tatar.uz folk history

1931-12-21

1929..34 Самарканд

опубл.2020 «Амирханов о Р.Утямышеве», 2021-доб., 2023-12 изм.на «1929..34 Самарканд», доб.2024-01-09

Рустам Утямышев, УзбекБрляшу, Чингиз Ахмаров, Розия Каримова, Искандер Файзуллин, Махмут Такумбетов, Гани Кайдани, Зиннат Фатхуллин, Махмуд Баширов ..


1. о Рустаме Утямышеве..
О том как он спасся читайте в 1929..40 Волжско-Уральский регион

Части из интервью Данияла Амирханова«Нужен ли 21 веку «татарский Геродот» – Марджани?» (2008)о жизни в Средней Азии.

 

67 — Маржани 2015-07-05

..
Затем, скрываясь от преследований за непонятные, а точнее за несовершённые преступления, они жили в глухих районах Узбекистана и Таджикистана, где и прошло детство Рустама…

Далее в 1935..40 Самарканд


2. 1930-06 Самарканд — курсы по подготовке книжных работников Узгиз УзбекБрляшу
 =Коллекция-Рафаэля=; арх-Салахутдиновы;

Фото открывается в полном размере 2000х3000

1930-06 Самарканд — курсы по подг-книж-работ Узгиз УзбекБрляшу-

Снимались в городе Самарканде 1930 года июнь м-ц
Курсанты по подготовке книжных работников Узгиз и
Узбекбрляшу1. Каюмов
2. Икрамов
3. Ибрагимов
4. Хаимов
5. Вартанов
6. Барухов
7. Исмагилов
8. Салахутдинова
9. Мансурбеков
10. Ахунов
11. Маккашов
12. Кандинов
13. Абдурахманова
14. ..дашов
15. ..иновТипография Ц.Д.К. ЦИК Уз.ССР Самарканд

В 1930 столицу УзССР перенесли из Самарканда в Ташкент.


 

3. Чингиз Ахмаров

см.также 1929..40 Волжско-Уральский регион

из prtuz.tatarstan.ru/chingiz-ahmarov..
..
В 1931 году Чингиз Ахмаров заканчивает Пермское художественное училище, его дипломной работой были декорации к трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь» в городском театре драмы. Это произведение стало заметным событием в художественной жизни театра, и молодого художника начали приглашать на работу в разные заманчивые места. Но он, девятнадцатилетний домашний юноша, ещё крепко привязанный пуповиной к своей большой и дружной семье, рвётся домой. 

Семья к тому времени жила в Самарканде, и он уже дважды успел побывать там на каникулах. Сказать, что он с первого взгляда влюбился в Самарканд, значит ничего не сказать. Самарканд вошёл в его душу, в его сердце, словно Чингиз там родился, он стал его родным городом. Самарканд даже снился ему в холодной Перми.

И летом 1931 года, получив диплом, он возвращается в семью, в любимый Самарканд, к манившему его всегда мавзолею Тимура, к Гур Эмиру.

В 30-х годах прошлого столетия появился нашумевший роман Александра Неверова «Ташкент – город хлебный». Книга выдержала больше 50 изданий и долгие годы была настоящим бестселлером. Из этого романа миллионы людей узнали о благодатном Узбекистане, его прекрасных городах – Бухаре, Самарканде, Хиве, Коканде, о щедрости и толерантности узбеков.

Русских художников со времён генерала Скобелева привлекал Восток, Средняя Азия. Большую лепту в популяризацию края внёс и великий русский художник В. Верещагин, чьи картины не найдёшь даже на «Сотби» или «Кристи», они – достояние России. Живописцы – народ лёгкий на подъём, и в Самарканде тех лет проживала большая колония художников со всей России. Разные это были люди, и по-разному они оказались в этих краях, их привлекала возможность круглый год писать на природе и, конечно, баснословная дешевизна жизни. Жили они, а точнее, ютились где попало, большинство из них занимали крошечные кельи послушников в закрытых медресе, коих в Самарканде имелось множество – город до революции был одним из духовных центров мусульманского мира. Удивительное время, романтичное и жестокое одновременно, но странно одно – власть с пиететом относилась к людям искусства: поэтам, писателям, артистам, музыкантам, художникам. Оборванные, полуголодные, почти нищие люди ни перед кем не заискивали, они знали своё место в жизни, а иные, большинство, замахивались и на место в истории.

В Самарканде с древних времён проживало много армян, были среди них и художники: Варшан Еремян, Оганес Татевосян, Рубен Акбольян, Микаэл Калантаров. Все они прекрасно говорили и на фарси, и на узбекском. Кстати, Чингиз быстро одолел эти языки. Накануне возвращения Ахмарова в Самарканде открылся художественный техникум, который возглавили Павел Беньков и Зинаида Ковалевская, а преподавали в нём художники, имевшие академическое образование, в основном петербуржцы и москвичи.

Быстро найдёт работу и молодой Чингиз, он станет вести в школе черчение и рисование. Но скоро художники Самарканда объединятся в большую артель и назовут её «Изофабрика», возглавит её Оганес Татевосян. Советская власть придавала исключительное значение наглядной агитации и пропаганде, и художникам работы хватало. Чингиза тянуло в «Изофабрику», и, собрав свои работы, он идёт к О. Татевосяну и в тот же день получает заказ. Забегая вперёд, скажем, что у него с О. Татевосяном завяжется дружба на всю жизнь.

Ахмаров быстро вписался в мир самаркандских художников и оказался самым молодым из них. Чингиз тянулся и к коллегам по «Изофабрике», и к вольным художникам, особенно к тем, кто преподавал в художественном техникуме. Он любил посещать там лекции по истории искусства. Видя, как стремится к знаниям молодой человек, бывалые коллеги открывали перед Чингизом таинственный мир больших художников. Были в Самарканде и художники, раньше бывавшие в Париже, путешествовавшие по Италии, видевшие знаменитые музеи мира: Лувр, Прадо, Уффици. Чем больше Чингиз узнавал, тем больше чувствовал недостаток своего образования, знаний, воздуха культуры, больших музеев. Ему становится тесно в Самарканде, он рвётся в большой мир, в большое искусство.
..

из http://mytashkent.uz/2012/01/15/chingiz-ahmarov-ryitsar-vostochnoy-damyi/
Автор использовала фрагменты монографий авторов А. Умарова и Р. Такташа о творчестве Ч. Ахмарова..
..
В те годы Самарканд был одним из крупных центров новой национальной школы изобразительного искусства. Здесь активно и плодотворно трудились прославленные народные мастера прикладного искусства и народных ремесел, керамисты, ювелиры. Сюда стекались будущие художники не только из Средней Азии, а также многие художники из России и других республик. Среди них были П. Беньков, В. Еремян, Н. Кашина, А. Сиддики, О.Татевосян и другие. 

Именно в Самарканде, Чингиз Ахмаров делал первые самостоятельные шаги в творчестве.Здесь художник увлекся монументальной живописью под руководством энтузиаста этого направления монументалиста В. Савина. Выпускник ВХУТЕМАСа В. Савин собрал вокруг себя талантливых молодых художников, которые ездили по городам и кишлакам республики. Из поездок они привозили многочисленные этюды, эскизы. Вечерами, собравшись у костра, учитель увлеченно рассказывал им об истории монументальной росписи древней Индии, Средней Азии, средневековой европейской настенной живописи и мастерах-монументалистах Италии эпохи Возрождения.

Именно тогда Чингиз решил посвятить себя монументальной живописи. Художника поражала масштабность, красочность и глобальность этого направления, где была возможность выразить в росписях на большом пространстве, свое глубокое понимание философии жизни, красоты и души человека.По заданию «Фабрики изобразительного искусства» (ИЗО-фабрики), где работал Чингиз, он сделал настенные росписи для красных чайхан и детских садов, выполненные в жанре агитплаката.

Одновременно он тесно сотрудничал с журналами «Муштум» и «Машьал», где с иронией и точным рисунком высмеивал недостатки героев фельетонов.

Художник делал иллюстрации к книгам Гайратий «Детство» и Ш.Сулайманова «Ли Чув».

В эти же годы Ч. Ахмаров создал серию портретов. Два из них «Портрет брата» и «Спортсмены» выставлялись в 1935 году на выставке в Москве в музее Культуры и искусства народов Востока, где критики отметили «несомненный талант молодого Ахмарова в жанре психологического портрета».
..

Далее о Чингизе Ахмарове в 1941..43 Самарканд


4. Розия Каримова с подготовительного отделения Ферганского Мед-техниума (см. 1929..34 Ферганская долина) в 1930 году в возрасте 14 лет была направлена в Самарканд..

2022-02-10

В архиве концертмейстера Фаузии Файзи есть фотография с надписью арабским шрифтом. Мне удалось расшифровать только «Кримфа». Я предположил что это артистка Каримова. Да, такая была, но фотографий соответствующего возраста в интернете нет. А более поздние — что-то не то. Тем не менее из биографии Разии Каримовой я предположил что фото из архива Фаузии Файзи сделано в Самарканде..

Фото можно посмотреть в полном размере 2000х1800

1910-е прим Каримова (Крымова) (6993) (араб) савгава ркдашм саима ха нма тд гва анва р мир кримфа

Розия Каримова -3 фото

из ru.wikipedia.org/wiki/Каримова,_Разия_Зариф-кызы ..
..
В 1930 году, как отличившуюся на концертах самодеятельности, по приказу СНК УзССР, направили в театральную студию Самаркандского театра, где училась и одновременно работала.Впоследствии, театр из Самарканда был переведён в Ташкент, и стал Узбекским академическим театром оперы и балета имени Алишера Навои. На протяжении всей творческой деятельности являлась артисткой этого театра. ..

 

из prtuz.tatarstan.ru/roza-karimova ..
«.. В 1930 году Розия поступает учиться во вновь созданную театральную студию под руководством Мухитдина Кари-Якубова при Узбекском государственном музыкально-драматическом театре (Самарканд) и скоро становится солисткой этого театра.Начиная с этого времени исполняла лирические и героические танцы и играла драматические роли на сцене: Анархон («Товарищ» Яшена, 1930), Азадхон («Ичкарида» Яшена и Мухамедова, 1932) ….Здесь она занимается классическим танцем у Александра Бена, Уста Алима Камилова.В студии преподавали такие прославленные мастера : Юсуфжон Кизик Шанаржонов, Гавхар Рахимова, Муставвакил Бурхонов, Камил Яшен, Тамара Ханум. Таким образом, Розия получила очень основательное по меркам того времени музыкальное и хореографическое образование и была зачислена в танцевальную труппу Узбекского музыкального театра.
..
Еще в годы ученичества у нее выявились разносторонние дарования. В равной степени у неё оказались способности и к характерному, и к классическому танцу, кроме того, у нее обнаружился незаурядный певческий талант.В результате освоения и детального изучения многообразия танцевального фольклора Узбекистана, основываясь на собственный богатый исполнительский опыт Розия начинает всерьез задумываться о необходимости создания специальной теории сценической интерпретации народного танца, с целью его сохранения, как предмета культурного наследия, с одной стороны, а с другой с целью возможности использования его элементов в более крупных театральных постановках.
Одновременно возникает необходимость пересмотра программ подготовки танцовщиков в хореографических училищах и других учебных заведениях с тем, чтобы приблизить преподавание характерных танцев к подлинным источникам народной узбекской хореографии.С этой целью она с 1932 года начинает преподавать народные узбекские танцы в Ташкентском хореографическом училище.
..

Далее о Розие Каримовой «1929..34 Ташкент»


5. Гани Кайдани

Предыдущие части в 1925..28 Бухара, «1929..40 Ленинград»

Биография, рукописный текст ..

.. В 1930 году после окончания учебы был направлен в гор. Самарканд (тогда столица Узбекистана) на работу доцентом в Узбекский госуниверситет.
В 1934 году его направляют редактором Узпартиздата в г. Ташкент. ..

Далее 1935..40 Ташкент


6. Махмуд Баширов
о его семье в Казань

из «Начав выявлять свою родню, со всем своим народом породнишься«..
Махмуд Фаттахович (1900-1943) уехал в Самарканд, закончил педагогический институт, преподавал математику и физику в Узбекском педагогическом институте и университете, знал четыре иностранных языка, составлял арабско-русско-татарский и турецко-русско-татарский словари, сочинял стихи на французском языке, собирал старинные книги – у него была большая библиотека… Эдип Махмудович Баширов родился в 1934 году..

Далее о его сыне в 1953..55 Самарканд

Его дяди: Хайдар – в Ташкенте, Зайнетдин – в Намангане.


7. Искандер Файзуллин

1930-е Самарканд — Искандер Хасанович Файзулин с87(94)..арх-Еникеевой Сагадат; =Коллекция-Рафаэля=;- работал в Самарканде

— супруг Марьям Якубовой


8. Махмут Такумбетов

из http://wiki02.ru/encyclopedia/Takumbetov_Mahmut_Ishakovich/t/13730 ..
После окончания Узбекистанского ин-та нар. х-ва (г.Самарканд, 1936) работал в Ин-те экон. иссл. Госплана Туркм. ССР (Ашхабад), ..
НЕ ОФИЦИАЛЬНО, О МАХМУТЕ ИСХАКОВИЧЕ ТАКУМБЕТОВЕ Родной край 2’2022. стр.221-223 ..
.. Среди его родственников были артисты цирка известной довоенной татарской группы «Вали, Кали и другие». Но самым известным его родственником был Гали Чанышев (брат отца) ..

Далее о Такумбетове в «1929..40 Туркмения», «1929..40 Дальний Восток», «1941..52 Кавказ», «1947..52 Бухара»


9. Зиннат Фатхуллин
О нем в «1924..28 Самарканд»

конспект перевода с татарского — 1987 Тауфик Айди «Тылсымлы куч» 3. От сабли к перу, стр.22-29

.. когда работал в Пасдаргомском райкоме партии (Самаркандская область) слушал известного сказителя Эргаша Жаман БылБыл-улы его дастаны «Кол-углы», «Нугай-хан», «Аваз-батыр» .. 180-страниц на латинице «Кул-углы» не были изданы ..(1934)
.. Зиннат поехал на 1-съезд писателей Татарстана с узбекскими писателями Хусаин Шамсутдинов, Зия Саид, Шакир Сулейман, Абдулла Кадыри .. Там встретился с Кави Наджми, который хотел оставить его в Татарстане ..

Далее о нем в 1935..40 Ташкент


Далее 1935..40 Самарканд

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress