tatar.uz folk history

2012-11-11

2012 Ильяс Тухватуллин

опубл.2021-02-11, доб.2021-03-27
Статья узбекской альпинистки Ии Поповой об Ильясе Тухватуллине, погибшем под лавиной на Аннапурне (Непал).. Очень душевные воспоминания..
«О нашем Ильясе промолвите слово…» 

Биографические данные из этой статьи:

Родился в Ленинграде 10 мая 1958. Мать Ильяса – Сафиуллина Наджия Хафизовна – училась на физфаке Ленинградского Университета им. Жданова. 5 мая 1958 г. она сдала последний зачет, а 10 мая родился мальчик – Ильяс. Наджия Хафизовна считает, что он и родился-то уже таким упрямым и трудолюбивым, потому что все начало своей жизни трудился вместе с мамой. Отец Ильяса – Хамид Нуруллаевич Тухватуллин окончил горный факультет ТашГУ. С семьей не жил. Но Ильяс относился к отцу с любовью и говорил, что многому от него научился. В 1980 г. Ильяс окончил физический факультет Ташкентского государственного Университета.

 

Трудовую деятельность начал в 1980-1981 гг. – в Физико-техническом Институте им. Стародубцева в должности инженера.
В 1981-1995 гг. – работал в Ташкентском Конструкторском бюро машиностроения, принимал активное участие в разработке ряда научных приборов по исследованию свойств материалов в космосе на станциях «Салют-7» и «Мир». В этот период работы получил ряд авторских свидетельств на изобретения, ему присвоено звание «Заслуженный изобретатель СССР». За вклад в развитие космического приборостроения награжден медалью им. Келдыша.
В 1991 году – открыл фирму «Камалотти», которая занималась поиском и отбором одарённой молодежи с целью развития у неё интереса к космосу и космическому проектированию. Работал в этой фирме в качестве директора до 2001 г.

В 1995 году Ильяс основал широкопрофильную фирму «ЭКИП», которая занимается всеми видами промышленного альпинизма, а так же разработкой декораций для шоу-концертов, фестивалей, презентаций, выставок.

Ильяс Тухватуллин член сборной команды Узбекистана по альпинизму с 1990 г.
Первое восхождение совершил в 1974 г.

Значимые восхождения

1998 г. – Эверест в составе сборной команды Узбекистана, за что было присвоено звание МСМК по альпинизму, 29 мая 2003 был награжден золотой медалью королевства Непал за покорение Эвереста и медалью Узбекистана «Шухрат».

2002 г. (лето) совершил траверс четырех вершин Монблана.

2002 г. (декабрь) – в двойке с россиянином П. Шабалиным совершил восхождение по северной стене пика Аксу 6 к.тр. За это им была присуждена премия «Золотой карабин» Евроазиатской ассоциации альмпинизма как за лучшее восхождение сезона.

2004 г. – Эверест по северной стене по новому маршруту. Ильяс был единственным иностранцем в составе Российской экспедиции. За это восхождение он был награжден узбекским медалью «Мехнат шухрати» и получил звание ЗМС России по альпинизму от Российского олимпийского комитета;

2005 г. (август) – в двойке с Павлом Шабалиным совершил восхождение по северной стене Хан-Тенгри и стал Чемпионом России в высотном классе. Об этом восхождении Ильяс написал статью.

2005 г. – команда ФА Узбекистана под его руководством заняла 3 место в Чемпионате Евроазиатской ассоциации альпинизма в техническом классе.

2007 г. – первопрохождение западной стены К-2.

2011 г. – пик Евгении Корженевской (Памир).

У Ии Поповой есть такие слова: «.. Ильяс когда-то стал интересоваться суфизмом (Суфизм – это путь очищения души от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (БСЭ), и увлек, между прочим, меня. Возможно, своё отношение к природе, к горам он сформировал не без участия суфиев ..»
Но был у него и момент слабости, ошибка в моральном выборе.. это потом можно говорить — вроде «не ради себя» (покорение Эвереста еще было), а ради славы команды Узбекистана.. нет! это «одержимость целью» и суфисты должны избегать такого состояния при любых испытаниях..

Воспоминания Андрея Заикина (МС Узбекистана, работает прорабом в фирме ООО «Алькомп Европа» у Тимура Кудакаева):

 

«.. Вернуться обратно с такой высоты – решение очень трудное. Не многим удается сделать такой шаг. Когда находишься выше 8.000 м– вершина кажется совсем рядом. В этот момент очень сложно реально оценить свои возможности: хватит ли сил дойти до вершины и спуститься обратно?Я не знаю – почему мы тогда не повернули назад с высоты 8.600. Нам пришлось преодолеть самих себя. Возможно даже, мы переступили какую-то моральную планку. У нас на глазах погибла альпинистка из США. Она умерла от перехолождения при спуске вниз, проведя почти двое суток на такой высоте без кислорода и палатки. Помочь ей мы ничем не могли. У нас не было ресурса для транспортировки умирающего (или уже мертвого) человека. Она осталась на тропе. Мы пошли дальше к вершине.

Я не помню, как дошел до вершины в каком-то угнетенном состоянии. Я шел и видел перед собой только следы на снегу и пятки Ильяса.

Он шел, как одержимый…

Наверное, он пытался этим что-то доказать самому себе…»

Похожая ситуация описана в рассказе Короленко «Мороз» (1901)

..
Вся природа как будто застыла, умерла под своим холодным, но поразительно роскошным нарядом. Среди дня солнце светило ярко, и его косые лучи были густы и желты… Продираясь сквозь чащу соснового бора, они играли кое-где на стволах, на ветвях, выхватывая их из белого, одноцветного сумрака.
..
Перегон был необычайно длинен. Ямщик (им здесь ездить приходилось не очень часто) сначала был очень бодр и даже пел какую-то безобразную приисковую песню… Потом и он смолк и то и дело бежал вприпрыжку рядом с санями, усиленно топая ногами и хлопая озябшими руками в рукавицах… Мой спутник, казалось совсем застыл. Во все время он заговаривал только раз, но его голос показался мне скрипучим и неприятным, и я проворчал что-то сердитое и невнятное даже для меня самого.
..
В одном месте в глаза мне попало неожиданное впечатление: невдалеке от дороги вился тонкий дымок между валежником. На пне сидел человек, и его фигура одна чернела среди общей белизны темным пятном… Над ним со всех сторон свесились мохнатые лапы лесной заросли, вверху еще освещенные солнцем, внизу уже охваченные сумраком наступающей ночи. Зрелище это промелькнуло мимо моего неподвижного взгляда.. В последнее мгновение мне показалось, что фигура шевельнулась и что это имело какое-то отношение к нам, к нашему суетливому колокольчику, к нашему быстрому движению. Но я не повернул головы, не повел глазами. Видение пронеслось мимо и исчезло, и впечатления плыли к сознанию застывшие, мертвые, неподвижные, ничего в нем не будя и не шевеля воображения…
Ямщик повернулся к нам и, наклонясь, стал говорить что-то, и помню, что он смеялся. Но для меня это были только разрозненные звуки, точно звенели льдинки…
..

Вобщем, все умерли.. Ночью поднялся ветер, вспомнили об этом человеке, поехали и нашли его замерзшим. Когда спорили кто поедет, поляк пошел сам, но в противоположную сторону.. потом его тоже нашли.
—————————-
Эта история близка и мне. В горах мы поднимались на канатке с компанией французов. Во время разговора навстречу «проплыл» местный пастух, мы обменялись помахиванием рук.. Он погиб ночью, не доехав до конечной. Только узнав об этом я сообразил что надо было позвонить канатчикам — предупредить о пассажире.. но все были увлечены своими «великими» делами..

Из воспоминаний Дмитрия Питиримова (Окончил Республиканский Пединститут Русского Языка и Литературы в Ташкенте. Старший консультант Консорциума «ClimberCA». Увлечения – горные лыжи, туризм, скалолазание. Дружил с Ильясом. Вместе работали в ClimberCA):

.. Наджия Хафизовна – мама Ильяса – сказала: «Когда нет тела, и ты не можешь с ним проститься, будешь ждать вечно»..

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress