tatar.uz folk history

1960-07-30

1950..1970 Тауфик Айди о Галие Измайловой

Тауфик Айди — Волшебная сила (о Галие Измайловой)
начало 1934..47 Тауфик Айди о Галие Измайловой

..
На пути достижения мастерства.

Созданные Галией новые образы Тао Хоа в «Красном маке» Р.Глиера, Наташи в «Береге счастья» А.Спадавеккия, Кармен в «Болеро» Равеля, Симбика в «Шурале» Ф.Яруллина совершенно непохожи друг на друга.
Давая понять учителям, что «самая любимая роль та, которую исполняю сегодня», Измайлова все силы отдает чтобы играть мастерски неповторимо.
Зная секреты движений, умело владея телом, способная входить в образ, достигая в исполнении легкости и нежности, внося в каждый танец свою окраску, свой оттенок, свое душевное тепло, вскоре Измайлова завоевав любовь зрителей, становится первой балериной молодого узбекского балета.
В росте мастерства Галии произведение Г.Мушеля «Балерина» занимает особое место.
Любитель танца одна деревенская девушка, вопреки воле отца, поступает в школу балета, участвует в концерте и уезжает на Всемирный фестиваль как представитель узбекской молодежи. Так как это произведение напоминает Измайловой свою биографию, образ Гульнар она исполняет особенно воодушевленно и увлеченно — танцует красиво, с настроением, открыто демонстрируя счастливую судьбу балерины. Йоркин учитывая личные возможности Галии берется за постановку произведения. Так как сюжет охватывает всю учебную программу балетной школы и танцы переплетаются с пантомимой, создание образа удается. Радостная гармоничная музыка, танцы состоящие из цеочки разных концертных номеров дают возможность Измайловой полнее показать ее своеобразное дарование. Героиня Галии показана страстной, радостной, всегда устремленной вперед девушкой.
Роли исполненые Измайловой общественность год от года наблюдает все с большим интересом. Например в «Мирандолине» С.Василенко и В.Вайнонена Галия хозяйка гостиницы. Произведение больше тянет к драме с участием танцев, чем к балету, поэтому для балерины это не очень выгодно. Ленинградский критик Н.Каплан-Смирнова так делится своими впечатлениями:
«Вот на сцене опять видна восхитительная хозяйка гостиницы — Мирандолина в исполнении Галии Измайловой — истинно героиня Гальдони, удивительно энергичная, иногда кокетливая, упрямая, иногда в виде поаелевающей, но всегда нежная и милая. Измайлова — Мирандолина пленяет зрителей своей удивительной привлекательностью. Нет ни одного неоправданного жеста, ни одной ошибочной линии… Новая роль известной балерины демонстрирует не только ее как умелую танцовщицу, но еще раз утверждает как красивую актрису».
после постановки «Дон Жуана» балетмейстер А.Кузнецов сообщает, что кроме Галии Измайловой не может себе представить спектакль, ее талант помогает раскрыть образ Хуаниты, весь рисунок спектакля готов только после того, как Галия продемонстрировала свою героиню в танце, в результате облегчается работа и другим балеринам.
Хуанита шаловлива, влюбоена в свою красоту, с хорошим характером, доверчивая, избалованная девушка. Танец многокрасочный, аллегорический, ритмика многослойна.
Игривое преодолевание технических сложностей, отражение мыслей через танец, способность донести чувства до зрителей импровизацией движений подобно естественным, умелое выражение чувств, изображение каждого узора танца помогают Измайловой раскрыть образ и смысл спектакля.
На середине зеленой лесной поляны — дом с черепичной крышей. На сцене деревенские парни с большим интересом наблюдают за закрытыми воротами. Соперники стараются танцевать превосходя один другого. В это время из леса выскакивает Хуанита и попадая в неожиданную ситуацию, посмеявшись, застывает. Вот ее окружают разгоряченные кавалеры, девушка как бы желая избавиться от назойливых парней начинает содрогаясь кружиться. В танце никто не может с ней сравниться. Но она не хочет разочаровывать ребят, она только немного их отпугивает вихреподобным кружением и кокетничает. Потом подпрыгивая направляется в сторону дома дразня кавалеров как будто привлекая и в тоже время останавливает их танцуя так, что искры вылетают из под ног. Когда из дома выходит недовольный отец Хуаниты, девушка притворяется удивленной что двор заполнен юношами и обидившись на ругающего отца, быстренько ускользает в дом. Вот она надев головной убор, подвязав фартук идет за водой. Здесь ее поджидает новое приключение — приплывший на лодке красавец Дон Жуан и тяжеловесный Лепорелло. Не успев глазом моргнут, Хуанита сбрасывает головной убор и фартук готовясь влюбмть в себя новых парней. Пожирающий взглят Дон Жуана ее удивляет, вырвавшись из объятий незнакомого господина, она испугавшись пятится назад. Как будто загипнотизированная протянув руки опирается на Дон Жуана. Начинается дуэт танцоров. Девушка пытается защититься, сопротивляться. Дон Жуан выражает желание жениться, надевает кольцо и повелевает сейчас же считать его мужем. Хуанита радуется, как поющая птица на языке танца радостно щелкает, оперевшись на руку будущего мужа обходит долину. после того как коварный Дон Жуан вскочив на лодку, спрятанную в лесу, бросив обманутую девушку, зрители еще раз представляют себе радостную душевную Хуаниту и разделяют горе ставшей близкой их сердцу особы.
Измайлова настолько точно, совершенно играет роль Хуаниты, настолько оригинально, в несколько ироничном плане раскрывает эту партию, что хочется сравнить ее с другими видными мастерами, ожививших героев великих испанских драматургов Лопе де Вега, Тирсо де Малина на советской сцене.
В 1966 г. во время гастролей в Каире арабский журнал «Имана» про выступление советского театра пишет: «Галия Измайлова в «Дон Жуане» не только красивая классическая балерина, невозможно не обратить внимание на степень обладания сценическим мастерством, это свойство только усиливает чувство понимания жизни, она личность воплотившая в себе тонкий вкус, совершенное искусство.»

… Отдыхающие в Сочи вместе с Галией удивляются тому, что она в 6 утра встает и куда-то уходит, однажды проследив и увидев как вытирая полотенцем пот она в течении 2-х часов на уединенной пионерской сцене выполняет упражнения поражаются — Разве Вы не отдыхать приехали? Так отдаваясь своему делу Измайлова технику танца доводит до совершенства, а умение входить в образ позволяет ей танцевать любую роль. Неугомонная душа своеобразно влияет на творчество — образы созданные Галией активны, страстны, ей свойственно забывшись танцевать демонстрируя сильные чувства. Хотя на втором десятке лет деятельности подрастают молодые соперницы, Галия подчиняя себе роли сохраняет первенство благодаря большой работе. Измайлова любит искать, поэтому она не цепляется за один образ а играет все новые и новые роли.
Балетмейстеру работать с Галией легко и полезно потому что она энциклопедически грамотна, становится советчиком, созидателем образа благодаря опыту и мастерству. Галие после исполнения основных партий все более раскрывается весь ход спектакля, его краски, рост темпа и ритмики. Кроме того, творить рядом с известной балериной, создавшей 45 образов, удостоенных аплодисментами советских и зарубежных зрителей, само по себе радость и гордость.

Новая грань творчества.

В пятидесятые годы Узбекский театр оперы и балета нуждается в балетмейстере, временные сотрудники не знают потребностей и возможностей коллектива. Галия оставшись без опытного руководителя начинает самостоятельно искать, независимо изучает театр, танец, музыку, живопись, литературу. Ее приглашают в Московский Государственный институт театрального искусства, но Галия учитывая необходимость основательного освоения танца и не желая разлучаться со сценой в 1956 г. поступает на режисерский факультет Ташкентского института театрального и художественного искусства. В этом же году она первый раз испытывает свои силы как режиссер. Вместе с Б.Завьяловым ставит «Лебединое озеро».
Балет, который для многих считался непосильным, они читают по своему, усиливают конфликт, уже в прологе вводят красавицу принцессу Одетту и влюбленного в нее Черного рыцаря. Когда Одетта отвергает любовь юноши Ротбард мсит ей превращая в белого лебедя. Это и другие нововедения приблизили к зрителю романтические образы, реалистичностью обогатив спектакль.
Работа балетмейстера удовлетворяет, она ставит на сцене все новые и новые произведения. Среди них в качестве дипломных работ постановки одноактных балетов приносят особую известность Измайловой. В центре советской хореографии — Ленинграде искушенные зрители рукоплещут, увидев новые роли Галии. «Лениградцы видели много образцов балетных постановок на музыку симфонических произведений М.Равеля, постановка Г.Измайловой «Болеро» очень хорошо выражает в танце музыку гениального композитора» — писала газета «Ленинградская правда» 4 декабря 1964г.
В 1968 г. Измайлова на музыку узбекского композитора И.Акбарова ставит одноактный балет «Лейла и Межнун» посвященный 525-летию Алишера Навои.
В симфонической поэме трагические гармонические звуки кроме раскрытия характеров, изображают горе людей от роковой любви.
Чтобы максимально использовать музыку Галия показывает события в трех планах. Это помогает сгустить действие. Балетмейстер через классические танцы слоями раскладывает встречу, влюбленность, трагическое свидание, сватовство нелюбимого юноши, клятву, потерю воли и возвышает смерть.
На заднем плане играют хороводы, хор, из темноты поочередно выходят Лейла и Межнун, танцы героев на переднем плане — такое напряженное, насыщенное течение событий покоряет зрителей.
Вместе с постановкой балета, Галия сама в этих спектаклях продолжает исполнять ведущие партии. В «Лебедином озере» Одетта, в «Лейли и Межнун» Лейла ее талант раскрывается подобно цветку. При исполнении этих ролей она достигает драматической ясности, действенности, при создании стиля этих образов воплощает их как личности, обладающие силой воли, твердым характером.
Но когда эти роли исполняют другие артисты, Измайлова одобряет их воодушевление, свойственные дарованию качества, обогащающие образы, потому что она очень хорошо знает, что оригинальность — первое определяющее условие искусства.
Галия день ото дня интенсивнее вступая на новую арену искусства, для балетных постановок «Штраусиана», «Кашмирская песня» Мушеля, для оперы Бородина «Князь Игорь» пляски кипчаков, а также танцы для оперы Ашрафи «Дилором» пишет тексты для хореографии, выполняет либретто для балета Б.Завьялова и Акбарова «Мечта».
Эти труды еще раз утверждают ее ищущую творческую натуру. Ее постановки извещают о приходе в узбекский театр талантливого балетмейстера. Вот поэтому сопереживающий, помогающий, с богатой фантазией, неустанной душой Галию Измайлову назначают главным балетмейстером Ордена Трудового Красного Знамени театра имени Алишера Навои. Для достижения успеха при выполнении этой ответственной работы она не жалеет ни вдохновения ни способностей.

Подобие радуги.

Во время отдыха в Кисловодске ее приглашают к телефону.
— Товарищь Измайлова — говорит голос из далека, — Вас беспокоит министр культуры Болгарии. Общественность страны просит Вашего участия в празднике искусств.
Надеющаяся отдохнуть после напряженной работы в театре, гастролей по стране и зарубежом артистка решившись отказать ищет удобный предлог.
— Спасибо, но я не смогу приехать, спектакли ..
— Только соглашайтесь, мы сами позаботимся об освобождении от работы — говорит министр.
— Я же на отдыхе еще ..
— Вы наберетесь сил в самом красивом уголке Болгарии где только пожелаете.
— Я же не могу танцевать, ногу вывихнула.
— Только приезжайте, Вас будут лечить лучшие профессора.
Так как участие Измайловой на праздниках искусств поднимало уровень фестивалей такие предложения часто повторялись. Звезда советского мюзик-холла Галия уже выступала в 35 странах. Только в одной Франции она была на гастролях 4 раза. Зрители аплодировали ей со словами «Нежная техника», «виртуозное мастерство», «восхитительная музыка».
Некоторые могут исполнять или только классический балет или народные танцы. Творчеству Галии Измайловой свойственно освоение европейского классического танца, соблюдение эстетических законов школы русской хореографии, усвоение техники классического восточного танца, познание философии традиций стран восходящего солнца. Речь мдет не только об ее изучении, исполнении, а о соблюдений законов телодвижений танцевальных школ, глубоким освоением секретов технологии. Результатом старательной учебы в студии узбекского балета является доведеннле до совершенства исполнение непохожих друг не друга танцев Индии, Кореи, Испании и Бирмы с участием всех тонкостей пластики.
— Меня с детства вдохновляла узбекская хореография, — говорит актриса, — Узбекские танцы чувствами, движением тела и рук с изобилием нюансов и нежности, их исполнители вызывали большой интерес. Потом старалась ездить в страны Востока потому что таи танцы в сравнении с западными богаче, интереснее.
Хотя первые уроки она получила у Иосифа Кызык, Мукаррамы Тургунбаевой, ей пришлось узбекские и вообще восточные классические танцы в основном постигать свим старанием, своим творческим поискои, что привело к достижению результатов. Во время войны в холодном классе она готовит свои первые концертные номера. Анвар Бараев, играющий на дойре помогает ей исполняя различные ритмы и демонстрирует отдельные движения таджикских, бухарских танцев. В узбекских традиционных танцах не бывает конкретного характера, сюжета — в абстрактной форме раскрываются жизнь и смерть, радость и горе и другие темы. Галия в ферганских, таджикских, бухарских танцах старается телодвижениями изобразить конкретный характер, поэтому ее первые же выступления успешны.

На сцене — Галия Измайлова

Поочередно играючи руками она что-то доит, сеет, потом танцует в такт музыке, части тела то вращаются, то сгибаются будто без костей, ноги не только бегут, летают!
Узбекский танец — игра всех элементов, движение рук — продолжение движения тела исходят из повелений ритмики танца.
При исполнении старинных танцев актриса руководствуется не этнографической правдивостью, а интересуется глубоким смыслом танцевальных композиций, законами наслоений пластических образов, потому что именно в этом проявляется индивидуальность образного мышления народа. Галия выбирает фрагменты танца — ходьбу, фразу, ритм, намерене и пытается раскрыть их секреты.
Ферганский танец. Измайлова не спеша ступает словно скользит, движения руки словно шелком вышивают, нежные, гибкие; тело колышется только волнами, а потом вихрем начинает кружиться. Красота узоров движений старинного танца видна, но символическое внутреннее содержание не совсем понятны. Галия старается использовать только те узоры, которые открыты пониманию. Например «ястребиная шея» — не опрокидывая головы ритмичные повороты по сторонам выражают ищущий взгляд дикой птицы. Но эта деталь в сочетании с известными движениями рук и тела может выражать колыхания тюльпанов, гроздьев винограда от порывов ветра. Современный зритель воспринимает это как плутовство, кокетство, шаловливость. В ферганском танце есть и такое движение. Если нарисовать этот танец условные узоры говорили бы о цветах, деревьях, листьях, животных, птицах, плодах. В общем танец изображает щедрость и красоту природы. Вот этой возвышенной демонстрации и достигает Галия.
Содержание старинных танцев, передающихся из поколения в поколение окончательно не раскрытое, условными движениями в течении тысячелетий выражают мнение народа, его понятие реальности.
Бирманский танец напоминает миниатюрный балет — обреченная на вечную неподвижность золотая статуя в один момент оживает и наслаждается познав радость движения.
«Лунной ночью» — строгий торжественный танец. В соответствии арабской хореографии у танцора играет каждый мускул, сотрясаются грудь, бедра. С ускорением ритма музыки движения усиливаются, сбрасывается чадра!
Разглядывая сценические костюмы, сувениры, привезенные из разных стран — Арабской республики, Бирмы, Франции, Мексики.., гости Галии спрашивают:
— Когда же ты переедешь из своего глиняного дома? Если будет землетрясение все твои сокровища пропадут под землей!
— Мой дом просторный, сад богатый. Сейчас угощу вас свежесорванной зеленью — говорит Галия.
— Какая зелень, если соломенные заборы разрушаться и сама пропадешь!
— Этот дом связан со многими воспоминаниями, бросать не хочется …
В 1966 г. землетрясением разрушило очень много близлежащих домов, а у Измайловой вреда не было, только потолок немного треснул. Галия пишет шутливые письма своим гостям которые «сглазив» уехали — «усадьба» более соответствующая традициям изрядно поспорит с окружающими вновь возведенными величавыми каменными домами!
Но в творчестве она традиции приближает к современности. Не принося вреда природе национальных танцев, использует этапы техники европейской классической зореографии. Благодаря этому восточные танцы становятся еще богаче, узоры увеличиваются, реализуются, движения облегчаются, но становятся интенсивнее. Если бы сама балерина не была постановщиком, она наверное не смогла реализовать восточную классику — танцевальные миниатюры.
В мексиканском танце Галия одетая в черное, сжатая в комок, взгляд погружен в себя. Движение рук с колокольчиком подчиняют ритму движения тела. Движения полны скрытого смысла, как будто исполняется тайный ритуал, актриса похоже осуждает неизвестную беду.
В кубинском танце Галия изображает веселый карнавал. В нежной кофте, веером сложенная юбка, на поясе широкий черный ремень, разрез воротника открытый, в руках бубенчики. Измайлова будто на крыльях то туда, то сюда мечется. Горделивые движения, разные ритмы, игриво-величавые повороты корпуса. Сотрясая обеими руками в одну сторону, колыхая оборками юбки, то ступает легкими шагами, то танцует вширь, поворачивая поясницу. Легкие, точные, энергичные ритмические движения своей нежностью, светом приводят к ощущению праздника.
Цыганский танец. Одета в кофту с короткими рукавами, на груди которой монетки. Длинная юбка с крупными цветами по краям похожая на колокольчик с воланами. Цветы собраны и обвязаны тесьмой с монетками. Накинута шаль. Галия левую руку кладет на грудь, правой придерживает шаль, ступая начинает танец. Потом сотрясая руками начинает чаще топать ногами, руками хвататься за голову и поворачивает ее, потом поясницу … Темп усиливается, руки, пальцы сотрясаются, фигура пребывает в смеси огня и молний. Хлопая руками, резко прерывая вращения, вихрем кружащаяся фигура вдруг подняв торжественно левую руку замирает. Нарастает гул аплодисментов.
На голову положив сосуд, поворачивая-разворачивая все части тела Галия исполняет индийский танец.
Взяв в руки длинную палку или мечи исполняет корейский танец.
Знакомит зрителей с танцами Индонезии, Туркмении и искусством других народов. Бывая в разных странах она не довольствуется только исполнением одного подготовленного репертуара, обозрением представлений чужой страны, созерцанием красот, Измайлова изучает каждый из национальных танцев и исполняет две программы «танцев народов мира» волнующие сердца людей, ласкающие взгляд. Мы приходим посмотреть ее представление и чувствуем молниеносный цыганский темперамент, кубинскую лихость, внутреннее содержание индусов, как будто видим их образ жизни, горе и радость. На этих концертах мы ввместе с танцовщицей путешествуем по разным странам и материкам.
В творчестве Галии особенности художественной пластики Запада и Востока, традиции русского и узбекского танца переплетаются вместе. Такой необычный художественный синтез в истории хореографии дает удивительные результаты. Но техника танца является для Измайловой только ключом, волшебной палочкой, помогающей раскрыть сущность образа. В каждой исполняемой партии, каждом танце есть «измайловское» мастерство. Какие бы не были герои, Галия жизненной силой, полным «растворением» в танце покоряет зрителей.
Поэтому видные деятели искусства нашего времени Жерар Филип, Раж Капур, Жан Маре и другие выражая восхищение танцами подобными радуге в исполнении Измайловой дарят памятные подарки.

Благополучие в движении

Во время беседы в Ташкенте про известных, талантливых представителей искусства писатель Зиннат Фатхуллин упомянул имя известной балерины.
— Мы ведь в известной степени земляки, — сказал он. — Родители Галии — Баязит-ага и Хадича-апа из деревни Иш Сергачского района. Горьковской области. Еще до революции они прехали в Томск. Галия родилась в этом сибирском городе, но вскоре семья переезжает в Ташкент, вследствии чего вся ее жизнь, деятельность связаны с судьбой Узбекистана.
Видный узбекский режиссер Т.Худжаев ставит пьесу «Моя красавица Асал»в Татарском академическом театре им.Г.Камала. Спектакль пользуется успехом, с группой артистоы режиссер удостаивается премии Тукая. Вскоре этот спектакль был представлен казанским зрителям Узбекским академическим театром им.Хамзы. В один из вечеров Шахсенем Асфандиярова, Равил Шарафиев играют вместе с гостями в спектакле «Моя красавица Асал». Зрители с удовольствием смотрят спеутауль идущий на двух языках. Многие не знают что Галия Измайлова тоже вложила свою долю в эти светлые страницы дружбы родственных народов.
Однажды Ташхужа Ходжаев сказал свей однокласснице по балетной школе:
— Меня приглашают в 2 места ставить спектакль, одно в Казань. Куда ехать?
— И речи быть не может, конечно в Казань! — ответила Измайлова. — В театре Г.Камала очень сильный ансамбль, посеяные семена упадут на хорошую почву. Потом обо мне не забывай!
Когда театр Хамзы собирался в дорогу Галия однокашнику дает наставление:
— Спектакль «Моя красавица Асал» вместе играйте. Это будет очень интересно, поучительно и полезно.
Англия , Германия, Бирма, США, Румыния, Ливан, Китай, Норвегия, Судан, Индия, Куба, Цейлон — наша землячка являясь прежде всего представителем советского искусства отправляется в такие далекие страны. Не только узбекистанские ансамбли «Шодлик», «Бахор», но и казахстанский «Гуллар», каракалпакский «Айколач», московские, лениградские коллективы приглпшпют ее ставить танцы. В разных уголках нашей Родины миллионы зрителей хотят видеть праздничные с душевным подъемом выступления Галии Измайловой. Поэтому наших земляков трудно застать дома.
— Татарский образ только один раз создала, — сетует она, — в балете «Шурале»танцевала Сюембику. К сорокалетию судбьа мне предоставляла чаще возможность быть только в роли зрителя родного искусства.Ожидаю концертные бригады, театральные гастроли,люблю «Зангар шал». Когда звучат татарские песни душа наполняется — вспоминаю отца. Он был любитель напевать родные задушевные мотивы.
— То что Галия опа интересовалась татарским искусством можно видеть по ее письмам, — говорит Шахенем Асфандиярова, — во время встреч бывает много разговоров. Знаете, она и сейчас ежедневно по два часа делает упражнения, потом опять продолжительные репетиции начинаются …
Галия ханым воспитывает ребенка, выращивает сад, читает специальную литературу, снимает фильмы с выступлениями наших и зарубежных известных балетных мастеров, анализирует их достоинства и недостатки, наблюдает за друзьями, молодым помогает, занимается общественной работой, член партии, будучи дважды избранным депутатом Верховного Совета Узбекистана участвует в государственных делах — короче в вечном движениии. Вот такая активная жизнь помогает ей видеть важность, правильно оценивать, с рахмахом планировать свою работу. Галия ханым в узбекские народные танцы привносит зрелость, совершенство. Она при исполнении народных танцев не использует отдельные мелкие украшения, а обогащает их симфоническими оттенками. Измайловой чтобы с одной роли переключиться на другую хватает нескольких минут. А ведь одних только миниатюр в ее исполнении более 50. Газета «Социалистик Татарстан» от 27 июля 1969 г. про ее выступления в Казани пишет: «Постижение мастерства народного танца, уважение традиций при исполнении говорит о многом. Галия Измайлова творит таким образом — восхищаешся каждым ее движением.»
Творческие вечера Измайловой проходят исключительно интересно — после исполнения па-де-де из балета «Корсар» Измайлова выходит в образе ферганской девушки, потом исполняет партию из балета «ДонКихот», а затем танец с мечами из «Кирк кыз» …
— Галия очень старательная, умная, чуткий исполнитель — сказал лауреат премии Хамзы писатель Асхат Мухтар.
— Из-за того, что мне нравятся ее высокочувственные, нежные герои, решил образ Измайловой сохранить будущим поколениям, — говорит лауреат государственной премии СССР Чингиз Ахмаров, показывая только что сделанный портрет.
Творчество мастера образного движения Галии Измайловой было высоко оценено общественностью — ей в 1962 было присвоено звание народной артистки СССР, она также была удостоена государственных премий Узбекистана имени Хамзы и СССР, два раза орденом Ленина и другими государственными наградами.
Если Вы окажетесь в Ташкенте, не забудьте посетить Узбекский Государственный Академический Театр им.А.Навои. Главный балетмейстер театра Галия Баязитовна Измайлова несомненно вложила в спектакль свой неустанный труд.

(перевод с татарского — Дания Таджиева, 2019)
————————-
см.также «2002-06 встреча в доме Булатова»

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress