опубл.2022-09-06
На тему татарского языка см.также: 1960-е Фахим Ильясов — ЛЮБОВЬ К ЯЗЫКАМ
————————-
Знакомство с этим городом началось для меня в поезде Москва — Казань. Две симпатичные дамы, одной под сорок, а вторая чуть перешагнувшая этот своеобразный рубикон молодости, весело щебетали на татарском и никак не могли угомониться. Выяснилось, что они сестры и купили билеты в разные купе, а теперь ищут среди пассажиров человека, который поменялся бы местами с одной из них. Невольно ставший свидетелем разговоров дам с проводницей и другими пассажирами, даже не заметил как состав без всяких рывков и толчков, медленно и плавно тронулся.
В конце концов сестры остались в моём купе, а я перешёл в другое, что рядом с туалетом. В знак благодарности, вмиг угомонившиеся татарские мадонны пригласили меня на чай с домашними пирожками, сырниками и пирогом с вишней. Поначалу подумал, что пирог был куплен в московском супермаркете «Виктория». Именно туда армянские цеха по производству кондитерских изделий поставляют свой товар в первую очередь. Но я ошибся, женщины оказались не только симпатичными, но и отменными кулинарами. Татарки есть татарки, они всегда, везде и во всём хороши, а особенно в кулинарии. Всё приготовленное сёстрами оказалось бесподобно вкусным. Они ехали в Казань, а оттуда сразу на дачу к родителям и детям. Младшая Тамила, высокая, стройная, с каштановыми волосами, работала заместителем директора крупной компании по энергетике и была замужем за нижегородским татарином. Муж должен был присоединиться к ним через неделю. У Наджийи, старшей сестры, муж был азербайджанцем из Баку, который дополнительно заимел вторую жену у себя на Родине. Усатый потомок Аршин Мал Алана стал постоянно жить в Баку, а к московской семье просто наведывался, раз в несколько месяцев. Наджийя знала о молодой сопернице, но ради сына терпела, а вот любила ли она бакинца или уже нет, неизвестно, так как слово любовь не прозвучало ни разу. Но глядя на эту стройную, решительную даму с волнистыми волосами и выразительными карими глазами, преподающую физику в «Бауманке», приходишь к выводу, что такая женщина не будет долго терпеть проделки и выходки «бакинского квартиранта», по выражению младшей сестры и его скоро выставит за дверь, тем более, что квартира принадлежит отцу Наджийи. Да и брак Наджийи с бакинцем длинною в пятнадцать лет, оказывается, не был официально зарегистрирован, а только скреплён обрядом «Никях». Дорога располагает человека к откровенности и эти честные, трудолюбивые и обаятельные дамы, выпускницы серьёзнейшего МЭИ, сами того не ведая рассказали о своих судьбах. Я всегда удивлялся тому факту, сколько умных татарских девчат учились и учатся в таких супер серьёзных ВУЗах как МЭИ, МВТУ имени Баумана, МАИ и МИИТ и даже на философском факультете МГУ. Не каждый из так называемых бравых парней, осилит учёбу в вышеперечисленных ВУЗах, ведь многие из них узнав перечень предметов которые надо изучать там, сразу поджимают хвосты и ретируются. Чаепитие в уютном купе затянулось и чтобы не мешать соседям мы хотели выйти в коридор, но последние сами присоединились к нашему дружному чаепитию. Короче говоря, спать ушёл уже за полночь, а в голове ещё долго звучала музыка прекрасного казанского диалекта в исполнении умниц сестёр. Утром попрощавшись с новыми знакомыми вышел из поезда и ступил на привокзальную площадь города в котором никогда не бывал прежде. Вроде бы ничего не связывало меня с Казанью, бабушка с дедушкой уехали из Татарстана ещё в двадцатых годах прошлого столетия, мама родилась уже в Ташкенте, а отец до переезда в Узбекистан жил в Москве, но тем не менее сердце забилось учащённо и радостно. Да что там скрывать, Казань и все события связанные с ним, всегда были основной темой разговоров наших родственников живущих в Ташкенте, которые хотя и полностью ассимилировались, а где — то с третьего поколения начали вовсю смешиваться с узбеками, но тем не менее, столица Татарстана была своего рода маяком, который светил и притягивал. Вот только после распада страны, в самом Ташкенте, даже полностью ассимилированным, стало трудно с работой и часть родственников переехала в Москву, а то и в другие страны. Но ни одна семья из нашего клана, разросшегося до нескольких сот человек, не вернулась в Казань. Видать, после бесчисленных рассказов о жестоком периоде раскулачивания в Татарстане, арестах и ссылке людей в лагеря и тюрьмы, это в лучшем случае, а в худшем расстрела, генетическая память мешала переезду многих среднеазиатских татар на историческую Родину. А ведь уничтожали и высылали из Татарстана, практически, весь генофонд нашего народа. Люди живущие в сегодняшнем Татарстане, даже не представляют себе, какое множество татар являются Героями Советского Союза, Героями Социалистического Труда, учёными, академиками, профессорами, вице — премьерами Кабинета Министров, министрами, Управделами Аппарата Президента, известными актёрами, выдающимися архитекторами, художниками, композиторами, писателями и просто отличными работниками нет, не Татарстана, а Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Туркменистана. Все они стали гордостью тех республик, в которых родились, проживали и проживают. Вот такие мысли промелькнули в голове в первые минуты пребывания в Казани, не побоюсь этого выражения, города Надежды и Опоры не только татарского народа, но и всех мусульман России. Прибыв в Казань для участия в Пятом Съезде Всемирного Конгресса Татар, не мог не посетить популярное кафе «Парамач», о котором рассказывал отец. Они с мамой посетили его во время круиза на теплоходе по маршруту Москва — Астрахань — Москва и во время экскурсии в Казани, автобус привёз их в это кафе. Как рассказывал папа, в те годы парамачи подавали с катыком или со сметаной. После я уже сам читал много информации в Интернете о кафе «Парамач». Поэтому, после регистрации в отеле «Татарстан», забросил чемодан в номер и пошёл искать его. Первый прохожий, которому был задан этот вопрос, увы, не знал где оно находится, а вот женщина зазывавшая на автобусные экскурсии, на казанском диалекте родного языка (слушал бы и слушал эту журчащую как вода в арыке речь), просто и доступно объяснила как к нему пройти. В маленьком кафе была большая очередь за татарскими кулинарными изысками. Запах Его Величества Парамача вызывал слёзы умиления и напоминал о маме, готовившей их к приходу папы домой после праздничного намаза. Пока папа мыл руки, я уже успевал съесть горячий парамач с катыком. О том какое блаженство испытываешь в этот момент, не передать никакими словами. После ухода из жизни отца, мама так же по традиции готовила парамачи, вок балеши, самсу, пироги и т.д., но уже детям и внукам. Из семи дочерей моего дедушки Абубакира — Эффенди, только две из них готовили шедевральные парамачи, это моя мама Музайна и её сестра Фидания — Ханум. Вид самих парамачей в маленьком, но уютном казанском кафе, естественно уступал маминым, но тем не менее, они были очень вкусными. Народ в этом исконно татарском кафе переговаривался между собой и кассиром по — русски, что слегка покоробило меня. Но тут вошли несколько ребят и девчат в районе пятнадцати лет, приехавшие из провинции на экскурсии в сопровождении учительницы. Вот эти, так называемые аул болалары, не обращая ни ка кого внимания, разговаривали исключительно на татарской «Мове». Настроение сразу улучшилось не только у меня, но и у всех посетителей и даже татарка — кассир, сразу перестала называть наш родной Учпучмак, противным словом «треугольник» и перешла на татарский. Разница между Ташкентом и Казанью в вопросах привлечения молодёжи к общению на родном языке заключается в том, что если во время поездки на транспорте или где — то в очереди, узбекская молодёжь начинает разговаривать по — русски, то всегда найдётся мудрый Аксакал, который вежливо, обращаясь к детям, причём, исключительно на «Вы», называя их Азиз Болаларим, поправит их и призовёт перейти на узбекский, при этом приведя примеры о красоте узбекского языка. А вот найдутся ли среди татар такие мудрые Аксакалы, да и ездят ли они на общественном транспорте? Хотя, дети из татарских аулов могли бы зажечь взрослое населения Казани и подтолкнуть их разговаривать на родном языке, а в том что жители Казани умеют говорить на нём, нет никакого сомнения. Пример тому крашенная блондинка — кассир из кафе «Парамач». Думаю, что настойчивый, умный и трудолюбивый татарский народ найдёт выход из положения, чтобы привлечь казанцев разговаривать на родном языке. Кстати, узбекский народ очень любит слушать татарские старинные песни и отрывки из спектаклей Театра Камала, которые иногда транслируют по радио и даже по TV, при этом неоднократно повторяя — «Татар тили шунака гузал ва юмшок тил». Думаю, что перевод не нужен. Некоторые улицы города напомнили мне Ташкент до двухтысячных, там тоже были аналогичные исторические строения, но если в Казани их сохранили и отреставрировали, то в столице Узбекистана всё это снесли и застроили алюкобондными зданиями. Местами казалось, что я нахожусь не в Казани, а в Багдаде или Дамаске, а прекрасный закат над озером Кабан, напомнил о венгерском Балатоне. А все это вместе взятое, олицетворяло современную столицу Татарстана, имеющее своё, очень благородное и породистое лицо. Великолепная дорога к «Экспоцентру», где проходил Съезд, протянулась мимо зелёных холмов, небольших лесов и рощ. Этот удивительно красивый пейзаж навевал мысли о схожести с Хельсинки, где тоже проживает множество татар. Казань просто поражает многочисленными туристами, автобусы от гостиницы «Татарстан», одна за другой забирали группы и увозили на экскурсии. Уверенность, что Казань стала туристической Меккой и переплюнула Москву в этом отношении, не покидала меня во время всего периода пребывания в городе. Гостиница «Татарстан» имеет неоспоримое преимущество перед многими, более современными и комфортабельными отелями, так как находится в самом центре города. В первый день прошёл более шести километров в одну сторону, на второе утро столько же в другую, и всё это до начала заседаний. Я подобно таёжному волку отмечал территорию полюбившегося мне города. На третий день встал в три утра и ещё дальше раздвинул границы своего знакомства с городом. Поразила огромным количеством людей улица Баумана. В Москве, на Арбате их гораздо меньше. А увидев моряков сидящих на скамейках загорелся флотский огонь в душе, не утерпел, подошёл, представился, назвал Флот, звание и корабль на котором служил и поздравил ребят с Днём Военно — Морского Флота. Моряки оказались слегка выпившими, но тем не менее, они старательно выстроились и представились. После взаимных объятий, приветствий, лозунгов — «Северный Флот — не подведёт, а Черноморский Флот — Чи Флот, Чи Флотилия», меня не хотели отпускать, приглашая «немного» выпить в соседнем кафе за тех кто на вахте, кто уже отслужил, кто ещё служит, за командиров кораблей, за Флота Расейские, отдельно за Северный Флот, который не подведёт, и т.д.. Перечисление одних тостов заняло бы несколько страниц. Сделав морской манёвр «Поворот Всем Вдруг» сообщил, что меня срочно ждут в отеле и еле — еле ретировался. Через сто метров увидев аналогичную группу, но уже из более чем десяти «мореманов», подойти к ним и поздравить с праздником, не решился, а вместо этого, «отважно» перешёл на другую сторону улицы.. Завтраки в отеле «Татарстан» вкусные и сытные, а вот обедать предпочитал за пределами гостиницы, набрасываясь на всё национальное, как древний ордынец вернувшийся из московского похода. Не буду занимать время читателя и рассказывать про работу Съезда, так как многочисленные журналисты, операторы, корреспонденты и пресс — атташе всё это уже сделали. Но тем не менее пару — тройку слов скажу о самих делегатах. Весёлые, певучие, заводные, открытые ребята и девчата из Пензы с первого дня привлекали к себе внимание, так же как и добрые Самаритяне, они же делегаты из Самары. Челябинцы, с которыми пришлось разговаривать удивили отличным знанием Казани, они оказывается, часто приезжают сюда в командировки, а двое жителей Урала, вообще думают переехать в Казань. Понравилась чёткая работа Оргкомитета Съезда. Сразу видно, как много труда они вложили вместе с сотрудницами Представительства Татарстана в Москве. Транспорт работал по расписанию и слаженно, ясно и понятно звучали ответы на вопросы касательно работы Съезда, размещения, быта и выступления делегатов. Во время Съезда было много лекций, дискуссий и выступлений. Запомнилась яркая и темпераментная речь Председателя Союза Писателей Татарстана Ркаила Зайдуллина, он проникновенно говорил о значении родного языка, росте населения и его роли для дальнейшего развития Республики. Очень понравилось выступление Председателя Совета Старейшин Татар и Башкиров Узбекистана Рима Гиниятуллина. Он сделал много предложений, но основным было переименование ряда улиц типа Силикатная, Кирпичная и т.д. и назвал несколько имён выдающихся татарских писателей и государственных деятелей достойных того, чтобы их имена носили улицы Казани и других городов Татарстана, а также призвал власти строить больше татарских школ и более глубоко изучать родной язык. По этому поводу вспоминается недавняя Хутба Муфтия Узбекистана, который призывал местных правоверных отказаться от строительства мечетей, мол их, уже достаточно как в столице, так и в самой республике. Вместо них он просил нуворишей строить детские сады, школы и больницы, которых так не хватает в Узбекистане, где рождаемость очень высокая. Ведь всего лишь за тридцать лет после обретения независимости, население Узбекистана выросло более чем на шестнадцать миллионов. Сейчас в республике проживает около тридцати семи миллионов человек. И это при том, что с 1990 до 2005 года, отток из республики составил более восьми миллионов человек. В Саудовской Аравии живут более пяти миллионов узбеков, за более чем сто лет проживания в этой стране, они не потеряли свою идентичность. Всё так же чисто разговаривают на ферганском диалекте узбекского языка молодые ребята, представляющие уже седьмое или восьмое поколение узбеков. А наша молодёжь попав в русскоязычную среду сразу забывает Туган Тилибизни, а после женитьбы и с рождением детей, молодые папы и мамы, усиленно разговаривают с детьми на русском, а их внуки уже не знают своего языка. Чтобы увеличить население Татарстана, пора претворять в жизнь отличный девиз — «Булдырабыз». В Узбекистане, в связи с проблемами в энергетике, даже в Ташкенте, по несколько раз в день отключают электричество, а в провинции, его дают всего на несколько часов в день. Семейным парам приходится рано ложиться спать, вот и делайте выводы. После окончания работы Съезда, были многочисленные фотосессии, интервью, импровизированные спичи в кругу друзей и делегатов. Но всё это было не для меня, попросив главного редактора газеты «Татарский Мир» Рината Мухаммадиева подбросить до метро, я поехал в отель. Небольшой чемодан сдал в камеру хранения и со спокойной душой направился в ставший родным «Парамач», где провёл пару приятных часов за чаем, беседами с посетителями и даже кассир соизволила присоединиться к нашим разговорам на татарском и вставила парочку реплик типа, Мир, Дружба, Парамач. Вечером, нагруженный до самой ватерлинии впечатлениями о Казани, Съезде и людях, я уже был на вокзале. До свидания Казань, крикнул я вокзалу и сел в поезд на Москву, где сразу лег спать и рано утром уже был на Казанском вокзале столицы. Член СП России Фахим Ильясов. |