tatar.uz folk history

1883-04-05

1883 фельшер Мамина и переводчица Нургалиева

опубл.2021, доб.2024-07-28


1882..1909 Амбулатория на Чор-Су

1885-86 Tashkent -Chorsu-bazar (Циммерман_Эдуард)

район Хадра справа от базара Чорсу
из «Медицина в Ташкенте в первые годы присоединения к России« Амбулаторная лечебница для туземных женщин и детей

 

В октябре 1882 года была подана генералу М. Г. Черняеву докладная записка женщинами-врачами: Н. Н. Гундиус, А. В. Пославской и Е. Н. Мандельштам об устройстве амбулатории для туземных женщин и детей, условия жизни которых и религия не позволяют обращаться за врачебной помощью к мужчинам. М. Г. Черняев отнесся со вниманием и участием к делу устройства лечебницы, обещав и содействие, и средства. Успеху дела немало содействовал окружной военно-медицинский инспектор И. П. Суворов. Назначена была комиссия с участием наличных женщин-врачей для выработки проекта положения лечебницы. Некоторые члены комиссии относились недоверчиво к будущности этого учреждения, как самостоятельного, и предлагали придать ему характер благотворительного.

Проект положения, однако, был выработан на общих основаниях и представлен в конце того же 1882 года генерал-губернатору, причем, ввиду новизны предстоящего дела, женщины-врачи предложили свои услуги безвозмездно, пока не выяснится польза и степень необходимости лечебницы. М. Г. Черняев, будучи уверен в прочной будущности учреждения, утвердил проект 13 февраля 1883 года и приказал открыть лечебницу с назначением постоянного штата служащих.

Первой заведующей амбулаторией была назначена Н.Н.Гундиус, помощницей – А. В. Пославская, а Е. Н. Мандельштам занималась сначала в качестве сверхштатной, после же смерти Н. Н. Гундиус заведующей была назначена А. В. Пославская, помощницей Е. Н. Мандельштам. Фельдшерицей долгое время состояла жена капитана Биби-Лафита Мамина, а переводчицей татарка Биби-Гафифа Нургалиева.

 

Открытие амбулаторной лечебницы состоялось 4 декабря 1883 года.
Содержание лечебницы отнесено на земские средства, из которых в первые годы ее существования расходовалось по 3160 рублей в год, город же отпускал необходимое количество медикаментов на сумму до 2000 рублей в год.

С 1895 года лечебница содержалась на городские средства.
Упорный труд и внимательное и осторожное отношение к делу первых женщин-врачей поставили дело оказания помощи туземным женщинам и детям на возможную высоту.

 

С 1905 года при амбулатории имелось 4 кровати, а в случае крайней нужды их число увеличивалось до 6. Число стационарных больных было небольшое. С 1905 года с амбулаторных больных во всех городских лечебницах и больницах взималось по 10 копеек за совет и 10 копеек за лекарства, кроме самых бедных людей. Такого сбора в доход города поступало в течение года более 4000 рублей.

Так, в 1909 году их было 44, из них 19 рожениц. Число амбулаторных больных в начале 20 века доходило до 30 тысяч, а число посещений – до 33 тысяч.

Амбулатория помещалась в наемном доме около базара в махалле Хадра. Помещение даже при скромных требованиях оставляло желать многого.


1884.. Посещение амбулатории генерал-губернатором

Фетисов. ТРЕТИЙ. Николай Оттонович Розенбах. Глава пятая
Особое внимание Николай Оттонович обратил на основанную здесь год назад амбулаторную клинику для женщин и детей, которой заведовала Н. Н. Гундиус.

Это медицинское учреждение, где врачами работали, — учитывая местную специфику, — исключительно женщины, успело заслужить полное доверие у мусульман старого города.

Розенбах осмотрел клинику, расспросил заведующую о её деятельности и выразил желание лечебницу значительно расширить.


П. В. Путилов. Из путевых этнографических наблюдений совместной жизни сарт и русских. (Сообщение чл.-с. Запад.-Сиб. отд. Импер. Рус. геогр. общ. П. В. Путилова, читанное в заседании Отдела 26 октября 1887 года). — Омск, 1887
Как бы то ни было, мусульманки у разных народов все-таки поставлены более или менее различно в семейном быту.

Татарка, киргизка и турчанка более хозяйки дома, чем сартянки. Татарки и киргизки пользуются большой свободой: первые прикрываются только слегка, и то когда проходят мимо мужчин, киргизки никогда не закрываются. Они даже слишком свободно смотрят на свои семейные отношения…

Сартовская семья совершенно разделена на две части, так сказать, расколота: мужчины все время проводят на улице, где и готовят сами себе пищу, где иногда и спят в своих лавках и мастерских, женщины все время проводят у себя дома. Женщины готовят для себя дома отдельно, и даже бывает так иногда, что муж дает ей с семьей какой-нибудь пустяк на пропитание, а иногда и вовсе оставляет на произвол: пусть сами питаются как хотят. Это весьма отражается на питании женщины, как видно из медицинского отчета.


Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress