![]() |
Ташкент 1914..16 |
2025-09-12..17 |
Ташкент 1911..13 |
опубл.2024
из "1914..16 купцы и промышленники" |
Война подкралась незаметно.. хотя еще за 10 лет Витте (или Столыпин.. надо уточнить) предупреждал, что макроэкономика и глобальная политика идет к переделу.. известным способом.. и, прям как Сталин в 1931, так и сказал «Через 10 лет будет война». | Но царь Николай положил это письмо «под сукно».. а в 1914 объявил мобилизацию в ответ на мобилизацию своего кузена в Пруссии.. ну, вот, вроде из-за такой ерунды пришлось положить 20 млн. жителей Европы.. а может так и планировалось? Как все похоже на нынешнюю Европу.. «старперы рулят» — по словам американской журналистки Оуэн.. |
опубл.2024
из "1914..16 чиновники и военные" |
В 1914 году военные занялись своими прямыми обязанностями.. И, надо сказать, с энтузиазмом! Проявив беззаветную преданность полегли на полях кадровые офицеры и их место заняли наспех подготовленные прапорщики.. и это была уже другая армия. Элита и буржуазия на волне сверхприбылей развивала энтузиазм и милосердие. А то, что новейшая техника уничтожает миллионы прямо в окопах ни кого не волновало. |
Для крестьян это обычное дело, главное кормят от пуза (на современном фронте — 100 долларов в день капает, согласно мировым расценкам на наемников :) Но к 1917 году народ озаботился очередным перераспределением общинных земель в деревнях... |
опубл.2022
из "1914..16 политическая активность" |
Общее развитие национальных чувств в России и особенно начало 1-Мировой войны активизировало встречи национальной интеллигенции для обсужений перспектив и возможностей нац.развития в быстро изменяющемся мире .. |
Яушевы
из "1914..16 купцы и промышленники" |
В статье Цыгане, «почетные бухарцы» и российский наместник в Ташкенте — Ахмедвали Менгер о Яушевых в Туркестане даются выдержки из воспоминаний известного деятеля татарской эмиграции в Турции, мецената и исследователя Ахмедвали Менгера, опубликованной им в 1971 году. Там много нестыковок. Приведенный ниже случай, скорее всего относится к периоду начала 1-Мировой войны 1914 года когда многие татары стали оформлять бронь от призыва.. | .. В 1872 г. Ташкент присоединили к России. Руководителем был назначен весьма легкомысленный человек – князь Константин, получивший в народе прозвище “Тиле Константин”. Казанских тюрков в Ташкент не пускали, а тех, кто там жил, начали выселять. | Один из Яушевых по имени Шариф привез из Москвы красивых цыганских девушек, которые прибыли вместе с караванами, других путей тогда не было. Веселые вечеринки с участием цыганских артистов помогли склонить на свою сторону великого князя Константина. В итоге, все Яушевы, Сутушевы, Уразаевы, генеральный директор всемирно известной транспортной немецкой фирмы имени Гергора Гейни Хусаин Бурнашев, а также представители 50 татарских семей, живших в Троицке, получили звание “почётных бухарцев”. Таким образом, эти люди, проживая в России, назывались “почётными бухарцами” и пользовались такими важными привилегиями, как освобождение от воинской и ясачной повинности. .. |
![]() |
1914_arh-Iaushevyh_(SAM_8268)
[надпись чернилами тюрк-араб] |
![]() |
1910-s_Tashkent_(Iaushevy16)
[печать чернилами рус] |
Газза-па и Садык-джизни
из рассказов Сании Зарифовны Исмаиловой[15]-Камальдиновой[13] |
Садык-жизни, по воспоминаниям родственником был управляющим дворцом Великого князя. Знаменитый ташкентский Великий князь Николай Константинович взявший псевдоним Искандер совершил много великих дел в Туркестане и о нем полно воспоминаний. К сожалению, об управляющих его многочисленными хозяйствами упоминается редко. Только в истории где он закопал по горло в землю "любовника" одной из своих жен называются имена. Так как фамилии Садык-жизни я не знаю, то и подтверждения этой должности пока не найдено. |
Еще он был агентом по хлопку Саввы Морозова. В какой последовательности и в какие годы? - понятно, до революции.. Он ездил в Казань жениться на Газизе - дочери Исмаила Махмудова[15]. У него была сестра Хожар [АК: с ее дочерью Сагадат я пересекался в детстве] и брат Зайнулла. Дети Газизы и Садык-джизни жили в Душанбе: 1. Разия, 2. Галия и три брата - Рашид, Вахид, Рауф. |
Старый город 1914газета «Садои Туркистон» .. Махмуд Будайли 19 лет.. работал корректором в типографии Троицка .. и Рауф Музаффарзода 25 лет .. родился в Симбирской губернии .. Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.241 |
В 1914 году он был направлен в Туркестан для работы корреспондентом этого журнала. Был арестован за критическую статью, которую опубликовал статьи в газете «Садаи Туркестан». Он был спасен от наказания вмешательством своих турецких коллег. М. Будайли уехал из Ташкента в город Туркестан .. |
Далее о нем:г.Туркестан 1914 |
Р. Музаффаров начал работать в газете «Садои Туркистон», стал главным редактором издания, журналистом, опубликовал более 40 статей в «Садои Туркистон». В своих статьях он поднимал острые темы: акцентировал внимание на развитии культуры народов Туркестана, проблемах молодежи. Практически в каждом номере «Садои Туркистон» Р. Музаффаров продвигал идею преодоления упадка народов Туркестана, выражал желание увидеть их среди передовых наций мира. | По его мнению, модернизация жизни туркестанского народа при сохранении национального своеобразия есть признак цивилизации. Примером тому могут служить статьи о языке и орфографии в рубриках «Чего ожидает нация?», «Национальная жизнь и мусульмане Туркестана», «Культура и мы», «Культурный процесс и наша национальная история», «Религия находится в гармонии с нацией». |
Основная идея его публикаций сосредоточена на развитии культуры туркестанских мусульман, необходимости решения существующих проблем в соответствии с мнением таких просветителей региона, как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлани, Мунаввар Кари Абдурашидханов, стремившихся видеть туркестанцев в числе развитых народов. Р. Музаффаров писал: «Где наша наука, где наша духовность, где наша культура? Мы не знаем и не понимаем. Мы даже не хотим понимать. Таким образом, мы оставляем в стороне ислам… и принимаем невежество и отсутствие культуры, которые являются врагами религии и человечества»¹.
¹ Мустафаева Н. Рауф Музаффарзоданинг «Садои Туркистон» са.ифаларидаги маданий тара..иётга оид ма.олалари // Миллий матбуотимизнинг икки дурдонаси. Тошкент: Mumtoz so‘z, 2015. Б. 58–59. |
В статье «Лестница культуры» Р. Музаффаров описал постепенное развитие культуры: «Ни один народ в мире не овладел всей культурой ХХ века одномоментно, каждый из них развивался постепенно». В статье «Национальная жизнь и мусульмане Туркестана» указывал, что «молодежь должна сыграть важную роль [в прогрессе]», а также говорил о «необходимости развития периодической печати в Туркестане». Радовался, что газеты и журналы привлекают к работе талантливых профессионалов, но при этом сетовал на их безразличие к социокультурным процессам: «Пока туркестанская молодежь легкомысленна и бездушна… Поклонников национального языка, национальной литературы и прессы немного. Даже если бы только один человек из ста тысяч оценил это, ситуация для туркестанских мусульман была бы немного оптимистичнее»¹.
¹ Мустафаева Н. Рауф Музаффарзоданинг «Садои Туркистон» са.ифаларидаги маданий тара..иётга оид ма.олалари. Б. 60–61. |
Татары трудились в Туркестане очень активно: работали в прессе, типографиях, издательствах, непосредственно формируя культурную и образовательную среду в стране. Например, по словам Р. Музаффарова, в Туркестане «предпринимаются важные шаги для достижения высокого уровня культуры нации… наука – это обращение к прессе, театру, обществам, издательствам и, самое главное, к истории, роль исторической науки несравнима в совершенствовании человека и в управлении обществом», что «она рассматривает историю культуры как связь с историей нации и общества»².
² Там же. Б. 61. |
Старый город 1914Татарские школы .. |
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.246-247 ..
|
Ташкент 1914Театральная активность .. Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.127.. |
.. в 1913 И. Кудашев-Ашказарский организовал татарскую театральную труппу ..
|
Наряду со своей работой в татарской труппе они также координировали деятельность театральной труппы «Турон» («Туран»)2, которая в основном состояла из узбекской молодежи. В 1914 году «Турон» под руководством татарских режиссеров Мухаммадьярова и Заки Баязидского поставила пьесы «Туй» («Свадьба») и «Стамбул»3.
2 В конце 1913 года узбекский просветитель Абдулла Авлани основал театральную труппу “Туран”. См.: .осимов Б. Миллий уй.ониш. Б. 247.
|
из "Махмудходжа Бехбуди" (Л.Козлова Письма о Ташкенте) |
27 февраля 1914 г. в Ташкенте в здании театра «Колизей» состоялась церемония официального открытия первого национального театра. Открывая занавес театра, Мунаввар- Кары Абдурашидханов сказал: «Всем нам известно, что до сих пор не было театра на родном языке. Слово «театр» на самом деле означает помещение, где преподносят «урок жизни», назидание или «школу великих». Сцена театра похожа на зеркальную комнату, где со всех сторон отражаются положительные и отрицательные стороны каждого, кто входит в нее, где каждый видит свои достоинства и недостатки и извлекает из них должные уроки». Затем труппой «Турон» был поставлен прошедший с большим успехом спектакль по пьесе М. Бехбуди «Падаркуш». Один из энтузиастов первой национальной театральной труппы в Средней Азии джадидский поэт Тавалло специально написал стихи, посвященные этому событию. |
пригород Ташкента 1914-15Минарет в ЗангиАте..Энциклопедия Татары Узбекистана |
.. Расположен в центре двора, перед мечетью намазгох. Минарет построен на средства татарского общества Ташкента. Единственное в своём роде сооружение подобного типа эпохи дореволюционного Туркестна. Его своеобразие заключается в форме, не характерной для минаретов, возведенных на территории Узбекистана. Надпись над входом свидетельствует о том, что минарет построен в 1914-15. | По композиции - трехярусная постройка: высокая восьмигранная призма в основании, уилиндрический ствол, отделанный горизонтальными членениями - выступами от нижней, расширенной, и верхней, чуть суженной и тоже граненной, частей. Верхнее звено минарета завершено кирпичным карнизом, выполненным в эклектическом стиле. Образовавшаяся наверху этой башни площадка огорожена металлической решёткой из вертикальных стержней, вдоль которой можно обойти восьмигранный фонарь с узкими арочными проёмами в каждой грани, предназначенной для возглашения призыва на молитву. | Фонарь перекрыт высокой остроконечной шатровой кровлей, увенчанной двухступенчатым металлическим навершием "кубба" с полумесяцем в зените. Большой вынос козырька над ротондой придает кровле сходство с китайскими пагодами. Минарет выстроен из прямоугольного европейского кирпича (26 х13 х6,5 см) с расшивкой швов кладки в облицовочном, лишенном штукатурки, слое. | В начале 2000-х гг. в ходе масштабной реконструкции мусульманского комплекса минарет был разрушен. |
Ташкент 1914..15АбуБакир Диваев 59..60 лети Ахметзаки Валиди 24..25 лет .. экспедиция от Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете для поиска рукописей (окт.1913-апр-1914 и июль-1914 в Карши) .. |
из беседы корреспондента агентства БашИнформ в 2005 году с профессором Башкирского государственного педагогического университета, доктором филологических наук Рашитом Шакуровым
|
«За время поездки в Ташкент, Фергану, Самарканд и Бухару я приобрел немало новых друзей. Многие из них стали опорой в моей работе по исследованию истории культуры Туркестана, а затем и политической деятельности в этих краях. О дружбе с ними по сей день сохранились у меня самые теплые воспоминания. Один из них, офицер русской армии, полковник, башкир по происхождению Абубакир Диваев опубликовал немало ценных работ, посвященных этнографии казахского и киргизского народов. Он познакомил меня также с офицером башкиром Кусюковым и татарином генералом Еникеевым, в Самарканде — с киргизским генералом Колчановым и Мирбадалевым, башкиром Акимбетовым. Куда бы я ни приезжал, всюду меня опережали рекомендательные письма достопочтенного Абубакира, по-доброму представлявшие меня здешним людям». |
Еще Валиди встречался с Пулатом Салиевым будущим председателем Института просвещения Узбекистана с которым он поддерживал контакты, но это плохо отразилось на судьбе Салиева. .. см. «1925 народное образование» |
из Он сохранил духовное богатство многих народов (К 160-летию со дня рождения Абубакира Диваева) УФА, 6 дек 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/ |
.. Позже в газете «Тормош» («Жизнь») Валидов опубликовал две статьи, где дал высокую оценку научной деятельности ученого, особенно восхищался он прекрасными переводами Абубакира Диваева фольклорных произведений на русский язык. | В 1915 году в русских научных кругах Туркестана состоялись торжества в связи с 60-летним юбилеем Абубакира Диваева. Туркестанский кружок любителей археологии в связи с этим событием провел специальное торжественное собрание. | В 1915 Диваев опубликовал в Туркестанском вестнике рецензию на книгу Валиди «Краткая история Тюрков-Татар (рец.)». — ТВ, 1915, № 46. |
из Мухамет Мурзабулатов (канд.ист.наук) — «Выдающийся ученый Абубакир Диваев» |
В 1915 г. востоковеды России широко отмечали 25-летие научной деятельности Абубакира Диваева, которого поздравили член Петербургской АН В.В.Бартольд, академик Петербургской АН, расшифровавший орхоно-енисейские надписи В.В.Радлов, академик А.Н.Самойлович. Двумя газетными статьями откликнулся на юбилей своего земляка и Ахмет-Заки Валиди. В статье «К двадцатипятилетию деятельности ученого — выходца из Уфы» он дал подробный анализ трудов А. Диваева и заключил: |
«Наш уфимский башкирский мирза, господин Абубакир прекрасно знает дух и душу нашего народа. Он любит свой народ, он знает, любит его хорошие стороны. Мы надеемся, что наш почтенный этнограф будет долго жить и о нем узнают все». К сожалению, в последнем наш великий земляк ошибся: на родине Абубакира Диваева и сегодня мало кто знает. |
В другой статье Ахмет-Заки Валиди довольно подробно описывает торжества в русских научных кругах по случаю юбилея Абубакира Диваева и дает высокую оценку его изысканиям по этнографии киргизского и казахского народов. Абубакира Диваева он считал таким же видным ученым-ориенталистом («…опубликовал немало ценных работ, посвященных этнографии казахского и киргизского народов»), как уже упомянутых академиков В.В.Бартольда, А.Н.Самойловича, академика В.А.Гордлевского и ректора Туркестанского восточного института профессора А.Э.Шмидта. А между тем у Абубакира Диваева не было классического высшего образования. |
С годами здоровье Абубакира Диваева ухудшалось. Еще в 1915 г. академик В.А.Гордлевский писал: «…перо вываливается у него из рук; и дай Бог, чтобы А.А.Диваев окреп и продолжал печатание материалов из обильного своего запаса. Это искреннее, задушевное желание многочисленных друзей и товарищей, трудящихся на ниве этнографии». |
Ташкент 1915Театральная активность .. Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.127.. |
В 1915 году 18 января, в день Мавлид, как подарок населению Туркестана татарская театральная труппа и татарские женщины организовали мероприятие «Будущее детей». Судя по тому, как хорошо и достойно дети держали себя на сцене, они получили хорошее образование в татарских школах Ташкента.
На сцене был показан спектакль «Мавлудин Набий» («День рождения пророка Мухаммада»), в котором самым юным участником был 5-летний мальчик. Несколько татарских учителей из Туркестана посетили это мероприятие3.3 Тошканд хабарлари // Садои Туркистон. 1915. 15 январь. |
* Скорее всего, имелось ввиду, что учителя из города Туркестана..
из статьи Тулякова 1926 года |
Из-за начавшейся в Европе войны много молодежи отправляется на фронт, а руководителя «Чишмы» Мустафу Мансурова призывают на фронт в самом начале 1915 года. Поэтому «Чишма» распадается. |
из "Махмудходжа Бехбуди" (Л.Козлова Письма о Ташкенте) |
.. Репертуар театра «Турон» постоянно обогащался оригинальными и переводными произведениями, повышался творческий потенциал актёров. Джадидская труппа в 1915 году поставила спектакли «Отравленная жизнь» Хамзы Хакимзаде Ниязи, «Несчастный жених» Абдуллы Кодыри и «Дрема» Абдуллы Авлони. |
.. В 1915 театр стал называться «Туркестан» и выехал на гастроли по городам края. За шестилетнее существование джадидского театра было создано около 25 спектаклей, в которых нашли отражение различные жизненные проблемы".
.. Для совершенствования деятельности этой труппы на протяжении 1914 -1916 годов главными режиссёрами здесь работали азербайджанец Алиаскар Аскаров и татарин Заки Боязидский. |
.. Театральные представления джадидов вызывали в среде реакционных кругов духовенства особенную ярость, и артистов, и зрителей весьма нередко клеймили позорным словом "макрух", т.е. отвратительные, нечистые. Местные верхи также пренебрежительно относились к театральным представлениям, отождествляя их с забавами шутов - масхарабозов, и игру на сцене считали делом зазорным. |
Ташкент 1915Чайхана от татар.. |
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 37 ЖУРНАЛ ВЫХОДИТ ДВА РАЗА В ГОД Основан в 2005 году САМАРКАНД 2024 А. Б. ДЖУМАЕВ ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУРКЕСТАНСКОГО КРАЯ И СОВЕТСКОГО УЗБЕКИСТАНА (начало ХХ века – конец 1950-х гг.) стр.71 |
.. Но уже скоро чайхана с ее непременным дутаром приобрела нарицательное значение как «предмет» бездумного и бесполезного увлечения, как место, где впустую тратится время. Один из читателей обратился к редактору мусульманского журнала «Ал-Ислах»: «Взяли мы пример с наших татарских друзей, – не имея достаточно времени, проводим нашу жизнь с чайником чая в чайханах» (Айагузи 1915: 221).
Айагузи 1915 – Саййах Сабирджан Айагузи. Хурматлу муҳаррир афанди! // Мусульманский журнал «ал-Ислах», 1915, дж. 1, № 7. С. 220–221 (на тюрки-узб. яз.) |
* В статье Джумаева кроме чайхан где практиковалось музицирование упоминаются и бузхона.. |
.. Универсальным же очагом, не имевшим каких-либо ограничений и бывшим в постоянном пользовании в городах и сельской местности, на территории махаллей и на базарах, являлась чайхана – излюбленное место отдыха и развлечений у мужского мусульманского населения Туркестана26.
26 Противоположность чайхане составляла бузахана (бўзахона) – заведение, где употреблялась буза – местная разновидность спиртного напитка. Здесь посетитель мог пригласить музыканта для исполнения музыки по его желанию. Это подтверждает рассказ о слушании игры дутариста в бузахане Атабеком – героем романа Абдуллы Кадыри «Минувшие дни» («Ўтган кунлар», глава «Наво куйи») (см.: Қодирий 1925: 100–105; Қодирий 1980: 205–207) |
* Вообще-то народ не различал эти заведения, считалось, что в чайханах и курят анашу и играют в карты.. конечно, были разные, но вообще, такие места были универсальными - вроде гостиниц где можно было переночевать, заказать еду, задать вопросы и рассказать о себе.. |
Ташкент 1915Яхины=Коллекция-Рафаэля= |
![]() |
1915app_Tashkent_semiia_Iahinyh_c195(219)комм=КР=: * 1915 по: |
![]() |
1910-s_Amina_Iahina_c94(101)* в 1913 Амина на фото студентов с Гаязом Исхаки.. * мать - Бибирәхимә Галим хаҗи кызы Камилә Габдрахман кызы Булатова* отец - участковый пристав Баһаветдин Гыйсмәтулла улы Яхин * Мадина в 1905 умерла (1896г.р.) |
Ташкент 1915 октябрьИсторический клуб..=Коллекция-Рафаэля= |
![]() |
1915-10-22_Tashkent_Istoricheskii_klub_c18
Комм=КР=: |
из Татарской энциклопедии 1-т:
|
Ташкент 1915 октябрьТашкентские девушки..=Коллекция-Рафаэля= |
![]() |
1915-10-23_Tashkent_Galima_Ahtiamova-Faizi_c147(162)
|
Ташкент 1915Нуретдин СейфульМулюков[91]и Сарвар Исмаил Якубов кызы.. =Коллекция Рафаэля= |
![]() |
1915-11-21_dva_soldata
* Такая же открытка, только без текста в казанском архиве Юнисова |
![]() |
1915app_Nuretdin_Seiful'Muliukov_n129
|
![]() |
1915app_Tashkent_Nuretdin_Seiful'Muliukov_Sarvar_Iakubova
* Слева, возможно, брат Нуретдина. |
* Есть еще Галимзян Сейфульмулюков из Ташкента который учится в Университете Вальпараисо |
Ташкент 1915..16Сахиб-Гирей Еникеев59..60 лет .. В 1914 году участвовал в IV Всероссийском съезде мусульман, который проходил в Санкт-Петербурге с 15 по 25 июня. .. из "ЕНИКЕЕВ Сахиб-Гирей" |
В 04.1915 призван по мобилизации в Армию и назначен Командиром Ташкентской караульной дружины; с 29.09.1915 — Дружина переименована в Ташкентскую дружину государственного ополчения 40-й Бригады государственного ополчения. |
с 11.08.1916 — командирован в Штаб ТуркВО; с 23.08.1916 — в распоряжении Командующего ТуркВО с прикомандированием к управлению Ташкентского уезда. |
Ташкент 1916 январьклуб "Приказчиклар" имузыкально-драматическая группа «Чулпан».. А. Расулов, А. Исокбоев, Д. Насретдинова |
8 января 1916 года в клубе «Приказчиклар» города Ташкента по случаю праздника Мавлида труппа татарского театра организовала театральный вечер из двух актов для учащихся русско-татарской школы. Первый акт был рассчитан на детей, а второй – на взрослых. Была поставлена комедия З. Поздняковой «Старая замужняя брюнетка» («Кари, корагидан келган турмушга чиккан аёл»). После литературного отделения татарские женщины организовали почтовую игру и чайный столик. Вечер посетили Гатаулла Хусаинов и Темирша Соловьев из Оренбурга. Г. Хусаинов, в дополнение к благотворительным деньгам, собранным в конце вечера, также передал 50 рублей со своего собственного счета. В конце января того же года планировалось поставить на сцене пьесу татарской молодежи «Масх.рл.нг.н ханым» («Осмеянная дама»)1. 1 Мухбирлардан // Ва.т. 1916. 20 январь. |
из статьи Тулякова 1926 года |
.. Оставшаяся молодежь вновь собралась в начале 1916 года и организовала музыкально-драматическую группу «Чулпан». Но представители привелегированных желая управлять мешают с помощью пляшущих под их дудку приказчиков, стараются разогнать, свалить с ног молодежь. Пытаются сделать постановки с помощью дворянских дочек, даже не знающих как следует татарский язык, и с помощью случайных лиц. Народ настраивают против молодежи, стараются расколоть часть ташкентцев на две группы. Когда молодежь намечает постановку они, чтоб навредить, ставят свою в тот же день, в другом месте или на день раньше. Но несмотря ни на что молодежь продолжает свое дело, не унывает при некоторых неудачах. Из их среды появляются видные театральные деятели продолжающие «тянуть свой воз» — татарский театр. | До февральской революции существовал фронт постоянной борьбы между молодежью и баями. В то время как в Центральной России деятелям татарского театра приходилось бороться с противоборствующими религиозными деятелями в Ташкенте приходилось бороться за то, чтобы татарский театр сделать народным, бороться против генералов и баев которые хотели чтоб театр служил их интересам, бороться за то, чтоб театр сделать трибуной дающей народу культуру и вести это дело. | .. Не лишним будет сказать несколько слов о том какое место занимал татарский театр в Средней Азии, в частности в Ташкенте. Татарский театр воспитывал в народе понимание высшего искусства, театральная сцена служила внедрению культуры в народе, служила трибуной культуры. Кроме того, театр собирал ежедневно в одно место приехавших из разных городов России людей разных профессий, живущих разрозненно (особенно после революции). Театр давал возможность собираться, знакомиться, поговорить хоть один вечер народу. Театр давал возможность разрозненный народ сделать единым обществом. Театр стал Каабой, майданом, собирающем людей вместе. Это благородное дело. | В Средней Азии татарскому обществу театр служил и материальной поддержкой. Особенно при старой русской власти татары чувствовали себя пришельцами. При открытой с тысячами трудностей школе была и маленькая библиотека, чтоб работали эти школа и библиотека, обеспечить учебу детей бедняков, платить жалование учителям отдельного бюджета не было. Татарский театр обеспечивал эти учреждения. Любители театра в пользу школы, опекаемых учреждений организовывали литературные вечера, восточные вечера, организовывали сбор денег. Единственная в 1914-15 годах татарская школа обеспечивалась этими деньгами от театра. И после революции театр продолжал идти тем же путем. | Это вот короткая история деятельности татарского театра в Средней Азии, в частности в Ташкенте. |
Ташкент 1916 январь-апрельАО Зальма Ю.Юнусовуарх-Юнисова |
![]() |
1916-01-04_AO_Zalma_Iunusovu[рус]Ташкенть Чимкентская фабрика Аксiонерного Общества Л. А. Зальмь перед. Г-ну. Ю. Юнусову [тюрк-араб] .. |
![]() |
1916-02-19_AO_Zalma_Iunusovu[рус]Чимкентская фаб. Аксiонерного Общес. Л. А. Зальма. перед. г-ну. Ю. Юнусову Въ ТашкентЬ [тюрк-араб] .. |
![]() |
1916-04-03_AO_Zalma_Iunusovu[рус]Администрацию Л. А. Зальма. г-ну Гольдбергу про.. перед. г-ну. Ю. Юнусову Въ ТашкентЬ [тюрк-араб] .. |
Ташкент 1916 летоиз "1914..16 чиновники и военные" (2024) |
Летом вышло Высочайшее повеление о призыве на окопные работы.. вроде мелочь, но это был последний гвоздь или последняя капля потопившая Империю. Туземное население Туркестана не брали в армию и формулировка «призыв» была воспринята как нарушение старых договоренностей, хотя по сути это был простой найм гастарбайтеров и местами он так и проходил — спокойно, в деловой обстановке. | Но в Семиречье остались охранять границу казаки-семиреки и от нечего делать совместно с куркулями-переселенцами они решили урвать под шумок побольше землицы. А в Киргизии земля только в долинах и там проходят перегонные пути кара-киргизов.. вобщем, население в ужасе побежало в Китай (как в Газе пытались бежать в Египет) и на перевале куча народа померзло. | Потом была комиссия во главе с выпускником ташкентской гимназии Федей Керенским. Потом, была речь в Думе и так как он был великолепный оратор, все поняли, что царизму конец.. Да здравствует Демократия.. а также развал всего.. но это уже в 1917.. |
Подробное исследование этого безобразия провел Владимир Шварц, готовится книга, а пока части можно прочитать на сайте daniyarov.kg Я тоже поучаствовал в этих исследованиях просматривая ташкентские архивы Туркестанского розыскного охранного отдела. Вот для примера некоторые дела по этой теме.. |
2022-10-05 ф461 оп1д.1886 1916 747л О привлечении местого населения Туркестанского края к тыловым работам. |
«Путеводитель по городу Ташкенту» 1937, Таш.Краснознамен.Совет Р.Д. и К.д. стр.10-14.. |
.. Памятны кровавые события на ул.Алмазар в 1916 г., когда местное население вышло с протестом против набора «туземцев» на тыловые работы. | Возможно с тех событий револьвер которым вооружались жандармы стали называть «вай-вайка», т.е штучка при виде которой все начинают кричать «вай-дод, убивают!» |
Дюзиевы
=Коллекция Рафаэля= |
![]() |
1916-08-03_AbdRahman_Diuziev
[надпись на обороте - рус] |
Ташкент 1916Учительницы.. |
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.246-247.. |
№ Имя Год работы Город или уезд Кол-во учащихся..18 Ахтямова Маймуна 1916 г. Ташкент 50 .. |
Ташкентские джентельмены..
=Коллекция Рафаэля= |
![]() |
1916-12-18_Tashkent_tat-intelligenciia_c68
[надпись на обороте - рус:] |
Стоят-слева: 1 - 2 — Нуритдин СейфульМулюков (дядя Фарида СейфульМулюкова) 3 — Иброхим Якубов — сравните фото 1915-09-27 4,5 — братья Шамсутдиновы (Комм=КР=: из рода Дашкиных, родств. вулканолога Харун Тазиева) — 5 - Вали по фото 1920-08-13 6 - |
Сидят-слева: 1 — Исмаил Бурнашев 2 — 3 — Шайдуллин 4 — Тынчеров (род из Бастанова) 5 — Халаф Тюляков (писатель) — сравните фото 1919-09-19 6 — Гайса Далатказин — по фото 1927-12 НарПрос "17 - Далахмазин" |
Надпись на наклейке:5 сыновей:1 Искандер Бухгалтер + Камалия и Мухтар сын погиб. Фавзия -> дочь Эльфира на фото 2 Гайса пед институт преподавал Биологию дети Ирик 2 Диляра 1 опа -> Наима и Шамил -> Аделя 3 Вали математик техникум + Сагдия сын Равил 4 Наби Зоология ТашМИ - 1 Гулька 2 Наиля Ильгиз -> Надыр Арман 5 Хаким Авиценны техникум Русский язык -> Ильяс |