tatar.uz

folk history

anvarkamal@mail.ru
Flag Counter

Россия Северная 1905..16

Россия Северная 1917..28

2025-06-08


Москва 1917
Илиас Алкин об Убайдулле Ходжаеве..
журнал «Эхо веков» Время в судьбах и документах, стр.102-116
Индус Тагиров
«Личность с нереализованным потенциалом»
Показания И. С.-Г. Алкина о его поездках в Среднюю Азию и о своих знакомых работниках в Средней Азии
10 ноября 1930 г. Москва

Центральный архив ФСБ РФ. Архивно-следственное дело. Р-14439. Л.33-41.
Теперь остановлюсь на своих знакомых, среднеазиатских работниках:
..
3. Убайдулла Ходжаев. Знаком с 1917 года по 1-му Всерос.Мус.съезду в Москве. Затем по Искомусу (Исп.ком.мус.совета), по Башкирии (Токчуранский кантон) и по 6-ти месячной сидке в тюрьме и жизни в одной квартире в Москве. Он был близок к толстовцам когда-то, даже переписывался с Львом Толстым. Поэтому я был по идеологии далек от него. Человек умный и интересный собеседник (жаль, что стал глохнуть).
Когда я стал работать в КУТВ, его тоже приглашали туда (его приглашал даже раньше меня Бройдо, с которым они были знакомы по Туркестану). Он отказался работать там. На меня же работа в КУТВ, в коммунистической среде, оказала свое влияние. И поэтому в 1928 году, когда мы встретились с ним в Ташкенте, идеологическое расхождение было больше (см. выше).
Еще об Алкине в
Бухара, Кашкадарья, Сурхандарья 1923..25

* Согласно постановлению ВЦИК всем правительственным учреждениям надлежало переехать из Петрограда в Москву 11-12 марта. 12 марта 1918 г. Москва вновь стала столицей, но теперь уже Советского государства. 16 марта 1918 г.

Москва 1918
Центральный Татаро-Башкирский комиссариат
Абдулла Расулов, Алишер Исокбое, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века Казань 2021, стр.38-47

.. В строительстве национальной государственности, в целом в социально-политических процессах, идущих в Туркестане, активное участие принимали волго-уральские татары: передовая интеллигенция, военные представители, Центрального Татаро-Башкирского комиссариата1.

1 17 января 1918 года сначала был организован в качестве Комиссариата по делам мусульман внутренней России, затем переименован в Центральный мусульманский и Центральный Татаро-Башкирский комиссариат.

Другими словами, широта возможностей взаимной близости тюркских народов, их духовного взаимопонимания были подчинены интересам советской власти. Одной из первых мер, предпринятых Центром по укреплению советской власти в Туркестане, удержанию края в рамках большевистских рамок, в стремлении «не упустить из рук» территорию, была мобилизация надежных кадров, которые должны были служить новой власти. Для этих целей центральные органы, как это было указано выше, использовали Центральный Татаро-Башкирский комиссариат. В обязанности этого органа входило оказание помощи притеснявшимся народам России в «строительстве социалистического общества»2.

2 См.: Хайрутдинов Р.Г. На путях к советской автономии. Казань: Издательство Казанского университета, 1972. С. 21–22.

Следует особо отметить, что Центральный Татаро-Башкирский комиссариат изъявил желание заниматься не только татарами и башкирами, но также активно участвовать в решении проблем других тюрко-мусульманских народов. Говоря иными словами, комиссариат хотел стать идеологическим координатором всех тюрко-мусульман, проживавших в России. Это касалось вопросов образования, военно-политической сферы и др., в чем был заинтересован вышестоящий орган – Народный комиссариат по делам национальностей России. В свою очередь, передовые представители тюрко-мусульманских народов Туркестана, Закавказья, Крыма и других территорий также стремились установить тесные контакты с Центральным Татаро-Башкирским комиссариатом по разным текущим вопросам. Например, они обращались в комиссариат за помощью по вопросу подготовки кадров для издательской, печатной, литературной, военно-политической сфер.

Центральный Татаро-Башкирский комиссариат в продолжении своей деятельности несколько раз обсуждал вопросы, относящиеся к Туркестану, Закавказью и Крыму. Источники свидетельствуют о том, что вопросы, связанные с тюрко-мусульманскими народами, не сходили с повестки дня и являлись темой постоянного обсуждения. 14 июля 1918 года Татаро-Башкирский комиссариат заслушал и обсудил доклады С. Юсупова о положении в Туркестане и Ахундова о положении в Закавказье. 21 августа 1918 года Главная коллегия Центрального Татаро-Башкирского комиссариата нашло целесообразным направить в Туркестан чрезвычайную делегацию. Это решение обосновывалось сложным положением молодой Туркестанской Республики: была прервана железнодорожная связь («Оренбургская пробка». – Авторы), ощущалась хроническая нехватка кадров «для укрепления большевистской власти» и др.

В итоге была собрана делегация, в состав которой были включены председатель центральной коллегии тюркских коммунистов, заведующий отделом международной пропаганды Центрального Татаро-Башкирского комиссариата Мустафа Субхи, член президиума Уфимского исполнительного комитета Алимджан Аминов, комиссар Национального управления мусульман внутренней России и Сибири Исмагил Рамиев, делегат тюркской партии социалистов-коммунистов Мехмет Назми1.

1 Хайрутдинов Р.Г. На путях к советской автономии. С. 129–130.

В целях придания официального характера взаимным отношениям и укрепления связей, организации революционной деятельности в составе Центрального Татаро-Башкирского комиссариата было решено создать Туркестанский отдел. На него были возложены такие задачи, как способствование установлению связей между Центром и Туркестаном, осуществление агитационно-пропагандистской работы среди мусульманского населения в Туркестане, Хиве и Бухаре. Заведующим Туркестанского отдела был назначен Сабирджан Юсупов. В конце августа 1918 года Центральный Татаро-Башкирский комиссариат постановил направить делегацию в Ташкент для «пропаганды организации национальных военных частей в интересах советской власти»2.

2 Там же. С. 129–130; см. также: ГАРФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 48. Л. 11, 15

Видно, что Центральный Татаро-Башкирский комиссариат стремился не упускать из-под контроля военно-политическое положение в Туркестане. Например, в свое время он должен был направить в Туркестан с большими полномочиями заведующего военным отделом татарина по национальности Юсуфа Ибрагимова1 и сотрудника данного комиссариата Арифа Клевлеева2, установить связи с местными советами, а также по желанию и воле Центра, организовывать местные комиссариаты, подготовить создание автономии по советским лекалам.

1 В некоторых исследованиях и источниках утверждается, что от Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР был направлен Х. Ибрагимов. См.: Салахутдинов Х. История образования и первые годы деятельности компартии Туркестана. Ташкент: Фан, 1966. С. 47; Турсунов Х. Национальная политика коммунистической партии в Туркестане. Ташкент: Узбекистан, 1971. С. 132–133; Шамсутдинов Р.Т. Деятельность Туркестана на Всероссийских и Всесоюзных съездах // История СССР. Москва, 1987, №1. С. 117; Он же: Становление и развитие советов в Средней Азии (1917–1925 гг.): проблема общего и особенного: дис.... докт. ист. наук. М., 1987. С. 87; Оронюк Б., Темирходжаев П. Центр – Туркестану. Ташкент: Узбекистан, 1989. С. 19; Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости. Ташкент: Шарк, 2000. С. 114; Ўзбекистон совет мустамлакачилиги даврида... Б. 72. По нашим сведениям, Х. Ибрагимов летом 1917 года работал председателем Совета казахских трудящихся и московским представителем Бюро мусульман края. См.: Торжество ленинских идей пролетарского интернационализма. М.: Наука, 1974. С. 157; НА РУз. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 1070. Л. 66. В других источниках и литературе в Ташкент от Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР был направлен Ю. Ибрагимов: См.: Хайрутдинов Р.Г. На путях к советской автономии. Казань: КГУ, 1972; Шарафутдинов Д.Р. Комбриг Ю. Ибрагимов. Казань: Татарское книжное издательство, 1990; РГАСПИ. Ф. 583. Оп. 1. Д. 41. Л. 234–243; ЦГА ИПД РТ. Ф. 30. Оп. 3. Д. 382А; Ф. 868. Оп. 1. Д. 218. Л. 313; Борцы за счастье народное. Казань: Таткнигоиздат, 1988. С. 174–180.
2 Арифа Клевлеева по ошибке считают туркестанцем. См.: Р.Г. На путях к советской автономии. С. 130. Он родился в Тамбове и с 1915 года находился на военной службе в Туркестане. См.: Шигабдинов Р.Н. «Исламский социализм» в Туркестане: борьба идей и политика // Востоковедческие чтения о памяти Н.П. Остроумова. Ташкент, 2012. С. 184–185. В одном из других исследований его ошибочно называют Ашуром Клевлеевым. См.: Акрамов А. Полпред республики. Ташкент: Узбекистан, 1987. С. 59.Хайрутдинов

Определенным основанием, ускорившим отправку Ю. Ибрагимова и А. Клевлеева в Туркестан, стали обнародование в марте 1918 года проекта устава «Татаро-Башкирской автономии» и ликвидация Туркестанской Автономии. Кроме того, была получена телеграмма И.О. Тоболина из Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР от 25 марта 1918 года с просьбой «в специальном порядке... направить одного комиссара по делам мусульман внутренней России и обеспечить его полноценными указаниями»1.

1 Победа Октябрьской революции в Узбекистане. Сборник документов. Ташкент: Фан, 1972. Т. 2. С. 199.

Как видно, центр неспроста направлял в Туркестан татар, поскольку они имели представление о языке, религии и менталитете народов Туркестана в отличие от русскоязычных сотрудников. Очевидно, что центр рассчитывал на Ю. Ибрагимова и А. Клевлеева в деле создания местной автономии по советскому образцу. И неслучайно телеграмма В.И. Ленина и И.В. Сталина от Российского правительства съезду Советов Туркестанского края о поддержке автономии Туркестана на советских началах была адресована именно на имя Ю. Ибрагимова и А. Клевлеева.

В ней говорилось: «…Совнарком будет поддерживать автономию вашего края на советских началах. … глубоко уверены, что вы покроете весь край сетью Советов, а с существующими уже Советами будете действовать в полном контакте. Приветствуем ваш съезд и надеемся, что он достойно выполнит возложенные на него историей задачи»1.

1 Ленин В.И. Ўрта Осиё ва .озо.истон тў.рисида. Тошкент: Ўзбекистон, 1984. Б. 318.
Мы видим, что Ю. Ибрагимову и А. Клевлееву фактически дается прямое указание о том, какого типа автономию необходимо поддерживать. По сути, это была директива, оба представителя Центра были обязаны незамедлительно приступить к делу. Они должны были заниматься организацией работы органов советской власти в крае, предотвращать самостоятельные, не согласованные шаги местных кадров, при необходимости призывать их к порядку, регулярно информировать Центр о политической, экономической, военной обстановке в крае. Позднее Ю. Ибрагимов в своих воспоминаниях писал, что на него было возложено «регулярное информирование ЦК РКП(б) и советское правительство о положении в Туркестане (выделено нами. – Авторы) и сотрудничество в создании Туркестанской Советской Республики»2.
2 Ибрагимов Ю. Боевые действия Татарской бригады // Октябрьская социалистическая революция и гражданская
Центральный Татаро-Башкирский комиссариат проводил свою политику по укреплению советской власти в Туркестане посредством своих отделений в Казани, Симбирске, Самаре, Пензе, Тамбове, Оренбурге, Уфе. Например, в 1920 году Самарским отделением Центрального Татаро-Башкирского комиссариата для укрепления советской власти в Туркестане были мобилизованы Тарпищев, Халимов, З. Маликов, Г. Сайфутдинов1.
1 Госиздат, УзССР, 1957. С. 237.война в Туркестане. Воспоминания участников. Ташкент: СОГАСПИ. Ф. 3500. Оп. 1. Д. 305. Л. 32. (Полные названия архивов представлены в списке сокращений в конце книги.)
Анализ имеющихся исторических исследований свидетельствует о том, что для укрепления власти большевиков в Туркестане Центральный Татаро-Башкирский комитет посредством своего Туркестанского отделения и уполномоченного представителя ЦИК Туркестана в Москве оказывал помощь в том числе и путем обеспечения литературой на местных языках. Например, 23 ноября 1918 года издательским отделением Центрального Татаро-Башкирского комиссариата были выделены Туркестану газеты и брошюры, переведенные на местные языки. В частности, с января по ноябрь 1918 года Татаро-Башкирский комитет издал более 4 миллионов газет, брошюр и листовок на узбекском, казахском, татарском и иных тюркских языках. Издание политической и социально-экономической литературы, направленной на пропаганду и агитацию, еще более увеличилось с образованием Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока (ЦБ КОНВ). В частности, в короткий период с декабря 1918 года по январь 1919 года было издано более 2 миллионов газет, брошюр, обращений и другой литературы на арабском, персидском, татарском, узбекском, таджикском, казахском, калмыцком и других языках1.
1 Хайрутдинов Р.Г. На путях к советской автономии. С. 131–132.

Центральный Татаро-Башкирский комиссариат стремился непрерывно расширять круг своей деятельности, «революционизировать» тюрко-мусульманские народы, осуществлять сотрудническую деятельность среди них ради «светлого будущего». Несмотря на то, что комиссариат назывался «татаро-башкирским», он в соответствии со своей практической деятельностью вовлекал и другие тюрко-мусульманские народы в строительство «нового революционного общества». В свою очередь, руководство большевиков эффективно использовало активность татар в своих интересах, в целях укрепления власти.

Создавшаяся в начале ХХ века, особенно после Октябрьской революции 1917 г. социально-политическая, военно-политическая обстановка, всеобщее воодушевление способствовали тому, что идея победы мировой революции стала довлеть в действиях большевиков. Но для начала они выдвинули идею «социалистической-коммунистической революции» в целом среди тюрко-мусульманских народов Востока. В этом плане особенно большую активность демонстрировал Центральный Татаро-Башкирский комиссариат. В апреле 1918 года комиссариат обратился к трудящимся мусульманам Крыма, Кавказа, Туркестана, Азербайджана, Казахстана с предложением открыть их представительства в столице России1. ..


Москва 1919

Ю. И. Ибрагимов

.. из Ташкента ..
М.А.Рафиков "От Волги до Тянь-Шаня" Казань, Татарское книжное издательство, 1976, стр.68
После выполнения важного поручения Советского правительства весной 1919 года Ю. И. Ибрагимов был вызван в Москву и назначен членом Центральной мусльманской военной коллегии, командиром Первой Приволжской татарской стрелковой бригады.

* В июле 1918 года произошло восстание левых эсеров против большевиков. Левые эсеры выступили против политики большевиков, осудив Брестский мир, продразвёрстку и комбеды. Началось восстание 6 июля с убийства сотрудниками ВЧК Яковом Блюмкиным и Николаем Андреевым германского посла графа Вильгельма фон Мирбаха.

Москва 1918..23
МирСаид СултанГалиев
- организатор Татарской АССР
1918-11-04..12 1-VseRos-ssezd-mus-kommun (332 CGA IPD RT)

среди депутатов — И_Х_СултанГалеев


1919 МирСаит СултанГалеев (314 ЦГА ИПД РТ)
МирСаид СултанГалиев — 1919 организация мусульманских отрядов отбросивших Колчака от Поволжья.- 1919-21 гг. председатель Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б). Член Коллегии Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР (1920—1923). Основатель и руководитель Российской мусульманской коммунистической партии. Преподавал в Коммунистическом Университете народов Востока. Татарский отдел НарКомНац (нарком И.В.Сталин)

— 1919 дек. — письмо Ленину о Татаро-Башкирской Республике.

Еще о СултанГалиеве в Казань 1917..28

1919 Erzina, SultanGaliev (325 CGA IPD RT)
на фото МирСаит СултанГалиев с женой Фатымой Ерзиной 1919г. (ЦГА ИПД РТ)

1919 SultanGaliev, Erzina, Firdevs (326 CGA IPD RT)
1919 SultanGaliev, Firdevs (327 CGA IPD RT)
Миллиард Татар
Осуждая М. Х. Султан-Галиева, ставя на нем печать изменника, ответственные работники в действительности стремились защитить себя, демонстрировали свою верность ЦК РКП(б) и И. В. Сталину, доказывали, что не являются «уклонистами». М. Х. Султан-Галиев не играл непосредственной роли в организации социально-политической жизни тюрко-мусульманских народов Туркестана, но он занимал в этом процессе важное место. Именно он сделал так, чтобы состав агитационно-пропагандистского поезда «Красный Восток», направленного в Туркестанскую АССР и Бухарскую НСР, состоял в основном из татар. Это он способствовал организации агитации и пропаганды посредством газет, изучению с помощью работников татар социально-политического состояния, военной обстановки на местах, отношения населения к революционным идеям. Он призывал руководство Туркестана противостоять «односторонней» политике, которую проводил Центр, определению особого места Туркестана среди тюрко-мусульманских народов, сплочению на пути достижения цели. Однако руководство Центра, дав отпор взглядам М. Х. Султан-Галиева, предупредило тем самым лидеров тюрко-мусульман на местах о последствиях, грозящим им за призывы к объединению.
Далее:
Агит-поезд Красный Восток в Туркестане

Султангалиев о Западной Европе:
".. Она бы не постеснялась того, чтобы в деле подавления социальной революции в Западной Европе использовать вековую национально-классовую ненависть, которая таится в груди Востока к Западу как к носителю идеи империалистического гнета, и организовать поход чернокожих на Европу. .."



Москва 1920 январь
Отправка агит-поезда "Красный Восток"
.. состав формировался в Казани ..

из статьи «Татары и Средняя Азия» (May. 13th, 2012)
1920 год. В январе в Среднюю Азию направлен поезд «Красный Восток», комиссаром которого назначен Георгий Сафаров, работавший в свое время и на Урале.
Из татарских большевиков с поездом отправлены А. Гумеров, Ш. Ахмадеев, Ф. Султанбек, М. Будайли (заместитель Г.Сафарова, редактор поездной газеты «Кызыл Шарк», выходившей на четырех языках), беспартийные работники.Перед отправкой поезда с руководителями бригады имел полуторачасовую беседу Ленин, разъясняя, насколько важна их миссия.

Агит-поезда «Красный Восток»
.. Ташкент 1920

Хуснут Мухсумадьен «Узбекистан. Рождение республики«
20 июня 1920 г. в Москве в газете «Правда» была опубликована статья комиссара агитпоезда ВЦИК «Красный Восток» Г. И. Сафарова, где он писал: «С первых же дней революции Советская власть утвердилась в Туркестане как власть тонкого слоя русских рабочих по линии железной дороги…. Национальное неравноправие в Туркестане, неравенство между европейцами и мусульманами сказывается во всем и на каждом шагу… здесь были такие «коммунисты», и они еще не все ушли из Туркестана».

Москва 1920 июль
Возвращение агит-поезда "Красный Восток"
А. Расулов, А. Исокбоев, Д. Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.198..199
15 июля 1920 года агитационный поезд «Красный Восток» вернулся из Туркестана в Москву. Большевистское руководство сочло целесообразным вновь вернуть этот поезд в Туркестан в интересах советской власти. Теперь у сотрудников агитационного поезда теоретические представления о социально-политической ситуации в Туркестане дополнялись практикой. У политработников, состоящих из татар и башкир, железнодорожных работников, инструкторов сформировалось ясное понимание, на что нужно обратить внимание для активизации идейно-политической, культурно-просветительской деятельности в Туркестане. Поэтому перед отправкой поезда «Красный Восток» в Туркестан во второй раз, сотрудники поезда посетили Поволжье, Приуралье, приступили к привлечению квалифицированных кадров и закупке литературы, мусульманского шрифта, типографского оборудования для работы в туркестанских областях. Например, в справке, выданной сотрудникам агитационного поезда «Красный Восток» Ш.Г. Ахмадиеву и М.К. Будайли говорилось, что они «мобилизуются для того, чтобы срочно закупить восточную литературу, шрифты, типографское оборудование в Казань, Чистополь, Мамадыш, Самару, Уфу и подборе кадров для Турккомиссии»¹.

¹ РГАСПИ. Ф. 583. Оп. 1. Д. 185. Л. 205–206.

Захида Бурнашева

«.. В мае 1920 делегатка 1-го Съезда женщин Туркестана, в июле-августе этого же года делегатка 1-й международной конференции женщин-коммунисток (Москва).

В 1921-23 инструктор жен. отдела ЦК РКП(б) (Москва). Затем вновь в Узбекистане ..» (Тат-энциклопедия)

1921пр Москва межд-встр-ком-жен

Москва 1921
Типографии..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021, стр.186
Турккомиссию также интересовала полноценная работа типографий в Туркестане. Поэтому в ноябре 1920 года Турккомиссия учредила специальную комиссию для модернизации полиграфического оборудования в стране и привлечения квалифицированных специалистов в издательства. Перед специалистами шести типографий во главе со В.М. Свешником была поставлена задача закупить мусульманские и русские шрифты для Туркестанской АССР, Бухарской Народной Советской республики (БНСР), Хорезмской Народной Советской республики (ХНСР) из Москвы, Петрограда, Казани и других городов России. В составе группе был Г. A. Сагидов, в свое время работавший в казанских типографиях. Г. А. Сагидова попросили помочь Туркестану закупить и отправить необходимое полиграфическое оборудование и разрешили «нанять специалистов и персонал для работы в типографиях…»¹.

¹ РГАСПИ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 57. Л. 65, 139; Д. 292. Л. 5, 7–8; РГВА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 132. Л. 194.
В результате усилий комиссии в Туркестан из Москвы, Петрограда и Казани было доставлено 32 типографии, литотипографии и другое оборудование, 400 фунтов чернил для различных типографий, 5000 фунтов бумаги, 500 фунтов русских шрифтов и 1300 фунтов мусульманских шрифтов².

² Там же. Д. 69. Л. 22–24; Пролетарий (Самарканд). 1921. 24 апрел

* См.также: Отправка шрифтов из Казани.


Минск 1921
Идриси
.. имам в лагере военнопленных в Германии..

