опубл.2020 «Амирханов о Р.Утямышеве», 2021-доб., 2023-12 изм.на «1929..34 Самарканд», доб.2024-01,-02-17, разд.на «1929..31» и «1932..34» 2025-03-10..
Рустам Утямышев, УзбекБрляшу, Чингиз Ахмаров, Розия Каримова, Искандер Файзуллин, Махмут Такумбетов, Гани Кайдани, Зиннат Фатхуллин, Махмуд Баширов, Илиас Алкин ..
1. о Рустаме Утямышеве..
О том как он спасся читайте в 1929..40 Волжско-Уральский регион
![]() |
Части из интервью Данияла Амирханова«Нужен ли 21 веку «татарский Геродот» – Марджани?» (2008)о жизни в Средней Азии. |
.. Затем, скрываясь от преследований за непонятные, а точнее за несовершённые преступления, они жили в глухих районах Узбекистана и Таджикистана, где и прошло детство Рустама… |
Далее в 1935..40 Самарканд
2. 1930-06 Самарканд — курсы по подготовке книжных работников Узгиз УзбекБрляшу
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Салахутдиновы;
Фото открывается в полном размере 2000х3000 |
Снимались в городе Самарканде 1930 года июнь м-ц Курсанты по подготовке книжных работников Узгиз и Узбекбрляшу1. Каюмов 2. Икрамов 3. Ибрагимов 4. Хаимов 5. Вартанов 6. Барухов 7. Исмагилов 8. Салахутдинова 9. Мансурбеков 10. Ахунов 11. Маккашов 12. Кандинов 13. Абдурахманова 14. ..дашов 15. ..иновТипография Ц.Д.К. ЦИК Уз.ССР Самарканд |
В 1930 столицу УзССР перенесли из Самарканда в Ташкент.
3. Чингиз Ахмаров
см.также 1929..40 Волжско-Уральский регион
из prtuz.tatarstan.ru/chingiz-ahmarov..
.. В 1931 году Чингиз Ахмаров заканчивает Пермское художественное училище, его дипломной работой были декорации к трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь» в городском театре драмы. Это произведение стало заметным событием в художественной жизни театра, и молодого художника начали приглашать на работу в разные заманчивые места. Но он, девятнадцатилетний домашний юноша, ещё крепко привязанный пуповиной к своей большой и дружной семье, рвётся домой. Семья к тому времени жила в Самарканде, и он уже дважды успел побывать там на каникулах. Сказать, что он с первого взгляда влюбился в Самарканд, значит ничего не сказать. Самарканд вошёл в его душу, в его сердце, словно Чингиз там родился, он стал его родным городом. Самарканд даже снился ему в холодной Перми. | И летом 1931 года, получив диплом, он возвращается в семью, в любимый Самарканд, к манившему его всегда мавзолею Тимура, к Гур Эмиру.В 30-х годах прошлого столетия появился нашумевший роман Александра Неверова «Ташкент – город хлебный». Книга выдержала больше 50 изданий и долгие годы была настоящим бестселлером. Из этого романа миллионы людей узнали о благодатном Узбекистане, его прекрасных городах – Бухаре, Самарканде, Хиве, Коканде, о щедрости и толерантности узбеков. | Русских художников со времён генерала Скобелева привлекал Восток, Средняя Азия. Большую лепту в популяризацию края внёс и великий русский художник В. Верещагин, чьи картины не найдёшь даже на «Сотби» или «Кристи», они – достояние России. Живописцы – народ лёгкий на подъём, и в Самарканде тех лет проживала большая колония художников со всей России. Разные это были люди, и по-разному они оказались в этих краях, их привлекала возможность круглый год писать на природе и, конечно, баснословная дешевизна жизни. Жили они, а точнее, ютились где попало, большинство из них занимали крошечные кельи послушников в закрытых медресе, коих в Самарканде имелось множество – город до революции был одним из духовных центров мусульманского мира. Удивительное время, романтичное и жестокое одновременно, но странно одно – власть с пиететом относилась к людям искусства: поэтам, писателям, артистам, музыкантам, художникам. Оборванные, полуголодные, почти нищие люди ни перед кем не заискивали, они знали своё место в жизни, а иные, большинство, замахивались и на место в истории. | В Самарканде с древних времён проживало много армян, были среди них и художники: Варшан Еремян, Оганес Татевосян, Рубен Акбольян, Микаэл Калантаров. Все они прекрасно говорили и на фарси, и на узбекском. Кстати, Чингиз быстро одолел эти языки. Накануне возвращения Ахмарова в Самарканде открылся художественный техникум, который возглавили Павел Беньков и Зинаида Ковалевская, а преподавали в нём художники, имевшие академическое образование, в основном петербуржцы и москвичи.
Быстро найдёт работу и молодой Чингиз, он станет вести в школе черчение и рисование. Но скоро художники Самарканда объединятся в большую артель и назовут её «Изофабрика», возглавит её Оганес Татевосян. Советская власть придавала исключительное значение наглядной агитации и пропаганде, и художникам работы хватало. Чингиза тянуло в «Изофабрику», и, собрав свои работы, он идёт к О. Татевосяну и в тот же день получает заказ. Забегая вперёд, скажем, что у него с О. Татевосяном завяжется дружба на всю жизнь. |
Ахмаров быстро вписался в мир самаркандских художников и оказался самым молодым из них. Чингиз тянулся и к коллегам по «Изофабрике», и к вольным художникам, особенно к тем, кто преподавал в художественном техникуме. Он любил посещать там лекции по истории искусства. Видя, как стремится к знаниям молодой человек, бывалые коллеги открывали перед Чингизом таинственный мир больших художников. Были в Самарканде и художники, раньше бывавшие в Париже, путешествовавшие по Италии, видевшие знаменитые музеи мира: Лувр, Прадо, Уффици. Чем больше Чингиз узнавал, тем больше чувствовал недостаток своего образования, знаний, воздуха культуры, больших музеев. Ему становится тесно в Самарканде, он рвётся в большой мир, в большое искусство. .. |
Далее о Чингизе Ахмарове в 1932..34 Самарканд
4. Розия Каримова с подготовительного отделения Ферганского Мед-техниума (см. 1929..34 Ферганская долина) в 1930 году в возрасте 14 лет была направлена в Самарканд..
2022-02-10
В архиве концертмейстера Фаузии Файзи есть фотография с надписью арабским шрифтом. Мне удалось расшифровать только «Кримфа». Я предположил что это артистка Каримова. Да, такая была, но фотографий соответствующего возраста в интернете нет. А более поздние — что-то не то. Тем не менее из биографии Разии Каримовой я предположил что фото из архива Фаузии Файзи сделано в Самарканде..
Фото можно посмотреть в полном размере 2000х1800 |
![]() Розия Каримова -3 фото |
из ru.wikipedia.org/wiki/Каримова,_Разия_Зариф-кызы ..
.. В 1930 году, как отличившуюся на концертах самодеятельности, по приказу СНК УзССР, направили в театральную студию Самаркандского театра, где училась и одновременно работала. Впоследствии, театр из Самарканда был переведён в Ташкент, и стал Узбекским академическим театром оперы и балета имени Алишера Навои. На протяжении всей творческой деятельности являлась артисткой этого театра. .. |
из prtuz.tatarstan.ru/roza-karimova ..
«.. В 1930 году Розия поступает учиться во вновь созданную театральную студию под руководством Мухитдина Кари-Якубова при Узбекском государственном музыкально-драматическом театре (Самарканд) и скоро становится солисткой этого театра. Начиная с этого времени исполняла лирические и героические танцы и играла драматические роли на сцене: Анархон («Товарищ» Яшена, 1930), Азадхон («Ичкарида» Яшена и Мухамедова, 1932) ….Здесь она занимается классическим танцем у Александра Бена, Уста Алима Камилова. В студии преподавали такие прославленные мастера : Юсуфжон Кизик Шанаржонов, Гавхар Рахимова, Муставвакил Бурхонов, Камил Яшен, Тамара Ханум. Таким образом, Розия получила очень основательное по меркам того времени музыкальное и хореографическое образование и была зачислена в танцевальную труппу Узбекского музыкального театра. .. Еще в годы ученичества у нее выявились разносторонние дарования. В равной степени у неё оказались способности и к характерному, и к классическому танцу, кроме того, у нее обнаружился незаурядный певческий талант. В результате освоения и детального изучения многообразия танцевального фольклора Узбекистана, основываясь на собственный богатый исполнительский опыт Розия начинает всерьез задумываться о необходимости создания специальной теории сценической интерпретации народного танца, с целью его сохранения, как предмета культурного наследия, с одной стороны, а с другой с целью возможности использования его элементов в более крупных театральных постановках. Одновременно возникает необходимость пересмотра программ подготовки танцовщиков в хореографических училищах и других учебных заведениях с тем, чтобы приблизить преподавание характерных танцев к подлинным источникам народной узбекской хореографии. С этой целью она с 1932 года начинает преподавать народные узбекские танцы в Ташкентском хореографическом училище. .. |
Далее о Розие Каримовой «1929..34 Ташкент»
5. Гани Кайдани .. Предыдущие части в 1925..28 Бухара, «1929..40 Ленинград»
Биография, рукописный текст .. |
.. В 1930 году после окончания учебы был направлен в гор. Самарканд (тогда столица Узбекистана) на работу доцентом в Узбекский госуниверситет. |
Далее 1932..34 Самарканд
Махмуд Фаттахович Баширов Начав выявлять свою родню, со всем своим народом породнишься |
..закончил педагогический институт .. |
Его дяди: Хайдар – в Ташкенте, Зайнетдин – в Намангане. далее 1932..34 Самарканд |
7. Искандер Файзуллин
![]() |
1930-е Самарканд — Искандер Хасанович Файзулин с87(94)..арх-Еникеевой Сагадат; =Коллекция-Рафаэля=;- работал в Самарканде- супруг Марьям Якубовой |
9. Зиннат Фатхуллин
О нем в «1924..28 Самарканд»
конспект перевода с татарского — 1987 Тауфик Айди «Тылсымлы куч» 3. От сабли к перу, стр.22-29
.. когда работал в Пасдаргомском райкоме партии (Самаркандская область) слушал известного сказителя Эргаша Жаман БылБыл-улы его дастаны «Кол-углы», «Нугай-хан», «Аваз-батыр» .. 180-страниц на латинице «Кул-углы» не были изданы .. |
Далее о нем в 1935..40 Ташкент
Илиас Алкин .. был проездом из Ташкента в Таджикистан..
журнал «Эхо веков» Время в судьбах и документах, стр.102-116
|
.. В Самарканде были всего 1 день, осматривали памятники старины. |
Далее об Илиасе Алкине в «1929..40 Таджикистан», 1929..40 Туркмения, 1929..34 Бухара, снова Самарканд..
журнал «Эхо веков» Время в судьбах и документах, стр.102-116
|
.. Саид Махмуд уехал, оказывается в Самарканд. Мне дали его самаркандский адрес, он остановился у Фитрада. В Самарканде я пробыл около недели и больше. Знакомился с материалами по Узбекистану в Госплане, в колхозцентре, в ЦСУ, в Наркомземе. Был у Фитрада с Саид Махмудовым два раза. Я видел их впервые. Ознакомил с целью своего посещения. Фитрад указал, что он в этих вопросах знает меньше Саид Махмуда, и поэтому будет лучше, если он будет переводчиком, а сведения даст Саид Махмуд. Было решено, что я составлю вопросник и принесу для Саид Махмуда бумаги. Он письменно ответит на них и вышлет ответ в Москву (ответа до сих пор нет). Айни я не видел, т.к. он уехал в Сталинобад. С ним я не знаком. | По учреждениям я видел только завед. отделами и др. сотрудников, за исключением Наркомзема, где я говорил с наркомом (он быв. мой ученик Балтаев).
В Наркомземе видел Зелькину и Давыдова. Беседовал при Балтаеве о работе Ком.Академии (двумя-тремя фразами). Зелькина просила зайти к ней для более подробной беседы, но я не имел времени. С Балтаевым беседовали об учебе, так как он был мобилизован на работу с 1-го курса и безумно хотел еще учиться. Он мне оказал содействие в получении ж.д.билета. Заходил раньше в Наркомпрос к Расулову (быв.студент КУТВ), чтобы он помог мне получить ж.д.билет, но ни наркома, ни его зама не оказалось, и поэтому ничего не вышло. |
Далее об Илиасе Алкине в 1929..31 Ташкент
Далее 1932..34 Самарканд