tatar.uz folk history

1895-04-17

1892..98 татарское духовенство, джадиды и народное образование

опубл.2022-04, доб.-05, -06, изм.2023-02, доб.2023-08-14

В религиозных традициях татар было не только строительство мечетей на новых местах расселения, но и организация обучения детей. Рядом с Ташкентом в 1820-х образовалось поселение названное Ногай-курган (1819..27 образование кишлака Ногай-курган), в середине 1850-х в районе Катартал (на нынешнем Чиланзаре) была построена суфисткая мечеть (1850-е мечеть Шарофей-бая), а 1870-х стараниями татарских богачей и чиновников — мечеть Маржани в центре русского Ташкента (1874 покупка земли для мечети около Воскресенского базара) и при ней организована первая официальная в Туркестане школа для татарских детей. Это была не простая задача учитывая политику имперских властей по ограничению влияния татар на колониальных территориях.

Вот пример иллюстрирующий эту ситуацию.

В симбирской деревне откуда родом моя бабушка Шамсенур был мулла Касым Биккулов. В 1926 он написал «Историю деревни Новые Тинчали». В этой истории есть упоминание о Кызыл-Орде и так как этот населенный пункт в то время относился к Туркестанскому генерал-губернаторству описанные проблемы характерны для этого края в тот период (конечно, с учетом субъективности автора)..

..
Николай до последних дней не разрешал татарским муллам и шакирдам ездить в казахские степи. Татары, которые пытались обучать казахских детей, предавались суду. В 1892 году ханы Урды построили красивую мечеть и поставили там имама. Но был дан указ о запрещении приводить сюда казахских детей, брали расписку об этом у имама. Через год в 1893 году с помощью полиции разогнали даже шакирдов-татар. Потому что там были казахские степи, и власти опасались, что казахов обратят в мусульманство. Каждый казах был мусульманином, но русские чиновники хотели, чтобы они обрусели. Многие чуваши, жившие в татарских деревнях, насильно были обращены в православие. Выходит, что чуваши, которые жили в нашей деревне, и есть такие татары. /”Одно время мы учились в Урде, там был мударисом зять Марджани, дамелла Сафиулла, сын Габдуллы, из-за его злобности мы были отлучены от татар»/. Так они рассказывали. Жившие в нашей деревне чуваши и есть такие татары в прошлом.
..

Но развитие науки и техники требовало грамотных работников и передовые деятели стучались в кабинеты чиновников..

Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр.310-314..

Автору статьи посчастливилось найти среди документов Центрального Государственного Архива Республики Узбекистан «Записку о мусульманских школах», написанную Исмаилом Гаспринским, где он разъясняет сущность «новометодных» школ, созданных им в Крыму. Записка датирована июнем 1892 г.

Говоря об отсталости и неэффективности мусульманских конфессиональных мактабов и медресе, Гаспринский говорит и о необходимости изучения русского языка крымско-татарскими детьми.
Естественно, возникла необходимость создания других мактабов. «Но где взять этот другой мактаб?»⁵⁰.
⁵⁰ ЦГА РУз. Ф. И-1. Оп. 11. Д. 806. Л. 2 об.

«Разрабатывая, этот вопрос, — пишет в записке Гаспринский, — в 1884 году я открыл в Бахчисарае мектеб и назвал его «новометодным». На первых порах мусульмане отнеслись к нему недоверчиво, но после первых экзаменов, публично произведенных, число учеников с 9-ти сразу поднялось до 30-ти. Благодаря копированным с русской школы порядкам и введению звукового метода в преподавание, ходжа (учитель в крымско-татарском мектебе — Ш. М.), руководимый мной, успел выучить детей в течение 6-ти месяцев читать по-тюркски, по-арабски, писать по-тюркски и начальным правилам веры. Стало очевидным, что всего лишь за полтора года дети пройдут весь курс мектеба более основательно и шире чем при старых порядках»⁵¹.
⁵¹ Там же.

Таким образом, Гаспринский пришел к выводу, о том, что «всю шестилетнюю премудрость мектебов можно одолеть… за два года, если ввести известные школьные порядки и дать ходжам толково составленные начальные руководства для обучения чтению и письму. Экономизированные таким путем 3–4 года можно посвятить, не нарушая быта и условий жизни мусульман, изучению русского языка»⁵².
⁵² Там же. Л. 2.

Исмаил-бек Гаспринский подробно говорит о необходимости изучения русского языка в мусульманских учебных заведениях по нескольким причинам.
Во-первых, Гаспринский начинает свою деятельность как учитель русского языка в медресе. Во-вторых, на наш взгляд, великий просветитель понимал, что без знания русского языка молодёжь не сможет приобщиться к мировой цивилизации. В-третьих, было очевидно, что без знания государственного языка в Российской империи у молодого поколения нет будущего. Понимал так же Гаспринский и то, что одним из главных условий открытия «новометодных» школ со стороны царской администрации будет вопрос обучения мусульманских детей русскому языку.

Гаспринский издал новый учебник специально для «новометодных» школ под названием «Ховадже i Субьян» (учитель детей), который разошелся тиражом до 4 тыс. экземпляров. Кроме того, необходимо отметить, что за короткий период в Крыму было открыто 30 «новометодных» мактабов⁵³.
⁵³ ЦГА РУз. Ф. И-1. Оп. 11. Д. 806. Л. 2 об.

Рассмотренная нами записка была направлена Гаспринским в 1892 г. туркестанскому генерал-губернатору барону А. Б. Вревскому в целях внедрения нового метода обучения и в Туркестане.
Начальник края, дал задание изучить эту записку 3-ему инспектору народных училищ Туркестанского края Н. П. Наливкину, отвечавшему в учебном ведомстве за мусульманские учебные заведения.

В своём письме в Канцелярию Туркестанского генерал-губернатора от 18 июля 1892 г. инспектор Наливкин, признавая, что Гаспринский прав, когда говорит о том, что мусульманские учебные заведения необходимо реформировать, пишет о том, что в краевом учебном ведомстве давно это уже осознают, и скоро будут приняты необходимые меры.

Вместе с тем Наливкин отмечает, что предложения Гаспринского по поводу организации «новометодных» школ абсолютно не приемлемы для Туркестанского края, так как «господин Гаспринский отнюдь не может считаться компетентным, ибо туркестанских мактабов и мадраса он не знает, а внутренний распорядок Крымских школ, даже и согласно записке, значительно разнятся от распорядков, практикуемых в мусульманских школах Туркестанского края…

Учебник составленный и рекомендуемый г. Гаспринским, вряд ли может пригодиться для наших мактабов уже по одному тому, что язык крымских татар очень разнится от языка сартов… Факт подания г. Гаспринским его записки Главному начальнику Туркестанского края сам по себе служит до некоторой степени выражением со стороны Гаспринского сомнения в обладании и Администрацией Края и Учебным Ведомством знакомства с туземными мусульманскими школами. Если это так, то г. Гаспринский ошибается: ныне Учебное ведомство обладает весьма солидным запасом сведений о свойствах и особенностях названных школ, а равно и о их современных нуждах».
«Я позволю себе думать, — пишет в письме Наливкин — что было бы очень прискорбно, если бы в деле просвещения туземцев Туркестанского Края Русская власть обратилась за помощью к татарам вообще и к таким татарам, как Гаспринский в особенности. В качестве редактора крымско- татарской газеты «Переводчик», г. Гаспринский в течение многих лет отличался направлением настолько антирусским, что верить его готовности служить русскому делу нет решительно никакой возможности»⁵⁴.
⁵⁴ ЦГА РУз. Ф. И-1. Оп. 11. Д. 806. Л. 6 об.–7.

Как мы видим из письма Наливкина в канцелярию туркестанского генерал-губернатора, краевая администрация проигнорировала обращение крымского просветителя по поводу необходимости реформирования мусульманских учебных заведений в Туркестане.
В 1896 г. В. П. Наливкин был снят с поста 3-го инспектора училищ Туркестанского края, потому что его деятельность на этом посту привела к напряженным отношениям администрации и мусульманских учебных заведений.
Вопрос реформирования этих заведений в очередной раз остаётся не решенным.

Исмаил Гаспринский не был простым энтузиастом. Понятно, что близость Турецкой империи к Крыму способствовала появлению там идей европейского образования, но его личную энергию оценили и российские татары-предприниматели. Наверняка, финансовые возможности Гаспринского усилились благодаря его жене Зухре — дочке Асфандияра Акчурина, а это семья крупных симбирских промышленников.. и у них были связи с семьей Ульяновых и Керенских.. городок небольшой (и не виноват Владимир Ильич, что «подложил мину» Владимиру Владимировичу.. это отличник ташкентской гимназии Александр Керенский накосячил ;)

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века, Казань 2021 (стр.114-116)..

..

Несмотря на то, что переписка с генералом-губернатором А.Б. Вревским не принесла результатов, Исмаил Гаспринский отправился в Туркестан. Этот край он посетил дважды – в 1893 и в 1908 годах³.
³ Сабирова Н. К опыту возникновения новометодных школ в национальных окраинах Российской империи // Восток-Запад: аспекты взаимодействия: материалы научной конференции. Ташкент, 2006. С. 156.

В своих воспоминаниях узбекский просветитель Махмудходжа Бехбуди писал о том, что встречался и беседовал с Гаспринским в 1893 году в Самарканде, а также в 1900 году в Стамбуле⁴.
⁴ Бехбудий М. Танланган асарлар. Тошкент: Маънавият, 1997. Б. 79–81.

В целом, посещение крымско-татарским просветителем Туркестана и Бухары придало силы и подняло дух местным национальным прогрессистам¹. Бехбуди считал Исмаила Гаспринского своим наставником².
¹ Ахмедов С. Жадидчилик ва исти.лол // Марказий Осиё ХХ аср бошида: исло.отлар, янгиланиш, тараккиёт ва мустакиллик учун кураш. Тошкент: Маънавият, 2001. Б. 82.
² Алимова Д, Рашидова Д. Махмудхўжа Бехбудий ва унинг тарихий тафаккури. Тошкент: Академия, 1999. Б. 26–27.


Сами татары учились не только в бухарских и самаркандских медресе, а также в стамбульских и каирских, что давало им среди населения Туркестана очень большой авторитет..

1891-11-03 Бухара — медресе МирАраб (Томас Аллен)


из Татарской энциклопедии:

Алимов Сабир Алимович (24.11.1873, с.Татар.Тавла, ныне Лямбирского р-на Респ.Мордовия — 15.11.1939, г.Астрахань), журналист, археограф.
Образование получил в медресе «Мир-и Араб» (Бухара, 1896) и университет аль-Азхар (Каир, 1904). В 1896-1921 преподавал в учебных заведениях Ташкента, Оренбурга, Астрахани, одновременно в 1900-10 внештатный корреспондент газеты «аль-Лива» (Каир).
В 1935-39 сотрудник Ленинградского института востоковедения АН СССР.
Собрал около 500 рукописных книг и сотни документов на арабском, персидском, старотатарском, турецком, узбекском, казахском, ногайском, туркменском и других языках. Наиболее ценная из них — книга 13 века «Китаб аль-Коният аль-Мония» со словарем древнехорезмийского языка.

Литература:
Беляев В.И. Арабские рукописи в собрании Института востоковедения Академии наук СССР. // Уч.зап. Ин-та востоковедения АН СССР. М.-Л.,1953. Т.4;
Миннуллин Ж. Рухи мирасны барлаганда // Казан утлары. 1984. №12
Фатхиев А.С. Татар адипларе хам галимнаренен кулъязмалары. К., 1986.

Выпускники Бухары проявляли себя даже во время Великой Отечественной. Вот что пишет Искандаров в книге «Оренбургские татары»..

Но самым известным из выпускников Бухары был неутомимый Муса Бигиев. Он даже опубликовал в 1908 книгу «Путешествие по Мавераннахру» ..

из Мехмет Гёрмез islam-portal.ru›upload/books/bigiev.doc
..
Те из казанских мусульман, которые хотели углубить свои знания в религиозных науках, отправлялись в знаменитые во всем исламском мире медресе Бухары и Самарканда. Муса Джаруллах не стал нарушать эту многовековую традицию и после окончания лицея направился в Бухару.
Здесь он брал уроки арабского, персидского языка у одного из Коран-хафизов, изучил под его руководством основы исламского учения. Одновременно он брал уроки фикха и философии у едва ли не единственных живших в то время в Бухаре сторонников джадидского метода дамеллы Икрама-эфенди и дамеллы Ийваза-эфенди. У дамеллы Шариф-эфенди он изучал математику и астрономию. Кроме этого М.Бигиев познакомился с наследием Эвклида, Пифагора и Архимеда. Позже М.Бигиев занялся изучением философских воззрений Декарта и Бэкона. Для своего учителя хазрата Мир Шарифа он переводил с русского языка на тюрки некоторые математические трактаты. Так заложились основы его никогда не угасавшей в дальнейшем любви к математике.

Атмосфера, царившая в Бухарских медресе и мектебах не понравилась Мусе-эфенди. Наверное поэтому он, вернувшись в 1896 году в Россию, попытался поступить в одно из учебных заведений на факультет естественных наук, но незнание латинского языка помешало ему осуществить задуманное Эта страсть к математике в дальнейшем оказывала ощутимое влияние на развитие его мышления. Забегая вперед сообщу, что позже он выступил с предложением о соединении общественных наук с математикой в качестве их методологической основы.
..
21
Сам М.Бигиев так описал свой опыт поиска знаний: «Полный больших надежд я путешествовал по исламскому миру, посетил Бухару, Турцию, Египет, Хиджаз, Индию и Сирию. Я видел все религиозные медресе. Но, к сожалению, в конце концов вернулся на родину неудовлетворенным и совершенно разочарованным» .
..
После своего одиннадцатилетнего путешествия за религиозными знаниями Муса Джаруллах в 1904 году вернулся на родину.
..

1 — из книги Денисова_Д, Н. — 1900-е Каир — Вали (или Хасан) Рахманкулов и Муса Бигиев. 2 — из =Коллекции Рафаэля= (арх-Назырова Анвара) — c78 — 1904-5 Каир. 1 — Ахат Исхаки, 2 — Ибрахим Камалов Закир-ишан-улы, 3 — Лутфи Исхаки, 4 — Муса Бегиев.

Джадидские идеи нашли некоторую поддержку и понимание со стороны русского правительства, но старометодные кадимисты тоже имели крепкие связи с властью и яростно противодействовали расширению функций медресе и мактабов до общеобразовательного уровня..

Вот что пишет Карел Чапек о сложившейся ситуации.. :)

..
Разумеется, этот культурный подъем не всегда проходил гладко и без внутренних неурядиц. Мы, правда, чрезвычайно мало знаем о внутренних делах саламандр, но, судя по некоторым признакам (например, по найденным трупам саламандр с откушенными носами и головами), под морскою гладью долгое время свирепствовал яростный и затяжной идейный спор между старосаламандрами и младосаламандрами [— Намек на борьбу между старочехами и младочехами — консервативной и либеральной партиями чешской буржуазии конца XIX — начала XX века; старочехи в области культурной политики были сторонниками национальной обособленности, боясь проникновения революционных идей с «развращенного» Запада; младочехи слепо и некритически стремились перенять буржуазную цивилизацию более развитых капиталистических стран.].
Младосаламандры стояли, видимо, за прогресс без всяких преград и ограничений, заявляя, что и под водой надо перенять материковую культуру целиком со всеми ее достижениями, не исключая футбола, флирта, фашизма и половых извращений.
Наоборот, старосаламандры, по-видимому, консервативно цеплялись за природные свойства саламандр и не хотели отречься от старых добрых животных привычек и инстинктов; они, несомненно, осуждали лихорадочную погоню за всякими новшествами и видели в ней признаки упадка и измену саламандровым идеалам предков и, конечно, возмущались также чужеродными влияниями, которым слепо подчиняется теперешняя развращенная молодежь, и спрашивали, достойно ли гордых и самолюбивых саламандр это обезьянье подражание людям [- Пан Повондра включил в свою коллекцию две-три статьи из газеты «Народни политика», содержавшие рассуждения о современной человеческой молодежи; скорее всего он по недоразумению отнес их к соответствующему периоду истории саламандровой цивилизации.].

Мы можем себе представить, что выдвигались громкие лозунги, вроде: «Назад к миоцену! Долой всякое очеловечивание! На бой за нерушимую саламандренность!» — и т. д.

Несомненно, здесь были налицо все предпосылки для остроты идейного конфликта между поколениями и для коренного перелома в духовном развитии саламандр. Нам очень жаль, что мы не можем дать об этом более подробных, — сведений, но мы надеемся, что саламандры извлекли из этого конфликта все, что могли.
..


В это время в Туркестане находился сын умершего в 1893 году руководителя Ваисовского движения (см. 18-19в (1775..1825) Муллы учившиеся в Бухаре и Ургенче). Они пытались найти третий путь (между кадимистами и джадидами), но в итоге выродились в спекулятивную группу (см. 1907..09 Ваисовцы в Туркестане)..


https://posredi.ru/vaisov-i-vaisovskoe-dvizhenie.html

..
По сведениям полиции, после разгрома молитвенного дома и разгона общины семья Багаутдина была вынуждена переселиться из Ново-Татарской слободы в Академическую слободу (возможно, поближе к находящемуся в клинике главе семейства). После того, как Гайнан подрос, он стал заниматься мелкой торговлей (у него был лоток для торговли галантерейными товарами), пару раз судился за мелкие кражи, а затем уехал в Туркестан, где провел около четырех лет, также занимаясь торговлей.

В Туркестане Гайнан вновь был осужден, уже «за сопротивление властям», отбыл наказание по суду в арестантских ротах и был лишен всех прав. Из Туркестана Гайнан возвращается в Казань по требованию ученика Багаутдина Гизатуллы Хамидуллина «для более успешного ведения дел пропаганды учения покойного отца» по одним сведениям, в 1897 году, по другим, что более вероятно — после амнистии 1905 года. Члены уцелевшей в Казани ваисовской общины признают его своим руководителем и наместником духовного отца — Багаутдина Ваисова, во-первых, как сына, во-вторых, вследствие существования некоего «духовного завещания отца, которым тот поручал ему продолжать распространение основанной им секты», наделив его титулом «сардар».
..


Стараниями крымского деятеля Гаспринского, на базе идей Маржани и, в общем-то, на основе Корана призывающего к изучению всего созданного Аллахом, но главным образом поддержкой богатых людей, не желающих отставать от прогресса, джадидские школы или т.н. «новый метод» стали распространятся повсеместно..

1897-07-10 Ташкент — Маудуд Ахтямов — указ мулла в Ташкенте с80 =Коллекция-Рафаэля=

..

1895 Добросмыслов — мечеть на Воскр-базаре

Имамом мечети на Воскресенском базаре стал Маудуд Ахтямов — сын красноостровского имама (Нижегородская губерния)

Его брат АбдульВадуд Фатахутдинов станет имамом московской Соборной мечети, дочь Галима выйдет замуж за выпускника уфимского медресе ХабибРахмана Файзи (есть его фото с моим дедом), а вторая дочь — Марьям выйдет замуж за выпускника Хусаинии и будущего советского деятеля в Узбекистане Сахи Рахмати.
————

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.240-241..

Мирмухаммад Мавдуд Фаттахетдинович Ахтямов. Родился 15 февраля 1861 года в селе Кызылорда Симбирской губернии. Начальное образование получил в местной татарской школе, позже в городе Петропавловске.
Приехал в Бухару в 1879 году и проучился в медресе 7 лет.
В 1886 году в Ташкенте поступил в Татарскую высшую школу.
После окончания этой школы служил имамом в татарской мечети рядом с Воскресным рынком в Ташкенте.
По данным на 9 февраля 1898 года М. Ахтямов открыл при мечети школу и обучал 40–50 татарских детей..

А вот что пишет Н.С. Хамитбаева в «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в» УДК 94(575.1-25) ..

.. Как отмечалось выше, сословие татарского духовенства в переписи 1897 года не представлено, однако, как сообщали современники, по причине грамотности и знакомства татар с арабским алфавитом местные жители часто просили их проводить ритуалы и церемонии. Постепенно просто грамотные татары получали широкую известность и становились настоящими муллами (Ибрагимов, 1874, с. 353–354). В целом татарского духовенства в Ташкенте насчитывалось 70 человек, что составляло всего 3%. Несмотря на свою малочисленность, эта часть татарского населения представляла собой весьма влиятельную группу горожан, которая способствовала организации внутренней жизни мусульманской общины города..


Власть стала поддерживать идеи джадидов или может хотела перехватить инициативу. Инспектор русско-туземных школ С. М. Граменицкий использовал «звуковой метод» для обучения русскому языку..

из статьи на Письмах о Ташкенте о Граменицком Александра Бармина..

.. В 1892 г. Сергей Граменицкий назначается инспектором народных училищ Туркестанского края, а с 1900 года директором народных училищ Сыр-Дарьинской области. За время пребывания в Туркестане он избирался мировым судьёй Ташкентского окружного суда, секретарём попечительского комитета при Управлении учебными заведениями Туркестана, членом Сыр-Дарьинского попечительского комитета детских приютов.

В период своей деятельности С. М. Граменицкий, инспектирующий русско-туземные школы Туркестана, пришел к выводу о неэффективности применяющегося обучения детей местных национальностей русскому языку, и предложил свою методику, основанную на наглядно-звуковом методе овладения русским языком. Его педагогическая методика опиралась на два важнейших постулата: взаимодействие слова и изображения предмета, плюс постоянная разговорная практика.

В 1897 г. он подготовил новые программы для русско-туземных школ на основе своего метода обучения и предложил внести соответствующие изменения в учебный курс Туркестанской учительской семинарии, в том числе и требование, что бы учителя-выпускники должны быть одной народности с их будущими учениками. Разработки С. Граменицкого были приняты и реализованы в учебной практике. Одновременно им был составлен первый букварь на узбекском языке, который также был основан на принципе звукового способа преподавания родной грамоты местному населению. ..

Стали появляться женщины-учительницы..

Моргунов К. А. (г. Оренбург, Российская Федерация) АЛЕКСАНДР ПОЛИКАРПОВИЧ И МАРИЯ ИВАНОВНА ШИШОВЫ: НЕКОТОРЫЕ ШТРИХИ К БИОГРАФИИ. "Евразийский перекресток" вып.11 стр.76-79.. 

.. Для этого она добилась открытия в Коканде женской школы, которая расположилась в одной из комнат амбулатории. Преподавала в школе специально приглашенная учительница-татарка, знающая русский и узбекский языки. Продолжением профессиональной деятельности Шишовых
стало их активное участие в деятельности Ферганского медицинского общества¹
..
В 1897 г. Шишовы были переведены в Ташкент. Александр Поликарпович стал старшим врачом первого стрелкового Туркестанского батальона в Ташкенте. Скупые биографические данные оживляют воспоминания сослуживцев А.П. Шишова. Вот, например, что писал о нем в
будущем выдающийся советский военачальник, Маршал Советского Союза ..

¹ Лунин Б.В. Научные общества Туркестана и их прогрессивная деятельность. Конец XIX - начало
XX в. – Ташкент: Изд-во Акад. наук УзССР, 1962. – С. 249 –252
 
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021 (стр.246)..
Татарские учительницы, работавшие в новометодных школах
№  Имя  Год работы  Город или уезд  Кол-во учащихся

1 Даутова Разия Сагадиевна 1898 Аулиеатинский уезд 10

2 Хисматуллина Руфия Сагетдиновна 1898 Перовский район 15

3 Шигабутдинова Менглижамал 1898 Перовский район 15

4 Файзрахманова Тарифабина 1898 г. Аулиеата

Татары вообще основатели феминизма (татарки, точнее ;)..

См.также 1912 Ташкентские дамы — учительницы татарской школы для девочек


И в Бухарском эмирате джадиды разворачивали свою деятельность..

из газеты ТатарИле №9 1998г.март стр.5 Наследие "Бухара, Хива и татары"..

.. Печатные книги привозились сюда из Казани и Оренбурга, впоследствии стали печататься татарами в Туркестане. Первая типография в Бухаре появилась в 1898 году. Одним из основоположников Хивинской типографии был выходец из Поволжья Шахингирей Биккулов. У истоков печатного дела в Бухаре стояли Салимовы и другие татары, имена которых забыты.
..

.


Но в 1898 как гром среди ясного неба вспыхнуло восстание Дукчи-ишана. А районе Андижана было даже безобразное нападение на военный лагерь (с жертвами с обеих сторон). Хотя восстание быстро подавили, но благостная атмосфера порядка и спокойствия установленная силой русского оружия и благоразумностью обеих сторон была разрушена. Чиновники засуетились, но их активности было недостаточно чтобы переломить негативный для царской власти ход истории..
Об этом в следующем материале 1898..1904 джадиды и народное образование

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress