tatar.uz |
folk historyanvarkamal@mail.ru |
![]() |
Мещера 1917..28 |
Мещера 1929..40 |
2025-06-18,22 |
Пенз.губ. с. Сред.Елюзань 1929..30Аюп Дулатов.. занимался предпринимательством .. Автобиографическая повесть сына Аюпа мурзы Дулатова «Потомки татарских мурз (Дулатовы-Бахтеевы из Ср-Елюзани)». |
В начале 1929 года Аюп Юсупович вторично женился на двадцатидвухлетней – Рукие Каюмовне (Хафизовне) Бахтеевой, которая воспитывалась в семье Каюм муллы Бахтеева. |
К концу 1929 года до тружеников села Средний Елюзань дошла очередь выполнять решения правящей партии во главе со Сталиным, взявшей курс на коллективизацию сельского хозяйства (в принудительном порядке). Так рассчитывали обеспечить страну сельхозпродуктами, все земли закрепить за государством и навсегда похоронить главный лозунг партии большевиков: «Фабрики и заводы – рабочим, земля – крестьянам!». |
Аюп Дулатов своей пахотной земли не имел, зато имел выращенный лесной массив, который начал понемногу приносить доходы, возвращая средства, затраченные на его выращивание. Кроме того, предпринимательская деятельность, несмотря на высокие налоги, тоже приносила семье значительные средства. На территории усадьбы он построил; обширный дом с залом и гостиной, конюшню, где содержал скаковых лошадей, в общем, жил зажиточно, поэтому был одним из первых в селе кандидатов в список по раскулачиванию. Одним из тех, кто отказывался от коллективизации был и Аюп Дулатов, он открыто возмущался беспределом местных властей, что, видимо, дошло до уездного начальства, и предрешила его судьбу, его семья была включена в секретный список на выселение за пределы места проживания с конфискацией имущества, с лишением всех прав, с отправкой на тяжелые принудительные работы. Несмотря на боевые заслуги и статус инвалида Гражданской войны. |
О том, что Аюп Дулатов вместе с беременной женой и двумя малолетними детьми, в скором времени подлежит высылке из села, он узнал от доверенного лица, тайно посланного его отцом из уездного города (секреты во все времена имели свои цены). |
В Кузнецке Аюп Юсупович встретился с родителями, проговорив всю ночь с отцом о дальнейших планах, Аюп Юсупович с Юниром на рассвете выехали из Кузнецка в Сызрань, в Сызрани, оставив лошадей на попечении знакомой семьи, на пассажирском поезде, через Самару-Оренбург и Казахстан отбыли в Ташкент. |
Далее: Ташкент 1929..31 |
опубл.2023 | В связи с планами мирового империализма по выращиванию европейского Гитлера страна Советов стала принимать судорожные меры для подготовки к роковой битве. Кроме научно-технического и экономического рывка требовалось мобилизовать общество на пром-стройки и заводы, а в сельском хозяйстве возродить общинный способ производства как наиболее эффективный (ведь крестьянин должен был кормить и себя и того парня который за станком). С коллективизацией были проблемы только в хуторских районах — Малороссия, казачество. А вот с религиозными деятелями, ишанами (как нарушителями монополии большевиков на идеологию) борьба шла именно на Поволжье (хотя коммунистические принципы вобщем повторяли и христианские и исламские). |
В Дрожанновском районе ситуация обострилась из-за действий активисток (они освободили своих мулл и прогнали солдат). Подробный и очень интересный отчет работника ГПУ выложен в журнале «Эхо Веков»-2006-2 «Если мы будем бояться Советской власти, это равносильно тому, что мы отказываемся от бога» (Буинское дело 1930 г.) |
В этой ситуации необходимо учитывать аморальную пропаганду 20-х годов (подобный секс-просвет в Европе начали внедрять только с 2000-года), что вызывало просто омерзение у высокоморальных мусульман (в 30-х Сталин ликвидировал распространителей всего что противоречит традиционной культуре, за что стал символом «абсолютного зла» для глобалистов и почитателей «цивилизованного мира»). Но здесь мы покажем только человеческую сторону трагедии «размулливания» отраженную в воспоминаниях Фоата Рафикова, в стихах Анисы и ее сестры Нафисы (ее дети — Мидхат и Жавдат). Перевод на русский сделала дочь Мидхата — Софья Михайловна Бикулова — активистка Исторического клуба Ташкентского Тат-центра. |
Буинский кантон Шаймурзинской волости 1930семья Аббязовых [21].. проживали в селе Малая Цильна .. из «Страниц воспоминаний» Фоата Рафикова |
.. Родословная Вернемся мысленно из далекой Сибири на земли обетованные – в Республику Татарстан, Дрожжановский район, с. Малая Цильна и с. Старая Задоровка. В свое время это был Буинский кантон Шаймурзинской волости, затем Буденновский район.Отцовская линия идет из с. М. Цильна, где с XVII века жили мои предки:Абдрахман Сабукаев — Габай — Рафик — Янглчи — Хасан — Аббяз (прадед, у которого были сыновья Зартдин и Сабир) Мой дед Зартдин Аббязов 1877 г.р. имел шесть сыновей и одну дочь:1-1902 Галимжян, 2-1904 Гадижан, 3-1907 Рахимжан, 4-1909 Асьма, 5-1913 Мирзажан, 6-1915 Амиржан, 7-1918 Исмагил. Так вот мой дед по отцу Аббязов Зартдин, как я уже говорил, в 1930 году был раскулачен и вместе с домочадцами выслан в Сибирь на спецпоселение. Позднее я наивно спрашивал у деда о том, почему нас называют кулаками и почему он не вступил в колхоз. Он ответил, что сам не знает, в колхоз хотел вступить, но его не приняли. |
Из архивной справки Национального архива РТ № 2012-р от 01.12.2000 г. на основании:
|
Здесь будет уместно сказать, что старший сын Галимжан Аббязов был осужден 27.04.1931г. по ст. 58-10, [Далее о нем в Ташкент 1935-37] Что касается второго брата Аббязова Гадижана то здесь имеется любопытный документ из архива по делу раскулаченного из д.М.Цильна, Шаймурзинской волости Аббязова Гади 25-и лет, 3 чел.семьи, трудоспособных – 2, лишенец, сын Аббяза Загретдина, отправленного по II гр. До раскулачивания числился членом двора данного хозяйства. Фактического раздела имущества не производилось и сын считал себя фактически разделенным. От имущества отца отказался в поданном заявлении с просьбой исключить из состава раскулаченных. Служил в Красной Армии, политически не оформлен, но все же неблагонадежный. Постановление с/совета комиссии — восстановить, хозяйство отца считать раскулаченным по II гр. и как отказавшегося от получения доли от хозяйства отца до и после раскулачивания в наделе имущества отказать, а самого Аббязова из состава раскулаченных исключить. [Далее о нем в Джизак конец-1940-х] |
![]() Рафиков (Аббязов) Зартдин и Масюфа Рафикова (Арсланова)Моей бабушкой по отцу была Масюфа, урожденная Арсланова 1882 г.р. |
Далее:Усть-Кудеча 1930 |
Буинский кантон Шаймурзинской волости
семья Биккуловых [19] |
Хуже было с хазратом Ахмет-Сафа Биккуловым — моим дедом по матери. В 1930 году он был обвинен в реакционном заговоре, осужден Судебной Тройкой ГПУ ТАССР и расстрелян в Казани 25.02.1931 г. Это был образованный человек своего времени, в сане муллы — ишана, пользующийся авторитетом даже за пределами Татреспублики. Обвинен в руководстве контр-революционным движением, якобы вскрытого в пределах бывшего Буинского кантона в 1929/30 г., руководившегося рядом мулл и кулаков, осужденных Судебной Тройкой ГПУ ТР. Сущность обвинения: «Имея непосредственную связь с отдельными руководителями к. р. кулацко — мульской группировок, ишан Биккулов еженедельно устраивал у себя сборища, где под видом читки Корана и молитв, разрешались политическо — хозяйственные вопросы, давалась установка к.р. работе руководителям группировок, которую они потом проводили в жизнь. Так на одном из таких собраний, ишан Биккулов говорил: |
« Пришло время, когда мусульманская религия лишена всякой свободы. За последнее время мы наблюдаем отказ в открытии школ и закрытие существующих, бесчисленные аресты преданных делу религии лиц, чрезмерное обложение налогом, как с/х., так подоходным, отбирание насильственным путем хлеба и насильственное навязывание облигаций. Спрашивается, сделали ли мы, что-нибудь для защиты религии от таких частых нападений. Нужно сказать — нет, мы спали. Можем ли мы теперь терпеть, как до сего времени, конечно, это невозможно. Поэтому нужно нам будить друг друга и в первую очередь приходские советы и взяться за дело, за религию. |
Если мы будем бояться советской власти, это равносильно тому, что отказываемся от бога. Мы должны объяснить прихожанам о насилиях на религию со стороны власти, внедрить в сознание каждого необходимость бороться против гонения, а для этого должны объединиться с прихожанами всех приходов»… Там же: |
Итак, родословная по материнской линии известна с XVII века.. [смотрите Мещера] Дед Ахмет — Сафа Биккулов имел детей: 1-1897 Фаткулкадыр,2-1902 Вали, 3-1904 Вафа, 4-1913 Эминя, 5-1915 Камария, 6-1920 Сария. |
![]() 1930 год. Биккулова Камария (первая слева). Перед отправкой в ссылку в Сибирь |
Камария, как я уже говорил, была моей будущей матерью. Моей бабушкой по матери была Магфуза Галлямова, приходившаяся родной сестрой мулле-ишану из д. Чукалово Галлямову [47] Шакиру (Шакир — мулла) 1870 г.р., который также был репрессирован по обвинению в антисоветской деятельности (Чукаловское восстание) как главный организатор. Расстрелян в 1930 г.в Казани. Реабилитирован в 2000 г. Кстати сказать, что его имя выгравировано на памятной стелле жертв политических репрессий на Архангельском кладбище, где якобы они все похоронены. Репрессированы были также жена Шакира- муллы Сара апа, которая была дочерью от первого брака моего деда Биккулова Ахмет-Сафы, вместе с дочерью Аминей от первого брака Шакир — муллы. [О Сара-па и Амине в Миасс 1948] |
Вернемся к детям Биккулова Ахмет-Сафы. Биккулов Кадыр(Фаткулкадыр) Сафович 1897 г.р., мулла арестован 16.3.1930 г. («участник контреволюционной группировки») Осужден тройкой ГПУ ТАССР 31.7.30 по ст.58-10 Приговор: 5 лет концлагерей. Реабилитирован 27.7.89 г. [Далее о нем в Усть-Кудеча 1935]. |
Биккулов Валей Сафович 1902 г.р. 3-е детей, крестьянин. Арестован 14.3.30г. («участник организованной к/р группировки»).
|
О трагической судьбе третьего сына Биккулове Вафе Сафовиче 1904 г.р.я уже писал в самом начале заметок. По моим отрывочным детским воспоминаниям о нем в нашем доме говорили, как об очень энергичном и совестливом парне. Представляется, что при формировании на сборном пункте в Тетюшах очередной партии женщин и детей для отправки по Волге , а затем железной дорогой в Сибирь, такому парню вполне было по силам «потеряться в толпе», но зная, что его мать с тремя малолетними девочками одна и беспомощна, он сам пришел на сборный пункт и как говорится «сдался на милость победителей». Далее о нем в Усть-Кудеча 1935 |
стихи Анисы перевод Софьи Мидхатовны Бикуловой.. |
![]() |
На фото — Аниса, через 50 лет после тех событий. Далее — 1 часть ее дастана. Вторая в «1945 стихи Анисы». «Аби» — Мохира, дочь муллы ЖамалЕтдина Биккулова [61], мать Анисы и Нафисы (и еще 4 сестер). У Нафисы муж — Кадыр, сын ишана АхмедСафы Биккулова [19]. У Анисы муж — АбСалям, сын муллы дер.Шланга Садыка Хамзина [25]. |
|
Продолжение в Усть-Кудеча 1930..47 |
Симбирск 1929..30семьи Камаловых [13]и Шамсутдиновых [7] арх-Шаменур-Шамсутдиновой |
![]() |
1929_Shamsenur,Abror,Zalal_Kamalov |
![]() |
1930app_Simbir_Mahfuza_i_3_sestry |
Продолжение в Усть-Кудеча 1930..47 |
НижГар 1932,1935Шахимардан Ильясов [125]idmedina.ru |
Согласно архивным сведениям, И. не избежал гонений 1930-х гг., был арестован в декабре 1932 г. и приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию». Тогда в многодетной семье Шахимардана и Фетхии воспитывались 6 детей (Манира, Абдурашит, Закия, Махфуза, Сара и Алия) от 18 до 5 лет от роду. |
![]() |
После возвращения из ссылки, по воспоминаниям родственников, И. переехал в Ташкент (где с 1929 г. жил его младший брат Мустафа, бывший имам 2-й мечети Тат. Маклаково), |
Далее о нем:Ташкент 1941..43 |
НижГар 1933РепрессииМусульмане Среднего Поволжья в тисках репрессивной политики советской власти (2013) |
В марте 1933 года заместитель ПП ОГПУ Горьковского края в письме начальнику Арзамасского оперсектора ПП ОГПУ Горьковского края утверждал, что присланный им материал недостаточен и требовал допросить ряд лиц и арестовать Арибжанова Абдулкадера, муллу Большого Рыбушкино. Кроме того, сообщить, какие компрометирующие материалы имеются на Фехретдинова Мухсина (Красный Остров), Абдурахманова Насретдина (Собачий Остров) и некоторых других — следующие жертвы были определены. | Одной из них был уроженец Татарского Маклаково, мулла Канавинской общины города Горького, 1888 г. р., Шахимардан (Шагимердян) Шакурович Ильясов [6] , арестованный в декабре 1932 года «за антисоветскую агитацию». Немаловажно отметить, что к тому времени были арестованы мусульманский лидер общесоюзного уровня К. Тарджиманов, о нем скажем ниже, а также Фаттях и Беюс Бадамшины, богатые члены мусульманской общины города Горького [7] . | .. Половина из 26 арестованных являлись муллами. Причем Шарафутдин Сайдашев (Новый Мочалей) и Абдулкаюм Серажетдинов (Уразовка) исполняли обязанности мухтасибов Краснооктябрьского района [13] . Абдулла Хакимов (Большое Рыбушкино) был помощником мухтасибов [14] . Ему предъявили обвинение в том, что он ещё в 1921 году был завербован в Финляндии для работы против РСФСР и входил в организацию «Ашихаруль Исламия» [15] . В состав группы был определен и имам махалля Нижнего Новгорода Шагимардан Ильясов. | .. Ш. Ильясова особо спрашивали про мусульман на Нижегородской ярмарке, не было ли у него каких-то связей с персидскими и китайскими купцами. В протоколе допроса Ильясова есть запись о том, что «были в городе Горьком в 1927–28 гг. муфтий Риза Фахретдин, Кашаф Тарджеманов, Абдулла Шамсутдинов, они останавливались у муллы Соколова Фатеха, умершего. Я встречался с ними на квартире Соколова» [17] . |
Далее:Соловки 1930-е |
Буинский район 1938..39Продолжение воспоминаний Сююмбики Шариповой. В этом году (2023) ей исполнилось 103-года, так что это совсем недавняя история (1930 год :) [к сожалению, в 2025 её не стало] |
-10-В это время приезжает моя родная сестра Роза в командировку из Апастовского района, где она работала главным агрономом закончив Чистопольский сельхоз техникум Зерновое отделение. Мне сестра посоветовала — давай один год поработаешь, оденься, обуйся и за это время маму освободят. Так и решили. Обратились в МинЗдрав с этим решением педсовета на основании которого они дали направление на работу в качестве фельдшера-акушерки в Апастовский район и поехали. Меня назначили зав.фельдшер-акушерским пунктом села ЧурыБурашево, 5 км от Апастова. |
-11-Проработав неделю пришла к сестре. Это был выходной день.Она жаловалась на головные боли и боли в суставах. В таком состоянии она ездила в город Тетюши по работе, без тулупа, а на улице зима и этим ухудшила свое состояние здоровья. Она лежала в стационаре села Шунгаты, заказывали санитарную авиацию для транспортировки в город Казань, но из-за погодных условий не осуществилось.Её в безнадежном состоянии выписали домой. Ей приснился сон и утром рассказывает — "Я поднялась на вершину минарета, потом поднялся брат ГабдулХак, а потом мама".. и в такой последовательности они покинули этот мир. С 1 на 2 января собака всю ночь беспрерывно выла, пока сестра не отдала богу душу. 2 января 1939 она скончалась не дожив до 21 года 3 месяца. |
-12-Она была комсомолкой и хоронили ее с почестью — организовали митинги, стреляли из винтовки, Мне показалось весь свет был красным.Хоронили ее рядом с бывшим председателем РайИсполКома Ильяс-абы на Опастовском кладбище, до сих пор жалею что не смогла поставить ей памятник. Меня вскоре перевели на работу в Опастово в центральную районную больницу — фельдшером. Одновременно обслуживала вызовы на дому. В Опастове я познакомилась с прекрасными людьми — с заслуженной учительницей Ядгаровой Фатима-опой, с семьями АуХодиевых, Адгамовых и др., а все это время мама находилась в заключении. |
-13-[о маме в Чистополе]Мой брат ГабдулХак обратился с письмом к товарищу Калинину с просьбой рассмотреть её дело, т.к. её вины никакой не было. |
-14-Вскоре меня повысили в должности и направли заведовать сельским врачебным участком и колхозным родильным домом в селе СреднеБолтаево.Я проводила большую профилактическую работу среди населения прикрепленных 7 населенных пунктов по борьбе с трахомой, желудочно-кишечных инфекций, скарлатины, дифтерии и др. Принимала больных, обслуживала на дому и принимала роды. Иногда приходилось ездить верхом на лошади, а так в основном пешком. За время работы небыло ни одного случая детской и материнской смертности. Два патологических случая рожденияя отвезла в г.Буинск. -15-Среди населения пользовалась большим уважением и авторитетом. Также любили мою маму и называли «доктор-тутай». |
Продолжение истории Сююмбики Шариповой в Казань 1941 |