опубл.2022-05, доб.2023-05-13
из Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в» УДК 94(575.1-25) ..
.. Больше всего татар было занято пошивом одежды. Очевидно, это было связано с тем, что именно татары завезли в Ташкент первую швейную машинку. Влияние татар на развитие местного производства И.И. Гейер описал на примере местного промысла тыкучей, которые шили халаты, являвшиеся необходимой составной частью одежды местных жителей. Женщины шили халаты вручную, мужчины занимались их кройкой и продажей. «В таком положении, – писал Гейер, – находилось дело до появления в городе Ташкенте, лет 25 тому назад, одного татарина, который явился виновником настоящего переворота в промысле тыкучей». Дело в том, что этот татарин привез швейную машину, на которой и стал шить халаты, а «через некоторое время у него нашлись подражатели… из татар-же». Таким образом, машинное шитье начало внедрятся в область ручного труда. Машинное шитье, освоенное местным населением, изменило состав работников «с водворением машины, – писал Гейер, – роль женщины в производстве халатов существенно сузилась, а преобладающее значение в нем приобрел мужчина» (Гейер, 1909, с.108–109). .. |
из газеты ТатарИле №9 1998г.март стр.5 Наследие — «Бухара, Хива и татары»..
.. Из Казани шла и «панисламисткая агитация в спокойную в этом отношении среду сартов (узбеков) и киргизов, — писал Отто Гетч. — Татары оказали значительное влияние и на материальную культуру народов Туркестана. В частности, резко изменилась женская мода конца XIX — начала XX веков. На смену платьям туникообразного покроя (единственный тип одежды, бытовавший в Средней Азии к этому времени), пришла выкройная одежда, заимствованная у татар. Новый вид одежды — камзол, как мужской, так и женский, особый фасон кожанных калош также появились в гардеробе народов Туркестана благодаря казанским татарам. Татары первыми в Туркестане стали выращивать картофель и учить этому местное население». .. |
В Казанской губернии тоже было развито швейное дело. В литературе есть рассказы как ходили по деревням и если были заказы, останавливались на постой пока всех не обошьют..