tatar.uz folk history

1924-10-05

1923..25 Ташкент

2024-10-02..опубл.2024-10-05..
Печать, Театр, Абубакер Диваев, Научная комиссия, Музей, САКУ, Самигулла Касимов, ИнПрос, Возвращение Яушевых, Театр, Гульчера Хамзина, Фатых АбуБакиров, Сахи Рахмати, САГУ, НарПрос, Театр, НарПрос ..

1923

Печать..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.188
Поставка мусульманского шрифта из Казани продолжалась и в последующие годы.Например, в январе 1923 года Туркестанский центральный исполнительный комитет принял решение о закупке в Казани 319 фунтов мусульманских шрифтов¹.

¹ НА РУз. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 324. Л. 5.
Были изданы учебники для Туркестана на узбекском, казахском и киргизском языках. Некоторые учебники были на татарском языке, так как чтение на татарском языке не составляло трудности для тюркских народов края².

² РГАСПИ. Ф. 583. Оп. 1. Д. 55. Л. 216; РГВА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 86. Л. 37.

Театр..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.143
Ф. Ильская возглавляла труппу татарского театра во время путешествия по Туркестану и исполнила на сцене несколько ролей.В частности, в 1923 году в здании «Колизей» был поставлен спектакль по пьесе турецкого поэта Абдулхака Халида «Индианка», отражающую прекрасную природу Индии, религиозную и культурную жизнь населения. В спектакле были показаны жертвы британских колонизаторов. Своим успехом в Туркестане спектакль во многом был обязан Ф. Ильской, которая сыграла главную роль – индианку¹.

¹ Башир З. .инд .изи // Туркистон. 1923. 25 февраль.

Абубакер Диваев 40-летие научно-общественной деятельности..

Биография Абубакера Диваева
стр.159
Широкая научная и советская общественность 2 марта торжественно отметила сорокалетний научный юбилей Диваева. Он получил приветствия ЦИК Бухарской НСР, Башкирского ЦИК Советов, ЦИК Советов автономной Татарской ССР, Хорезмского съезда работников просвещения (избравшего Диваева своим почетным председателем), Коллегии востоковедов Азиатского музея, Казанского Общества археологии, истории и этнографии, различных отделов Географического Общества, Ташкентского государственного ученого совета, Туркестанского государственного универститета, Туркестанского восточного института, Туркестанской государственной библиотеки, Туркомстариса, Туркестанского государственного издательства, Киргизского института просвещения и др. Юбиляра приветствовали видные ученые. Студенты Туркестанского государственного университета приветствовали в лице Диваева дного из своих «руководителей в борьбе за обладание наукой», «неутомимого труженика науки», который в «черные дни минувшего режима» сумел оказаться не с теми, кто «стеснялся называться представителем того народа из которого он вышел, и употреблять его язык даже в обыденной среде домашней жизни». Студенты-питомцы Диваева — благодарили своего учителя за его труды, радовались, что Диваеву довелось дожить «до наступления светлых дней в жизни народа» и желали юбиляру «еще долгой-долгой работы на благо благодарного народа». Туркестанский восточный институт приветствовал в лице Диваева выдающегося этнографа и бытописателя, подчеркивая, что на трудах его учились «уже три поколения русских ученых тюркологов».
Мухамет Мурзабулатов
«Выдающийся ученый Абубакир Диваев»
стр.4-5
Следующий юбилей — 40-летие научно-общественной деятельности Абу-бакира Диваева востоковедческое научное сообщество отмечало в 1923 году.
Юбиляра тепло поздравили практически все видные ученые-востоковеды.
«Уже три поколения русских ученых-тюркологов, — писал ему уже упомянутый профессор А.Э.Шмидт, — на собранных Вашими трудами памятниках киргизского народного творчества учились проникать не только в особенности языка, но и тайники души киргизской. И теперь новое молодое поколение будущих тюркологов учится на этих же памятниках под Вашим руководством».
* А. Э. Шмидт участвовал в передаче Корана Османа из Петербурга в Уфу в 1918, потом из Уфы в Ташкент в 1923 (из статьи об этнографе А. Э. Шмидте).

Научная комиссия..

Письма о Ташкенте
«Мухтар Омарханович Ауэзов»
Весной двадцать третьего года Мухтар Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста Абубакира Диваева, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, принимает участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера, Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая – философских заметок и стихов.
Спутниками Ауэзова были Халел Досмухамедов и Магжан Жумабаев.

Музей..

Биография Абубакера Диваева
стр.159
Советская власть по достоинству оценила заслуги неутомимого и скромного труженика науки. 21 марта 1923 Совнарком ТАССР вынес решение об открытии в Главном среднеазиатском музее этнографического отдела имени Диваева, обязал Наркомпрос республики собрать и издать труды Диваева и назначить ему пенсию с пожизненным закреплением за ним дома, в котором Диваев прожил в течении 36 лет.
Мухамет Мурзабулатов
«Выдающийся ученый Абубакир Диваев»
стр.4-5
В 1923 г. из-за заметного ухудшения здоровья он оставил должность заведующего отделом археологии и этнографии Туркестанского краевого музея ..
* «Летом 1923 года советские власти приняли решение о передаче Корана мусульманам Туркестана. .. До 1989 г. Коран Османа хранился в музее истории народов Узбекистана в Ташкенте.» (из статьи об этнографе А. Э. Шмидте)

САКУ ..

1923app Tashkent — SAKU +comm

1923прим Ташкент — САКУ +комм
=Коллекция-Рафаэля=; арх-РахматиСахи;
Снизу-слева:
1-ряд: 2 — Бадалов, 4 — адам Ибрагимов.
2-ряд: 4 — Абдулла Уразаев, 7 — Бойбулатов (Cabul), Рауф Хабибов.
3-ряд: 8 — Сахи Рахмати, 10 — Ахмад Баешев. 4-ряд: Файзулла Иргазиев

1923 Hayrulla Gabitov c151(168)

1923 Хайрулла Габитов — преподаватель САКУ с151(168)
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Габитовы;
1923? Хайрулла Габитов — преподаватель в САКУ (Сред.Азиатский Коммунистический Университет)

Самигулла Касимов ..

brambeus
Татары и Средняя Азия.
May. 13th, 2012 10:53 pm
Касимов Самигулла после борьбы с басмачами с 1923 по 1925 – в руководящих органах ЦК компартии и правительстве Узбекистана.[17]

[17] Сайдашева М. Касимов Самигулла Сынгатуллович. // Борцы за счастье народное. Книга 2-я. Казань, 1983. – с.180.

ИнПрос .. Институт Просвещения ..

1923 Tashkent KirInPros 1-vyp

1923 Ташкент — КирИнПрос 1-выпО КирИнПросе много подробностей в книге «Базаркул Данияров — первый педагог. Портрет на фоне эпохи».

1923-06-07 ТуркРеспублика — СовНарКом — Шеф-бюро1

из книги «Базаркул Данияров — первый педагог. Портрет на фоне эпохи».
ЦГА РУз, ф.372, оп.1, д.43, л.10№36
ПРОТОКОЛ №2
Заседания Шефского бюро при Совнаркоме Туркреспублики.
Заседание состоялось в четверг 7 июня 1923 года.
Присутствовали: Архангельский Туркпрофобр председатель
Вершинин Совнарком
Шаламаев Туземско-еврейский Инпрос
Худоярханов А. Узбекский мужской Инпрос
Марк Узбекский женский Инпрос
Караханов Туркменский Инпрос
Секретарь: Айзунов Киргизский Инпрос
Теканаев Татарский Инпрос
Заседание открыто в 1 ч. 40 м., закрыто в 3 ч. 10 м. дня
Слушали Постановили

1923-06-07 ТуркРеспублика — СовНарКом — Шеф-бюро

.. 6. Распределение 80000 на июнь.
..
4. Отпускную сумму разделить между подшефными учреждениями по числу учащихся, т.е. следующим образом:
Киргизский инпрос 220 чел. 14425 р.
Узбекский муж.Инпрос 200 чел. 13769 р.
Муспрофтехникум 200 чел. 13114 р.
Узбекский жен.Инпрос 150 чел. 9834 р.
Туркменский Инпрос 110 чел. 7212 р.
Тузем. Еврейский Инпрос 100 чел. 6557 р.
Краев. Фельдшерская школа 30 чел. 1975 р.

Тема Женского ИнПроса будет освещена в 1923..25 жен-отдел

Возвращение Яушевых ..

Еникеевы, родственники Муллагали Яушева
5 января, 2024 Alex Čaičics
После Октябрьской революции семья последнего главы Торгового дома «Братья Яушевы», Муллагали Ахметжановича Яушева, уехала из России, но уже в 1923 году была вынуждена вернуться обратно. Советская власть разрешила Муллагали Яушеву поселиться в Ташкенте. По семейным воспоминаниям, большую помощь обедневшей семье Яушевых оказали бывшие работники их предприятий. Возвращение семьи из эмиграции сопровождалось большими почестями со стороны жителей Ташкента. На вокзале для встречи их поезда собралось множество бывших рабочих яушевского хлопкоочистительного завода. Власти решили не допустить массовой и праздничной встречи Яушевых на вокзале, поэтому семью высадили в нескольких километрах от станции, откуда им пришлось добираться до города на телегах.

Вместе с МуллаГали Яушевым вернулась дочь Сагадат Еникеевой — Марьям, с мужем Хасаном Яушевым и сыном..

Театр.. Фатхи Бурнаш поставил на сцене свою пьесу в 1922 году..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.143
После провала первого показа спектакля «Тахир и Зухра» это произведение было вновь поставлено 2 октября 1923 года в здании театра «Колизей» труппой Татарстанского театра (название труппы в источнике не указано. – Авторы). В статье, опубликованной в газете «Туркестан» об этом спектакле, говорится, что в повторном показе пьесы были учтены замечания, прозвучавшие после премьеры, а Зухра в исполнении Ф. Ильской просто великолепна. После спектакля Ф. Ильскую приветствовали с цветами и узбекские, и татарские студенты.

1924..

* 28 марта 1924 г. Средазбюро ЦК РКП(б) приняло постановление «признать размежевание по национально территориальному признаку в масштабе Средне-Азиатских республик своевременным и целесообразным» (2022 Хуснут Мухсумадьен — ОПАСАЛИСЬ РЕЗНИ: РОЖДЕНИЕ УЗБЕКСКОЙ ССР).

Гульчера Хамзина — «.. нарком юстиции Узбекистана ..» (https://prtuz.tatarstan.ru/culture.htm)

Фатых АбуБакиров .. уезжал из Ташкента в «1923 он с Фатымой Ильской возвращается в Казань и работает в театре» ..

1987 Тауфик Айди — Тылсымлы куч
стр.19..22
2. «Джигитство таким бывает»
В 1924 возвращается в Средюю Азию ..
переводчик лектора на курсах работников судов ..
студент Юридического техникума ..

Сахи Рахмати .. Сахи Рахмати- активный сотрудник политотдела 1-ой революционной Туркестанской армии .После упрочения советской власти в Средней Азии Сахи Рахмати остался в Ташкенте и посвятил всю свою жизнь журналистской деятельности.»» ..

* женат на дочери бывшего указного муллы Ташкента Мавдута Ахтямова — Марьям, дочь — Рашида.
учитель тат.языка и лит.
Хабибуллина А.Р.
«Славный сын своего народа»
Работал в судебных органах, участвовал при редактировании газеты «Шарык хакикате»( «Справедливость Востока»)

САГУ ..

Эхо веков 2000 3-4
«Народный генерал»
Рафаэль Зарипов-Кильметов
(по мат. Хаят Еникеевой — плем.С.Г.Еникеева)
С. Еникеев хорошо знал несколько языков: русский, татарский, персидский и арабский, служил много лет переводчиком. Военное дело не любил, мечтал выйти в отставку и стать писателем.
После революции С. Еникеев преподавал на восточном факультете, работал в нотариальной конторе.

1924app Tashkent Yaushev i gen-Enikeev

Возможно 1924 год. Фото из Еникеевы, родственники Муллагали ЯушеваВо главе стола — генерал Еникеев (1856-1929).
В центре — МуллаГали Яушев (1858-1927).
* В сентябре 1924 года Восточный институт объединился с университетом

НарПрос ..

1924 Ср-Азия сид-сл-4 Кильдыбеков н110

1924 Ср-Азия сид-сл-4 Кильдыбеков н110
1924-02-15 Ташкент (пос.Луначарский) — учителя и ученики н81
арх-Кильдыбекова; =Коллекция-Рафаэля=;(тюрк) Фото учеников 3-старш-группы с учителями школы отдела просвящения Ташкент. уезда.
15 февраля 1924 года. кишлак Луначарский (пригород Ташкента)

Сидят-слева:
4. Кельдыбеков.

Театр..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.143
10 ноября 1924 года труппа татарского театра поставила в здании «Колизей» спектакль по пьесе татарского писателя З. Башира «Зульхабира». Была показана политика царского правительства по насильственному крещению татар.
Роль Зульхабиры мастерски исполнила Гульсум Болгарская.
В местной прессе этого периода большей частью представлены статьи с положительным отзывом о деятельности татарских театральных трупп. На наш взгляд, причина этого в том, что труппы татарского театра ставили спектакли, соответствующие вкусам местного населения и настроению времени.
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.144
18 ноября 1924 года труппа татарского театра, находившаяся в поездке по Туркестану, в здании «Народной думы» в Ташкенте поставила спектакль «Юсуф и Зулайха».
Роль Зулайхи исполнила Гульсум Болгарская, а роль Тахира – Галиасгар Камал.
За успешное исполнение ролей Татаро-башкирский комитет помощи¹ наградил Г. Болгарскую золотой медалью, а Г. Камала – серебряным портсигаром².

¹ Комитет оказывал социальную и культурную помощь проживающим в Туркестане татарам и башкирам.
² Эрмат. Юсуф ва Зулай.о // Туркистон. 1924. 24 ноябрь.
* 5 декабря 1924 г. временный революционный комитет Узбекской ССР в воззвании ко всем трудящимся Узбекистана возвестил образование Узбекской Советской Социалистической Республики. (1954 Х. Т. ТУРСУНОВ — НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ОБРАЗОВАНИЕ УЗБЕКСКОЙ ССР)

1925

НарПрос ..

1925 Ташкент — Справочник — Учебн-завед

1925 Ташкент — Справочник — Учебн-заведстр.159 справочника Ташкент-1925 «Учебные заведения»
Показаны — САГУ, РабФак, САКУ, Мед.Техникум, Узб.ИнПрос, Тадж.ИнПрос, ИнПрос Тюрк.Нацмен, Тузем.-Евр.ИнПрос, Школы ФабЗавУча..
Институт Просвещения Тюркских Национальных меньшинств (т.е. неузбеков — киргиз, татар..) был расположен в интересном здании по адресу ул. Пушкинская, 11..
Вокруг этого места часто возникают споры на Письмах о Ташкенте.
От себя добавлю, что это здание возвели еще до революции для Ремесленного Училища, а потом, до 1966 там была 44-школа. Потом я учился в 44-школе, но на Чиланзаре, ей просто присвоили номер вместо снесенной в центре Ташкента, а на ее месте построили шикарный «Детский мир», причем — по обеим сторонам Пушкинской. Но, в 90-х «детский мир», просуществовав почти 100 лет, превратился в пошлые бутики и рестораны.. полный деградасьон..
2002 1/2 Время в судьбах и документах
Узбекский период научной деятельности профессора Газиза Губайдуллина
н. с. Инст-истории АН РУз Ренат Шигабдинов
Нам посчастливилось обнаружить в Центральном Госархиве Республики Узбекистан письмо, которое Валиди отправил в марте 1925 года из Берлина на имя председателя Института просвещения Узбекистана для последующей передачи историку Пулату14 Салиеву, с которым он был знаком еще со времени своей первой поездки в Туркестан в 1913 году. В письме Валиди жалуется старому знакомому на то, что итог его исторических изысканий в библиотеках Парижа и Берлина — ряд написанных исследований — остается невостребованным по причине значительных трудностей с их изданием. Поэтому он просил сообщить о возможности издания и распространения в Узбекистане своей «Истории Туркестана»15.

Далее: «1926..28 Ташкент»

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress