tatar.uz folk history

1823-12-17

1819..27 образование кишлака Ногай-курган

опубл.2020-12-17

из статьи «Татары в Узбекистане» в журнале «Ватаным» 2009-3

«..Самая большая татарская община сложилась в начале XIX века в окрестностях Ташкента, в местечке Ногай-курган (на территории нынешнего Сергели), благодаря смекалке и оборотливости казанского татарина муллы Губейт-Уллы, который на свои средства купил землю и продал своим соплеменникам в рассрочку. Первая татарская деревушка в 40 дворов имела планировку, отличную от азиатской. Поселившиеся здесь татары бежали в основном из страха попасть в рекруты или от насильственной христианизации. За ними потянулись их соплеменники в погоне за наживой. За неимением пахотной земли, жители Ногай-кургана или промышляли извозом (арбакеши), или занимались разведением садов и огородов при своих домах, продавали картошку, квас и кумыс..»


из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ
Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае:

..
В одном из прошений татар-жителей кишлака Ногай- Курган Занги-атинской волости Сырдарьинской области туркестанскому генерал-губернатору говорится: «Предки наши или мы сами задолго до покорения русским оружием вышли из внутренних губ. Российской империи и поселились в селении Ногай-Курган на землях, отведенных для поселения в 1819 г. известным своей отзывчивостью на добрые дела татарским Мулла — Губаем. По мере заселения и течения времени отведенной земли для потребностей населения стало мало, так как хозяйства развились. Тогда в 1827 г. жители этого селения, обратившись с просьбой к кокандскому правителю Мадали- Хану, просили его об отведении им земель, необходимых для посевов, посадок, выгонов и т.п. Снизойдя к этому ходатайству, Хан повелел прирезать к селению Ногай-Курган до 600 десятин земли, дав на это документ с приложением своей печати. С этого времени Ногай-Курганцы явились владельцами этой земли, оставшись там на жительство»¹. Можно сказать, употребляя современную терминологию, кокандский хан своим законодательным документом перевел татар, живущих на территории своего ханства, из категории «де-факто» в категорию «де-юре».

В кишлаке Ногай-Курган татарами была сооружена мечеть. Здание мечети, не имеющее минарета, — каркасное, площадь его 128 кв. м². В настоящее время здание действующей мечети сохранилось, хотя и реконструировано. В советское время религиозные службы в этой мечети возобновились с 1945 г.³ и проходят по сей день. В Ногай-Кургане был мактаб, который одним из первых в Туркестанском крае преобразован в ново- методную школу.

Кишлак Ногай-Курган довольно известное место, вызывавшее у многих исследовательский интерес. Здесь неоднократно бывали, описывали необычный кишлак, проводили раскопки, рисовали картины такие известные люди, как В.В. Вереща-

¹ ЦГА РУз, ф. И-1, оп. 13, д. 545, л. 7—7об.
² Государственный архив Ташкентской области (ГАТО), ф. 2456, он. 1, д. 137, л. 50.
³ Там же.

136

гин, П.И. Пашино, Н.П. Остроумов, И.А. Кастанье, А. Валили, М.Е. Массон, У. Хашимов и многие другие. Вероятно, это единственный в Узбекистане кишлак, представляющий своего рода феномен, где живут татары более 200 лет, сохранившие традиции, праздники, культуру, обычаи и связи со своей исторической Родиной.
..


Подробная история Ногай-кургана с фотографиями современного кишлака (ставшего уже частью Ташкента) от старшего научного сотрудника Института истории Академии Наук Республики Узбекистан — Рината Шигабдинова..

ЧАСТЬ 1. ТАТАРСКИЙ АУЛ НОГАЙ-КУРГАН БЛИЗ ТАШКЕНТА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ С ЭТНОГРАФИЕЙ (КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XXI В.)

ЧАСТЬ 2. ТАТАРСКИЙ АУЛ НОГАЙ-КУРГАН БЛИЗ ТАШКЕНТА

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРО НОГАЙ-КУРГАН — МЕСТА, ГДЕ ОСЕЛИ ПЕРВЫЕ ТАТАРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ

и еще статья Р.Шигабдинова «Ногай-курган: 200 лет вместе»


Мой фоторепортаж «2018-05 кладбище Ногай-курган»
и Нариман Каримов — «Ногай-курган. Таинственный камень» с вопросом как расшифровать надписи на старом могильном камне.


Еще статья на разных сайтах:
Ногай-курган – первый татарский аул в Узбекистане
Ногай-курган – первый татарский аул в Узбекистане


А вот пропавшая с сайта Письма о Ташкенте статья «Юные татары Узбекистана изучают наследие и историю своих предков»


Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress