![]() |
Ташкент 1911..13 |
2025-09-08..11 |
Ташкент 1908..10 |
Ташкент 1911Новометодные школы..из Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в» |
..Новометодные школы за короткий срок завоевали симпатии местного населения. Эти школы, открытые казанскими татарами, писал миссионер Н.А. Бобровников, «имели большой успех и были переполнены учащимися» (Бобровников, 1913, с. 80). |
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА |
.. В 1911 г. главный инспектор училищ Туркестанского края сообщает руководству о наличии в генерал-губернаторстве «новометодных» школ. Всего в Туркестане 63 «новометодных» мактаба с 4 106 учащимися. |
Из них: «В Сырдарьинской области 16 мактабов — с 1650 учащимися; в Ферганской — 30 с 1436 учащимися, в Самаркандской — 5 с 195 учащимися и в Семиреченской — 12 мактабов с 825 учащимися. В Закаспийской области «новометодных» мактабов нет»⁶⁴.
⁶⁴ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 230. |
Ташкент 1911Печать..из Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в» |
На пробуждение мусульманского населения Туркестанского края оказала влияние и прогрессивная татарская печать. По мнению Н.А. Бобровникова, туркестанские мусульмане, не имея своей независимой печати, всецело «питаются литературою привозною, преимущественно татарскою» (Там же, с. 88). |
Ташкент 1911Макаевы |
Фото с надписью: Ташкент 01.01.1911. Это фото дарим любимой госпоже Гайше-хоним Макаевой. Фатима и Фахмеддин Хуснеддиновы. [штепмель фотостудии Оренбурга] опубликую в Оренбург 1910 |
Ташкент 1911..13СахибГирей Еникеев55..57 лет .. в 1907 полковник в награду за отличия по службе .. |
из ЕНИКЕЕВ Сахиб-Гирей..
|
с 07.1912 - уволен в отставку из Армии с производством в генерал-майора, мундиром и пенсией по чину. |
Далее о нем:Ташкент 1914..16 |
Ташкент 1911..13Яушевы .. в "Ташкент 1908-10" много упоминаний о МуллаМхмде МхмдЛатыйф-углы и приставе Султанбике ГабделГани-углы .. |
Профессор Тюменского университета Х.Ч. Алишина приводит упоминание о Яушевых в статье известного деятеля татарской эмиграции в Турции, мецената и исследователя Ахмедвали Менгера, опубликованной им в 1971 году.
Цыгане, «почетные бухарцы» и российский наместник в Ташкенте — Ахмедвали Менгер о Яушевых в Туркестане |
В 1911 г. я был в Ташкенте, своими глазами видел эти удивительные установки. Между прочим, купцам Яушевым там принадлежала и гостиница “Американская” (директор Сутушев). Местное население не имело крупных магазинов, только армяне Вадаевы владели небольшим магазинчиком.
* Об упоминаемых поливальных установках смотрите в Сырдарьинская область 1911..13 |
.. Это здание было построено в 1913 году (раньше, чем ташкентский пассаж Яушевых) и отреставрировано в 2006 году по указанию президента Ислама Каримова. Его современный адрес — улица Ислама Каримова, 15. Ранее там находилось консульское управление МИД Узбекистана, а теперь, по-видимому, здание имеет другое назначение. Прямо напротив него расположен Театр Алишера Навои.
В ни одном другом городе, кроме Ташкента, у Яушевых не было аж двух крупных магазинов в самом центре. ..
* Фото этого здания в Ташкент 2013..15 |
Но на карте Ташкента 1910 года адрес Яушевых на Ирджарской уже есть, а на Махрамской (напротив Воскресенского базара) еще нет.. Возможно там были только жилые дома, а знаменитый пассаж построили позже.. может в 1914? А пока это не выяснили, открытки с его изображением размещу в Ташкент 1914..16 |
О слежке за МуллаГали Яушевым на сайте Александра Чайчица (автора книги о Яушевых)- «Лицо, сочувствующие идее панисламизма»: слежка за Яушевыми со стороны царской «охранки» О слежке за Латифъ Шариповичем Яушевым в 1912 Дело№40 — панисламизм |
Ташкент 1911Гастроли труппы И. Ашказарского ..из Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в» УДК 94(575.1-25) |
Первой приехавшей в Ташкент татарской труппой был коллектив И. Ашказарского. | В различных городах Узбекистана эта труппа показала в 1911 году спектакли «Песчаный юноша», «Жизнь с тремя женами» Г. Камала и другие национальные пьесы – «Хозяин и приказчик», «Купля продажа», «Стыд и слезы». |
В 1912 начались Балканские войны между христианскими Болгарией, Сербией, Грецией и мусульманской Турцией. Российские мусульмане поддерживали своих единоверцев, а христиане и официальные органы России были, естественно, против. Это осложнило деятельность джадидов, но не остановило их.. скорее власть вынуждена была считаться с мусульманским фактором. |
Об этом смотрите в 1912 Бестужевские курсы — Красный полумесяц — Энвер-паша.. О туркестанских студентках на Бестужевских курсах смотрите 1913 Петербург или 1914 Москва - фото студентов с Гаязом Исхаки |
Общая политическая ситуация в этот период.. см. ПРАЗДНОВАНИЕ ТАТАРАМИ КАЗАНИ И КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ (1913) |
Ташкент 1912Туркестанское Розыскное Охранноео Отделение..1912 Дело№40 — панисламизм (2022) |
В 1912 началась война за территории между Турцией, Грецией, Болгарией и Сербией. Это событие показало как разделено российское общество по религии и языку. Жандармы по всей России плотно занялось слежкой за мусульманскими деятелями которые подозревались в панисламизме. Само-собой мусульмане должны быть панисламистами, но под этим термином скорее подразумевался пантюркизм, т.е. идея объединения тюркоязычных народов.. естественно под руководством турецкого султана. Ниже приведены конспекты с описанием материалов из УзГосАрхива ф.461 д.1175.. |
л.1 Алфавит Д.№40 Магомед Мешди Акпер оглы 10 Маджитов АбдулКарим 9 Максумов ШаМухамед 2 Матыгулинъ Тохвалинъ Мухаметъ Камаль 4 Машрафъ Ханъ Ишановъ Насреддинъ Ишанъ 5 ХальМухамедовъ МуллаАбдулла 2 Хасановъ Гiясъ 8 Хасанъ Усманъ 10 Ходжатлаше Магометъ-бекъ 3 Ходжи Ислакуль Таксаба 6 Яушев Лазифъ Шариповичъ 7 |
.. л.9 Мулла Абдулла ХальМухамедов Д40/912 л.10 .. авганец .. выясняется содержание книг.. .. л.21..23 (опись книг — богословск. 66п.) .. л.25 Ходжатлаше Магомед-бек ..С-Петерб., Париж.. .. л.33 ..журнал «Мусульмане» Париж, С.-П. газета «В мире мусульманства» под редакцiей Аслам-Гирiй Датiевъ.. |
.. л.35 Матыгулинъ Тахвалинъ — Мухит — Камалъ д.40 л.36 ..певец.. крестьянин Казанской губ. Свияжскаго у. Кулин.вол. и села.. высшее мусульманское образование в Казани.. главная цель не песни, а пропаганда — занятия европейскими науками.. прилагаются фотокарточки.. .. л.38 ..пропаганда в духе сепаратизма.. .. л.42 ..11-14 января 1912 Ташкент концерт в Перовском Общественном Собранiи.. [может в Перовске?] .. |
.. л.44 Насреддин — Ишанъ — Машрафъ — Ханъ — Ишановъ д.40 .. л.46 ..от Уразбая Туякбаева, жителя ташкентской махалли АрпаПая о Насреддине Ишане — пропаганда восстания, сочувие Турции.. 6 март 1912 перевел Коллежский Ассесор (Илькинъ — подп.неразб.) лл.47,48, л.49 .. это Миръ-Насреддин Миръ Шарафуддиновъ 43г. ишанство от отца земля в с.Куйлюк.. л.50, л.51 ..заявление подано от брата Насреддин-Гази хан Шарафуддинов.. |
л.56 1/2 17 апреля №1712 Секретно ..7 фото Абдуль-Решид Ибрагимова .. является ли он муллой АбуБакиром и арабом Хашимы Бекиръ-Махмедомъ который допрашивался Вами 17 сентября минувшего года. л.57 Телеграмма 20 апреля. на №1712 карточки не оказалось.. л.58 21 апреля ..фотокарточка Ибрагимова препровождена Вам дополнительно 17 апреля.. л.59 17 апреля =л.56 — оборот .. Возвращаю фото — сходства не имеется.. л.60 23 апреля .. фото.. |
л.73 1/2 1 июня пристав г.Туркестан — начальник Чимкентского уезда .. по агентской связи около 2 лет назад в г.Туркестан прибыл татарин, называющий себя Абдуль Решид Эфенди. Проживал у туркестанского купца сарта ТашМухаммеда Юсупбаева и Туркестанского купца Пасыръ Мир-Талимович. С МирТалиловым ходил по городу к Туркестанскому купцу и был жителем города. Гостил у Туркестанского купца Апарбая Суфибаева. Через несколько дней выехал из города и посетил Ташкент, Андижан, Коканд и Бухару. Рассказывал что имеет сына, который проживает в Японии. О себе говорил что был указным мулллой в Петербурге. Карточка Ибрагимова никакого сход с сартом Хомра Ходжи не имеет а об арабе Абубакире никаких сведений не имеем. Штабс-капитан Краинский. |
л.86 Д.№40 Латифъ Шарипович Яушевъ л.87 (штамп — Пом.начальника Оренбургского губ. жандармского управления 1912-06-29 г.Троицк) Секретно (штамп — ТРОО 7.07.1912) Сообщаю, что состоящий под негласным наблюдением, как заподозренный в панисламизме Таш.1-гил.купец Л.Ш.Яушев 15 июля из Троицка по торговым делам выбыл в Ташкент. л.88 Справка 12.07.1912 .. Л.Ш.Яушев выбыл в Москву, где проживает на Боярском Подворье. л.89 Секретно ..Яушев 16 августа выехал из Ташкента в Москву .. л.90 -«- |
л.91 .. 30 августа прибыл в Ташкент и остановился в номерах «Бельвью» Турецко подданный мусульманин Хафиз Саадеддин Эфенди Мустафа не имеющий разрешения на посещение края. По его словам он прибыл для покупки шелковых тканей, а по частным свидетельствам цель прибытия — навербовать подписчиков из туземцев на газету «Теръ-Джималъ», издающуюся в г.Бахчисарай. 1 сентября Э.М. выбыл из Ташкента неизвестно куда оставив здесь документы о своей личности. л.92 .. 29.11.12 Яушев выбыл из Троицка в Ташкент .. |
л.93 Д.№40 10.08.12 .. сын муллы г.Буинска Гаяс Хасанов.. для пропаганды панисламизма.. л.94 .. Г.Х. .. из Буинска в Бухару вместе с отцом.. л.95 .. 16.08.12 .. Г.Х. ..выехал в Бухару.. отец вернулся.. л.96 .. Начальник Саратовского Губернского Жандармского Управления… л.97 .. 30.08.12 .. Г.Х. .. учился в Константинополе.. В Стар.Бухару прибыл участвовать в издании местных газет «Бухара и Шариф» на персидском языке и «Туран» на сартском наречии Имеет дружественные отношения с сыном известного панисламисткого деятеля Абдулъ-Маджидъ-АбдуРахманъ приехавшего в Бухару. Отец — мулла Нуръ-Гали Хасанъ шесть лет назад был принят Султаном, жил во дворце около месяца. Проездом через Ташкент мулла Хасанов останавливался у муллы Ахтямова.. |
л.131-об .. Ахмедов Али Ямини панисламист .. |
Еще есть материалы Дела№40 по городам и странам: Верный, Андижан, Самарканд, Бухара, Ашхабад, Тифлис, Турция, Африка (наверно Хиджас) |
Р. Шегабутдинов "ТАТАРСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ТАШКЕНТА В КОНЦЕ XIX – НАЧ. XX в. " стр.5-6 |
Деятельность ташкентской Татарской соборной мечети находилась под наблюдением Туркестанского районного охранного отделения (ТРОО). В архиве, фондах ТРОО имеются материалы на имам-хатиба этой мечети Махмуда Ахтямова: «Указный мулла города Ташкента Мир-Мухамед Мафтуд Фаттахетдинов Ахтямов, происходит из дер. Красного Острова Петряксинской волости Курмашевского уезда Симбирской губернии, предписанный Туркестанской казенной палатой от 26-го августа 1896 года за № 16748, причисленный к Ташкентскому мещанскому обществу». |
Родился 15 февраля 1861 года, первоначальное образование получил в Красно-Островской татарской школе, затем, в городе Петропавловске и в Бухаре. Упоминается в сводке по мусульманскому движению от 12 августа 1912 года за № 4020. Ташкентский мулла Ахтямов написал кокандскому купцу татарину Газину письмо, в котором просит устроить сбор денег среди кокандских татар для вручения тем мусульманам, которые скоро поедут в Санкт Петербург и будут хлопотать о даровании татарам прав покупать в Туркестане землю, дома и отмене других ограничений1. 1 Национальный архив Республики Узбекистан. Ф. И-461, оп. 1, д. 2114, л. 11. |
Ташкент 1912Сагди Бахтияров=Коллекция-Рафаэля= |
![]() |
1910-s_Sagdi_Bahtiiarov_(sleva)_c185(207)Комм=КР=: меценат и попечитель Маржани-мектеб* Фото семьи Бахтияровых в Самарканд 1913 |
![]() |
1912_Tashkent_Torg-obsch-Badygina_c28(28)Комм=КР=: Cидит-слева-1 - Бахтияров (меценат школы Маржани)* Те же люди, но моложе на фото 1910-е торг-фирма - Исмаил Якубов с32 |
МахиНур Сагди-к Бахтиярова вышла замуж за Ибрагима Исмаил-у Якубова |
Ташкент 1912 апрель-ноябрьХабибРахман Файзи [129].. приехал после учебы в уфимском медресе "Галия" .. из "1912 Ташкентские джентельмены" |
![]() |
1912-04_Tashkent_Hasanov,Ibragimov,Faizi_c83(89)
Комм-КР=: 1912 Ташкент |
В комментариях от Рафаэля похоже есть путаница. Фатахеддин Хасанов (1861 г.р.-51год) явно 1-слева (а не 4). Рядом похоже - два брата, они вместе и на уфимских снимках. Вобщем, точно известны только Фатахеддин Хасанов 1-слева (см. 1917 3-фото школы Маржани) и ХабибРахман Файзи 1-справа (см.фото ниже). |
В октябре 1912 в Ташкент "Татар.Указ.имаму Г=ну Ахтямову" пришла открытка (опубликую в Уфа 1912 - там фото здания медересе "Галия") от "МхммдХади бине Загидулла Файзи". Текст арабицей и пока не переведен. |
![]() |
1912_HabibRahman_Faizi_s_Galimoi_Ahtiamovoiфото и комментарии получены от Юнисовова Рашида :На обороте фотографии надпись на татарском языке арабской графикой: "Гыйбадулла Алпаровка. Х?бибрахман Ф?йзи. Р?сем алынган 1912 ел, 12 ноябрь" Галима Файзи (1894-1975) - дочь ташкентского имама Мавдуда Ахтямова |
![]() |
1912-13_Tashkent_H-R-Faizi[фотостудия Лозинского (Ташкент)]фото и комментарии получены от Юнисовова Рашида: На обороте фотографии автограф ученого Гибада Алпарова на татарском языке арабской графикой: "1913 ел 13 нче гыйнварда Ташкентта м?галлим, ш?ригым, дустым Ф?йзи ?ф?ндене? ми?а йеб?рг?н х?диясе. Гыйбад Алпаров. Казан". |
Далее Файзи вКазань 1913 |
Ташкент 1912Гастроли трупп "Сайяр" и "Нур"..из Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в» УДК 94(575.1-25) |
В 1912–1913 годах приезжавшая татарская труппа Г.Кариева «Сайяр» показала пьесы Г.Камала «Секреты нашего города», «Банкрот» и др. | Кроме того, в 1912 году во многих городах гастролировала труппа «Нур» под руководством К.Шамиля. |
Ташкент 1913АкТугановы=Коллекция Рафаэля= |
![]() |
1913-05-17_Tashkent_Taifa_AkTuganova_c76Паспарту - "Д.В. Назаровъ Ташкентъ" * В Списке темниковских князей, мурз и татар 1613/1614 гг. есть "служилый татарин Актуган Агеев" |
Ташкент 1913Татарские школы..А. Расулов, А. Исокбоев, Д. Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021, стр.161,246-247 |
Булат (Бикбулат) Мажидович Салиев 31 год
Далее о нем: Ферганская долина 1917 |
№ Имя Год работы Город или уезд Количество учащихся .. 7 Баязитова Мадина .. 10 Бекчурова Ашраф 11 Якубова Марьям .. 14 Рашитова Мунаввара 1913 Ташкент, станция Салатеп 4 15 Исхакова Бибимарьям 1913 Ташкент, станция Салатеп – .. |
Мухамедов Ш. Б. — ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА |
Российская администрация под предлогом регистрации «новометодных» школ начинает закрывать некоторые из этих частных учебных заведений, препятствуя их массовому распространению в городах и селах Туркестанского края. .. .. Одним из поводов для закрытия «новометодных» школ со стороны царской администрации являлось отсутствие преподавания в этих мактабах русского языка. |
.. «Пробуждение Востока» в виде революций в Турции, Иране и др. мусульманских странах домокловым мечом висело над головой царской администрации. Свою лепту в нагнетание страха вносило и Туркестанское охранное отделение своими неквалифицированными агентурными данными, предоставляемыми генерал-губернаторам. На деятельности туркестанской охранки сказывалось отсутствие в её рядах специалистов-востоковедов. В отношении «новометодных» школ агентура часто доставляла руководству сплетни и предположения⁶⁵ ⁶⁵ См. материалы ЦГА РУз, фонд И-461 «Туркестанское районное охранное отделение». |
из Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в» УДК 94(575.1-25) |
Новометодные школы за короткий срок завоевали симпатии местного населения. Эти школы, открытые казанскими татарами, писал миссионер Н.А. Бобровников, «имели большой успех и были переполнены учащимися» (Бобровников, 1913, с. 80). |
Ташкент 1913Театральная деятельность ..из Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в» УДК 94(575.1-25) |
В 1913 году в Ташкенте была основана постоянная театральная труппа татарской интеллигенции под руководством местного жителя Кудашева (История Ташкента, 1988, с.221–222). |
МиллиардТатар |
Второй приезд труппы «Сайяр» под руководством И. Кудашева-Ашказарского в Туркестан состоялся в 1913 году; гастроли Ташкенте, Намангане, Кагане и Бухаре способствовали развитию театрального искусства в крае. В 1913 году И. Кудашев-Ашказарский организовал в Ташкенте еще одну постоянно действующую татарскую театральную труппу. |
В 1913 году другой представитель труппы «Сайяр» Габдулла Кариев отправился со своей командой в гастроли в Симбирск, Самару, Саратов, Царицын, Астрахань, Баку, посетил Чарджуй, Мерв, Бухару, Самарканд, Андижан, Наманган, Коканд, Ташкент, Туркестан, Акмачит, Казалинск. Официальные власти и жандармерия активно интересовались передвижениями Г. Кариева, его встречами с татарами и шакирдами медресе и решила усилить контроль над его деятельностью. Несмотря на внимание со стороны охранки, Г. Кариев продолжал свою совместную с труппой «Сайяр» гастрольную деятельность: 8 июня 1913 года он посетил Каган, а 13 июня гастролировал Самарканде. |
Доходы от продажи билетов порой направлялись на благотворительные цели. Например, вырученные средства от поставленной школьниками 2 августа 1913 года в Ташкенте пьесы в размере 91 рубля были переданы в фонд будущей школы Махитаб Яушевой, разрешение на открытие которой было получено в 1907 году. Сама Махитаб Яушева внесла 100 рублей личных средств, также известно о поступлении благотворительных взносов от Робии Сутушевой в размере 50 рублей и Гусейна Батаракова в размере 23 рубля 50 копеек. |
С большой любовью местные жители принимали игру Фатимы Ильской, одной из актрис театральной труппы «Сайяр». 13 сентября 1913 года в Ташкентском театре «Колизей» при участии прибывшей из Казани Фатимы Ильской состоялся татарский театральный вечер, в рамках которого были поставлены пьесы «Бер сәгатьлек хатын» («Жена на час») Д.-А. фон Мансфельда и «Тигезсезләр» («Неравные») Фатиха Амирхана. Постановки вызвали большой интерес зрителей, сопровождались бурными аплодисментами. Вся прибыль от этого мероприятия была направлена на благотворительную деятельность. | В 1913 году татарский певец Камиль Мутыги побывал во многих городах Туркестана, где организовал свои концертные программы. В Самарканде особенно высоко были оценены его песни на русском |
Ташкент 1913Печать..МиллиардТатар |
К 1913 году среди населения Туркестанской области резко возросло число читателей газеты «Вакыт», издаваемой в Оренбурге. В связи с этим местные татары пытались организовать издание газеты в Туркестане. Однако попытка была остановлена правительством. |
из Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в» УДК 94(575.1-25) |
На пробуждение мусульманского населения Туркестанского края оказала влияние и прогрессивная татарская печать. По мнению Н.А. Бобровникова, туркестанские мусульмане, не имея своей независимой печати, всецело «питаются литературою привозною, преимущественно татарскою» (Там же, с. 88). |