tatar.uz folk history

1901-02-22

1898..1904 джадиды и чиновники в народном образовании

опубл.2023-02, доб.2023-09-02

Предыдущий период 1892..1998 татарское духовенство, джадиды и народное образование закончился восстанием Дукчи-ишана после которого власти стали по другому смотреть на деятельность джадидов. Все-таки они проповедовали европейскую культуру и изучение русского языка, в отличии от полной враждебности исламских фанатиков.
Наконец, к концу года придумали мероприятие..

Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА

..
1 декабря 1898 г. исполняющий должность Главного инспектора училищ Туркестанского края обратился с письмом к инспектору народных училищ Туркестанского края 1-го района, в котором высказал о желании Туркестанского генерал-губернатора познакомить местных учителей и мударисов города Ташкента с «волшебным фонарем»³⁸ и фонографом.
«В этих целях, предлагалось собрать в зале Ташкентского реального училища означенных лиц и демонстрировать в их присутствии опыты с волшебным фонарем и фонографом, а так же показать им классные помещения названного училища»³⁹.

..
³⁸ «Волшебный фонарь» — аппарат для проекции изображений,
распространенный в XVII–XX вв., в XIX в. — в повсеместном обиходе. Являлся значимым этапом в истории развития кинематографа.
³⁹ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 518. Л. 1–1 об.

Появились материалы в печати..

Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА

В конце 1898 — начале 1899 гг. в Туркестанской «Туземной газете» была напечатана работа С. М. Граменицкого «О пользе наук». Позже эта работа была опубликована в виде отдельной брошюры на двух языках — узбекском и русском, и распространена среди учителей русско-туземных школ и мударисов медресе Ташкента.

Наконец в феврале провели первую лекцию..

Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр305-307..

По приказу начальника края Туркестанское учебное ведомство начинает готовить публичные лекции среди мусульманской интеллигенции о развитии русской науки и техники.

Был составлен список мударисов крупнейших медресе Ташкента, приглашенных на эти публичные чтения. В списке значились 23 человека, из которых было 20 старших мударисов. В числе их приглашены были мударисы следующих медресе: «Шарифэтдин бай», «Ахмат магзум», «Барак хан», «Бегляр Беги», «Махмут Дастурхончи» и др.
14 февраля 1899 г. в здании Ташкентской мужской гимназии состоялось первое народное чтение для представителей местного населения под названием «О пользе наук», составленное С. М. Граменицким).
По словам директора этой гимназии Н. П. Остроумова, высокопоставленным мусульманским деятелям были показаны: «Глобус, полушария, карта Азии, и разные опыты на приборах физического кабинета — термометр, барометр, воздушный насос, Магдебургские полушария, электрическая машина, паровая машина, фотография с разными картинками и между другими видами русско-туземных школ и железнодорожный мост на Сырдарье, графофон, магнит и др.»⁴⁰.

⁴⁰ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 518. Л. 35.

А затем в темной комнате при помощи волшебного фонаря были показаны картины замечательных зданий Москвы, Парижа, Лондона и Берлина⁴¹.

⁴¹ Там же. Л. 35 об.

На чтении присутствовали исполняющий должность генерал-губернатора, генерал-лейтенант Н. А. Иванов, Главный инспектор училищ Ф. М. Керенский, военный губернатор Сырдарьинской области Н. И. Корольков, председатель комиссии народных чтений в городе Ташкенте А. И. Николаенко и др.
При всей своей помпезности, народные чтения, на наш взгляд, имели положительный момент в том, что старшие мударисы, будучи ответственными за учебный процесс в медресе, наглядно увидели многие технические новинки, которые использовались в Российских учебных заведениях.
По окончании чтений генерал-лейтенант Н. А. Иванов высказал представителям присутствовавших на чтении местных религиозных деятелей надежду на скорое открытие курсов русского языка при мусульманских мадрасах города Ташкента⁴².

⁴² ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 518. Л. 35 об.

«Сибзарский народный судья Мухитдин-ходжа заявил о своей готовности исполнить означенное желание Главного Начальника края С. М. Духовского…»⁴³.

⁴³ Там же.

И наконец — финансирование более серьезных мероприятий (но в несерьезных масштабах :(..

Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр.307-308..

Российская администрация при Туркестанском генерал-губернаторе С. М. Духовском с 1899 г. начинает образовательные поездки для детей местного населения по крупным городам внутренней России с целью ознакомления этих детей с образом жизни русских детей и детей, населяющих мусульманские регионы Российской империи.
В июле 1898 г. Туркестанский генерал-губернатор направляет письмо на имя Военного министра А. Н. Куропаткина, в котором просит своего руководителя содействия в организации учебно-образовательных поездок «молодых сартов и киргизов» в Российские города⁴⁴.

⁴⁴ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 600. Л. 433.

По словам начальника краевой администрации, «там они увидят величие могущество и богатство Империи, а так же занятия, промышленность и торговлю жителей. Увидят, что под могуществом Великого Белого царя мирно живут и благоденствуют все верноподданные Его — русские и инородцы, христиане и мусульмане. Полученные путешественниками сведения широко разнесутся по
краю. Надеюсь, что такие поездки возбудят интерес в молодых туземцах и могут ежегодно повторяться на собственные средства состоятельных родителей»⁴⁵.

⁴⁵ Там же. Л. 433–433 об.

По мнению Туркестанского генерал-губернатора, первая поездка должна была состояться в июне-июле 1899 г. по следующему маршруту: от Ташкента до Красноводска по железной дороге. Далее на пароходе в Астрахань и Саратов. Из Саратова по железной дороге в Москву и в Санкт-Петербург. Обратный путь через станцию Бологое в Рыбинск. Отсюда по Волге в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань,
Астрахань и Баку, оттуда безостановочно в Ташкент⁴⁶.

⁴⁶ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 600. Л. 433 об.

В экскурсию планировалось отправить 15 человек из воспитанников «инородческих квартир при городских училищах» и из окончивших курс в русско-туземных школах в возрасте от 15 до 20 лет, с ними — домуллу русско-туземной школы и служителя. Руководителем экскурсии должен был быть назначен один из учителей городских училищ⁴⁷.

⁴⁷ Там же. Л. 434.

Туркестанский генерал-губернатор просил Военного министра помочь «в удешевлении проезда по железным дорогам и пароходах, а при остановках в городах, которые указаны в маршруте, безплатное помещение в учебных заведениях Министерства Народного Просвещения»⁴⁸.

⁴⁸ Там же.

Кроме того, начальник Туркестанского края просил содействия в организации экскурсий в этих городах.
Продолжительность поездки планировалась в 64 дня при стоимости проезда по железным дорогам и продовольствии одного ученика в 126 руб. 40 коп.
Экскурсии проводились с 1899 по 1903 гг.
Первый год для всех 15 участников поездки был организован бесплатный проезд. Последующие годы количество учеников колебалось от 10 до 15 человек. Причём основная часть экскурсантов должна была оплатить поездку. Пароходная компания «Кавказ и Меркурий» оплачивала плавание туркестанских детей на своих судах по Каспийскому, Чёрному морям и по Волге за свой счёт.

Вопросы народного образования курировал Наливкин..

Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр.296..

Всю организационную работу по решению мусульманского вопроса фактически осуществляли вышеупомянутый Н. Иванов и его советник В. П. Наливкин. До наших дней сохранился аналитический доклад генерал-губернатора Духовского «Ислам в Туркестане», написанный на «высочайшее» имя и подготовленный В. П. Наливкиным в 1900 г., причём сам автор остался в тени.


А в это время Риза Фахретдин писал как надо выбирать учителя в Бухаре..

«.. Следующая обязанность шакирда — выбор подходящего учителя и прилежное учение у него. Шакирд должен быть почтителен со всеми улемами, но своего учителя он обязан уважать беспредельно. В этом отношении Ризаэддин б. Фахреддин написал назидательный рассказ о том, что если некто начинает учебу в Бухаре, лучше сначала посоветоваться с мудрыми людьми и уже потом искать для себя учителя. По его мнению, на поиски учителя в Бухаре следует отвести один-два месяца. [Ризаэддин пишет об этом не от своего имени, а как бы передавая мнение «одного умного человека (хаким)» из Самарканда. RF 1899a: 9-12] ..»

из статьи И.Масуми "Ильм-и ахлак Ризаэддина Фахреддина" (кн. "Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв." М.2011), стр.104

В тоже время генерал-губернатор Туркестана С. Е. Духовский в докладе «Ислам в Туркестане» 1899 года отмечает:

«.. Татары, являясь в роли проповедников и насадителей ислама среди киргиз, никогда не решаются на это открыто среди сартов, которые по части мусульманского книжничества ушли гораздо дальше ..»

из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ - Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае..

Наливкин В. дал описание школ и мадраса Туркестана в своей большой работе «Что дает Средне-Азиатская мусульманская школа в образовательном и воспитательном отношениях?»
(«Туркестанский литературный сборник» в пользу прокаженных, издаваемый на средства Туркестанского окружного управления Российского общества Красного Креста. Санкт-Петербург, 1900)..

стр.215-216

стр.231-232-233

стр.234-235

стр.236-237

стр.238-239

стр.240-241

стр.242-243

стр.244-245

стр.246-247

стр.248-249

стр.250-251

стр.252-253

Почему я решил опубликовать работу Наливкина об узбекских школах здесь? Потому что именно они сформировали узбекскую нацию!
При всем уважении к джадидам и советским энтузиастам, корень особого характера узбеков лежит именно в системе «схоластического» образования, фактически не образования, а воспитания — что и есть признак образованного человека!
Кто-то воспитывает «свободных» людей (Гитлер.. да и современные европейские элиты, которые сейчас бьются за «свободу» негров, т.е. жителей украинских сел.. в Африке им уже надоело наводить свое Liberte), а здесь учили ограничениям, культурным рамкам и правилам жизни в обществе.
И я живущий через сто лет после этих «кадимистов» (академистов :) благодарен им за нынешних моих современников, за их терпение и заботу о каждом члене общества независимо от национальности.. и даже — веры!

Но тогда было время не развивать «мусульманское книжничество» или проповедовать, а наоборот внедрять новое «европейское» образование, не глядя чем обернется увеличение знаний с неизбежным сокращением духовно-воспитательной части..

.. Расширение деятельности школ джадидов в Туркестане вело к взаимообогащению культур. Об этом писал просветитель Муминжан Мухаммаджанов:
«Кудратиллох-кари каждый день посещал махаллю «Нугай» у ворот Бишагач, там он учился у одного татарского учителя,
недавно прибывшего из внутренней России и открывшего в этой махалле школу, а также по вечерам занимался
в русско-туземной начальной школе в Охангузаре. В то время еще никто не знал и не произносил таких слов,
как «усули джадид» или «усули савтия».
Такой метод в народе называли «ногайским обучением»,
ни у кого не было никакого фанатизма, не было людей, которые бы считали такое обучение дозволенным или недозволенным.
Я тоже посетил школу Кудратиллох-кари в Чакаре и вернулся в медресе в полном удивлении тому, чему учат там детей.
Обучение там состоит в изучении татарского алфавита, записанного белым мелом на черной железной доске, и обучении счету.
Это «ногайское обучение»¹, то есть новый метод (усули джадид) обучения был начат в школе мугаллима Наби в махалле
перекупщиков баранов в районе Кушмазар в середине марта 1900 года»².

¹ В конце XIX – начале XX века школы,
открытые татарскими просветителями, назывались местным населением «ногайскими школами» («татарскими школами»),
а способ обучения в них «ногайским обучением».
См.: Губаева С.С. Население Ферганской долины в конце XIX – начале XX в.
(этнокультурные процессы). Ташкент: Фан, 1991. С.114.

² Долимов У. Туркистонда жадид мактаблари. Б. 18.

..

Следует отметить, что «ногайские школы», открытые татарскими просветителями, выделялись не только общепринятыми порядком, программой обучения по новому методу, но и новыми методами, которые использовали учителя. Например, согласно воспоминаниям узбека Киргизали Казакова, татарский учитель Захид Наджимов открыл новометодную школу в волости Туракурган Наманганского уезда, где обучались 60 учащихся-мальчиков. Татарский учитель давал знания по родному языку, арифметике, чтению, причем до обеда изучался родной язык, а после обеда – арифметика, раз в неделю – по пятницам – чтение Корана. Кроме того, он обучал азам русского языка. Подходя творчески к своей работе, татарский преподаватель водил своих учеников на сельские празднества, где агитировал людей, отдавать своих детей в школы. Его ученики демонстрировали перед собравшимися чему они научились у Наджимова за что получали угощения¹.
..

¹ Губаева С.С. Население Ферганской долины в конце XIX – начале XX в. С. 114.

..
Его отец Сиражитдин, скончавшийся в Коканде в 1909 году, в молодые годы приехал сюда из Симбирской губернии и долгие годы работал учителем в селе Аджи…
..

из Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века, Казань 2021, стр.117-118, 110

Конечно, эти процессы не могли проходить так успешно без содействия  государственной системы.. в том числе и наставника юного Ленина и друга его отца..

.. Туркестанский край станет вершиной карьеры Федора Михайловича Керенского. Он прослужит здесь свыше двух десятилетий – до 1910 года. При Главном инспекторе Керенском только в одном Ташкенте откроется свыше 30 новых учебных заведений, например, первое одноклассное мужское училище, второе татарское мужское приходское училище, Мариинское женское училище, пятая и шестая русско-туземные школы, училище для мальчиков – бухарских евреев, частная школа Гориздро.. (http://mytashkent.uz/2014/01/28/tajna-sem-i-kerenskih/)

Тут туземцы явно из татарских семей..

1899 Русско-туземная школа 1-класс

А я ведь застал эти парты — солидные, с откидной крышкой, вызывающие уважение к системе.. потом их заменили на легкомысленные фанерно-железные.. с ними заменили учебники (математика была явно вредительской, после старых сталинских, основанных на дореволюционных) и атмосфера менялась с уютной на конкурентную (ну это может необъективный взгляд старшеклассника на первоклассников, хотя у них тоже пошли изменения — отменили чернильные ручки).

Еще школа для девочек..

материалы из книги Добромыслова А.И. «Ташкент в прошлом и настоящем» 1912 г. (https://tatar-ile.livejournal.com/228868.html)

Мужская школа..

материалы из книги Добромыслова А.И. «Ташкент в прошлом и настоящем» 1912 г.
https://tatar-ile.livejournal.com/228868.html



из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае.
Россия, Сибирь и Центральная Азия - взаимодействие народов и культур: материалы ... международной научно-практической конференции, Том 5..
.. Что касается татарского мактаба, то в 1902 г. он был преобразован в русско-татарское училище (школу). Был образован попечительский совет, в разные годы в него входили авторитетные представители ташкентского татарского общества: Ш. Ишаев, Батыршин, Чанышев, X. Бурнашев, А. Диваев, Б. Илькин, М. Тюменев, братья Яушевы, А. Суташев, С. Еникеев, X. Ширинский, Я. Сейфульмулюков, М. Ахтямов, М. Уразаев, X. Рахматуллин, Сафагареев, Ш. Гумеров, Ш. Биккулов, М. Бакиров и др. ..

Конечно, открывались татарские школы не только в Ташкенте..

.. В 1902 году в Новой Бухаре была открыта первая татарская школа, ..

(Ватаным — ТАТАРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ — Мечеть Маржани и типографии Биккулова в Ташкенте)

Продолжались экскурсии в Россиию для лучших учеников..
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр.309-310..

Программа экскурсии была довольно насыщенной. Например, в 1902 г. Военное министерство направляет письмо руководителю туркестанских учеников учителю Кузнецову, в которой предлагалась следующая программа:
— принятие Военным министром экскурсантов в Красном селе, а, кроме того, он приглашал детей на Красносельские скачки.
Туркестанским ученикам предлагалось так же осмотреть:
— Зимний дворец, Эрмитаж, Монетный двор, экспедицию заготовления Государственных бумаг,
— музеи: Академии наук, художественно-промышленный, сельскохозяйственный и морской,
— лучшие филантропические заведения — больницу, богадельню и училище глухонемых.
В программу осмотра входили, в том числе, Путиловский завод, Фарфоровая и Стеклянная фабрики, а так же предлагалось совершить поездки в Кронштадт, Пулково (обсерваторию), Петергоф, Павловск, Царское и Красное села, Гатчино и Парголово»⁴⁹.

⁴⁹ ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 600. Л. 398 об.

В Царском селе туркестанских учеников ежегодно приветствовал император Николай II. Военное министерство всю поездку туркестанских детей-туземцев держало под непосредственным контролем.
Отбор учеников для экскурсий в центральные города России учебное ведомство Туркестанского края во главе с Ф. Керенским проводило тщательнейшим образом.
В состав экскурсантов 1902 г., по мнению Керенского, должны были входить лишь лучшие ученики русско-туземных школ не моложе 15 лет, отличающиеся безукоризненной нравственностью, хорошим здоровьем, внешней опрятностью и достаточным знанием русского языка.
Естественно, что эти поездки мусульманских детей в неведомую Россию имели для них большое познавательное значение и оказывали неизгладимое впечатление.


из "Акчурины" гл.10:
.. О том, что Акчурины не были равнодушны к газете «Тарджеман», говорит следующий факт: летом 1903 г. рабочие Самайкинской фабрики Акчуриных прислали в редакцию газеты 43 руб., предназначенных для восстановления разрушенного новометодного мектеба в далеком Андижане. ..

и еще из газеты "Тарджиман"..
Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА. стр.314..

Например, в крымской газете «Тарджиман» сообщалось следующее:
«Ходжент. Три месяца назад у нас была открыта первая мектеба по звуковому методу. Учитель был приглашен из Ташкента. Недавно в присутствии духовных и почетных лиц происходили первые проверочные экзамены. Ответы детей и вообще результаты нововведения обрадовали всех присутствовавших. В последовавшей благодарственной молитве был помянут Измаил Бек (Гаспринский), как первоиздатель и распространитель звукового метода»⁵⁶.

⁵⁶ Тарджиман. 1904. № 221.

еще по теме народного образования до революции:
1905..13 школы Макаева в Фергане и Намангане
1911..17 арх-Исламовы-Макаевы
1917 4-фото школы Маржани

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress