ал-Кирмани имели большое количество учеников – будущих мударрисов. При этом если Габдессаляму б. Уразмухаммаду не хватало богословского догматического уровня, то Габдуррахман б. Мухаммадшариф уже не уступал в этом моменте иностранцам10.

10 Хабутдинов А.Ю. Религиозное образование мусульман Оренбургского магометанского духовного собрания // Векторы толерантности: религия и образование. – Казань, 2006. С. 61–63.

«.. Рассмотрим конкретно биографии учеников Мухаммад Рахим б. Йусуфа.

1. Деятельность великого улема и создателя концепции «иджтихада» у татар Абдуннасыра Курсави (ок. 1776–1812) хорошо изучена. Отметим, что после медресе Мачкары в Бухаре он обучался у улема – суфия тариката (ордена) Накшбандийа-муджаддидийа шейха Ниязкул ат-Туркмани (ум. 1820/1821) в медресе Чор-Минор. Вернувшись на родину в аул Курса ныне Арского района, он исполняет обязанности имама и мударриса11.

2. Нигматулла б. Биктимер б. Тукай б. ас-Слаучи (1772–1844) стал основателем рода Тукаевых – династии ишанов, имамов и мударрисов из села Стерлибаш Стерлитамакского уезда Оренбургской (с 18б5 г. – Уфимской) губернии. Его предки переселились в Стерлибаш из деревни Слауч Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне Балтасинского района Татарстана). Вначале он учился у мударриса Фазыла аль-Кизляви (Сайфутдинова) в медресе при мечети Иске-Таш Казани, Мухаммада Рахима б. Йусуфа ал-Ашити и Габдуррахмана аль-Каргалый в Мачкаре. Нигматулла и его оба сына Мухаммад-Харис и Мухаммад-Харрас Биктимировы получили образование в Бухаре. Нигматулла в 1801 г. отправился в Бухару, где проучился свыше 10 лет. Там же, у шейха Абу Салиха Ниязкул ат-Туркмани, который был учителем и его казанского мударриса Фазыла аль-Кизляви, Нигматулла углубил свои познания в учении и практике Накшбандийа, а также стал сторонником взглядов и другом А. Курсави. ..»

«.. 3. Якуб б. Яхья ад-Дубьязи (ум. 1844) стал первым из выпускников Мачкары, возглавившим медресе в Кышкаре (ныне Арский район РТ). В первой половине XIX в. именно эти два медресе являлись крупнейшими в Заказанье. В 1836–1845 гг. Мачкару возглавил Якуб б. Яхья ад-Дубьязи. Он получил образование у Габдеррахима б. Бикчентая б. Ибрагима ал-Берескеви в Береске, затем продолжил образование в Бухаре. По возвращении на родину Якуб б. Яхья стал имамом и мударрисом в Береске, в медресе Кышкар он пришел по воле бая Мусы Утямышева. При этом имам был сыном старшины и выходцем из простого народа (кара халкытан), а не из рода мулл. От предыдущего имама Фаиза б. Абдулазиза осталось четверо сыновей13. ..»

13 Марджани Ш. Указ. соч. С. 154–155, 183, 191–195, 256; Хабутдинов А. Медресе Кышкар Тукаевы // Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. – Казань, 2004. С. 201–202.

«.. 4. Амирхан б. Габдельманнан б. Исмагил б. Мурад б. Кадермет ат-Талкыши (ум. 1828) – основатель рода мулл Амирхановых и прадед писателя Фатиха Амирхана был имамом мечети «Иске-Таш» («Старокаменная», «Девятая соборная») в Казани и мударрисом Амирхановского медресе. Он был уроженцем деревни Толкиш (ныне Чистопольский район РТ), учился в медресе деревень Сасна (ныне Балтасинский район РТ) и Мачкара, а затем в Бухаре14. ..»

14 Марджани Ш. Указ. соч. С. 98, 101–102, 107–109.

«.. 5. Братья Габдессаттар и Габделгаффар аш-Шырдани – имамы и мударрисы 5-й Соборной («Галеевской») мечети Казани – были сыновьями имама и мударриса Сагита б. Ахмеда б. Мухаммада аш-Шырдани (уроженца деревни Ширданы, ныне Зеленодольский район РТ). Он учился в медресе деревень Казылино, Казаклар (ныне Арский район РТ) и Каргалы (у Ишнияза б. Ширнияза аль-Хорезми). Став в 1810 г. имам-хатибом 5-й мечети, Сагит б. Ахмед учредил здесь приходское медресе. В 1814 г. вторым муллой мечети был избран его сын – Габдуссаттар аш-Шырдани (Сагитов, ум. 1831). Во времена бухарского эмира Хайдара (1800–1826) он был мухтасибом, секретарем и нотариусом в правительственных учреждениях. По возвращении на родину Габдуссаттар аш-Шырдани стал ахуном Казани и даже добивался титула муфтия после смерти Мухаммеджана Хусаина в 1824 г., получив поддержку мусульман Казани. Однако оренбургский губернатор П.К. Эссен выступил против его кандидатуры15. ..»

15 Марджани Ш. Указ. соч. С. 93–97.

«.. 6. Шарафетдин б. Зайнетдин б. Ибрагим аль-Эстерлетамаки (ок. 1768–1845) учился в Бухаре у Абу Салиха Ниязкул ат-Туркмани. Он стал основателем медресе в Стерлитамаке. Оно функционировало при Соборной мечети г. Стерлитамака (вначале Оренбургской, затем Уфимской губернии)16. ..»

16 Марджани Ш. Указ. соч. С. 68.

«.. 7. Мухаммад Амин б. Сайфулла б. Габдельхамид шейх ас-Сабави. Уроженец Богатых Сабов (ныне райцентр Татарстана), он получил образование в Мачкаре и Бухаре, а затем учился в Курсе у А. Курсави, где воспринял его взгляды. Вначале он был имамом и мударрисом в ауле Наласа (ныне Арского района РТ) В 1826 г. отбыл в хадж через Египет, где познакомился с известным полководцем и государственным деятелем Ибрагимом-пашой и занял место преподавателя фарси в университете Аль-Азхар в Каире. В 1833 г. он скончался в Каире17. ..»

17 Марджани Ш. Указ. соч. С. 138–139.

«.. 8. Имам и мударрис в Тюнтяре (ныне Балтасинского района Татарстана) Гали б. Сайфулла б. Габдеррашид б. Утегян ат-Тюнтяри продолжил образование в Бухаре. Там он познакомился с сыном виднейшего шейха тариката (ордена) Накшбандийа-муджаддидийа Мийан Фадл-и Абд ал-Кадиром ал-Муджаддиди. Его отец Мийан Фадл-и Ахмад (представлявший линию Ахмада Сирхинди) и Ниязкул ат-Туркмани (представлявший линию хаджи Хабиб Аллаха Бухари) считались самыми влиятельными шейхами Накшбандийа-муджаддидийа в Средней Азии в этот период. В честь Мийан Фадл-и Абд ал-Кадира получил название целый квартал в Бухаре Сахиб-зада. Его учеником был Шигабетдин Марджани. Вторым центром деятельности Мийан Фадл-и Ахмада и его сыновей был индийский город Пешавар (ныне в Пакистане). Гали б. Сайфулла, находясь на их службе, посетил Кандагар, Пешавар, Кабул, Лахор и Дели. По возвращении на родину в 1829 г. он стал имамом и мударрисом в Тюнтяре, где скончался в 1874 г., дожив до 80 лет18. ..»

18 Марджани Ш. Указ. соч. С. 163–166.

«.. 8. Габдулла б. Яхья аль-Чиртуши аль-Мачкарави (1773–1858) сменил Мухаммад Рахима б. Йусуфа на посту мударриса Мачкары после его смерти в 1818 г. После образования в Мачкаре он учился у Мирзы Габдеррахмана и Миркеджана в Бухаре аль-Бухари. У последнего одновременно обучался и отец Шигабетдина – Багаутдин Марджани. В 1812 г. Габдулла б. Яхья возвращается в Мачкару. По преданию, из его медресе вышло 1000 мударрисов. По словам Марджани, возможно, до его смерти в 1858 г. медресе окончило столько шакирдов19. Среди его шакирдов стоит назвать вышеупомянутого имама и мударриса 5-й мечети Казани Ахмед б. Сагита б. Ахмеда аш-Шырдани (Сагитова); имама и мударриса 2-й (Апанаевской) мечети Казани Мухамедкарим б. Мухамедрахима б. Гаида ат-Таканыши (Мухамедрахимова); его преемника Таджетдина б. Башира ас-Суыксуи (Баширова); имама и мударриса в Кышкаре Исмагила б. Мусы аль-Мачкарави (Утямышева); имама Сенной мечети Казани Габдельгани б. Салиха б. Хусаина аль-Кили (Сагитова); имама Бурнаевской мечети Шигабетдина б. Фахретдина (Фахрутдинова); муллу аула Казиле Таджетдина б. Габдельжалиля ад-Дубьязи ..»

19 Марджани Ш. Указ. соч. С. 163–166.


Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress