опубл.2023-02-18, изм. и доб.-19
из статьи в журнале «Сюмбика» Рафаэля Хасановича Зарипова-Кальметова «Портрет татарки… Истории семьи Булатовых- Терегуловых»..
![]() |
С юности я люблю собирать старинные снимки, особенно дореволюционные фотографии наших знаменитых татар. Сколько чистоты, благородства, одухотворенности! Они жили высокими материями, отдавали всю энергию, любовь своему народу. На одной из таких фотографий, снятой в 1904 году в Уфе, — будущий муфтий Ризаэтдин Фахретдин, который был не только истинным проповедником, имам-хатыбом, но и талантливым журналистом, писателем, Ибрагим мурза Терегулов – просветитель, общественный деятель, профессор, и Габдерахман Ахмаров – купец, меценат. Они были друзьями, соратниками своего времени. А эту ксерокопию фотографии подарил мне сын Халимы Булатовой-Терегуловой, Али Булатов, с которой я начал писать статью. Конечно, я человек другого поколения, и не мог с ними встречаться, но мне посчастливилось познакомиться с их потомками — с дочерью Ризаэтдина Хазрата – Асмой ханум и внуком Арсланом, с внучками Делярой и Эльмирой (дочери сына Габделахата) Фахретдиновы, с Чингизом Габдрахмановичем Ахмаровым – народным художником Узбекистана и Татарстана. |
В 2015 году Халиме Ибрагимовне ханум мурза Булатовой-Терегуловой исполнилось бы 110 лет. Она родилась 26 апреля 1905 года в Казани, в семье Ибрагима Валиуловича и Бибигайше Мухаммадгалиевны Терегуловых. В 1992 году я привез в столицу Татарстана старинные фотографии и показал их профессору Марселю Ахметзянову, чтобы их перефотографировали, для фонда института им. Г.Ибрагимова. Увидев в моей пачке фото Махмуда мурзы Терегулова, Марсель абый спросил, не знаю ли я его здешних родственников, пообещал познакомить с дочерью Ибрагима Терегулова. |
![]() |
Халима ханум приняла нас как родных — с чаем, пирогами. Через некоторое время Марсель Ибрагимович срочно уехал в редакцию по звонку, а наш разговор затянулся на долгие часы. Халиму родители с детства приучали к искусству, в восемь лет отдали в музыкальную школу Гуммерта, где она 4 года обучалась игре на фортепиано. В дальнейшем училась в Оренбургской музыкальной школе, где её педагогом была одна из сестер Федотовых — пианистка Софья Николаевна, мать выдающегося виолончелиста Мстислава Ростроповича. После окончания школы Халима ханум преподавала в Восточной музыкальной школе. У неё учились братья Файзулины, один из которых Джаудат Файзи, стал известным композитором. Затем она продолжила образование в Московской консерватории. После Москвы Халима ханум преподавала в Казанской консерватории. Первой среди татарских женщин стала членом Союза композиторов СССР, музыковедом. |
![]() |
В разговоре она спросила, не видел ли я в Ташкентском музее искусств картину «Обреченная невеста». Конечно, я видел эту картину, и не раз. Её автор — художник и педагог Павел Петрович Беньков (1879-1949), заслуженный деятель искусств Узбекской ССР. Он в своем творчестве интересовался жизнью восточных народов, татар, отразив это в картинах «Татарин-грузчик», «Г. Ибрагимов». В 1926 году принимал участие в качестве художника в постановке татарской мелодрамы «Голубая шаль» Карима Тинчурина на великолепную музыку Салиха Сайдашева. И тут я узнал, что П. Беньков, оказывается, писал свою «Невесту» с неё, моей собеседницы. Художник был другом семьи Терегуловых и хотел написать портрет Халимы вместе с матерью. Однако Гайша ханум заболела, и тогда Павел Петрович попросил позировать Халиму для задуманной им картины, которую писал четыре года: 1924-1928. Глядя на Халиму Ибрагимовну, я подумал — а ведь передо мной сидит «Оригинал» картины «Обреченная невеста» – княжна Терегулова. Она хотела, чтобы кто-нибудь из ташкентских художников написал копию этой работы и прислал ей, однако такой возможности не представилось. Картина тиражирована на почтовых открытках СССР. На них она – «невеста» ушедшего века. |
![]() |
Последние годы жизни Халима ханум жила вместе с сыном, художником Али Булатовым. Али окончил Казанский архитектурный институт, писал картины. |
У Халимы ханум были сестры: |
Амина (1887-1975) её супругом был врач, профессор Абубакир Терегулов.
![]() Две подруги: Слева Гайнельхаят Мамлеева Алкина, Амина Ибрагимовна Терегулова( супруга Абубакира Терегулова) . 1916г., Казань |
. | Была в Ташкенте еще Амина Терегулова — дочь военного Багаутдина Яхина, жена СултанМахмуда Терегулова работавшего в ИнПросе и кооп-организациях, учившаяся на Бестужевских курсах. См. 1913 Петербург или 1914 Москва — фото студентов с Гаязом Исхаки
![]() фото из виньетки «1925 Мед-техникум 4-выпуск» |
Мадина (1892-1984) учительница в Троицком, Касымове и Казани..
![]() Стоят слева: Исмаилова Нагима, Гафурова С., Тулпанова Газза, …., Яушева Газза, Мухсинова Асьма, Шарипова Газза, ….., Мазитова Минсылу, Хусаинова Каюма. Сидят справа: Мухамедярова Рабига, Хусаинова Минч, Тулпанова Гарифа, Терегулова Мадина(учительница), Нигматуллина Анвар, Андреева Шарифжамал, Гафурова Т. Впереди сидят справа: Биктимирова Магмура, Сайфуллина Марьям, Рахманкулова Фарзана. Троицкое Русско-татарское женское училище 1914 год |
Рабига(1895) работала в библиотеке им Н.И.Лобачевского в Казани. Фатыйма (1903) биолог.работала в Бугульме. В тот мой приход к Али он сказал, что получил от тёти письмо. В свои 98 лет, и она каждое утро делала зарядку. |
Еще одна уникальная фотография, оставшаяся мне на память от тех незабываемых встреч с Халимой ханум. На снимке 1912 года после спектакля в Новом клубе (теперь Татарский театр драмы и комедии им К.Тинчурина в Казани) слева направо сидят – Гайша Богданова, Зайнаб Саинова, Рабига и Зайнаб Габитовы: стоят — Фатима и Зухра Саиновы, Амина Терегулова, Суфия Кулахметова, Гайша и Мадина Терегуловы. Все исполнители и зрители — только женщины (в соответствии с законами шариата). |
Далее в статье об отце Халимы – Ибрагиме Вилиулловиче мурзе Терегулове смотрите в =1920..21 Самарканд — профессор Терегулов=.
Есть еще статья на эту тему — Флера Бикчурина «100-лет со дня рождения Халимы Булатовой-Терегуловой» где рассказывается о ней как первом татарском музыковеде.
Статья Ахмеджанова Марселя о матери сестер Терегуловых — «Бибиайша Терегулова (1868-1940)»..
Еще мало известно о работе писателей-женщин в истории татарской литературы 19 века. Литературоведы этого времени кроме поэтессы Газизы Самитовой (1862-1929), прозаика Галимательбенат Биктемировой (1876-1906), поэтессы Ханифы Гыйсматуллиной других имен кажется не приводят. То что этот список такой короткий не говорит о том что других женщин-писателей нет, а показывает недостаточное изучение нашего наследия.
Литературно-переводческая деятельность Б.Терегуловой не заканчивается указанной книгой. Известна опубликованная ею в 1904 году книга «Шелковое платье» (20 стр.), Бибиайша Терегулова в 1910-е годы продолжала заниматься переводами, однако неизвестны опубликованные в эти годы труды. Не сохранился и ее личный архив. Все же стало известно, что сохранилась рукопись ее перевода произведения русского драматурга А.Н.Островского «Без вины виноватые». Рукопись в 1916 году переписана другим человеком и не является автографом. Это переведенное произведение ставит на сцене Габдулла Кариев. Там наряду с Г.Болгарской, Н.Таждаровой играет и дочь Бибиайши Мадина. Первая из женщин-писателей переводчик Бибиайша Терегулова скончалась в г.Казани в 1940. |

(118) +111, Саинов, Махмудов, Терегулов
———————-