Ташкент 1914..16

anvarkamal@mail.ru

2025-09-12..17

Flag Counter

Ташкент 1911..13

опубл.2024
из "1914..16 купцы и промышленники"
Война подкралась незаметно.. хотя еще за 10 лет Витте (или Столыпин.. надо уточнить) предупреждал, что макроэкономика и глобальная политика идет к переделу.. известным способом.. и, прям как Сталин в 1931, так и сказал «Через 10 лет будет война». Но царь Николай положил это письмо «под сукно».. а в 1914 объявил мобилизацию в ответ на мобилизацию своего кузена в Пруссии.. ну, вот, вроде из-за такой ерунды пришлось положить 20 млн. жителей Европы.. а может так и планировалось? Как все похоже на нынешнюю Европу.. «старперы рулят» — по словам американской журналистки Оуэн.. опубл.2024
из "1914..16 чиновники и военные"
В 1914 году военные занялись своими прямыми обязанностями.. И, надо сказать, с энтузиазмом! Проявив беззаветную преданность полегли на полях кадровые офицеры и их место заняли наспех подготовленные прапорщики.. и это была уже другая армия. Элита и буржуазия на волне сверхприбылей развивала энтузиазм и милосердие. А то, что новейшая техника уничтожает миллионы прямо в окопах ни кого не волновало. Для крестьян это обычное дело, главное кормят от пуза (на современном фронте — 100 долларов в день капает, согласно мировым расценкам на наемников :)
Но к 1917 году народ озаботился очередным перераспределением общинных земель в деревнях...
опубл.2022
из "1914..16 политическая активность"
Общее развитие национальных чувств в России и особенно начало 1-Мировой войны активизировало встречи национальной интеллигенции для обсужений перспектив и возможностей нац.развития в быстро изменяющемся мире ..

Яушевы
из "1914..16 купцы и промышленники"
В статье Цыгане, «почетные бухарцы» и российский наместник в Ташкенте — Ахмедвали Менгер о Яушевых в Туркестане даются выдержки из воспоминаний известного деятеля татарской эмиграции в Турции, мецената и исследователя Ахмедвали Менгера, опубликованной им в 1971 году. Там много нестыковок. Приведенный ниже случай, скорее всего относится к периоду начала 1-Мировой войны 1914 года когда многие татары стали оформлять бронь от призыва.. .. В 1872 г. Ташкент присоединили к России. Руководителем был назначен весьма легкомысленный человек – князь Константин, получивший в народе прозвище “Тиле Константин”. Казанских тюрков в Ташкент не пускали, а тех, кто там жил, начали выселять. Один из Яушевых по имени Шариф привез из Москвы красивых цыганских девушек, которые прибыли вместе с караванами, других путей тогда не было. Веселые вечеринки с участием цыганских артистов помогли склонить на свою сторону великого князя Константина. В итоге, все Яушевы, Сутушевы, Уразаевы, генеральный директор всемирно известной транспортной немецкой фирмы имени Гергора Гейни Хусаин Бурнашев, а также представители 50 татарских семей, живших в Троицке, получили звание “почётных бухарцев”. Таким образом, эти люди, проживая в России, назывались “почётными бухарцами” и пользовались такими важными привилегиями, как освобождение от воинской и ясачной повинности. ..
1914_arh-Iaushevyh_(SAM_8268)
=Коллекция Рафаэля= арх-Яушевых
[надпись чернилами тюрк-араб]
.. 1914 .. 26 ..
1910-s_Tashkent_(Iaushevy16)
=Коллекция Рафаэля= арх-Яушевых
[печать чернилами рус]
Туземная-фотография
ИЛХАМЬ-ДЖАНЪ
Стар.Г.Ташкентъ
Негативы Сохраняются
№ 1712
ТЕЛЕФОНЪ №207

Газза-па и Садык-джизни
из рассказов Сании Зарифовны Исмаиловой[15]-Камальдиновой[13]
Садык-жизни, по воспоминаниям родственником был управляющим дворцом Великого князя. Знаменитый ташкентский Великий князь Николай Константинович взявший псевдоним Искандер совершил много великих дел в Туркестане и о нем полно воспоминаний. К сожалению, об управляющих его многочисленными хозяйствами упоминается редко. Только в истории где он закопал по горло в землю "любовника" одной из своих жен называются имена. Так как фамилии Садык-жизни я не знаю, то и подтверждения этой должности пока не найдено. Еще он был агентом по хлопку Саввы Морозова. В какой последовательности и в какие годы? - понятно, до революции.. Он ездил в Казань жениться на Газизе - дочери Исмаила Махмудова[15]. У него была сестра Хожар [АК: с ее дочерью Сагадат я пересекался в детстве] и брат Зайнулла.
Дети Газизы и Садык-джизни жили в Душанбе: 1. Разия, 2. Галия и три брата - Рашид, Вахид, Рауф.

Иван Дмитриевич Ахматов..
Айдын Гударзи-Наджафов "Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович, 1850 — 1918 годы ", 2018, стр.77-78
В марте 1914 года в жизни Николая Константиновича произошло ещё одно, глубоко огорчившее его событие. В Ташкентский военный госпиталь был помещён Иван Дмитриевич Ахматов - друг, художник-реставратор и многолетний смотритель коллекции художественных произведений ташкентсого Двоца. Поставленный ему врачебный диагноз константировал "злокачественную опухоль входа желудка". В ночь с 29 на 30 марта он скончался. С кончиной художника "канули в Вечность" тайны многих шедевров живописи и предметов искусства, приобретённых великим князем, в том числе и в Туркестанский период его жизни. Детей у Ахматовых не было. Его вдову Наталью Ахматову оставили жить во флигеле рядом с ташкентским Дворцом. Нового постоянного смотрителя для своей художественной коллекции великий князь так и не подобрал.

Старый город 1914

газета «Садои Туркистон» ..

Махмуд Будайли 19 лет
.. работал корректором в типографии Троицка ..
и
Рауф Музаффарзода 25 лет
.. родился в Симбирской губернии ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.241
В 1914 году он был направлен в Туркестан для работы корреспондентом этого журнала. Был арестован за критическую статью, которую опубликовал статьи в газете «Садаи Туркестан».
Он был спасен от наказания вмешательством своих турецких коллег. М. Будайли уехал из Ташкента в город Туркестан ..
Далее о нем:
г.Туркестан 1914
Р. Музаффаров начал работать в газете «Садои Туркистон», стал главным редактором издания, журналистом, опубликовал более 40 статей в «Садои Туркистон». В своих статьях он поднимал острые темы: акцентировал внимание на развитии культуры народов Туркестана, проблемах молодежи. Практически в каждом номере «Садои Туркистон» Р. Музаффаров продвигал идею преодоления упадка народов Туркестана, выражал желание увидеть их среди передовых наций мира. По его мнению, модернизация жизни туркестанского народа при сохранении национального своеобразия есть признак цивилизации. Примером тому могут служить статьи о языке и орфографии в рубриках «Чего ожидает нация?», «Национальная жизнь и мусульмане Туркестана», «Культура и мы», «Культурный процесс и наша национальная история», «Религия находится в гармонии с нацией». Основная идея его публикаций сосредоточена на развитии культуры туркестанских мусульман, необходимости решения существующих проблем в соответствии с мнением таких просветителей региона, как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлани, Мунаввар Кари Абдурашидханов, стремившихся видеть туркестанцев в числе развитых народов. Р. Музаффаров писал: «Где наша наука, где наша духовность, где наша культура? Мы не знаем и не понимаем. Мы даже не хотим понимать. Таким образом, мы оставляем в стороне ислам… и принимаем невежество и отсутствие культуры, которые являются врагами религии и человечества»¹.
¹ Мустафаева Н. Рауф Музаффарзоданинг «Садои Туркистон» са.ифаларидаги маданий тара..иётга оид ма.олалари // Миллий матбуотимизнинг икки дурдонаси. Тошкент: Mumtoz so‘z, 2015. Б. 58–59.
В статье «Лестница культуры» Р. Музаффаров описал постепенное развитие культуры: «Ни один народ в мире не овладел всей культурой ХХ века одномоментно, каждый из них развивался постепенно». В статье «Национальная жизнь и мусульмане Туркестана» указывал, что «молодежь должна сыграть важную роль [в прогрессе]», а также говорил о «необходимости развития периодической печати в Туркестане». Радовался, что газеты и журналы привлекают к работе талантливых профессионалов, но при этом сетовал на их безразличие к социокультурным процессам: «Пока туркестанская молодежь легкомысленна и бездушна… Поклонников национального языка, национальной литературы и прессы немного. Даже если бы только один человек из ста тысяч оценил это, ситуация для туркестанских мусульман была бы немного оптимистичнее»¹.
¹ Мустафаева Н. Рауф Музаффарзоданинг «Садои Туркистон» са.ифаларидаги маданий тара..иётга оид ма.олалари. Б. 60–61.
Татары трудились в Туркестане очень активно: работали в прессе, типографиях, издательствах, непосредственно формируя культурную и образовательную среду в стране. Например, по словам Р. Музаффарова, в Туркестане «предпринимаются важные шаги для достижения высокого уровня культуры нации… наука – это обращение к прессе, театру, обществам, издательствам и, самое главное, к истории, роль исторической науки несравнима в совершенствовании человека и в управлении обществом», что «она рассматривает историю культуры как связь с историей нации и общества»².
² Там же. Б. 61.

Старый город 1914

Татарские школы ..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.246-247 ..
..
17 Сайфульмулюкова 1914 Ташкент, Старый город –
..

Ташкент 1914

Театральная активность ..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.127..
.. в 1913 И. Кудашев-Ашказарский организовал татарскую театральную труппу ..
.. Для ее усиления в 1914 году были приглашены известные татарские режиссеры Заки Баязидский и Мустафа Мансуров1.
1 Махмутов М., Илялова И., Гиззат Б. Октябрьг. кад.рге татар театры. Казань: Татарстан китап н.шрияты, 1988. Б. 158; Илялова И. Межнациональные связи татарского театра. Казань: Татарское книжное издательство, 1985. С. 66.
.. в 1912 был Струнный оркестр ..
С 5 июня 1914 года в городе Ташкенте под руководством Мустафы Мансурова началась работа в татарском музыкальном кружке. Однако, поскольку социальных предпосылок для развития этого кружка было недостаточно, он был вынужден в короткие сроки прекратить свою деятельность3.
3 НА РУз. Ф. И. 461. Оп. 1. Д. 1470. Л. 106об.
Наряду со своей работой в татарской труппе они также координировали деятельность театральной труппы «Турон» («Туран»)2, которая в основном состояла из узбекской молодежи. В 1914 году «Турон» под руководством татарских режиссеров Мухаммадьярова и Заки Баязидского поставила пьесы «Туй» («Свадьба») и «Стамбул»3.
2 В конце 1913 года узбекский просветитель Абдулла Авлани основал театральную труппу “Туран”. См.: .осимов Б. Миллий уй.ониш. Б. 247.
3 Ризаев Ш. Са.на маънавияти. Ташкент: Маънавият, 2000. Б. 89.
из "Махмудходжа Бехбуди" (Л.Козлова Письма о Ташкенте)
Гафаров Н. У. "Вклад джадидов в зарождение национальной драматургии и развитие театра в Средней Азии"

27 февраля 1914 г. в Ташкенте в здании театра «Колизей» состоялась церемония официального открытия первого национального театра. Открывая занавес театра, Мунаввар- Кары Абдурашидханов сказал: «Всем нам известно, что до сих пор не было театра на родном языке. Слово «театр» на самом деле означает помещение, где преподносят «урок жизни», назидание или «школу великих». Сцена театра похожа на зеркальную комнату, где со всех сторон отражаются положительные и отрицательные стороны каждого, кто входит в нее, где каждый видит свои достоинства и недостатки и извлекает из них должные уроки».

Затем труппой «Турон» был поставлен прошедший с большим успехом спектакль по пьесе М. Бехбуди «Падаркуш». Один из энтузиастов первой национальной театральной труппы в Средней Азии джадидский поэт Тавалло специально написал стихи, посвященные этому событию.

Ташкент 1914 сентябрь-декабрь
Парень в пенсне,
Назиров,
Ибрагим Якубов..
=Коллекция Рафаэля=
арх-Якубовой Марьям;
1914-09-07_Tashkent_Iakubov,Nazirov_c92(99)

[рус]
На добрую память Ибрагиму Якубову.

Комм=КР=: Ташкент. слева: 1 - Исхак Якубов, 2 - И.. Назиров, 3 - Г.. Мусул.., 4 - ?)

* Назиров справа

1914-09-07_Nazirov_n79
[надпись]
На добрую и вечную память дорогому другу Ибрагиму Исмагиловичу Якубову 1914 года 7го сентября. Назиров.
1914-09-30_Tashkent_paren'_v_pensne
[надпись тюрк-араб] .. 1914 снтАбр 30 ..
1914-12-18_Tashkent_I_Nazirov
[открытка] 1890
[рус]
Когда бы могъ весь свЬтъ узнать
Что жизнь съ надеждами мечтами
Не что иное какъ тетрадь
Съ давно известными стихами

[подпись] И. Назир_
[тюрк-араб].. Ташкн 18нчи дкабр 1914нчи илли.

пригород Ташкента 1914-15
Минарет в ЗангиАте..
Энциклопедия Татары Узбекистана
.. Расположен в центре двора, перед мечетью намазгох. Минарет построен на средства татарского общества Ташкента. Единственное в своём роде сооружение подобного типа эпохи дореволюционного Туркестна. Его своеобразие заключается в форме, не характерной для минаретов, возведенных на территории Узбекистана. Надпись над входом свидетельствует о том, что минарет построен в 1914-15. По композиции - трехярусная постройка: высокая восьмигранная призма в основании, уилиндрический ствол, отделанный горизонтальными членениями - выступами от нижней, расширенной, и верхней, чуть суженной и тоже граненной, частей. Верхнее звено минарета завершено кирпичным карнизом, выполненным в эклектическом стиле. Образовавшаяся наверху этой башни площадка огорожена металлической решёткой из вертикальных стержней, вдоль которой можно обойти восьмигранный фонарь с узкими арочными проёмами в каждой грани, предназначенной для возглашения призыва на молитву. Фонарь перекрыт высокой остроконечной шатровой кровлей, увенчанной двухступенчатым металлическим навершием "кубба" с полумесяцем в зените. Большой вынос козырька над ротондой придает кровле сходство с китайскими пагодами. Минарет выстроен из прямоугольного европейского кирпича (26 х13 х6,5 см) с расшивкой швов кладки в облицовочном, лишенном штукатурки, слое. В начале 2000-х гг. в ходе масштабной реконструкции мусульманского комплекса минарет был разрушен.

Ташкент 1914..15
АбуБакир Диваев 59..60 лет
и
Ахметзаки Валиди 24..25 лет
.. экспедиция от Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете для поиска рукописей (окт.1913-апр-1914 и июль-1914 в Карши) ..
из беседы корреспондента агентства БашИнформ в 2005 году с профессором Башкирского государственного педагогического университета, доктором филологических наук Рашитом Шакуровым
Диваев пользовался большим авторитетом среди своих коллег, к нему тянулись и земляки, волею судьбы оказавшиеся вдали от родных мест. В известном сочинении «Воспоминания» Ахметзаки Валиди есть интересные сведения, касающиеся его встреч с Абубакиром Диваевым во время научной командировки в Туркестан в 1914 году. Вот что он пишет:
«За время поездки в Ташкент, Фергану, Самарканд и Бухару я приобрел немало новых друзей. Многие из них стали опорой в моей работе по исследованию истории культуры Туркестана, а затем и политической деятельности в этих краях. О дружбе с ними по сей день сохранились у меня самые теплые воспоминания. Один из них, офицер русской армии, полковник, башкир по происхождению Абубакир Диваев опубликовал немало ценных работ, посвященных этнографии казахского и киргизского народов.
Он познакомил меня также с офицером башкиром Кусюковым и татарином генералом Еникеевым, в Самарканде — с киргизским генералом Колчановым и Мирбадалевым, башкиром Акимбетовым. Куда бы я ни приезжал, всюду меня опережали рекомендательные письма достопочтенного Абубакира, по-доброму представлявшие меня здешним людям».
Еще Валиди встречался с Пулатом Салиевым будущим председателем Института просвещения Узбекистана с которым он поддерживал контакты, но это плохо отразилось на судьбе Салиева. .. см. «1925 народное образование»
из Он сохранил духовное богатство многих народов (К 160-летию со дня рождения Абубакира Диваева) УФА, 6 дек 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/
.. Позже в газете «Тормош» («Жизнь») Валидов опубликовал две статьи, где дал высокую оценку научной деятельности ученого, особенно восхищался он прекрасными переводами Абубакира Диваева фольклорных произведений на русский язык. В 1915 году в русских научных кругах Туркестана состоялись торжества в связи с 60-летним юбилеем Абубакира Диваева. Туркестанский кружок любителей археологии в связи с этим событием провел специальное торжественное собрание. В 1915 Диваев опубликовал в Туркестанском вестнике рецензию на книгу Валиди «Краткая история Тюрков-Татар (рец.)». — ТВ, 1915, № 46.
из Мухамет Мурзабулатов (канд.ист.наук) — «Выдающийся ученый Абубакир Диваев»
В 1915 г. востоковеды России широко отмечали 25-летие научной деятельности Абубакира Диваева, которого поздравили член Петербургской АН В.В.Бартольд, академик Петербургской АН, расшифровавший орхоно-енисейские надписи В.В.Радлов, академик А.Н.Самойлович. Двумя газетными статьями откликнулся на юбилей своего земляка и Ахмет-Заки Валиди. В статье «К двадцатипятилетию деятельности ученого — выходца из Уфы» он дал подробный анализ трудов А. Диваева и заключил:

«Наш уфимский башкирский мирза, господин Абубакир прекрасно знает дух и душу нашего народа. Он любит свой народ, он знает, любит его хорошие стороны. Мы надеемся, что наш почтенный этнограф будет долго жить и о нем узнают все».

К сожалению, в последнем наш великий земляк ошибся: на родине Абубакира Диваева и сегодня мало кто знает.
В другой статье Ахмет-Заки Валиди довольно подробно описывает торжества в русских научных кругах по случаю юбилея Абубакира Диваева и дает высокую оценку его изысканиям по этнографии киргизского и казахского народов. Абубакира Диваева он считал таким же видным ученым-ориенталистом («…опубликовал немало ценных работ, посвященных этнографии казахского и киргизского народов»), как уже упомянутых академиков В.В.Бартольда, А.Н.Самойловича, академика В.А.Гордлевского и ректора Туркестанского восточного института профессора А.Э.Шмидта. А между тем у Абубакира Диваева не было классического высшего образования.

С годами здоровье Абубакира Диваева ухудшалось. Еще в 1915 г. академик В.А.Гордлевский писал:

«…перо вываливается у него из рук; и дай Бог, чтобы А.А.Диваев окреп и продолжал печатание материалов из обильного своего запаса. Это искреннее, задушевное желание многочисленных друзей и товарищей, трудящихся на ниве этнографии».

Ташкент 1915

Театральная активность ..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.127..
В 1915 году 18 января, в день Мавлид, как подарок населению Туркестана татарская театральная труппа и татарские женщины организовали мероприятие «Будущее детей». Судя по тому, как хорошо и достойно дети держали себя на сцене, они получили хорошее образование в татарских школах Ташкента.

На сцене был показан спектакль «Мавлудин Набий» («День рождения пророка Мухаммада»), в котором самым юным участником был 5-летний мальчик.

Несколько татарских учителей из Туркестана посетили это мероприятие3.
3 Тошканд хабарлари // Садои Туркистон. 1915. 15 январь.
* Скорее всего, имелось ввиду, что учителя из города Туркестана..
из статьи Тулякова 1926 года
Из-за начавшейся в Европе войны много молодежи отправляется на фронт, а руководителя «Чишмы» Мустафу Мансурова призывают на фронт в самом начале 1915 года. Поэтому «Чишма» распадается.
из "Махмудходжа Бехбуди" (Л.Козлова Письма о Ташкенте)
Гафаров Н. У. "Вклад джадидов в зарождение национальной драматургии и развитие театра в Средней Азии"
.. Репертуар театра «Турон» постоянно обогащался оригинальными и переводными произведениями, повышался творческий потенциал актёров. Джадидская труппа в 1915 году поставила спектакли «Отравленная жизнь» Хамзы Хакимзаде Ниязи, «Несчастный жених» Абдуллы Кодыри и «Дрема» Абдуллы Авлони. .. В 1915 театр стал называться «Туркестан» и выехал на гастроли по городам края. За шестилетнее существование джадидского театра было создано около 25 спектаклей, в которых нашли отражение различные жизненные проблемы".

.. Для совершенствования деятельности этой труппы на протяжении 1914 -1916 годов главными режиссёрами здесь работали азербайджанец Алиаскар Аскаров и татарин Заки Боязидский.

.. Театральные представления джадидов вызывали в среде реакционных кругов духовенства особенную ярость, и артистов, и зрителей весьма нередко клеймили позорным словом "макрух", т.е. отвратительные, нечистые. Местные верхи также пренебрежительно относились к театральным представлениям, отождествляя их с забавами шутов - масхарабозов, и игру на сцене считали делом зазорным.

Ташкент 1915
Чайхана от татар..
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 37 ЖУРНАЛ ВЫХОДИТ ДВА РАЗА В ГОД Основан в 2005 году САМАРКАНД 2024 А. Б. ДЖУМАЕВ ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУРКЕСТАНСКОГО КРАЯ И СОВЕТСКОГО УЗБЕКИСТАНА (начало ХХ века – конец 1950-х гг.) стр.71
.. Но уже скоро чайхана с ее непременным дутаром приобрела нарицательное значение как «предмет» бездумного и бесполезного увлечения, как место, где впустую тратится время. Один из читателей обратился к редактору мусульманского журнала «Ал-Ислах»: «Взяли мы пример с наших татарских друзей, – не имея достаточно времени, проводим нашу жизнь с чайником чая в чайханах» (Айагузи 1915: 221).
Айагузи 1915 – Саййах Сабирджан Айагузи. Хурматлу муҳаррир афанди! // Мусульманский журнал «ал-Ислах», 1915, дж. 1, № 7. С. 220–221 (на тюрки-узб. яз.)
* В статье Джумаева кроме чайхан где практиковалось музицирование упоминаются и бузхона.. .. Универсальным же очагом, не имевшим каких-либо ограничений и бывшим в постоянном пользовании в городах и сельской местности, на территории махаллей и на базарах, являлась чайхана – излюбленное место отдыха и развлечений у мужского мусульманского населения Туркестана26.
26 Противоположность чайхане составляла бузахана (бўзахона) – заведение, где употреблялась буза – местная разновидность спиртного напитка. Здесь посетитель мог пригласить музыканта для исполнения музыки по его желанию. Это подтверждает рассказ о слушании игры дутариста в бузахане Атабеком – героем романа Абдуллы Кадыри «Минувшие дни» («Ўтган кунлар», глава «Наво куйи») (см.: Қодирий 1925: 100–105; Қодирий 1980: 205–207)
* Вообще-то народ не различал эти заведения, считалось, что в чайханах и курят анашу и играют в карты.. конечно, были разные, но вообще, такие места были универсальными - вроде гостиниц где можно было переночевать, заказать еду, задать вопросы и рассказать о себе..

Ташкент 1915
Яхины
=Коллекция-Рафаэля=
арх-Терегуловы-Яхины-Саиновы-69;
1915app_Tashkent_semiia_Iahinyh_c195(219)

комм=КР=:
Слева — Усман, Багаутдин, Фарида, Якуб (стоит), бабушка, Амина (стоит), мать, Ильяс, Сулейман

* 1915 по:
слева Госман (Усман) выглядит на 8 лет (1907гр)
Фариде - 16 лет (1899гр),
Якуб выглядит на 15 лет (1900гр),
Амине - 22 года (1893гр)

1910-s_Amina_Iahina_c94(101)

* в 1913 Амина на фото студентов с Гаязом Исхаки..

* мать - Бибирәхимә Галим хаҗи кызы Камилә Габдрахман кызы Булатова
* отец - участковый пристав Баһаветдин Гыйсмәтулла улы Яхин
* Мадина в 1905 умерла (1896г.р.)

Ташкент 1915 август
Ибрагим Якубов
и
МахиНур Бахтиярова
=Коллекция Рафаэля=
1915-09-27_Tashkent_Ibragim_Iakubov+MahiNur_Bahtiiarova_c31(32)
арх-Якубовой Марьям;
[надпись на обороте - тюрк]
Любимому брату Исхаку дарим в память нашей свадьбы 6 августа. ибрагим (Исмагил-у) Якубов, махиНур Бахтиярова. Снялись 27 сент 1915 года Ташкент.

Ташкент 1915 октябрь
Исторический клуб..
=Коллекция-Рафаэля=
1915-10-22_Tashkent_Istoricheskii_klub_c18
арх-Ахтямовы-Фатахутдиновы
Комм=КР=:
22.10.1915
Справа
1. Муса Бигиев (или его брат?),
2. ХабибРахман ГарифУлла-улы Файзи - отец Фавзии Фавзи,
3. в форме АбуБакир Диваев - тюрколог,
4. (Акчурин или Кудашев?),
5. Пулат Салиев (Астрахань) - ученый-тюрколог,
6. братишка Файзи (потом жил в Крыму, ?Хади)
из Татарской энциклопедии 1-т:
Акчурин Алимджан Калимуллович (1895..) ..
.. в 1910-12 обучался в медресе "Касимия" (Казань), участвовал в движении шакирдов.
В 1914-15 работал в Туркестане на хлопкоочистительном з-де.
С 1915 в рос.армии..
.. Автор лирических стихов, опубл. в 1913-16 в ж. "Сююмбике", "Шура", газ. "Юлдуз"..
.. в 1917-18 чл. рев. трибунала в Бухаре ..

Ташкент 1915 октябрь
Ташкентские девушки..
=Коллекция-Рафаэля=
1915-10-23_Tashkent_Galima_Ahtiamova-Faizi_c147(162)
арх-Ахтямовы-Фатахутдиновы

Справа - Галия Ахтямова[127]-Файзи[129].
* вышла замуж за ХабибРахмана Файзи в 1912.

Комм=КР=:
преподавала в Маржани-медресе (Ташкент)

Ташкент 1915
Нуретдин СейфульМулюков[91]
и
Сарвар Исмаил Якубов кызы..
=Коллекция Рафаэля=
1915-11-21_dva_soldata
арх-Якубовой Марьям;
* Такая же открытка, только без текста в казанском архиве Юнисова
1915app_Nuretdin_Seiful'Muliukov_n129
арх-Якубовой Марьям
1915app_Tashkent_Nuretdin_Seiful'Muliukov_Sarvar_Iakubova
арх-Якубовой Марьям
* Слева, возможно, брат Нуретдина.
В том же составе фото в Ташкент 1911
* Есть еще Галимзян Сейфульмулюков из Ташкента который учится в Университете Вальпараисо

Ташкент 1915..16
Сахиб-Гирей Еникеев
59..60 лет
.. В 1914 году участвовал в IV Всероссийском съезде мусульман, который проходил в Санкт-Петербурге с 15 по 25 июня. ..
из "ЕНИКЕЕВ Сахиб-Гирей"

В 04.1915 призван по мобилизации в Армию и назначен Командиром Ташкентской караульной дружины;

с 29.09.1915 — Дружина переименована в Ташкентскую дружину государственного ополчения 40-й Бригады государственного ополчения.

с 11.08.1916 — командирован в Штаб ТуркВО;

с 23.08.1916 — в распоряжении Командующего ТуркВО с прикомандированием к управлению Ташкентского уезда.

Бигишевы
Урмановы
=Коллекция Рафаэля=
1916-01-27_Nazihat_Bigisheva-Urmanova_n41
[надпись на обороте - тюрк]
1916 январь 27 Радость моих глаз! Посылаю эту карточку чтобы вспоминать вместе проведенное время. 1916 март 10. Назихат
[шарик-ручка,кир]
Бигишева Урманова.

Ташкент 1916 январь
клуб "Приказчиклар" и
музыкально-драматическая группа «Чулпан»..
А. Расулов, А. Исокбоев, Д. Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века Казань 2021 стр.132
8 января 1916 года в клубе «Приказчиклар» города Ташкента по случаю праздника Мавлида труппа татарского театра организовала театральный вечер из двух актов для учащихся русско-татарской школы. Первый акт был рассчитан на детей, а второй – на взрослых.
Была поставлена комедия З. Поздняковой «Старая замужняя брюнетка» («Кари, корагидан келган турмушга чиккан аёл»). После литературного отделения татарские женщины организовали почтовую игру и чайный столик.
Вечер посетили Гатаулла Хусаинов и Темирша Соловьев из Оренбурга. Г. Хусаинов, в дополнение к благотворительным деньгам, собранным в конце вечера, также передал 50 рублей со своего собственного счета.
В конце января того же года планировалось поставить на сцене пьесу татарской молодежи «Масх.рл.нг.н ханым» («Осмеянная дама»)1.
1 Мухбирлардан // Ва.т. 1916. 20 январь.
из статьи Тулякова 1926 года
.. Оставшаяся молодежь вновь собралась в начале 1916 года и организовала музыкально-драматическую группу «Чулпан». Но представители привелегированных желая управлять мешают с помощью пляшущих под их дудку приказчиков, стараются разогнать, свалить с ног молодежь. Пытаются сделать постановки с помощью дворянских дочек, даже не знающих как следует татарский язык, и с помощью случайных лиц. Народ настраивают против молодежи, стараются расколоть часть ташкентцев на две группы. Когда молодежь намечает постановку они, чтоб навредить, ставят свою в тот же день, в другом месте или на день раньше. Но несмотря ни на что молодежь продолжает свое дело, не унывает при некоторых неудачах. Из их среды появляются видные театральные деятели продолжающие «тянуть свой воз» — татарский театр. До февральской революции существовал фронт постоянной борьбы между молодежью и баями. В то время как в Центральной России деятелям татарского театра приходилось бороться с противоборствующими религиозными деятелями в Ташкенте приходилось бороться за то, чтобы татарский театр сделать народным, бороться против генералов и баев которые хотели чтоб театр служил их интересам, бороться за то, чтоб театр сделать трибуной дающей народу культуру и вести это дело. .. Не лишним будет сказать несколько слов о том какое место занимал татарский театр в Средней Азии, в частности в Ташкенте. Татарский театр воспитывал в народе понимание высшего искусства, театральная сцена служила внедрению культуры в народе, служила трибуной культуры. Кроме того, театр собирал ежедневно в одно место приехавших из разных городов России людей разных профессий, живущих разрозненно (особенно после революции). Театр давал возможность собираться, знакомиться, поговорить хоть один вечер народу. Театр давал возможность разрозненный народ сделать единым обществом. Театр стал Каабой, майданом, собирающем людей вместе. Это благородное дело. В Средней Азии татарскому обществу театр служил и материальной поддержкой. Особенно при старой русской власти татары чувствовали себя пришельцами. При открытой с тысячами трудностей школе была и маленькая библиотека, чтоб работали эти школа и библиотека, обеспечить учебу детей бедняков, платить жалование учителям отдельного бюджета не было. Татарский театр обеспечивал эти учреждения. Любители театра в пользу школы, опекаемых учреждений организовывали литературные вечера, восточные вечера, организовывали сбор денег. Единственная в 1914-15 годах татарская школа обеспечивалась этими деньгами от театра. И после революции театр продолжал идти тем же путем. Это вот короткая история деятельности татарского театра в Средней Азии, в частности в Ташкенте.

Ташкент 1916 январь-апрель
АО Зальма Ю.Юнусову
арх-Юнисова
* лицевые стороны открыток показаны в Казань 1916
1916-01-04_AO_Zalma_Iunusovu
[рус]
Ташкенть Чимкентская фабрика Аксiонерного Общества Л. А. Зальмь
перед. Г-ну. Ю. Юнусову

[тюрк-араб]
..
1916-02-19_AO_Zalma_Iunusovu
[рус]
Чимкентская фаб. Аксiонерного Общес. Л. А. Зальма. перед.
г-ну. Ю. Юнусову Въ ТашкентЬ

[тюрк-араб]
..
1916-04-03_AO_Zalma_Iunusovu
[рус]
Администрацию Л. А. Зальма. г-ну Гольдбергу про..
перед. г-ну. Ю. Юнусову Въ ТашкентЬ

[тюрк-араб]
..

Ташкент 1916 лето
из "1914..16 чиновники и военные" (2024)
Летом вышло Высочайшее повеление о призыве на окопные работы.. вроде мелочь, но это был последний гвоздь или последняя капля потопившая Империю. Туземное население Туркестана не брали в армию и формулировка «призыв» была воспринята как нарушение старых договоренностей, хотя по сути это был простой найм гастарбайтеров и местами он так и проходил — спокойно, в деловой обстановке. Но в Семиречье остались охранять границу казаки-семиреки и от нечего делать совместно с куркулями-переселенцами они решили урвать под шумок побольше землицы. А в Киргизии земля только в долинах и там проходят перегонные пути кара-киргизов.. вобщем, население в ужасе побежало в Китай (как в Газе пытались бежать в Египет) и на перевале куча народа померзло. Потом была комиссия во главе с выпускником ташкентской гимназии Федей Керенским. Потом, была речь в Думе и так как он был великолепный оратор, все поняли, что царизму конец.. Да здравствует Демократия.. а также развал всего.. но это уже в 1917.. Подробное исследование этого безобразия провел Владимир Шварц, готовится книга, а пока части можно прочитать на сайте daniyarov.kg
Я тоже поучаствовал в этих исследованиях просматривая ташкентские архивы Туркестанского розыскного охранного отдела. Вот для примера некоторые дела по этой теме..
2022-10-05 ф461 оп1
д.1886 1916 747л О привлечении местого населения Туркестанского края к тыловым работам.
д.1887 1916 641л О волнениях и мятежах в Туркестанском крае среди местого населения в связи….
д.1888 1916 202л О причинах и последствиях мятежа местного населения в связи с отправкой на тыловые работы.
д.1888а 1916 84л О волнениях и мятежах местого населения края в связи с отправкой его на тыловые работы.
д.1946 1916 15л Об отстранении от должности штабс-ротмистра Поротькова и прапорщика Орбелова за злоупотребление властью.
«Путеводитель по городу Ташкенту» 1937, Таш.Краснознамен.Совет Р.Д. и К.д. стр.10-14..
.. Памятны кровавые события на ул.Алмазар в 1916 г., когда местное население вышло с протестом против набора «туземцев» на тыловые работы. Возможно с тех событий револьвер которым вооружались жандармы стали называть «вай-вайка», т.е штучка при виде которой все начинают кричать «вай-дод, убивают!»

Ташкент 1916 июль
спектакль в театре "Колизей"
по рассказу Гаяза Исхаки "Учитель"..
=Коллекция Рафаэля=
1916-07-19_Tashkent_afisha_spektaklia_n172-173
напечатано на шелке
В связи с годовщиной Великого Бобура во вторник второго числа (гбд ннг)
19 июля 1916 года в театре Колизей
Артистами любителями ташкентского мусульманского театра будет исполнение на татарском языке
ПРОГРАММА спектакля
С этой игры полученный доход отдадут «русско-татарской школе» нашего города на зрелище ставится драма из пяти актов (занавесей)
УЧИТЕЛЬ произведение Мхмд Гиаз Исхаки
Исполнители:
1 — Салих — учитель аула, взявшийся служить народу … Исмагил Урмани
2 — человек — аульский мужик … К.Рхмт
3 — старуха — приходящая лечить заговорами … Г.Калмашски
4 — мужик — отец мальчика, который учится в школе … Нг.Рфикф
5 — парень — настоящий аульский бай, завсегдатай компаний … М.Тжалдинф
6 — Закир — умный мужик, приходящий к Салиху … Нг.Кхарф
7 — Аби — старуха, пришедшая к Салиху по поводу свадьбы обеспечить угощение … Г.Калмашски
8 — парни \ приходящие забрать жениха
9 — \
10 — \
11 — Вахд — один знакомый Салиха, (анг гнянрбаш) М.Таджалдинф
12 — Мугия — невеста Салиха, деревенская девушка лишенная воспитания … С. Туташ Исмагилфа
13 — Марфуга — старуха разносящая разговоры … Г.Калмашски
14 — (Хижалхиан) — мать Мугии … М.Ханм Ташкндская
15 — Фадл — один из ближайших друзей Салиха … Нг.Рфикф
ПАРНИ, ПОДРОСТКИ, ДЕТИ
1 — Струнный оркестр под управлением Якубова будет исполнять нижеперечисленные наши национальные мелодии
1 — Пусть стоит, мое дитя, этот город
2 — Времена
3 — Алмата
4 — Погасшее желание
После этого до 2 часов ночи танцы, будут (упучта) игры с конфетти и серпантином.
Пуфит: эта часть приготовлена со стороны наших уважаемых мужчин и женщин.
Деньги полученные от этого будут до копейки отданы школе.
Игра начнется точно в восемь с половиной часов.
После второго званука садиться на свое место запрещается.
Рижиссур: Исмагил Урманф Суфилур Бастати
Ведущий мероприятия: А.НугаиБкф
—————Типогр.Канц.Г.-Губерн.

Дюзиевы
=Коллекция Рафаэля=
1916-08-03_AbdRahman_Diuziev
арх-Яушевых
[надпись на обороте - рус]
На добрую Память
Шакирзяну ГалЬевичу Г=ну Яушеву
Отъ Абдрахмана ДюзЬева
1916 г. Августа 3 дня

АбуБакир Диваев
61 год
=Коллекция Рафаэля=
1916-08-12_polkovnik_AbuBakir_Divaev_n252(263)
арх-Ахтямовы-Фатахутдиновы;
[надпись на обороте - рус:]
Абубакир Дебаев
Кадыр эфенди
Фатыма ханым
Диваев Абубакир
ибн Ахмеджан
[тюрк-араб:]
Дорогому Кадир-афанды и Фатма-хоним от господина Абу Бкр б. АхмадЖан Диваев на память. 12 августа 1916

* Мхмд-Кадыр Шарип-у Рахимов и Фатима Тойчина

Ташкент 1916 август-сентябрь
Марьям Еникеева 20 лет
дочь генерала Еникеева
=Коллекция Рафаэля=
1916-08-04_Tashkent_Mariiam_Enikeeva_c5(5)
арх-Еникеевой Сагадат;
1916-09_Mariiam_Enikeeva_i_Zaharova_c162(5)
арх-Еникеевой Сагадат;
[надпись на обороте - кир.шр.]
Еникеева Марьям и .. овна Захарова, сентябрь 1916

Ташкент 1916 сентябрь
=Коллекция Рафаэля=
1916-09_Tashkent_arh-Iakubovoi_Mariam
арх-Якубовой Марьям
[надпись на обороте - турк-араб]
.. 1916 стнАбр ..

* он на фото с Нуретдином СейфульМулюковым "1915app_Tashkent_Nuretdin_Seiful'Muliukov_Sarvar_Iakubova"

Ташкент 1916
Учительницы..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.246-247..
№ Имя Год работы Город или уезд Кол-во учащихся
..
18 Ахтямова Маймуна 1916 г. Ташкент 50
..

Ташкентские джентельмены..
=Коллекция Рафаэля=
1916-12-18_Tashkent_tat-intelligenciia_c68
арх-Шамсутдиновы-Дашкины;
[надпись на обороте - рус:]
1ряд сидят 1 — Гайса Далатказин, 2 — …
3 — Тынчеров 4 — Шайдуллин 5 — Халаф Туляков
6 — Исмаил Бурнашев.
стоят: 1 — .. 2 — Нуритддин Сайфулмулюков
3 — Ибрагим Якубов 4 — Гайса Шамсуддинов, 5 — Шамсуддинов,
6 —

[араб] 18 ну,итбр," ..1916..
[рус]Снимались 1917/6 18 декабрья
Ташкент
Стоят-слева:
1 -
2 — Нуритдин СейфульМулюков (дядя Фарида СейфульМулюкова)
3 — Иброхим Якубов — сравните фото 1915-09-27
4,5 — братья Шамсутдиновы (Комм=КР=: из рода Дашкиных, родств. вулканолога Харун Тазиева) — 5 - Вали по фото 1920-08-13
6 -
Сидят-слева:
1 — Исмаил Бурнашев
2 —
3 — Шайдуллин
4 — Тынчеров (род из Бастанова)
5 — Халаф Тюляков (писатель) — сравните фото 1919-09-19
6 — Гайса Далатказин — по фото 1927-12 НарПрос "17 - Далахмазин"
Надпись на наклейке:
5 сыновей:
1 Искандер Бухгалтер + Камалия и Мухтар сын погиб. Фавзия -> дочь Эльфира
на фото
2 Гайса пед институт преподавал Биологию
дети Ирик 2 Диляра 1 опа -> Наима и Шамил -> Аделя
3 Вали математик техникум + Сагдия сын Равил
4 Наби Зоология ТашМИ - 1 Гулька 2 Наиля Ильгиз -> Надыр Арман
5 Хаким Авиценны техникум Русский язык -> Ильяс

Ташкент 1916 декабрь
Опера в театре "Колизей"..
труппа "Туран"
и Сидги Рухулла..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века» Казань 2021, стр.132-133
Интерес населения Туркестана к татарскому театру привел к массовому посещению их спектаклей. Сотрудничество татарских театров с местными театральными труппами являлось гарантией успеха. Например, 20 декабря 1916 года в театре «Колизей» в городе Ташкенте местная труппа «Туран» поставила шестиактную оперу «Лейли и Меджнун» под руководством татарского артиста Рухуллы Сидки. Роль Меджнуна исполнил сам Рухулла Сидки. В статье отмечается, что в успешном исполнении оперы приняли участие около 50 актеров, среди которых было 8 татарских актрис1.
1 Тошканд // Ва.т. 1917. 17 январь.
Выступление прошло успешно, на нем собралось много поклонников. В конце мероприятия было отмечено, что сумма прибыли составила 2852 рубля и эти средства должны были потрачены на детей бедных узбеков, которые учились в гимназии. В свою очередь, такие выступления повысили интерес женщин местной национальности к искусству.
1916app_Sidgi_Ruhulla-artist_c223
=Коллекция Рафаэля=
[подпись-на-татар-араб-шрифт]
Посылаю барышне Сарвар привет

* Может Сарвар Якубова? Из чьего архива открытка не указано..

Ташкент
Неаттрибутированные
фото..
=Коллекция Рафаэля=
1916-07-25_Tashkent_Bulat_i_Fatyma_n39
[надпись в углу - тюрк]
На память мамочке Фатима - Булат 25.07.1916 Ташкент
1910-s_Tashkent_c145(159)
арх-Якубовой Марьям
[паспарту]
Центральная фотографiя
Ш. НЬмцовича Ташкент
1910-s_Tashkent_n52
[паспарту]
St.Nicolai a Taschkent
1910-s_Tashkent_ck18
[паспарту]
Grand prix 1903
Д.В.НАЗАРОВЪ ТАШКЕНТ


Следующая часть: Ташкент 1917..19