tatar.uz сайт на стадии разработки

1895-12-23

1895 Ташкент — домашний театр СеидАзимбаева

опубл.2020-12-08, -09 доб.Тюлякова.
Тов.Тюляков в 1926 писал о татарском театре:
«.. Ранее, вплоть до 1904 года, хотя и было проведено несколько театральных восточных вечеров организованных представителями семей генералов, чиновников и нескольких байских семей, но эти вечера не были едины духом.
Хотя эти вечера проводились в театральных залах и клубах, но так как исполнители были только из семей генералов, чиновников и пляшущих под их дудку нескольких приказчиков и зрители тоже были из своих только людей, то эти театральные вечера нельзя считать началом народного театрального движения. Они не могут называться основоположниками татарского театра, история не дает им это право. поэтому историю татарского театра в Средней Азии мы связываем с началом общенародного движения. ..»

Только опубликовал «1904 первый татарский театр Сахиба Еникеева» как на «Письмах о Ташкенте» появилась заметка Лидии Козловой с вырезками из журнала «Театрал» 1895 года. Одна из них из о постановке двух пьес любителями из татар..

Асфандияровы уже фигурируют в моих материалах, по Сеит-Азимбаевым и Касымовым пока не нашел, Ахмеровых в Ташкенте тоже (есть примерно 1927..31 Татаро-башкирский Драм-театр в Намангане, там вся молодежь из богатых семей). Зато Диваев фигура колоритная.
Это служилые татары из Башкирии (1- Ревизия 1719г.), в 19 веке восстановили дворянство, а АбуБакир Диваев (1855-1933) служивший переводчиком в канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства прославил свой род. Ниже, выдержки из его биографии за 1894-96 года..

 

«.. В 1894 по просьбе Диваева и в его присутствии казий Лутфулла-ходжа списал надписи мечети Ахмада Ясеви в Туркестане. Копии эти Диваев направил в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (он состоял тогда членом-сотрудником Общества), сопроводив их кратким описанием самой мечети и ее инвентаря. ..»

Публикации 1894 года: в «Окраинах» №16,18,19,20 — «Баксы», №22 — «Проводы невесты (обычай сартов г.Чимкента)», №37 — «Кое-что о киргизах».


Публикация 1895 года: в альманахе «Средняя Азия» (научно-литературный сборник с календарем на 1896, Ташкент, стр.58-60) — «Документы на освобождение невольников (перевод с персидского)»

«.. В декабре 1895 он доставил в Казань оттиск старинной печати, центральный круг которой включал имя ходжи Ахмада Ясеви и дату — 1212 г.х. (1797); надпись по краю содержала имя мастера: Ходжихана. ..»
«.. 22 января 1896 Диваев был принят действительным членом Туркестанского кружка любителей археологии и являлся, таким образом, одним из старейших его членов. ..»

«.. На заседании Кружка 26 августа 1896 Диваев сделал ценное сообщение о древних «урочищах» в Акджарской волости Ташкентского уезда. ..» На эту тему была публикация в ПТКЛА, I, Ташкент, 1896, стр.36-39.

Лейла Шахназарова в статье «Алпомыш»: песнь о благородстве:
«.. Первое же письменное упоминание о бессмертном эпосе находим у русского ориенталиста Е.Ф. Кнеле: в его дневнике упоминается, что в 1890 г., остановившись недалеко от Термеза, в селении Салихабад, он впервые услышал дастан «Алпомыш» в исполнении бахши Амманазара, который исполнял его под аккомпанемент своего дутара в течение трех часов. В 1896 г. ориенталист А. Диваев разыскал и перевел на русский язык полный текст «Алпомыша». ..»

Пытался определить что за пьесы исполнялись. На сайте РосГосБиблиотека нашел возможные варианты:

Мансфельд, Дмитрий Августович (1851-1909).
Не зная броду — не суйся в воду! : Ориг. водевиль в 1 д. / Соч. Д.А. Мансфельда. — Москва : лит. коммиссионера О-ва рус. драматич. писателей С.Ф. Рассохина, ценз. 1880. — 21 с.; 22. Литогр.

Букет и три шляпы, или Один с места, а другой на место : Комедия в 1 д.
Пер. с фр. [А.А. Майкова]
[Москва] : лит. Е. Астахова, ценз. 1874
36 с.; 29 Литогр.

и еще изданный через 8 лет, но тем не менее, всё возможно :)

Художественный сборник : Избр. пьесы для любит. спектаклей / Сост. Н. Корецкий. Т. 1-2
Санкт-Петербург : Т-во худож. печати, 1903 2 т.; 21
Том [1. Букет белой сирени : Водевиль в 1-м д. / [Соч.] Г. Мюссар-Викентьева. — [2], 161 с.

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress