tatar.uz folk history

1934-02-02

Буинский и Дрожановский районы Татарстана

Filed under: — anvarkamal @ 03:03

опубл.2023, изм.2023, изм. на «Симбирск»
По материалам Фоата Рафикова, Софьи Бикуловой, Сююмбики Шариповой..

 


В связи с планами мирового империализма по выращиванию европейского Гитлера страна Советов стала принимать судорожные меры для подготовки к роковой битве. Кроме научно-технического и экономического рывка требовалось мобилизовать общество на пром-стройки и заводы, а в сельском хозяйстве возродить общинный способ производства как наиболее эффективный (ведь крестьянин должен был кормить и себя и того парня который за станком). С коллективизацией были проблемы только в хуторских районах — Малороссия, казачество. А вот с религиозными деятелями, ишанами (как нарушителями монополии большевиков на идеологию) борьба шла именно на Поволжье (хотя коммунистические принципы вобщем повторяли и христианские и исламские).

В Дрожанновском районе ситуация обострилась из-за действий активисток (они освободили своих мулл и прогнали солдат).


Подробный и очень интересный отчет работника ГПУ выложен в журнале «Эхо Веков»-2006-2 «Если мы будем бояться Советской власти, это равносильно тому, что мы отказываемся от бога» (Буинское дело 1930 г.)

В этой ситуации необходимо учитывать аморальную пропаганду 20-х годов (подобный секс-просвет в Европе начали внедрять только с 2000-года), что вызывало просто омерзение у высокоморальных мусульман (в 30-х Сталин ликвидировал распространителей всего что противоречит традиционной культуре, за что стал символом «абсолютного зла» для глобалистов и почитателей «цивилизованного мира»). Но здесь мы покажем только человеческую сторону трагедии «размулливания» отраженную в воспоминаниях Фоата Рафикова, в стихах Анисы и ее сестры Нафисы (ее дети — Мидхат и Жавдат). Перевод на русский сделала дочь Мидхата — Софья Михайловна Бикулова — активистка Исторического клуба Ташкентского Тат-центра.


  1. из «Страниц воспоминаний» Фоата Рафикова..
РодословнаяВернемся мысленно из далекой Сибири на земли обетованные – в Республику Татарстан, Дрожжановский район, с. Малая Цильна и с. Старая Задоровка.В свое время это был Буинский кантон Шаймурзинской волости, затем Буденновский район.Отцовская линия идет из с. М. Цильна, где с XVII века жили мои предки:Абдрахман Сабукаев — Габай — Рафик — Янглчи — Хасан — Аббяз (прадед, у которого были сыновья Зартдин и Сабир)Мой дед Зартдин Аббязов 1877 г.р. имел шесть сыновей и одну дочь:1-1902 Галимжян,  2-1904 Гадижан,  3-1907 Рахимжан,  4-1909 Асьма, 5-1913 Мирзажан, 6-1915 Амиржан, 7-1918 Исмагил.Так вот мой дед по отцу Аббязов Зартдин, как я уже говорил, в 1930 году был раскулачен и вместе с домочадцами выслан в Сибирь на спецпоселение. Позднее я наивно спрашивал у деда о том, почему нас называют кулаками и почему он не вступил в колхоз.  Он ответил, что сам не знает,  в колхоз хотел вступить, но его не приняли.Видимо по этой причине меня не приняли в пионеры, т.к. в местной школе, где учились дети и внуки спецпереселенцев  вообще не было пионерской организации. Взрослея, я узнавал, что в годы НЭПА он вместе со своими детьми занимался и пчеловодством, и овощеводством, выращивал хлеб, были у него лошадь и коровы, была водяная мельница, за что в конечном итоге был обложен непосильными налогами. Неоднократно отрабатывал недоимку в Казани и Зеленодольске на своём гужевом транспорте вместе с сыновьями Рахимжаном и Амиржаном, а кончилось все это окончательным раскулачиванием и ссылкой в далекие забайкальские края.

Из архивной справки Национального архива РТ № 2012-р от 01.12.2000 г. на основании:
Р-143 оп. 5, д.20 л.31*     д.37 л.25* д.49 л.33*          Фонды Р-4926 оп.1 д.3    л.22а.
                            В архивных фондах Буинского кантисполкома  Буденовского
райисполкома в списках высланных кулацких хозяйств за 1930 год, лишенных избирательных прав за 1935 г. значится Аббязов Зартдин 53 г. (возраст указан на 1930 г.), житель д.М.Цильна раскулачен в 1930 г., выслан в Сибирь (место высылки не указано)  Имущество конфисковано ( перечень имущества, его стоимость — не указаны) Состав семьи: жена Масюфа, 48 лет, сын Рахимзян, 23г., сын Мирза,17 лет, сын Амирзян, 15 лет, сын Исмагил, 12 лет.Фамилия членов семьи — Аббязовы, возраст указан на 1930 год. Семья выслана в Сибирь (место высылки — не указано).  В списках на выселение читаем: Зартдин – крупный кулак и торговец, сидит в тюрьме по суду. Рахимзян – на принудительных работах в Казани. Амирзян-с отцом в Казани.
Далее. «Крупное зажиточное хозяйство с прежнего времени, сбывал краденый хлеб с ссытного пункта, активный руководитель антисоветского движения, замешен также в султангалеевщине, закабалял всю бедноту. Необходимо выслать за пределы Татреспублики.»
Подписи: Особоуполномоченный  РИКа   Мустафин
Секретарь Волисполкома           Динмухаметов
Председатель                                  Халитов

С  прибытием в ссылку   видимо был найден какой-то общий язык с комендантом поселения, в результате чего фамилия Аббязов была оставлена только сыну Гадижану, который приехал в Усть-Кудечу со своей семьей добровольно. Сохранил фамилию Аббязов и брат деда Сабир, а все остальные были записаны под фамилией Рафиковы.

Здесь будет уместно сказать, что старший сын Галимжан Аббязов был осужден 27.04.1931г. по ст. 58-10, затем все годы до начала войны жил и работал  в Ташкенте в системе просвещения. Погиб на фронте. О судьбе его семьи ничего не известно.

Что касается второго брата Аббязова Гадижана то здесь имеется любопытный документ из архива по делу раскулаченного из д.М.Цильна,  Шаймурзинской волости Аббязова Гади 25-и лет, 3 чел.семьи, трудоспособных – 2, лишенец, сын Аббяза Загретдина, отправленного по II гр. До раскулачивания числился членом двора данного хозяйства. Фактического раздела имущества не производилось и сын считал себя фактически разделенным. От имущества отца отказался в поданном заявлении с просьбой исключить из состава раскулаченных. Служил в Красной Армии, политически не оформлен, но все же неблагонадежный.

Постановление с/совета комиссии — восстановить, хозяйство отца считать раскулаченным по II гр. и как отказавшегося от получения доли от хозяйства отца до и после раскулачивания в наделе имущества отказать, а самого Аббязова из состава раскулаченных исключить.

В конце сороковых годов он со своей семьей выехал на постоянное местожительство в Среднюю Азию в г. Джизак, где и закончил свой жизненный путь.

Не последнюю роль в смене фамилии видимо сыграл тот факт, что один из прапрадедов носил фамилию Рафик.

Моим будущим отцом был Амиржан. Любопытно, что при получении новой фамилии его записали по каким-то соображениям родившимся в 1912 году, а не в 1915 году как на  самом деле. Дед также «постарел» на 7 лет, получив 1870 г.р.

Рафиков (Аббязов) Зартдин и Масюфа  Рафикова (Арсланова)

Моей бабушкой по отцу была Масюфа, урожденная Арсланова 1882 г.р.

Хуже было с хазратом Ахмет-Сафа Биккуловым — моим дедом по матери. В 1930 году он был обвинен в реакционном заговоре, осужден Судебной Тройкой ГПУ ТАССР и расстрелян в Казани 25.02.1931 г. Это был образованный человек своего времени, в сане муллы — ишана, пользующийся авторитетом даже за пределами Татреспублики. Обвинен в руководстве контр-революционным движением, якобы вскрытого в пределах бывшего Буинского кантона в 1929/30 г., руководившегося рядом мулл и кулаков, осужденных Судебной Тройкой ГПУ ТР.

Сущность обвинения:

«Имея непосредственную связь с отдельными руководителями к. р. кулацко — мульской группировок, ишан Биккулов еженедельно устраивал у себя сборища, где под видом читки Корана и молитв, разрешались политическо — хозяйственные вопросы, давалась установка к.р. работе руководителям группировок, которую они потом проводили в жизнь. Так на одном из таких собраний, ишан Биккулов говорил:
« Пришло время, когда мусульманская религия лишена всякой свободы. За последнее время мы наблюдаем отказ в открытии школ и закрытие существующих, бесчисленные аресты преданных делу религии лиц, чрезмерное обложение налогом, как с/х., так подоходным, отбирание насильственным путем хлеба и насильственное навязывание облигаций. Спрашивается, сделали ли мы, что-нибудь для защиты религии от таких частых нападений. Нужно сказать — нет, мы спали. Можем ли мы теперь терпеть, как до сего времени, конечно, это невозможно. Поэтому нужно нам будить друг друга и в первую очередь приходские советы и взяться за дело, за религию.

Если мы будем бояться советской власти, это равносильно тому, что отказываемся от бога. Мы должны объяснить прихожанам о насилиях на религию со стороны власти, внедрить в сознание каждого необходимость бороться против гонения, а для этого должны объединиться с прихожанами всех приходов»

Там же:
«Коммунизм-это фантазия, мы этого не достигнем, народ не любит никакую власть. Было время, когда народ избрал Романовых, а затем их сбросил, такое же случится и с Соввластью»

Итак,  родословная по материнской линии известна с XVII века

Биккол — Валид эз-Задури — Фаткулла — Ахмет-Сафа /1861 г.р./

В книге Шихабетдина Маржани «Мостафадел – эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар», написанной еще в XIX веке на стр.283 (149 б) изд.1989 г.,  упоминает нашего прадеда муллу Фаткуллу — сына прапрадеда Валид эз — Задури, учившегося  и получившего в свое время образование у деда Ш. Маржани в большом многопрофильном медресе в селе Ашыт

Дед Ахмет — Сафа Биккулов имел детей:

1-1897 Фаткулкадыр, 2-1902 Вали, 3-1904 Вафа, 4-1913 Эминя, 5-1915 Камария, 6-1920 Сария.

1930 год. Биккулова Камария (первая слева). Перед отправкой в ссылку в Сибирь

Камария, как я уже говорил, была моей будущей матерью.

Моей бабушкой по матери была Магфуза Галлямова, приходившаяся родной сестрой мулле-ишану из д. Чукалово Галлямову Шакиру (Шакир — мулла) 1870 г.р., который также был репрессирован по обвинению в антисоветской деятельности (Чукаловское восстание) как главный организатор. Расстрелян в 1930 г.в  Казани. Реабилитирован в 2000 г.

Кстати сказать, что его имя  выгравировано на памятной стелле жертв политических репрессий на Архангельском кладбище, где якобы они все похоронены.

  Репрессированы были также жена Шакира- муллы Сара апа, которая была дочерью от первого брака моего деда Биккулова Ахмет-Сафы, вместе с дочерью Аминей от первого брака Шакир — муллы. После освобождения из лагерей Аминя апа долгие годы жила в г. Миассе в семье Сара апа Алеевой, приходящейся нам родственницей по материнской линии.

Вернемся к детям Биккулова Ахмет-Сафы.

Биккулов Кадыр(Фаткулкадыр) Сафович 1897 г.р., мулла арестован 16.3.1930 г. («участник контреволюционной группировки») Осужден тройкой ГПУ ТАССР 31.7.30 по ст.58-10  Приговор: 5 лет концлагерей. Реабилитирован 27.7.89 г.

После освобождения вернулся к своей семье, находящейся в ссылке в Кудече, Читинской обл. Скончался там же в 1943 г.

Жена Нафися, сыновья — Мидхат, Жават, Рашат. После освобождения от спецпоселения выехали в Среднюю Азию в Бухару.

Мидхат абы – участник ВОВ, работал экскаваторщиком, скончался в Бухаре

Жават абы долгие годы жил и работал в системе потребкооперации в Андижане,

погиб вместе с семьей при взрыве бытового газа.

Рашат много лет проработал в системе профтехобразования в Бухаре,  в настоящее время живет в Татарстане (Кайбицкий р-н, с. Буртасы)

Биккулов Валей Сафович 1902 г.р. 3-е детей, крестьянин. Арестован 14.3.30г. («участник организованной к/р группировки»).
Осужден Тройкой ГПУ ТАССР 31.7.30.г. по ст.58-10, 58-11. Приговор: 5 лет концлагерей. Реабилитирован в 1989 г.

До ареста он был раскулачен как сын муллы, но  семья не выселялась, т.к. ему удалось доказать, что он за отца не отвечает и  семья его живет отдельно от отца три года, в результате чего сельская комиссия постановила раскулаченное имущество восстановить на сумму две тысячи руб.

После лагерей он вынужден был уехать с семьей в Бухару, где и жил до конца своих дней, работая в системе заготовки кожсырья.

Семья: жена — Мхлиса  апа, дочери- Слтания и Диляра, сын Джавдат. После окончания учебы в автомеханическом техникуме в г. Миассе Джавдат был направлен на работу в г.Куйбышев , куда со временем перебрались из Бухары все члены семьи.

К сожалению, Джавдат рано ушел из жизни, работая одним из ведущих специалистов  авиационного предприятия в г. Куйбышеве. Сестры живы, одна из которых Диляра апа жила с сыном Рамилем и его семьей на одной площадке подъезда дома в г. Лениногорске с автором этих строк. Старший сын Шавкат также как и Рамиль в настоящее время живут в Самаре, куда переехала также Диляра апа.

Слтания апа и ее сын Фархад живут по-прежнему в Самаре.

О трагической судьбе третьего сына Биккулове Вафе Сафовиче 1904 г.р.я уже писал в самом начале заметок. По моим отрывочным детским воспоминаниям о нем в нашем доме говорили, как об очень энергичном и совестливом парне.

Представляется, что при формировании на сборном пункте в Тетюшах очередной партии женщин и детей для отправки по Волге , а затем железной дорогой в Сибирь, такому парню вполне было по силам «потеряться в толпе», но зная, что его мать с тремя малолетними девочками одна и беспомощна, он сам пришел на сборный пункт и как говорится «сдался на милость победителей».
..

На Familys : Биккуловы-19, Рафиковы-21


2. стихи Анисы
перевод Софьи Мидхатовны Бикуловой..

На фото — Аниса, через 50 лет после тех событий.
Ниже — 1 часть ее дастана
(вторая опубликована в «1945 стихи Анисы»).
«Аби» — мать Анисы и Нафисы (и еще 4 сестер) — Мохира, дочь муллы ЖамалЕтдина Биккулова.
Их отец — ИдьятУлла Абдуллин мулла дер.Какерли (у его брата СафиУллы жена Галия — дочь Шигабутдина Маржани).
У Нафисы муж — Кадыр, сын ишана АхмедСафы Биккулова.
У Анисы муж — АбСалям, сын муллы дер.Шланга Садыка Хамзина.

Продолжение в 1930..47 Усть-Кудеча


1929..40 Продолжение воспоминаний Сююмбики Шариповой.
Предыдущая часть в Чистополь

В этом году (2023) ей исполнилось 103-года, так что это совсем недавняя история (1930 год :)

 

..
-11-
Проработав неделю пришла к сестре. Это был выходной день.
Она жаловалась на головные боли и боли в суставах. В таком состоянии она ездила в город Тетюши по работе, без тулупа, а на улице зима и этим ухудшила свое состояние здоровья.
Она лежала в стационаре села Шунгаты, заказывали санитарную авиацию для транспортировки в город Казань, но из-за погодных условий не осуществилось.Её в безнадежном состоянии выписали домой.
Ей приснился сон и утром рассказывает — Я поднялась на вершину минарета, потом поднялся брат ГабдулХак, а потом мама.. и в такой последовательности они покинули этот мир.
С 1 на 2 января собака всю ночь беспрерывно выла, пока сестра не отдала богу душу. 2 января 1939 она скончалась не дожив до 21 года 3 месяца.
-12-
Она была комсомолкой и хоронили ее с почестью — организовали митинги, стреляли из винтовки, Мне показалось весь свет был красным.
Хоронили ее рядом с бывшим председателем РайИсполКома Ильяс-абы на Опастовском кладбище, до сих пор жалею что не смогла поставить ей памятник.Меня вскоре перевели на работу в Опастово в центральную районную больницу — фельдшером. Одновременно обслуживала вызовы на дому.
В Опастове я познакомилась с прекрасными людьми — с заслуженной учительницей Ядгаровой Фатима-опой, с семьями АуХодиевых, Адгамовых и др., а все это время мама находилась в заключении.

-13-
Зима 1939 года, наш сосед Нуретдин-абы приехал в Чистополь и видит — двое милиционеров ведут женщину, которая еле-еле шла и прихрамывала.
Мама увидев Нуриддин-абзы крикнула ему — Нуриддин-абзы, здоровы ли мои дети? А он в ответ — Твоя дочка Ровза умерла, а остальные живы.
Мама потеряла сознание и упала на снег. Милиционеры подхватили её и волокли по снегу пока она не пришла в себя и не стала на ноги.. Возможно, её вели на очередной допрос.

Мой брат ГабдулХак обратился с письмом к товарищу Калинину с просьбой рассмотреть её дело, т.к. её вины никакой не было.
Спустя 14 месяцев заключения маму оправдали.
Это был сентябрь 1939 год — самый радостный, счастливый день моей жизни. Я взяла отпуск и поехала за ней и привезла в Опастово.

-14-
Вскоре меня повысили в должности и направли заведовать сельским врачебным участком и колхозным родильным домом в селе СреднеБолтаево.
Я проводила большую профилактическую работу среди населения прикрепленных 7 населенных пунктов по борьбе с трахомой, желудочно-кишечных инфекций, скарлатины, дифтерии и др. Принимала больных, обслуживала на дому и принимала роды.
Иногда приходилось ездить верхом на лошади, а так в основном пешком.
За время работы небыло ни одного случая детской и материнской смертности.
Два патологических случая рожденияя отвезла в г.Буинск.
-15-
Среди населения пользовалась большим уважением и авторитетом. Также любили мою маму и называли «доктор-тутай».

..

 

Продолжение истории Сююмбики Шариповой в Казань


 

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress