опубл.2022, изм.2023, доб.2024-01,доб.2024-01-22 (3-ф гимназии)
Мы живем в такое же время (2022) как и предреволюционный период начала 20 века. Не только джадиды, но и представители всех народов и сословий увидев достижения 19 века ринулись учиться, а подучившиеся начали проповедовать приход «века просвещения» (заодно ставшего и самым кровавым). Наученные революциями 1917 нынешние власти пытаются предотвратить этот «век просвещения» запретами на массовую агитацию и распространение фейков. Но история не повторяется, хотя условия очень похожи — в 1912 была война между Турцией, Грецией, Болгарий и Сербией, и это была только разминка перед 1-Мировой. Западоориентированная публика сейчас кричит «Нет войне!» как будто можно выйти из игры как это сделал Ленин с Брестским миром. Но он не вышел из Гражданской войны!
Посмотрим, научилось ли человечество решать проблемы не доводя их до дикости или мы все такие же тупые, жадные, лживые после этого, с позволения сказать, «века просвещения» (закончившегося кстати в 1971 :)
Советское народное образование было реально лучшим в мире и базировалось оно на дореволюционном. Прогресс шагал семимильными шагами, но Сталин почему-то говорил об «обострении классовой борьбы». И вот после Победы 1945 наступило самоуспокоение, что позволило прийти к власти в 1953 новой аристократии сдавшей страну в 1971 «братьям по разуму» (1991 — формальная дата, вывоз имущества СССР начался в 1987). Наверно, самые умные пошли в «секретные физики» оставив управление тем кого называют «не можешь ничего делать — будешь начальником». И периодически эти начальнички доводят общество до катастрофы, приговаривая — «Что вам надо? Ведь хорошо живем!» А нужна справедливость и очищение от «аристократической накипи»!
После Первой Русской революции 1905..07 годов власти серьезно обеспокоились вопросом «Чем недоволен народ?», а также кто его баламутит и как с этим бороться.. (мы то сейчас знаем, что это были не РСДРП, а НТР :)
В 1908 Туркестан посещает Гаспринский (второй раз после первой поездки в 1893).
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021..
.. Признанный позже отцом туркестанских джадидов Махмудходжа Бехбуди сам также немало сделал для просвещения народов края и сильно пострадал от туркестанского фанатизма и консерватизма. Он признавал, что татары значительно опережали народы Туркестана в деле развития печати, открытии новометодных школ, развитии театра, осознавал, что по этому поводу необходимо не только советоваться, но и учиться у них. Он сожалел, что народы Туркестана значительно отстали в этом отношении. Он утверждал, что среди населения края должны быть свои люди, хорошо знающие как религию и философию, так и ремесла.В 1908 году на встрече с прибывшим в Самарканд на празднование 25-летнего юбилея газеты «Тарджеман» Исмаилом Гаспринским, он сказал со слезами на глазах: «Сегодня нет образованных людей, которые могли бы принять участие в нашей беседе». На что Гаспринский ответил: «Бехбуди-эфенди, не плачьте!». И указав на присутствующих, он продолжил: «Разве их мало? Если вы будете стараться, то через некоторое время вы сможете взрастить еще много людей, полезных для нации»³. ³ Муин ..Танланган асарлар. Тошкент: Маънавият, 2005. Б. 50–51. |
Возможно именно приезд Гаспринского спровоцировал секретные заседания в администрации Туркестанского края..
Мухамедов Ш. Б. «ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА» стр.315-316..
Администрация Туркестанского генерал-губернаторства после секретных заседаний в сентябре 1908 г. приступает к изучению положения с «новометодными» школами в крае.В декабре 1908 г. инспектор народных училищ 1-го района М. Сайфи посетил «новометодный» мактаб в туземной части города Ташкента в махалле «Тарнау Баши». Инспектор в своей записке на имя директора народных училищ Сырдарьинской области С. М. Граменицкого пишет, что открытое на частные средства «новометодное» училище обставлено материально и в хозяйственном отношении довольно хорошо⁵⁸. ⁵⁸ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 5.Учащихся детей на лицо оказалось около 100 человек при двух учителях. «Дети разделены на четыре класса (или, вернее, на 4 отделения) и занимаются в двух просторных но холодных классах»⁵⁹. ⁵⁹ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 5.Кроме религиозных книг, дети обучаются первоначальному курсу арабского языка, главным образом спряжению глаголов. ⁶⁰ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 6.Необходимо только «сделать преподавание русского языка в этом училище обязательным, во чтобы то ни стало»⁶¹. ⁶¹ Там же.Заведующий этим училищем, «уроженец города Ташкента сарт Мансур Кары-Абдуль рашад Ханов⁶², на открытие этой школы разрешения не имеет»⁶³. ⁶² Правильно имя звучит: Мунавар-Кори Абдурашидхан. Кори — «читающий наизусть весь Коран».
|
Публикации Диваева:
1908 В. А. Каллаур. По поводу сообщений А. А. Диваева о древних сооружениях «Тек-Турмас» и «Кок-Кесене». ПТКЛА, XII, Ташкент, стр. 32-34;
1909 О значении названия «Кок-Кесене» (Историко-археологическая заметка). — ПТКЛА, XIII, Ташкент, стр. 11-13;
О Сайфи упоминается в статье
«Народное образование в южных областях Казахстана (вторая половина ХІХ — начало ХХ вв. )» Динашевой Лазат и Юсупа Жахангир Хабиба..
Он [В. Наливкин] вместе с Н. Остроумовым, инспектором Аулие-Атинских народных училищ Сайфи, по указанию начальника края А. Самсонова, в 1909 г. провели основательную работу «в целях желательной коренной реорганизации самого типа и программы соответственно этнографических групп населения» в школьном образовании. Так отмечено в докладе С. Граменицкого.В. Наливкин в сфере туркестанского народного образования с 1885 года возглавил Главную инспекцию училищ края. Непрерывно преподавал в русско-туземных школах Сыр-Дарьинской области. |
В результате появилась инструкция с вопросами в числе которых был и вопрос о новометодных школах
Мухамедов Ш. Б. «ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА» стр.299..
В 1909 г. Канцелярия Туркестанского генерал-губернатора, которую возглавлял В. А. Мустафин, разрабатывает вопросник для военных губернаторов областей. В данной инструкции был поставлен ряд вопросов, связанных с настроением проживающего там местного населения. Составленная Канцелярией инструкция состояла из следующих вопросов:1. К какому племени принадлежит население данного района или округа, его численный состав по племенам, образ жизни (Главное занятие и степень экономического благосостояния населения).2. Духовное развитие населения. Число мактабов и медресе. Где получили образование мударисы и заведующие мактабами. Комплект учащихся с разделением на местных и пришлых. Учебные книги. Вакуфы и доходность их.3. Ишаны, дервиши, маддахи. Районы деятельности ишанов, число их муридов в разных местностях. В чем выражается влияние ишанов. Места их путешествий.4. Число мечетей и мазаров.
5. Поскольку население сохранило память о своей независимости, не замечается ли сочувственное воспоминание об утраченных днях самостоятельности, например, в частных разговорах, в местных преданиях и различных песнях, которые возможно 6. Степень влияния на население местного духовенства и в чем это влияние выражается. 7. Появляются ли среди населения, откуда-либо со стороны или из заграницы светские и духовные лица, а также рассказчики, дервиши, фокусники и юродивые. Какова была их цель появления среди местного населения. 8. Не появляются ли среди населения пришельцы из других местностей края или выходцы из Турции, Персии или Кавказа, заражённые революционными идеями. 9. Не появляются ли среди местного населения татары-миссионеры, в частности последователи «Ваисова божьего полка», основой учения которого является непризнание земных властей и отрицание необходимости уплаты податей. 10. Существуют ли в данной местности «новометодные» школы¹⁶. Как видно из вопросов инструкции, краевую администрацию волновали изменения в настроениях местного населения, и главную роль в этом играл исламский фактор. Военным губернаторам областей и Главному инспектору учебных заведений края предписывалось ежегодно представлять отчёты по составленным вопросам в Канцелярию Туркестанского генерал-губернатора. Инструкция и отчёты имели гриф «Совершенно секретно»17. ¹⁶ ЦГА РУз. Ф. И-1. Оп. 31. Д. 528. Л. 29–30 об.
|
По 9-пункту см. 1907..09 Ваисовцы в Туркестане
Мухамедов Ш. Б. «ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА» стр.300-302..
