![]() |
Ташкент 1941..43 |
|
Ташкент 1938..40 |
2025-11-28 |
САГУ 1941..43Балкис Халиловна Кармышева25..27 лет |
.. работала в заповеднике Аксу-Джабаглы (Чимкентская область КазССР), метеонаблюдателем, учителем.. |
доклад Котюкова Т. В. (Москва) ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ИНСТИТУТА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РАН (из Сборник материалов Международной научной конференции, посвящённой 200-летию российского востоковедения, Оренбург – Худжанд, 2019 |
В годы Великой Отечественной войны она смогла продолжить учебу. В это время в эвакуации в Узбекистане находились ученые, составившие славу советского востоковедения, – А.Ю. Якубовский, А.А. Семенов, С.П. Толстов, И.И. Зарубин и другие. Балкис было у кого учиться. И она училась… | Далее: в 1946 окончила САГУ |
Обсерватория 1941Баки Закирович Халидов36 лет |
.. окончил физ-мат Казанского университета.. |
Баки Закирович Халидов (из воспоминаний его младшего сына, профессора биологического факультета КГУ Ахмета Бакиевича) |
.. Территория ТАО по величине примерно более чем вдвое превышает площадь двора при главном здании КГУ. Она огорожена каменным забором (дувалом), хорошо озеленена, среди деревьев имелись дорожки, годные для пробежек, был приспособлен и турник. Рядом журчала вода арыка. Это несколько сглаживало отрицательные качества жилья, так как здесь можно было время от времени сделать пробежку, подтянуться на турнике, что было совершенно необходимо при плотном режиме сидячей работы, который создал себе отец.. | .. Одновременно с работой в ТАО отец читал лекции по астрономии в Среднеазиатском госуниверситете (позже – ТашГУ), начал изучать историю астрономии в Институте языка, литературы и истории АН УзССР, но вскоре началась война и его призвали в армию. | Далее: Баки служит в Иране |
Ташкент 1941Махмут Ахметдинович Гареев18 лет |
.. учился в Ленинабадском планово-экономическом (кооперативном) техникуме.. |
ru.wikipedia.org |
.. но не окончил его: в мае 1941 года поступил в Ташкентское пехотное училище имени Ленина. В ноябре того же года он закончил ускоренный курс подготовки и был направлен на фронт Великой Отечественной войны | Далее: курсы "Выстрел" |
Ташкент 1941 |
Гариф Хафизович Шабаев 34 года .. работал в Наркомате финансов Узбекской ССР.. milliard.tatar
|
Ибрай Хусанович Мурзин 25 лет .. работал в Краматорске..
|
Харис Джамалетдинов ~24 года .. работал на текстильном комбинате.. Воспоминания Сююмбики Шариповой
|
Агзам Зиганшевич Валеев 23 года .. учился и работал в Ташкенте..
|
Сбитый летчик..
Фуат Гаряевич Шамсутдинов[7] рассказывал в 2017 году о своих родственниках со стороны мамы — Ровза-па (216): |
Её двоюродный брат Рафик был летчиком. В 1941 был сбит, обгорел, попал в плен.. Немцы поместили его в госпиталь.. Медсестры его спрятали и помогли бежать.. |
Вернулся в Ташкент.. Ему делали много пластических операций — восстановили нос, губы.. Работал на АвиаЗаводе фотографом, потом в фото-салоне.. Жена имела красивый голос, пела.. |
* мать Рафика - Тагира, у неё были еще дочери Разия и Ходича * её сестры были замужем.. Старшая за Шарипом Рахимовым (Оренбург, мыловаренный завод), дети - Роуза 1910г.р. и Марьям (работала в узб.МинПросе). Младшая сестра Фатыма была замужем за Нуруллиным [177], сыновья - Анас (1925г.р. Таш.авиа-завод) и Рустам (1927г.р. д.ист.н., редактор "Коммунист Узбекистана") |
Школа №4 1941 июньМаглума Мингасевна Закирова~18 лет mytashkent.uz |
![]() |
1941_Tashkent_shkola-4_vypusk-3_n168c43=Коллекция-Рафаэля=;(рус) III-ий Выпуск ср.школы №4 г.Ташкент 1941г. --- Верх-ряд-3-слева - Маглума Мингасевна Закирова (окон ЮрФак, раб прокурором) - она говорит что это Вахидия (шк.№12 им.Вахидова - по Справ.Ташкента-1925) |
Ташкент 1941 июльГазизян Ваисов 51..53 года.. работал фельдшером в Ниязбашском медпункте. |
из книги Диляры Усмановой «Мусульманское сектанство в Российской Империи: Ваисовский божий полк 1862-1916гг.» Фан, АН РТ, Казань-2009, стр.106 |
Газизян был обвинен в участии в националистической организации, осужден Особым совещанием НКВД СССР по ст.58-2 и 58-11 и 1 июля 1941 года приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей..
См.: Книга памяти. Автобиографию, доведенную до революции 1917 года, см.: Шакуров К. «Кайсы жирда Муса булса, шунда фиргавен бар», яки ваисовчеларнен эзарлаклау тарихынннан // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2007 №2. — С.108-117 |
Ташкент 1941 августС. А. Терегулов 53 года.. работал старшим литературным переводчиком в СНХ УзССР из Автобиографии 1941г |
![]() |
.. В ноябре 1934г. поступил в СНХ УзССР в качестве литературного переводчика, где и работал до 11/ VIII-41г. без малого 7 лет, из них 4 года старшим литературным переводчиком. |
Себзар 1941..42семья Абдурахимовых.. в 1940 семья Абдурахимовых переехала в Ташкент.. |
Дильбар Абдурахимова «РАДУЮСЬ КАЖДОМУ ПРОЖИТОМУ ДНЮ…» Ташкент 2022 стр.18-27 |
В декабре 1941 года Бону заболела крупозным воспалением легких и через девять дней, в возрасте двадцати пяти лет, умерла. Отец остался вдовцом с двумя детьми на руках. |
В начале 1942 года братишка Адыла умер. Отец хотел жениться на учительнице из школы, в которой работал, но ая возразила: «Зачем тебе она, когда рядом живет шестнадцатилетняя незамужняя девушка». Ая имела в виду нашу будущую маму. Он сделал маме предложение, и они поженились. |
В июне 1942 года отца забрали на фронт, и мама осталась одна. Адылу было семь лет, а в ноябре родилась я. Несколько месяцев мама проработала санитаркой в детской поликлинике. Продавала папины рубашки, брюки... Отец писал ей с фронта, чтобы распродавала все, лишь бы дети не голодали. Как вспоминала мама, от рубашек остались одни воротники (они отстегивались). |
Еще помогал Шарафутдин-абзы, мамин дядя, который жил с нами во время войны. Он работал в Чирчике на военном заводе и приносил нам то дрова, то хлеб, то кашу. Он получал 800 граммов хлеба, из них половину отдавал нам. До сих пор сохранилась маленькая кастрюлька с длинной ручкой, в которой дедушка приносил с завода кашу для нас. |
Далее: 1946 возвращение отца с войны |
Старый город 1941..43Яушевы..Чайчиц «Яушевы» : |
В 1941 году в Ташкенте умирает Мафтуха Яушева. Она была похоронена рядом с могилой Муллагали Яушева. Место захоронения Муллагали Яушева и его жены Мафтухи не известно. Считается, что это кладбище было снесено в советское время и могилы не сохранились. По-видимому, на месте этого кладбища теперь находится жилой массив Ак-тепе. | Во время войны основная часть семьи Муллагали Яушева проводит в эвакуации в Ташкенте. Семье вновь активно помогают бывшие работники предприятий Яушевых. Одна из внучек Муллагали Яушева вспоминает: | «В голодные годы войны 1941-45 гг. женская часть семьи (дочери и внуки Яушева) жила в г. Ташкенте. Одна узбекская женщина, жившая в районе старого города Ташкента, привозила молоко для продажи горожанам. Однажды во время разговора с моей мамой она узнала, что у нее покупают молоко дочери Яушева. Она была рада увидеть маму и ее сестер и с этого дня перестала брать с нас деньги. Однажды она пригласила всю семью (четыре дочери Яушева и восемь их детей) в гости в район старого города Ташкента и устроила роскошный пир, на котором было много бывших рабочих дедушки, а потом еще долго носила молоко и фрукты в нашу семью бесплатно». |
Старый город 1941..43Сейфуль-Мулюковы [91].. в 1938 забрали отца.. 2010 Олег Николаевич — «Фарид Сейфуль-Мулюков – внук Гали Ахмедовича Яушева» (интервью Ларисе Ровнянской): |
Во время войны особенно бедствовали. Она тогда освоила рукоделие, а мы, мальчишки, как могли, помогали. У брата даже неплохо получалось… |
Легенда тележурналистики СССР: |
Сыновья, как могли, поддерживали мать, в годы войны они вместе с матерью работали в артели, где шили солдатское белье. |
АК: Марьям — мать моей мамы тоже строчила на машинке солдатское белье из артельских выкроек и ее сын Талгат 1928г.р. ей помогал. Скорее всего Марьям и Розия Яушева работали в одной артели. Подробности ниже.. Далее: Старый город 1944..4 |
Старый город 1941..43Исмаиловы [15]Зариф 52г., Марьям 45л., Фатыма 19л., Анвар 17л., Талгат 14л., Сания 7л., Шавкат 4г. .. Старый город 1938..40.. |
из воспоминаний Сании Зарифовны:Дом находился в 3-м тупике дом №3 в проезде Мархамат с улицы Навои, (по другую сторону Навои напротив была улица Алмазар, где жило много татар), идущая до БешАгача Махалля называлась Бала-мачит. Напротив нашего тупика была мечеть — на возвышении двор с хаузом, а во время войны (Отечественной 1941-45г) там разместилась шорно-седельная фабрика (директор Шнайдер), где некоторое время работали моя сестра Фатыма. |
Мама работала швеей: сказала в «Шарк Гули», потом надомницей артель на Хадре у начала улицы Кагановича, где меня научили держать иголку и вышивать, пока мама там сдавала свою работу, .. | Анвар поступил в САГУ на физ-мат, но с началом войны стал нервничать и перешел на завод.. откуда его и забрали в армию, в сержантскую школу | Когда брата моего Анвара в 1942г. забрали на фронт, мама лежала на этом айване целый день. Плакала. | .. потом работала в артели «Ударник» на улице Сагбан — шила солдатское белые маск-халаты и белье. Мама на голове (оттуда и туда) несла тяжелые узлы. Я туда сама (одна) ходила за справками о месте работы мамы для военкомата (Анвар присылал свой офицерский паек и деньги — назывался «атестат»). Шить маме часто помогал мой брат Талгат. У мамы было 5 детей. | Папа, будучи сыном купца, тянулся к торговле. Одно время ездил в Москву за товаром, которого в Ташкенте не было, в годы войны были «абторги» — на земле в толкучках-базарах продавал разные хоз.мелочи (на «Хастимам», «Старый город»). За спекуляцию по советским законам 3 раза сидел в тюрьме, предпоследний раз сидел 5 лет, вернулся, когда уже Анвар был на фронте .. | Фатыма опа после техникума поступила учится в Педагогический институт, институт тогда располагался на Беш-Агаче возле Комсомольского озера (сейчас — институт повышения квалификации учителей). Я ходила получать за нее (сестру) стипендию, Фатыма на каком-курсе долго болела. |
Фатыма опа была похожа на узбечку — черные длинные косы (как у мамы Марьям), носила часто узбекские платья. У нее подруга была Мубархан. Они вдвоем сначала подали документы в медицинский институт, их приняли, но они передумали (из-за морга) и подали документы в педагогический, вместе закончили. У них была подруга однокурсница, они звали ее «матур (красивая) Мубар». У нее тоже имя Мубархан. С этой Мубар случилось несчастье: она утопилась, т.к. ее любимый не захотел на ней жениться. Я помню как мы с Фатыма опа были на свадьбе ее подруги Мубархан на Чорсу, в их дворе, мы ночевали там. |
В школу я пошла в 7 лет, хотя тогда принимали в школу с 8 лет. Мне устроили небольшой экзамен. Школа №42 им. Чапаева на Хадре (теперь за Цирком, новым, старый цирк раньше располагался на «Воскресенской» — остановка трамвая называлась по имени базара который в старину располагался на месте театра оперы и балета им Навои). Школа большая, 4х этажная. На переменах или после занятий, помню, играли в круговую лапту. |
В годы войны (1943) школу передали военному госпиталю, а нас перевели в школу на Шейхантауре (со стороны Навои это место — справа школа, слева — базарчик, а дальше мавзолей шейха Аль-Тохура — бывшее медресе (одноэтажное). | Талгат стал работать на заводе Ильича. Это будущий НПО "Технолог" где я пару дней проходил практику в 1978. Он располагался на площади Ленина и в 2000-х когда эта площадь была уже Мустакиллик, все корпуса снесли.. | Талгат чистил отливки для гранат "Лимонка". С ним работала девушка, она проверяла внутреннюю поверхность и уже после войны, когда Талгат её случайно встретил, он заметил, что один глаз у неё косит - последствия "трудового фронта". | На завод привозили грузовиками черепах собранных в степи, выгружали в большую яму и потом варили из них в рабочей столовой суп. Это Талгат-абы рассказывал мне. А я потом, прочитав как на Урдинском мосту грабили рабочих шпана с Кашгарки, думал - ведь он ходил через этот мост домой (3 остановки расстояние) и зарплату носил. А в трамваях на Навои срывали шапки (ну это уже шпана с Алмазара, там тоже беженцы расселялись) | Далее — Старый город 1944..46 |
Старый город 1941..43Узбекский Государственный музыкальный театр драмы и комедии имени Мукими.. |
Розия Каримова .. солистка Узбекского Государственного музыкального театра драмы и комедии имени Мукими.. prtuz.tatarstan.ru |
Все творческие и вообще жизненные планы нарушила война. В Ташкент начали прибывать эшелоны с эвакуированными и раненными. Многие артисты думали, что их деятельность в искусстве закончилась и были готовы выполнять любую другую работу, необходимую на этот момент Родине. Но оказалось, что в суровые военные годы искусство оказывает сильнейшее эмоциональное и идеологическое воздействие на аудиторию, остро нуждающуюся в светлых радостных впечатлениях. |
Уже уехала на фронт со своим ансамблем Тамара Ханум. Затем была создана специальная бригада артисток под руководством Гавхар Рахимовой. И вот во время Великой Отечественной войны, Розия Каримова, в составе артистов из Узбекистана выступала с концертами в госпиталях и перед бойцами Красной Армии, сначала в госпиталях Ташкента, Ургенча, Бухары, а затем на фронтах, в том числе и на Северо-западном фронте. |
Далее: фронтовые концерты и Тегеран-43 |
Зайнаб Садриева .. солистка Узбекского Государственного музыкального театра драмы и комедии имени Мукими.. prtuz.tatarstan.ru |
В целом, ей везло на талантливых режиссеров. Среди них был Соломон Михоэлс, в годы войны находившейся в Ташкенте и поставивший в 1943 году в театре имени Хамзы спектакль «Муканна» с участием Зайнаб Садриевой в сценографии А. Г. Тышлера. |
Узбекский театр оперы и балета 1941..43Галия Измайлова18..20 лет окончила Хореографическое училище.. Тауфик Айди — Волшебная сила (о Галие Измайловой) перевод с татарского — Дания Таджиева, 2019 : |
В 1941 году окончившая школу балета Галия принята в Узбекский театр оперы и балета им. А.Навои. Когда во время войны из завоеванных врагом республик в Ташкент приезжают известные коллективы мастеров искусств, она встречается со многими известными артистами. Евгения Обухова, Валентина Вильтзак и другие опытные педагоги учат молодых классическому балетному танцу, а Галим Камилов — узбекским народным танцам. Но то что в Узбекском Государственном театре оперы и балета главным балетмейстером начинает работать Павел Йоркин для Галии было самым большим счастьем. Потому что Йоркин засучив рукава приступает к воспитанию молодых артистов, составляет многолетнюю программу, поднимает физическую подготовку учеников и ежедневно проводит занятия по освоению упражнений классического балета, заставляет молодежь трудиться до семи потов. Не жалеющей себя Галии вскоре Йоркин говорит — Вы будете хорошим исполнителем классики, Вы обладаете свойствами истиной балерины. | Постепенно Галия начинала учиться чувствовать свою фигуру как будто без костей, с легкостью двигаться, ходить на кончиках пальцев, вращаясь останавливаться, «вышивать узоры ногами». Но на своем первом спектакле «Бахчисарайский фонтан» уделив особое внимание технике движений, чистоте исполнения, не смогла полностью раскрыть мир своего героя, ее душевное состояние. Несмотря на аплодисменты зрителей, Галия как только покинула сцену горько заплакала из-за того что не смогла должным образом сыграть роль. | Йоркин на первых спектаклях особо постановкой классики не увлекается, чтобы «закалить» труппу ставит перед исполнителями только посильные задачи. Измайловой в этом плане полагалось чтобы пальца ног были прочны как металл, осанку держала устойчиво как статуя, а самое главное — оторвавшись от земли уметь летать. В тоже время он ставит цель чтобы на кончиках пальцев двигалась мелкими шагами, заигрывая бежала делая полуобороты, кружилась размахивая руками, при этом должна была научиться передавать душевное состояние, настроение своей героини. |
— Меня с детства вдохновляла узбекская хореография, — говорит актриса, — Узбекские танцы чувствами, движением тела и рук с изобилием нюансов и нежности, их исполнители вызывали большой интерес. Потом старалась ездить в страны Востока потому что эти танцы в сравнении с западными богаче, интереснее. Хотя первые уроки она получила у Иосифа Кызык, Мукаррамы Тургунбаевой, ей пришлось узбекские и вообще восточные классические танцы в основном постигать свим старанием, своим творческим поискои, что привело к достижению результатов. Во время войны в холодном классе она готовит свои первые концертные номера. Анвар Бараев, играющий на дойре помогает ей исполняя различные ритмы и демонстрирует отдельные движения таджикских, бухарских танцев. В узбекских традиционных танцах не бывает конкретного характера, сюжета — в абстрактной форме раскрываются жизнь и смерть, радость и горе и другие темы. Галия в ферганских, таджикских, бухарских танцах старается телодвижениями изобразить конкретный характер, поэтому ее первые же выступления успешны. Поочередно играючи руками она что-то доит, сеет, потом танцует в такт музыке, части тела то вращаются, то сгибаются будто без костей, ноги не только бегут, летают! |
Узбекский танец — игра всех элементов, движение рук — продолжение движения тела исходят из повелений ритмики танца. При исполнении старинных танцев актриса руководствуется не этнографической правдивостью, а интересуется глубоким смыслом танцевальных композиций, законами наслоений пластических образов, потому что именно в этом проявляется индивидуальность образного мышления народа. Галия выбирает фрагменты танца — ходьбу, фразу, ритм, намерене и пытается раскрыть их секреты. |
Ферганский танец. Измайлова не спеша ступает словно скользит, движения руки словно шелком вышивают, нежные, гибкие; тело колышется только волнами, а потом вихрем начинает кружиться. Красота узоров движений старинного танца видна, но символическое внутреннее содержание не совсем понятны. Галия старается использовать только те узоры, которые открыты пониманию. Например «ястребиная шея» — не опрокидывая головы ритмичные повороты по сторонам выражают ищущий взгляд дикой птицы. Но эта деталь в сочетании с известными движениями рук и тела может выражать колыхания тюльпанов, гроздьев винограда от порывов ветра. Современный зритель воспринимает это как плутовство, кокетство, шаловливость. В ферганском танце есть и такое движение. Если нарисовать этот танец условные узоры говорили бы о цветах, деревьях, листьях, животных, птицах, плодах. В общем танец изображает щедрость и красоту природы. Вот этой возвышенной демонстрации и достигает Галия. Содержание старинных танцев, передающихся из поколения в поколение окончательно не раскрытое, условными движениями в течении тысячелетий выражают мнение народа, его понятие реальности. |
Лейсан Халилова, Булат Хамидуллин «Татары Узбекистана — Разия Каримова и Галия Измайлова» : |
В 1943 году в постановке «Ак Биляк» Василенко на тему народной узбекской сказки, в которой большое место занимает узбекский народный танец, блестяще исполнила классическую партию Семург. | Далее — Старый город 1944..46 |
городской Дворец пионеров 1941..43Рафаэль Такташ.. Казань.. |
prtuz.tatarstan.ru |
В далёкий Ташкент из Казани Рафаэль Такташ вместе с матерью Гульчирой Хамзиной прибыл во время войны. Здесь было много эвакуированных — русских, татар, белорусов, украинцев… Сюда доставляли прямо с фронтов раненых, срочно перевозили целые заводы, фабрики. И они прямо с «колёс» работали, как заведённые часы: «Всё для фронта, всё для победы!» | На известном Алайском базаре можно было запросто встретить московских знаменитостей — артистов, писателей, поэтов, художников… А. Жарова, И. Раневскую, А. Толстого, А. Тышлера, К. Чуковского, А. Ахматову, К. Некрасову и многих других. | Рафаэль, будучи общительным и любознательным подростком, сразу же обрёл на новом месте неординарных друзей-единомышленников… В нём удивительно тесно уживалось множество страстей и нераскрытых ещё в полную силу талантов. Рафаэль уже писал стихи на татарском и русском языках, прекрасно рисовал, музицировал… | Это-то и привело его в городской дворец пионеров, расположенный в бывшем княжеском особняке, в литературную студию, в котором занимались — З. Туманова, Э. Бабаев, В. Берестов, Георгий Эфрон-Мур (сын М. Цветаевой), к сожалению, он вскоре погибнет, а остальные в будущем станут известными поэтами, писателями, учёными… | А пока… Школьники под руководством опытных педагогов познают тайны поэтического ремесла. К ним на встречу собственной персоной приходят кумиры — К. Чуковский, А. Ахматова… Подростки жадно впитывают их уроки. А после занятий они гуляют по притихшему городу, читают друг другу свои и чужие стихи. По воспоминаниям той поры писательницы З. Тумановой часто заводилой и лидером таких прогулок был Рафаэль Такташ. Его обаяние притягивало многих. |
Далее: |
Планпроект 1942Адгам Абдуллаевич Мухамедшин30 лет |
.. геологическое и архитектурное образование.. |
из конспекта (перевод с татарского С.Камальдиновой) статьи о Булатове в книге Тауфика Айди — «Тылсымлы куч» (1987) |
В 1942 году вместе с Адгамом Мухаметшиным спроектировали Парк Победы. | Далее: Ташкентские куранты 1947 |
Центральный архив Октябрьской революции УзССР 1943Нафтулла Аронович Халфин22 года .. 1942..43 учеба в Томском университете.. |
2024 Котюкова Т.В. - «Ташкентский научный фронт» Великой Отечественной войны: историки, востоковеды, археологи, архивисты |
В июне 1943 г., после Всесоюзной конференции историков-архивистов, в Ташкенте было принято решение составить путеводитель по фондам Центрального архива Октябрьской революции УзССР. К этому времени было в основном завершено полное упорядочение документальных материалов архива, что давало возможность приступить к подготовке путеводителя. Работа была поручена Н. А. Халфину. | .. В 1943 г. Халфин с семьей приехал на работу в Ташкент и был зачислен на должность, заведующим научно-справочной библиотекой Центрального архива Октябрьской революции УзССР. | Первоначально предполагалось, что научным редактором путеводителя по фондам Центрального архива Октябрьской революции УзССР станет Сигизмунд Натанович Валк, историк-архивист, один из основоположников современной отечественной археографии и источниковедения. Его фигура была выбрана не случайно. С Ленинградским отделением Института истории АН СССР он был эвакуирован в Ташкент, где с ним и познакомился Халфин. | Халфин, неоднократно обращался к Валку с просьбой «ответственного редактирования» путеводителя. Однако эвакуация закончилась и Валк одним из первых в 1943 г. поспешил покинуть Ташкент. Для завершения работы Валка, вплоть до окончания войны, неоднократно приглашали в Ташкент, но Сигизмунд Натанович больше не приехал. |
Далее: в 1945 стал начальником архива |
Ташкент 1943мама Тамиллы Исяновой15 лет mytashkent.uz |
![]() |
Тамилла Исянова прислала две фотографии. На первой, сделанной в 1943 году, её маме 15 лет. | Еще фото мамы - 1950 учитель в 134-школе |
Старый город 1943Создание САДУМаопубл.2020 Предыдущий материал: 1934..42 Муллы в ссылке Рашид Юнисов из Москвы, ведущий группу «Старинные татарские фотографии | Иске сурәтләр» на ВК опубликовал перевод статьи «1-й Курултай САДУМа, Ташкент, 1943 год«.. |
Руководителями делегаций от республик выступили: Председатель: Эшон Бабахан (Узбекистан), Абдулгаффар Шамсуддинов (Казахстан), Солих Бобокаланов (Таджикистан), Алимхон-тора Шокиров (Кыргызстан) и Шейх Анна-Ишан (Туркменистан).Приглашенные делегаты: Абдурахман Расулий, председатель Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири; Халил Рахман, имам-хатиб Московской мечети; и Киамуддин аль-Кадири, имам-хатиб Соборной мечети Казани. |
Эшон Бобохон был единогласно избран «муфтием пяти республик региона» (т.е. Центральной Азии). Его заместителем был избран Солих Мирод-Хваджа Солихи (Салихов), а главным секретарем – Зиауддин Бобохонов.САДУМ состояла из Администрации в составе 11 человек и Комиссии по пересмотру в составе 5 членов. В республиках были созданы кадияты, председатели которых назначали вышеупомянутых глав делегаций.В то же время был определен персонал, обслуживающий отделы в составе Администрации (Департамент фетв [с 1958 г.], Отдел деятельности мечетей и др.). |
1943 Ташкент 1-курултай САДУМА |
Муфтий Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана Эшон Бабаханов (пятый слева) и муфтий ДУМЕС Шакир Шайхислам улы Хиялетдинов (четвертый справа)
— слева сидит АбдульВадуд Фатахетдинов |
Первая фетва Эшона Бабахана (1943) называлась «О пособии на пищу людей Книги [евреев и христиан] во время путешествий и военных действий» и была переведена на несколько языков, используемых советскими мусульманами. Причиной этого стало то, что солдаты-мусульмане, служившие на фронте во время Второй мировой войны, отказывались есть свинину из своих пайков (в частности, жестяные банки, которые прибывали из США в рамках программы ленд-лиза), что приводило к случаям дистрофии и недоедания. Фетва позволяла мусульманским солдатам есть «пищу людей Писания», тем самым устраняя проблему. | Другая фетва Эшона Бабахана (1944 г.) провозгласила законность джихада против фашистов. Хотя эти фетвы не были официально опубликованы, копии их постановлений распространялись на нескольких языках среди солдат на фронте. Впоследствии при Администрации было основано медресе Мир-и-Араб (1946 г.), за которым последовали медресе Баракхана (1956-1962 гг., Ташкент) и Высший исламский институт (с 1971 г.). Чтобы фетвы не противоречили существующим государственным законам и Конституции СССР, был образован совещательный орган по судебным делам. | Далее: 3-курултай САДУМ |