Тауфик Айди — Волшебная сила (о Галие Измайловой)
перевод с татарского — Дания Таджиева
Красота поэзии движения
Первые шаги
Прага. Всемирный фестиваль молодежи и студентов. На сцену нежными шагами выходит девушка и как волна по воде, вокруг площади начинает плыть в соответствии с мелодией, вибрирует, качается, кружится, потом усиливает интенсивность, то играя поворачивает руками, то вращает тело веретеном, кружит с дребезжанием, от этого косы волос заворачиваются в кольца, ярко-цветастое блестящее платье, завораживающий взгляд — все это заворачивается в таинственный клубок, а потом как будто распутывая этот клубок танцовщица вращаясь приближается к зрителям и размахивая руками отдаляется вызывая в зале продолжительные аплодисменты. Жюри награждает танцовщицу золотой медалью, пресса и радио сообщают ее имя на все континенты. Вот так в 1947 году 24-летняя Галия Измайлова становится известной на весь мир как мастер искусств.
… Галия Измайлова во время учебы в 74-школе сама начинает ходить в танцевальный кружок. В 1934 г. она привлекает внимание умелым исполнением народных танцев. Будучи в составе жюри знаменитые Тамара-ханум, Мукаррама Тургунбаева спрашивают у нее — Доченька, хочешь учиться в балетной школе? — и увидев желание Галии сразу решают вопрос.
Галия в балетной школе занимается увлеченно с воодушевлением. Эта чувствительная девушка привлекает к себе внимание педагогов. Но все они находят дарование Галии в исполнении народных танцев большим чем классического балета. А Галия хоть отроду не была особо привлекательной, своим горячим желанием, удивительным трудолюбием, тщательным изучением каждого движения умеет показать себя красивой.
«Когда я поступала учиться в балетную школу, она уже была в одном из старших классов, — говорит засл.артистка РСФСР Шахсонам Асфандиярова, — по обычаю старшие брали шефство над младшими. Галия-опа выбрала меня, может потому что я была татаркой. Вскоре мы с ней подружились, привыкли друг к другу. Она восхищала силой своего желания, неустанностью. В выходные все ученики уезжали по домам, а Галия-опа и по воскресеньям вся покрываясь потом училась танцевать на кончиках пальцев, видимо для балерины ее фигура была тяжеловата и она желая похудеть потратила много сил.«
В 1941 году окончившая школу балета Галия принята в Узбекский театр оперы и балета им. А.Навои. Когда во время войны из завоеванных врагом республик в Ташкент приезжают известные коллективы мастеров искусств, она встречается со многими известными артистами. Евгения Обухова, Валентина Вельтзак и другие опытные педагоги учат молодых классическому балетному танцу, а Галим Камилов — узбекским народным танцам. Но то что в Узбекском Государственном театре оперы и балета главным балетмейстером начинает работать Павел Йоркин для Галии было самым большим счастьем.Потому что Йоркин засучив рукава приступает к воспитанию молодых артистов, составляет многолетнюю программу, поднимает физическую подготовку учеников и ежедневно проводит занятия по освоению упражнений классического балета, заставляет молодежь трудиться до семи потов. Не жалеющей себя Галии вскоре Йоркин говорит — Вы будете хорошим исполнителем классики, Вы обладаете свойствами истиной балерины.
Постепенно Галия начинала учиться чувствовать свою фигуру как будто без костей, с легкостью двигаться, ходить на кончиках пальцев, вращаясь останавливаться, «вышивать узоры ногами». Но на своем первом спектакле «Бахчисарайский фонтан» уделив особое внимание технике движений, чистоте исполнения, не смогла полностью раскрыть мир своего героя, ее душевное состояние. Несмотря на аплодисменты зрителей, Галия как только покинула сцену горько заплакала из-за того что не смогла должным образом сыграть роль.
Йоркин на первых спектаклях особо постановкой классики не увлекается, чтобы «закалить» труппу ставит перед исполнителями только посильные задачи. Измайловой в этом плане полагалось чтобы пальца ног были прочны как металл, осанку держала устойчиво как статуя, а самое главное — оторвавшись от земли уметь летать. В тоже время он ставит цель чтобы на кончиках пальцев двигалась мелкими шагами, заигрывая бежала делая полуобороты, кружилась размахивая руками, при этом должна была научиться передавать душевное состояние, настроение своей героини. То что старания не прошли даром показывает ее игра в роли Сванильды в спектакле «Коппелия». Увидев Галию в этой роли народная артистка СССР Ольга Лепешинская выражает свое восхищение словами «Какая искренность!»
Спектакли Чайковского «Лебединое озеро», Минкуса «Дон Кихот» служат экзаменом для Галии в освоении техники балета, достижениям мастерства артиста. Для танцора роль Китри очень многослойна. Галия успешно справляется и взмахивая — взлетая не сконфузившись прыгает в даль. Кроме этого зрители не могут не видеть как в этих спектаклях Измайлова создает интересные образы. Китри — Измайлова очень живая активная чувственная девушка. В одно и тоже время она шаловливая, наивная, гордая и доверчивая. Измайлова — Одиллия коварная, проворная, смелая, ее танец таинственный, меет оттенок тревожности, руки удивительно порхают, взгляд колючий.
Эти образы позволяют любителям искусства узнать Галию как истинную актрису и балерину.
Чтобы быть балериной нужно сочетание красивой фигуры и нежности движений. Это счастье если эти два качества присущи одному человеку. Галия начинает сильнее чувствовать секреты красоты движений от спектакля к спектаклю, забываясь устремленно танцует, но ей не хватает врожденной красоты фигуры. Чтобы этот недостаток зритель не заметил, не увидел, для защиты остается только один выход — она должна неустанно повышать мастерство танца. Ее приближает к цели раскрытие секретов искусства узбекского танца, непрестанное изучение достижений хореографии прошлого и настоящего. Победа на Всесоюзном смотре артистов эстрады 1946 г., потом получение первой премии в Праге подтверждают, что старания Галии начинают приносить плоды.
..
продолжение 1950..1970 Тауфик Айди о Галие Измайловой
еще о Галие Измайловой «2002-06 встреча в доме Булатова»