опубл.2020-12, объед.стат.2023-05, доб.2023-09-15
Предыдущий материал о театре 1904 первый татарский театр Сахиба Еникеева
Спорным моментом являются гастроли 1907 года труппы Ашкадарского.. В Ташкенте о театре «Аквариум» я не слышал..
Вот что о нем писала газета «Русское слово» 24(11) ноября 1907 (http://starosti.ru/article.php?id=5199)..
ТЕАТР и МУЗЫКА В «Аквариуме» начались спектакли приезжей мусульманской труппы г. Ашкадарского. Труппа состоит из молодежи, достаточно хорошо сыгравшейся и поставившей совей целью бороться с невежеством и темнотой низших классов мусульманского населения. В труппе имеется несколько артисток-магометанок, что является весьма смелым протестом против обычая мусульман, запрещающего женщине появляться в публичных местах, а тем более на сцене. Помимо специально татарских бытовых пьес, труппа ставит и небольшие русские пьесы. Татарские арстисты единственной в России передвижной труппы мусульманских драматических артистов – Е.Яцинграуза и Илияз-Бек-Кудашев-Ашкадарский. |
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века» Казань 2021, стр.239..
.. И. Кудашев-Ашказарский и М. Иманский также были известными татарскими актерами того времени. Фахрия Кудашева писала, что поступила в труппу «Сайяр» в 1909 году в качестве актрисы. В том же году в труппе было три актрисы. Это были С. Гиззатуллина-Волжская, Фахрия Кудашева и Фахрениса Самитова. Позже к труппе присоединилась Уммугульсум Болгарская. В 1908 году труппа «Сайяр» была на Кавказе в творческой поездке и познакомилась с труппой азербайджанского театра, которую возглавлял Гусейн Араблинский. Он высоко оценивал деятельность женщин в татарском театре. .. |
Еще из статьи Н.С.Хамитбаевой:
«.. С большим успехом прошли в Ташкенте концерты известного татарского певца Камиля Мутала Тухфатулина. ..» |
из http://www.millattashlar.ru/index.php/Тухватуллин_Камиль_Мутыгуллович КАМИЛЬ МУТЫГУЛЛОВИЧ ТУХВАТУЛЛИН (1883-1941) (Камил Мотыйгулла улы Төхфәтуллин) Журналист, издатель, редактор, драматург, певец (баритон), автор песен. Родился 25 февраля (9 марта) 1883 года в Уральске, ныне Административный центр Западно-Казахстанской области. Брат Галии Кайбицкой. Тесть Гильма Камая. Учился в КЫШКАР МӘДРӘСӘСЕ (Кшкарское медресе) и медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)». 1900-02 годы — учился в университете «аль-АЗХАР» в Каире Египта. 1902-07 годы — преподавал в медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)», сыграл важную роль в формировании мировоззрения Габдуллы Тукая, становления его как поэта. 1905-07 годы — один из основателей, издатель и редактор периодических изданий на татарском языке:журналов «Әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)», «УКЛАР (Стрелы)», газет «ФИКЕР (Мысль)», «Уралец» (с 1906 года «Уральский дневник»), «ЯҢА ТОРМЫШ (Новая жизнь)» 1909-17,25-29 годы — вёл концертную деятельность.. Автор пьес, ставившихся в татарских театрах: «ШАЙТАН ӨНЕ (Чёртово гнездо)», «КӨРӘШ (Борьба)», «БӘХЕТЛЕ МӘРЬЯМ (Счастливая Марьям)», «Тозак», Санкт-Петербург, 1903. Первый профессиональный татарский исполнитель, в его репертуар входили народные песни, песни собственного сочинения на стихи Габдуллы Тукая, Наджипа Думави и др. Нотной грамоты не знал, а потому его первые песни, с которыми он выступал в тот период, были записаны профессором Леопольдом Рудольфом в Саратове в 1919 году. Широкое распространение в татарском народе получили песни: «АЙ,БЫЛБЫЛЫМ» на стихи Наки Исанбета, «ПАР АТ» на стихи Габдуллы Тукая. | его отец на https://ru.wikipedia.org/wiki/ТухватуллинМутыгуллаТухватуллович Мутыгулла Тухватуллович Тухватуллин (1840 или 1845—1920) — татарский просветитель. Имам-хатыб расположенной в Уральске Красной мечети. Родился в 1840 или 1845 году во входившей в Казанскую губернию деревне Малые Кайбицы. Мать Мутыгуллы умерла при родах. Его отец Тухват был муллой, он умер во время хаджа, когда мальчику не было даже двух лет. У Мутыгуллы было две сестры. После смерти родители они втроём жили при мечети. Благодаря этому мальчик ещё в раннем возрасте наизусть выучил первые суры Корана. Благодаря помощи односельчан, собравшим деньги на его обучение, Мутыгулла окончил Кышкарское медресе. Во время обучения в нём Мутыгулла познакомился с отцом Габдуллы Тукая[1][2][3]. После окончания медресе продолжил учёбу в университете Аль-Азхар. В частности, там Мутыгулла Тухватуллин выучил турецкий, арабский и другие языки. В 1877 году, завершив обучение, вернулся из Египта, поселился в Уральске, став имам-хатыбом расположенной в городе Красной мечети[3][1][2]. После возвращения Мутыгулла Тухватуллин женился. Мутыгулла и его супруга Гиззинас оба внесли вклад в развитие в российской империи исламского образования. Гиззинас основала женское медресе, а Мутыгулла — медресе «Мутыгия». У Мутыгуллы и Гиззинас было 15 детей, но 8 из них умерли ещё в детстве[3][1][2]. Мутыгулла лично преподавал в основанном им медресе. Одним из выпускников «Мутыгии» стал сын его друга Габдулла Тукай[3][1][2]. Умер в 1920 году в Уральске[3][1][2]. Примечания 1.Восхищая своей образованностью, 2.У моего деда учился Габдулла Тукай, 3.Наука бабая |
О самодеятельности в этот период пишет Туляков в статье 1926 года «Татарский театр в Средней Азии» (перевод мой и моей мамы Сании Зарифовны, вся статья в «1926..28 — театральная деятельность»):
В Средней Азии, особенно в прежнем Туркестанском крае общее движение любителей татарского театра началось после первых гастролей известной татарской труппы в 1908-09 годах. Ранее, вплоть до 1904 года, хотя и было проведено несколько театральных восточных вечеров организованных представителями семей генералов, чиновников и нескольких байских семей, но эти вечера не были едины духом.
Хотя эти вечера проводились в театральных залах и клубах, но так как исполнители были только из семей генералов, чиновников и пляшущих под их дудку нескольких приказчиков и зрители тоже были из своих только людей, то эти театральные вечера нельзя считать началом народного театрального движения. Они не могут называться основоположниками татарского театра, история не дает им это право. поэтому историю татарского театра в Средней Азии мы связываем с началом общенародного движения. В Средней Азии в движении энтузиастов за создание общенародного татарского театра первыми были ташкентская татарская молодежь. Там где побывала известная в Средней Азии татарская труппа, во всех городах, начинается движение энтузиастов-любителей татарского театра. Это движение постепенно по-своему расширяется, увеличивается. Во всех городах где жили татары создавались молодежные музыкально-драматические кружки и музыкально-драматические общества. В самом Ташкенте движение по созданию татарского народного театра, как было сказано выше, началось в 1908-09 годах. До этого в театральных постановках, вечерах молодежь из народа не участвовала. Высшие круги населения считали, что искусство понятно только им, другие с ним не могут справиться, что только они имеют право играть в театре, это их монополия. Руководителем этого кружка стал Мустафа Мансуров — выходец из семьи всю жизнь проработавшей на баев. Он руководит театральными постановками. Будучи музыкантом он создает национальный оркестр из 35 человек, обучает их, организует концерты отдавая этому делу все силы. В начале 1910 года по некоторым причинам кружок распадается. Но вскоре молодежь создает новое объединение с названием «Чишма». ..» |
из Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века» Казань 2021, стр.237..
.. В художественном вечере Еникеевых, инициированном С. Еникеевой 1909 году, принимал участие узбекский прогрессист А. Авлони. .. |
Эльмира Давыдова «Возвращение певца» о Газизе Альмухаметове..
«.. В 1909 году 14-летним подростком Газиз уезжает в поисках заработка в Ташкент вместе со своим братом Абдрахманом. В Узбекистане Газиз летом работал на виноградниках, а зимой учился в медресе. Свою тоску и грусть по родному краю изливал в песнях. У него была отличная музыкальная память, он быстро запоминал сложные мелодии протяжных драматичных песен. Газиза стали приглашать на любительские вечера, где он исполнял башкирские и татарские народные песни. Через некоторое время он едет на первые в своей жизни гастроли. Вскоре его имя становится широко известным в мусульманском мире. Газиз объездил с концертами всю Среднюю Азию, Поволжье, Сибирь, Азербайджан. Везде имел огромный успех. ..» |
Лилия Габдрафикова «Друзья татар: гениальный Газиз Альмухаметов«..
«.. Детские мечты иногда сбываются. В 1909 году, когда Газизу едва исполнилось четырнадцать лет, старший брат Абдрахман забирает его с собой в Ташкент, надеясь обучить там мальчика торговому ремеслу. Однако приказчик из него не получился. То ли заскучав от однообразной работы в купеческих конторах, то ли затосковав по родным местам, Газиз вдруг неожиданно для себя запел. Да так искусно, что окружающие его люди были просто поражены. В красивом и чистом голосе юноши сливались в одно целое невыразимая печаль и бьющая через край нежность. Это был голос, как нельзя лучше подходивший для исполнения протяжных татаро-башкирских песен с их вычурным звуковым орнаментом, непростым эмоционально-философским содержанием. ..» |
В Намангане был поставлен спектакль..
из Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века» Казань 2021, стр.172..
..Татарские просветители Х. Макаев и Ф. Макаева, согласно некоторым источникам, «были близкими помощниками Мавлоно Ибрата в полиграфии. При типографии была сформирована драматическая труппа талантливой молодежи, организатором и руководителем которой выступил в 1910 году Х. Макаев и поставил спектакль «Чолборсиз». Он и Фатиха сыграли главные роли»².
² Умматов Р., Парпиев М. Наманганнинг саркотиби. Тошкент: Voris-Nashriyot, 2019. Б. 45.
|
О Хусаине Макаеве см. 1905..07 Народное образование во время Первой Русской революции и 1908..10 Чиновники, востоковеды, джадиды в народном образовании
Продолжение в 1911..13- театральная жизнь