опубл.2023-02, доб.2023-09-02
Предыдущий период 1892..1998 татарское духовенство, джадиды и народное образование закончился восстанием Дукчи-ишана после которого власти стали по другому смотреть на деятельность джадидов. Все-таки они проповедовали европейскую культуру и изучение русского языка, в отличии от полной враждебности исламских фанатиков.
Наконец, к концу года придумали мероприятие..
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА.. ..
|
Появились материалы в печати..
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКАВ конце 1898 — начале 1899 гг. в Туркестанской «Туземной газете» была напечатана работа С. М. Граменицкого «О пользе наук». Позже эта работа была опубликована в виде отдельной брошюры на двух языках — узбекском и русском, и распространена среди учителей русско-туземных школ и мударисов медресе Ташкента. |
Наконец в феврале провели первую лекцию..
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр305-307..По приказу начальника края Туркестанское учебное ведомство начинает готовить публичные лекции среди мусульманской интеллигенции о развитии русской науки и техники. Был составлен список мударисов крупнейших медресе Ташкента, приглашенных на эти публичные чтения. В списке значились 23 человека, из которых было 20 старших мударисов. В числе их приглашены были мударисы следующих медресе: «Шарифэтдин бай», «Ахмат магзум», «Барак хан», «Бегляр Беги», «Махмут Дастурхончи» и др. ⁴⁰ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 518. Л. 35.А затем в темной комнате при помощи волшебного фонаря были показаны картины замечательных зданий Москвы, Парижа, Лондона и Берлина⁴¹. ⁴¹ Там же. Л. 35 об.На чтении присутствовали исполняющий должность генерал-губернатора, генерал-лейтенант Н. А. Иванов, Главный инспектор училищ Ф. М. Керенский, военный губернатор Сырдарьинской области Н. И. Корольков, председатель комиссии народных чтений в городе Ташкенте А. И. Николаенко и др. ⁴² ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 518. Л. 35 об.«Сибзарский народный судья Мухитдин-ходжа заявил о своей готовности исполнить означенное желание Главного Начальника края С. М. Духовского…»⁴³. ⁴³ Там же. |
И наконец — финансирование более серьезных мероприятий (но в несерьезных масштабах :(..
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр.307-308..Российская администрация при Туркестанском генерал-губернаторе С. М. Духовском с 1899 г. начинает образовательные поездки для детей местного населения по крупным городам внутренней России с целью ознакомления этих детей с образом жизни русских детей и детей, населяющих мусульманские регионы Российской империи. ⁴⁴ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 600. Л. 433.По словам начальника краевой администрации, «там они увидят величие могущество и богатство Империи, а так же занятия, промышленность и торговлю жителей. Увидят, что под могуществом Великого Белого царя мирно живут и благоденствуют все верноподданные Его — русские и инородцы, христиане и мусульмане. Полученные путешественниками сведения широко разнесутся по ⁴⁵ Там же. Л. 433–433 об.По мнению Туркестанского генерал-губернатора, первая поездка должна была состояться в июне-июле 1899 г. по следующему маршруту: от Ташкента до Красноводска по железной дороге. Далее на пароходе в Астрахань и Саратов. Из Саратова по железной дороге в Москву и в Санкт-Петербург. Обратный путь через станцию Бологое в Рыбинск. Отсюда по Волге в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань, ⁴⁶ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 600. Л. 433 об.В экскурсию планировалось отправить 15 человек из воспитанников «инородческих квартир при городских училищах» и из окончивших курс в русско-туземных школах в возрасте от 15 до 20 лет, с ними — домуллу русско-туземной школы и служителя. Руководителем экскурсии должен был быть назначен один из учителей городских училищ⁴⁷. ⁴⁷ Там же. Л. 434.Туркестанский генерал-губернатор просил Военного министра помочь «в удешевлении проезда по железным дорогам и пароходах, а при остановках в городах, которые указаны в маршруте, безплатное помещение в учебных заведениях Министерства Народного Просвещения»⁴⁸. ⁴⁸ Там же.Кроме того, начальник Туркестанского края просил содействия в организации экскурсий в этих городах. |
Вопросы народного образования курировал Наливкин..
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр.296..Всю организационную работу по решению мусульманского вопроса фактически осуществляли вышеупомянутый Н. Иванов и его советник В. П. Наливкин. До наших дней сохранился аналитический доклад генерал-губернатора Духовского «Ислам в Туркестане», написанный на «высочайшее» имя и подготовленный В. П. Наливкиным в 1900 г., причём сам автор остался в тени. |
А в это время Риза Фахретдин писал как надо выбирать учителя в Бухаре..
«.. Следующая обязанность шакирда — выбор подходящего учителя и прилежное учение у него. Шакирд должен быть почтителен со всеми улемами, но своего учителя он обязан уважать беспредельно. В этом отношении Ризаэддин б. Фахреддин написал назидательный рассказ о том, что если некто начинает учебу в Бухаре, лучше сначала посоветоваться с мудрыми людьми и уже потом искать для себя учителя. По его мнению, на поиски учителя в Бухаре следует отвести один-два месяца. [Ризаэддин пишет об этом не от своего имени, а как бы передавая мнение «одного умного человека (хаким)» из Самарканда. RF 1899a: 9-12] ..» из статьи И.Масуми "Ильм-и ахлак Ризаэддина Фахреддина" (кн. "Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв." М.2011), стр.104 |
В тоже время генерал-губернатор Туркестана С. Е. Духовский в докладе «Ислам в Туркестане» 1899 года отмечает:
«.. Татары, являясь в роли проповедников и насадителей ислама среди киргиз, никогда не решаются на это открыто среди сартов, которые по части мусульманского книжничества ушли гораздо дальше ..» из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ - Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае.. |
Наливкин В. дал описание школ и мадраса Туркестана в своей большой работе «Что дает Средне-Азиатская мусульманская школа в образовательном и воспитательном отношениях?»
(«Туркестанский литературный сборник» в пользу прокаженных, издаваемый на средства Туркестанского окружного управления Российского общества Красного Креста. Санкт-Петербург, 1900)..
Почему я решил опубликовать работу Наливкина об узбекских школах здесь? Потому что именно они сформировали узбекскую нацию!
При всем уважении к джадидам и советским энтузиастам, корень особого характера узбеков лежит именно в системе «схоластического» образования, фактически не образования, а воспитания — что и есть признак образованного человека!
Кто-то воспитывает «свободных» людей (Гитлер.. да и современные европейские элиты, которые сейчас бьются за «свободу» негров, т.е. жителей украинских сел.. в Африке им уже надоело наводить свое Liberte), а здесь учили ограничениям, культурным рамкам и правилам жизни в обществе.
И я живущий через сто лет после этих «кадимистов» (академистов :) благодарен им за нынешних моих современников, за их терпение и заботу о каждом члене общества независимо от национальности.. и даже — веры!
Но тогда было время не развивать «мусульманское книжничество» или проповедовать, а наоборот внедрять новое «европейское» образование, не глядя чем обернется увеличение знаний с неизбежным сокращением духовно-воспитательной части..
.. Расширение деятельности школ джадидов в Туркестане вело к взаимообогащению культур. Об этом писал просветитель Муминжан Мухаммаджанов: ¹ В конце XIX – начале XX века школы, Следует отметить, что «ногайские школы», открытые татарскими просветителями, выделялись не только общепринятыми порядком, программой обучения по новому методу, но и новыми методами, которые использовали учителя. Например, согласно воспоминаниям узбека Киргизали Казакова, татарский учитель Захид Наджимов открыл новометодную школу в волости Туракурган Наманганского уезда, где обучались 60 учащихся-мальчиков. Татарский учитель давал знания по родному языку, арифметике, чтению, причем до обеда изучался родной язык, а после обеда – арифметика, раз в неделю – по пятницам – чтение Корана. Кроме того, он обучал азам русского языка. Подходя творчески к своей работе, татарский преподаватель водил своих учеников на сельские празднества, где агитировал людей, отдавать своих детей в школы. Его ученики демонстрировали перед собравшимися чему они научились у Наджимова за что получали угощения¹. ¹ Губаева С.С. Население Ферганской долины в конце XIX – начале XX в. С. 114. .. из Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века, Казань 2021, стр.117-118, 110 |
Конечно, эти процессы не могли проходить так успешно без содействия государственной системы.. в том числе и наставника юного Ленина и друга его отца..
.. Туркестанский край станет вершиной карьеры Федора Михайловича Керенского. Он прослужит здесь свыше двух десятилетий – до 1910 года. При Главном инспекторе Керенском только в одном Ташкенте откроется свыше 30 новых учебных заведений, например, первое одноклассное мужское училище, второе татарское мужское приходское училище, Мариинское женское училище, пятая и шестая русско-туземные школы, училище для мальчиков – бухарских евреев, частная школа Гориздро.. (http://mytashkent.uz/2014/01/28/tajna-sem-i-kerenskih/) |
Тут туземцы явно из татарских семей..
А я ведь застал эти парты — солидные, с откидной крышкой, вызывающие уважение к системе.. потом их заменили на легкомысленные фанерно-железные.. с ними заменили учебники (математика была явно вредительской, после старых сталинских, основанных на дореволюционных) и атмосфера менялась с уютной на конкурентную (ну это может необъективный взгляд старшеклассника на первоклассников, хотя у них тоже пошли изменения — отменили чернильные ручки).
Еще школа для девочек..
Мужская школа..
из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае.
Россия, Сибирь и Центральная Азия - взаимодействие народов и культур: материалы ... международной научно-практической конференции, Том 5..
.. Что касается татарского мактаба, то в 1902 г. он был преобразован в русско-татарское училище (школу). Был образован попечительский совет, в разные годы в него входили авторитетные представители ташкентского татарского общества: Ш. Ишаев, Батыршин, Чанышев, X. Бурнашев, А. Диваев, Б. Илькин, М. Тюменев, братья Яушевы, А. Суташев, С. Еникеев, X. Ширинский, Я. Сейфульмулюков, М. Ахтямов, М. Уразаев, X. Рахматуллин, Сафагареев, Ш. Гумеров, Ш. Биккулов, М. Бакиров и др. .. |
Конечно, открывались татарские школы не только в Ташкенте..
.. В 1902 году в Новой Бухаре была открыта первая татарская школа, .. (Ватаным — ТАТАРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ — Мечеть Маржани и типографии Биккулова в Ташкенте) |
Продолжались экскурсии в Россиию для лучших учеников..
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр.309-310..Программа экскурсии была довольно насыщенной. Например, в 1902 г. Военное министерство направляет письмо руководителю туркестанских учеников учителю Кузнецову, в которой предлагалась следующая программа: ⁴⁹ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 600. Л. 398 об.В Царском селе туркестанских учеников ежегодно приветствовал император Николай II. Военное министерство всю поездку туркестанских детей-туземцев держало под непосредственным контролем. |
из "Акчурины" гл.10:
.. О том, что Акчурины не были равнодушны к газете «Тарджеман», говорит следующий факт: летом 1903 г. рабочие Самайкинской фабрики Акчуриных прислали в редакцию газеты 43 руб., предназначенных для восстановления разрушенного новометодного мектеба в далеком Андижане. .. |
и еще из газеты "Тарджиман"..
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр.314..Например, в крымской газете «Тарджиман» сообщалось следующее: ⁵⁶ Тарджиман. 1904. № 221. |
еще по теме народного образования до революции:
1905..13 школы Макаева в Фергане и Намангане
1911..17 арх-Исламовы-Макаевы
1917 4-фото школы Маржани