В феврале 1909 г. военный губернатор Ферганской области генерал-майор Сусанин, размышляя по поводу настроения местного населения, писал:«До сих пор целые огромные области духовной жизни народной остаются без всякого наблюдения с нашей стороны; что делается в многочисленных мадрасах, какая именно происходит эволюция в верованиях и взглядах народных и как она отражается в мусульманской обширной литературе, произведения которой составляют оживлённый предмет торговли на базарах — обо всем этом мы осведомлены очень мало, и не будем иметь этой осведомленности, покуда не будет создана надлежащая в достижении этой цели организация»18.Однако такой организации вплоть до 1917 г. создано не было, хотя в крае с 1907 г. действовало «Районное охранное отделение», которое занималось политическим сыском, и оно же собирало сведения о «панисламизме» и «пантюркизме».Сусанин предпринимает неординарный шаг и отправляет в «народ» своего переводчика Буйлина (татарина по национальности — Ш. М.) по городам Ферганской области под видом коммивояжера в целях собирания сведений о настроениях местного населения¹⁹.Буйлин объезжает Коканд, Скобелев, Наманган, Андижан, другие города и кишлаки, о которых в своем отчёте приводит очень интересные сведения.
Приведя данные о мусульманских учебных заведениях в области, автор говорит о новых явлениях в некоторых медресе, где наряду с изучением правил арабского языка и законов шариата изучаются русский язык, география и чтение татарских газет²⁰. В целом муллы, с которыми беседовал Буйлин, говорили ему о недостаточном количестве мактабов в сельской местности и о том, что мударисы и мутавалии многих медресе не стремятся к открытию новых мактабов, так как основные доходы от вакуфов ими присваиваются²¹. Мутавалий медресе «Мадали-хан» в Коканде делает вывод о том, что с уменьшением доходов вакуфов уменьшилось и число мулл, и это явилось причиной того, что «среди населения пошатнулась и вера в ислам»²² ¹⁹ ЦГА РУз. Ф. И-1. Оп. 31. Д. 528 Л. 32.
|
стр.318..
В 1909 г. Ходжентский уездный начальник — туркестанский востоковед Нил Лыкошин, анализируя состояние народного просвещения в крае, говорит о необходимости немедленной коренной реформы русско-туземных школ.«Если мы не сделаем этого сейчас, то время будет упущено и население воспользуется услугами «новометодной» мусульманской школы, которая в состоянии совместить довольно обширные европейские знания с религиозно-схоластической премудростью мусульманских книжников… Население изверившись в пригодности русско-туземной школы само вырабатывает тип особой школы, которая конечно уже не будет служить русским целям, а образование туземцу даст на родном языке. Много лет назад на столбцах местных повременных изданий я писал о необходимости распространения между туземцами европейских знаний на родном их наречии, я предвидел, что туземцы и без нашей помощи найдут дорогу к европейской науке, но тогда меня уверяли, что русско-туземные школы научат туземцев русскому языку и уже на русском языке они приобретут научные знания. Предсказания моих оппонентов не сбылись, русскому языку туземцев мы не научили и «новометодные» школы грозят приобрести популярность среди туземцев и серьезно конкурировать с распространением среди туземцев русской школы, которую мы ошибочно считали единственным проводником знания в среду туземцев»⁶⁶. ⁶⁶ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 143–143 об.. |
Типографии и газеты..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021, стр.159-160..
Через два года после запрета властями «Тараккий», с апреля 1908 года, стала выходить в свет газета «Азия» под редакцией другого татарского просветителя А. Биктимирова. Известный узбекский просветитель А. Авлони всячески поддержал издание этой газеты².
² Авлоний А. Танланган асарлар. Тошкент: Маънавият, 1998. 1-жилд. Б. 9.На ее страницах публиковались статьи видного татарского религиозного деятеля Габдерашида Ибрагимова по вопросам тюркизма и исламизма, статьи других представителей джадидской интеллигенции о реформе системы образования в Туркестане³. ³ Турдиев Ш. Среднеазиатские татары: роль и значение в культурной и политической жизни Туркестана первой четверти XX в. С. 174.Но после выхода пяти номеров «Азия» была также закрыта царской администрацией. Несмотря на то, что газеты И. Абидова и А. Биктимирова прекратили свою деятельность, туркестанские татары продолжали сотрудничать с местными газетами. Абдурауф Музаффарзода, Науширван Яушев, Абдулла Бигиев, Махмуд Будайли и другие татарские интеллигенты активно публиковались в национальных газетах Туркестана¹. ¹ Турдиев Ш. Среднеазиатские татары: роль и значение в культурной и политической жизни Туркестана первой четверти XX в. С. 174.Татарский переводчик Нурмухаммад Гарифиулович Усманов работал в редакции газеты «Садойи Фергана» («Голос Ферганы») ². ² НА РУз. Ф. И.461. Оп. 1. Д. 1315. Л. 346.Известный татарский политический деятель И. Шагиахмедов был редактором газеты «Туркестанский край»³. ³ Исхаков С.М. Русская революция 1917 года и тюрки Центральной Азии. http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/I/Ishakov.S.M/revolution. html |
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2013. № 2. С. 57–69. УДК 94(470)»16/18» 94(470)»19/…»
М.Н. Османова — СТАРОПЕЧАТНАЯ КНИГА В СРЕДНЕЙ АЗИИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В. Институт ИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала osmanova-milena@rambler.ru
.. Выпуском разнообразной книжной продукции в Туркестане занимались в разные годы литографии Гулям Хасана Арифджанова, Илхомджана Иногамджанова, Ф. Брейденбаха, Т.Я. Яковлева, Г.И. Демурова, В. Васильева, А. Бергера, Н.В. Полтофонова, Бороновского, Гайсинского, О. Левина, Бендецкого и др.По мнению исследователя узбекской старопечатной арабографичной книги Р.Н. Холматова, литографская книга составляет подавляющую часть репертуара национальной старопечатной книги среднеазиатских народов. Параллельное развитие рукописной, наборно-печатной и литографской печатной книги является характерной особенностью книжной культуры дореволюционной Средней Азии (Холматов Р.Н., 1989. С. 10–11).Первым основным предприятием по выпуску продукции на узбекском языке было заведение Гуляма Хасана Арифджанова (1874–1947) – литография, которая открылась в 1908 г. и называвшаяся «Гулямия». .. В этом же году в старом городе открывается типо-литография Муллазуфара Бекмухамедова – он приобрел необходимое количество арабского шрифта и одну типографскую машину. Однако, данная типография просуществовала сравнительно недолго. Примерно в эти же годы была открыта типография Илхамджана Инагамджанова, смешанная по составу работников и считавшаяся поэтому русско-туземной. .. |
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021, стр.168-170..
Потребность в учебниках и пособиях в сфере образования, а также желание издавать их на узбекском языке побудили Исхакхана Ибрата в 1908 году отправиться в Уфу и Оренбург для закупки издательского оборудования. В результате в 1908 году в Оренбурге он приобрел литографический станок у печатника по имени Кауфман с условием выплаты денег в течение десяти лет¹.
¹ Во.идова К.А. Ис.о.хон Жунайдулло.хўжа ў.ли Ибрат ва унинг тарихий-илмий мероси (XIX аср охири – XX аср бошлари). Наманган: Наманган, 2018. Б. 56.Станок был доставлен из Оренбурга в Коканд поездом, а из Коканда в Туракурган на верблюдах. В 1908 году Исхакхан Ибрат вместе с Х. Макаевым, который хорошо разбирался в полиграфии, основал типографию «Матбаи Исхакия» (Типография «Исхакия»). В 1908 году она выпустила первые книги: «Санъати Ибрат» («Искусство Ибрата»), «Калами Мирражаб Банди» («Слова Мирражаба Банди»), о которых Абдурауф Шахиди, ее руководитель в 1908–1909 годах, писал: «В надежде на вечное благословение мы беспомощные² преподнесли наш первый дар – образовательные и обучающие книги нашим школам и медресе»³. ² Традиционный уничижительный эпитет, применяющийся автором в отношении себя.
|
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2013. № 2. С. 57–69. УДК 94(470)»16/18» 94(470)»19/…»
М.Н. Османова — СТАРОПЕЧАТНАЯ КНИГА В СРЕДНЕЙ АЗИИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В. Институт ИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала osmanova-milena@rambler.ru
В 1909 г. в сел. Туракурган (ныне крупный районный центр Андижанской области) Наманганского уезда была основана литография «Исхакия». Через год «Литография Исхакия» была перевезена в Наманган. Эта типография просуществовала вплоть до Октябрьской революции. В годы Советской власти она была превращена в типолитографию и впоследствии послужила базой для нынешней наманганской типографии «Ударник».Хозяин типографии Исхакхан Ибрат пропагандировал русский язык и русскую культуру. Он ратовал за изучение русского языка, введение прогрессивных норм русского образа жизни. Исхакхан создал специальное пособие «Словарь-книга», выступал со статьями против противников русской культуры. Он первым в Ферганской долине внедрил в узбекский быт фотографию, граммофон, организовал демонстрацию кинофильмов (Рустамов М.И., 1972. С. 120).В Бухарском ханстве первая литография была открыта в новой Бухаре – Кагане в 1901 г. Кроме вышеуказанных, полиграфические предприятия работали и в других городах Туркестанского края, но в них литографированные книги не издавались. .. |
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА..
..Помимо книгопечатания, татарская интеллигенция занималась продажей книг, изданием газет и организацией библиотек в Туркестане.Например, 18 августа 1909 года Исхак Шарипов написал прошение военному губернатору Ферганской области с просьбой разрешить открыть книжный магазин «Кашшофия» в Коканде. Согласно петиции, помимо книг, в магазине планировалось продавать газеты. В своем ходатайстве И. Шарипов заявлял, что проживает в Коканде с 1895 года и пять лет прослужил в армии⁴.
⁴ НА РУз. Ф. И.19. Оп. 1. Д. 289. Л. 22.Военный губернатор Ферганской области, в свою очередь, запросил у главы Кокандского уезда личные данные И. Шарипова. Глава Кокандского уезда охарактеризовал И. Шарипова как «крайнего панисламиста» и опасался, что целью книжного магазина может быть продажа книг в духе религиозного фанатизма¹. По данным на 1909 год, в Чусте было 2 книжных магазина, 18 – в Андижане, 20 – в Намангане и 32 – в Коканде². |
Политический сыск..
1909-02-11 допрос депутата Гос.Думы АбдуВахида Кариева по поводу прокламации подписанной его именем (К_Икрамов — об отце) стр.57..62
.. Историю дела моего двоюродного деда можно начать с того, какие важные люди собираются в белое кирпичное здание под голыми тополями. Февраль. У дувалов не стаял снег, булыжник мокрый. В фаэтоне приехал отдельного корпуса жандармов ротмистр Осипов, на своих лошадях, а кто и пешком, если жил поблизости, прибывали к назначенному хмурому утреннему часу переводчик при управлении канцелярии генерал-губернатора Бактий Галиевич Илькин, переводчик пониже рангом из ведомства градоначальника Шакирджан Согдиев Ишаев, помощник пристава 2-го участка туземной части Ташкента Султанбек Абдулганиевич Яушев, надворный советник Таирбек Киязбеков и другие компетентные люди. .. По нашему семейному преданию, получается так, что никто из ближайших родственников не мог или боялся узнавать, что происходит, за что схватили Абдувахида и что с ним будет. Только свекор старшей сестры моего отца по своим связям с купцом Яушевым, родственником одного из уже упомянутых здесь «туземных» администраторов, узнал, что дело совсем плохо, что дядю заковали в цепи и ему грозит виселица. А мой отец именно в это время служил мальчиком в лавке у купца Шерахмеда, компаньона братьев Яушевых. |
Далее «Протокол допроса АбдуВахида Кариева»
УзГосАрхив. Туркестанский Районный Охранный Отдел (переписано в виде конспекта)..
ф461оп1д.511
15.04.09-24.08.09 5л Перепис. с нач.г.Таш. о лев.напр.газет «Вакт», Шура и Чукеч, изд.на туз.яз.
——————————————
|
Медресе и школы..
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА..
.. В другой татарской газете — «Вакыт» («Время»), издаваемой в Оренбурге, была напечатана информация о том, что мусульмане, проживающие в русских частях города Ташкента, решили построить «новометодное» медресе, на постройку которого Оренбургский купец Яушев завещал 2000 руб. Деньги сверх этой суммы были пожертвованы татарами и сартами. Медресе достроена. В комментарии к этому событию в газете написано: «Если бы было больше таких, заслуживающих подражания примеров, то наша нация превзошла бы цивилизацией и прогрессом прочия»⁵⁷. .. ⁵⁷ Вакыт. 1909. № 29. |
фотографии школы смотрите в «1917 школа при мечети на Воскресенском базаре»
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021, стр.161..
..Булат (Бикбулат) Мажидович Салиев (1882–1937) родился в Астрахани в татарской семье. Отец был родом из Бухары. Окончил медресе «Мухаммадия» в Казани и медресе «Галия» в Уфе. Приехал в Туркестан в 1909 году, работал в школах Ташкента и Коканда. Первым открыл новометодную школу в Аккурганском районе Ташкентской области. Также открыл школы в Джизаке и Мирзачуле. |
Судя по фотографии 1909 года в Туркестан приезжал будущий имам Московской Соборной мечети — АбдульВадуд Фатахутдинов..
Абдукадыр Шакури
.. В 1909 году Шакури путешествовал в Казань, где познакомился с татарскими джадидистами. .. |
См.также: 1934..36 муллы в ссылке
1909 Ташкент — Восточное Общество. Сидит-1-сл — Мансуров..
из статьи И.Масуми «Ильм-и ахлак Ризаэддина Фахреддина» (кн. «Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв.» М.2011), стр.105..
.. Три сочинения «Наставление» впервые увидели свет в Оренбурге в 1903 г., затем много раз переиздавались и использовались как учебные пособия по «ахлаку» в новометодных школах разных регионов, в том числе в Туркестанском генерал-губернаторстве.[В программе новометодных школ, составленной в 1910 г. в Ташкенте, «Наставление» Ризаэддина названо учебником по «этике» (ethics) (Khalid 1998: 167-168). Согласно А. Халиду, программа включает два разных учебных предмета — «моральное воспитание» и «этика». Различий между ними А. Халид не разъяснил.] |
УДК 94(575.1-25) Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в»..
.. Особенно много среди татар было учителей. Газета «Новое время» в 1910 году писала, что в Туркестане неизвестно «ни количество туземных школ, ни способы обучения мусульманских детей, которых, однако, обучается на этой забытой окраине не менее 100 тысяч ежегодно и притом под руководством казанских татар» (Мусульмане, 1910, с. 42).Новометодные школы, в которых обучение проводилось по прогрессивному звуковому методу, призваны были дать всем тюркским народам России светское образование, доступное всем слоям населения, независимо от сословия, на родном языке, близком к разговорному.Создателями новометодных школ в Туркестанском крае «были исключительно татары, прибывшие из внутренних губерний России, которые, – писал В.В. Бартольд, – и состоят в большинстве школ учителями» (Бартольд, 1927, с. 134). По сведениям В.В. Бартольда, в Ташкенте к 1910 году было 8 русско-туземных школ и 16 новометодных мектебов (всего в регионе мужских мектебов было 137, так что новометодные мектебы в Ташкенте составляли 11,7% от общего числа). Однако, указывая на противоречивость статистических данных, В.В. Бартольд сравнивал вышеприведенные данные с данными статьи члена Государственной думы С. Максудова («Туркестан» от 15 октября 1910 г.), по которым в Ташкенте было 20 новометодных школ (Бартольд, 1927, с.137)…Военный губернатор Сырдарьинской области сообщал, что на местном книжном рынке новометодная литература имеет большой спрос и, главным образом, в виде подписки на газету «Тарджеман», что ее распространяют татары, в основном состоящие на государственной службе в качестве офицеров-переводчиков. «При посредстве перечисленных лиц, – писал он, – газета «Тарджеман» приобретает подписчиков среди состоятельных сартов, которые читают ее сами и дают другим». Кроме того, сообщал он, газета «Тарджеман» распространялась путем письменных уведомлений интеллигентными татарами, проживающими, главным образом, в городе Ташкенте (ЦГА РУз. Ф.1. Оп.31. Д.123. Л.12, 39).Кроме газеты «Тарджеман», весьма популярными были такие татарские периодические издания, как «Юлдуз», «Вакыт», «Ульфет», «Идель» и др. .. |
См.далее «1911..13 народное образование»