tatar.uz folk history

1899-01-06

1893..1904 этнографическая и литературная деятельность

опубл.2022-05, изм.2023-07-20

Академическая система России сродни религиозной — они привязаны к государству. Конечно, исторически науки развивались в религиозных орденах, они вместе с военной аристократией и трудящимися ремесленниками образовывали государства где крестьянство было как тягловое население (население рудников тоже можно приписать к крестьянству). Религия дала письменность, сначала как секретные тексты, но потом как торговый и государственный учет. Первыми деньгами были не ракушки (это всего лишь бюжутерия :) а долговые расписки (и первыми электронными деньгами были записи в купеческих журналах, поначалу неэлектронными чернилами :) Торгово-финансовые системы возникли на базе военно-религиозных формирований. Там же и возникла потребность развивать науку. Но если ее организовать на подобии боевого отряда, то получится только прикладная наука, скорее ремесло. Поэтому, классическая фундаментальная наука развивалась как движение религиозных фанатиков которых не пугали костры (Джордано Бруно) и смирительные дома (Марко Поло).
Вот такие энтузиасты объединились в Археологический кружок Туркестана. И этот кружок стал зародышем Академии наук Узбекистана (наряду с Обсерваторией организованной Шварцем, на базе военного Топографического отдела) и даже основой Академий остальных среднеазиатских республик. Период энтузиазма продолжался не долго (1918..25) — став государственной Академия быстро превратилась в боевой ремесленический отряд, то есть стала прикладной, выполняющей народно-хозяйственные задачи (а со временем вообще обюрократилась до примитивного чиновничества :(

Но вернемся к приятному, светлому, вечному..


Одним из первых туркестанских ученых был АбуБакир Диваев (см. также 1878..89 печатные издания и этнографические исследования)

Согласно уверениям Рафаэля Зарипова на фото жена и тесть Диваева. Комментарий к левой фотографии: «могила на Миноре: Диваева Хамида Жалалитдин-кызы 1864-1958 11VI»..

1900-е прим супруга Диваева и тесть

С 1893 года он опубликовал следующие работы:

1893
* Письмо в редакцию. — ТВ, 1893, № 63 (о находке бронзовой фигурки слона);
1894
* Баксы. — «Окраина», 1894, № 16, 18, 19, 20;
* Проводы невесты (обычай сартов г. Чимкента). — «Окраина», 1894, № 22;
* Кое-что о киргизах. — «Окраина», 1894, № 37;
1895
* В. В. Бартольд, рец., А. А. Диваев. Этнографические материалы. Сказки, басни, пословицы и приметы туземного населения Сыр-Дарьинской области. Ташкент, 1895, 160 стр. — ЗВОРАО, т. IX, СПб., 1896, стр. 297-299 (В. В. Бартольд. Сочинения, т. IV, М., 1966, стр. 367-368);
* Документы на освобождение невольников (перевод с персидского). — «Средняя Азия». Альманах. Научно-литературный сборник с календарем на 1896 год, Ташкент, 1895, стр. 58-60;

Вот что о нем писал авторитетный исследователь Востока В. В. Бартольд:

—————————-
из Мухамет Мурзабулатов (канд.ист.наук) — «Выдающийся ученый Абубакир Диваев»..

..
Вскоре он был замечен в научно-краеведческих кругах и в 1896 г. становится действительным членом двух научных сообществ:
Общества археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском университете, членами которого уже были академики Петербургской академии наук русский филолог и искусствовед Ф.И.Буслаев, историк и археограф А.Ф.Бычков, востоковед-тюрколог, этнограф и переводчик В.В.Радлов (Фридрих Вильгельм), востоковед-китаевед В.П.Васильев, востоковед, арабист В.Р.Розен, член-корреспондент Петербургской академии наук, диалектолог и историк русского языка Е.Ф.Будде, татарский ученый-просветитель, писатель Каюм Насыри, языковед и этнограф Н.Ф.Катанов, и Туркестанского кружка любителей археологии.
Помимо этого, А.Диваев уже был членом Общества природоведения, антропологии и этнографии при Московском университете. Еще раньше, в бытность переводчиком при генерал-губернаторе Н.И.Гродекове, он был знаком с известными тюркологами В.П.Наливкиным и А.Н.Вышнеглярским, по программам которых собирал фольклорный материал.
..

В 1896 Ш. Ишаев публикует рассказ о Мекке.

..
В 1895 году Ишаев был послан на работу в консульство России в Джидде. Здесь он написал статью “Мекка — священный город” (журнал “Среднеазиатский вестник”, 1896, №№ 11, 12), которая и предлагается в сокращении вниманию читателя.

Текст воспроизведен по изданию: Ишаев Ш. Такой далекий Ближний Восток // Эхо веков, № 1/2. 1996.
© текст — Гайнетдинов М. 1996, © сетевая версия — Тhietmar. 2005, © OCR — Давыденко В. 2005, © дизайн — Войтехович А. 2001, © Эхо веков. 1996

В 1896 Диваев становится членом Туркестанского кружка любителей археологии.
из Коллекции Рафаэля «Абубакер Ахмеджанович Диваев»:

Публикации Диваева 1896..97 годов:

1896
* О древних урочищах в Акджарской волости Ташкентского уезда.- ПТКЛА I, Ташкент, 1896, стр. 36-39;
1897
* Вакуфная грамота Тамерлана (в извлечении), данная мечети Хазрата Ясави. — ПТКЛА, II, Ташкент, 1897, стр. 1-4 (Протокол 19 августа 1897 г.);
* Несколько слов о могиле святого Хорхут-ата. — ПТКЛА, II, Ташкент, 1897, стр. 10-13 (также ЗВОРАО, т. X, СПб., 1897, стр. 193-194);
* Заметка по поводу последнего землетрясения. — «Окраина», 1897, № 100;
* К вопросу о киргизских судах. — «Окраина», 1897, № 102;

В 1900 выходит «Туркестанский литературный сборник» в котором публикуется рассказ 1870-е детство Шакирзяна Ишаева.
Вот что пишет Н. Остроумов: «Поводом к этому рассказу послужила случайная моя встреча с Шакирджаном Ишаевым 13 июля 1899 года близ места первоначального погребения покойного Константина Петровича. Я просил Шакирджана записать для меня этот рассказ, которому я придал настоящую редакции, придерживаясь оригинала, изложенного инородцем-татарином.»

Туркестанский литературный сборник в пользу прокаженных, издаваемый на средства Туркестанского окружного управления Российского общества Красного Креста
1900, Санкт-Петербург, Издательство тип. А. Бенке. Российская государственная библиотека (РГБ)

В сборнике большая работа В. Наливкина «Что дает Средне-Азиатская мусульманская школа в образовательном и воспитательном отношениях?»

Комментарии на Письмах о Ташкенте.


Публикации А. Диваева в 1900-02 годов..

1900
* Киргизские пословицы [интимные]. Печатается на правах рукописи в количестве пятидесяти экземпляров. — Ташкент, Типо-литография В. М. Ильина, 1900, 13 стр.;
* Предание о возникновении азиатского города Ташкента. — ПТКЛА, V, Ташкент, 1900, стр.145-151;
1901
* Предание о Хазряти-Исмаил-ата. — ТВ, Ташкент, 1901, № 20, 24, 25;
1902
* «Исторический вестник», т. LXXVIII, СПб., 1902, стр. 339;

В 1903 Н. П. Остроумов опубликовал книгу «Коран и прогресс». См. 1903 — Остроумов о Коране


Публикация А. Диваева в 1904 года..

1904
* Киргизские мудрые советы. Текст и перевод. — Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области, вып. XI, отд. 2, Ташкент, 1904, стр. 1-26 (здесь же: Киргизские колыбельные песни, стр. 1-32)

Далее о Диваеве: 1906 Сайфи предлагает создать Университет


См.также: 1909 Ташкент — Восточное Общество

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress