tatar.uz folk history

1909-06-27

1908..10 Чиновники, востоковеды, джадиды в народном образовании

опубл.2022, изм.2023, доб.2024-01,доб.2024-01-22 (3-ф гимназии)

Мы живем в такое же время (2022) как и предреволюционный период начала 20 века. Не только джадиды, но и представители всех народов и сословий увидев достижения 19 века ринулись учиться, а подучившиеся начали проповедовать приход «века просвещения» (заодно ставшего и самым кровавым). Наученные революциями 1917 нынешние власти пытаются предотвратить этот «век просвещения» запретами на массовую агитацию и распространение фейков. Но история не повторяется, хотя условия очень похожи — в 1912 была война между Турцией, Грецией, Болгарий и Сербией, и это была только разминка перед 1-Мировой. Западоориентированная публика сейчас кричит «Нет войне!» как будто можно выйти из игры как это сделал Ленин с Брестским миром. Но он не вышел из Гражданской войны!

Посмотрим, научилось ли человечество решать проблемы не доводя их до дикости или мы все такие же тупые, жадные, лживые после этого, с позволения сказать, «века просвещения» (закончившегося кстати в 1971 :)

Советское народное образование было реально лучшим в мире и базировалось оно на дореволюционном. Прогресс шагал семимильными шагами, но Сталин почему-то говорил об «обострении классовой борьбы». И вот после Победы 1945 наступило самоуспокоение, что позволило прийти к власти в 1953 новой аристократии сдавшей страну в 1971 «братьям по разуму» (1991 — формальная дата, вывоз имущества СССР начался в 1987). Наверно, самые умные пошли в «секретные физики» оставив управление тем кого называют «не можешь ничего делать — будешь начальником». И периодически эти начальнички доводят общество до катастрофы, приговаривая — «Что вам надо? Ведь хорошо живем!» А нужна справедливость и очищение от «аристократической накипи»!

После Первой Русской революции 1905..07 годов власти серьезно обеспокоились вопросом «Чем недоволен народ?», а также кто его баламутит и как с этим бороться.. (мы то сейчас знаем, что это были не РСДРП, а НТР :)


В 1908 Туркестан посещает Гаспринский (второй раз после первой поездки в 1893).

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021..
..
Признанный позже отцом туркестанских джадидов Махмудходжа Бехбуди сам также немало сделал для просвещения народов края и сильно пострадал от туркестанского фанатизма и консерватизма. Он признавал, что татары значительно опережали народы Туркестана в деле развития печати, открытии новометодных школ, развитии театра, осознавал, что по этому поводу необходимо не только советоваться, но и учиться у них. Он сожалел, что народы Туркестана значительно отстали в этом отношении. Он утверждал, что среди населения края должны быть свои люди, хорошо знающие как религию и философию, так и ремесла.В 1908 году на встрече с прибывшим в Самарканд на празднование 25-летнего юбилея газеты «Тарджеман» Исмаилом Гаспринским, он сказал со слезами на глазах: «Сегодня нет образованных людей, которые могли бы принять участие в нашей беседе». На что Гаспринский ответил: «Бехбуди-эфенди, не плачьте!». И указав на присутствующих, он продолжил: «Разве их мало? Если вы будете стараться, то через некоторое время вы сможете взрастить еще много людей, полезных для нации»³.

³ Муин ..Танланган асарлар. Тошкент: Маънавият, 2005. Б. 50–51.

Возможно именно приезд Гаспринского спровоцировал секретные заседания в администрации Туркестанского края..

Мухамедов Ш. Б. «ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА» стр.315-316..
Администрация Туркестанского генерал-губернаторства после секретных заседаний в сентябре 1908 г. приступает к изучению положения с «новометодными» школами в крае.В декабре 1908 г. инспектор народных училищ 1-го района М. Сайфи посетил «новометодный» мактаб в туземной части города Ташкента в махалле «Тарнау Баши».
Инспектор в своей записке на имя директора народных училищ Сырдарьинской области С. М. Граменицкого пишет, что открытое на частные средства «новометодное» училище обставлено материально и в хозяйственном отношении довольно хорошо⁵⁸.

⁵⁸ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 5.

Учащихся детей на лицо оказалось около 100 человек при двух учителях. «Дети разделены на четыре класса (или, вернее, на 4 отделения) и занимаются в двух просторных но холодных классах»⁵⁹.

⁵⁹ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 5.

Кроме религиозных книг, дети обучаются первоначальному курсу арабского языка, главным образом спряжению глаголов.
При прохождении географии дети под руководством учителя пользуются хорошо изданными в Константинополе географическими картами, скопированными с французских изданий, пишет в своём отчёте М. Сайфи.
Дети так же читают книгу «Тажвид» (правильное чтение святого Корана), а так же изданную в Казани книгу «Таржимати-ахвал Дувалли-Ислам» («Исторический очерк мусульманских династий») и др.
В общем, делает вывод инспектор, «постановка обучения в этом училище в сравнении с коренными мусульманскими мактабами г. Ташкента имеет громадную разницу»⁶⁰.

⁶⁰ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 6.

Необходимо только «сделать преподавание русского языка в этом училище обязательным, во чтобы то ни стало»⁶¹.

⁶¹ Там же.

Заведующий этим училищем, «уроженец города Ташкента сарт Мансур Кары-Абдуль рашад Ханов⁶², на открытие этой школы разрешения не имеет»⁶³.

⁶² Правильно имя звучит: Мунавар-Кори Абдурашидхан. Кори — «читающий наизусть весь Коран».
⁶³ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 6 об.

Самое главное в этом письме заключается в том, что инспектор учебных заведений М. Сайфи сообщает своему руководству, что ничего противоправительственного в этом «новометодном» училище не изучается, и вредной для Российского государства деятельности не ведется.
Несмотря на заверения этого и других инспекторов учебного ведомства Туркестана, краевая администрация настороженно отнеслась к «новометодным» школам. В течение 3-х лет происходит сбор информации краевым учебным ведомством в данном направлении.


Публикации Диваева:

1908 В. А. Каллаур. По поводу сообщений А. А. Диваева о древних сооружениях «Тек-Турмас» и «Кок-Кесене». ПТКЛА, XII, Ташкент, стр. 32-34;
1909 О значении названия «Кок-Кесене» (Историко-археологическая заметка). — ПТКЛА, XIII, Ташкент, стр. 11-13;

О Сайфи упоминается в статье

«Народное образование в южных областях Казахстана (вторая половина ХІХ — начало ХХ вв. )» Динашевой Лазат и Юсупа Жахангир Хабиба..
Он [В. Наливкин] вместе с Н. Остроумовым, инспектором Аулие-Атинских народных училищ Сайфи, по указанию начальника края А. Самсонова, в 1909 г. провели основательную работу «в целях желательной коренной реорганизации самого типа и программы соответственно этнографических групп населения» в школьном образовании. Так отмечено в докладе С. Граменицкого.В. Наливкин в сфере туркестанского народного образования с 1885 года возглавил Главную инспекцию училищ края. Непрерывно преподавал в русско-туземных школах Сыр-Дарьинской области.

В результате появилась инструкция с вопросами в числе которых был и вопрос о новометодных школах

Мухамедов Ш. Б. «ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА» стр.299..
В 1909 г. Канцелярия Туркестанского генерал-губернатора, которую возглавлял В. А. Мустафин, разрабатывает вопросник для военных губернаторов областей. В данной инструкции был поставлен ряд вопросов, связанных с настроением проживающего там местного населения. Составленная Канцелярией инструкция состояла из следующих вопросов:1. К какому племени принадлежит население данного района или округа, его численный состав по племенам, образ жизни (Главное занятие и степень экономического благосостояния населения).2. Духовное развитие населения. Число мактабов и медресе. Где получили образование мударисы и заведующие мактабами. Комплект учащихся с разделением на местных и пришлых. Учебные книги. Вакуфы и доходность их.3. Ишаны, дервиши, маддахи. Районы деятельности ишанов, число их муридов в разных местностях. В чем выражается влияние ишанов. Места их путешествий.4. Число мечетей и мазаров.

5. Поскольку население сохранило память о своей независимости, не замечается ли сочувственное воспоминание об утраченных днях самостоятельности, например, в частных разговорах, в местных преданиях и различных песнях, которые возможно
распевают и рассказывают туземные певцы и рассказчики на базарах и площадях, в тени водоёмов медресе и мечетей, и, наконец, просто в кишлаках и аулах.

6. Степень влияния на население местного духовенства и в чем это влияние выражается.

7. Появляются ли среди населения, откуда-либо со стороны или из заграницы светские и духовные лица, а также рассказчики, дервиши, фокусники и юродивые. Какова была их цель  появления среди местного населения.

8. Не появляются ли среди населения пришельцы из других местностей края или выходцы из Турции, Персии или Кавказа, заражённые революционными идеями.

9. Не появляются ли среди местного населения татары-миссионеры, в частности последователи «Ваисова божьего полка», основой учения которого является непризнание земных властей и отрицание необходимости уплаты податей.

10. Существуют ли в данной местности «новометодные» школы¹⁶.

Как видно из вопросов инструкции, краевую администрацию волновали изменения в настроениях местного населения, и главную роль в этом играл исламский фактор. Военным губернаторам областей и Главному инспектору учебных заведений края предписывалось ежегодно представлять отчёты по составленным вопросам в Канцелярию Туркестанского генерал-губернатора. Инструкция и отчёты имели гриф «Совершенно секретно»17.
..

¹⁶ ЦГА РУз. Ф. И-1. Оп. 31. Д. 528. Л. 29–30 об.
17 Там же.

По 9-пункту см. 1907..09 Ваисовцы в Туркестане


Мухамедов Ш. Б. «ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА» стр.300-302..
В феврале 1909 г. военный губернатор Ферганской области генерал-майор Сусанин, размышляя по поводу настроения местного населения, писал:«До сих пор целые огромные области духовной жизни народной остаются без всякого наблюдения с нашей стороны; что делается в многочисленных мадрасах, какая именно происходит эволюция в верованиях и взглядах народных и как она отражается в мусульманской обширной литературе, произведения которой составляют оживлённый предмет торговли на базарах — обо всем этом мы осведомлены очень мало, и не будем иметь этой осведомленности, покуда не будет создана надлежащая в достижении этой цели организация»18.Однако такой организации вплоть до 1917 г. создано не было, хотя в крае с 1907 г. действовало «Районное охранное отделение», которое занималось политическим сыском, и оно же собирало сведения о «панисламизме» и «пантюркизме».Сусанин предпринимает неординарный шаг и отправляет в «народ» своего переводчика Буйлина (татарина по национальности — Ш. М.) по городам Ферганской области под видом коммивояжера в целях собирания сведений о настроениях местного населения¹⁹.Буйлин объезжает Коканд, Скобелев, Наманган, Андижан, другие города и кишлаки, о которых в своем отчёте приводит очень интересные сведения.

Приведя данные о мусульманских учебных заведениях в области, автор говорит о новых явлениях в некоторых медресе, где наряду с изучением правил арабского языка и законов шариата изучаются русский язык, география и чтение татарских газет²⁰.

В целом муллы, с которыми беседовал Буйлин, говорили ему о недостаточном количестве мактабов в сельской местности и о том, что мударисы и мутавалии многих медресе не стремятся к открытию новых мактабов, так как основные доходы от вакуфов ими присваиваются²¹.

Мутавалий медресе «Мадали-хан» в Коканде делает вывод о том, что с уменьшением доходов вакуфов уменьшилось и число мулл, и это явилось причиной того, что «среди населения пошатнулась и вера в ислам»²²

¹⁹ ЦГА РУз. Ф. И-1. Оп. 31. Д. 528 Л. 32.
²⁰ Там же. Л. 33.
²¹ Там же. Л. 34.
²² Там же.

Большой ропот среди населения вызвало основание в области русских селений, поселенцы которых получили наделы даром и, кроме того, пособие на обзаведение хозяйством. Местные люди задают вопрос: «Разве мы не дети одного отца (царя), и почему же одним дают всё, а других обходят»²³.

Отрицательно относится к ханским временам состоятельный земледельческий класс, который в те далёкие времена не был уверен в завтрашнем дне из-за непрекращающихся междоусобных войн. Недоволен этот класс действиями туземной администрации и народных судей²⁴.

Роль духовного сословия среди народа ещё очень велика. Буйлин говорит о том, что в городах Ферганы ему пришлось столкнуться с недружелюбным отношением мулл к русско-туземным школам. Ишаны и муллы не советуют населению отдавать детей в эти школы по причине того, что мальчиков оттуда могут отправить в солдаты и даже окрестить. Народ верит муллам, и школы посещаются или детьми местной администрации, или детьми слишком бедных родителей, «которым в особенности осенью и зимой каждый лишний рот в семье — обуза»²⁵.

Таким образом, духовные лица, являясь «педантичными последователями Корана… отличаются фанатизмом, не допуская никаких новшеств, хотя бы и полезных, и медресе, таким образом, как учреждения просветительные, становятся рассадниками антагонизма центра с окраиной»²⁶.

Приведенный пример того, что в начале ХХ в. царская администрация пытается использовать метод устного опроса общественного мнения местного населения для выработки новой политики в отношении ислама, в целом говорит о том, что старая политика, проводившаяся с момента завоевания Российской империей Средней Азии, себя уже не оправдывала. Однако хотела ли знать краевая администрация реальное положение дел в регионе, это уже другой вопрос.

²³ ЦГА РУз. Ф. И-1. Оп. 31. Д. 528. Л. 34.
²⁴ Там же. Л. 35 об.
²⁵ Там же. Л. 36.
²⁶ Там же.

На наш взгляд, метод опроса общественного мнения был взят Мустафиным на вооружение из практики европейских стран, так как для самой России это было еще не характерно.

стр.318..
В 1909 г. Ходжентский уездный начальник — туркестанский востоковед Нил Лыкошин, анализируя состояние народного просвещения в крае, говорит о необходимости немедленной коренной реформы русско-туземных школ.«Если мы не сделаем этого сейчас, то время будет упущено и население воспользуется услугами «новометодной» мусульманской школы, которая в состоянии совместить довольно обширные европейские знания с религиозно-схоластической премудростью мусульманских книжников…
Население изверившись в пригодности русско-туземной школы само вырабатывает тип особой школы, которая конечно уже не будет служить русским целям, а образование туземцу даст на родном языке. Много лет назад на столбцах местных повременных изданий я писал о необходимости распространения между туземцами европейских знаний на родном их наречии, я предвидел, что туземцы и без нашей помощи найдут дорогу к европейской науке, но тогда меня уверяли, что русско-туземные школы научат туземцев русскому языку и уже на русском языке они приобретут научные знания. Предсказания моих оппонентов не сбылись, русскому языку туземцев мы не научили и «новометодные» школы грозят приобрести популярность среди туземцев и серьезно конкурировать с распространением среди туземцев русской школы, которую мы ошибочно считали единственным проводником знания в среду туземцев»⁶⁶.

⁶⁶ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 143–143 об..

Типографии и газеты..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021, стр.159-160..
Через два года после запрета властями «Тараккий», с апреля 1908 года, стала выходить в свет газета «Азия» под редакцией другого татарского просветителя А. Биктимирова. Известный узбекский просветитель А. Авлони всячески поддержал издание этой газеты².

² Авлоний А. Танланган асарлар. Тошкент: Маънавият, 1998. 1-жилд. Б. 9.

На ее страницах публиковались статьи видного татарского религиозного деятеля Габдерашида Ибрагимова по вопросам тюркизма и исламизма, статьи других представителей джадидской интеллигенции о реформе системы образования в Туркестане³.

³ Турдиев Ш. Среднеазиатские татары: роль и значение в культурной и политической жизни Туркестана первой четверти XX в. С. 174.

Но после выхода пяти номеров «Азия» была также закрыта царской администрацией.

Несмотря на то, что газеты И. Абидова и А. Биктимирова прекратили свою деятельность, туркестанские татары продолжали сотрудничать с местными газетами. Абдурауф Музаффарзода, Науширван Яушев, Абдулла Бигиев, Махмуд Будайли и другие татарские интеллигенты активно публиковались в национальных газетах Туркестана¹.

¹ Турдиев Ш. Среднеазиатские татары: роль и значение в культурной и политической жизни Туркестана первой четверти XX в. С. 174.

Татарский переводчик Нурмухаммад Гарифиулович Усманов работал в редакции газеты «Садойи Фергана» («Голос Ферганы») ².

² НА РУз. Ф. И.461. Оп. 1. Д. 1315. Л. 346.

Известный татарский политический деятель И. Шагиахмедов был редактором газеты «Туркестанский край»³.

³ Исхаков С.М. Русская революция 1917 года и тюрки Центральной Азии. http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/I/Ishakov.S.M/revolution. html
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2013. № 2. С. 57–69. УДК 94(470)»16/18» 94(470)»19/…»
М.Н. Османова — СТАРОПЕЧАТНАЯ КНИГА В СРЕДНЕЙ АЗИИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В. Институт ИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала osmanova-milena@rambler.ru
..
Выпуском разнообразной книжной продукции в Туркестане занимались в разные годы литографии Гулям Хасана Арифджанова, Илхомджана Иногамджанова, Ф. Брейденбаха, Т.Я. Яковлева, Г.И. Демурова, В. Васильева, А. Бергера, Н.В. Полтофонова, Бороновского, Гайсинского, О. Левина, Бендецкого и др.По мнению исследователя узбекской старопечатной арабографичной книги Р.Н. Холматова, литографская книга составляет подавляющую часть репертуара национальной старопечатной книги среднеазиатских народов. Параллельное развитие рукописной, наборно-печатной и литографской печатной книги является характерной особенностью книжной культуры дореволюционной Средней Азии (Холматов Р.Н., 1989. С. 10–11).Первым основным предприятием по выпуску продукции на узбекском языке было заведение Гуляма Хасана Арифджанова (1874–1947) – литография, которая открылась в 1908 г. и называвшаяся «Гулямия».
..
В этом же году в старом городе открывается типо-литография Муллазуфара Бекмухамедова – он приобрел необходимое количество арабского шрифта и одну типографскую машину. Однако, данная типография просуществовала сравнительно недолго.
Примерно в эти же годы была открыта типография Илхамджана Инагамджанова, смешанная по составу работников и считавшаяся поэтому русско-туземной.
..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021, стр.168-170..
Потребность в учебниках и пособиях в сфере образования, а также желание издавать их на узбекском языке побудили Исхакхана Ибрата в 1908 году отправиться в Уфу и Оренбург для закупки издательского оборудования. В результате в 1908 году в Оренбурге он приобрел литографический станок у печатника по имени Кауфман с условием выплаты денег в течение десяти лет¹.

¹ Во.идова К.А. Ис.о.хон Жунайдулло.хўжа ў.ли Ибрат ва унинг тарихий-илмий мероси (XIX аср охири – XX аср бошлари). Наманган: Наманган, 2018. Б. 56.

Станок был доставлен из Оренбурга в Коканд поездом, а из Коканда в Туракурган на верблюдах. В 1908 году Исхакхан Ибрат вместе с Х. Макаевым, который хорошо разбирался в полиграфии, основал типографию «Матбаи Исхакия» (Типография «Исхакия»). В 1908 году она выпустила первые книги: «Санъати Ибрат» («Искусство Ибрата»), «Калами Мирражаб Банди» («Слова Мирражаба Банди»), о которых Абдурауф Шахиди, ее руководитель в 1908–1909 годах, писал: «В надежде на вечное благословение мы беспомощные² преподнесли наш первый дар – образовательные и обучающие книги нашим школам и медресе»³.

² Традиционный уничижительный эпитет, применяющийся автором в отношении себя.
³ Ис.о.хон тўра Ибрат. Танланган асарлар. Тошкент: Маънавият, 2005. Б. 37–38.

Здесь выходили книги, посвященные искусству каллиграфии, по обучению языку и грамоте.
..

В типографии «Матбаи Исхакия» работали и представители и других национальностей. В 1909 году она была перенесена в Наманган, и в связи с расширением объема типографских работ возросла потребность в соответствующих кадрах.
..

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2013. № 2. С. 57–69. УДК 94(470)»16/18» 94(470)»19/…»
М.Н. Османова — СТАРОПЕЧАТНАЯ КНИГА В СРЕДНЕЙ АЗИИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В. Институт ИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала osmanova-milena@rambler.ru
В 1909 г. в сел. Туракурган (ныне крупный районный центр Андижанской области) Наманганского уезда была основана литография «Исхакия». Через год «Литография Исхакия» была перевезена в Наманган. Эта типография просуществовала вплоть до Октябрьской революции. В годы Советской власти она была превращена в типолитографию и впоследствии послужила базой для нынешней наманганской типографии «Ударник».Хозяин типографии Исхакхан Ибрат пропагандировал русский язык и русскую культуру. Он ратовал за изучение русского языка, введение прогрессивных норм русского образа жизни. Исхакхан создал специальное пособие «Словарь-книга», выступал со статьями против противников русской культуры. Он первым в Ферганской долине внедрил в узбекский быт фотографию, граммофон, организовал демонстрацию кинофильмов (Рустамов М.И., 1972. С. 120).В Бухарском ханстве первая литография была открыта в новой Бухаре – Кагане в 1901 г. Кроме вышеуказанных, полиграфические предприятия работали и в других городах Туркестанского края, но в них литографированные книги не издавались.
..

Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА..
..Помимо книгопечатания, татарская интеллигенция занималась продажей книг, изданием газет и организацией библиотек в Туркестане.Например, 18 августа 1909 года Исхак Шарипов написал прошение военному губернатору Ферганской области с просьбой разрешить открыть книжный магазин «Кашшофия» в Коканде. Согласно петиции, помимо книг, в магазине планировалось продавать газеты. В своем ходатайстве И. Шарипов заявлял, что проживает в Коканде с 1895 года и пять лет прослужил в армии⁴.

⁴ НА РУз. Ф. И.19. Оп. 1. Д. 289. Л. 22.

Военный губернатор Ферганской области, в свою очередь, запросил у главы Кокандского уезда личные данные И. Шарипова. Глава Кокандского уезда охарактеризовал И. Шарипова как «крайнего панисламиста» и опасался, что целью книжного магазина может быть продажа книг в духе религиозного фанатизма¹.

По данным на 1909 год, в Чусте было 2 книжных магазина, 18 – в Андижане, 20 – в Намангане и 32 – в Коканде².
В них продавалось более 100 различных наименований книг, изданных в Бомбее, Стамбуле, Казани, Ташкенте и Коканде³.
..


Политический сыск..

1909-02-11 допрос депутата Гос.Думы АбдуВахида Кариева по поводу прокламации подписанной его именем (К_Икрамов — об отце) стр.57..62

..
Историю дела моего двоюродного деда можно начать с того, какие важные люди собираются в белое кирпичное здание под голыми тополями. Февраль. У дувалов не стаял снег, булыжник мокрый. В фаэтоне приехал отдельного корпуса жандармов ротмистр Осипов, на своих лошадях, а кто и пешком, если жил поблизости, прибывали к назначенному хмурому утреннему часу переводчик при управлении канцелярии генерал-губернатора Бактий Галиевич Илькин, переводчик пониже рангом из ведомства градоначальника Шакирджан Согдиев Ишаев, помощник пристава 2-го участка туземной части Ташкента Султанбек Абдулганиевич Яушев, надворный советник Таирбек Киязбеков и другие компетентные люди.
..
По нашему семейному преданию, получается так, что никто из ближайших родственников не мог или боялся узнавать, что происходит, за что схватили Абдувахида и что с ним будет. Только свекор старшей сестры моего отца по своим связям с купцом Яушевым, родственником одного из уже упомянутых здесь «туземных» администраторов, узнал, что дело совсем плохо, что дядю заковали в цепи и ему грозит виселица. А мой отец именно в это время служил мальчиком в лавке у купца Шерахмеда, компаньона братьев Яушевых.

Далее «Протокол допроса АбдуВахида Кариева»

 

УзГосАрхив. Туркестанский Районный Охранный Отдел (переписано в виде конспекта)..

ф461оп1д.511
15.04.09-24.08.09 5л Перепис. с нач.г.Таш. о лев.напр.газет «Вакт», Шура и Чукеч, изд.на туз.яз.
——————————————
л.1 1/2рук (угл.штамп М.В. Нач.г.Ташкента 12апр1909 №276) (штамп ТРОО №1905 15апр1909)

.. сообщаю, что эти газ. ..добыты.. газет.. Заки-Нам Хазибудановича Валiева продавал эти газеты; по просмотру этих газет мой переводчик не нашел в них чего либо противозаконного или возбуждающего население против властей. ..
-оборот- К протоколу обыска у Валiева..Нач…

———————————
л.2 1/3рук Справка: Газеты Вакт, Шура и Чукеч 1-ая за №439, 2-ая — №5 и 3-я №66 все за март месяц текущего года.

Вакт и Чукеч издаются в г.Оренбурге, а Шура в г.Орске. Все три общественно-политические литературные газеты; ничего дурного в них нет. Чукеч часто корректируется. 10апр1909

——————
л.3 3/4рук Его Высокоблагородие г.Нач.Туркест.Розыск.Охран.Отдела

Просмотрев переданные Вами мне №6 журнала Шура (известия) от 15 марта и №448 газеты Вакт (время) от 27 марта н.года, сообщаю Вашему Высокоблагородию, что в первом из них помещена политическая статья под заглавием «Иджиман-саяси» (общество помощи) в которой ея автор, описывая политику данного времени европейских держав, между прочим говорит, якобы со слов газеты «Слово», что мнения России в общеевропейских вопросах и недоразумениях до войны с Японией играли всегда первенствующую и решающую роль, а посему победа японцев над русскими, когда европейские державы узнали про слабость России, каждая из этих держав не считается с мнением ея, изменила свою прежнюю политику, обнаружила свои мысли и желания, о которых ранее и не мечтала говорить, и таким образом нарушился межгосударственный мир.
В помещенной в газете Вакт статье под заглавием «Иски изгя басаларъ» (шагают по старым следам) сказано, что новый Обер-Прокурор Священного Синода — Лукьянов, не отрицая в произнесенной своей речи Манифест от 17 апреля и 17 октября, говорит, что нам необходимо осуществить постановление бывшего в Кiеве съезда православных миссионеров по духовным и религиозным вопросам и огородить свою православную веру и церковь от вторжения новых врагов-мусульман и лиц других вероисповедований.
Как газета Вакт, так и журнал Шура издающиеся на татарском языке в г.Орск, и оба, по моему мнению, принадлежат к числу печатных органов России «левого направления», о чем мною так же сообщено по начальству. 16 апреля 1909 года. г.Ташкент.
Сост.в распоряж.Турк.Ген.Губ.Надворн.Советн. (подпись трудно-читаем. ЛП.Кiясов )

————————
л.4 1/2рук (угл.штамп М.В.Нач.г.Ташкента 2июня1909 №276) (штамп ТРОО вх№3144 3июл1909)
Реппем… В… охранное отделение

Прошу охран.отд. уведомить меня, в каком положении находится дело по произведенному 2 Апреля месяца с.г. обыску у разносчика туземных газет Заки Валiева и не представляется ли возможность в виду его просьбы, возвратить ему газеты, препровожденные в охр.отд. от 14 апр. за №276
Нач.п.Ташкента полковник Киас…

————————
л.5 2/3печ. №4541 24авг909 на №276

Возвращаю при сем газ.Вакт, Шура и Чукеч на туз.яз., имею честь сообщить Вашему Высокоблагородию, что, как усмотрел из отзыва на мое имя, состоящий в распоряжении Турк.Ген.Губ. Надворный Советник Кiясбеков им замечены нижеследующие статьи, указано левое направление названных газет.
В журнале Шура помещена статья, в которой говориться, что мнение России в общеевропейских вопросах и недоразумениях сильно понизилось по причине Рос.-Япон.войны и другие державы не считаются более с мнением России, как это было прежде.
В газете Вакт имеется статья, трактующая, что новый Обер-Прокурор Св.Синода Лукьянов, не отрицая Манифеста 17апр и 17окт высказал свое согласие на осуществление постановления миссионерского съезда в Кiеве, объ ограждении православной веры и церкви от вторжения врагов-мусульман и лиц других вероисповедований.
Прилагаю: 4 журнала на туз.яз.
За нач.отд. Пом.,Ротмистр К…
(рук) Мною в сем деле.. листов (5)


Медресе и школы..

Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА..
..
В другой татарской газете — «Вакыт» («Время»), издаваемой в Оренбурге, была напечатана информация о том, что мусульмане, проживающие в русских частях города Ташкента, решили построить «новометодное» медресе, на постройку которого Оренбургский купец Яушев завещал 2000 руб. Деньги сверх этой суммы были пожертвованы татарами и сартами.
Медресе достроена. В комментарии к этому событию в газете написано: «Если бы было больше таких, заслуживающих подражания примеров, то наша нация превзошла бы цивилизацией и прогрессом прочия»⁵⁷.
..

⁵⁷ Вакыт. 1909. № 29.

фотографии школы смотрите в «1917 школа при мечети на Воскресенском базаре»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021, стр.161..
..Булат (Бикбулат) Мажидович Салиев (1882–1937) родился в Астрахани в татарской семье. Отец был родом из Бухары. Окончил медресе «Мухаммадия» в Казани и медресе «Галия» в Уфе. Приехал в Туркестан в 1909 году, работал в школах Ташкента и Коканда. Первым открыл новометодную школу в Аккурганском районе Ташкентской области. Также открыл школы в Джизаке и Мирзачуле.

Судя по фотографии 1909 года в Туркестан приезжал будущий имам Московской Соборной мечети — АбдульВадуд Фатахутдинов..

1909 москов.мулла АбдульВадуд н105- =Коллекция-Рафаэля=; арх-Ахтямовы-Фатахутдиновы; 1909 Вадуд Фаттахеддинов (1-спр) указной мулла в Москве (2-мечеть?), умер в Ташкенте

1910 Самарканд — Шакури Мактаби с201(225)- =Коллекция-Рафаэля=; Преподаватель Абдукадир Шакури со своими учениками.

Абдукадыр Шакури

.. В 1909 году Шакури путешествовал в Казань, где познакомился с татарскими джадидистами. ..

См.также: 1934..36 муллы в ссылке


1909 Ташкент — Восточное Общество. Сидит-1-сл — Мансуров..


1910-02-25 Ташкент — Сквер (Константиновский сад) — Рус-гимназия с186(41)- арх-Якубовой Марьям; =Коллекция-Рафаэля=; от учительницы слева — левее-дальше — Сарвар Якубова

1910 Ташкент — Жен-Гимназия+ арх-Якубовой Марьям; =Коллекция-Рафаэля=; Стоят-ближ-ряд-слева: 5 Марьям Якубова

1910-02-25 Ташкент — Женская гимназия с181(208)- арх-Якубовой Марьям; =Коллекция-Рафаэля=; 1-справа — Якубова Марьям


из статьи И.Масуми «Ильм-и ахлак Ризаэддина Фахреддина» (кн. «Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв.» М.2011), стр.105..
.. Три сочинения «Наставление» впервые увидели свет в Оренбурге в 1903 г., затем много раз переиздавались и использовались как учебные пособия по «ахлаку» в новометодных школах разных регионов, в том числе в Туркестанском генерал-губернаторстве.[В программе новометодных школ, составленной в 1910 г. в Ташкенте, «Наставление» Ризаэддина названо учебником по «этике» (ethics) (Khalid 1998: 167-168). Согласно А. Халиду, программа включает два разных учебных предмета — «моральное воспитание» и «этика». Различий между ними А. Халид не разъяснил.]

УДК 94(575.1-25) Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в»..
..
Особенно много среди татар было учителей. Газета «Новое время» в 1910 году писала, что в Туркестане неизвестно «ни количество туземных школ, ни способы обучения мусульманских детей, которых, однако, обучается на этой забытой окраине не менее 100 тысяч ежегодно и притом под руководством казанских татар» (Мусульмане, 1910, с. 42).Новометодные школы, в которых обучение проводилось по прогрессивному звуковому методу, призваны были дать всем тюркским народам России светское образование, доступное всем слоям населения, независимо от сословия, на родном языке, близком к разговорному.Создателями новометодных школ в Туркестанском крае «были исключительно татары, прибывшие из внутренних губерний России, которые, – писал В.В. Бартольд, – и состоят в большинстве школ учителями» (Бартольд, 1927, с. 134). По сведениям В.В. Бартольда, в Ташкенте к 1910 году было 8 русско-туземных школ и 16 новометодных мектебов (всего в регионе мужских мектебов было 137, так что новометодные мектебы в Ташкенте составляли 11,7% от общего числа). Однако, указывая на противоречивость статистических данных, В.В. Бартольд сравнивал вышеприведенные данные с данными статьи члена Государственной думы С. Максудова («Туркестан» от 15 октября 1910 г.), по которым в Ташкенте было 20 новометодных школ (Бартольд, 1927, с.137)…Военный губернатор Сырдарьинской области сообщал, что на местном книжном рынке новометодная литература имеет большой спрос и, главным образом, в виде подписки на газету «Тарджеман», что ее распространяют татары, в основном состоящие на государственной службе в качестве офицеров-переводчиков. «При посредстве перечисленных лиц, – писал он, – газета «Тарджеман» приобретает подписчиков среди состоятельных сартов, которые читают ее сами и дают другим». Кроме того, сообщал он, газета «Тарджеман» распространялась путем письменных уведомлений интеллигентными татарами, проживающими, главным образом, в городе Ташкенте (ЦГА РУз. Ф.1. Оп.31. Д.123. Л.12, 39).Кроме газеты «Тарджеман», весьма популярными были такие татарские периодические издания, как «Юлдуз», «Вакыт», «Ульфет», «Идель» и др.
..

См.далее «1911..13 народное образование»

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress