опубл.2022-06, доб.2022-12, доб.2023-08-14
Мнение хозяина Туркестана о деятельности татар..
из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ. Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае:
.. Сравнительно быстро, вскоре после образования Туркестанского генерал-губернаторства в 1867 г., К.П. фон Кауфман во Всеподданнейшем отчете сообщал: «Колонизационный результат татарской эмиграции заключается не в разливе татарской народности по киргизским аулам, не в основании степных поселков, а почти исключительно в торгово-промышленной эксплуатации кочевников, к которой присоединяется религиозно-мусульманская пропаганда… Опасность, и опасность серьезная, таится в том именно, что зачиняющееся религиозное перерождение номадного населения, при распространении в степи мусульманской школы, неизбежно получит общий тип этого верования». Далее фон Кауфман отметил, что признает татарский элемент проповедников «до такой степени вредным во всех случаях, где он сходится с киргизским населением, что предпочитал бы лучше, в видах государственной пользы, видеть на их месте самых отъявленных фанатиков Бухары, именуемой здесь матерью Ислама»⁴. .. ⁴ ЦГА РУз, ф. И-1, оп. 27, д. 10^, л. 1. |
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр.302-304..
..
Первый генерал-губернатор Туркестана К. П. фон Кауфман для компетентного соруководства этими процессами приглашает в 1877 г. из Казани видного востоковеда Н. П. Остроумова. То, что увидел ученик Н. И. Ильминского в Туркестане, конечно же, произвело на него неоднозначное впечатление. Необходимо учитывать, что мусульманское просвещение в Туркестанском генерал-губернаторстве охватывало собою мактабы27 и медресе28, в которых, в основном, давались знания, базировавшиеся на изучении основных положений из Корана. Начиная с 70-х годов XIX в., в крае открываются русско-туземные школы, перед которыми ставилась цель приобщения детей местного населения к русской культуре. Однако, политика российской администрации в области образования местного населения имела ряд недостатков, что в конечном итоге привело к малоэффективности результатов и возникновению в регионе параллельного реформаторского движения в области мусульманского образования, в лице «джадидизма»29 Об ошибочности политики Российской империи в области образования местного населения и роли в этом процессе руководителей краевой администрации компетентно пишут некоторые современники. Подробно и объективно сообщает об этом в своей статье один из ветеранов учебного дела в Туркестане Н. П. Остроумов30. В своей аналитической статье, посвященной проблеме образования местных народов, автор отмечает, что, не будучи надлежащим образом осведомлен о современном положении мусульманских учебных заведений — медресе и мактабов, фон Кауфман считал, что они себя уже исчерпали. «Во внутреннюю силу мусульманства покойный генерал-губернатор не верил, отчасти под влиянием господствовавшего тогда представления о Турции как о больном организме, и считал вообще мусульманскую культуру отжившею свой век и неспособною к пробуждению и дальнейшему прогрессу»31. К. П. фон Кауфман, будучи российским администратором, верил только в европейское образование. В Туркестанском крае генерал-губернатор «намерен был держаться обрусительной политики при посредстве русской школы»32. Главный начальник края знал, что в Туркестане существуют кочевые племена казахов, которые хотя и были близки к сартам и татарам, но влияние на них ислама по его мнению было минимально. «Поэтому он решил сосредоточить все свое просвещенное внимание на устройстве в Туркестанском крае русских школ именно для детей киргизов и рассчитывал, что дети киргизов в русских школах обрусеют и примкнут к русской гражданственности, после чего узкое одностороннее мусульманство не будет уже в состоянии оказывать на них своего влияния, не соответствующего идеям и принципам европейской цивилизации»33. Этот взгляд на мусульманство и на казахов сформировался у фон Кауфмана под влиянием авторитетного профессора истории Востока В. В. Григорьева и руководителя миссионерской Казанской школы Н. И. Ильминского34. Жизнь показала глубокую ошибочность этих взглядов. Однако именно эта политика фон Кауфмана в отношении ислама и исламских учебных заведений продолжалась до 1917 г. и получила название «политика игнорирования». В Министерстве народного просвещения Российской империи к тому времени (1876 г. — Ш. М.) «также не было определенных и устойчивых взглядов на образование инородцев»35. Российская администрация при фон Кауфмане начинает открывать русско-туземные школы в первую очередь для казахских детей. В год государство тратило на эти школы 23 000 руб. — огромную по тем временам сумму. Однако дети местных национальностей «посещали их весьма неохотно и крайне неаккуратно, и многие ещё не получив знаний переставали учиться, когда хотели»36. Главной причиной такого отношения к русскотуземным школам заключалось в том, что в них не обучали местным языкам, не обучали шариату — была проблема с учителями, а так же для детей степняков, в первую очередь, не было языковой среды. |
Несмотря на негативное отношение Кауфмана к деятельности татарских студентов медресе в казахских степях, в Ташкенте в самом центре, на Воскресенском рынке открыли татарскую мечеть..
из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ. Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае..
.. Возникновение первой татарской соборной мечети в европейской части Ташкента относится к началу 70-х гг. XIX в. Первоначально татарская мечеть находилась в небольшом помещении в русской части города на Воскресенском базаре. Как видно из архивных документов, дальнейшая история мечети была следующей: по купчей крепости, совершенной в Сыр-Дарьинском областном правлении 24-го августа 1874 г. за № 122, ташкентские жители Шарофей бай 3., М.Л. Шарипов, М.С. Яушев, С. Абдуллин, Т. Емлиханов, Ш.С. Баталов купили за 975 руб. участок земли в г. Ташкенте в Европейском квартале «мерою в длину и поперек 360 кв. сажень»². При мечети был организован мактаб. Вышеназванные лица через десять лет в 1884 г. явились к ташкентским казням и «сделали шариатское признание в том, что они, надеясь получить на том свете от Бога воздание, приобретенный ими участок земли пожертвовали в вакуф в пользу выстроенной ими же мечети с минаретом, в коей должны же быть совершаемы пятивременно, по пятницам и по праздникам намазами мусульманами»³. .. ² ЦГА РУз, ф. И-47, оп. I, д. 637, л. 71 об. ³Там же. |
О ташкентском мулле и татарской школе пишет Остроумов в своем рассказе о детстве Ишаева..
Очерк Н. Остроумова о Кауфмане из Туркестанского литературного сборника в пользу прокаженных. — СПб., 1900..
.. Мы жили, — рассказывал мне Шакирджан Ишаев,—в азиатской части Ташкента, за стенкой городского генерал-губернаторского сада, у самой стены сада с западной стороны. К этой части азиатского города прилегала в мусульманское время дорога, которая шла между домом правителя канцелярии и теперешней конюшней при доме Генерал-Губернатора; чрез арык Ангар был перекинут мост. Этою дорогою мы напрямик выходили из азиатской части в русскую часть города и проходили почти чрез задний двор генерал-губернаторского дома (впоследствии эту улицу закрыли). Жили мы в сартовской полуразвалившейся сакле. Семейство у моего отца было большое (нас было четыре брата, и три сестры), и жили мы крайне бедно. С матерью я часто выходил по упомянутой улице в русскую часть города. Мать моя в то время занималась стиркой белья на богатых татар, брат старший жил у портного-татарина в ученьи, а отец, как мулла, вечно колотился около торговцев-татар, живших в сараях на базаре в азиатской части; сестры мои были тогда еще очень молодые и находились всегда дома. Я учился в школе (мактабъ-хана), которая существовала при мечети, в северном углу генерал-губернаторского сада, в десяти шагах от нашей квартиры. Я уже умел писать и читать по-татарски, а также знал несколько полуслов по-русски, ибо и тогда отец с матерью, в присутствии посторонних мусульман и мусульманок, говорили о своих секретах по-русски. Отец мой считался тогда знатоком русскаго языка и закона, и потому не редко приходили к нему сарты за советом. В его полном знании русского языка и мы в то время не сомневались, но впоследствии познания его в русском языке оказались ничтожными: он не мог двух слов правильно связать по-русски. .. |
Мечеть около губернаторского сада. Где это — на месте нынешнего зала Бахор?
В этот период Влияние Бухарского образования стало двойственным. С одной стороны классическое, с другой — усилилось влияние суфистких течений..
Из статьи М.Н.Фаршатова «Шейх Зайнулла Расулев и имперские власти» (сб. «Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв.» М.2011) стр.169..
.. Как видно из донесения муллы А. Исхакова муфтию от 9 апреля 1872 г. .. .. 4) вывешивание в мечетях и домах мусульман «красивых грамот», т.е. шамаилов (написанные каллиграфическим почерком цитаты из Корана, определенные молитвы, имена Аллаха, Пророка Мухаммада и некоторых «святых». В мечети З. Расулева были вывешены шамаилы бухарского «святого» ходжы шейха Багаутдина Накшбанди и «самого старшего муллы турецкого шейха Ахмеда Зияэддина Гюмюшханавия». Это служило «для изгнания нечистого духа»); .. |
Из книги Диляры Усмановой — Мусульманское «сектантство» в Российской империи: «Ваисовский Божий полк староверов-мусульман» 1862-1916 гг. стр.424..425
док.№78.11.01.1913 РГИА ф.1412 оп.35 д.12 л.85-86об.. И в особенности у нас есть Великий пастырь и учитель и мударрис дамулла Ишмухамед Денмухаммедов деревни Тюнтар Урбарской волости Малмыжского уезда Вятской губернии [682 ДинМухамметов Ишмухаммед (Ишми-ишан, 1842, д. Верхняя Сунь, Мамадышского уезда Казанской губернии — 1919, г. Малмыж, Вятской губернии) — религиозный деятель, представитель кадимизма. После получения образования в Тюнтерском медресе и Бухаре, И. Динмухаммедов становится имамом-хатыбом мечети д. Тюнтер (1877). С середины 1880-х годов И. Динмухаммедов известен как общественный деятель, резко выступавший против взглядов улемов-реформаторов (Г.Курсави, Ш.Марджани), считая, что они отходят от норм шариата, буквы и духа Корана. С 1890-х годов Ишми-ишан становится резким противником джадидистов, борясь за сохранение устоев традиционного ислама. Расстрелян большевиками по обвинению в контрреволюционнной деятельности. Подробнее см.: Салихов Р. Р. Ишмухаммет Динмухамметов // Татарская энциклопедия: В 5-т. — Казань, 2005. — Т.2. — С.290-291.] И он сам асула кадим [483 «Усул кадим» — старый метод в системе обучения. Этим же термином часто обозначают консервативное направление общественной мысли и консервативное течение общественного движения], т.е. староверского общества мусульман. Вот он борется с новым заветом асул джедидами [484 «Усул джадид» — новый метод] 19 лет и много пострадал черех них за справедливость и защиту Вашего Императорского Величества и сохраняет самодержавие. … |
В это же время в Бухаре учился будущий знаменитый джадид — Баруди (тогда еще без этого псевдонима по названию казанской махалли пороховщиков)..
Он родился в той же деревне что и моя прабабушка (Сания < Марьям < СахибЖамал < ГайниКамал 10). Похоже традиции там были революционные, потому что мама СахибЖамал приехала в эту деревню из Пичмон-тоу откуда сбежала из-за отношения к ней соседей. А они не одобряли ее брак вопреки воле отца — мурзы Ашит-аула (это аул на другом берегу реки Ашит)..
из статьи «Сегодня день рождения Галимджана Баруди» :
Галимджан Мухаммаджанович Галеев (Баруди) – выдающийся татарский религиозный деятель, просветитель, педагог. Он родился 17 февраля 1857 года в д. Малые Ковали Казанского уезда (ныне Высокогорского района РТ). Родом из купеческой семьи.Учился в казанском медресе “Касимия” (“Апанаевское”), где преподавали знаменитые в то время ученые-теологи. Изучил основы веры, сделал первые шаги в постижении арабской, тюркской и персидской культур. С целью получения высшего теософского образования отправляется в 1875 году на учебу в Бухару. .. |
В 1879 в Бухару приезжает учиться будущий имам ташкентской мечети — Мавдуд Ахтямов..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбое, Дилфуза Насретдинова. ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.240..
.. Мирмухаммад Мавдуд Фаттахетдинович Ахтямов. Родился 15 февраля 1861 года в селе Кызылорда Симбирской губернии. Начальное образование получил в местной татарской школе, позже в городе Петропавловске. Приехал в Бухару в 1879 году и проучился в медресе 7 лет. В 1886 году в Ташкенте поступил в Татарскую высшую школу. После окончания этой школы служил имамом в татарской мечети рядом с Воскресным рынком в Ташкенте. .. |
———————
см. еще: 1892..98 татарское духовенство, джадиды и народное образование