«Великий авантюрист»: Галимзян Идриси – одна из самых противоречивых личностей в татарской истории XX века
9 марта 2019
Искандер Гилязов рассказал ИА «Татар-информ»
В 1921 году, во время одной из таких поездок, его арестуют на границе советского государства. Причина задержания неизвестна, речь даже шла о наркотиках, якобы он вез наркотики. Правда это или нет – сказать трудно. По крайней мере, его судят и сажают в тюрьму на очень большой срок.Но что интересно: уже через два или три месяца он вновь оказывается на свободе и уезжает обратно в Германию. .. Есть предположения, что он выполнял задание, потому что, по некоторым версиям, в 1921 году на свободу он вышел благодаря заключению соглашения с ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. – Ред.) и ВЧК дала ему какое-то поручение. Поэтому кто-то называет Идриси советским шпионом, советским агентом. Даже сейчас некоторые о нем так пишут. В начале 1920 годов его считали коммунистическим агентом, коммунистическим пропагандистом.

* Смотрите также об Идриси в 1921..22 Бухара, Кашкадарья, Сурхандарья и 1922 Союз нерушимый..


Москва 1922
МирСаид СултанГалиев

— 1922 март — возможное участие (с С.СаидГалиевым) во встрече с В.И.Лениным по вопросу Татарской Республики (в мае — провозглашение и в июне — образование ТАССР).

* Заодно и о судьбе Европы беспокоились.. Европу жалко, там интересные люди были.. были..

2017..1919 СултанГалиев_М о походе чернокожих на Европу

Рос-духовенство и Халифат..

Том 12, № 2 (2019) > Гусева
Дискурс отечественных спецслужб о «халифатском вопросе» 1920-х годов: Муса Бигиев, Восточный отдел ОГПУ и политическое единство исламского мира
Ю. Н. Гусева

.. Месяцем позже начальник Восточного отдела Я. Петерс напишет Ем. Ярославскому: «В своей активной работе по мусдуховенству мы всегда учитывали то, что положитель­ные результаты этой работы /воззвания, сочувственные резолюции и т.д./ смогут быть использованы и за рубежом. Но всесторонне и глубоко вопрос об использовании мусдуховенства для зарубежного влияния встал перед нами сравнительно недавно в результате переписки с НКИД. Эти специальные зада­ния НКИД ставят перед нами задачу особо быстрого и значительного расшире­ния работы»19.

19. Khairutdinov A. G. Poslednii tatarskii bogoslov (Zhizn’ i nasledie Musy Dzharullakha Bigieva). Kazan’: Iman; 1999.

Затем среди прочих манипулятивных и аналитических замеча­ний Петерс укажет следующее:«В данный момент мы наблюдаем стремление духовных органов связаться с новым халифом20 путем поездки в Турцию для его приветствия. Крымское Духовное Управление уже выделило двух представителей для поездки. Аналогичные сведения, пока точно не выясненные, поступили в отношении Ташкента и Уфы. Наша задача состоит в том, чтобы взять под свой строгий контроль (и если будет возможно руководство) эти намечающиеся весьма интересные связи»21. ..

↑20. Guseva Yu. N. Musa Bigiev i ego usiliya v dele ob»edineniya rossiiskikh musul’man v 1920-e gg. V: Kashaf Sh.R. (red.) 2-e Bigievskie chteniya — 2015. Musul’manskaya mysl’ v XXI v.: edinstvo traditsii i obnovleniya: materialy 2-i Mezhdunar. nauch.-obrazovat. konf., g. Sankt-Peterburg, 17-20 maya 2015 g. M.: Medina; 2016. S. 109-114.
↑21. Mathew J. Spectres of Pan-Islam: Methodological Nationalism and British Imperial Policy after the First World War. The Journal of Imperial and Commonwealth History. 2017;45(6):942-968. https://doi.org/10.1080/03086534.2017.1355524.

.. Российские мусульмане Волго- Урала, Крыма, Туркестана не имели консолидированной позиции по этому вопросу, по-разному воспринимая идею духовного лидерства Турции. Если два первых региона в 1922-1924 гг. не ставили под сомнение турецкое лидерство, то часть туркестанского духовенства ориентировалась на афганского эмира. ..




Москва 1923
Турдиев. Ш. «Международные связи джадидов»

.. Другие члены автономии Убайдулла Ходжаев, Саиднасыр Мирджалилов и руководитель подпольной организации «Миллий иттиход» Мунаввар кары Абдурашидханов и другие начиная с 1923 года подвергаются репрессиям. Убайдулла Ходжаев более года находится в тюремном заключении в Бутырской тюремной камере вместе с татарским политическим деятелем Ильясом Алкиным.


Москва 1923

СултанГалиев и Рыскулов на 12-партсъезде..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбое, Дилфуза Насретдинова. ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.95-97

.. Неравные отношения в системе СССР действительно вызвали недовольство со стороны автономных республик, пусть даже не в открытой форме. Например, в 1923 году председатель СНК Туркестана Т. Рыскулов и М. Х. Султан-Галиев при встрече на XII съезде РКП(б) обменялись мнениями о статусе союзных и автономных республик, их полномочиях и судьбе. Они договорились выступить с требованием вхождения всех национальных республик в состав СССР на равноправных условиях, праве некоторых республик быть в составе федерации. Также они считали, что Союз может распоряжаться финансовой, военной, внешней политикой, а республики могут управлять политической, экономической жизнью и созданием национальный красноармейских частей. Вместе с тем, по их мнению, можно создать федерацию Тюркских республик, исходя из права передачи некоторыми республиками своих полномочий федерации на основе соглашения.

По инициативе М. Х. Султан-Галиева прошло фракционное заседание Тюркских и Закавказских республик. Выступив на этом заседании по национальному вопросу, М. Х. Султан-Галиев высказал мнение от имени тюркских и других народов. В частности, он отметил, что создание двух палат в масштабе Союза не может решить всех спорных вопросов, возникающих в национальной политике; если число представителей в палатах будет определяться по численности населения, то это может привести к преобладанию многочисленных национальностей, поэтому вторая палата не должна исходить из численности наций, она должна строиться по принципу представительства на началах равенства.

Вместе с тем, рассуждая о субъектах, включенных в СССР, он подчеркнул, что «Нельзя говорить, что эта национальность доросла до того, что ей можно предоставить автономию, а эта – не доросла. Это, по моему мнению, совершенно нелогическое рассуждение». Говоря о федерации, задал вопрос – почему, когда обязательна Закавказская Федерация (ЗСФСР), нельзя создать Кавказскую, Северокавказскую, Татарскую и Башкирскую, Туркестанскую, Казахскую и Бухарскую. Останавливаясь на тонкостях осуществления национальной политики, он говорил: «…борясь с великодержавным шовинизмом, необходимо одновременно бороться с местным национализмом. Это означает, что надо бороться со всяким национализмом, потому что проявление великодержавного шовинизма есть проявление национализма более крупной национальности… Что же такое местный национализм? Если местный национализм есть проявление борьбы против этого великодержавного шовинизма, это не национализм, а это просто борьба с проявлением великодержавного шовинизма»¹.

¹ Султан-Галиев М. Избранные труды. С. 435–437; Тагиров И.Т. “Рыскуловское совещание” и противоборство советского и партийного руководства Татарской Республики // Гасырлар авазы– Эхо веков. 2006. №1. С. 255.

М.Х. Султан-Галиев считал, что необходимо создать не Туркестанскую автономную республику, а Федерацию Тюркских Советских Республик, которая в конечном итоге будет выполнять задачи устойчивого буферного государства¹.

¹ Хакимов Р. Политик с планетарным мышлением // Комсомолец Татарии. 1990. 8 июня; Литвинов П.П. Антитатарская политика царизма в Средней Азии и Казахстане // Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995.

Он полагал, что тюркское единство имеет важное значение в революционных процессах на Востоке, в этом отношении основой для революционных изменений послужат ускорение, углубление, развитие, укрепление сотрудничества. Считал, что Туркестан является плацдармом для наступления на Восток. Поэтому необходимо дать Туркестану «обычные основы государственности», в частности создать условия для создания местной Красной Армии, формирования самостоятельного государственного бюджета. Рассуждая по этому поводу, он говорит: «Конечно, мне возразят… это приведет к «пантюркизму» и созданию Турана из Киргизии (Казахстана. – Авторы), Кашгара, Хивы, Бухары, Афганистана, тюркской части Персии… С точки зрения интересов международной социальной революции – это не страшно», выражает уверенность в неизбежности, исторической необходимости объединения в единое целое тюркских народов в составе СССР с тюркскими народами в Китае и Афганистане².

² Хакимов Р. Политик с планетарным мышлением; Закиров Р.З. Татары в меняющемся в мире: очерки этнополитической истории в XX – начале XXI вв. Казань, 2006.

Москва 1923 июнь
МирСаид СултанГалиев на 4-совещании ЦК РКП(б)
А. Расулов, А. Исокбоев, Д. Насретдинова. ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.98-103
1923 chleny Maloi Kollegii NarKomNatz (339 CGA IPD RT)
слева:
1 Г.К.Клингер,
2 Г.И.Бройдо,
3 М.П.Павлович,
4 М.Х.СултанГалиев.

.. Сталин, натравив против него партийный аппарат и Государственное политическое управление (ГПУ), добился исключения его из партии, лишил всех занимаемых государственных и партийных должностей, а на Четвертом совещании ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей, состоявшемся 9–12 июня 1923 года, основным вопросом было поставлено обсуждение дела М. Х. Султан-Галиева¹.

¹ Более подробно об этом см.: Тайны национальной политики ЦК РКП. Четвертое совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей в г. Москве. 9–12 июня 1923: стенографический отчет. М.: Инсан, 1992.

Большинство из тех, кто вчера открыто или тайно поддерживали М.Х. Султан-Галиева, были его единомышленниками, на этом совещании старались его избегать.

Основной доклад сделал Куйбышев. В нем он обвинил М.Х. Султан-Галиева в ведении скрытой, тайной переписки с руководителями Туркестана, Татарской республики, Башкирии, а также с политическими деятелями других мусульманских государств, в частности Ирана и Турции; в том, что поддерживал тайную связь с Ахмед-Заки Валиди Тоганом. Председатель СНК Туркестана Т. Рыскулов в своем выступлении отметил, что не был близко знаком с М.Х. Султан-Галиевым, получил от него одно письмо в начале 1923 года, в котором он призывал к совместным действиям, исходя из интересов местного населения, но он на это письмо не ответил. В продолжении своего выступления Т. Рыскулов также утверждал, что знал о его деятельности в качестве председателя ЦБ КОНВ, в данной организации «представителей Востока фактически не были представлены, а были только татарские работники из центральной России, между которыми, как и между Султан-Галиевым и настоящим Востоком, ничего общего не было.
Вообще, нужно сказать, что на Востоке, особенно в Туркестане (я не хочу этим говорить, что татары совершенно не имеют авторитета на Востоке или что они плохие работники), можно сказать, что ряд татарских работников делали ошибки и если спросить население Бухары или Хорезма, то отношение к ним существует отрицательное. И когда того или иного работника рекомендуют как хорошего работника, с которым надо работать, там выступают против него, потому что татарские работники выросли в российской обстановке и не понимают обстановки Востока и часто поступают точно так же, как товарищи из центральных губерний, которые никогда не были на Востоке. Вот то же самое о Султан-Галиеве – он мало знал Восток, особенно теперешний Восток»¹.

¹ Тайны национальной политики ЦК РКП. С. 23–24.

Продолжая свое выступление, председатель СНК Крымской АССР сказал, что в вопросе борьбы с религиозными школами и преподавания религии в советских школах среди тюрко-мусульманских народов, в частности Татаро-башкирского населения, Султан-Галиев вместе с членом совета мусульманских религиозных учреждений Тарджимановым решают, что «тут нужна какая-то особая осторожность, иначе ничего не сделаешь», в конце концов доходят до того, что собирают у населения резолюции следующего содержания:
1. Разрешить преподавание догматов ислама всем возрастам, не ограничиваясь в летах и количестве желающих учиться.
2. После новой экономической политики требуют возвратить помещения религиозных школ «народу».
3. Не ограничивать деятельность Духовного Управления внутренней России и Сибири, муфтия, казиев, мулл в смысле религиозного обслуживания населения, отменить существующий декрет.
4. Отменить патенты на духовных лиц, мечети и т. д.
5. Разрешить учиться детям мусульман и моложе 18-летнего возраста.
6. Полная свобода религии ислама, так как она является основой культурного поднятия мусульман.
7. Создание отдельных религиозных школ (мектебов и медресе), полная свобода вероучения.
8. Предоставление муллам распоряжаться следующими религиозными обрядами: а) венчание; б) развод; в) распределение наследства умершего.
9. Признание духовенства полноправными гражданами и юридическими лицами.
10. Прекращение всякого рода притеснений со стороны партии и советской власти.
11. Свобода печати – разрешить хотя бы один орган Духовному управлению.
12. Признать Духовное Управление юридическим лицом.
М.Х. Султан-Галиев обвинялся в составлении этих резолюций, состоящих из 12 требований¹.

¹ Тайны национальной политики ЦК РКП. С. 34.

Выступивший на четвертом совещании ответственных работников Шамигулов утверждал, что основной целью Султан-Галиева было «создание единого мусульманского государства», если его освободить сейчас, то он гораздо сильнее возьмется за эту работу, будет получать и распространять соответствующую информацию, уйдет в подполье и еще глубже поведет эту работу; считал, что это совещание не должно вновь допускать прежние ошибки и предлагал применить самые суровые меры к нему и его единомышленникам. В своем выступлении И. Хидиралиев заявил, что Султан-Галиева следует не только исключить из партии, но его «надо карать… по всем строгостям революционных законов и дать этим самым пример и толчок местам… Султан-Галиев должен быть предан суду ревтребунала. Если его… выпустить на свободу, то ведь вы знаете, что за ним есть определенные группы, которые, очевидно, давно вели с ним такую подпольную переписку…», таким образом высказав, что является сторонником строгого наказания.

Другой оратор – А. Икрамов – заявил, что лично не имеет представления ни о каком Султан-Галиеве, но вполне поддерживает предложение И. Хидиралиева. Выступившие после него Ходжанов, Халиков также выдвинули обвинения в адрес Султан-Галиева¹.

¹ Тайны национальной политики ЦК РКП. С. 35–50.

Из этих выступлений можно понять, как менялось отношение к Султан-Галиеву, а также узнать, как проводилась национальная политика на местах, в частности на территориях, где проживали тюрко-мусульманские народы, какие дела осуществлялись в процессе решения жизненно важных проблем и вопросов. Видно желание увести в тень ЦК РКП(б), отвести удар от личности И.В. Сталина, который в реальности и был инициатором этих гонений. Надо было дружно осудить «султангалеевщину», чтобы впредь никто не посмел критиковать ЦК партии, особенно по национальному вопросу.

Осуждая М.Х. Султан-Галиева, ставя на нем печать изменника, ответственные работники в действительности стремились защитить себя, демонстрировали свою верность ЦК РКП(б) и И.В. Сталину, доказывали, что не являются «уклонистами».

М.Х. Султан-Галиев не играл непосредственной роли в организации социально-политической жизни тюрко-мусульманских народов Туркестана, но он занимал в этом процессе важное место. Именно он сделал так, чтобы состав агитационно-пропагандистского поезда «Красный Восток», направленного в Туркестанскую АССР и Бухарскую НСР, состоял в основном из татар. Это он способствовал организации агитации и пропаганды посредством газет, изучению с помощью работников татар социально-политического состояния, военной обстановки на местах, отношения населения к революционным идеям. Он призывал руководство Туркестана противостоять «односторонней» политике, которую проводил Центр, определению особого места Туркестана среди тюрко-мусульманских народов, сплочению на пути достижения цели. Однако руководство Центра, дав отпор взглядам М.Х. Султан-Галиева, предупредило тем самым лидеров тюрко-мусульман на местах о последствиях, грозящим им за призывы к объединению.


1925-07-22 Москва — АбдульВадуд Фатахутдинов (Ахтямов) н69=н6

=Коллекция-Рафаэля=; арх-Ахтямовы-Фатахутдиновы;
(тюрк) Родственница Галия-хоним по .. Хабибу-афанды Файзи
Москов.ахун (МНТВ) гАбдуВадуд ФатахЕддин
август 12 1925. Снимок сделан июль 22 1925 года.
1925прим Хадича Ахтямова (Ф6990)
арх-Фавзии Файзи; =Коллекция-Рафаэля=;
мама Галимы Ахтямовой-Файзи



Москва
Илиас Алкин
журнал "Эхо веков" Время в судьбах и документах, стр.102-116 Индус Тагиров "Личность с нереализованным потенциалом", стр.112
Центральный архив ФСБ РФ. Архивно-следственное дело. Р-14439. Л.33-41.
Показания И.С.-Г. Алкина о его поездках в Среднюю Азию и о своих знакомых работниках в Средней Азии 10 ноября 1930 г. Москва
.. Теперь остановлюсь на своих знакомых, среднеазиатских работниках:
..
2. Абдурахманов. Он приходится каким-то образом мне родственником (через жену свою), я однажды видел его в Кирпредставительстве (должно быть, в 1926-27гг.), однажды в Киргизии (см. выше) и однажды на улице около Центральных бань (1929-30гг.). Он мне сказал, что приехал учиться, и дал свой телефон. Я не имел времени позвонить.
..
7. Зелькина, Давыдов, Анишев, Лаврентьев и др. Встречал их на конференции аграрников-марксистов.



Москва, Ленинград
из «Коллекции Рафаэля — Открытки»..
Академия Воздушного Флота имени проф. Жуковского (Москва).
Казань.Глав.540
Тип. "Восток"
Издание ОДВФ Татреспублики.
№ 16 - Изд. Кононов, Лениград
Ленинградский Гублит 7218. 2000 экз. Граф. Маст. Ковенский, 2.
Лениград. Музей города (бывш. Аничковск. дворец).
ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА - CARTE POSTALE
№ 31 - Изд. Кононов, Лениград
Ленинградский Губл. т. №36964. Типограф, пр Володарского 58.
Лениград. Дворец Искусства и Александровская колона.
Leningrad. Le palais d'Art et la Colonne d'Alexandre.
ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА - CARTE POSTALE
№ 39 - Изд. Кононов, Лениград
Ленинградский Гублит 11189. 3000 экз. Граф. Маст. Ковенский, 2.
Лениград. Гос. Академия Наук.
ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА - CARTE POSTALE

Баки Закирович Халидов
учился в Буинском медресе
Ученик богослова и философа М.Я. Бигиева ..
Далее:
Казань 1929..40

Москва 1927

С. Терегулов
.. до 1927 года работал в Ташкентском обл.союзе хлопковой кооперации..

из Автобиографии Терегулова С. (1941)

В сентябре 1927 г. переехал в Москву и до октября 1930 г. работал инструктором во Всероссийском союзе промысловой кооперации. ..

Далее о Терегулове в
Ташкент 1929..31


Ленинград 1927
Кайдани .. из Бухары ..
стр.1
.. В 1927-30 годах учился в Ленинграде на Высших кооперативных курсах.
стр.4 -жена Назия Лутфуллаевна
Учительствовала она до 1927 года, когда с мужем и тремя детьми уехала в Ленинград.

Москва 1927
Риза-казы Фахретдинов
1927-08-01 Moskva — R_Fahretdin w family +comm c137(147)
=Коллекция-Рафаэля=;

Стоят-слева: 1) АбдуРашит (сын Риза-казы, математик), 2) Сагит, 3) Зайнаб (врач), 4) ГабдРахман (журналист газета-Вакыт), 5) Жаудат (внук Риза-казы, инженер-химик, погиб в 1941), 6) ГалимЖан Шараф (зять Риза-казы, ученый-лигвист), 7) ГабдельАхат (агрономия, экономист)

Сидят-слева: 1) Сара (муж Сагит), 2) Рабига (муж АбдРахман), 3) НурияЖамал(жена Риза-казы), 4) Риза-казы Фахретдинов 5) Асма (дочь Риза-казы, муж Шараф) 6) Фирдаус (муж ГабдельАхат)

На-полу-слева: дети АбдулАхата — 1) Альмира (Ташкент — врач Правит-больн), 2) Наиля (Казань), 3) Жавит, 4) Диляра (Ташкент — докт.искусствовед, автор книг о старин-ювелир-изд), 5) Юлдуз (дочь Асмы)


Москва, Соловки 1928
АбдульВадуд Фатахутдинов
1928 Moskva — Vadud Fahruddinov-Ahtiamov +comm c156(175)
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Ахтямовы-Фатахутдиновы;
Вадуд Фахреддин-Ахтямов — указной мулла 2-ой Соборной мечети, г. Москва с 1913 по 1928 г
В 1928 году приезжал Афганский Эмир Амануллахан, подарил ему халат за хорошее чтение Корана.
nizgar.ru
По воспоминаниям родственников, Абдулвадуд-хазрат прослужил в Московской Соборной мечети имамом-хатыбом до 1928 года, до ареста, в результате которого оказался на Соловках, где содержались политические заключенные. ..

Соловки
Шахимардан-хазрат
из Фахим Ильясов "Шахимардан-хазрат"
.. Их сослали на четыре года на Соловки. На островах родственники жили в одном бараке с архимандритами, епископами и другими сосланными священнослужителями. После закрытия монастыря на Соловецких Островах, многие священнослужители и монахи добровольно остались работать в организованном Северном Лагере Особого Назначения (СЛОН). Для них, а также сосланных служителей культа оставили маленькую церковь для совершения молитв. Шахимардану и Абдулвадуду разрешили совершать намазы в этой церкви, а когда Шахимардан вслух читал по ночам Коран в церкви за два ракаата намаза, послушать его приходили не только священнослужители, но и другие заключённые. Шахимардан — Хазрат прочитывал наизусть половину Корана, затем совершал первую часть намаза, а прочитав последний аят, завершал намаз. ..

МирСаид СултанГалиев — арест, приговор к расстрелу, лагеря..

Пермь
Чингиз Ахмаров
.. из Кашкадарьи ..
1927..29 Чингиз Ахмаров - студент н215

=Коллекция-Рафаэля=; арх-Ахмарова-Чингиза;
на обороте -"1928 1927 1929 йил"

Учился в Пермском художественном училище..

Далее о нем:
Кашкадарья ..

из «Коллекции Рафаэля — Открытки»..

1928 Издание Государственной Третьяковской Галереи.
Репродукция: Г. И. Семирадский — Танец среди мечей.
Штамп [цена 10 коп.].
Экслибрис [Усман Шарафутдинов],
Надпись чернилами [Р. Айвазовой от:],
штамп [Усман Шарафутдинов].

1928 Издание Музея Революции Союза ССР.
Репродукция: Р. Р. Френц — Защита Петрограда от генерала Юденича в 1919 г. Бой на ст. Александровской.
Цена 8 коп.
Подпись карандашом [Рашидина].



Следующая часть: Россия Северная 1929..40